Главная / Обществознание / Методическая разработка урока обществознания по теме: "Задачи и трудности подросткового возраста" (7 класс)

Методическая разработка урока обществознания по теме: "Задачи и трудности подросткового возраста" (7 класс)

Урок обществознания в 7 классе, учебник Кравченко А.И.

Тема урока: «Задачи и трудности подросткового возраста»

Тип урока: комбинированный

Идея урока: Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подросток находится в состоянии перемещения, переходя из одной возрастной группы в другую. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с основными жизненными задачами и неизбежными трудностями на пути перехода из детства во взрослую жизнь.

  2. Развить умение самостоятельного поиска решения подростковых проблем на основе жизненного опыта.

  3. Воспитывать активную жизненную позицию, целеустремленность, чувство ответственности за принимаемые решения. Подвести учащихся к выводу, что трудности подросткового возраста – это неизбежный этап в жизни каждого человека.

Задачи урока:

  1. Развить умение высказывать свою точку зрения, давать аргументированный ответ на вопрос.

  2. Формировать умение выделять главное, отбирать нужный материал для составления тематической таблицы.

  3. Выявить причины возникновения трудностей при решении задач подросткового периода.

Оборудование:

- Учебник «Обществознание» 7 класс, автор Кравченко А.И. М., «Русское слово», 2007.

- Карточки с индивидуальными заданиями.




Ход урока.


Этапы урока

Время

Методический комментарий

I Этап Организационный момент.

  1. Предварительная организация класса:

- проверка отсутствующих

- состояние рабочих мест

- организация внимания

  1. Постановка цели урока

  2. Проверка домашнего задания

На предыдущем уроке учащиеся познакомились с темой «Переходный возраст»

§1.

В качестве проверки домашнего задания учащимся предлагается следующие виды деятельности:

  1. Работа у доски с понятиями (1 чел. – слабый ученик)

- возраст

- подростковый возраст

- возрастная периодизация

  1. Индивидуальная работа по карточкам (3 чел.)

(Приложение №1)

  1. Фронтальная беседа с классом по следующим вопросам:

  1. Каковы на ваш взгляд особенности подросткового возраста?

Ответы учащихся:

- подростковый возраст имеет возрастные границы;

- его называют «трудным» или «переломным» периодом;

- в этом возрасте все хочется попробовать самому;

- иногда поступаешь наперекор родителям;

- хочется быть самостоятельным и независимым;

- появляются свои взгляды на окружающий мир;

- хочется выглядеть взрослее своих лет;

- чаще чувствуешь ответственность за свои поступки.

2. Подростковый возраст это промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью. Почему же эту ступень каждый человек преодолевает по-разному и за разное время?

Ответ ученика:

Потому что каждый человек индивидуален, он выбирает собственный путь из детства во взрослость. Это зависит от поведения человека, его мышления, его поступков в разных жизненных ситуациях. У каждого свой жизненный опыт, который в точности нельзя передать другому, а значит, каждый подросток начинает свой путь снова, ошибаясь и выбирая.


II этап: Изучение нового материала.

    1. Исходная мотивация.

Учитель: Итак, изучив особенности подросткового возраста, мы пришли к выводу: чтобы попасть из детства во взрослую жизнь, надо преодолеть мост, на котором подростка могут ожидать определенные трудности, ему придется решать многие жизненные задачи.

На доске изображается схема, на которую вынесены ключевые слова темы урока:


Переходный возраст

hello_html_6ac59c09.gifhello_html_4641c3ba.gifhello_html_4641c3ba.gifДетство Взрослая

жизнь


Задачи Трудности


2. Беседа по вопросам:

  1. Какие задачи вам приходится решать почти ежедневно?

Ответы учащихся:

- вовремя прийти в школу;

- отношения с друзьями;

- отношения с родителями;

- хорошо подготовить уроки, чтобы не получить «2»;

- отношения с учителями.

  1. Решение каких задач вас ожидает в будущем?

Ответы учащихся:

- выбор профессии;

- создание семьи;

- отношения с окружающими людьми;

- выбор ценностей;

- отношение к обществу, в котором ты живешь.

3. Организация работы с учебником.


Учащимся предлагается открыть учебник на стр. 14 и найти «жизненные задачи», выявленные американским психологом Робертом Хэвигхерстом в своей книге «Задачи развития и образования».

Вопрос учителя: Какие выводы вы можете сделать на основе прочитанного материала?

Ответы учащихся:

- эти задачи очень важные в жизни каждого человека;

- каждая задача соответствует своему возрасту, т. е. её надо решать вовремя;

- задачи усложняются по мере взросления человека;

- решив первую задачу, ты решишь и вторую, а затем третью и т.д.

- человек накапливает жизненный опыт.


III этап: Применение знаний.

Практическая работа.

Вариант I.

Учащимся предлагается на основе текста учебника (стр. 16-17) составить таблицу: «Пути решения жизненных задач» (Приложение №2)

Вариант II.

Из текста учебника (стр. 17-19) выпишите в тетрадь причины трудностей, возникающих при решении жизненных задач.

Ответ учащихся (Приложение №3)


IV этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений.

Учащимся предлагаются вопросы из рубрики «Проверьте свои знания» (стр.19)

1. С каким из утверждений вы согласны и почему?

  1. «Подросток больше учится на чужих ошибках, чем на своих»

  2. «Подросток больше учится на своих собственных ошибках и своем личном опыте»

2.Как вы считаете можно ли избежать подростковых проблем? Аргументируйте свое мнение.

3.Какие качества личности помогут вам успешно справиться с трудностями подросткового возраста?















V этап: Домашнее задание.

§2. практическое задание №2 стр. 20

«побеседуйте с родителями или старшими родственниками на тему: с какими проблемами они столкнулись в подростковом возрасте?

Какими способами удалось их решать?


VI этап: Подведение итогов урока.

  1. Комментирование оценок

  2. Сдача тетрадей с практической работой на проверку

  3. Благодарность ученикам за активную работу на уроке


10























































15






















































10












5































2







3














«Начало – больше половины целого»

Аристотель.

Оргмомент предназначен для создания у учащихся рабочего настроения.

Цели данного этапа:

- психологический настрой учащихся;

- обеспечение нормальной обстановки на уроке.



Ученик должен дать объяснение этим понятиям устно. Опрос проводит сильный ученик.

Предполагается выполнение письменных творческих работ.


Ученики отвечают на вопрос использую имеющиеся знания и собственный опыт.


Активность учащихся высокая, каждый стремится найти свою особенность подросткового возраста.








Проблемный вопрос, который может стать переходным к изучению новой темы.












Исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслитель-ную активность.


Схема позволяет сконцентрировать внимание учащихся на ключевых словах темы.





Ответы учащихся произвольные, не требуют специальных знаний, но заставляют задуматься о своем поведении, своих личных проблемах, откровенно высказать свое мнение.









Ученик читает вслух текст параграфа (стр. 14)



Чтобы ответить на вопрос учителя, учащиеся должны проанализировать каждую задачу по степени её важности, сложности, первоочередности. На этом этапе происходит первичное усвоение новых знаний, осознание и осмысление учебной информации.





Материалы практической работы станут предметом обсуждения в начале следующего урока по теме «Быть взрослым»








Ответы учащихся на данные вопросы показывают, что они усвоили основные целевые установки урока:

- в периодвзросления подросток больше учится на собственных ошибках;

- подростковые проблемы были присущи всем людям, избежать их не возможно;

- учащиеся называют такие качества как:

  • Способность к сопереживанию;

  • Желание добиться успеха в жизни;

  • Подавление чувства неполноценности;

  • Целеустремленность.




Приложение №1

hello_html_m2298232f.gif

Карточка №1

Письменно раскройте смысл следующего высказывания: «Подростковый период – испытание, данное каждому человеку» (не менее 10 предложений)





hello_html_m2298232f.gif

Карточка №2

Письменно объясните, почему в разные исторические эпохи границы подросткового возраста и отношение к подросткам были различными?






hello_html_m2298232f.gif

Карточка №3

Письменно дайте ответна вопрос: какие качества личности, по-вашему мнению, развиваются в подростковом возрасте?








Приложение №2

Вариант I.

Пути решения жизненных задач.


Задача

Решение

Результат

1. Принятие своей внешности

Соблюдение правил личной гигиены; занятия физкультурой и спортом; борьба с вредными привычками.

Крепкое здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование отношений со сверстниками противоположного пола.

Научиться общаться с представителями противоположного пола, проявлять уважение и такт.

Возникновение дружбы, нормальные отношения со сверстни-ками другого пола.

3. Принятие мужской (женской) роли.

Близкое общение девочек с матерью, мальчиков – с отцом. Помощь по дому забота о младших или пожилых (бабушка или дедушка)

Хороший хозяин, кормилец семьи; хорошая мать, заботливая жена, хранительница домашнего очага.

4. Достижение эмоциональной независимости от родителей и взрослых.

Научиться понимать самих себя и старших, разбираться в причинах конфликтов, правильно оценивать ситуацию, проявлять сдержанность и терпение.

Освобождение от эмоциональной зави-симости, взаимопо-нимание и уважение, спокойные отношения с родителями и взрослыми.

5. Подготовка к трудовой деятельности.

Сделать правильный выбор профессии, посоветоваться с родителями, узнать больше о разных видах трудовой деятельности.

Удовлетворение своей профессией, хорошая зарплата, экономическая независимость.


6. Подготовка к семейной жизни.

Учиться дружелюбно общаться с представите-лями противоположного пол, строить прочные межличностные отношения; присмат-риваться к жизненному опыту родителей по решению конфликтных ситуаций, по ведению домашнего хозяйства.

Создание здоровой, крепкой, счастливой семьи. Правильное воспитание детей.

Приложение 3


Вариант II


Причины трудностей, возникающих при решении задач подросткового периода.


  1. Отсутствие соответствующих способностей, позволяющих выполнить новые требования.

  2. Отсутствие поддержки со стороны родителей, друзей, окружающих.

  3. Мировоззренческие и нравственные проблемы подростков.

  4. Недостаток жизненного опыта.

  5. Нежелание подростков прислушиваться к мнению взрослых, отсюда – большое количество ошибок.

  6. качество ошибок и серьезность их последствий: преступность, наркомания, алкоголизм и т.д.

  7. Попытка играть роль взрослых раньше времени.

  8. Нарушение естественного процесса вхождения в общественную жизнь из-за того, что некоторые подростки бросают школу.












Самоанализ урока.


Класс7.


Тема урока: «Задачи и трудности подросткового возраста»

Тип урока: комбинированный.


Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

III. Применение знаний.

IV. Проверка уровня усвоения знаний и умений.

V. Домашнее задание.

VI. Итог урока.


Данный урок второй в теме «Личность подростка», является логическим продолжением первого урока «Переходный возраст» и знаниевой основой для последующего – «Быть взрослым».

На данном уроке учащиеся используют уже полученные знания об особенностях переходного возраста, что помогает им понять и определить задачи данного периода жизни.

Образовательная цель направлена на знакомство с основными понятиями темы: задачи и трудности подросткового возраста.

Развивающая цель направлена на развитие умения работать с текстом, видеть пути решения проблем на основе жизненного опыта.

Воспитательная цель направлена на воспитание таких качеств личности как целеустремленность, активная жизненная позиция, чувство ответственности.

В ходе урока предполагается решение задач, направленных на развитие умения формулировать свою точку зрения, давать аргументированный ответ на вопрос, устанавливать причинно-следственные связи, составлять тематическую таблицу, выделять главное в учебном материале.

С целью достижения целей урока и решения поставленных задач использовались следующие формы работы:

- индивидуальная;

- фронтальная;

- по вариантам.

виды деятельности учащихся:

- работа с понятиями;

- работа с текстом учебника (выбор главного);

- составление тематической таблицы;

- письменные ответы на вопросы;

- участие в диалоге.

Вследствие отсутствия методических разработок по данному курсу, вся работа строилась на материале учебника.

Все этапы урока были логически связаны между собой проблемными вопросами.

Например, при переходе к изучению нового материала, ставится вопрос: «Почему ступень из детства во взрослую жизнь каждый человек преодолевает по-разному и за разное время?».

Логическая схема позволяет увидеть место ключевых слов в изучаемом материале.

По ходу изучения нового материала деятельность учащихся усложняется. Им предлагается проанализировать текст учебника и сделать соответствующие выводы.

На этапе применения знаний предлагается практическая работа по вариантам: составление таблицы (I), составление перечня причин (II).

В качестве контрольных на этапе проверки усвоенных знаний и умений предлагаются вопросы:

а) требующие оценки альтернативных точек зрения;

б) приведения аргументов в пользу своей точки зрения;

в) использование жизненного опыта.

Домашнее задание будет способствовать общению между подростками и их родителями, или старшими родственниками. Оно имеет практическую направленность.

Таким образом, цели и задачи урока были достигнуты и решены. Живое общение, откровенные высказывания учащихся, их заинтересованность проблемой урока – всё говорило о том, что урок интересен, полезен и знания, полученные на нем пригодятся в жизни, помогут ребятам преодолеть многие трудности переходного периода.



Методическая разработка урока обществознания по теме: "Задачи и трудности подросткового возраста" (7 класс)
  • Обществознание
Описание:

Курс «Обществознание» в 7 классе полностью посвящается личности подростка и соответствует возрастным особенностям обучаемых. Вследствие этого, каждый урок, каждая тема вызывают у одноклассников неподдельный интерес, желание высказать свое мнение, поспорить, найти ответ на жизненно важный вопрос.

Урок по теме "Задачи и трудности подросткового возраста" является вторым уроком в изучении главы "Личность подростка"

На первом уроке учащиеся уже познакомились с характеристикой переходного возраста, его особенностями, понятиями возраст, подростковый возраст, возрастная периодизация.

Семиклассники поняли, что в возрасте от 11 до 15 лет наступает период важных физиологических и психологических изменений, а, значит, формируется новое восприятие окружающего мира, приобретается собственный жизненный опыт.

 

Следующий урок «Задачи и трудности подросткового возраста» является логическим продолжением предыдущего. По своему содержанию и значению для всей главы этот урок является очень важным. Он дает основной идейный ключ ко всем последующим урокам. Именно на этом уроке семиклассники впервые определяют жизненно важные задачи, проблемы подросткового возраста, применяют свой опыт для их решения.

Автор Сапсаенко Наталья Владимировна
Дата добавления 07.04.2015
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 11149
Номер материала 59366
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓