Главная / Русский язык и литература / методическая разработка урока литературы с элементами интеграции «Народные традиции и обычаи в мире литературы и музыки»

методическая разработка урока литературы с элементами интеграции «Народные традиции и обычаи в мире литературы и музыки»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Армавирский индустриально-строительный техникум»















Урок литературы с элементами интеграции

«Народные традиции и обычаи в мире литературы и музыки»







Разработана:

учитель русского языка и литературы

Мартынова И.Н.
















2015 год

Тема урока: «Народные традиции и обычаи в мире

литературы и музыки».


Цели урока:

1.Создание целостного представления о народных и религиозных праздниках

2. Развитие творческих способностей учащихся.

3. Формирование навыков анализа произведения, выразительного чтения отдельных фрагментов текса произведения.

4. Воспитание чувства уважения к культуре и истории русского народа у учащихся.


Оборудование: портеры Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, П.И. Чайковского, пластинка П.И.Чайковского «Времена года».


Оформление доски:

Эпиграфы к уроку:

«Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Они изумили меня. Вот настоящая весёлость,

искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности….»

А.С.Пушкин.


«Шумят весёлые святки от самого дня Рождества

Христова до праздника Крещения Господня.

Играми да плясками, да песнями на русском просторе

привольном потешаются, вещими гаданиями

честному люду православному

тайны веления судеб открывают».

А.А Коринорский.

Книги: «Заколдованное место», Сорочинская ярмарка», «Ночь накануне Ивана Купалы».

Слова:

Святки, Сочельник, Колядки, Рождество, Щедровки, Крещение.

( Слова открываются в процессе анализа произведения).


Тип урока: интегрированный.


ХОД УРОКА


  1. Установка на восприятие. Вступительное слово учителя, включающее способ формулировки целей и задач урока.

  2. Литературная разминка. Дайте определения литературным понятиям.

  3. Работа с иллюстрациями, расположенными на доске - рисунки по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

  4. Просмотр фрагмента из х/ф А.Рома «Ночь перед Рождеством».

  5. Анализ художественного произведения.

  6. Просушивание музыкально фрагмента из альбома П.И.Чайковского «Времена года».

  7. Создание песен на тему: «Рождественские праздники».

Ключевые сведения: Реформы Петра I в 1700 г., П.И.Чайковский и «Времена года».


Проблемный вопрос урока.

Единство религиозных и народных праздников в произведениях русских писателей и композиторов как одна из составляющих в воспитании у молодого поколения гражданских и моральных качеств.



  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

1.Беседа о творчестве Н.В.Гоголя.

(Беседа учителя с классом.)


2.Работа с эпиграфом.

«Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Они изумили меня. Вот настоящая весёлость,

искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности….»

А.С.Пушкин.

3. Какой смысл заложен в этих строках?

4. Действительно ли эти строки подтверждают то, что произведение «Ночь перед Рождеством» пронизано элементами Фольклора, лирикой, весёлым настроением, юмором?


  1. Аналитическая работа над текстом.

1.

Ответьте на вопросы, подтверждая свои высказывания фрагментами из текста.

1.Какие чувства у вас возникают при чтении этого произведения?

2. Какие события происходят с главными героями?

3. Почему именно в это время суток с героями происходят забавные, смешные, волшебные приключения?

4. О каких праздниках Н.В.Гоголь рассказывает в своём произведении?

2.

Лексическая разминка «Аукцион знаний»..

I. Выберите слова, которые относятся к тем или иным праздникам.

  1. Как называются праздники, которые люди отмечали в период с Рождества до Крещения?

  2. От какого слова произошло название святочных праздников?

  3. Что же обозначает слово Святки?

  4. Только ли верующие люди отмечали эти праздники?

  5. Почему святки являются как религиозными, так и народными праздниками? Почему не только верующие люди, но и простые отмечали эти праздники?

Во время лексической разминки используются слова, находящиеся на доске.

  1. Исследование проблемного вопроса.

  1. Как люди отмечали святочные праздники?

  2. Что обозначает слово Колядки?

  3. О чём были эти песни? О чём люди пели?

Подтвердите высказывания текстом.

  1. Как называются праздник в канун Рождества?

Слово учителя:

С какими народными праздниками, широко отмечавшимися в те времена на Руси, вас познакомил Н.В.Гоголь в сказочной повести: «Ночь перед Рождеством»?

Микровывод формулируют сами учащиеся, записывают его в тетради, коллективно обсуждая правильность ответов.

Микровывод учителя:

Итак, мы теперь знаем, что русские писатели рассказывали в своих произведениях о традициях, обычаях, которые происходили в давние времена ан Руси, тем самым сохраняя и передавая поколениям лучшие традиции нашего народа.

Не только писатели отражали традиции и обычаи древней старины в своих произведениях, но и русские композиторы также отразили это время в музыке. Так, П.И.Чайковский отразил это время в музыкальном произведении, которое так и называется «Святки» и входит в известный его фортепианный цикл «Времена года».


Слово учителя музыки.

Совместная работа учителя музыки и учащихся.

(Ученики рисуют рисунки по прослушанному произведению).

II. Исследование проблемного вопроса

1. Работа с иллюстративным материалом.

Слово учителя литературы:

Музыкальное произведение вызвало у вас чувство радости, веселья, загадочности и своё настроение, свои чувства вы выразили в рисунках.

Обратите внимание на рисунки, которые вы нарисовали после того, как прочитали сказочную повесть «Ночь перед Рождеством».

1. Объясните, что же здесь изображено?

(Ребята комментируют рисунки)


  1. Просмотр Х/Ф А. Рома «Ночь перед Рождеством».

Слово учителя:

Сейчас мы просмотри фрагмент из х/ф «Ночь перед Рождеством» известного режиссёра А.Рома. В фильме играют знаменитые актёры кино и театра. Сегодня мы обратим внимание только на то, как рядились колядующие, как хозяева встречали гостей.

  1. Просмотр фрагмента и его анализ.

I. Исследование проблемного вопроса

Ответьте на вопросы:

  1. Как древний обычай требовал встречать гостей?

  2. Как Н.В.Гоголь описывал это в своём произведении?

Ответьте на вопрос, опираясь на текст (стр. 173)

  1. Какие песни пели колядующие между колядками?

Слово учителя:

Колядование – это не только песня, но это и весёлые игры, шутки.

Ответьте на вопросы:

1. Как веселились люди в канун Рождества?

Ответьте на вопрос, опираясь на текст (стр. 178-179)

  1. Похожи ли древние обряды, описываемые Н.В.Гоголем в повести на те, что отмечались на Руси? Обратите внимание на рисунки, в которых вы по- своему увидели обряд колядования?

  2. Кто знает колядки и сможет их спеть?

(Ученики исполняют песни).


V. Подведение итога урока.


методическая разработка урока литературы с элементами интеграции «Народные традиции и обычаи в мире литературы и музыки»
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: «Народные традиции и обычаи в мире

литературы и музыки».

 

Цели урока:

1.Создание целостного представления о народных и религиозных праздниках

2. Развитие творческих способностей учащихся.

3. Формирование навыков анализа произведения, выразительного чтения отдельных фрагментов текса произведения.

4. Воспитание чувства уважения к культуре и истории русского народа у учащихся.

 

Оборудование:  портеры Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, П.И. Чайковского, пластинка П.И.Чайковского «Времена года».

 

Оформление доски:

Эпиграфы к уроку:

«Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Они изумили меня. Вот настоящая весёлость,

искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности….»

                                                            А.С.Пушкин.

 

«Шумят весёлые святки от самого дня Рождества

Христова до праздника Крещения Господня.

Играми да плясками, да песнями на русском просторе

 привольном потешаются, вещими гаданиями

честному люду православному

тайны веления судеб открывают».

                                                              А.А Коринорский.

Книги: «Заколдованное место», Сорочинская ярмарка», «Ночь накануне Ивана Купалы».

Слова:

Святки, Сочельник, Колядки, Рождество, Щедровки, Крещение.

( Слова открываются в процессе анализа произведения).

 

Тип урока: интегрированный.

 

ХОД УРОКА

 

1.     Установка на восприятие. Вступительное слово учителя, включающее способ формулировки целей и задач урока.

2.     Литературная разминка. Дайте определения литературным понятиям.

3.     Работа с иллюстрациями, расположенными на доске - рисунки по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

4.     Просмотр фрагмента из х/ф А.Рома «Ночь перед Рождеством».

5.     Анализ художественного произведения.

6.     Просушивание музыкально фрагмента из альбома П.И.Чайковского «Времена года».

7.     Создание песен на тему: «Рождественские праздники».

Ключевые сведения: Реформы Петра I в 1700 г., П.И.Чайковский и «Времена года».

 

Проблемный вопрос урока.

 Единство религиозных и народных праздников в произведениях русских писателей и композиторов как одна из составляющих в воспитании у молодого поколения гражданских и моральных качеств.

 

 

I.                  Организационный момент.

II.               Актуализация знаний.

1.Беседа о творчестве Н.В.Гоголя.

(Беседа учителя с классом.)

 

2.Работа с эпиграфом.

«Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Они изумили меня. Вот настоящая весёлость,

искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности….»

                                                            А.С.Пушкин.

3. Какой смысл заложен в этих строках?

4. Действительно ли эти строки подтверждают то, что произведение «Ночь перед Рождеством» пронизано элементами Фольклора, лирикой, весёлым настроением, юмором?

 

III.           Аналитическая работа над текстом.

1.

Ответьте на вопросы, подтверждая свои высказывания фрагментами из текста.

1.Какие чувства у вас возникают при чтении этого произведения?

2. Какие события происходят с главными героями?

3. Почему именно в это время суток с героями происходят забавные, смешные, волшебные приключения?

4. О каких праздниках Н.В.Гоголь рассказывает в своём произведении?

2.

Лексическая разминка «Аукцион знаний»..

I. Выберите слова, которые относятся к тем или иным праздникам.

1.     Как называются праздники, которые люди отмечали в период с Рождества до Крещения?

2.     От какого слова произошло название святочных праздников?

3.     Что же обозначает слово Святки?

4.     Только ли верующие люди отмечали эти праздники?

5.     Почему святки являются как религиозными, так и народными праздниками? Почему не только верующие люди, но и простые отмечали эти праздники?

Во время лексической разминки используются слова, находящиеся на доске.

I.                  Исследование проблемного вопроса.

1.     Как люди отмечали святочные праздники?

2.     Что обозначает слово Колядки?

3.     О чём были эти песни? О чём люди пели?

Подтвердите высказывания текстом.

4.     Как называются праздник в канун Рождества?

Слово учителя:

С какими  народными праздниками, широко отмечавшимися в те времена на Руси, вас познакомил Н.В.Гоголь в сказочной повести: «Ночь перед Рождеством»?

Микровывод формулируют сами учащиеся, записывают его в тетради, коллективно обсуждая правильность ответов.

Микровывод учителя:

Итак, мы теперь знаем, что русские писатели рассказывали в своих произведениях о традициях, обычаях, которые происходили в давние времена ан Руси, тем самым сохраняя и передавая поколениям  лучшие  традиции нашего народа.

Не только писатели отражали традиции и обычаи древней старины в своих произведениях, но и русские композиторы также отразили это время в музыке. Так, П.И.Чайковский отразил это время в музыкальном произведении, которое так и называется «Святки» и входит в известный его фортепианный цикл «Времена года».

 

  Слово учителя музыки.

Совместная работа учителя музыки и учащихся.

(Ученики рисуют рисунки по прослушанному произведению).

II. Исследование проблемного вопроса

      1. Работа с иллюстративным  материалом.

Слово учителя литературы:

    Музыкальное произведение вызвало у вас чувство радости, веселья, загадочности и своё настроение, свои чувства вы выразили в рисунках.

Обратите внимание на рисунки, которые вы нарисовали после того, как  прочитали сказочную повесть «Ночь перед Рождеством».

1. Объясните, что же здесь изображено?

(Ребята комментируют рисунки)

 

IV.           Просмотр Х/Ф А. Рома «Ночь перед Рождеством».

Слово учителя:

 Сейчас мы просмотри фрагмент из х/ф «Ночь перед Рождеством» известного режиссёра А.Рома. В фильме играют знаменитые актёры кино и театра. Сегодня мы обратим внимание только на то, как рядились колядующие, как хозяева встречали гостей.

1.     Просмотр фрагмента и его анализ.

I. Исследование проблемного вопроса

Ответьте на вопросы:

1.     Как древний обычай требовал встречать гостей?

2.     Как Н.В.Гоголь описывал это в своём произведении?

        Ответьте на вопрос, опираясь на текст (стр. 173)

3.     Какие песни пели колядующие между колядками?

Слово учителя:

Колядование – это не только песня, но это и весёлые игры, шутки.

Ответьте на вопросы:

1. Как веселились люди в канун Рождества?

      Ответьте на вопрос, опираясь на текст (стр. 178-179)

2.     Похожи ли древние обряды, описываемые Н.В.Гоголем в повести на те, что отмечались на Руси? Обратите внимание на рисунки, в которых вы по- своему увидели обряд колядования?

3.     Кто знает колядки и сможет их спеть?

              (Ученики исполняют песни).

 

V. Подведение итога урока.

 

 

Автор Мартынова Ирина Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 505
Номер материала 41203
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓