Методическая разработка урока по теме
«Агрегатное состояние веществ»
Химия, 11 класс
Урок с использованием электронных ресурсов, в системе деятельностного
метода обучения, по теме «Агрегатное состояние веществ».
ПОБОЙКИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА, учитель химии МКОУ «Илирская СОШ №2», Иркутская
область, Братский район, п. Прибрежный.
Тип урока:
урок изучения нового учебного материала с использованием компьютерных технологий. За 1 урок до изучения нового
материала учащиеся получают задание повторить материал по теме «Агрегатное
состояние веществ», использую материал из курса химии 8 класса § 25 (жидкое состояние веществ на примере
воды), § 20 (кислоты), § 19 (основания); 9 класс §20, §24, § 29 (газообразное состояние веществ на примере кислорода,
аммиака, оксида углерода (II, IV)), 8 класс
§ 17 (твердое состояние
веществ на примере бинарных соединений), §21 (солей).
Цель урока:
1.
использую новые
информационные технологии, основываясь на знаниях
учащихся об агрегатном состоянии веществ, полученных в курсе химии, физики, а
также на известных учащимся данных об их свойствах познакомить учащихся с
разновидностями агрегатного состояния веществ, уметь их определять, давать им
характеристику, приводить примеры из повседневной жизни, знать их применение
2.
актуализировать ЗУН для
построения нового способа действий.
Оборудование: Мультимедийная установка, реактивы для проведения
лабораторной работы: Fe, NaCl, Na2CO3, HCl (разб.), NH4Cl, Ca(OH)2, фарфоровая чашка, колба, 2
пробирки, стакан с водой
Формируемые УУД:
Предметные – знать разновидности агрегатного состояния веществ, уметь их
определять, давать им характеристику, приводить примеры из повседневной жизни,
знать их применение
Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Познавательные – практически подтвердить взаимосвязь строения веществ
с их свойствами, и основанными на этом направлениями применения.
Коммуникативные - умение вести учебное сотрудничество на уроке с
учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
Личностные - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь
в группе.
Ход урока
1.
Самоопределение
к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность, определение
её содержательных рамок).
Цель: 1) Мотивировать
учащихся к учебной деятельности;
2) Определить содержательные рамки урока: 1. Создание условий для
возникновения внутренней потребности включения ребёнка в деятельность («хочу») 2.
Исходя из решенных ранее задач - создание ориентировочной основы действий
(«могу»)
Организация учебного процесса на этапе 1:
Формы работы (добрые пожелания учащимся; поддержка словом)
Действия и вопросы
учителя.
Ребята! Сегодня мы изучаем агрегатное состояние веществ. Я
напомню, что с разновидностями агрегатного состояния веществ мы встречались в
курсе изучения химии 8, 9, 11 класса. Дома вы повторяли этот материал. (Приложение 1)
Цель нашего урока познакомиться с разновидностями агрегатного состояния веществ, уметь
их определять, давать им характеристику, приводить примеры из повседневной
жизни, знать их применение. Посмотрите технологическую карту к уроку (Приложение 2) (слайд 1).
2. Актуализация знаний (подготовка мышления детей,
воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия
ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность
имеющихся знаний)
Цель: 1) Актуализировать учебное содержание, необходимое и
достаточное для восприятия нового материала (умение работать с учебником,
давать характеристику химическому веществу на основе его физических свойств);
1)
Зафиксировать ситуацию,
демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний (указать существенное свойство
задания, планируемого для организации учебного затруднения).
Организация учебного процесса на этапе 2:
Формы работы (коммуникативное взаимодействие с группой учащихся, задания для
самостоятельной работы, проговаривание затруднений)
Задания, способы их представления, образцы эталонов и правильных
решений (представление презентаций по отдельным темам нового материала с
использованием уже имеющихся знаний и умений)
Действия, вопросы учителя
Дорогие ребята! Мы
вспомним, что нам известно об агрегатном состоянии веществ, зафиксируем наши
знания с помощью мультимедийной презентации
По окончании
изученного материала Вас ждет тестовая работа
3. Проблемное объяснение нового содержания (внимание
детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение,
формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный
на построение нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и
схематически (эталоны).
Цель: 1) Зафиксировать
отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) Сформулировать цель и тему урока;
3) Организовать подводящий диалог, направленный на построение нового
учебного содержания
4)
Зафиксировать его
вербально, знаково и изобразить схематически в эталонах.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Формы работы (побуждающий или подводящий диалог; похвала...)
На основании
агрегатного состояния вещества как бы вы могли разделить все вещества? Сможем
ли мы сразу, без изучения нового материала ответить на некоторые вопросы нашей
темы? (Ответ уч-ся: «Мы можем все вещества разделить на три группы: жидкие,
твердые, газообразные»)
Давайте познакомимся с
химическими веществами в различных агрегатных состояниях и дадим им
характеристику.
Лабораторная работа «Агрегатное
состояние веществ» (инструкционная карта №1. Приложение 3,4,5).
Какие знания о веществах
нам пригодились? (Ответ: «Характеристика веществ по их физическим свойствам)
Задание учащимся
класса: Посмотрите
на экран и запишите схему себе в тетрадь (слайд 2). Знаете ли вы о том,
что существует четвертое состояние веществ? (Ответ: «нет»)
Посмотрите на следующий
слайд (слайд3). Возврат по гиперссылке (слайд 2)
Давайте дадим
характеристику твердым веществам
Обратитесь к учебнику
§ _10_, страница _87__, абзац 2 (самостоятельная работа с учебником)
На какие две группы
можно разделить твердые вещества? (ответ уч-ся)
Посмотрим на слайд (слайд
4). Чем характеризуются твердые вещества (ребята дают ответ на основе
лабораторной работы). Посмотрим на слайд (слайд 5)
Кристаллические
вещества могут образовывать разные кристаллические решетки. С кристаллическими
решетками мы знакомились в курсе химии 8, 11 класса. Давайте вспомним, какие
кристаллические решетки могут образовывать твердые вещества, приведем примеры
(ответ уч-ся)
Посмотрим на слайд
(слайд 6)
Твердым веществам
присуще и аморфное состояние. Посмотрим на слайд (слайд 7) Возврат по
гиперссылке к слайду 2
Вещества в жидком
состоянии обладают… (ответ уч-ся на основе лабораторной работы)
(слайд 8), (слайд
9) Возврат по
гиперссылке к слайду 8
Кроме хорошо
известного жидкого состояния вещества могут существовать в жидкокристаллическом
состоянии
Давайте обратимся к
учебнику § _9_, страница _85__, абзац __4-6__. (самостоятельная работа с
учебником)
Посмотрим на слайд (слайд
10). Возврат по гиперссылке к слайду 2
И третья форма
агрегатного состояния – это газообразное
Давайте дадим ему
характеристику (ответ уч-ся на основе лабораторной работы, знаний полученных
ранее). Посмотрим на слайд (слайд 11). Возврат по гиперссылке к
слайду 2
4. Первичное
закрепление (изученное содержание закрепляется и фиксируется во внешней речи)
Цель: Зафиксировать изученное содержание во внешней речи
Организация учебного процесса на этапе 4:
Ребята, давайте ещё раз повторим, что мы сегодня изучили.
Формы и способы организации учебной деятельности (по «цепочка» уч-ся
повторяют все вопросы этого урока, использую слайды презентации учителя
Выявление возможных затруднений и способы их коррекции.
5. Самоконтроль с самопроверкой по эталону
(самоконтроль и самопроверка по эталону, самоконтроль реализации нового знания,
его интериоризация)
Цель: Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение запоминать и
ориентироваться в новом материале.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Задания самостоятельной работы и образцы их правильного решения (по
типу «вопрос – ответ»)
Агрегатное состояние вещества
1. Чем различается строение вещества в твердом, жидком и газообразном
состоянии?
2. Почему химические реакции с участием твердых веществ протекают с большим
трудом, чем с участием газов и жидкостей?
3. Какими были бы физические свойства воды при отсутствии водородных
связей?
4. Могут ли растворы быть жидкими кристаллами?
5. Какое состояние вещества является более устойчивым: аморфное или
кристаллическое?
6. Почему на стеклянные полки не следует ставить тяжелые предметы,
например книги?
7. Почему вещества с ионными и атомными кристаллическими решетками имеют
высокие температуры плавления, а вещества с молекулярными кристаллическими
решетками легкоплавки?
8. Какова природа химической связи между частицами в ионных, атомных,
металлических и молекулярных кристаллах?
9. В чем структурное отличие графита от алмаза, стекла от кварца?
Оценку проводит учитель, уч-ся.
Способ представления заданий (вопросы к теме)
6. Включение в систему знаний и повторение (тренировка
навыков использования нового знания совместно с ранее изученным, и повторение
содержания, которое потребуется на следующих уроках)
Цель: 1) Тренировать навыки
использования нового знания совместно с ранее изученным материалом
(компьютерное тестирование). Взаимосвязь строения вещества с типом
кристаллической решетки, определение агрегатного состояния вещества
2)
Повторить учебное
содержание, которое потребуется на следующих уроках (влияние дисперсной системы
и дисперсной фазы на определение типа дисперсных систем))
Организация учебного процесса на этапе 6:
Формы работы (индивидуальная)
Задания, способ их представления и образцы правильного решения
(запрограммированы в тесте)
Способы коррекции ожидаемых ошибок (сверка с эталоном)
Тест:
ВОПРОС
|
ОТВЕТ
|
Образованием
газообразного вещества будет протекать при внесении железа в разбавленный
раствор:
1.
иодида калия; 2. иодоводорода; 3. сульфата натрия;
4.сульфата магния
|
Иодоводорода
|
Карбонат натрия,
реагируя со следующими веществами образует газообразное вещество:
- Кислород; 2. Медь;
3. Вода; 4. Щелочь; 5. Соляная кислота
|
соляная кислота
|
В цепочке превращений
1 2
3 4
Fе à FеС12
à Fе(ОН)2 à Fе(ОН)3
à FеС13
использование разбавленной
соляной кислоты возможно на этапах
1; 2; 3; 4
|
1
4
|
Укажите реакции
получения хлорида железа (III):
- FеС12
+ С12 à...
- FеS + НС1
(разб.) à ...
3. Fе2(SО4)3
+ ВаС12 à ...
|
FеС12
+ С12 à...
Fе2(SО4)3 + ВаС12 à
|
Краткому ионному уравнению Fе2+ +
S2- = FеS
соответствуют реагенты в жидком
состоянии
Fе(ОН)2
и К2S;
Fе(ОН)2
и Н2S
FеS04 и
Н2
FеS04 и К2S
|
FеS04 и
К2S
|
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: 1) Зафиксировать
новое знание, полученное на уроке
2)
Оценить собственную
деятельность на уроке
3)
Оценить учебную
деятельность класса
4)
Зафиксировать
неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности
5)
Обсудить и записать
домашнее задание
Организация учебного процесса на этапе :
Вопросы учителя, направленные на фиксацию нового знания:
Подведите итог того,
что мы сегодня узнали, чему научились на сегодняшнем уроке.(Ответ уч-ся: «Мы рассмотрели
типы агрегатного состояния веществ...».
1.
Анализ деятельности уч-ся
на уроке, выставление отметок за урок (одна отметка, поставленная машиной за
тест, другая – за ответы в классе
2. Комментарии к домашнему заданию.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.