Главная / Математика / Методическая разработка урока «Обыкновенные дроби и музыка», класс: 5

Методическая разработка урока «Обыкновенные дроби и музыка», класс: 5

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 ПОС. ПРИЭТОКСКОГО»


ФИО автора: Сашкова Марина Васильевна

название интегрированных предметов: музыка, математика

тема занятия: «Обыкновенные дроби и музыка»,

класс: 5

продолжительность занятия: 40 минут,

оборудование: камертон

Цель урока: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой, повышение качества образовательного потенциала урока.

Задачи урока:

Личностные:

содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;

развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения.

Метапредметные:

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы ;

оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

коммуникативные:

выражать свои мысли, обосновывая суждения;

работать самостоятельно, в паре, коллективно;

развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию

познавательные:

выполнять учебные действия в письменной и устной форме;

осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники;

осуществлять анализ объекта, делать выводы.

Предметные:

определить взаимосвязь музыки и математики;

научиться сравнивать длительности, используя математические знания;

познакомиться с понятиями музыкальный размер, такт.

Место урока в теме: Этот урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке («Музыкальный ритм и размер») и математике («Обыкновенные дроби»). Поэтому основная работа ведется на повторение и закрепление пройденного материала. Нетрадиционное построение урока имеет несколько целей: во-первых, заинтересовать необычностью проведения этапов урока, во-вторых, снять напряжение через чередование различных видов деятельности, в-третьих, расширить образовательный потенциал урока. Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся данного класса и, в основном, ориентированы на среднего ученика. Главный акцент направлен на проверку знаний учащихся на данном этапе.

Тип урока: комбинированный.












«Подобно тому, как все искусство тяготеет к музыке, все науки стремятся к математике»


Роджер Бекон


Ход урока


Музыкальное приветствие.

Учитель:

Знаете ли вы прибор под названием камертон? Для чего он нужен?

Камертон поможет нам настроиться на урок.

(Демонстрация прибора.)

Если стукнуть им обо что-нибудь, то услышишь нежное и тихое "Ля– а– а". Звук ля в музыке словно маяк, по которому ориентируются композиторы, дирижеры и певцы. Математика – точная наука и, так же как и музыка не переносит фальши!

Мы живем в мире звуков. Люди давно научились записывать различные звуки с помощью специальных знаков. Как, например, записываются звуки человеческой речи?(ответы учащихся). А музыкальные звуки? (ответы учащихся)

Всюду, где живет, трудится и отдыхает человек, звучит музыка. Сегодня на уроке мы раскроем с вами секрет тесной связи между математикой и музыкой. В этом нам помогут ваши знания по теме "Обыкновенные дроби".

Музыка математична, а математика музыкальна. Нет такой области музыки, где не использовались бы числа, например, ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи. К тому же музыка – это процесс, а математика описывает самые разнообразные процессы. В математике красота и гармония ведут за собой творчество, так же как и в музыке.

Композиторы часто признаются, что их методы немногим отличаются от математических.

Сегодня мы услышим произведение композитора, который нам хорошо знаком, И.С. Баха. Обратите внимание на мелодию, подумайте, какие по длительности звуки использует композитор?

Слушание музыки: И.С. Бах. Ария из оркестровой сюиты.

Учитель – Какова мелодия произведения?

Дети – очень напевная, волнообразная.

Учитель – Какие длительности, на ваш взгляд, преобладают в мелодии, почему?

Дети - Целые или половинные, потому что медленный темп и звуки долго тянутся.

Учитель - Целая и половинная нота в музыке. Что получится, если перевести данные длительности на язык математики. Что на языке математики указывает на часть?

Дети – целая нота – это целое число, половинная – это дробь (?)

Учитель - Тема нашего урока: «Обыкновенные дроби и музыка?». Вспомним, что мы уже знаем о дробях.

Опрос

  1. Записи какого вида называют обыкновенными дробями?

  2. Что показывает знаменатель дроби?

  3. Что показывает числитель дроби?

  4. Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше, а какая больше?

  5. Как изображаются равные дроби на координатном луче?

  6. Приведите пример двух равных дробей с различными числителями.

Учитель - Дроби широко используются в музыке для обозначения длительностей нот.

Давайте вспомним длительности, которые мы знаем.

Дети - Целая

Учитель - А если перевести на язык математики, что это будет?

Дети - 1

Учитель - Какие еще длительности знаем?

Дети - Половинная.

Учитель - Почему она так называется, и как она будет выглядеть, если перевести ее на язык математики?

Дети - По длительности она ровно на половину короче целой. На языке математики это будет 1/2. Еще существует четвертная, на языке математики это будет 1/4. Восьмая, на языке математики - 1/8.

hello_html_m69c0f360.png

Учитель - Как вы думаете, почему удобнее опираться на дроби в обозначениях длительностей нот?

Дети – Сразу понятно, насколько один звук должен быть короче или длиннее другого.


Задание №1

Учитель - Сравним длительности. Нужно поставить соответствующие знаки <, >, =.

Переведем и запишем в тетрадь данные сравнения на языке математики.

hello_html_m1ff055ae.png

Внизу экрана есть подсказка.

Проверка задания. К доске вызывается один ребенок, выполняет задание, поясняя каждый пример.

Здание №2.Задача.

Учитель - Решим музыкальную задачу.

Вадим сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и выглядел так:

hello_html_62574eca.png

<Сколько четвертей не хватает в такте?

Каков будет ответ?

Дети – в такте не хватает двух четвертей, потому что размер мелодии 4/4, а в такте есть одна четверть и две восьмые, которые по длительности равны еще одной четверти, значит, в такте не хватает двух четвертей.

Учитель - Каков ритмический рисунок получился в такте?

Дети – четверть, восьмая, восьмая, четверть, четверть

hello_html_7be4a263.png

Учитель - Прохлопаем данный ритмический рисунок.

Учитель - Решение задачи изобразим схематически в тетради.

Задание №3. Работа с карточками

hello_html_773a031.png

Учитель - Перед вами 2 ритмические мелодии. В каких они размерах?

Дети – 3/4 и 4/4

Учитель - Разделите данные мелодии на такты в соответствии с размерами.

Проверка по тактам с места.

Задание №4.

Учитель - Разгадаем ребус.

Единичный отрезок равен 10 клеток. Отметьте на координатном луче точки:


А(hello_html_m3ad521d0.gif), О(0),П(hello_html_e3a69c6.gif),Р(hello_html_23066cef.gif),Е(hello_html_45a95657.gif)


Учитель - Какое слово зашифровано?

Дети – опера

Учитель - Что такое опера?

Дети – Опера – это музыкально-сценический жанр, в котором главные герои выражают свои эмоции и чувства, главным образом, с помощью пения.

Учитель - Как строится опера?

Дети – Увертюра – действия – финал

Учитель - Именно опере посвящена наша следующая задача.

Задание №5

Композитор сочинял оперу 12 месяцев. Увертюру он сочинял 1/6 этого времени, 1 действие – 1/3 всего времени, 2 действие – 1/2 от затраченного времени на сочинение увертюры и 1 действия. Сколько времени композитор затратил на сочинение финала?

Решение задачи в тетради, один ребенок - на доске, поясняя каждое действие.

Учитель – Наш урок подходит к концу. Что необычного было в уроке?

Дети – Урок объединял два предмета – музыку и математику.

Учитель – Чем были полезны знания, приобретенные нами на математике? Какое значение имеют дроби в музыки?

Дети – С помощью них определяют длительности нот.

Учитель – Помогала ли нам музыка на уроке?

Дети – Да, задания были необычными, интересными.

Учитель - Определим еще одну музыкально-математическую связь. Математика - мудрая царица всех наук. Она сопровождает человека всю жизнь. И даже песни сочинялись о математике, одну из которых мы исполним в завершении нашего урока.

Исполнение ранее разученной песни «Дважды два – четыре» сл. М. Пляцковского, муз.В. Шаинского


Домашнее задание:

найдите, как еще "дружит" математика с музыкой, используя информацию дополнительной литературы и сети Интернет. Спасибо, ребята, за работу на уроке.


Список используемой литературы

1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /В.П. Беспалько. – М: Изд-во Института профессионального образования Министерства образования России, 1995.

2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии /В. П. Беспалько – М: Педагогика, 1989.

3.Виленки Н.Я. Учебник Математика -5 под редакцией Виленкина Н.Я.М: Просвещение, 2010.

4.Интернет ресурсы


Методическая разработка урока «Обыкновенные дроби и музыка», класс: 5
  • Математика
Описание:

Место урока в теме: Этот урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке («Музыкальный ритм и размер») и математике («Обыкновенные дроби»). Поэтому основная работа ведется на повторение и закрепление пройденного материала. Нетрадиционное построение урока имеет несколько целей: во-первых, заинтересовать необычностью проведения этапов урока, во-вторых, снять напряжение через чередование различных видов деятельности, в-третьих,  расширить образовательный потенциал урока. Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся данного класса и, в основном, ориентированы на среднего ученика. Главный акцент направлен на проверку знаний учащихся на данном этапе.

Автор Мартынова Анастасия Валентиновна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 446
Номер материала 33398
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓