Методическая разработка урока математики
по теме
«Обобщение. Однозначные числа. Натуральный ряд чисел»
в 1 классе
по УМК системы Занкова Л.В. с применением
инновационной (сингапурской) методики
Разработала:
учительница начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Апастовская СОШ»
Калимуллина Зульфия Минвакиловна
Январь - 2015
Тема: «Обобщение.
Однозначные числа. Натуральный ряд чисел»
Тип урока: обобщения и систематизация
знаний и умений
Вид урока: урок применения
теоретических и практических знаний
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесно-наглядный,
элементы исследовательского метода.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по
изученной теме, формировать умение применять полученные знания на практике,
развивать логическое мышление учащихся; создать условия для формирования УУД.
Задачи:
Образовательные: формировать вычислительные навыки, умения
составлять и находить значения выражений, совершенствовать знание о
закономерности натурального ряда чисел; закреплять понятия: предыдущее,
последующее число, соседи числа;
контролировать степени усвоения учебного материала;
Развивающие: развитие мыслительной
деятельности: анализ, обобщение, систематизация;
Воспитательные: воспитывать чувство
ответственности за общее дело, коллективизма, умение уступать и слушать других;
повышать самооценку учащихся.
Формирование УУД:
Личностные: формирование положительной
учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать тему и
цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; учиться
высказывать своё предположение на основе материала учебника.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно
с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей
системе знаний; наблюдать и делать выводы; находить ответы на вопросы используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Материалы и оборудование:
Учебник математики; тетрадь на
печатной основе (по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, авторы И.И.Аргинская,
Е.П.Бененсон, Л.С.Итина); карточки, печатный материал на доску, сигнальные
доски.
Ход урока:
I. Организационный момент. Учащиеся занимают свои места
за партами, с помощью МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat, инструмент для управления классом) распределяются в одной
команде для организации эффективного учебного процесса.
Прозвенел
звонок,
начинается
урок.
Урок
… (математики).
Добрый
день, ребята. Как настроение? Поздоровайтесь со своим партнером по плечу и по
лицу. Дайте «пять» и пожелайте друг другу что-то доброе, хорошее.
II. Проверка готовности к уроку. Целеполагание и мотивация.
Вы готовы к уроку? Проверим!
Я буду задавать вопросы, если вы на них отвечаете «Да», то поднимаете руку.
· Кто умеет устно считать?
· Дружно работать?
· Задачи решать?
· Другу в работе всегда
помогать?
· Кто любит танцевать?
· Кататься на лыжах?
· Кто легко и быстро
составляет равенства и неравенства?
· Решает примеры на сложение и
вычитание?
- И так
ребята, вы по вопросам не догадались, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?
– Ответы детей.
- Да, сегодня
у нас урок повторения, проверим, как вы научились считать, решать
задачи, умеете ли дружно работать, как помогаете партнёрам, посмотрим, как
танцуете и умеете ли кататься на лыжах. Интересно?
III. Актуализация знаний.
Повторение пройденного материала.
1. Отработка знания
последовательности чисел от 1 до 10:
-
Встают все участники под №1 и №3 (партнёры А) и считают до 10 и обратно;
-
А участники под №2, 4 (партнёры В) попробуют считать от 10 до 20 и обратно.
Работают
с сигнальными досками:
- Какое число идёт при счёте за
числом 8? Перед числом 5? Перед числом 10?
- Какое число встречается
раньше: 0 или10? 3 или 5?
- Назовите соседей числа 7, 4, 6.
- Какое число больше, чем 5, на 1?
- Какое число меньше, чем 5 на 1?
Рефлексия:
ТАЙМД
ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share)
– обучающая структура, в которой два
участника делятся развёрнутыми ответами в течение определенного количества
времени.
-
Молодцы ребята. А теперь с партнёром по плечу подумайте, что происходит при
счёте до 10? (5 секунд). Подумали? Сейчас, определите у кого в имени больше
букв (если одинаковое, то сравнить фамилии). Каждый из вас будет говорить в
течение 15 секунд, вы готовы? Тогда партнеры у кого в имени больше букв ваше
время начинается сейчас (15 сек). Спасибо.
Опрос.
Узнаем мнения некоторых из вас. Стол №4, участник №3, что сказал ваш партнер
по плечу? Стол №…, участник №….. и т.д. Кто хочет добавить? (У кого другое
мнение?) (Возможный ответ: Каждое следующее число увеличивается на 1).
Послушайте следующий вопрос:
- Что происходит при обратном счёте от 10
до 1? Подумайте 5 секунд, на этот вопрос отвечает партнер, у кого в имени
меньше букв. Ваши 15 секунд начинаются сейчас.
Опрос. Стол
№3, участник №4 что сказал Ваш партнер, стол №….. участник № …., и т. д.
Опрашиваю нескольких участников. (Возможный ответ: Числа уменьшаются
на 1).
2. Работа с
натуральным рядом чисел.
1) Работа по
учебнику, стр. 122, №284.
Несколько учеников
вслух читают стихотворение:
Один жираф и два
кота,
Три львицы – что
за красота!
Четыре феи здесь
на льду
Танцуют польку с
какаду!
Пять мотыльков,
шесть домовых,
Семь гномов
насчитали вы…
Считайте час, день, месяц, …
вечность-
Ведь ряд уходит в
бесконечность!
Лишь нулик очень
огорчён:
Он в этот ряд не
приглашён…
(В.Агафонов)
ТАЙМД
ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share)
– обучающая структура, в которой два
участника делятся развёрнутыми ответами в течение определенного количества
времени:
-
О чём это стихотворение? Подумайте с партнёром по лицу (5 секунд).
Подумали?
Сейчас, определите у кого светлее волосы (если одинаковые, то сравнить
глаза). Каждый из вас будет говорить в течение 20 секунд, вы готовы? Тогда
партнеры у кого светлые волосы ваше время начинается сейчас (20 сек).
Спасибо.
Опрос.
Стол №.., участник №…, что сказал ваш партнер по лицу? Стол №…. Участник
№….. и т.д. У кого другие интересные мнения? (Возможный ответ: О
натуральном ряде чисел).
Послушайте
следующий вопрос:
-
Как вы думаете, почему в учебник математики помещено
это стихотворение? Подумайте
5 секунд, на этот вопрос отвечает партнер, у кого волосы темнее. Ваши 20
секунд начинаются сейчас.
Опрос.
Стол №…, участник №… что сказал Ваш партнер, стол №….. участник № …., и т. д.
Опрашиваю нескольких участников. Молодцы, поблагодарите друг друга.
На остальные вопросы отвечаем фронтально:
- А почему нулик огорчён?
(Его не берут в натуральный ряд
чисел).
- С какого числа начинается
натуральный ряд чисел? (С единицы)
- Какое свойство натурального ряда
чисел вы знаете? (Каждое следующее число больше предыдущего на один.
Натуральный ряд чисел бесконечен).
2) Работа с утверждениями. ТЭЙК
ОФ-ТАЧ ДАУН (Take off-Touch down).
Если высказывания
верные – встаём, если не верные – сидим:
- 5 – натуральное число? (Верно -
встают)
- 0 – натуральное число? (Неверно –
сидят)
- 1 – самое маленькое число? (Неверно
– сидят)
- 1 – самое маленькое натуральное
число? (Верно - встают)
- Натуральный ряд чисел заканчиваются
числом 9? (Неверно – сидят)
- Натуральный ряд чисел начинаются с
числом 0? (Неверно – сидят)
- Натуральный ряд чисел бесконечен?
(Верно - встают)
- В натуральном ряду числа
последовательно уменьшаются? (Неверно -
сидят)
3) Самостоятельная работа.
Поработаем в тетрадях на печатной
основе, стр. 46, №4. Каждый ряд нужно превратить в запись натурального ряда
чисел (записывать в нужном месте то, чего не хватает; зачёркивать лишнее;
менять с помощью стрелки числа местами):
1 3 4 5 6
8 9 …
1 2 4 3 5
6 6 7 8 …
1 2 3 4 5
6 7
0 1 2 3 4
5 6 7 …
Взаимопроверка: передайте свои работы
партнёрам по плечу, проверьте работы по ответам на доске. Ошибки зачёркиваем
зелёной ручкой.
- У кого нет не одной ошибки,
поднимите руки. Молодцы!
- У кого одна ошибка? Хорошо!
- У кого две? Не переживайте. Нужно ещё немного позаниматься и
потренироваться.
3. Физкультминутка.
МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group)
Звучит
музыка. Ученики, молча, смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Замирают,
когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в
которых зависит от ответа на вопрос.
Вопросы:
- Сколько
ушей у двух мышей? (4)
- Сколько
хвостов у двух ослов? (2)
- Сколько
пальцев на левой ноге? (5)
-
Сколько огоньков у светофора? (3)
- Сколько
цветов у радуги? (7)
- Какого
числа нет в записи натурального ряда чисел? (0) - «Ловушка»
- Сколько
яблок на дереве? (Много. Объединяются в одну группу).
- Спасибо
ребята. Вы справились с заданием.
4. Чтение и запись выражений
на сложение и вычитание.
Работа по учебнику. ФИНК-РАЙТ-РАУНД
РОБИН (Think-Write-Round
Robin) - «подумай-запиши-обсуди в команде». Обдумывают ответ на
какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают.
Открываем учебник, стр.
120, №283.
- Ребята, что вы видите на рисунке? –
Бассейн. Дельфинарий.
- Какие животные там выступают? –
Дельфины, моржи и тюлени.
- Всего в дельфинарии 8 дельфинов, 4
моржа и 9 тюленей. Здесь в учебнике показан только 1 бассейн, есть ещё и
второй. Некоторые животные отдыхают там. Мы должны найти, сколько животных
каждого вида отдыхают во втором бассейне? (Записывать разности и найти их
значения).
- Чтобы ответить на вопрос
математического рассказа, каждый внимательно посмотрите рисунок и подумайте 30
секунд, и запишите ответ в тетрадях. На это даётся 1 минута.
Обсудим ваши ответы по кругу один
раз, начиная с участника №1. Для этого вам дается 1 минута времени. Говорят
участники №1, молодцы, говорят участники №2, говорят участники №3, говорят
участники №4.
- Мы
тоже хотим услышать ответы некоторых участников. Отвечает стол №…, участник
№… Что сказал твой партнер по лицу, по плечу и т.д. Опрашиваю нескольких
участников.
- У
какой группы получился другой ответ?
5. Равенства и неравенства.
Работа по рисунку, стр.120-121 (по учебнику).
РЕЛЛИ Тейбл (Ralli тайбл) – структура, в которой два
участника поочерёдно записывают короткие ответы в виде списка на одном листе
бумаги.
- Посмотрите, каких животных на
рисунке больше, а каких меньше. Подумайте. Запишите неравенства.
Работаете с партнером по
лицу. Начинают
записывать ответы партнеры А. Для этого Вам дается 3 минуты времени. 1
листок на двоих.
- Проверим, что у вас получилось.
Отвечает стол №2 …., отвечает стол №1…
(Возможный ответ: 5>4, 5>3,
4>3, 3<4, 4<5, 3<5).
IV. Подведение итогов урока.
1.
Билетик
на выход. Карточка
с заданием.
Заканчиваем наш урок катанием с
горки.
- Ребята, а на чем можно прокатиться
с горы?
- Кто ходил на
лыжах по снегу?
- А как
называется след, оставленный лыжами? (лыжня)
- Сейчас и мы
будем прокладывать лыжню.
2+2
8
7+1
4
4+1
3
3+3
6
1+1
5
4+3
9
5+4
2
2+1
7
Дети
стрелочками соединяют примеры с ответами. Кто закончил, сдаёт карточку.
Прокатились…
В горку - вверх,
С горки – вниз.
Знания ваши лучший приз.
Сегодня проверю, какой вы мне приз
приготовили. На следующем уроке я скажу вам, сколько у меня в классе настоящих
лыжников, спортсменов.
2. Рефлексия:
– Какие задания вам
больше всего понравились?
– Какие задания для вас
оказались очень трудными?
Давайте урок, закончим
«пантомимой»:
Руки вверх –
довольны,
Голова вниз – не
довольны,
Закрыть лицо
руками – безразлично.
Спасибо Вам за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.