Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа 163 г. Санкт-Петербург
Тема урока:
«Право
ребенка на образование»
Составила и провела
Учитель обществознания
Самирханова М..М
2014 г.
Цели:
Обучающие: - познакомить учащихся с документами о праве на
образование; - научить реализовывать свои права в
повседневной
жизни, отстаивать саой права;
Развивающие: - развивать творчекие способности учащихся
Воспитывающие: воспитание правовой культуры.
Оборудование: урок проводится с применением интерактивной
доски
Ход урока
I.
Организация начала урока
Учитель: - Здравствуйте, ребята, садитесь
I
Создание учебной мотивации.
1.Вступительное слово учителя.
У каждого человека со школой связан самый удивительный , самый
счастливый период его жизни - детство.
У каждого о школе сложилось свое мнение, свои представления
Эти мнения могут быть разными: хорошими и плохими, светлыми и мрачными,
радостными и грустными.
2. Просмотр отрывка видеозаписи школьной
линейки по случаю Последнего звонка (выступления выпускников 11 класса о школе;
песни, посвященные выпускникам; наставление (наказ) десятиклассникам и т.д.)
3. Знакомство с записями выпускников из школьной летописи.
«Школа оставила след в моей жизни. Она действительно как
родной».
«Школа меня сделала таким, какой я теперь. Здесь я научился
себя реализовать».
«Школа дала мне возможность окунутся в теплую, ни с чем не
сравнимую атмосферу, в которой я училась».
«Благодаря школе я хорошо начал ориентироваться в вещах,
выходящих за рамки стандартного обучения. Она дала мне увереностъ в самом себе,
я стал более раскованным и общительным».
«Учителя - удивительные люди. Я научился любить учителей.
Я понял, что школу можно любить, а не ходить в нее по принуждению».
4.Ответы учащихся на вопрос:
-Каково отношение этих выпускников к своей школе?
5.Обобщение ответов учащихся:
- учитель подчеркивает, с какой любовью, теплотой,
уважением выпускники отзываются о своей школе и как это хорошо.
Учитель.
- Но когда вы учитесь, бывает, что кто-то запретил вам
ходить в школу, говоря, что вам тяжело учится. Сделает ли вас это счастливыми?
Для чего вы ходите в школу?
Предполагаемые ответы учащихся: дети ходят в школу, чтобы получить знания,
пообщаться с друзьями, учителями, участвовать в общественной жизни.
6.Постановка проблемы. Учитель выделяет вопросы, которые
будут обсуждаться:
- Для чего человеку нужно право на образование?
- Как ребенок может реализовать свое право на
образование?
- Какой должна быть современная школа?
II.
Изучение основной проблемы.
1) Беседа с классом по вопросам:
- Для чего человеку нужно право на образование?
Учитель предлагает школьникам обсудить
вопрос: -Для чего человеку нужно образование, получаемое в школе?
Предполагаемые результаты (на основе ответов учащихся на Доске можно
составить схему):
Школа помогает
Поступить
|
Всесторонне
|
Получить
|
Воспитать
|
Обеспечить
|
в институт
|
развиваться
|
хорошую професию, хорошую работу
|
в
себе человека
|
себя
в будущем материально
|
Учитель подчеркивает: чтобы человек мог обеспечить себе достойную жизнь, благополучное будущее,
он должен иметь возможность получить хорошее образование. В Конвенции о правах
ребенка говорится: ребенок должен иметь право на бесплатное образование,
которое поможет развитию его личности, талантов, умственных и физических
способностей.
На доске вывешивается данная статья Конвенции о правах
ребенка (статья 29).
Право на образование закреплено и в Конституции РФ, в
статье 43. Право на получение образования является одним из основанных и неотъемлемых
конституционных прав граждан РФ. Это право осуществляется через систему
образования, или школу. Организация и деятельность российской школы
регулируется законом РФ «Об образовании».
Обобщение ответов учащихся:
Итак, право на образование существует для
того, чтобы каждый ребенок мог учиться. К сожалению, даже сейчас в некоторых
странах дети не ходят в школы, но зато должны выполнять тяжелую физическую
работу по 8-10 часов ежедневно. В этих гос-вах право на образование не
соблюдается.
2) Как ребенок может реализовать свое право на образование?
Вопрос: -Что нужно, чтобы ребенок мог реализовать свое право на
образование?
Предполагаемые ответы', должно быть построено много красивых и
современных школ, оборудованных компьютерами, телевизорами, видеомагнитофонами,
с хорошими библиотеками и питательными залами. Учителя должны быть умными и
добрыми. Образование должно быть бесплатным.
Обобщение ответов учащихся:
Учитель подчеркивает: - Право на образование
будет реализовано, если каждый будет иметь возможность учиться так долго, как захочет и как позволяют
его способности и стремления. Государство обязано заботиться о том, чтобы дети, обучаясь, развивали свою
индивидуальность, учились
Рабата в группах.
Учитель организует работу в группах по заданиям:
Задание:
- Вы хорошо сказали о том, для чего человеку необходимо образование
и как может быть реализовано право на образование. А теперь давайте помечтаем.
Представьте, что открывается новая современная школа и вас назначили
директором этой школы. Вы имеете право устанавливать в ней свои правила,
создавать новые порядки. Все это поможет школьникам получить хорошее
образование и воспитание.
Работа в группах над проектом
Каждая группа должна создать свой проект:
«Новая школа» - это школа, в которой бы вы хотели учиться».
В
проекте могут быть
отражены:
- эмблема и девиз школы;
- правила школьной жизни;
- наказания в школе;
- чему и как вы бы хотели научиться?
Затем группы представляют и
защищают свои проекты.
«Эксперты» (2-3 человека) задают вопросы авторам проектов.
Группами могут быть представлены следующие материалы.
I.Девиз
новой школы:
«Школа - корабль свободы», «Вперед к знаниям»,
«Знание -главное богатство», «Учиться никогда не поздно».
2.Гимн:
Говорят, что в нашей школе Удивить ничем нельзя, Говорят,
исчезли тайны, По морским волнам скользя. Облака из наших знаний Превратились в
паруса. Вот что значит наш корабль - Наша школьная страна.
3.Правила нашей жизни:
1)Каждый ученик имеет право свободно выражать свое мнение,
общаться со всеми, свободно получать любую информацию. 2)Ученики и учителя
должны уважать друг друга. 3)В школе должен быть Совет Справедливых. 4)Ученики
обязаны не быть рабами.
5)Каждый может делать в школе то, что ему хочется, но с
хорошими намерениями.
6)Каждый должен уметь выслушивать мнение другого и уважать
это мнение.
7)Все в школе должны помогать друг другу.
8)Школа должна работать 5 дней в неделю.
9)Оценки должны быть справедливыми.
10)Все ученики и учителя должны подписать правила и свято
их соблюдать.
Примерные вопросы группам:
- Почему выбрали такой девиз?
- Что понимаете под выражением «не быть рабами»?
- Не будет ли беспорядка в школе, если каждый будет делать
то, что ему хочется?
- Кто должен войти в Совет Справедливых и в чем его
полномочия?
Важно, чтобы эти предложения детей не остались без внимания
и получили дальнейшее развитие.
Итоги работы в группах:
- Вы хорошо поработали. В ваших проектах много интересного,
полезного, неожиданного. Многие из ваших предложений могут быть использованы
уже сейчас.
Каждому ребенку должно быть хорошо в школе. Нужно, чтобы он
шел туда с радостью, а учеба была бы для него увлекательной и интересной. Вот
такой должна быть новая школа.
Вспомните, с какой теплотой говорили на линейке и писали в
школьной летописи выпускники о своей школе. Чтобы школа стала такой, о какой
мечтаете, вы должны приложить свои усилия, творчество, чтобы рядом с вами было
интересно другим, а учителя видели бы в каждом из вас личность. Все это в ваших
руках. Максимум желаний и усилий - и школа станет такой, какой вы хотите ее
видеть.
III.
Подведение итогов работы и выводы.
Учащиеся подводятся к пониманию того, что, используя свое
право и получив хорошее образование, они смогут добиться тех целей и высот,
которые ставят перед собой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.