Главная / Биология / Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Организационная информация

Тема урока

Борьба за существование

Дисциплина

Биология

Курс 1

Группа 12

Автор урока

Лепешенко Татьяна Ивановна преподаватель химии и биологии высшей квалификационной категории

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное училище №61 им. Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.

Республика/край, город/поселение

Россия, Ростовская область, город Новошахтинск

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока


Образовательная:

Ознакомить обучающихся с видами борьбы за существование и естественного отбора - как движущей силы эволюции органического мира.

Воспитательная:

Воспитывать позитивное отношении к биологии. Расширение кругозора обучающихся

Развивающая: развить компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

Словесно-логические - рассказ, объяснение, беседа;

Активные- проблемное изложение материала;

Иллюстративные - демонстрация мультимедийной презентации;

Практическиеработа с учебником, выполнение тестовых заданий.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят /др. обучающиеся в ходе урока

Главная задача урока - сформировать знания о видах борьбы за существование, а стержневая – знания о причинах борьбы за существование. Особенности группы учтены, как при фронтальном опросе, так и в индивидуальной работе с обучающимися.


Время реализации урока

45 минут

Необходимое оборудование

и материалы

Мультимедийное оборудование, раздаточный материал –учебники, ПК, мультимедийная презентация, видео.

Список учебной и дополнительной литературы:

Основная:

  1. В. М. Константинов и др. Биология учебник для НПО и СПО, М., Академия, 2014 год. 320 с.



Подробный конспект урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный



hello_html_2abe8951.png

hello_html_57fadaa7.png

Здравствуйте ребята, Сегодня мы проведем с вами немного необычный урок. Давайте подумаем над вопросом:

Какие цели мы можем поставить при изучении темы:



Слайд 1,2

Приветствие преподавателя. Подготовка к уроку.

Предполагаемый ответ: Изучение борьбы за существование и естественного отбора - как движущей силы эволюции органического мира.

Развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Расширение кругозора обучающихся.

Записывают тему в тетрадь.

Актуализация знаний



hello_html_m1ceb8bf8.png





























































hello_html_md46bd61.png

hello_html_m2f07d31.png

Сегодня мы продолжаем изучение темы эволюционное развитие. Мы уже знакомы с главными направлениями эволюции. На этом уроке нам предстоит знакомство с борьбой за существование.

Слайд 3

А сначала объясним термины:

  1. Биологический прогресс,

  2. Биологический регресс,

  3. Ароморфоз,

  4. Идиоадаптация,

  5. Общая дегенерация.













































Внимание на экран.

Найдите соотношения понятий и рисунков: Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

Слайд 4



А теперь обратимся к раздаточному материалу у вас на столах находятся таблицы, которые вы должны заполнить.

Слайд 5

Слушают преподавателя, формулируют цели урока.

Предполагаемый ответ:

Это победа в борьбе за существование. Основные признаки: увеличение численности и расширение ареала.

Предполагаемый ответ:

Приводит к вымиранию. Признаки: снижение численности снижение популяционного разнообразия, сокращение ареала.

Предполагаемый ответ:

Достижение биологического прогресса путем повышения общего уровня организации жизни.

Предполагаемый ответ:

Частные приспособления видов

Предполагаемый ответ:

Упрощение уровня организации жизни.

Предполагаемый ответ:

Ароморфоз – б,в, г, е.

Идиоадаптация – а, д.


Формирование знаний

hello_html_1eefcfc3.png

hello_html_m63e7067d.png







hello_html_11a2d457.png



hello_html_73fec055.png



2470479



hello_html_m18ee2685.png



hello_html_354fcbd.png

hello_html_m2a38df79.png

hello_html_3552369.png

hello_html_m5ca01ce4.png

hello_html_m63253941.png

hello_html_1cfefd9a.png

hello_html_m729246c2.png

hello_html_m1467dbf1.png



hello_html_m6072517f.png



hello_html_m27818165.png



hello_html_243c9323.png




Сегодня мы должны виды борьбы за существование.

Сейчас мы рассмотрим интенсивность размножения.

Слайд 6









Почему не наступает безудержный рост организмов?

Слайд 7









От чего зависит равновесное состояние популяции?

Слайды 8,9

















Теперь приступаем к изучению видов борьбы за существование. У вас на столе плакат «Борьба за существование» внимательно его рассмотрите.

















Давайте теперь разберемся в формах борьбы за существование

Слайд 10









А теперь рассмотрим внутривидовую борьбу.



Слайды 11,12

















Рассмотрим причины внутривидовой борьбы за существование.

Слайд 13









Рассмотрим комплексы снижающие внутривидовуюборьбу.



Слайды 14 - 18











































Рассмотрим межвидовую борьбу за существование.

Слайд 14











Рассмотрим формы межвидовой борьбы за существование.

Слайд 15











Рассмотрим формы борьбы с неблагоприятными условиями.

Слайд 16










Слушают преподавателя и смотрят слайды презентации.







Предполагаемый ответ:

хищники, паразиты, голод, болезни ,

неблагоприятные погодные условия,

конкуренция



Предполагаемый ответ: на слайдах 8,9









































Предполагаемый ответ: из плаката видно, что форм борьбы за существование 3.




Закрепление знаний

hello_html_9986491.png



hello_html_m74150f4c.png



hello_html_m787a5cb3.png

Определить формы борьбы за существование

Слайды 22,23, 24






Подведение итогов

hello_html_m74df9367.png

hello_html_m60228e8d.png

Выводы:

Слайды 25, 26

Домашнее задание стр. 163 – 167

Подготовить сообщения и презентации по темам:

  • «Приспособленность растений к жизни в условиях тундры»

  • «Приспособленность животных в условиях тундры»

  • «Приспособленность растений к жизни в условиях пустыни»

  • «Приспособленность животных к жизни

в условиях пустыни»

Делают выводы из полученных знаний.

Записывают домашнее задание.



Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование"
  • Биология
Описание:

Методическая разработка по дисциплине "Биология" урока с мультимедийным сопровождением  "Борьба за существование" предназначена для изучения темы "Эволюционное развитие" в системе НПО и СПО, а так же может быть использована при изучении этой темы в школьном курсе "Общей биологии". Методическая разработка содержит полный конспект урока и ссылки на слайды презентации. Разработка содержит цели урока, актуализацию опорных знаний: объяснить понятия, соотнести картинки со слайда с понятиями, работу с заполнением таблицы; изучение нового материала,  закрепление знаний: объяснение на примере формы борьбы за существование, соотнести картинку и форму борьбы; работу с плакатом по теме; домашнее задание по учебнику В.М. Константинова и др. для НПО и СПО, а так же творческое задание по составлению сообщений и созданию презентаций.

Автор Лепешенко Татьяна Ивановна
Дата добавления 07.12.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1078
Номер материала 6689
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓