Главная / Начальные классы / Методическая разработка урока по изобразительному искусству по теме: «Образ художественной культуры Японии», 4 класс

Методическая разработка урока по изобразительному искусству по теме: «Образ художественной культуры Японии», 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

г.Армавир










Методическая разработка урока по изобразительному искусству по теме:

«Образ художественной культуры Японии»,

4 класс








Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №9

Рябухина Наталья Петровна










Май, 2012г.





Цель: раскрыть отличительные признаки искусства Японии, его связь с природой.


Задачи: - умение замечать тонкие различия;

- восприятие неоднозначных мнений;

- умение воспроизвести настроение.


Оборудование: слайды, музыка, альбомные листы, кисти № 3 и № 6, баночки, палитра, акварель, салфетки.

Ход урока.


Слайд 1. Тема « Образ художественной культуры Японии».


1.Актуализация знаний.


- На прошлом уроке мы начали работу над темой « Образ художественной культуры Японии». Что больше всего вам запомнилось?


Слайд 2. АРХИТЕКТУРА.


- Итак, японская архитектура значительно отличается от европейской. Создавая архитектурные постройки, японцы придерживаются своего основного правила: « Потребность человека находиться в постоянном контакте с природой».


- Для выполнения сегодняшней работы, вам необходимо подготовит фон, затонируйте лист голубым цветом.


- Где в природе можно встретить голубой цвет?


- Небо. Следите, чтобы фон на ваших листах был именно небесно-голубой, прозрачный.


2. Постановка учебной задачи.


- Стремление к гармонии с природой – главная черта японского искусства. Японские архитекторы возводят постройки так, чтобы они сливались с окружающей средой. Цель японского садовника – воссоздать природу в миниатюре. Ремесленник стремиться показать фактуру материала, а повар – сохранит вкус и вид продукта.

Тайна японского искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым.


3. Анализ условий учебной задачи.


- Японцы не религиозны. Но вместо икон в каждом Японском доме ест как бы алтарь красоты – ниша, где стоит ваза с цветами, весит картина или каллиграфический свиток.


Слайд 3. Кто изучает прошлое – знает настоящее. Кто уйдёт—не погонюсь, кто придёт – не отвернусь.


- И поэту, и живописцу в Японии присуще одно и тоже понимание природы. Выделяя в природе одни и те же моменты, они подчёркивали своё отношение к ним.


Слайды 4, 5. Соловьи на ветвях

Плачут, не просыхая,

Соловей и хризантема. Под весенним дождём…

Капли в чаще бамбука

Может быть, слёзы?

Сайгё.


В японском языке понятия «хризантема» и «слышат» звучат одинаково «КИКУ».


Цветущие травы. Туман на поле,

Где молодые травы собирают,

До чего он печален!

Словно прячется юность моя

Там, вдали, за его завесой.

Сайгё.


Цветы белой сливы. Аромат расцветающей сливы

Льют влажные от слёз рукава.

И, сквозь кровлю сочась,

Лунный свет так горит на них,

Словно спорит с благоуханьем.



- Давайте, сравним репродукции картин японских художников и европейских.


Слайд 6,7.

- В отличие от европейских мастеров, художники Японии изображают мир, природу, пристально вглядываясь в детали. В этом и заключается особенность восточной живописи.



4. Моделирование и преобразование модели.


- О каком из четырёх сезонов говориться в стихах японского поэта Сайгё?


Слайд 9.


Вижу я, растопились

На высоких вершинах гор

Груды зимнего снега.

По реке «Голубой водопад»

Побежали белые волны.

Сайгё.


- Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения сакуры – декоративной вишни. Её розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от легчайшего дуновения ветра. Они предпочитают опасть совсем свежими, чем хоть сколько-нибудь поступиться своей красотой.

- Цветущую сакуру японцы избрали символом своего национального характера.


Слайд 10.


Перед вишней в цвету

Померкла в облачной дымке

Пристыженная луна.

Басё.


-В древней Японии в случае преждевременного цветения вишни проводился обряд « усмирения души цветов», который заключался в чтении стихов … цветам.


Практическая работа.


-Сегодня, в своих работах, вы будете изображать ветку цветущего дерева. Это может быть ветка вишни, сливы, персика, абрикоса, цветение которых вы могли наблюдать совсем недавно. Цветение этих деревьев всем вам хорошо известно, так как они растут и в нашем крае, и в нашем городе. Но свою сегодняшнюю композицию вы должны построить с точки зрения японского художника.

-Посмотрите, где распускаются цветы на старой ветке или на молодых побегах?

-Линии рисунка должны быть выразительные.

-Наметив движение веток, обязательно определите, где будете располагать массу цветов, листьев.

-Листья и цветы старайтесь компоновать группами, не разбрасывая их по одному.

-Не старайтесь делать изображение многоцветным, а возьмите за основу 3 цвета.

-Нужно работать жидкими красками, чтобы изображение получалось прозрачным, как у японских мастеров.

-Коричневый цвет лучше получать на палитре.

-Получая розовый цвет, добавляйте в белую краску красную на кончике кисти.


Слайд 11.

На японском языке есть термин «МАССЕ БУММЕЕТ» - « цивилизация сосновой иглы».


- Под этим имеется в виду умение наслаждаться красотой кончика хвоинки вместо того, чтобы пытаться охватить взором целое дерево.


Слайд 12.


5. Итоговая рефлексия.


-Как бы вы назвали этот урок?

-Что нового узнали?

-Что было интересно? Трудно? Легко?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Методическая разработка урока по изобразительному искусству по теме: «Образ художественной культуры Японии», 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Методическая разработка урока по изобразительному искусству по теме:

 «Образ художественной культуры Японии»,

                                4 класс

Цель:                  раскрыть отличительные признаки искусства Японии, его   связь с    природой.

 

Задачи:              - умение замечать тонкие различия;

                            - восприятие неоднозначных мнений;

                            - умение воспроизвести настроение.

 

Оборудование:  слайды, музыка, альбомные листы, кисти № 3 и № 6,     баночки, палитра, акварель, салфетки.

                         

 

Автор Рябухина Наталья Петровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 353
Номер материала 51262
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓