Инфоурок Математика КонспектыМетодическая разработка урока "Нахождение производных функций"

Методическая разработка урока "Нахождение производных функций"

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

Тема урока:  Нахождение производных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 г.

 

Содержание:

 

 

 

 

Введение

3

Конспект  урока по математике по теме:

«Нахождение производных функций»

4

Приложение 1

12

Приложение 2

14

Заключение

15

Список использованных источников

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Математика как учебный предмет играет весьма важную роль   в воспитании  учеников. С помощью математики учащиеся  учатся познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Среди множества задач математического образования основной задачей является развитие мыслительной деятельности и формирование познавательного интереса учеников. Познавательный интерес – это одно из личностных качеств обучающегося, черта его характера, которая проявляется в любознательности, упорстве и активности. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно попытаться раскрыть притягательные стороны математики. Большая роль в процессе обучения отводится игровым урокам.

Математика не такая уж и «сухая» наука, как ее многие представляют. Желание ученика знать и учить учебный материал зависит от «настроения» урока. Насколько «интересные» и «каверзные» задачи на нем решены, разобраны, предложены. Данные упражнения помогут в подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ. Одной из главной задачей урока является расширение кругозора учащихся.

Данный урок разработан для учеников  11 класс. Материал, изложенный в нём один из самых сложных для усвоения.  Именно поэтому, мне хотелось сделать его более доступным.

 

 

 

 

Конспект  урока по математике по теме:

Нахождение производных функций.

Цели:

образовательная:

- формирование умения находить по правилу производную сложной функции;

- отработка алгоритма применения правила нахождения производной сложной функции при решении примеров.

развивающая:

- развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод;

- развивать наглядно-действенное творческое воображение;

- развивать познавательный интерес.

воспитательная:

- воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при нахождении производных сложных функций;

- формирование умения рационально, аккуратно оформить задание на доске и в тетради.

- воспитание дружеского отношения между учениками при проведении урока.

 

Ученик  должен знать:

понятие сложной функции, правило нахождения ее производной,  правило нахождения производной произведения и  частного, четность и нечетность тригонометрических функций,  значения тригонометрических функций  острого угла.

Ученик  должен уметь:

находить по правилу производную сложной функции, использовать это правило при решении примеров.

 

Оборудование:

раздаточный материал (карточки), плакат «Значение тригонометрических  функций острых углов», памятка «Формулы дифференцирования,  карточка  «Задания  для  контрольной точки» по вариантам.

План урока:

1.     Организационный момент

2.     Проверка выполнения домашнего задания – 5 мин (фронтальная проверка, самоконтроль).

3.     Подготовка к усвоению учебного материала через повторение и актуализацию опорных знаний – 5 мин (устный опрос).

4.     Решение примеров по заданным карточкам из раздаточного материала (50 мин)

5.     Самостоятельная работа (Тестовые задания) - 20 мин.

6.     Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении – 2 мин.

7.     Подведение итогов урока, рефлексия – 5 мин.

 

 

Ход урока: 

1. Организационный момент.

(В начале занятия каждый ученик получает раздаточный материал, согласно содержания которого осуществляется дальнейшая работа)

(Приветствие, сообщение темы и задач урока. Проверить  подготовленность аудитории и готовность учеников к уроку, отметить отсутствующих)

Здравствуйте, садитесь.

Одним из важнейших разделов математического анализа является "Дифференциальное исчисление", он был создан на рубеже 17-18 веков двумя выдающимися учёными Готфридом Лейбницем и Исааком Ньютоном.

Изучая тему "Производная функции", ученики часто задают вопрос: "А зачем нам это надо, где мы встречаемся с производной и используем её?".

Производная функции используется всюду, где есть неравномерное протекание процесса: это и неравномерное механическое движение, и переменный ток, и химические реакции и радиоактивный распад вещества и т.д., так как механический смысл производной это

На прошлых уроках мы познакомились с правилами вычисления производных, научились находить производные линейной, степенной, тригонометрических функций, а также сложной функции.

2.  Проверка домашнего задания.

На дом заданы примеры на нахождение производной функции:

1) ;

2) ;

3) ;

3. Подготовка к усвоению учебного материала через повторение и актуализацию опорных знаний

Начнём урок с теоретических вопросов.

1.     Как называется действие нахождения производной функции?

2.     Дать определение производной функции.

3.     Какие правила дифференцирования используются при вычислении производной? (К доске приглашаются желающие учащиеся).

o    производная суммы;

o    производная произведения;

o    производная, содержащая постоянный множитель;

o    производная частного;

o    производная сложной функции;

4.  Найти производные следующих функций:

а) y=x5+9x20+1;   

 б) y=x7-4x16-3;

в) y=x2-15x+6;

4. Решение примеров по заданным карточкам из раздаточного материала

На протяжении последних уроков мы изучали тему «Производная функции», которая занимает в математике особое место. Причиной тому – необъятное ее применение не только в математике, но и физике, и других науках.  Сегодня на уроке мы рассмотрим задания, предлагаемые на экзамене по алгебре и началам анализа на ЕГЭ по данной теме – как базового уровня, так и повышенного.

Итак, наш урок – это обзор полученных знаний и применение их на практике при выполнении предложенных заданий.   Но   сегодня у нас не совсем обычные задания. У каждого на парте у вас  имеется   раздаточный материал.  Нам нужно  не только  решить примеры, но и  ответить на вопрос,  а именно:  узнать имя и фамилию крупного французского математика, доказавшего многие теоремы о пределах, которыми мы пользуемся при вычислении производных.   Формулы дифференцирования   представлены  в приложении 1 у каждого на парте. 

( Ученики  решают самостоятельно  в тетради  и у доски примеры).

Ответ  на поставленный  вопрос:  Огюстен Луи Коши.

Краткая биография Огюстен Луи Коши (рассказ преподавателя).

 

Краткая биография  Огюстен  Луи  Коши.

Родился 21 августа 1789 в Париже. Первым учителем мальчика был его отец, который занимался со своими сыновьями историей и древними языками, заставляя их читать античных авторов в подлиннике. В 1802 Коши поступил в Центральную школу в Париже, где изучал главным образом древние языки. В 1805 сдал вступительный экзамен в Центральную школу общественных наук Пантеона (переименованную впоследствии в Политехническую школу). Профессорами были лучшие ученые того времени; многие выпускники школы рано начали карьеру и стали знаменитыми учеными (например, Пуансо, Био, Араго). Окончив школу, Коши поступил в Институт путей сообщения, затем работал в Шербуре инженером на строительстве порта.

С 1813 Коши начал публиковать работы по математике. В 1816 был назначен членом Парижской Академии наук вместо Г.Монжа, уволенного по политическим причинам. В том же году мемуар Коши по теории волн на поверхности тяжелой жидкости получил первую премию на конкурсе по математике, и его автор был приглашен в качестве преподавателя сразу в три учебных заведения – Политехническую школу, Сорбонну и Коллеж де Франс. После революции 1830 Коши, верный королю Карлу X, уехал за границу, давал уроки математики, физики и химии внуку короля – герцогу Бордоскому. Во Францию Коши вернулся лишь в 1838, когда ему предложили занять кафедру в Политехнической школе, не требуя присягать на верность новому королю – Филиппу Орлеанскому. С тех пор ученый жил в Париже, занимаясь математикой.

Научные работы Коши посвящены арифметике, теории чисел, алгебре, математическому анализу, дифференциальным уравнениям, механике, математической физике и т.д. Всего Коши написал свыше 800 работ, полное собрание его сочинений содержит 27 томов.

Коши впервые дал четкое определение основным понятиям математического анализа – пределу, непрерывности функции, сходимости ряда и т.д. Он установил точные условия сходимости ряда Тейлора к данной функции и провел различие между сходимостью этого ряда вообще и его сходимостью к данной функции. Ввел понятие радиуса сходимости степенного ряда, дал определение интеграла как предела сумм, доказал существование интегралов от непрерывных функций. Нашел выражение аналитической функции в виде интеграла по контуру (интеграл Коши) и вывел из этого представления разложение функции в степенной ряд. Таким образом, он развил теорию функций комплексного переменного: используя интеграл по контуру, нашел разложение функции в степенной ряд, определил радиус сходимости этого ряда, разработал теорию вычетов, а также ее приложения к различным вопросам анализа и т.д. В теории дифференциальных уравнений Коши впервые поставил общую задачу о нахождении решения дифференциального уравнения с заданными начальными условиями (называемую с тех пор задачей Коши), дал способ интегрирования дифференциальных уравнений в частных производных первого порядка. Коши занимался также геометрией (теорией многогранников, поверхностями 2-го порядка), алгеброй (симметрическими многочленами, свойствами определителей), теорией чисел (теоремой Ферма о многоугольных числах, законом взаимности). Ему принадлежат исследования по тригонометрии, механике, теории упругости, оптике, астрономии. Коши был членом Лондонского королевского общества, Петербургской академии наук и ряда других академий Европы.

Умер Коши в Со (Франция) 23 мая 1857.

 

5. Самостоятельная работа

 Контрольная точка  № 2 проводиться в виде контрольных заданий по вариантам.  Задания для самостоятельной работы представлены в приложении 2 .

 

6.     Домашнее задание (на доске)

Найти производные следующих функций:

a)           

b)               

c)               

d)       

 

7. Подведение итогов урока

Итак, сегодня  на уроке  мы с вами   повторили  и закрепили   нахождение производных сложных функций,  познакомились с автобиографией   крупного французского математика  Огюстен Луи Коши.

Приложение 1.

2. Решив эти примеры, вы узнаете имя и фамилию крупного французского математика, доказавшего многие теоремы о пределах, которыми мы пользуемся при вычислении производных.

У

Ш

С

К

 

Т

Н

О

Г

Ю

Л

Е

И

10

-35

-6

-

3

 

 

 

 

 

 

 

 

-4

2

 

 

 

2/3

6

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Задания для самостоятельной работы   для учеников  11 класса по теме: «Нахождение производных   сложных функций»

Вариант 1

Задание: найти производные следующих функций:

1)

2) ;

3) .

4)

5)

 

Задания для самостоятельной работы   для учеников  11 класса по теме: «Нахождение производных   сложных функций»

Вариант 2

Задание: найти производные следующих функций:

1)

2)

3) ;

4)

5) ;

 

 

 

 

Заключение

 

Данная методическая разработка составлена для работы в средних специальных учебных заведениях  в соответствии с требованиями Госстандарта.

Задача учителя – научить учеников не только понимать, но и мыслить. Для этого надо развивать его способности. Чтобы стимулировать творческую деятельность учеников, я считаю, нужно излагать учебный материал особым способом, решать различные типы  задач.

Основными  направлениями  своей  педагогической деятельности я  считаю  нестандартные методики по усвоению материала, индивидуальный комплексный подход в работе с наиболее успевающими и отстающими учениками, игровые формы в обсуждении учебного материала. Например, решая  именно данную задачу, ученики знакомятся  с некоторыми историческими сведениями  из жизни математиков, так как  современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.     Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа 10-11 класс 

2.     А. Н. Колмогоров Алгебра и начала анализа 10-11  класс

3.     Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа 10-11 класс

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока "Нахождение производных функций""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Нахождение производных функций я считаю одной из важных, но и сложных тем в курсе алгебры 10-11 классов, поэтому решение задач данной темы можно показать с помощью нестандартных способов методики по усвоению материала,используя индивидуальный комплексный подход в работе с наиболее успевающими и отстающими учениками, игровые формы. На данном уроке  ученики после повторения правила нахождения сложной функции, производной дроби и произведения используют данные правила при решении конкретных задач, знакомятся с биографией  известного математика.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 557 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.02.2015 550
    • DOCX 130.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Арсланова Эльвира Варисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Арсланова Эльвира Варисовна
    Арсланова Эльвира Варисовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16397
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Практические аспекты применения современных технологий при обучении школьников математике в рамках ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 412 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Математика" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 204 человека из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 509 человек

Мини-курс

Управление личной продуктивностью менеджера

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Совместимость современных ценностей и классической поэзии

Перейти к трансляции