Инфоурок География Другие методич. материалыМетодическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе Тема: «Поэма Гомера «Илиада». Правда или вымысел»

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе Тема: «Поэма Гомера «Илиада». Правда или вымысел»

Скачать материал

МКОУ «Молодежненская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

по истории Древнего мира

в 5 классе

Тема: «Поэма Гомера «Илиада».

Правда или вымысел»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      

                                                                    Автор: Бембеев Евгений Витальевич,

                                                         учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Молодежный, 2013

 

 

Содержание

           Введение…………………………………………………………...3

           План – конспект урока в 5 классе……………….……………….4

                          - План урока……………………………………………..5

                          - Ход урока………………………………………………6

           Заключение……………………………………………………….10

           Список литературы………………………………………………11

           Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вплоть до 19 века многие  учённые подвергали сомнению реальность событий поэмы «Илиада» написанной великим древнегреческим поэтом Гомером. Не смущало скептиков даже то, что в древнегреческих хрониках имелось упоминание о том как Александр Македонский и его полководец Гефестион посетили могилы легендарных героев троянской войны Ахиллеса и Патрокла. В конце 19 века немецкий археолог Генрих Шлиман с детства увлекавшийся древнегреческим эпосом, на свои собственные средства организовал археологическую экспедицию в северо-западную Турцию, где он надеялся найти легендарный Илион (Троя) и в Грецию  в которой  немецкий археолог планировал найти не менее легендарный город Микены, которым правил предводитель греков Агамемнон. Руководствуясь  отрывком из Илиады, где описывается местность вокруг Трои, Шлиман определил предполагаемое место раскопок. Результаты раскопок оказались сенсационными. Был обнаружен древний город с мощными крепостными стенами, насчитывающий семь культурных слоёв. Во втором слое снизу было обнаружено крупное захоронение изделий из драгоценных металлов и камней, которые Шлиман принял за легендарные сокровища царя Трои Приама. Однако впоследствии было установлено, что второй слой снизу в котором были найдены драгоценности принадлежал к более древнему периоду а истиной Троей является седьмой слой снизу. В Греции Генриха Шлимана также ждала удача, так как он  раскопал древние Микены, дворец, и как ему казалось могилу Агамемнона. Однако как выяснилось впоследствии, это захоронение также принадлежит к более раннему времени.

Актуальность темы

В наше время уже не стоит вопрос о реальности описанных Гомером событий, однако историками ставится вопрос - является ли Илиада описанием одной войны или же это собрание сведений о многочисленных набегах Ахейцев на Малоазийское побережье. Многие современные учённые склонны отождествлять с древним государством Вилуса известное из хеттских надписей. Актуальность данной темы состоит в том, что события Илиады могли оказать решающее влияние на этнополитическую ситуацию в Средиземноморье 1-го тысячелетия до н.э.

Методическая разработка урока позволяет ответить на главный вопрос урока: Поэма Гомера «Илиада». Правда или вымысел?

 

 

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ
            Тема урока: «Поэма Гомера «Илиада». Правда или вымысел»

 

 

1.      

ФИО (полностью)

Бембеев Евгений Витальевич

2.      

Место работы

МКОУ «Молодежненская СОШ»

3.      

Должность

Учитель истории и обществознания

4.      

Предмет

История

5.      

Класс

5

6.      

Раздел, тема номер урока в теме.

Раздел: Древняя Греция.

Тема: Древнейшая Греция (5 ч.)

№ урока: 3

7.      

Базовый учебник

«История древнего мира» А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М. «Просвещение», 2004.

 

8.     Цель  урока: выяснить реальность описанных Гомером событий в поэме «Илиада». Ответить на главный вопрос урока.

9.     Задачи:

·        Познакомить учащихся с поэмой древнегреческого поэта «Илиада»;

·        Развивать  умения анализировать, делать выводы, используя исторические документы;

·        Способствовать воспитанию интереса к историческому прошлому.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы: индивидуальная, групповая, диалог, беседа.

12. Необходимое техническое оборудование:

·        Учебник «История древнего мира» А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М. «Просвещение», 2004.

·        Текст поэмы Гомера «Илиада»

·        Мультимедийный проектор, компьютер.

 

План урока.

1.     Организационный момент. Мотивация на урок.

2.     Опрос по теме предыдущего урока.

3.     Работа по теме урока:

·        Подготовка к восприятию темы урока;

·        Беседа;

·        Устный рассказ учителя, чтение поэмы Гомера «Илиада»

·        Беседа по прочитанному.

     4. Практическая часть

а) распределение на группы;

б) групповая работа с текстом;

в) подведение итогов  работы;

г) заполнение таблицы – индивидуальная работа;

д) разгадывание кроссворда.

е) подведение итогов работы.

4.     Итог урока. Мотивация на следующий урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

 

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

4

5

1

Организационный

момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

Приветствие ученика

2 мин.

2

Проверка домашнего задания

1. Письменная проверочная работа

(слайд № 2)

1.      Где находится Греция?

2.      Какими морями омывается территория Греции?

3.      Юная богиня красоты и любви?

4.      Какой подвиг совершил герой Тесей?

5.      Чудовище с головой быка и телом человека, обитавшее в критском Лабиринте?

Ученики записывают ответы на листок.

5 мин.

 

 

 

 

2. Вывод по проверочной работе: диалог (слайд №3)

1.      В южной части Балканского полуострова.

2.      Ионическим и Эгейским морями.

3.      Афродита.

4.      Убил Минотавра.

5.      Минотавр.

·        Какие вопросы вызвали затруднение?

·        Почему?

·        Какие понятия требуют дополнительного разъяснения?

·        Кто ответил на все вопросы?

·        Предположите, какую оценку вы получили бы за эту работу?

Ученики отвечают на вопросы учителя (диалог)

3 мин

3

Изучение нового материала

1. Подготовка к восприятию темы

Вступительное слово учителя: (слайд №4)

- Много лет тому назад Древнейшая Греция не была еще изучена, но был изучен античный период истории Греции. Поэмы Гомера считались просто литературными произведениями, не связанные с действительной жизнью. Многие ученые того времени считали, что они мифологические, только археолог Г. Шлиман (Слайд №5) подошел к ним как к историческим источникам.

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из поэм Гомера «Илиада» и попробуем отделить вымысел от настоящих факторов, которые расскажут нам о жизни древних греков и ответим на главный вопрос урока: Поэма Гомера «Илиада». Правда или вымысел? (Слайд №6)

Слушают рассказ учителя

2 мин

 

 

 

 

2. Беседа

·        Ребята, как вы думаете, о чем или о ком будет эта поэма?

Ответы учащихся

  2 мин

 

 

 

3. Изучение новой темы.

Учитель читает поэму Гомера (см. Приложение), сопровождая свое чтение наглядными картинками (слайды №7 – 24 )

Ученики слушают учителя и рассматривают картинки.

14 мин

4

Физ.минутка

 

 

2 мин

 

 

4. Беседа по прочитанному

·        Понравилось ли вам это произведение?

·        События какой войны отражены в поэме Гомера «Илиада»

·        В чём особенности сюжетного повествования?

·        Для чего Гомер используют такой приём в своей поэме? (чтобы подчеркнуть эпичность, монументальность происходящих событий)

 

 

 

 

(здесь действуют исторические лица и мифические герои)

2 мин

5

 

 

Практическая часть.

Задание № 1

- Ребята, давайте теперь вы побудете историками и выпишите те факты, которые вы считаете действительными, т.е. это было на самом деле, а, что вымышленное.

 

Задание № 2

-Из перечисленных  имен: Агамемнон, Приам, Ахиллес, Гектор, Одиссей, Патрокл – выберите  знаменитых  греков  и  троянцев  и занесите  в  таблицу. (Слайд № 25-26)

 

Задание № 3 Разгадайте кроссворд (Слайд № 27-34)

Ученики анализируют поэму Гомера, работают в группах, затем озвучивают свои результаты

 

Ученики заполняют таблицу индивидуально

 

Дети разгадывают кроссворд

9 мин. 

6

Подведение итогов урока

- Давайте ответим на главный вопрос нашего урока. (Слайд 35)

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какая часть урока вам больше всего понравилась?

- Оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке.

3 мин

7

Домашнее задание

Параграф 26, выписать крылатые выражения и их значение в тетрадь.

Записывают домашнее задание

1 мин.

 

 

Заключение

Данная методическая разработка урока  ставила цель - выяснить реальность описанных Гомером событий в поэме «Илиада», а также вырабатывать у  учащихся навыки анализа исторических событий. Данная цель в конце урока была достигнута, учащиеся ответили на главный вопрос урока.

Во время урока использовались различные формы и методы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Вирхов Р. Развалины Трои // Исторический вестник, 1880. — Т. 1. — № 2.

2.     Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М. 1996.

3.     Чизолм Д. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников. – М., 2001.

4.     Шестаков С. П. О происхождении поэм Гомера. Вып. 2. О происхождении Илиады. — Казань, 1898.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              Приложение

Троянская  война

Приблизительно  3200  лет назад произошла  « Троянская война»  самая  известная  война  древности  воспетая  великим  древнегреческим  поэтом  Гомером  в  его  поэме  «Иллиада»(от слова  Иллион – греч. название г.Троя). Согласно  греческой  мифологии,  началась она по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора.

Разгневанная богиня решила отомстить и подбросила пирующим богам золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три олимпийские богини, Гера, Афина и Афродита, заспорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троянского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами. Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, прекраснейшей из смертных женщин, и вручил золотое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая.

Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Елену покинуть мужа и уехать с ним в Трою. Беглецы прихватили с собой рабов и сокровища царского дома.

Оскорблённый  Менелай  с  помощью  своего  брата, могущественного царя Микен Агамемнона, собрал большое войско, чтобы вернуть  Елену  и  похищенные сокровища. На призыв братьев явились  знатнейшие  ахейские  герои  и  цари: Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид, Филоктет, многие другие привели свои дружины. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды, самый  лучший  воин  среди  всех  греков. По предсказанию богов, греки не могли завоевать Трою без его помощи.

Хитроумный  Одиссей сумел уговорить Ахилла принять участие в походе, хотя   герою  и было предсказано, что он погибнет  в войне  с Троей. Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как  царь  самого  сильного  микенского  государства.

Греческий флот, насчитывавший тысячу кораблей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к берегам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Трои, греки попытались вернуть Елену и сокровища мирным путём. Посланцами в Трою отправились  Одиссей и оскорблённый супруг Менелай. Троянцы им отказали, и началась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помогали ахейцам, Афродита и Аполлон — троянцам.

Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они построили на берегу моря возле своих кораблей укреплённый лагерь, стали разорять окрестности города и нападать на союзников троянцев. На десятом году осады произошло драматическое событие, повлёкшее за собой серьёзные неудачи ахейцев в сражениях с защитниками Трои. Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Никакие уговоры не могли убедить Ахилла оставить гнев и взяться за оружие. Троянцы воспользовались бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляемые старшим сыном царя Приама Гектором. Сам царь был стар и не мог принимать участие в войне. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою.

Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл, упросил героя дать ему свои доспехи и колесницу и устремился на помощь греческому войску. Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставляет Ахилла забыть об обиде. Жажда мести воодушевляет его. В поединке с Ахиллом гибнет троянский герой Гектор. На помощь троянцам приходят амазонки. Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам, как и было предсказано, от стрелы Париса, направленной богом Аполлоном. Мать Ахилла Фетида, стремясь сделать сына неуязвимым, окунула его в воды подземной реки Стикс. Она держала Ахилла за пятку, которая и осталась единственным уязвимым на его теле местом. Бог Аполлон знал, куда направить стрелу Париса. Этому эпизоду поэмы человечество и обязано выражением «ахиллесова пята».

Решительный перелом в войне происходит после прибытия в лагерь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем — союзника троянцев мисийца Эвринила. Оставшись без предводителей, троянцы больше не решаются выходить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убедить троянцев, будто ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплывает на кораблях от побережья Троады. На самом же деле ахейские корабли укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

Удивлённые оставленным деревянным чудищем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!» (Эта фраза со временем тоже стала крылатой.) Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота. Тайно вернувшиеся ахейцы  врываются  в  город,  и  Троя  погибает  в  огне  пожара.

Однако  и  грекам  не суждено  было  долго ликовать,  так как по возвращению домой  на них  напали  дикие  и  воинственные  племена   северных  греков - дорийцев, одетых  в  шкуры  но  познавших  секрет  выплавки  железа. Своими железными  мечами дорийцы легко пробивали   бронзовые  доспехи греческих воинов  и ломали  их  бронзовые  мечи. Дорийцы  уничтожили  древнюю «Микенскую  цивилизацию»  к  которой принадлежали  победители трои. В результате вторжения  дорийцев,  греки забыли многие  ремёсла  а  самое главное свою  древнюю письменность. Дорийцы  же, обосновались  на  полуострове  Лаконика  и  стали  предками  легендарных  воинов  спартанцев.

Царь  Агамемнон  вернувшись  в  родные  Микены  был  убит  своей  женой  Клитемнестрой , которая  отомстила  за  свою  дочь  принесённую  в  жертву  мужем.

Известный хеттолог Тревор Брюс, выпустивший в 1998 г. книгу «Царство хеттов», приводит ряд доводов, которые показывают, что историческая основа «Илиады» — поэмы о Троянской войне — не вызывает уже никакого сомнения.

Однако, продолжает Брюс, самой Троянской войны, пожалуй, не было. Был лишь ряд грабительских набегов, разбойничьих походов или военных экспедиций. В памяти потомков эти события слились в одну долгую войну, длившуюся — почемубынет? —10 лет кряду. Возможно, один из таких набегов увенчался взятием и разрушением Вилусы-Илиона. Возможно, некоторыми из походов руководили племенные вожди, которых звали Одиссей, Ахилл, Аякс, Менелай, Агамемнон. Сам Брюс полагает, что гомеровский эпос описывает события, протекавшие на протяжении ста с лишним лет.

Можно добавить, что возвращение домой после удачного похода тоже было сопряжено с риском. Ахейцы — эти норманны античности — подчас скитались по всему Средиземному морю, сталкиваясь с дикими племенами, населявшими отдельные острова и побережья. Из описаний их приключений и выкристаллизовалось историческое ядро «Одиссеи» — другой великой поэмы Гомера, все еще принимаемой за сказочный вымысел.

В результате  своих  военных  походов  греки  Ахейцы  полностью  вытеснили  из  средиземного  моря  древний  народ  пеласгов, которые  в  свою  очередь  напали  на древний  Египет  но  встретив  там  отпор, поселились  на  Ближнем  Востоке  основав  Филистимское  государство,  долгое  время  воевавшее  с  древним  царством  Евреев  Иудеей.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе Тема: «Поэма Гомера «Илиада». Правда или вымысел»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: выяснить реальность описанных Гомером событий в поэме «Илиада».Ответить на главный вопрос урока.

Задачи:

 

  • Познакомить учащихся с поэмой древнегреческого поэта «Илиада»;

  • Развивать умения анализировать, делать выводы, используя исторические документы;

  • Способствовать воспитанию интереса к историческому прошлому.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, диалог, беседа.

Необходимое техническое оборудование: Учебник«История древнего мира» А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М. «Просвещение», 2004.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4712
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 612
    • DOCX 95 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бембеев Евгений Витальевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бембеев Евгений Витальевич
    Бембеев Евгений Витальевич
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 8423
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 68 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 243 человека

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Эмоциональная сфера детей: диагностика, особенности и регуляция

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе