Главная / Начальные классы / Методическая разработка урока окружающего мира для 2класса Тема: «Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. Проблема объективности наблюдений»

Методическая разработка урока окружающего мира для 2класса Тема: «Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. Проблема объективности наблюдений»




Методическая разработка урока окружающего мира для 2класса

по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, авторы программы «Окружающий мир» и учебника-тетради для 2 класса начальной школы «Окружающий мир» Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварёва




Тема: «Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. Проблема объективности наблюдений»



Автор: учитель начальных классов


Путилова С.А.




Цели урока:

1. Создать условия для формирования компетентности разрешения проблем, коммуникативной компетентности, информационной компетентности.

2. Выяснить с детьми характерные «ошибки» человеческих органов чувств, дать возможность детям вспомнить собственный опыт измерений, поставить проблему стандартных (эталонных) мер.

3. Продолжить развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать.




Содержание урока.

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

1.Демонстрация детьми владения старым способом.

- На уроке окружающего мира мы продолжим задавать вопросы и получать ответы на вопросы.

- Какие способы получения ответов на вопросы вы знаете?

hello_html_4d606c81.gif

(Спросить у взрослого. Узнать в книге, справочнике или Интернете. Наблюдать самостоятельно. Провести эксперимент).

- Я буду задавать вопросы. Вы должны сказать, каким способом можно воспользоваться, чтобы ответить на вопросы.


hello_html_m5122cae0.gif

- Какая самая широкая река в мире?




hello_html_m2778ac4a.gif


- Почему зайцы линяют?



hello_html_mc1641af.gif- Зависит ли количество лет божьей коровки от количества точек на крылышках?

hello_html_2ab83619.gif

- Можно ли по цветам определить время?




hello_html_463a5eee.gif


- Какие животные и растения занесены в Красную книгу?





hello_html_4321e61c.gif

- Какое время года?



hello_html_m65c0ab2f.gif


-Есть ли жизнь на других планетах?










hello_html_5a687a11.gif



hello_html_m5d464993.gif


- Почему шишки закрываются?







2.Самооценка детей

-Оцените себя, как вы владеете разными способами получения ответов

hello_html_75db1c77.gif-


- Каким способом чаще всего вы получаете ответы на вопросы? (Наблюдением).






- Встаньте те, кто так оценил своё умение наблюдать?


hello_html_m3349ec9a.gif





III. Зрительный тренажёр.

- Чтобы наши глазки хорошо видели, потренируем их.

Физминутка для глаз.

IV. Постановка перед детьми конкретно-практической задачи (ситуация разрыва).

-Что у меня в руках? (Ваза).

- Сгруппируйтесь. Рассмотрите изображение в учебнике, стр.4, в нижнем левом углу.

-Что это? (Мнения разделились: некоторые дети в моей группе считают, что это-ваза, другие- профили).

- Почему? (Мы по-разному видим).

-Какие цифры изображены?

-Какие буквы изображены?

- Какие фигуры изображены?



hello_html_4374a647.gif



- Какие одинаковые изображения вы видите?

- Почему последнюю фигуру вы называете по-разному?

-Какой вывод можно сделать? (орган зрения - глаза нас подводят).

- Прочитайте текст. О какой ситуации идёт речь в тексте? (О споре мальчиков).

- На какой вопрос они не могли ответить одинаково?

(Почему птицы не летают).

- Каким способом они пытались ответить? (Наблюдением).

- Какой орган чувств использовали? (Орган осязания – кожу).

- Сделайте вывод. (Органы чувств нас часто подводят, когда мы пытаемся получить ответы на вопросы способом наблюдения или экспериментирования.)

- А почему мальчики не воспользовались другими способами?

( Спрашивание не подойдёт, потому что взрослые тоже осязают по-разному . Чтение не подойдёт, потому что в книгах не может быть ответа на вопрос холодно или не очень, сильный ветер или не очень ).

- Значит, подойдёт наблюдение или экспериментирование?

( Не совсем. Потому что мы не можем сказать точно насколько холодно или ветрено, т.е. больше или меньше или мы не можем сравнить ).

- Чему мы сегодня должны научиться, какая проблема возникла? на какой вопрос надо найти ответ?


hello_html_m7f4f60fd.gif

( Необходимость нахождения нового способа получения ответов на вопросы, когда

мы наблюдаем или экспериментируем).

hello_html_77d70930.gif



IV. Открытие способа измерения как необходимой части наблюдения и эксперимента.

- Что мы должны уметь делать при новом способе получения ответов на вопросы?

( При новом способе получения ответов на вопросы, мы должны точно уметь сравнивать свойства тел).

- Как мы называем такое свойство тела, про которое можно сказать «больше» или «меньше»? (Величина).

- Как мы называем такое действие с величиной, когда мы её сравниваем? (Измерение).


Тема урока: Измерение необходимая часть наблюдения или эксперимента.


Эпиграф:


« Следует измерять то, что измеримо, и делать измеримым то, что таковым не является…»


hello_html_67fd0da.jpg



Галилео Галилей (15 февраля 1564, Пиза - 8 января 1642, Арчетри, близ Флоренции) - итальянский физик, механик, астроном, философ и математик.

Подлинную цель науки Галилей видел в отыскании причин явлений. Он считал, что познание внутренней необходимости явлений есть высшая ступень знания. Исходным пунктом познания природы Галилей считал наблюдение, основой науки - опыт.


- Как можно условно обозначить новый способ получения ответов на вопросы?

( и ).

Групповая работа: придумывание значка.


hello_html_466629ba.gif

V. Физминутка.

-На 58стр. РТ (задание 1,2) рассмотрите тела и найдите среди свойств тел те, которые можно измерить. Для этого выполните задание в группах по условию.

- Какие свойства тел вы нашли, которые можно измерить? (площадь и длину).

-Как одним словом сказать? (это величины).

- Какой признак имеют величины? (Мерку или единицу измерения).

Чем измеряем длину? (линейкой).

- Линейка- это измерительный прибор, при помощи которого можно получить точный ответ на вопрос.

- Какие свойства нельзя измерять? (цвет, форма). – Их можно только назвать.

- Можно ли измерить силу ветра?(Да. Можно сказать «Больше» или

« Меньше»).

- Можно ли измерить температуру?(Да).

- Отметьте, те величины, которые мы уже умеем измерять, с.6.(по группам).

-Прочитайте.

- Проверьте.


- Что необходимо иметь, чтобы измерить величины? (Измерительные приборы).

-Прочитайте текст. – О каких измерительных приборах идёт речь? Подчеркните названия измеряемых величин.

Какой предмет мы называем измерительным прибором?

( Которым можно измерить с помощью мерки).

- За свою историю, человечеством придумано множество измерительных приборов.



VI. Решение частных задач.

1. Древние мерки.

- Прочитайте текст на с.72, и скажите, с помощью каких мерок в древности измеряли длину? (Я узнал, что россияне измеряли длину локтями и вершками, а древние римляне- фунтами и унциями)

- Измерьте по группам.

- Вывод: разные числа. Неудобно, потому что неточно.

- А в чем удобство?

2. Стандартные мерки.

- Поэтому были узаконены стандартные единицы измерения, т.е. неизменные.

- Прочитайте, какие стандартные единицы измерения были введены в Англии?

- Запишите значение слова «стандарт» («эталон») – одинаковый.

- Какие стандартные, эталонные единицы ты знаешь?

- Запишите. Проверьте.

VII. Рефлексия.

- С каким новым способом ответов на вопросы вы познакомились?

- При помощи чего мы выполняем измерения?

- Что нужно уметь делать, чтобы измерения были правильными при пользовании измерительными инструментами? (Уметь пользоваться измерительными инструментами).

VIII. Домашнее задание.

- Составить инструкцию по пользованию линейкой.


Список использованной литературы


1. Чудинова Е. В., Букварёва Е. Н. «Окружающий мир». 2 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Вита-Пресс, 2002.

2. http://content.foto.mail.ru - фотографии приведённых изображений.





hello_html_7d9ed043.jpg











hello_html_2a8368b1.jpg









hello_html_mf2d4f29.png





hello_html_e0cbf81.png














Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы.


  1. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) __________________________________________________________________________________

  2. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) __________________________________________________________________________________

  3. Осталось непонятным (что?) __________________________________________________________________________________

 

Как я усвоил материал?



1

2

3

4

5

Я






Учитель








Как я работал на уроке?



1

2

3

4

5

Я






Учитель

















Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы.


    1. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) ________________________________________________________________

    2. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) _________________________________________

    3. Осталось непонятным (что?) _____________________________________________________________________

 

Как я усвоил материал?



1

2

3

4

5

Я






Учитель








Как я работал на уроке?



1

2

3

4

5

Я






Учитель















hello_html_75db1c77.gif














hello_html_75db1c77.gif



hello_html_13e194d8.jpg




























hello_html_m357836a1.jpg

hello_html_19257a18.jpg












hello_html_3c053e35.jpg



































hello_html_373702a8.gif

Методическая разработка урока окружающего мира для 2класса Тема: «Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. Проблема объективности наблюдений»
  • Начальные классы
Описание:

Методическая разработка урока окружающего мира для 2класса

по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, авторы программы «Окружающий мир» и учебника-тетради для 2 класса начальной школы  «Окружающий мир» Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварёва

 Тема: «Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. Проблема объективности наблюдений»

Цели урока:

         1. Создать условия для формирования компетентности разрешения проблем, коммуникативной компетентности, информационной компетентности.

            2. Выяснить с детьми  характерные «ошибки» человеческих органов чувств, дать возможность детям вспомнить собственный опыт измерений, поставить проблему стандартных (эталонных) мер.

            3. Продолжить развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать.

 

 

Автор Путилова Светлана Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 762
Номер материала 29119
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓