Главная / Физика / Методическая разработка урока по физике "Последовательное и параллельное соединение проводников ", 10 класс

Методическая разработка урока по физике "Последовательное и параллельное соединение проводников ", 10 класс

hello_html_m6e444d70.gifhello_html_3a82fff9.gifhello_html_25049e4.gifhello_html_59bf065e.gifhello_html_m46718219.gifhello_html_45b002e2.gifhello_html_m189527eb.gifhello_html_b2593ce.gifОбластное государственное автономное

образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Белгородский машиностроительный техникум»









«Последовательное и параллельное соединение проводников»

(методическая разработка урока по физике)





Подготовила:

Ключникова Наталья Викторовна









Белгород 2014



Пояснительная записка


Одним из важных условий достижения целей урока физики является развитие мыслительной деятельности учащихся. Конечно, большое значение в деле вовлечения обучающихся в активную мыслительную деятельность имеет методика работы преподавателя.

Данный урок является не первым в теме «Законы постоянного тока», обучающиеся уже имеют некоторый багаж знаний по данной теме. Из урока и презентации к нему видно, что методический материал продуман и хорошо спланирован. Преподаватель выделяет четкую структуру, которая соответствует требованиям проблемного, исследовательского урока. Суть проблемного обучения – воспитание и развитие творческих способностей обучающихся, обучение их активным умственным действиям. Эта активность проявляется в том, что обучающийся, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Активность возникает в процессе работы обучающегося, поставленного в соответствующую ситуацию. Поэтому выбор преподавателя данного метода обучения не случаен.

Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему.

Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим смыслом: удивление (одно и тоже значение силы тока и напряжения в разных видах соединений электрических цепей ведет себя по разному) –восприятие – осмысление – запоминание – применение по образцу в новой ситуации –обобщение - систематизация.

Основной задачей преподавателя на уроке является создание условий обучающимся для самостоятельной работы и помощь им при изучении нового материала.

Для повышения интереса, преподаватель использует групповую форму организации работы на уроке, что повышает учебную и познавательную мотивацию у обучающихся, значительно снижает уровень их тревожности, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый обучающийся вносит свою лепту в общую работу. Групповая форма работы на уроке позволяет в течение всего урока поддерживать активность и внимание обучающихся. При подведении итогов преподаватель учитывает не только результаты выполнения заданий, но и работу группы.

Представленный урок разработан в соответствии с программой по физике для образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы для обучающихся всех профессий.



Раздел программы: Электродинамика

Тема №2 «Законы постоянного тока».

Урок №57-58

Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников. Решение задач по теме «Закон Ома»

Аудитория- обучающиеся 1 курса

Форма урока: лекция с элементами беседы ,

Тип урока: комбинированный урок

Методы урока: словестные, наглядные, контроля и учета знаний

Цели урока:

Образовательные:

-способствовать углублению и расширению знаний о данных видах соединения проводников;

-научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соединии проводников;

-научить обучающихся разбираться в схемах электрических цепей.

Развивающие :

-организовать обучающихся на самостоятельный перенос ЗУН в измененной и новой ситуации, способствовать развитию логического мышления и памяти при решении задач на данную тему

Воспитательные:

- создать условия для воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;

-способствовать развитию личных качеств обучающихся: аккуратность, внимание, усидчивость;

-создать условия для воспитания культуру общения при работе в группах.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация, приборы (амперметр, вольтметр, источник тока, провода)

Временная диаграмма урока: 90 минут (2урока)

План урока:

  1. Орг. момент

  2. Подготовка к активной учебной деятельности

  3. Изучение нового материала

  4. Первичное закрепление

  5. Самостоятельный перенос ЗУН в измененной и новой ситуации

  6. Информация о д/з

  7. Итоги урока

Ход урока:

1.Орг.момент.(2-3 минуты)

2. Подготовка к активной учебной деятельности.

(Вопросы для обучающихся находятся на слайдах презентации)

Что называется сопротивлением?

В чём причина сопротивления?

От каких параметров зависит сопротивление проводника?

Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

Силу тока в цепи увеличили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?

Напряжение в цепи уменьшили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?

Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?

Проволоку согнули пополам. Как изменилось сопротивление проволоки?

По графику сравните электрическое сопротивление проводников.

3.Изучение нового материала.

(Обучающиеся разбиваются на 4 группы из расчета, что в каждой группе есть как более сильные по знаниям, так и более слабые обучающиеся. Преподаватель в течение всего урока фиксирует ответы обучающихся и к конце подводит общие итоги работы каждой группы)

Последовательное и параллельное соединения проводников:

На слайде появляется таблица, учащиеся переносят её в тетрадь.


Последовательное

соединение

Параллельное

соединение


Схема



Сила тока



Напряжение



Сопротивление



Обсуждается последовательное соединение проводников.

Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.

преподаватель демонстрирует опыты с цепью с последовательно соединёнными лампочками.

Обучающиеся делают выводы:

сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2

общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке:

U = U1 + U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n последовательно соединённых одинаковых проводников? R = nR1


Обсуждается параллельное соединение проводников.

Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.

Преподаватель демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными лампочками.

Обучающиеся делают выводы:

cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2 напряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: , .

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников? R =


Преимущества и недостатки соединений.

Пример последовательного соединения: гирлянда.

Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.

Преимущества и недостатки соединений:

Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.

Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.

Обучающиеся заполняют таблицу в тетради с помощью слайда презентации:


Решение задач на последовательное и параллельное соединения с использованием слайдов презентации.

(3-е обучающихся выходят к доске и записывают: первый закон Ома и выражает из него напряжение и сопротивление;

второй – формулы справедливые для последовательного соединения;

третий – формулы справедливые для последовательного соединения).


4.Первичное закрепление

Задача Для начала решим устную задачу на закон Ома (обучающиеся правильным ответом приносят дополнительный балл своей группе)

a) U = 20B,R=10Om,I-?

б) I=10A,R = 5Om, R-?

в) I = 5A,U=15B,R-?

Ответ: а) I = 2А; б) U= 50 Ом; в) R = 3 Ом.

Представители от каждой группы выходят к доске для решения

Задача №1

hello_html_m5fb93ce.gif

Задача №2. Задача №3.В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.


Общее сопротивление равно R об = 1005 Ом.




Задача №3

hello_html_72a14827.gif



Задача №4


hello_html_m514bdc05.gif

Графическая задача (по одному вопросу каждой группе)


  1. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?

  2. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?

  3. Найдите сопротивление в точке А и в точке В.

  4. Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.

(общий вопрос) Какой вывод можно проделать по результатам задачи? (за правильный ответ группа получает дополнительные 2 балла)




hello_html_2907ace6.gif



hello_html_1800cc7c.gif


5.Домашнее задание:

У: глава 15 § 106, 107; упр. 19 № 2,3, 2.7, 2.15, 2.17. У: повт. § 1—3;

З: № 1.34, 1.35, 2.18, 2.21.

6.Итоги урока

Преподаватель подводит общие итоги работы каждой группы

(рефлексия)

На выходе из кабинета висит табличка со смайлами (безразличие, радость, грусть), обучающиеся должны поставить «+» в колонку тому смайлу, настороение которого совпадает с их настроением при выходе с урока.


Использованная литература:

  1. Мякишев Г.Я.,Буховцев Б.Б. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2004.

  2. 2. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003г.


  1. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.

  2. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.

  3. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.

  4. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.

Интернет-ресурсы:

  1. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0» www.college.ru/booklet/1st.html

  2. Виртуальный практикум по курсу физики для студентов технических Вузов. Автор Тихомиров Ю. В. доцент МГТУГА. Практикум разработан с использованием компакт дисков ООО «ФИЗИКОН». www.college.ru/teacher/virt_practice.html

  3. "Открытая Физика" http://www.physics.ru/

  4. "Физика.ru" http://www.fisika.ru/index.htm

  5. "Активнаяфизика" и "Оптическая скамья" http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/optic/index.htm

  6. "Живая Физика" www.int-edu.ru/soft/fiz.html








Методическая разработка урока по физике "Последовательное и параллельное соединение проводников ", 10 класс
  • Физика
Описание:

 Методическая разработка урока по физике составлена методически правильно и грамотно,  и соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи, грамотно подобраны структура , методы и приемы проведения урока, перечислено необходимое оборудование и  литература. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализована,  как по времени, так и по объему.

 Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим смыслом: удивление (одно и то же значение силы тока и напряжения в разных видах соединений электрических цепей ведет себя по-разному) – восприятие – осмысление – запоминание – применение по образцу в новой ситуации – обобщение – систематизация.   

Представленный материал имеет практическую значимость, в нем содержатся различного вида задания, которые способствуют развитию познавательной и творческой деятельности обучающихся: заполнение таблиц, ответы на вопросы, обсуждение, изображение схем для сборки электрических цепей, запись общих формул и получение из них расчетных, объяснение физических опытов, решение устных и письменных задач.        

Для повышения интереса к уроку, преподаватель использует групповую форму работы, что способствует организовать обучающихся на самостоятельный перенос ЗУН в измененной и новой ситуации,  повысить учебную мотивацию, значительно снизить уровень тревожности, страх оказаться неуспешным.

 

Ценность данной методической разработки в том, что постоянная смена видов и форм организации учебной деятельности на уроке способствует предупреждению перегрузки, поддержанию работоспособности обучающихся.

 

Методическая разработка соответствует  требованиям ФГОС  по физике и может быть использована в других образовательных учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы для обучающихся всех профессий.

Автор Ключникова Наталья Викторовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1655
Номер материала 17653
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓