Главная / Химия / Методическая разработка урока по химии на тему

Методическая разработка урока по химии на тему

Методическая разработка открытого урока химии в 9 классе по теме «Металлы»

Автор: Трошина Галина Васильевна, учитель химии и биологии МКОУ «Жилетовская СОШ» Калужской области Дзержинского района

Тема: Коррозия металлов

Цель:  обеспечение усвоения учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания понятия о коррозии металлов

Задачи:

образовательные:

дать представление о коррозии металлов, ее видах; ввести понятие гальванического элемента и на его основе научить объяснять механизм электрохимической коррозии; научить составлять уравнения реакций; познакомить со способами защиты металлов от коррозии.

воспитательные:

Воспитывать ответственное, осознанное отношение к окружающей среде, понимание роли химических процессов в жизни человека, познавательный интерес.

развивающие:

Развивать умение находить причинно-следственные связи, анализировать ситуацию, применять изученный материал для решения проблемных задач; формировать культуру химического эксперимента; развивать монологическую речь обучающихся.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала, проблемно-ориентированный

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Оборудование: штатив с пробирками, компьютер, мультимедиапроектор, компьютерная презентация

 

Реактивы: дистиллированная вода, раствор хлорида натрия, сульфата меди (II), железные гвозди

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация опорных знаний

В сознании людей, все, что изготовлено из металлов, обладает прочностью и надежностью. Так ли это на самом деле? Давайте посмотрим вокруг себя и мы увидим……(сл. 2,3)

Итак, попробуйте определить название темы нашего урока.

Запись в тетради: Коррозия металлов (сл. 4)

  1. Стадия «Вызова»

1.Учащимся предлагаются ключевые слова по данной теме: (сл. 5)

Коррозия

Виды коррозии

Протектор

Ингибитор

Необходимо подумать, обсудить в группе свои знания и вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. Уч-ся заполняют таблицу «ЗХУ»

Знаю

Хочу узнать

Узнал




2.Высказывание информации уч-ся и запись ее на доске в 1 и 2 колонки таблицы.

IV Стадия «Осмысления»

Итак, вы много уже знаете по теме нашего урока, но есть еще вопросы, на которые хотелось бы найти ответы

1.Проблемная ситуация: Что произойдет с железным гвоздем, если его опустить в раствор поваренной соли, дистиллированной воды и раствора медного купороса? (сл. 6)

2. Лабораторный опыт «Исследование коррозии железа в различных электролитах»

(Приложение №1)

Задание: используя имеющиеся реактивы, проведите опыты по исследованию коррозии железа в различных электролитах.

Цель: установить влияние соприкосновения металлов с различными электролитами и другими металлами на процесс коррозии.

Инструкция:

  1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.

  2. Выскажите предположения, в каких случаях коррозия будет сильнее.

  3. Вспомните правила ТБ.

  4. Проделайте опыт: налить в 3 пробирки на 1/3 их объема: в 1-ю пробирку – дистиллированную воду, во 2-ю – раствор хлорида натрия (поваренной соли), в 3-ю – раствор сульфата меди( ). Во все пробирки опустить одновременно по железному гвоздю. Через 10 минут записать результаты наблюдений и выводы

  5. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы:

Тип электролита

Наблюдения

Выводы





3 Чтение текста параграфа 10 «Коррозия металлов» и составление кластера или опорного конспекта. Класс разбивается на 6 групп и каждой группе предлагается изучить один вопрос

(сл. 7) (Приложение №2)

1гр - определение понятия «коррозия» и ее значение;

2гр – виды коррозии: химическая, электрохимическая, их сущность;

3гр – механизмы коррозии;

4гр – виды коррозионных повреждений;

5гр – способы защиты от коррозии;

6гр - использование современных комбинированных материалов.

(учитель раздает каждой группе шляпку определенного цвета)

4. Физкультминутка

  1. Объяснение результатов опыта

  1. Возврат к ключевым словам (уч-ся должны попробовать выразить новую информацию своими словами) (сл.8)

- что такое коррозия;

- какие бывают виды коррозии;

- каковы механизмы коррозии (запись уравнений на доске);

- виды коррозионных повреждений;

- способы защиты от коррозии;

- использование современных комбинированных материалов

V. Стадия «Рефлексия»

1.Тестирование (самостоятельная работа по вариантам) (сл. 9) (Приложение №3)

2.»Шесть шляп» (сл.10)

- белая : артистическая (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);

- желтая: положительная (высказываются положительные моменты);

- черная: негативная (констатируются отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

- красная: эмоциональная (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом);

- зеленая: творческая (можно высказывать самые «бредовые идеи и предположения);

- синяя: аналитическая (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?)

Каждая группа, поднимая шляпку, высказывает свои мнения согласно цветовым гаммам.

  1. Домашнее задание: 1 уровень: параграф 10 + конспект +упр.№3

2 уровень: параграф 10 + конспект + упр. 5, 6 (устно)

3 уровень: параграф 10

По желанию можно составить синквейн по теме «Коррозия» (сл. 11)

VII.Итоги урока. (сл. 12)




Приложение №1


Инструктивная карточка к уроку «Коррозия металлов»


1. Лабораторный опыт «Исследование коррозии железа в различных электролитах»

Задание: используя имеющиеся реактивы, проведите опыты по исследованию коррозии железа в различных электролитах.

Цель: установить влияние соприкосновения металлов с различными электролитами и другими металлами на процесс коррозии.

Инструкция:

    1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.

    2. Выскажите предположения, в каких случаях коррозия будет сильнее.

    3. Вспомнить правила ТБ.

    4. Проделайте опыт: налить в 3 пробирки на 1/3 их объема: в 1-ю пробирку – дистиллированную воду, во 2-ю – раствор хлорида натрия (поваренной соли), в 3-ю – раствор сульфата меди(II). Во все пробирки опустить одновременно по железному гвоздю. Через 10 минут записать результаты наблюдений и выводы

    5. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы:

Тип электролита

Наблюдения

Выводы









Приложение №2

Задания группам.

- Используя материал учебника О.С. Габриелян Химия 9 класс, параграф 10 и дополнительную литературу составить кластер или опорный конспект по вопросам:

1 группа - определение понятия «коррозия» и ее значение;

2 группа – виды коррозии: химическая, электрохимическая, их сущность;

3 группа – механизмы коррозии;

4 группа – виды коррозионных повреждений;

5 группа – способы защиты от коррозии;

6 группа - использование современных комбинированных материалов.

- обсудить в группе, используя помощь консультантов;

- подготовиться к сообщению информации



Приложение №3

Тест «Коррозия металлов» вариант -1 Фамилия, Имя ___________


Часть А (задания с выбором одного правильного ответа)


А1. Коррозию металлов и сплавов вызывает

  1. вода и кислород

  2. оксиды углерода и серы

  3. растворы солей

  4. все перечисленные компоненты

А2. Вещества, введение которых уменьшает агрессивность среды, называют

  1. катализаторы коррозии

  2. активаторы коррозии

  3. ингибиторы коррозии

  4. протектор

А3. Для защиты стальных корпусов морских судов обычно используют

  1. Na

  2. Zn

  3. Cu

  4. Fe

А4. При контакте железа с медью в водной среде на железе протекает процесс

  1. 2H+ + 2e → H2

  2. Fe0 – 2e → Fe2+

  3. Fe2+ + 2e → Fe0

  4. Cu2+ + 2e → Cu0



Тест «Коррозия металлов» вариант -2 Фамилия, Имя ___________


Часть А (задания с выбором одного правильного ответа)


А1. Наиболее сильно металл коррозирует

  1. в растворе хлорида натрия

  2. в кипяченой дистиллированной воде

  3. в сухом воздухе

  4. в дистиллированной воде

А2. Более активный металл, предотвращающий коррозию менее активного металла, называется

  1. катализатор коррозии

  2. активатор коррозии

  3. ингибитор коррозии

  4. протектор

А3. Покрытие луженого железа

  1. Mg

  2. Zn

  3. Sn

  4. Cu

А4. При контакте железа с медью в водной среде на меди протекает процесс

  1. 2H+ + 2e → H2

  2. Fe0 – 2e → Fe2+

  3. Fe2+ + 2e → Fe0

  4. Cu2+ + 2e → Cu0



Тест «Коррозия металлов» вариант -3 Фамилия, Имя ___________


Часть А (задания с выбором одного правильного ответа)


А1. Коррозию металлов и сплавов вызывает

1) дистиллированная вода

2) хромирование изделий

3) растворы солей

4) лаки и краски

А2. Виды коррозии бывают

  1. химическая

  2. атмосферная

  3. электрохимическая

  4. все перечисленные вместе

А3. Для защиты стальных корпусов морских судов обычно используют

  1. лаки

  2. слитки из цинка

  3. краски

  4. эмали

А4. При контакте железа с цинком в водной среде на цинке протекает процесс

  1. 2H+ + 2e → H2

  2. Zn0 – 2e → Zn2+

  3. Fe2+ + 2e → Fe0

  4. Zn2+ + 2e → Zn0



Тест «Коррозия металлов» вариант -4 Фамилия, Имя ___________


Часть А (задания с выбором одного правильного ответа)


А1. Коррозия - это

  1. растворение хлорида натрия

  2. кипячение в дистиллированной воде

  3. разрушение металлов и сплавов

  4. восстановление металлов и сплавов

А2. Ингибитор коррозии вызывает процесс

  1. активизации коррозии

  2. замедления коррозии

  3. устранения коррозии

  4. сохранения коррозии

А3. Нержавеющая сталь содержит

  1. хром и никель

  2. хром и медь

  3. хром и золото

  4. хром и серебро

А4. При контакте железа с цинком в водной среде на железе протекает процесс

  1. 2H+ + 2e → H2

  2. Fe0 – 2e → Fe2+

  3. Zn0 - 2e → Zn2+

  4. Zn2+ + 2e → Zn0





Методическая разработка урока по химии на тему
  • Химия
Описание:

Урок "Коррозия металлов" в главе 1 "Металлы" по программе Габриелян О.С., 9 класс, базовый уровень. Это проблемно-ориентированный урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

На стадии "Вызова"используются приемы: ключевые слова и заполнение таблицы "Знаю.Хочу узнать.Узнал".

На стадии "Осмысления" предусмотрены: проблемный вопрос, лабораторный опыт,самостоятельная работа с текстом учебника по группам, которая переходит в составление кластера.

Стадия "Рефлексия" предусматривает проверочную работу в виде теста на 4 варианта и применение стратегии "Шесть шляп"для контроля личностных результатов обучения.

Автор Трошина Галина Васильевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 535
Номер материала 42705
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓