Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока литературы в 7 классе "Две жизненные правды"(по произведению м. Горького "Детство"

Методическая разработка урока литературы в 7 классе "Две жизненные правды"(по произведению м. Горького "Детство"







Методическая разработка

урока литературы

в 7 классе

Тема:

«Две жизненные правды в повести

М. Горького «Детство”



Разработала: учитель русского языка и литературы

МБОУ Багаевской СОШ № 3

Шапоренко С.В







Тема

«Две жизненные правды в повести

М. Горького «Детство”



Тип урока

Урок изучения художественного произведения.

Оборудование

компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, короткометражный художественный фильм «Детство» (по повести А.М. горького «Детство»), наглядный материал (распечатанные листы).


Цели


Образовательные: 

продолжить работу по обучению характеристике героев; показать раскрытие образов в динамике

Развивающие:

 развивать навыки сравнения героев, умения выявлять авторскую позицию через портрет, речь, внутренние монологи.

Воспитательные: 

воспитывать внимательное отношение к слову; умение оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.


Планируемый результат

Планируемые результаты:


познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;


личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;


регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;


коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Термины


Портрет, речевая характеристика.

Межпредметные связи

Русский язык, литература

Ресурсы:

- основные

- дополнительные


Учебник литературы Бунеева, Бунеев: Путь к станции "Я". В 2 кн. Учебник по литературе для 7-го класса

balaganka.ucoz.ruurok_literatury_v_7_klasse…m…32


rudocs.exdat.comdocs/index-278467.html



Методы и приемы

словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля, эвристическая беседа.

Формы работы

индивидуальная, групповая, фронтальная.




























- 2 -


она стала на всю жизнь другом,

самым близким сердцу моему,

самым понятным и дорогим человеком…


я сразу почуял в нём врага.

М. Горький






Ход урока.

Этапы урока



Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Организация начала занятия







личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.


Учитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. А теперь хорошенько разотрите свои ладошки и дружно похлопайте друг другу.


Психологический настрой детей на урок.





Мотивация к учебной деятельности

























личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли



Ребята, посмотрите на два этих портрета, кто на них изображен? Можно ли по внешности судить о характере героя? Представьте, что вы не знаете персонажей, изображенных на портретах. Что вы могли бы о них сказать?

Хотелось бы вам поразмышлять над образами этих героев произведения? Заинтересовали ли они вас?







Включение в работу, самоопределение

Выявление желания знакомиться с творчеством автора.


Актуализация знаний



































Постановка цели (целеполагание)



























3. Аналитическая работа с текстом.













4. Выступление групп.






































































































































Обобщение

































Домашнее задание









Рефлексия деятельности

(итог урока)








познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;



коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.













личностные: моральный выбор;

регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели


















личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме


познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;


коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах.









логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)































познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

























































личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

































Личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью






























































































Давайте заглянем в музей «Домик Каширина», чтобы еще раз остановиться на вопросах о том, где и как жила семья, какова была общая атмосфера в доме.

- На прошлом уроке мы говорили о “свинцовых мерзостях “ жизни, которые тяжёлым грузом ложились на душу впечатлительного ребёнка, живущего “как в глубокой тёмной яме”.

А нужно ли говорить об этом, об этих некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?

(Автор на этот вопрос отвечает так: “ Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной”. )











Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

- Какие основные задачи урока стоят перед нами?

- Тема нашего урока “Две жизненные правды”. Как вы понимаете это сочетание?

- На сегодняшнем уроке мы попытаемся вместе с Алёшей понять, какие они, дед и бабушка, что несут в мир, по каким законам живут, увидим, какие уроки дают мальчику. Наша задача — не просто представить характеристику персонажа, но и попытаться доказать, что рассмотренный персонаж оказал огромное воздействие на формирование личности и характера Алеши.









Сегодня мы поработаем в группах. Ваша задача: на основе аналитической работы с текстом представить сравнительную характеристику бабушки и деда Алеши, выявить, какую роль они сыграли в формировании его личности.







Вопросы к учащимся 1 и 2 группы.

1.Опишите портрет бабушки. Какими средствами образного языка пользовался Горький, создавая этот портрет? Какие эпитеты, сравнения использует Горький для описания внешности бабушки??

2. Когда Алеша плыл на пароходе, что привлекало его в бабушке? найдите подтверждение в тексте. Каковы особенности ее речи? Как ласково называла она Алешу? Какими словами выразил писатель чувство благодарности своей бабушке?

3.- Какую роль играла бабушка в доме? В каких эпизодах переданы ее доброта, стремление внести в отношения между людьми дух миролюбия? Какова молитва бабушки? Какой показана Акулина Ивановна в праздничные вечера? Какой представляется она Алеше во время пляски и какой запечатлел ее художник на рисунке? (Прочитать этот эпизод выразительно, назвать слова, передающие красоту движений бабушки и богатство ее творческих сил).\

4. Как ведут себя во время ссоры братьев бабушка и дед, и как это характеризует каждого из них?

5. Как во время сцены наказания вела себя бабушка?

6. Объясните, в чем причина покорности бабушки деду Каширину?


7. Почему Алешу так поразила бабушка во время пожара? Какими глаголами передается быстрота ее движений? Как она организует тушение пожара? Чем интересен эпизод с конем Шарапом? Какие строки из повести можно подписать под рисунком Дехтерёва Б. А.?

8.Какие черты, присущие простым русским людям, воплотил Горький в образе бабушки?

9.В чем жизненная правда бабушки. Докажите. Что она убидительнее правды деда.




Вопросы к учащимся 3, 4 группы:

1.Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте?

2.Как ведут себя во время ссоры братьев бабушка и дед, и как это характеризует каждого из них?

3. кто был главным виновником той «обильной жестокостью» жизни в доме Кашириных?

4.почему жестокость и жадность стали преобладающими чертами характера деда? Вспомните сцену наказания. Объясните причину жестокого поведения деда.

5.Выясните манеру деда разговаривать с людьми, отыскиваем в первой и второй главах характерные для речи деда повелительные интонации

6.как изображена внешность Каширина? Чем отличается дед от своих сыновей, Якова и Михаила? Как портретная характеристика деда подтверждается его поступками и суждениями о людях? Почему у Алеши было «особенное внимание, опасливое любопытство» к деду?

7- Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости?- Каким увидел деда в этой беседе Алеша?

8 Что же ожесточило деда?

9 Как повел себя дед во время пожара?

10.В чем жизненная правда деда?


Анализ эпизода


Пожар в красильне”. Ответьте, какие черты характера выявились в этой сложной, драматической ситуации?

( Выборочный пересказ.)

- Дед растерялся, пришёл в отчаяние, не сопротивлялся, тихонько выл, бегал, суетился, отдавал бессмысленные приказания. Им руководило чувство собственного сохранения: приказывает Григорию остановить бабушку, выпускает повод из рук, обвиняет других, скупо хвалит Акулину Ивановну.

Бабушка не теряет самообладания; собранная, решительная, она рискует собой, заботится о других; обожжённая, чувствует не свою, а чужую боль.

Образ бабушки – один из самых очаровательных женских образов в русской литературе. Некрасов, поэт 19 века, написал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт.

- Пожар – не самое страшное испытание, судьба пошлёт героям разорение и нищету.

Как восприняли герои бедствие?

( Бабушку не изменили тяжёлые материальные испытания, её отношение к миру и людям остаётся прежним. Она остаётся щедрой, сострадательной, не склоняет головы перед трудностями, внушает Алёше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями: “ Мы с тобой не прокормимся, - мы? Великое дело!”

Дед стал злым, жалким, беспомощным, ничтожным)

- Почему герои такие разные в одинаковых жизненных ситуациях? В чём жизненная правда каждого из них7

( Бабушке чужды идеалы Кашириных: честолюбие, стремление выбиться “ в люди”, командовать, презрение и жестокость к слабым, бедным. Её ценности “вечные”- вера в Бога, любовь к людям, сочувствие, сострадание, щедрость, терпение.

Крушение идеалов разрушило жизненную основу деда. Его ценности – преходящие

Эвристическая беседа.

- Почему бабушка и дед такие разные? Каковы их жизненные принципы? Бабушка – любовь к людям, щедрость и терпение, вера в Бога.

 Дед – У деда своя жизненная правда. Очень боялся нищеты, всячески цеплялся за жизнь.

-Но что–то хорошего осталось из воспоминаний о деде? Чему учил? (1. Родной бьет – это не обида, а наука! Чужому не давайся! Меня так били, что «поди-ка сам Господь Бог глядел и плакал!» стр.122 –зачитывает ученик. Дед жалуется? (Нет) 2. В чем смысл его слов? (Гордость за человека. Человек все может вынести! И дед хлебнул много горя, может быть поэтому он такой жестокий). 3. Дед не любил доносчиков! «Донос – не оправданье! Доносчику первый кнут!»




Вывод. Человек – у Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может причинить другим людям. Но человеку принадлежит также всё доброе, что есть в жизни!


- Обратимся к эпиграфу: почему не дед, а бабушка стала самым близким, дорогим человеком для Алёши?

( Дед старался передать свою “мудрость”: “будь хитрым, а не простодушным”, “свой бьёт- это наука, а чужому не поддавайся”. Но между дедом и внуком не возникло душевной близости.

-Как рассмотренные персонажи оказали воздействие на формирование личности и характера Алеши? Доброта, сердечность, сострадание, сила характера бабушки и суровая школа жизни деда Каширина становятся основой формирования личности Алеши.

Алёшу тянуло ко всему хорошему, к людям, излучавшим свет и тепло. О них мы поговорим на следующем уроке.



. Домашнее задание.

Написать сочинение «Мой самой дорогой и близкий человек».


.





Продолжите предложения:

«На мой взгляд, произведение М. Горького «Детство» -…»;

«Правда – это…»;

«Повесть учит нас …».


- прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?

- что в его характере для этого есть?





На основе презентации обучающиеся

вспоминают,

где и как жила семья Алеши, какова была общая атмосфера в доме.









Отвечают на проблемный вопрос.

























Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что отношение ребенка к близким людям может быть неоднозначным.

Обучающиеся участвуют в определении темы, постановке цели и задач урока.
























Обучающиеся работают в группах.

Подбирают фрагменты,


в которых раскрываются образы бабушки и деда (история героев, портрет, отношение к миру и окружающим, особенности речи и движений)

1 группа рассматривает внешнюю характеристику бабушки.

Чтение описания учащимися. -

2 группа оценивает душевные качества бабушки.


















































3 группа

дает характеристику деду Алеши.



















Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образами главных героев.

Просмотр фрагмента фильма, обмен мнениями.

Пересказывают эпизод “Пожар в красильне”, сравнивают поведение бабушки и деда во время пожара.








Обучающиеся подтверждают ответы примерами из текста.











































Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.

























Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока.

соотнести свои мысли с точкой зрения одноклассника






















Дети продолжают начатые предложения, формулируя важные мысли урока














































Методическая разработка урока литературы в 7 классе "Две жизненные правды"(по произведению м. Горького "Детство"
  • Русский язык и литература
Описание:

Предлагаю методическую разработку урока литературы в 7 классе "Две жизненные правды" ( по произведению М. Горького "Детство")                    Цели: Образовательные: 

 продолжить работу по обучению характеристике героев; показать раскрытие        образов в динамике

Развивающие:

 развивать навыки сравнения героев, умения выявлять авторскую позицию через портрет, речь, внутренние монологи.

Воспитательные: 

 воспитывать внимательное отношение к слову; умение оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.       Планируемые результаты:

 

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

 

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

 

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; 

 

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.                                                                                          

Автор Шапоренко Светлана Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1514
Номер материала 49193
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓