Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодическая разработка урока окружающего мира для 2класса Тема: «Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. Проблема объективности наблюдений»

Методическая разработка урока окружающего мира для 2класса Тема: «Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. Проблема объективности наблюдений»

Скачать материал

 

 

 

Методическая разработка урока окружающего мира для 2класса

по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, авторы программы «Окружающий мир» и учебника-тетради для 2 класса начальной школы  «Окружающий мир» Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварёва

 

 

 

Тема: «Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. Проблема объективности наблюдений»

 

 

Автор: учитель начальных классов

 

Путилова С.А.

 

 

 

Цели урока:

         1. Создать условия для формирования компетентности разрешения проблем, коммуникативной компетентности, информационной компетентности.

            2. Выяснить с детьми  характерные «ошибки» человеческих органов чувств, дать возможность детям вспомнить собственный опыт измерений, поставить проблему стандартных (эталонных) мер.

            3. Продолжить развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать.

 

 

 

Содержание урока.

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

1.Демонстрация детьми владения старым способом.

- На уроке окружающего мира мы продолжим задавать вопросы и получать ответы на вопросы.

- Какие способы получения ответов на вопросы вы знаете?

(Спросить у взрослого. Узнать в книге, справочнике или Интернете. Наблюдать самостоятельно. Провести эксперимент).

- Я буду задавать вопросы. Вы должны сказать, каким способом можно воспользоваться, чтобы ответить на вопросы.

 

- Какая самая широкая река в мире?

 

 

 

 

- Почему зайцы линяют?

 

 

- Зависит ли количество лет  божьей коровки от количества точек на крылышках?

 

- Можно ли по цветам определить время?

 

 

 

 

- Какие животные и растения занесены в Красную книгу?

 

 

 

 

- Какое время года?

 

 

 

-Есть ли жизнь на других планетах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Почему шишки закрываются?

 

 

 

 

 

 

2.Самооценка детей

-Оцените себя, как вы владеете разными способами получения ответов

                         -            

 

                                                                                                                                                                                                - Каким способом чаще всего вы получаете ответы на вопросы? (Наблюдением).

 

 

 

 

 

- Встаньте те, кто так оценил своё умение наблюдать?

 

 

 

 

 

III.   Зрительный тренажёр.

- Чтобы наши глазки хорошо видели, потренируем их.

Физминутка для глаз.

IV. Постановка перед  детьми конкретно-практической задачи (ситуация разрыва).

-Что у меня в руках? (Ваза).

- Сгруппируйтесь. Рассмотрите изображение в учебнике, стр.4, в нижнем левом углу.

-Что это? (Мнения разделились: некоторые дети в моей группе считают, что это-ваза, другие- профили).

- Почему? (Мы по-разному видим).

-Какие цифры изображены?

-Какие буквы изображены?

- Какие фигуры изображены?

 

 

 

 

- Какие одинаковые изображения вы видите?

- Почему последнюю фигуру вы называете по-разному?

-Какой вывод можно сделать? (орган зрения - глаза нас подводят).

- Прочитайте текст. О какой ситуации идёт речь в тексте? (О споре мальчиков).

- На какой вопрос  они не могли ответить одинаково?

(Почему птицы не летают).

- Каким способом они пытались ответить? (Наблюдением).

- Какой орган чувств использовали? (Орган осязания – кожу).

- Сделайте вывод. (Органы чувств нас часто подводят, когда мы пытаемся получить ответы на вопросы способом наблюдения или экспериментирования.)

- А почему мальчики не воспользовались другими способами?

( Спрашивание не подойдёт, потому что взрослые тоже осязают по-разному . Чтение не подойдёт, потому что в книгах не может быть ответа на вопрос холодно или не очень, сильный ветер или не очень ).

- Значит, подойдёт наблюдение или экспериментирование?

(  Не совсем. Потому что мы не можем сказать точно насколько холодно или ветрено, т.е. больше или меньше или мы не можем сравнить  ).

- Чему мы сегодня должны научиться, какая проблема возникла? на какой вопрос надо найти ответ?

  

 

( Необходимость нахождения нового способа получения ответов на вопросы, когда

мы наблюдаем или экспериментируем).

 

 

IV. Открытие способа измерения как необходимой части наблюдения и эксперимента.

- Что мы должны уметь делать при новом способе получения ответов на вопросы?

( При новом способе  получения ответов на вопросы,  мы должны точно уметь сравнивать свойства тел).

- Как мы называем такое свойство тела, про которое можно сказать «больше» или «меньше»? (Величина).

- Как мы называем такое действие с величиной, когда мы её сравниваем? (Измерение).

 

Тема урока: Измерение необходимая часть наблюдения или эксперимента.

 

Эпиграф:

 

« Следует измерять то, что измеримо, и делать измеримым то, что таковым не является…»

 

 

 

Галилео Галилей (15 февраля 1564, Пиза - 8 января 1642, Арчетри, близ Флоренции) - итальянский физик, механик, астроном, философ и математик.

Подлинную цель науки Галилей видел в отыскании причин явлений. Он считал, что познание внутренней необходимости явлений есть высшая ступень знания. Исходным пунктом познания природы Галилей считал наблюдение, основой науки - опыт.

 

- Как можно условно обозначить новый способ получения ответов на вопросы?

 ( и ).

Групповая работа: придумывание значка.

 

V. Физминутка.

                                  

-На 58стр. РТ (задание 1,2) рассмотрите тела и найдите среди свойств тел  те, которые можно измерить. Для этого выполните задание в группах по условию.

- Какие свойства тел вы нашли, которые можно измерить? (площадь и длину).

-Как одним словом сказать? (это величины).

- Какой признак имеют величины? (Мерку или единицу измерения).

Чем измеряем длину? (линейкой).

- Линейка- это  измерительный прибор, при помощи которого можно получить точный ответ  на вопрос.

- Какие свойства нельзя измерять? (цвет, форма). – Их можно только назвать.

- Можно ли измерить силу ветра?(Да. Можно сказать «Больше» или

 « Меньше»).

- Можно ли измерить температуру?(Да).

- Отметьте, те величины, которые мы уже умеем измерять, с.6.(по группам).

-Прочитайте.

- Проверьте.

 

- Что необходимо иметь, чтобы измерить величины? (Измерительные приборы).

-Прочитайте текст. – О каких измерительных приборах идёт речь? Подчеркните названия измеряемых величин.

Какой предмет мы называем измерительным прибором?

( Которым можно измерить с помощью мерки).

- За свою историю, человечеством придумано множество измерительных приборов.

 

 

VI.  Решение частных задач.

1. Древние мерки.

- Прочитайте текст на с.72, и скажите, с помощью каких  мерок в древности измеряли длину? (Я узнал, что россияне измеряли длину локтями и вершками, а древние римляне- фунтами и унциями)

- Измерьте по группам.

- Вывод: разные числа. Неудобно, потому что неточно.

- А в чем удобство?

2. Стандартные мерки.

- Поэтому были узаконены стандартные единицы измерения, т.е. неизменные.

- Прочитайте, какие стандартные единицы измерения были введены в Англии?

- Запишите значение слова «стандарт» («эталон») – одинаковый.

- Какие стандартные, эталонные единицы ты знаешь?

- Запишите. Проверьте.

VII.  Рефлексия.

- С каким новым способом ответов на вопросы вы познакомились?

- При помощи чего мы выполняем измерения?

- Что нужно уметь делать, чтобы измерения были правильными при пользовании измерительными инструментами? (Уметь пользоваться измерительными инструментами).

VIII.  Домашнее задание.

- Составить инструкцию по пользованию линейкой.

 

Список использованной литературы

 

1. Чудинова Е. В., Букварёва Е. Н. «Окружающий мир». 2 класс: методическое пособие для учителя.  – М. : Вита-Пресс, 2002.

2. http://content.foto.mail.ru -  фотографии приведённых изображений.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптическая иллюзия демонстрирующая лицо или вазу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы.

 

  1. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) __________________________________________________________________________________
  2. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) __________________________________________________________________________________
  3. Осталось непонятным (что?) __________________________________________________________________________________

 


Как я усвоил материал?

 

 

1

2

3

4

5

Я

 

 

 

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

 

 

Как я работал на уроке?

 

 

1

2

3

4

5

Я

 

 

 

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы.

 

    1. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) ________________________________________________________________
    2. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) _________________________________________
    3. Осталось непонятным (что?) _____________________________________________________________________

 


         Как я усвоил материал?

 

 

1

2

3

4

5

Я

 

 

 

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

 

 

Как я работал на уроке?

 

 

1

2

3

4

5

Я

 

 

 

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока окружающего мира для 2класса Тема: «Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. Проблема объективности наблюдений»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка урока окружающего мира для 2класса

по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, авторы программы «Окружающий мир» и учебника-тетради для 2 класса начальной школы  «Окружающий мир» Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварёва

 Тема: «Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. Проблема объективности наблюдений»

Цели урока:

         1. Создать условия для формирования компетентности разрешения проблем, коммуникативной компетентности, информационной компетентности.

            2. Выяснить с детьми  характерные «ошибки» человеческих органов чувств, дать возможность детям вспомнить собственный опыт измерений, поставить проблему стандартных (эталонных) мер.

            3. Продолжить развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 865 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1479
    • DOCX 11.1 мбайт
    • 32 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Путилова Светлана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Путилова Светлана Алексеевна
    Путилова Светлана Алексеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3665
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 887 человек

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе