Главная / Химия / Методическая разработка урока по теме «Агрегатное состояние веществ». 11кл

Методическая разработка урока по теме «Агрегатное состояние веществ». 11кл

Методическая разработка урока по теме

«Агрегатное состояние веществ»

Химия, 11 класс

Урок с использованием электронных ресурсов, в системе деятельностного метода обучения, по теме «Агрегатное состояние веществ».

ПОБОЙКИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА, учитель химии МКОУ «Илирская СОШ №2», Иркутская область, Братский район, п. Прибрежный.

Тип урока:

урок изучения нового учебного материала с использованием компьютерных технологий. За 1 урок до изучения нового материала учащиеся получают задание повторить материал по теме «Агрегатное состояние веществ», использую материал из курса химии 8 класса § 25 (жидкое состояние веществ на примере воды), § 20 (кислоты), § 19 (основания); 9 класс §20, §24, § 29 (газообразное состояние веществ на примере кислорода, аммиака, оксида углерода (II, IV)), 8 класс § 17 (твердое состояние веществ на примере бинарных соединений), §21 (солей).

Цель урока:

  1. использую новые информационные технологии, основываясь на знаниях учащихся об агрегатном состоянии веществ, полученных в курсе химии, физики, а также на известных учащимся данных об их свойствах познакомить учащихся с разновидностями агрегатного состояния веществ, уметь их определять, давать им характеристику, приводить примеры из повседневной жизни, знать их применение

  2. актуализировать ЗУН для построения нового способа действий.

Оборудование: Мультимедийная установка, реактивы для проведения лабораторной работы: Fe, NaCl, Na2CO3, HCl (разб.), NH4Cl, Ca(OH)2, фарфоровая чашка, колба, 2 пробирки, стакан с водой

Формируемые УУД:

Предметные – знать разновидности агрегатного состояния веществ, уметь их определять, давать им характеристику, приводить примеры из повседневной жизни, знать их применение

Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные – практически подтвердить взаимосвязь строения веществ с их свойствами, и основанными на этом направлениями применения.

Коммуникативные - умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Личностные - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

Ход урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность, определение её содержательных рамок).

Цель: 1) Мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) Определить содержательные рамки урока: 1. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения ребёнка в деятельность («хочу») 2. Исходя из решенных ранее задач - создание ориентировочной основы действий («могу»)

Организация учебного процесса на этапе 1:

Формы работы (добрые пожелания учащимся; поддержка словом)

Действия и вопросы учителя.

Ребята! Сегодня мы изучаем агрегатное состояние веществ. Я напомню, что с разновидностями агрегатного состояния веществ мы встречались в курсе изучения химии 8, 9, 11 класса. Дома вы повторяли этот материал. (Приложение 1)

Цель нашего урока познакомиться с разновидностями агрегатного состояния веществ, уметь их определять, давать им характеристику, приводить примеры из повседневной жизни, знать их применение. Посмотрите технологическую карту к уроку (Приложение 2) (слайд 1).

2. Актуализация знаний (подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний)

Цель: 1) Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала (умение работать с учебником, давать характеристику химическому веществу на основе его физических свойств);

  1. Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний (указать существенное свойство задания, планируемого для организации учебного затруднения).

Организация учебного процесса на этапе 2:

Формы работы (коммуникативное взаимодействие с группой учащихся, задания для самостоятельной работы, проговаривание затруднений)

Задания, способы их представления, образцы эталонов и правильных решений (представление презентаций по отдельным темам нового материала с использованием уже имеющихся знаний и умений)

Действия, вопросы учителя

Дорогие ребята! Мы вспомним, что нам известно об агрегатном состоянии веществ, зафиксируем наши знания с помощью мультимедийной презентации

По окончании изученного материала Вас ждет тестовая работа

3. Проблемное объяснение нового содержания (внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и схематически (эталоны).

Цель: 1) Зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) Сформулировать цель и тему урока;

3) Организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания

  1. Зафиксировать его вербально, знаково и изобразить схематически в эталонах.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Формы работы (побуждающий или подводящий диалог; похвала...)

На основании агрегатного состояния вещества как бы вы могли разделить все вещества? Сможем ли мы сразу, без изучения нового материала ответить на некоторые вопросы нашей темы? (Ответ уч-ся: «Мы можем все вещества разделить на три группы: жидкие, твердые, газообразные»)

Давайте познакомимся с химическими веществами в различных агрегатных состояниях и дадим им характеристику.

Лабораторная работа «Агрегатное состояние веществ» (инструкционная карта №1. Приложение 3,4,5).

Какие знания о веществах нам пригодились? (Ответ: «Характеристика веществ по их физическим свойствам)

Задание учащимся класса: Посмотрите на экран и запишите схему себе в тетрадь (слайд 2). Знаете ли вы о том, что существует четвертое состояние веществ? (Ответ: «нет»)

Посмотрите на следующий слайд (слайд3). Возврат по гиперссылке (слайд 2)

Давайте дадим характеристику твердым веществам

Обратитесь к учебнику § _10_, страница _87__, абзац 2 (самостоятельная работа с учебником)

На какие две группы можно разделить твердые вещества? (ответ уч-ся)

Посмотрим на слайд (слайд 4). Чем характеризуются твердые вещества (ребята дают ответ на основе лабораторной работы). Посмотрим на слайд (слайд 5)

Кристаллические вещества могут образовывать разные кристаллические решетки. С кристаллическими решетками мы знакомились в курсе химии 8, 11 класса. Давайте вспомним, какие кристаллические решетки могут образовывать твердые вещества, приведем примеры (ответ уч-ся)

Посмотрим на слайд (слайд 6)

Твердым веществам присуще и аморфное состояние. Посмотрим на слайд (слайд 7) Возврат по гиперссылке к слайду 2

Вещества в жидком состоянии обладают… (ответ уч-ся на основе лабораторной работы)

(слайд 8), (слайд 9) Возврат по гиперссылке к слайду 8

Кроме хорошо известного жидкого состояния вещества могут существовать в жидкокристаллическом состоянии

Давайте обратимся к учебнику § _9_, страница _85__, абзац __4-6__. (самостоятельная работа с учебником)

Посмотрим на слайд (слайд 10). Возврат по гиперссылке к слайду 2

И третья форма агрегатного состояния – это газообразное

Давайте дадим ему характеристику (ответ уч-ся на основе лабораторной работы, знаний полученных ранее). Посмотрим на слайд (слайд 11). Возврат по гиперссылке к слайду 2

4. Первичное закрепление (изученное содержание закрепляется и фиксируется во внешней речи)

Цель: Зафиксировать изученное содержание во внешней речи

Организация учебного процесса на этапе 4:

Ребята, давайте ещё раз повторим, что мы сегодня изучили.

Формы и способы организации учебной деятельности (по «цепочка» уч-ся повторяют все вопросы этого урока, использую слайды презентации учителя Выявление возможных затруднений и способы их коррекции.

5. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (самоконтроль и самопроверка по эталону, самоконтроль реализации нового знания, его интериоризация)

Цель: Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение запоминать и ориентироваться в новом материале.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Задания самостоятельной работы и образцы их правильного решения (по типу «вопрос – ответ»)

Агрегатное состояние вещества

1. Чем различается строение вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии?

2. Почему химические реакции с участием твердых веществ протекают с большим трудом, чем с участием газов и жидкостей?

3. Какими были бы физические свойства воды при отсутствии водородных связей?

4. Могут ли растворы быть жидкими кристаллами?

5. Какое состояние вещества является более устойчивым: аморфное или кристаллическое?

6. Почему на стеклянные полки не следует ставить тяжелые предметы, например книги?

7. Почему вещества с ионными и атомными кристаллическими решетками имеют высокие температуры плавления, а вещества с молекулярными кристаллическими решетками легкоплавки?

8. Какова природа химической связи между частицами в ионных, атомных, металлических и молекулярных кристаллах?

9. В чем структурное отличие графита от алмаза, стекла от кварца?

Оценку проводит учитель, уч-ся.

Способ представления заданий (вопросы к теме)

6. Включение в систему знаний и повторение (тренировка навыков использования нового знания совместно с ранее изученным, и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках)

Цель: 1) Тренировать навыки использования нового знания совместно с ранее изученным материалом (компьютерное тестирование). Взаимосвязь строения вещества с типом кристаллической решетки, определение агрегатного состояния вещества

  1. Повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (влияние дисперсной системы и дисперсной фазы на определение типа дисперсных систем))

Организация учебного процесса на этапе 6:

Формы работы (индивидуальная)

Задания, способ их представления и образцы правильного решения (запрограммированы в тесте)

Способы коррекции ожидаемых ошибок (сверка с эталоном)

Тест:

ВОПРОС

ОТВЕТ

Образованием газообразного вещества будет протекать при внесении железа в разбавленный раствор:

  1. иодида калия; 2. иодоводорода; 3. сульфата натрия; 4.сульфата магния

Иодоводорода


Карбонат натрия, реагируя со следующими веществами образует газообразное вещество:

  1. Кислород; 2. Медь; 3. Вода; 4. Щелочь; 5. Соляная кислота

соляная кислота

В цепочке превращений

1234

Fе FеС12 Fе(ОН)2 Fе(ОН)3 FеС13

использование разбавленной соляной кислоты возможно на этапах

1; 2; 3; 4

1

4

Укажите реакции получения хлорида железа (III):

  1. FеС12 + С12 ...

  2. FеS + НС1 (разб.) ...

3. Fе2(SО4)3 + ВаС12 ...

FеС12 + С12 ...

Fе2(SО4)3 + ВаС12


Краткому ионному уравнению Fе2+ + S2- = FеS

со­ответствуют реагенты в жидком состоянии

Fе(ОН)2 и К2S;

Fе(ОН)2 и Н2S

FеS04 и Н2

FеS04 и К2S

FеS04 и К2S



7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 1) Зафиксировать новое знание, полученное на уроке

  1. Оценить собственную деятельность на уроке

  1. Оценить учебную деятельность класса

  1. Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности

  1. Обсудить и записать домашнее задание

Организация учебного процесса на этапе :

Вопросы учителя, направленные на фиксацию нового знания:

Подведите итог того, что мы сегодня узнали, чему научились на сегодняшнем уроке.(Ответ уч-ся: «Мы рассмотрели типы агрегатного состояния веществ...».

  1. Анализ деятельности уч-ся на уроке, выставление отметок за урок (одна отметка, поставленная машиной за тест, другая – за ответы в классе

  2. Комментарии к домашнему заданию.


5


Методическая разработка урока по теме «Агрегатное состояние веществ». 11кл
  • Химия
Описание:

Урок с использованием электронных ресурсов, в системе деятельностного метода обучения,  по теме «Агрегатное состояние веществ».

Урок изучения нового учебного материалас использованием компьютерных технологий. За 1 урок  до изучения нового материала учащиеся получают задание повторить материал по теме «Агрегатное состояние веществ», использую материал из курса химии 8 класса § 25 (жидкое состояние веществ на примере воды), § 20 (кислоты), § 19 (основания); 9 класс §20, §24, § 29 (газообразное состояние веществ на примере кислорода, аммиака, оксида углерода (II, IV)), 8 класс § 17       (твердое состояние веществ на примере бинарных соединений), §21 (солей).

Автор Побойкина Елена Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1148
Номер материала 36439
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы