Главная / Информатика / Методическая разработка урока на тему «Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы»

Методическая разработка урока на тему «Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы»

Название документа Разработка урока Алгоритмы.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Сыктывкара (МАОУ «СОШ № 28)

«28 №-а шöр школа» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение

(28 №-а ШШ» МАВУ)




Методическая разработка урока по информатике.

Тема: «Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы»


Автор:

Иванов Юрий Иванович, учитель информатики МАОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкара

















Сыктывкар, 2014

Оглавление






Введение

Актуальность: Выбор темы разработки обусловлен тем, что в течение всего периода преподавания информатики в школе (с 1985 года) актуальность темы «Алгоритмизация и программирование» претерпела значительные изменения. В силу некоторых обстоятельств: наличия теоретической базы предмета и технического обеспечение кабинета информатики, значимость преподавания темы в последние годы значительно снизилась. Точнее, уменьшилось количество уроков, отводимых на изучение этой темы в старших классах. Большая часть времени отводится на преподавание тем цикла «Информационные и коммуникационные технологии». Наряду с этим нисколько не изменились требования к уровню усвоения знаний и умений этого раздела программы по информатике, так как он остается основой фундаментальных знаний по предмету.

Данная тема может изучаться в разделе «Алгоритмизация» в 5-9 классах в зависимости от учебного плана школы основного общего образования.

Пояснительная записка

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма.

Задачи:

  1. Образовательные: обеспечить усвоение понятий алгоритм, исполнитель, свойства алгоритма, дать представление о блок-схемах алгоритмов.

  2. Развивающие: способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности, информационной культуры

  3. Воспитательные: формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени, содействовать профориентации учеников.

Учащиеся должны знать:

  • что такое алгоритм; в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;


Учащиеся должны уметь:

  • понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные алгоритмы для исполнителя.


Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор.

Продолжительность проведения: 45 мин.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.


Ход занятия

1.Организационный момент 3 минуты

2. Актуализация знаний 3 минуты

3. Изучение нового материала 20 минут

4. Осмысление и применение изученного материала 16 минут

5. Итоги урока/Домашнее задание 3 минуты





Основная часть (ход урока)

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

Использование ПК и других форм наглядности(слайды)

1.Организационный момент

Учитель: Приветствие учителя и учеников. “Здравствуйте, дети. вы готовы изучать новую тему” (Слайд 1)

Учитель: Я бы хотел, чтобы вы встали. Расставьте ноги на ширине плеч. А теперь: поверните туловище вправо насколько возможно и запомните место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернитесь в исходное положение. И сейчас снова повернитесь вправо, но постарайтесь посмотреть еще дальше. Итак, повернитесь, повернитесь, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь. У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросил вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение. Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего.


Готовятся к уроку


Выполняют действия, которые говорит учитель.

F:\1\Слайд1.JPG

2. Актуализация знаний

Посмотрите на доску и попробуйте угадать слово (Слайд 2)

Верно. Вы угадали, это слово .... (Слайд 3)

Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы. (Слайд 4)


Сегодня на уроке мы узнаем, что же такое алгоритмы, их свойства и способы их описания.

Называют слово - алгоритм.

F:\1\Слайд2.JPG

F:\1\Слайд4.JPG

3.Изучение нового материала

Учитель: Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.д. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, вы хорошо знаете, как заварить чай. Но допустим, нам надо научить этому младшего брата или сестру. Значит, нам придется четко указать действия и порядок их выполнения.

Что это будут за действия и какой их порядок?  

Учащиеся составляют правило заваривания чая.

  1. Вскипятить воду.

  2. Окатить заварочный чайник кипятком.

  3. Засыпать заварку в чайник.

  4. Залить кипятком.

  5. Закрыть крышечкой.

  6. Накрыть полотенцем.

Давайте проверим, (слайд 5)


Другими словами мы составили алгоритм. Теперь давайте попробуем дать определение алгоритма. Как вы думаете, что называется алгоритмом?

Алгоритм - это конечная последовательность действий, направленных на получение из исходных данных результата, записанная с помощью точных и понятных исполнителю команд (слайд6). Запишите это определение в тетрадь.

Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. (Демонстрация презентации,7 слайд)

Так зачем же нам нужны алгоритмы?

Дети: высказывают предположения.

Учитель подводит ребят к идее - алгоритмы нужны для того, чтобы можно было сложные действия разбивать на простые, которые легко выполнить.

Итак, алгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

  1. Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?

  2. Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?».

Главная особенность любого алгоритма – формальное исполнение, позволяющее выполнить заданные действия (команды) не только человеку, но и различным техническим устройствам.

Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.

Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 8 слайд)

Учитель: Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм. Рассмотрим следующие примеры. (слайд 9)

Алгоритм открывания двери:

  1. Достать ключ из кармана.

  2. Вставить ключ в замочную скважину.

  3. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.

  4. Вынуть ключ.


Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В: (слайд 10)


  1. Из числа А вычесть число В.

  2. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

  3. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше.

  4. Если получился ноль, то сообщить, что числа равны.

Внимательно проанализируйте эти примеры. Что в них общего?

Итак, давайте обобщим, (слайд 11).

Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).

  • Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.

  • Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.

  • Определённость. Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.

  • Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.

  • Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.

  • Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

(Демонстрация презентации 12 слайд)

Учитель: Существует несколько способов представления алгоритмов: словесный, графический и с помощью языка программирования

Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (демонстрация форм записи алгоритмов). (слайд 13)

1.Словесно-формульный

2. С помощью алгоритмического языка

3. Таблицы

4. Блок-схем,


Примеры форм записи алгоритмов:

1.Словесно-формульный(слайд 14)

Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3

1 шаг 23+34=57

2 шаг 57*57=3249

3 шаг 3249/3=1083


2. С помощью алгоритмического языка(слайд 15)

Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z

алг Выражение

арг y,z:цел

рез x:цел

нач

x:=2*y

x:=x+z

кон

3. Таблицы


4.Блок-схемы, (слайд 16) в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.








Ожидаемые ответы:

Вскипятить воду,

Окатить заварочный чайник кипятком.

Засыпать заварку в чайник.

Залить кипятком.

Закрыть крышечкой.

Накрыть полотенцем.








Записывают определение в тетрадь.

























Обмен мнениями в группах



F:\1\Слайд5.JPG












F:\1\Слайд6.JPG


F:\1\Слайд7.JPG



















F:\1\Слайд8.JPG


F:\1\Слайд9.JPG





F:\1\Слайд10.JPG







F:\1\Слайд11.JPG






F:\1\Слайд12.JPG








F:\1\Слайд13.JPGF:\1\Слайд14.JPG


F:\1\Слайд15.JPG




F:\1\Слайд16.JPG

4.осмысление и применение изученного материала

Учитель: Рассмотрим следующую задачу о мальчике Пете и опишем правильную последовательность действий, которую он совершает, просыпаясь каждое утро. (слайд 17)





Учитель: Молодцы. Давайте посмотрим, правильно -ли вы эту последовательность представили (слайд 17 щелчки).

(Продемонстрировать алгоритм как форму организации алгоритмов, позволяющую одинаковые действия записывать один раз, не повторяя.)

Учитель: Ребята, какой способ мы использовали для представления алгоритма, о мальчике Пете?

Учитель: Совершенно верно. Представим туже последовательность действий Пети утром с помощью блок-схемы (восстановление верного порядка команд в блок-схеме алгоритма «Утро Пети», (слайд 18)

Учитель: Как вы думаете, можно ли считать алгоритмом приказ, отданный царем из одной сказки: “Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что”?


Учитель: Давайте попробуем исполнить несколько алгоритмов

ЧТО БЫВАЕТ В МОРЕ?

  1. Напиши слово МОРЕ.

  2. Поменяй местами 1 и последнюю буквы в слове.

  3. Убери 2 первых буквы.

  4. Припиши слева букву О.

  5. Припиши слева букву Т.

  6. Припиши слева букву Ш. (Шторм)

КТО СЪЕЛ ТОРТ?

  1. Напиши слово ТОРТ.

  2. Убери третью букву.

  3. Замени последнюю букву на К.

  4. Прочитай слово справа налево (Кот)

КТО БРАТ СЕРЁЖИ?

  1. Запиши имя СЕРЁЖА.

  2. Замени первую букву на букву Л.

  3. Убери третью букву.

  4. Убери третью букву.

  5. Убери третью букву.

  6. Вставь третьей буквой букву Ш. (Леша)


Учитель: А теперь рассмотрим еще одну задачу, с которой мы встречаемся всякий раз, когда собираемся переходить через автомобильную магистраль по пути в школу. Решение этой задачи мы попробуем найти, используя программу Word.

(Обсуждение ключевых моментов и приемов построения изображения из автофигур. Восстановление навыков работы с объектами векторной графики. Самостоятельная работа за компьютером.)

Задача: Составить алгоритм перехода через автодорогу с помощью блок-схемы, если дан некоторый набор действий: конец, дождаться зеленого света, перейти улицу, начало, подойти к переходу. Результат:(слайд 19)





Называют порядок действий:

  1. Встать с кровати

  2. Умыться

  3. Почистить зубы

  4. Заправить кровать

  5. Сделать зарядку

  6. Расчесаться

  7. Одеться

  8. Позавтракать

  9. Пойти в школу





Дети: Ответ пытаются дать вместе – словесный.



Желательный ответ: Нет, нельзя. Непонятно куда нужно идти и что именно принести. Алгоритм задан неточно, непонятно.


один человек работает у доски, остальные в тетрадях





























Дети: садятся за компьютеры и работают самостоятельно. Когда основная масса справится с заданием, один из учеников садится за компьютер, подключенный к проектору, и показывает решение. В случае затруднения остальные помогают

F:\1\Слайд17.JPG








F:\1\Слайд18.JPG

































F:\1\Слайд19.JPG

5.Рефлексия

Для того, чтобы получить знания в полном объеме, важно зафиксировать, насколько успешно прошли занятия. Этот дневник даст вам возможность записывать каждую деталь вашей работы в течение занятий при изучении модуля темы.

Если довольны, удовлетворены, разочарованы тем, как проходят наши занятия, то отметьте ваше отношение к элементам урока в соответствующей клетке анкеты.

Заполните таблицу " Дневник урока" (Приложение 1)

Домашнее задание

1) выучить основные понятия и определения;

2) записать в тетради алгоритм рисования снеговика и блок схему.

2.GIF (3288 bytes)

“Снеговик” Слайд 20.


“Урок окончен. Молодцы. Спасибо за внимание”. Слайд 21.












Дежурный раздает карточки





















F:\1\Слайд20.JPG



F:\1\Слайд21.JPG






Заключение



Тема “Алгоритмизация и программирование” изучается на всех ступенях средней школы, но на разном уровне. В начальной школе происходит знакомство на интуитивном уровне с понятиями алгоритма, алгоритмических конструкций, основ алгебры логики. В качестве учебных задач рассматривают бытовые, игровые, сказочные алгоритмы.

В средних классах школы в рамках данной темы происходит уточнение понятия алгоритма, основы алгебры логики излагаются на более формальном уровне. При решении учебных задач учащиеся знакомятся с разными способами записи алгоритмов, изучают свойства алгоритма, рассматривают некоторые алгоритмы (алгоритм Евклида, сортировка данных и т.д.).

В старших классах изучение этой темы строится в соответствии со Стандартом. Успешность учащихся в освоении этой темы во многом зависит от приобретенных ими общеучебных навыков в предыдущие годы обучения. Без сомнения, навыки, составляющие основу алгоритмического мышления, должны формироваться, начиная с младших классов.





Список использованной литературы

1. Семакин И.Г., Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса.

3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

4. Семакин И.Г., Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

5. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В. и др., Основы информатики и вычислительной техники, пробный учебник для средних заведений, М.,»Просвещение», 2000г.




Приложение 1

Дневник урока

Элементы урока

Довольны

Удовлетворены

Разочарованы

Комментарии и замечания

“5”

“4”

“3”, “2”

 

Понятны ли были задания

 

 

 

 

Насколько комфортно вы себя чувствовали во время занятия

 

 

 

 

Интересен ли был данный урок

 

 

 

 

Как вы оцениваете свою работу на занятии

 

 

 

 

ФИ, № класса заполнившего____________________________________________________________



Название документа презентация алгоритмы.pptx

Учитель информатики МАОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкара Иванов Ю.И.
Алгоритм
Тема урока Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.
Рецепт заваривания чая Вскипятить воду. Окатить заварочный чайник кипятком. З...
Алгоритм - это конечная последовательность действий, направленных на получени...
Алгоритм- это четкое последовательное описание действий исполнителя, которое ...
Исполнители алгоритмов
Алгоритм открывания двери: Достать ключ из кармана. Вставить ключ в замочную ...
Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В: Из числа А вычесть число В. Е...
Свойства алгоритма Результативность Дискретность (пошаговость) Определённость...
АЛГОРИТМ Результативность Детерминированность Дискретность Конечность Массово...
Формы записи алгоритмов Словесно-формульный С помощью алгоритмического языка ...
Формы записи алгоритмов Словесно-формульный Например, Составить алгоритм реше...
Формы записи алгоритмов С помощью алгоритмического языка Например, Составить ...
Стандартные графические объекты блок-схем Указание на начало и конец алгорит...
1 2 8 7 3 4 5 6 9
1) выучить основные понятия и определения; 2) записать в тетради алгоритм рис...
Желаю успехов в изучении ИНФОРМАТИКИ
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Учитель информатики МАОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкара Иванов Ю.И.
Описание слайда:

Учитель информатики МАОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкара Иванов Ю.И.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Алгоритм
Описание слайда:

Алгоритм

№ слайда 4 Тема урока Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.
Описание слайда:

Тема урока Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.

№ слайда 5 Рецепт заваривания чая Вскипятить воду. Окатить заварочный чайник кипятком. Засы
Описание слайда:

Рецепт заваривания чая Вскипятить воду. Окатить заварочный чайник кипятком. Засыпать заварку в чайник. Залить кипятком. Закрыть крышечкой. Накрыть полотенцем.

№ слайда 6 Алгоритм - это конечная последовательность действий, направленных на получение и
Описание слайда:

Алгоритм - это конечная последовательность действий, направленных на получение из исходных данных результата, записанная с помощью точных и понятных исполнителю команд

№ слайда 7 Алгоритм- это четкое последовательное описание действий исполнителя, которое при
Описание слайда:

Алгоритм- это четкое последовательное описание действий исполнителя, которое приводит к желаемому результату. Слово «алгоритм» появилось в результате искаженного перевода с арабского на европейские языки имени узбекского ученого IX века Аль-Хорезми, который изложил правила арифметических действий над числами в позиционной десятичной системе. Эти правила и назвали алгоритмами (Альхорезми «имя»+ Аритмос «число»= алгоритм)

№ слайда 8 Исполнители алгоритмов
Описание слайда:

Исполнители алгоритмов

№ слайда 9 Алгоритм открывания двери: Достать ключ из кармана. Вставить ключ в замочную скв
Описание слайда:

Алгоритм открывания двери: Достать ключ из кармана. Вставить ключ в замочную скважину. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки. Вынуть ключ

№ слайда 10 Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В: Из числа А вычесть число В. Если
Описание слайда:

Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В: Из числа А вычесть число В. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше. Если получился ноль, то сообщить, что числа равны.

№ слайда 11 Свойства алгоритма Результативность Дискретность (пошаговость) Определённость По
Описание слайда:

Свойства алгоритма Результативность Дискретность (пошаговость) Определённость Понятность Выполнимость Массовость

№ слайда 12 АЛГОРИТМ Результативность Детерминированность Дискретность Конечность Массовость
Описание слайда:

АЛГОРИТМ Результативность Детерминированность Дискретность Конечность Массовость Свойства алгоритма Дискретность (прерывность, раздельность) – разбиение алгоритма на шаги Результативность – получение результата за конечное количество шагов Массовость – использование алгоритма для решения однотипных задач Детерминированность (определенность, точность) – каждое действие должно строго и недвусмысленно определено Конечность – каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения

№ слайда 13 Формы записи алгоритмов Словесно-формульный С помощью алгоритмического языка Таб
Описание слайда:

Формы записи алгоритмов Словесно-формульный С помощью алгоритмического языка Таблицы Блок-схемы

№ слайда 14 Формы записи алгоритмов Словесно-формульный Например, Составить алгоритм решения
Описание слайда:

Формы записи алгоритмов Словесно-формульный Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3 1 шаг 23+34=57 2 шаг 57*57=3249 3 шаг 3249/3=1083

№ слайда 15 Формы записи алгоритмов С помощью алгоритмического языка Например, Составить алг
Описание слайда:

Формы записи алгоритмов С помощью алгоритмического языка Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z алг Выражение арг y,z:цел рез x:цел нач x:=2*y x:=x+z кон

№ слайда 16 Стандартные графические объекты блок-схем Указание на начало и конец алгоритма
Описание слайда:

Стандартные графические объекты блок-схем Указание на начало и конец алгоритма Организация ввода и вывода данных Выполнение действий или группы действий Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от выполнения условия Использование вспомогательных алгоритмов

№ слайда 17 1 2 8 7 3 4 5 6 9
Описание слайда:

1 2 8 7 3 4 5 6 9

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20 1) выучить основные понятия и определения; 2) записать в тетради алгоритм рисова
Описание слайда:

1) выучить основные понятия и определения; 2) записать в тетради алгоритм рисования снеговика и блок схему.

№ слайда 21 Желаю успехов в изучении ИНФОРМАТИКИ
Описание слайда:

Желаю успехов в изучении ИНФОРМАТИКИ

Методическая разработка урока на тему «Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы»
  • Информатика
Описание:

Выбор темы разработки  обусловлен тем, что в течение всего периода преподавания информатики в школе (с 1985 года) актуальность темы «Алгоритмизация и программирование» претерпела значительные изменения. В силу некоторых обстоятельств: наличия теоретической базы предмета и технического обеспечение кабинета информатики, значимость преподавания темы в последние годы значительно снизилась. Точнее, уменьшилось количество уроков, отводимых на изучение этой темы в старших классах. Большая часть времени отводится на преподавание тем цикла «Информационные и коммуникационные технологии». Наряду с этим нисколько не изменились требования к уровню усвоения знаний и умений этого раздела программы по информатике, так как он остается основой фундаментальных знаний по предмету.

Данная тема может изучаться  в разделе «Алгоритмизация» в 5-9 классах в зависимости от учебного плана школы основного общего образования.

Автор Иванов Юрий Иванович
Дата добавления 24.03.2015
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 890
Номер материала 58599
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓