Главная / Начальные классы / Методическая разработка урока математики по теме «Обобщение. Однозначные числа. Натуральный ряд чисел»

Методическая разработка урока математики по теме «Обобщение. Однозначные числа. Натуральный ряд чисел»







Методическая разработка урока математики

по теме

«Обобщение. Однозначные числа. Натуральный ряд чисел»

в 1 классе

по УМК системы Занкова Л.В. с применением инновационной (сингапурской) методики











Разработала: учительница начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Апастовская СОШ»

Калимуллина Зульфия Минвакиловна







Январь - 2015

Тема: «Обобщение. Однозначные числа. Натуральный ряд чисел»

Тип урока: обобщения и систематизация знаний и умений

Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесно-наглядный, элементы исследовательского метода.

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по изученной теме, формировать умение применять полученные знания на практике, развивать логическое мышление учащихся; создать условия для формирования УУД.

Задачи:

Образовательные: формировать вычислительные навыки, умения составлять и находить значения выражений, совершенствовать знание о закономерности натурального ряда чисел; закреплять понятия: предыдущее, последующее число, соседи числа; контролировать степени усвоения учебного материала;

Развивающие: развитие мыслительной деятельности: анализ, обобщение, систематизация;

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за общее дело, коллективизма, умение уступать и слушать других; повышать самооценку учащихся.

Формирование УУД:

Личностные: формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; учиться высказывать своё предположение на основе материала учебника.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; наблюдать и делать выводы; находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Материалы и оборудование:

Учебник математики; тетрадь на печатной основе (по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, авторы И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина); карточки, печатный материал на доску, сигнальные доски.


Ход урока:

I. Организационный момент. Учащиеся занимают свои места за партами, с помощью МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat, инструмент для управления классом) распределяются в одной команде для организации эффективного учебного процесса.

Прозвенел звонок,

начинается урок.

Урок … (математики).

Добрый день, ребята. Как настроение? Поздоровайтесь со своим партнером по плечу и по лицу. Дайте «пять» и пожелайте друг другу что-то доброе, хорошее.

II. Проверка готовности к уроку. Целеполагание и мотивация.

Вы готовы к уроку? Проверим! Я буду задавать вопросы, если вы на них отвечаете «Да», то поднимаете руку.

  • Кто умеет устно считать?

  • Дружно работать?

  • Задачи решать?

  • Другу в работе всегда помогать?

  • Кто любит танцевать?

  • Кататься на лыжах?

  • Кто легко и быстро составляет равенства и неравенства?

  • Решает примеры на сложение и вычитание?

- И так ребята, вы по вопросам не догадались, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? – Ответы детей.

- Да, сегодня у нас урок повторения, проверим, как вы научились считать, решать задачи, умеете ли дружно работать, как помогаете партнёрам, посмотрим, как танцуете и умеете ли кататься на лыжах. Интересно?

III. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

1. Отработка знания последовательности чисел от 1 до 10:

- Встают все участники под №1 и №3 (партнёры А) и считают до 10 и обратно;

- А участники под №2, 4 (партнёры В) попробуют считать от 10 до 20 и обратно.

Работают с сигнальными досками:

- Какое число идёт при счёте за числом 8? Перед числом 5? Перед числом 10?

- Какое число встречается раньше: 0 или10? 3 или 5?

- Назовите соседей числа 7, 4, 6.

- Какое число больше, чем 5, на 1?

- Какое число меньше, чем 5 на 1?

Рефлексия:

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) – обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определенного количества времени.

- Молодцы ребята. А теперь с партнёром по плечу подумайте, что происходит при счёте до 10? (5 секунд). Подумали? Сейчас, определите у кого в имени больше букв (если одинаковое, то сравнить фамилии). Каждый из вас будет говорить в течение 15 секунд, вы готовы? Тогда партнеры у кого в имени больше букв ваше время начинается сейчас (15 сек). Спасибо.

Опрос. Узнаем мнения некоторых из вас. Стол №4, участник №3, что сказал ваш партнер по плечу? Стол №…, участник №….. и т.д. Кто хочет добавить? (У кого другое мнение?) (Возможный ответ: Каждое следующее число увеличивается на 1).

Послушайте следующий вопрос:

- Что происходит при обратном счёте от 10 до 1? Подумайте 5 секунд, на этот вопрос отвечает партнер, у кого в имени меньше букв. Ваши 15 секунд начинаются сейчас.

Опрос. Стол №3, участник №4 что сказал Ваш партнер, стол №….. участник № …., и т. д. Опрашиваю нескольких участников. (Возможный ответ: Числа уменьшаются на 1).

2. Работа с натуральным рядом чисел.

1) Работа по учебнику, стр. 122, №284.

Несколько учеников вслух читают стихотворение:

Один жираф и два кота,

Три львицы – что за красота!

Четыре феи здесь на льду

Танцуют польку с какаду!

Пять мотыльков, шесть домовых,

Семь гномов насчитали вы…

Считайте час, день, месяц, … вечность-

Ведь ряд уходит в бесконечность!

Лишь нулик очень огорчён:

Он в этот ряд не приглашён…

(В.Агафонов)

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) – обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определенного количества времени:

- О чём это стихотворение? Подумайте с партнёром по лицу (5 секунд).

Подумали? Сейчас, определите у кого светлее волосы (если одинаковые, то сравнить глаза). Каждый из вас будет говорить в течение 20 секунд, вы готовы? Тогда партнеры у кого светлые волосы ваше время начинается сейчас (20 сек). Спасибо.

Опрос. Стол №.., участник №…, что сказал ваш партнер по лицу? Стол №…. Участник №….. и т.д. У кого другие интересные мнения? (Возможный ответ: О натуральном ряде чисел).

Послушайте следующий вопрос:

- Как вы думаете, почему в учебник математики помещено это стихотворение? Подумайте 5 секунд, на этот вопрос отвечает партнер, у кого волосы темнее. Ваши 20 секунд начинаются сейчас.

Опрос. Стол №…, участник №… что сказал Ваш партнер, стол №….. участник № …., и т. д. Опрашиваю нескольких участников. Молодцы, поблагодарите друг друга.

На остальные вопросы отвечаем фронтально:

- А почему нулик огорчён?

(Его не берут в натуральный ряд чисел).

- С какого числа начинается натуральный ряд чисел? (С единицы)

- Какое свойство натурального ряда чисел вы знаете? (Каждое следующее число больше предыдущего на один. Натуральный ряд чисел бесконечен).

2) Работа с утверждениями. ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН (Take off-Touch down).

Если высказывания верные – встаём, если не верные – сидим:

- 5 – натуральное число? (Верно - встают)

- 0 – натуральное число? (Неверно – сидят)

- 1 – самое маленькое число? (Неверно – сидят)

- 1 – самое маленькое натуральное число? (Верно - встают)

- Натуральный ряд чисел заканчиваются числом 9? (Неверно – сидят)

- Натуральный ряд чисел начинаются с числом 0? (Неверно – сидят)

- Натуральный ряд чисел бесконечен? (Верно - встают)

- В натуральном ряду числа последовательно уменьшаются? (Неверно -

сидят)

3) Самостоятельная работа.

Поработаем в тетрадях на печатной основе, стр. 46, №4. Каждый ряд нужно превратить в запись натурального ряда чисел (записывать в нужном месте то, чего не хватает; зачёркивать лишнее; менять с помощью стрелки числа местами):

1 3 4 5 6 8 9 …

1 2 4 3 5 6 6 7 8 …

1 2 3 4 5 6 7

0 1 2 3 4 5 6 7 …

Взаимопроверка: передайте свои работы партнёрам по плечу, проверьте работы по ответам на доске. Ошибки зачёркиваем зелёной ручкой.

- У кого нет не одной ошибки, поднимите руки. Молодцы!

- У кого одна ошибка? Хорошо!

- У кого две? Не переживайте. Нужно ещё немного позаниматься и потренироваться.

3. Физкультминутка.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group)

Звучит музыка. Ученики, молча, смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос.

Вопросы:

- Сколько ушей у двух мышей? (4)

- Сколько хвостов у двух ослов? (2)

- Сколько пальцев на левой ноге? (5)

- Сколько огоньков у светофора? (3)

- Сколько цветов у радуги? (7)

- Какого числа нет в записи натурального ряда чисел? (0) - «Ловушка»

- Сколько яблок на дереве? (Много. Объединяются в одну группу).

- Спасибо ребята. Вы справились с заданием.

4. Чтение и запись выражений на сложение и вычитание.

Работа по учебнику. ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round

Robin) - «подумай-запиши-обсуди в команде». Обдумывают ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают.

Открываем учебник, стр. 120, №283.

- Ребята, что вы видите на рисунке? – Бассейн. Дельфинарий.

- Какие животные там выступают? – Дельфины, моржи и тюлени.

- Всего в дельфинарии 8 дельфинов, 4 моржа и 9 тюленей. Здесь в учебнике показан только 1 бассейн, есть ещё и второй. Некоторые животные отдыхают там. Мы должны найти, сколько животных каждого вида отдыхают во втором бассейне? (Записывать разности и найти их значения).

- Чтобы ответить на вопрос математического рассказа, каждый внимательно посмотрите рисунок и подумайте 30 секунд, и запишите ответ в тетрадях. На это даётся 1 минута.

Обсудим ваши ответы по кругу один раз, начиная с участника №1. Для этого вам дается 1 минута времени. Говорят участники №1, молодцы, говорят участники №2, говорят участники №3, говорят участники №4.

- Мы тоже хотим услышать ответы некоторых участников. Отвечает стол №…, участник №… Что сказал твой партнер по лицу, по плечу и т.д. Опрашиваю нескольких участников.

- У какой группы получился другой ответ?

5. Равенства и неравенства. Работа по рисунку, стр.120-121 (по учебнику).

РЕЛЛИ Тейбл (Ralli тайбл) – структура, в которой два участника поочерёдно записывают короткие ответы в виде списка на одном листе бумаги.

- Посмотрите, каких животных на рисунке больше, а каких меньше. Подумайте. Запишите неравенства.

Работаете с партнером по лицу. Начинают записывать ответы партнеры А. Для этого Вам дается 3 минуты времени. 1 листок на двоих.

- Проверим, что у вас получилось. Отвечает стол №2 …., отвечает стол №1…

(Возможный ответ: 5>4, 5>3, 4>3, 3<4, 4<5, 3<5).


IV. Подведение итогов урока.

  1. Билетик на выход. Карточка с заданием.

Заканчиваем наш урок катанием с горки.

- Ребята, а на чем можно прокатиться с горы?

- Кто ходил на лыжах по снегу?

- А как называется след, оставленный лыжами? (лыжня)



- Сейчас и мы будем прокладывать лыжню.


2+2                   8                           7+1

4                          

4+1                   3                           3+3

                  6                          

1+1                   5                           4+3

                  9                          

5+4                   2 2+1

7                         

Дети стрелочками соединяют примеры с ответами. Кто закончил, сдаёт карточку.

Прокатились…

В горку - вверх,

С горки – вниз.

Знания ваши лучший приз.

Сегодня проверю, какой вы мне приз приготовили. На следующем уроке я скажу вам, сколько у меня в классе настоящих лыжников, спортсменов.

2. Рефлексия:

Какие задания вам больше всего понравились? 

Какие задания для вас оказались очень трудными? 

Давайте урок, закончим «пантомимой»:

Руки вверх – довольны,

Голова вниз – не довольны,

Закрыть лицо руками – безразлично.

Спасибо Вам за урок!





Методическая разработка урока математики по теме «Обобщение. Однозначные числа. Натуральный ряд чисел»
  • Начальные классы
Описание:

Методическая разработка урока математики

по теме

«Обобщение. Однозначные числа. Натуральный ряд чисел»                                                                                                                                                                                     

в 1 классе

по УМК системы Занкова Л.В. с применением инновационной (сингапурской) методики

Автор Калимуллина Зульфия Минвакиловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 359
Номер материала 27032
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓