Методическая
разработка урока окружающего мира для 2класса
по
системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, авторы программы «Окружающий мир» и
учебника-тетради для 2 класса начальной школы «Окружающий мир» Е. В. Чудинова,
Е. Н. Букварёва
Тема: «Измерение как необходимая часть
наблюдения или эксперимента. Проблема объективности наблюдений»
Автор:
учитель начальных классов
Путилова
С.А.
Цели урока:
1. Создать условия для формирования
компетентности разрешения проблем, коммуникативной компетентности,
информационной компетентности.
2. Выяснить с детьми характерные
«ошибки» человеческих органов чувств, дать возможность детям вспомнить
собственный опыт измерений, поставить проблему стандартных (эталонных) мер.
3. Продолжить развитие наблюдательности,
умения сравнивать, анализировать.
Содержание
урока.
I Организационный момент.
II Актуализация знаний.
1.Демонстрация детьми владения старым
способом.
- На уроке окружающего мира мы продолжим
задавать вопросы и получать ответы на вопросы.
- Какие способы получения ответов на вопросы
вы знаете?
(Спросить у взрослого. Узнать в книге,
справочнике или Интернете. Наблюдать самостоятельно. Провести эксперимент).
- Я буду задавать вопросы. Вы должны сказать,
каким способом можно воспользоваться, чтобы ответить на вопросы.
- Какая самая широкая река в мире?
- Почему зайцы линяют?
- Зависит ли количество лет божьей коровки от
количества точек на крылышках?
- Можно ли по цветам определить время?
- Какие животные и растения занесены в Красную
книгу?
- Какое время года?
-Есть ли жизнь на других планетах?
- Почему шишки закрываются?
2.Самооценка детей
-Оцените себя, как вы владеете разными
способами получения ответов
-
- Каким способом чаще всего вы получаете ответы на вопросы?
(Наблюдением).
- Встаньте те, кто так оценил своё умение
наблюдать?
III. Зрительный тренажёр.
- Чтобы наши глазки хорошо видели, потренируем
их.
Физминутка для глаз.
IV. Постановка перед детьми
конкретно-практической задачи (ситуация разрыва).
-Что у меня в руках? (Ваза).
- Сгруппируйтесь. Рассмотрите изображение в
учебнике, стр.4, в нижнем левом углу.
-Что это? (Мнения разделились: некоторые дети
в моей группе считают, что это-ваза, другие- профили).
- Почему? (Мы по-разному видим).
-Какие цифры изображены?
-Какие буквы изображены?
- Какие фигуры изображены?
- Какие одинаковые изображения вы видите?
- Почему последнюю фигуру вы называете
по-разному?
-Какой вывод можно сделать? (орган зрения -
глаза нас подводят).
- Прочитайте текст. О какой ситуации идёт речь
в тексте? (О споре мальчиков).
- На какой вопрос они не могли ответить
одинаково?
(Почему птицы не летают).
- Каким способом они пытались ответить?
(Наблюдением).
- Какой орган чувств использовали? (Орган
осязания – кожу).
- Сделайте вывод. (Органы чувств нас часто
подводят, когда мы пытаемся получить ответы на вопросы способом наблюдения или
экспериментирования.)
- А почему мальчики не воспользовались другими
способами?
( Спрашивание не подойдёт, потому что взрослые
тоже осязают по-разному . Чтение не подойдёт, потому что в книгах не может быть
ответа на вопрос холодно или не очень, сильный ветер или не очень ).
- Значит, подойдёт наблюдение или экспериментирование?
( Не совсем. Потому что мы не можем сказать
точно насколько холодно или ветрено, т.е. больше или меньше или мы не можем
сравнить ).
- Чему мы сегодня должны научиться, какая
проблема возникла? на какой вопрос надо найти ответ?
( Необходимость нахождения нового способа
получения ответов на вопросы, когда
мы наблюдаем или экспериментируем).
IV. Открытие способа измерения как необходимой
части наблюдения и эксперимента.
- Что мы должны уметь делать при новом способе
получения ответов на вопросы?
( При новом способе получения ответов на
вопросы, мы должны точно уметь сравнивать свойства тел).
- Как мы называем такое свойство тела, про
которое можно сказать «больше» или «меньше»? (Величина).
- Как мы называем такое действие с величиной,
когда мы её сравниваем? (Измерение).
Тема
урока: Измерение необходимая часть наблюдения или эксперимента.
Эпиграф:
« Следует измерять то, что измеримо, и делать
измеримым то, что таковым не является…»
Галилео Галилей (15 февраля 1564, Пиза - 8
января 1642, Арчетри, близ Флоренции) - итальянский физик, механик, астроном,
философ и математик.
Подлинную цель науки Галилей видел в отыскании
причин явлений. Он считал, что познание внутренней необходимости явлений есть
высшая ступень знания. Исходным пунктом познания природы Галилей считал
наблюдение, основой науки - опыт.
- Как можно условно обозначить новый способ
получения ответов на вопросы?
( и ).
Групповая работа: придумывание значка.
V. Физминутка.
-На 58стр. РТ (задание 1,2) рассмотрите тела и
найдите среди свойств тел те, которые можно измерить. Для этого выполните
задание в группах по условию.
- Какие свойства тел вы нашли, которые можно
измерить? (площадь и длину).
-Как одним словом сказать? (это величины).
- Какой признак имеют величины? (Мерку или единицу
измерения).
Чем измеряем длину? (линейкой).
- Линейка- это измерительный прибор, при
помощи которого можно получить точный ответ на вопрос.
- Какие свойства нельзя измерять? (цвет,
форма). – Их можно только назвать.
- Можно ли измерить силу ветра?(Да. Можно
сказать «Больше» или
« Меньше»).
- Можно ли измерить температуру?(Да).
- Отметьте, те величины, которые мы уже умеем
измерять, с.6.(по группам).
-Прочитайте.
- Проверьте.
- Что необходимо иметь, чтобы измерить
величины? (Измерительные приборы).
-Прочитайте текст. – О каких измерительных
приборах идёт речь? Подчеркните названия измеряемых величин.
Какой предмет мы называем измерительным
прибором?
( Которым можно измерить с помощью мерки).
- За свою историю, человечеством придумано
множество измерительных приборов.
VI. Решение частных задач.
1. Древние мерки.
- Прочитайте текст на с.72, и скажите, с
помощью каких мерок в древности измеряли длину? (Я узнал, что россияне
измеряли длину локтями и вершками, а древние римляне- фунтами и унциями)
- Измерьте по группам.
- Вывод: разные числа. Неудобно, потому что
неточно.
- А в чем удобство?
2. Стандартные мерки.
- Поэтому были узаконены стандартные единицы
измерения, т.е. неизменные.
- Прочитайте, какие стандартные единицы
измерения были введены в Англии?
- Запишите значение слова «стандарт»
(«эталон») – одинаковый.
- Какие стандартные, эталонные единицы ты
знаешь?
- Запишите. Проверьте.
VII. Рефлексия.
- С каким новым способом ответов на вопросы вы
познакомились?
- При помощи чего мы выполняем измерения?
- Что нужно уметь делать, чтобы измерения были
правильными при пользовании измерительными инструментами? (Уметь пользоваться
измерительными инструментами).
VIII. Домашнее задание.
- Составить инструкцию по пользованию
линейкой.
Список
использованной литературы
1. Чудинова Е. В., Букварёва Е. Н. «Окружающий
мир». 2 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Вита-Пресс, 2002.
2. http://content.foto.mail.ru - фотографии
приведённых изображений.
Оцени
СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы.
- Сегодня на уроке я
узнал(а) (что?)
__________________________________________________________________________________
- Сегодня на уроке я
мог (ла) бы сделать лучше (что
сделать?)
__________________________________________________________________________________
- Осталось непонятным (что?)
__________________________________________________________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.