Главная / История / Методическая разработка урока на тему «Что изучает история Средних веков?» ( 6 класс)

Методическая разработка урока на тему «Что изучает история Средних веков?» ( 6 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Добринка Липецкой области




Методическая разработка урока в 6-м классе на тему «Что изучает история Средних веков?»





















Автор:

учитель истории и обществознания

Родионова Ирина Васильевна



Урок «Что изучает история Средних веков?»


Цели: 1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории Средних веков;

2. Сформулировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории;

3. Продолжить формирование умений применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины;


Тип: Урок изучения нового материала;


Оборудование: 1. Электронная презентация;

2. Лента времени;

3. Карта мира;


План: 1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории;

2. Значение средневековья в современной жизни;

3. Исторические источники по истории средневековья;


Основные понятия: средние века, архив, хроники, исторический источник;


ХОД УРОКА



I ОРГМОМЕНТ

Вводное слово учителя: В прошлом учебном году вы познакомились с первым периодом мировой истории, который назывался «история Древнего мира». Он продолжался с момента появления на земле человека и до падения Западной Римской империи. В это время существовали многие интереснейшие цивилизации и государства, которые оставили свой след в мировой культуре. Достижения этих цивилизаций мы можем наблюдать и до сих пор.


II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня мы с вами приступаем к изучению второго за Древним миром этапа Всемирной истории – Средневековья. Сегодня мы узнаем, что же изучает история Средних веков?


  1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории.

Сегодня мы попробуем узнать: 1. Что же такое средние века и поговорим о периодизации средневековой истории; 2. Выясним значение средневековой истории для современной жизни; 3. Определим исторические источники по истории средневековья;

Итак, мы уже сказали, что падение Западной Римской империи в V веке положило начало новому периоду Всемирной истории. Историки назвали этот период Средними веками или средневековьем, т.к. он лежит как бы между эпохой Древнего мира и Нового времени.


*Средние века – обозначение в исторической науке периода истории Земного шара с V по XVII вв.

(запись термина в словарь)


? Вспомните еще раз, какое событие стало окончанием истории Древнего мира и, следовательно, началом истории Средних веков? (476г. – падение Западной Римской империи)


Запомните и другу дату – 1640 – начало Английской буржуазной революции, как дату окончания истории Средних веков.


А теперь, давайте проверим, умеете ли вы считать:

1. Сколько столетий продолжалась история Средних веков?

2. Сколько столетий назад началась история Средних веков?

3. Напишите любой год, относящийся к VI, XII вв.

4. К какому веку относится: 843 г.

1453г.

1054г.

5. Напишите римскими цифрами: 5, 11, 15;

6. Напишите арабскими цифрами: VIII, XXXIII, XXIV;


Т.о. мы с вами выяснили, что история Средних веков длилась примерно 12 столетий. Естественно, что этот огромный временной отрезок не был однородным и делился на несколько этапов, несколько отличных друг от друга. В исторической науке историю средневековья принято делить на три периода:


VXI вв. – Раннее средневековье;

XIIXV вв. – Расцвет средневековья;

XVIXVII вв. – Позднее средневековье;


Каждый из этих периодов интересен, по-своему разнообразен, и мы с вами, в этом учебном году, познакомимся с каждым из трех периодов средневековой истории.


  1. Значение средневековья в современной жизни

А зачем мы вообще изучаем историю средних веков? Конечно, первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки, но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни. Порой, мы с вами и не догадываемся, что те «новинки», которые мы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.


Послушайте меня внимательно и постарайтесь распределить эти новинки по сферам жизни общества:


в хозяйственной жизни

в быту

в политической жизни

в образовании,

архитектуре,

книжном деле





Рассказ учителя: В средние века образовалось большинство народностей и государств современной Европы. К этому периоду относятся зарождение национальной культуры, формирование языка и национального характера этих народов, начало складывания наций и государственных границ. В средневековой эпохе коренятся многие национальные, этнические, религиозные конфликты современной Европы…

В средние века возникли первые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня (старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский, появившиеся соответственно в 1088, 1150, 1215), сословно-представительные собрания, к которым восходят исторические корни ряда современных парламентов.

Одним из влиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, является церковь – римско-католическая, православная, разные виды протестантской, мусульманская.

Многие города современной Западной Европы сохраняют «аромат» средневековой эпохи в планировке, архитектуре, в романском и готическом стиле их соборов и ратуш, в иконописи и витражах, в удивительной скульптуре и резьбе по камню, в книжной миниатюре. Именно в средние века появились водяное колесо, доменная печь, компас.

Люди пользуются пуговицами и очками, ножницами и механическими часами, изобретенными в средние века, носят юбки и брюки, придуманные средневековыми портными.


  1. Исторические источники по истории средневековья

? Вспомните, что такое исторические источники?


*Исторический источник – это все, что дает информацию о прошлом человеческого общества. (И.Д.Ковальченко)


? Вспомните, какие исторические источники вы знаете?


Природно-географические

Этнографические

Вещественные,

археологические

Письменные

Художественно-

изобразительные


Ландшафт

Климат

Почва

Растительность Животный мир


Обычаи

Облик жилищ

Костюмы

Кухня

Фольклор


Постройки

Орудия труда

Транспорт

Оружие

Домашняя утварь


Тексты, записанные цифрами, буквами, нотами, другими знаками письма



Архитектура

Живопись

Скульптура

Прикладное

искусство


Письменные источники, которых огромное множество по истории средневековья хранятся в специальных хранилищах документов – архивах.*

Большое количество сохранилось так называемых хроник – запись исторических событий в хронологическом порядке. *


А сейчас, давайте попробуем определить, к какому типу исторических источников относятся приведенные примеры:

1. Кодекс императора Юстиниана – законы Византии; (4)

2. Драгоценная чаша, на которой написано имя и прозвище ремесленника; (5)

3. Средневековый замок; (5)

4. Флорины – монеты города Флоренции; (3)

5. Народные пословицы и поговорки; (2)

6. Залежи полезных ископаемых; (1)


III ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Сегодня, мы с вами узнали, что же изучает история Средних веков. Давайте вспомним:

  1. Что представляет собой история Средних веков?

  2. Какой период охватывает история Средних веков?

  3. Сколько стадий включает в себя история Средних веков?

  4. Какие исторические источники по истории средневековья вы знаете?

Выводы:


IV ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. стр. 6-8;

  2. выучить термины и даты;




Методическая разработка урока на тему «Что изучает история Средних веков?» ( 6 класс)
  • История
Описание:

ВВодный урок по курсу Всеобщей истории.

тип урока-Урок изучения нового материала.

На уроке опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории Средних веков.

Сформулировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.

 

 Продолжить формирование умений применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

 

 

 

Автор Родионова Ирина Васильевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1526
Номер материала 3830
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓