Главная / История / Методическая разработка урока по Истории России по теме " Революция 1905года" ( 9 класс)

Методическая разработка урока по Истории России по теме " Революция 1905года" ( 9 класс)

Учитель истории Соколова Ольга Леонидовна.




Тема II. Россия в годы Первой революции


Методическая разработка урока. § 4. РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 гг.


Домашнее задание

Оборудование урока

Даты, имена, термины и понятия

§ 4. Вопросы и задания. Термины, даты, имена.

Ноутбук, видеопроектор, экран, карта. Фильм «Броненосец «Потёмкин»

Революция социальная, буржуазно-демократическая революция, петиция, трудовики, «Булыгинская дума», Государственная дума, забастовка, «Кровавое воскресенье», октябристы, Советы, черносотенцы, кадеты, эсеры


http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/287/286686/286686_html_m3830f740.jpg Николай II – самодержец земли Русской

Предпосылки революции


  1. Незавершенность реформ 1861-1874 гг. породила разрыв между среднеразвитым капитализмом, отсталым сельских хозяйством и застывшим на уровне 18 века политическим строем.

  2. Сложилась революционная ситуация.

3. Высокие социальные издержки капиталистической индустриализации

4. Сохранение старых феодальных укладов в сельском хозяйстве

5. Россия – единственная страна в Европе, где отсутствовали парламент, легальные политические партии, гражданские права и свободы

6. Нерешенным оставался аграрный вопрос

7. Национальные противоречия составляли неразрывную часть внутренних противоречий и переплетались с социальными


ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ


  1. Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как формы представительной власти

  2. Нерешенность аграрного вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелья крестьян, сохранение выкупных платежей

  3. Ухудшение положения рабочего класса вследствие обострения противоречий между трудом и капиталом

  4. Кризис имперской системы отношений между центром и провинцией, метрополией и национальными окраинами

  5. Неудачный ход русско-японской войны 1904-1905 гг.


Задачи революции.


  1. Конфискация помещичьих земель и безвозмездная передача их крестьянам.

  2. Введение 8-часового рабочего дня.

  3. Ликвидация национального гнета и установление равенства всех народов России.

  4. Свержение самодержавия и установления буржуазно-демократической республики.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС РЕВОЛЮЦИИ- АГРАРНЫЙ (помещичье землевладение и безземелье крестьян).


Расстановка политических сил накануне революции


К началу 1905 года сложились три лагеря:

1. Революционный. Требования: уничтожение всего экономического и политического строя. Представлен: партиями социал-демократов и социалистов-революционеров, анархистами. Социальная база (опора): рабочий класс, крестьяне. Революционный лагерь рассчитывал на насильственное свержение власти царя.

2. Либерально-буржуазный. Требования: политические права и свободы. Представлен: земцами, «Союзами освобождения», земцами-конституционалистами. Социальная база: обуржуазившиеся помещики, предприниматели, банкиры, финансисты и пр. Либералы – за реформы.

3 Правительственный. Требования: сохранение самодержавия. Представлен: царскими чиновниками, дворянством, духовенством. Политических партий у охранительного лагеря не было. Правительство Николая Второго избрало наихудшую тактику – упрямство до последнего, уповая только на силу и уступая силе.


Характер революции:


- буржуазно-демократическая;

- крестьянская;

- народная.


Периодизация революции.


Начало революции – 9 января 1905 года, окончание – 3 июня 1907 года.

Продолжительность 2,5 года.

1-й этап (9 января 1905-сентябрь 1905) – начало и развитие революции по восходящей линии, развертывание революции вширь и вглубь.

2-й этап (октябрь-декабрь 1905) – высший подъем революции.

3-й этап (январь 1906 – 3 июня 1907)- отступление революции, поражение, спад революции по нисходящей линии.


Ход революции (основные события).


Первый этап. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/54/164/54164066_Krovavoe_voskresene.jpg

9 января 1905 г. (Кровавое воскресенье) – расстрел мирной демонстрации в Санкт-Петербурге; начало революции.


Май-июнь 1905 года – стачка рабочих в Иваново-Вознесенске; возникновение первых Советов рабочих уполномоченных.


http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/60/279/60279258_vosstanie_na_bronenosce_Knyaz_Potemkin_Tavricheskiy.jpg

Июнь 1905 года – восстание на броненосце «Потемкин».

6 августа 1905 года – манифест о созыве законосовещательной Думы.


Второй этап.


http://cs304304.vk.me/v304304111/83d8/XeP9q3NOcKs.jpg

Октябрь 1905 года – Всероссийская политическая стачка.


http://pln-pskov.ru/pictures/0837330447.jpghttp://www.peremeny.ru/main/wp-content/uploads/2011/05/narod.gif


17 октября 1905 года – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».


http://his.1september.ru/2005/24/12-1.jpg


http://fmimg.finmarket.ru/anl/ZIMA05/22vosss_cr.jpg


http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/420/75420710_2642543_BARR_Bolshoi.jpg

Декабрь 1905 года – вооруженное восстание в Москве.


Декабрь 1905 года – Закон о выборах в I Государственную Думу.


Третий этап.


http://900igr.net/datas/istorija/Revoljutsija-1905-1907/0007-007-Krestjanskie-vystuplenija.jpg

Рост крестьянских выступлений в 1906 году.




http://gorod.tomsk.ru/uploads/28460/1248230179/028551.jpgОМСК


http://slovare.coolreferat.com/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/ref-5002_912862007-16718.coolpicВЛАДИВОСТОК

Выступления в армии и флоте.


20 февраля 1906 года – преобразование Гос.Совета в верхнюю палату Парламента.

27 апреля 1906 года – начало работы Государственной Думы.

20 февраля 1907 года – начало работы II Гос. Думы.

3 июня 1907 года – роспуск Думы. Окончание революции.


Отношение основных политических сил к революции.


Эсеры. Революция не капиталистическая , промежуточная, «социальная», вызванная земельным кризисом. Целью социальной революции должна быть социализация земли и передачи власти буржуазии. Методы борьбы: от пропаганды до террора.

Социал-демократы. Характер революции – буржуазно-демократический. Методы борьбы: агитация и пропаганда, подготовка вооруженного восстания. Установление революционной диктатуры рабочих и крестьян.

Либералы. Оформились организационно либеральные партии кадетов и октябристов. За установление буржуазного строя с ограниченной монархией.

Монархисты. За сохранение дореволюционных порядков. Лозунг «православие, самодержавие, народность». Требовали освободить страну от иностранного капитала и монополий, льгот для русских и привилегий.


Итоги революции.


  1. Революция положила начало российскому парламентаризму.

  2. Расширение политических прав.

  3. Создание зачатков партийно-политической системы, появление легальных партий.

  4. Родились массовые профсоюзы, рабочие клубы, Советы депутатов.

  5. Российское общество освободилось от монархических иллюзий и перешло в оппозицию самодержавию.

  6. Пролетариат и крестьянство добились некоторого улучшения своего положения.

  7. Правительство приступило к реформе сельского хозяйства.

  8. Основные задачи (ликвидация самодержавия, помещичьего землевладения, введение 8-часового рабочего дня, установление национального равноправия) не решены.



Причины поражения революции:


  1. Выступления оппозиционных сил царизму были асинхронными, разрозненными.

  2. Армия осталась лояльной правительству.

  3. Не было согласованных действий у оппозиции.

  4. Помощь международного капитала самодержавию.


Историческое значение.


Революция показала властям, что их выбор в проведении политики лежит между реформами и революцией и в случае промедления это грозит новой Революцией.

Были созданы массовые общественные организации – профсоюзы и Советы.

Революция оказала влияние на международное рабочее движение и национально-освободительную борьбу.

В.И. Ленин назвал ее «генеральной репетицией 1917 года».


Задания

1 уровень


  1. Каковы причины первой русской революции?

  2. Какое событие послужило непосредственным поводом для начала революции?

  3. Какие социальные силы приняли участие в революции?

  4. Какие требования к власти предъявляла каждая из них?

  5. Какие методы борьбы использовала в революции интеллигенция?

  6. Что общего в методах борьбы интеллигенции и пролетариата?

  7. Каковы особенности крестьянского движения?

  8. Проследите, как радикализировались требования рабочих и крестьян в ходе революции.

  9. Расскажите о ходе революции весной — летом 1905 г. Какие по сравнению с зимой 1905 г. изменения произошли в революционном процессе?

  10. Какие новые формы организации народных масс появились в ходе революционных выступлений?

  11. Расскажите о ходе революции осенью 1905 г. Какие события стали кульминацией первой русской революции? Какие существовали возможные пути выхода из революции?

  12. Какую тактику избрало правительство и почему?

  13. Что такое Булыгинская дума?

  14. Каковы итоги революции и ее значение?

  1. уровень

  1. Какое явление в русской общественной жизни названо гапоновщиной?

  2. Есть ли различия между зубатовщиной и гапоновщиной?

  3. Как вы думаете, зависел ли ход революции от действий властей? Аргументируйте свой ответ.

  4. Анализируя уроки Московского восстания,

Г. В. Плеханов писал: «Пролетариат показал себя сильным, смелым и самоотверженным.

И все- таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие».

  1. И. Ленин был другого мнения: «надо было браться — только более решительно и энергично».

А какой точки зрения придерживаетесь вы?

  1. Удалось ли в ходе первой русской революции разрешить существовавшие в стране противоречия?

  2. Можно ли согласиться с мнением, что первая русская революция потерпела поражение?

  3. Как оценивали итоги и значение первой русской революции различные политические силы страны?

3 уровень

  1. Существует мнение, что первая русская революция была вызвана в большей степени субъективными, чем объективными причинами. Если бы русским императором были вы, то какие меры приняли, чтобы избежать революции?

ТЕСТ

Первая русская революция

  1. «Гвоздем» первой революции современники назвали требование:

а) 8 -часового рабочего дня;

б) уничтожения помещичьего землевладения;

в) создания в стране органов народного представительства.

  1. 29 января 1905 г. специальным императорским указом была образована комиссия под руководством С. И. Шидловского, получившая задание:

а) изучить причины, приведшие к расстрелу мирной манифестации рабочих 9 января 1905 г., и наказать виновников трагедии;

б) подготовить указ о передаче части помещичьих земель крестьянам;

в) изучить условия труда и быта рабочих для последующего принятия мер.

  1. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:

а) образование в Иваново-Вознесенске Совета рабочих уполномоченных;

б) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический »;

в) расстрел мирного шествия рабочих в Петербурге;

г) вооруженное восстание в Москве;

д) Всероссийская политическая стачка.

  1. Известно, что в 1905 г. Николай II был склонен подавить революцию силой и в этой связи намеревался назначить военного диктатора. Однако, по воспоминаниям начальника канцелярии Министерства императорского двора А. А. Мосолова, человек, которого император прочил в диктаторы, заявил: «Если государь не примет программы Витте и захочет назначить меня диктатором, я застрелюсь у него на глазах...» Это был:

а) великий князь Николай Николаевич, командующий войсками гвардии в Петербургском военном округе;

б) Ф. В. Дубасов, московский генерал-губернатор;

в) Д. Ф. Трепов, петербургский генерал-губернатор

  1. Подавлением вооруженного восстания в Москве «прославился» гвардейский полк:

а) Волынский;

б) Семеновский;

в) Преображенский.

  1. Первым председателем Петербургского Совета рабочих депутатов (октябрь 1905 г.) был избран:

а) Г. В. Плеханов;

б) JI. Д. Троцкий;

в) Г. С. Хрусталев-Носарь.

  1. Правительственными войсками, в декабре 1905 г. жестоко подавившими восстание московских рабочих в районе Пресни, командовал:

а) адмирал Ф. В. Дубасов;

б) генерал А. Н. Меллер-Закомельский;

в) генерал С. С. Хабалов.

  1. Приведите в соответствие события, даты и города:

а) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»;

б) выступление моряков под предводительством лейтенанта П. П. Шмидта;

в) образование Совета рабочих уполномоченных;

г) расстрел мирного шествия рабочих;

д) вооруженное восстание.

1) 9 января 1905 г.; 2) май 1905 г.; 3) июнь 1905 г.; 4) ноябрь 1905 г.; 5) декабрь 1905 г. I) Петербург; II) Москва; III) Иваново-Вознесенск; IV) Севастополь; V) Одесса.

  1. Отметьте требования из петиции рабочих Николаю II, которые были удовлетворены правительством в ходе первой русской революции:

а) создание в стране органов народного представительства;

б) введение в стране демократических прав и свобод;

в) всеобщее обязательное бесплатное образование;

г) отделение церкви от государства;

д) отмена выкупных платежей;

е) 8-часовой рабочий день.

10. Главный итог революции 1905—1907 гг. заключался в:

а) ликвидации помещичьего землевладения;

б) удовлетворении экономических требований рабочего класса;

в) появлении законодательного представительного органа власти.














11


Методическая разработка урока по Истории России по теме " Революция 1905года" ( 9 класс)
  • История
Описание:

 

Урок истории в 9-м классе по теме "Первая Российская революция 1905–1907

 

На доске: «Они (причины революции) – в нарушении равновесия между идейным стремлениями русского мыслящего общества и нынешними формами его жизни.
Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы»
(Витте С.Ю.)

 

Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.

 

Задачи: Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?

 

Оборудование: атласы, карта «Революция 1905-1907гг», раздаточный материал «Из петиции», портреты Александр II, Николай II, Зубатова, стихотворное описание событий 9 января газеты «Вперёд».

 

Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)

 

Тип урока: комбинированный

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

II. Изучение нового материала.

 

Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.

 

- Какая задача стояла перед правительством?

 

Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.

 

20 октября 1894г. Умер император Александр II. На престол вступил его сын Николай II. (портреты) Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром III и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.

 

Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».

 

Работа с учебником.

 

Найдите в учебнике:

 

Какие слои населения были недовольны и какие требования они выдвигали?

 

(учеб. С.31.)

 

На доске записаны (закрыто) участники антиправительственных движений, их требования, формы протеста и действия властей.

 

После работы с учебником открывается запись, прочитывается, можно записать в тетрадь.

 

Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову. (портрет)

 

Работа с документом.

 

Из записки С.В. Зубатова

 

За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…

 

Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись…Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.

 

1.     Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?

 

2.     Что должно противопоставить ей правительство?

 

По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.

 

Задачи революции.

 

С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение.

 

В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.

 

Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».

 

3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвями, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.

 

- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

 

Работа с документом.

 

Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г.

 

(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

 

Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

 

1.     Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

 

2.     Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

 

3.     Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.

 

4.     Ответственность министров перед народом.

 

5.     Равенство перед законом всех без исключения…

 

1.     Каков характер приведённых требований?

 

2.     О чём просят рабочие царя?

 

3.     Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.

 

4.     Можно ли петицию назвать призывом к революции?

 

5.     Какой современный документ она вам напоминает?

 

Посмотрим как царь ответил на просьбу рабочих?

 

Стихотворное описание событий 9 января газеты «Вперёд».

 

«Мы мирно стояли пред Зимним дворцом,
Царя с нетерпением ждали,
Как вдруг между нами и царским крыльцом
На ружьях штыки заблистали.
И рота за ротой, всё супротив нас
Вмиг фронтом развёрнуты были.
Направили дула нам в лица как раз
И в грозном молчанье застыли…
Так тихо…так жутко…
Вдруг слышится: «Пли!»…
Опомниться мы не успели,-
Свалились уж многие на снег в крови,
За залпом же залпы гремели,
И ужас объял нас.
Безумно крича,
Мы с страшного места бежали,
Израненных, мёртвых с собой волоча,
А в тыл нам стрелять продолжали!»

 

Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».

 

Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.

 

По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II.

 

Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.

 

Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской рев – ции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.

 

- В той ситуации, которая сложилась в России, любой повод мог стать искрой.

 

- Это был повод или причина революции?

 

- Какие причины толкнули народ к революции?

 

Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.

 

Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.

 

Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.

 

Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

 

В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

 

Работа с документом.

 

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

 

1.     Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

 

2.     …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

 

3.     Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…

 

1.     Какие права получило российское население?

 

2.     Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?

 

3.     Какими полномочиями он наделялся?

 

4.     Что нового вносил он в политический строй Российской империи?

 

5.     Оцените значение Манифеста.

 

Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.

 

Эссе: «Милая мама, - обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, - сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год».

 

Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?

 

(Высказывание партии «Союз 17 октября» о Манифесте)

 

учеб. с.45-46

 

Итоги революции.

 

(учащиеся выписывают в тетрадь)

 

Работа с учебником и в тетради.

 

Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.

 

В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём».

 

Предположите, что имел в виду автор статьи. Какие особенности государственного строя России это определение отражает? Разве может быть государство одновременно самодержавным и конституционным?

 

В современном мире есть такое государство?

 

III. Закрепление.

 

1.     Когда произошла первая русская революция?

 

2.     Что послужило поводом к революции?

 

3.     Назовите причины революции.

 

4.     Какие социальные слои участвовали в ней?

 

5.     Были ли решены проблемы, которые породили революцию?

 

6.     Какой главный итог революции?

 

Подведём итоги:

 

- Что изменилось в России после революции?

 

Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.

 

- Можно ли было избежать революции?

 

Выставление оценок.

 

Домашнее задание: параграф5.выписать основные этапы революции, итоги революции, знать основные понятия.

 

 

 

Автор Соколова Ольга Леонидовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 5504
Номер материала 2161
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓