Инфоурок Физика Другие методич. материалыМетодическая разработка урока по физике "Последовательное и параллельное соединение проводников ", 10 класс

Методическая разработка урока по физике "Последовательное и параллельное соединение проводников ", 10 класс

Скачать материал

Областное государственное автономное

образовательное учреждение

        среднего профессионального образования

«Белгородский  машиностроительный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Последовательное и параллельное соединение проводников»

 (методическая разработка урока по физике)

 

 

 

 

Подготовила:

Ключникова Наталья Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2014

 

 

Пояснительная записка

 

Одним из важных условий достижения целей урока физики является развитие мыслительной деятельности учащихся. Конечно, большое значение в деле вовлечения обучающихся в активную мыслительную деятельность имеет  методика работы преподавателя.

Данный урок является не первым в теме «Законы постоянного тока», обучающиеся уже имеют некоторый багаж знаний по данной теме. Из урока и презентации к нему видно, что методический материал продуман и хорошо спланирован. Преподаватель  выделяет четкую структуру, которая соответствует требованиям проблемного, исследовательского урока. Суть проблемного обучения – воспитание и развитие творческих способностей обучающихся, обучение их активным умственным действиям. Эта активность проявляется в том, что обучающийся, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Активность возникает в процессе работы обучающегося, поставленного в соответствующую ситуацию. Поэтому выбор преподавателя данного метода обучения не случаен.

Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему.

Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим смыслом: удивление (одно и тоже значение силы тока и напряжения в разных видах соединений электрических цепей ведет себя по разному) –восприятие – осмысление – запоминание – применение по образцу в новой ситуации –обобщение - систематизация.

Основной задачей преподавателя на уроке является создание условий обучающимся для самостоятельной работы и помощь им при изучении нового материала.

Для повышения интереса, преподаватель использует групповую форму организации работы на уроке, что повышает учебную и познавательную мотивацию у обучающихся, значительно снижает уровень их тревожности, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый обучающийся вносит свою лепту в общую работу. Групповая форма работы на уроке позволяет в течение всего урока поддерживать активность и внимание обучающихся. При подведении итогов преподаватель учитывает не только результаты выполнения заданий, но и работу группы.

Представленный   урок разработан в соответствии  с программой по физике для образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы для обучающихся всех профессий.

 

 

Раздел программы: Электродинамика

Тема №2 «Законы постоянного тока».

Урок №57-58

Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников. Решение задач по теме «Закон Ома»

Аудитория- обучающиеся 1 курса

Форма  урока: лекция с элементами беседы ,

Тип  урока: комбинированный урок  

Методы урока: словестные, наглядные, контроля и учета знаний 

Цели урока:

Образовательные:

-способствовать углублению и расширению знаний о данных видах соединения проводников;

-научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соединии проводников;

-научить обучающихся разбираться в схемах электрических цепей.

Развивающие :

-организовать обучающихся на самостоятельный перенос ЗУН в измененной и новой ситуации, способствовать развитию логического мышления и памяти при решении задач на данную тему

Воспитательные:

- создать условия для воспитания  в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;

-способствовать развитию личных качеств обучающихся: аккуратность, внимание, усидчивость;

-создать условия для воспитания культуру общения при работе в группах.

Оборудование урока:  мультимедийный проектор, презентация, приборы (амперметр, вольтметр, источник тока, провода)

Временная диаграмма урока: 90 минут (2урока)

План  урока:

1.     Орг. момент

2.     Подготовка к активной учебной деятельности

3.     Изучение нового материала

4.     Первичное закрепление

5.     Самостоятельный перенос ЗУН в измененной и новой ситуации

6.     Информация о д/з

7.     Итоги урока

Ход  урока:

1.Орг.момент.(2-3 минуты)

2. Подготовка к активной учебной деятельности.

(Вопросы для обучающихся находятся на слайдах презентации)

Что называется сопротивлением?

В чём причина сопротивления?

От каких параметров зависит сопротивление проводника?

Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

Силу тока в цепи увеличили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?

Напряжение в цепи уменьшили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?

Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?

Проволоку согнули пополам. Как изменилось сопротивление проволоки?

По графику сравните электрическое сопротивление проводников.

3.Изучение нового материала.

(Обучающиеся разбиваются на 4 группы из расчета, что в каждой группе есть как более сильные по знаниям, так и более слабые обучающиеся. Преподаватель в течение всего урока фиксирует ответы обучающихся и к конце подводит общие итоги работы каждой группы)

Последовательное и параллельное соединения проводников:

На слайде появляется таблица, учащиеся переносят её в тетрадь.

 

Последовательное

 соединение

Параллельное

 соединение

 

Схема       

 

 

Сила тока  

 

 

Напряжение       

 

 

Сопротивление  

 

 

Обсуждается последовательное соединение проводников.

Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.

преподаватель демонстрирует опыты с цепью с последовательно соединёнными лампочками.

Обучающиеся  делают выводы:

сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2

общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке:

U = U1 + U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n последовательно соединённых одинаковых проводников? R = nR1

Обсуждается параллельное соединение проводников.

Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.

Преподаватель  демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными лампочками.

Обучающиеся делают выводы:

cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2 напряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: , .

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников? R =

Преимущества и недостатки соединений.

Пример последовательного соединения: гирлянда.

Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.

Преимущества и недостатки соединений:

Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.

Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.

Обучающиеся  заполняют таблицу в тетради с помощью слайда презентации:

Решение задач на последовательное и параллельное соединения с использованием слайдов презентации.

(3-е обучающихся выходят к доске и записывают: первый закон Ома и выражает из него напряжение и сопротивление;

второй – формулы справедливые для последовательного соединения;

 третий – формулы справедливые для последовательного соединения).

 

4.Первичное закрепление

Задача Для начала решим устную задачу на закон Ома (обучающиеся правильным ответом приносят дополнительный балл своей группе)

a) U = 20B,R=10Om,I-?

 б) I=10A,R = 5Om, R-?

 в) I = 5A,U=15B,R-?

Ответ: а) I = 2А; б) U= 50 Ом; в) R = 3 Ом.

Представители от каждой группы выходят к доске для решения

Задача №1

Задача №2. Задача №3.В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.

 

Общее сопротивление равно  R об = 1005 Ом.

 

 

 

Задача №3

 

 

Задача №4

 

                                                                                 

                               

Графическая задача (по одному вопросу каждой группе)

 

1.     Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?

2.     Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?

3.     Найдите сопротивление в точке А и в точке В.

4.     Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.

(общий вопрос) Какой вывод можно проделать по результатам задачи? (за правильный ответ группа получает дополнительные 2 балла)


 

 

 

 

5.Домашнее задание:

 У: глава 15 § 106, 107; упр. 19 № 2,3, 2.7, 2.15, 2.17. У: повт. § 1—3;

З: № 1.34, 1.35, 2.18, 2.21.

6.Итоги урока

Преподаватель подводит общие итоги работы каждой группы

(рефлексия)

На выходе из кабинета висит табличка со смайлами (безразличие, радость, грусть), обучающиеся должны поставить «+» в колонку тому смайлу, настороение которого совпадает с их настроением при выходе с урока.

 

Использованная литература:

1.                   Мякишев Г.Я.,Буховцев Б.Б. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2004.

2.                    2. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003г.

 

3.                   Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.

4.                   Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.

5.                   Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.

6.                   Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.

Интернет-ресурсы:

1.                 Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0»  www.college.ru/booklet/1st.html

2.                 Виртуальный практикум по курсу физики для студентов технических Вузов. Автор Тихомиров Ю. В. доцент МГТУГА. Практикум разработан с использованием компакт дисков ООО «ФИЗИКОН».  www.college.ru/teacher/virt_practice.html

3.                 "Открытая Физика" http://www.physics.ru/

4.                 "Физика.ru" http://www.fisika.ru/index.htm

5.                 "Активнаяфизика" и "Оптическая скамья" http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/optic/index.htm

6.                 "Живая Физика"  www.int-edu.ru/soft/fiz.html

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока по физике "Последовательное и параллельное соединение проводников ", 10 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель организации

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Методическая разработка урока по физике составлена методически правильно и грамотно,  и соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи, грамотно подобраны структура , методы и приемы проведения урока, перечислено необходимое оборудование и  литература. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализована,  как по времени, так и по объему.

 Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим смыслом: удивление (одно и то же значение силы тока и напряжения в разных видах соединений электрических цепей ведет себя по-разному) – восприятие – осмысление – запоминание – применение по образцу в новой ситуации – обобщение – систематизация.   

Представленный материал имеет практическую значимость, в нем содержатся различного вида задания, которые способствуют развитию познавательной и творческой деятельности обучающихся: заполнение таблиц, ответы на вопросы, обсуждение, изображение схем для сборки электрических цепей, запись общих формул и получение из них расчетных, объяснение физических опытов, решение устных и письменных задач.        

Для повышения интереса к уроку, преподаватель использует групповую форму работы, что способствует организовать обучающихся на самостоятельный перенос ЗУН в измененной и новой ситуации,  повысить учебную мотивацию, значительно снизить уровень тревожности, страх оказаться неуспешным.

 

Ценность данной методической разработки в том, что постоянная смена видов и форм организации учебной деятельности на уроке способствует предупреждению перегрузки, поддержанию работоспособности обучающихся.

 

Методическая разработка соответствует  требованиям ФГОС  по физике и может быть использована в других образовательных учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы для обучающихся всех профессий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 619 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 1028
    • DOCX 644.3 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ключникова Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ключникова Наталья Викторовна
    Ключникова Наталья Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 62410
    • Всего материалов: 33

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 003 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 569 человек

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе