Областное государственное автономное
образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Белгородский машиностроительный техникум»
«Последовательное и параллельное соединение
проводников»
(методическая разработка урока по физике)
Подготовила:
Ключникова Наталья Викторовна
Белгород 2014
Пояснительная записка
Одним из важных условий достижения
целей урока физики является развитие мыслительной деятельности учащихся.
Конечно, большое значение в деле вовлечения обучающихся в активную мыслительную
деятельность имеет методика работы преподавателя.
Данный урок является не первым в
теме «Законы постоянного тока», обучающиеся уже имеют некоторый багаж знаний по
данной теме. Из урока и презентации к нему видно, что методический материал
продуман и хорошо спланирован. Преподаватель выделяет четкую структуру,
которая соответствует требованиям проблемного, исследовательского урока. Суть
проблемного обучения – воспитание и развитие творческих способностей обучающихся,
обучение их активным умственным действиям. Эта активность проявляется в том,
что обучающийся, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя
фактический материал, сам получает из него новую информацию. Активность
возникает в процессе работы обучающегося, поставленного в соответствующую
ситуацию. Поэтому выбор преподавателя данного метода обучения не случаен.
Тема и цель урока обозначены,
указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Все этапы урока спланированы.
Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление
реализованы как по времени, так и по объему.
Учебная деятельность на уроке
построена в соответствии с дидактическим смыслом: удивление (одно и тоже
значение силы тока и напряжения в разных видах соединений электрических цепей
ведет себя по разному) –восприятие – осмысление – запоминание – применение по
образцу в новой ситуации –обобщение - систематизация.
Основной задачей преподавателя на уроке является
создание условий обучающимся для самостоятельной работы и помощь им при
изучении нового материала.
Для повышения интереса, преподаватель
использует групповую форму организации работы на уроке, что повышает учебную и
познавательную мотивацию у обучающихся, значительно снижает уровень их
тревожности, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания
происходит взаимообучение, каждый обучающийся вносит свою лепту в общую работу.
Групповая форма работы на уроке позволяет в течение всего урока поддерживать
активность и внимание обучающихся. При подведении итогов преподаватель
учитывает не только результаты выполнения заданий, но и работу группы.
Представленный урок разработан в соответствии с программой по физике
для образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные
программы для обучающихся всех профессий.
Раздел программы: Электродинамика
Тема №2 «Законы постоянного тока».
Урок №57-58
Тема урока:
«Последовательное и параллельное соединение проводников. Решение задач по теме
«Закон Ома»
Аудитория- обучающиеся 1 курса
Форма урока: лекция с элементами беседы ,
Тип урока: комбинированный урок
Методы урока: словестные, наглядные, контроля и учета
знаний
Цели урока:
Образовательные:
-способствовать
углублению и расширению знаний о данных видах соединения проводников;
-научить определять
силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном
соединии проводников;
-научить обучающихся
разбираться в схемах электрических цепей.
Развивающие :
-организовать
обучающихся на самостоятельный перенос ЗУН в измененной и новой ситуации,
способствовать развитию логического мышления и памяти при решении задач на
данную тему
Воспитательные:
- создать условия для
воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;
-способствовать
развитию личных качеств обучающихся: аккуратность, внимание, усидчивость;
-создать условия для
воспитания культуру общения при работе в группах.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация,
приборы (амперметр, вольтметр, источник тока, провода)
Временная
диаграмма урока: 90 минут (2урока)
План урока:
1.
Орг. момент
2.
Подготовка к активной
учебной деятельности
3.
Изучение нового материала
4.
Первичное закрепление
5.
Самостоятельный перенос
ЗУН в измененной и новой ситуации
6.
Информация о д/з
7.
Итоги урока
Ход урока:
1.Орг.момент.(2-3
минуты)
2. Подготовка к активной учебной деятельности.
(Вопросы для обучающихся
находятся на слайдах презентации)
Что называется
сопротивлением?
В чём причина
сопротивления?
От каких параметров
зависит сопротивление проводника?
Сформулируйте закон
Ома для участка цепи.
Силу тока в цепи
увеличили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Напряжение в цепи
уменьшили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Длину проводника
уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Проволоку согнули
пополам. Как изменилось сопротивление проволоки?
По графику сравните
электрическое сопротивление проводников.
3.Изучение нового
материала.
(Обучающиеся
разбиваются на 4 группы из расчета, что в каждой группе есть как более сильные
по знаниям, так и более слабые обучающиеся. Преподаватель в течение всего урока
фиксирует ответы обучающихся и к конце подводит общие итоги работы каждой
группы)
Последовательное и
параллельное соединения проводников:
На слайде появляется
таблица, учащиеся переносят её в тетрадь.
|
Последовательное
соединение
|
Параллельное
соединение
|
Схема
|
|
|
Сила тока
|
|
|
Напряжение
|
|
|
Сопротивление
|
|
|
Обсуждается
последовательное соединение проводников.
Последовательное
соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с
началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.
преподаватель
демонстрирует опыты с цепью с последовательно соединёнными лампочками.
Обучающиеся делают выводы:
сила тока в цепи при
последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2
общее напряжение в
цепи равно сумме напряжений на каждом участке:
U = U1 + U2
Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при
последовательном соединении проводников?
С помощью
закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего
сопротивления проводников: R = R1 + R2.
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n
последовательно соединённых одинаковых проводников? R = nR1
Обсуждается параллельное соединение проводников.
Параллельное
соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к
одной точке цепи, а их концы к другой.
Преподаватель демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными
лампочками.
Обучающиеся делают
выводы:
cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме
токов в разветвлениях: I = I1 + I2 напряжение на каждом из параллельно
соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2
Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном
соединении проводников?
С помощью
закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего
сопротивления проводников: , .
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n
параллельно соединённых одинаковых проводников? R =
Преимущества и
недостатки соединений.
Пример
последовательного соединения: гирлянда.
Пример параллельного
соединения: потребители в жилых помещениях.
Преимущества и
недостатки соединений:
Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока
выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе
из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.
Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения,
остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в
цепь элемент перегорит.
Обучающиеся заполняют
таблицу в тетради с помощью слайда презентации:
Решение задач на последовательное и параллельное
соединения с использованием слайдов презентации.
(3-е обучающихся выходят
к доске и записывают: первый закон Ома и выражает из него напряжение и
сопротивление;
второй – формулы
справедливые для последовательного соединения;
третий – формулы
справедливые для последовательного соединения).
4.Первичное
закрепление
Задача Для начала решим устную задачу на закон Ома
(обучающиеся правильным ответом приносят дополнительный балл своей группе)
a) U = 20B,R=10Om,I-?
б) I=10A,R = 5Om, R-?
в) I = 5A,U=15B,R-?
Ответ: а) I = 2А;
б) U= 50 Ом; в) R = 3 Ом.
Представители от
каждой группы выходят к доске для решения
Задача №1
Задача №2. Задача №3.В электрическую цепь включены
последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы
сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.
Общее сопротивление
равно R об = 1005 Ом.
Задача №3
Задача №4
Графическая задача
(по одному вопросу каждой группе)
1.
Какому
значению силы тока и напряжения соответствует точка А?
2.
Какому
значению силы тока и напряжения соответствует точка В?
3.
Найдите
сопротивление в точке А и в точке В.
4.
Найдите
по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление
в этом случае.
(общий вопрос) Какой вывод можно
проделать по результатам задачи? (за правильный ответ группа получает
дополнительные 2 балла)
5.Домашнее задание:
У: глава 15 § 106, 107; упр. 19 № 2,3, 2.7, 2.15, 2.17. У:
повт. § 1—3;
З: № 1.34, 1.35, 2.18, 2.21.
6.Итоги урока
Преподаватель подводит общие
итоги работы каждой группы
(рефлексия)
На выходе из кабинета висит
табличка со смайлами (безразличие, радость, грусть), обучающиеся должны
поставить «+» в колонку тому смайлу, настороение которого совпадает с их настроением
при выходе с урока.
Использованная
литература:
1.
Мякишев Г.Я.,Буховцев Б.Б.
Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2004.
2.
2. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М.,
2003г.
3.
Дмитриева В.Ф. Физика:
учебник. – М., 2003.
4.
Касьянов В.А. Физика. 10
кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
5.
Самойленко П.И., Сергеев
А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
6.
Касьянов В.А.
Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10
кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. –
М., 2006.
Интернет-ресурсы:
1.
Методические аспекты
преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0»
www.college.ru/booklet/1st.html
2.
Виртуальный практикум по
курсу физики для студентов технических Вузов. Автор Тихомиров Ю. В. доцент
МГТУГА. Практикум разработан с использованием компакт дисков ООО «ФИЗИКОН». www.college.ru/teacher/virt_practice.html
3.
"Открытая
Физика" http://www.physics.ru/
4.
"Физика.ru" http://www.fisika.ru/index.htm
5.
"Активнаяфизика"
и "Оптическая скамья"
http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/optic/index.htm
6.
"Живая Физика" www.int-edu.ru/soft/fiz.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.