Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока литературы "Лирика Б.Л. Пастернака"(обзор 2 часа 11класс) и презентация к этому уроку

Методическая разработка урока литературы "Лирика Б.Л. Пастернака"(обзор 2 часа 11класс) и презентация к этому уроку

Название документа ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ТЕМЕ.doc

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРЕСНОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ»

Февраль 2012 года

Магнитогорск, Челябинской области, МОУ «ГИМНАЗИЯ 53», учитель высшей категории

ПАВЛОВА ТАМАРА АРЕФЬЕВНА



Методическая разработка урока литературы

« ЛИРИКА БОРИСА ЛЕОНИДОВИЧА ПАСТЕРНАКА» (обзор) 2часа

Цели урока:

-показать истоки становления Б.Пастернака как поэта; раскрыть своеобразие его личности, суть его философской концепции, основные мотивы его творчества; определить его место и роль в поэтическом процессе 20-го века;

-анализируя пастернаковскую поэтику, формировать у ребят представление о синтетичности видов искусства; учить их органично воспринимать ассоциативно сложные метафорические ряды;

-воспитывать у учащихся преклонение перед красотой поэтического образа и величием творческого духа, наполняя реальным смыслом формулу Ф.Достоевского «Красота спасет мир».

Оборудование урока:

- фотопортрет Б.Пастернака;

-диск с записями стихов Б.Пастернака;

-произведения русских и зарубежных композиторов ( С.Рахманинов, А.Скрябин, П.Чайковский, Т.Альбинони, Ж.Бизе, К.Дебюсси, Ф.Шопен);

-на доске – эпиграфы к уроку:

«Вся жизнь была только единоборством с царствующей пошлостью за свободный, играющий человеческий талант». Б.Пастернак

« Я пью тебя – о, море света! Я, свет, тебя поглощаю!» А.Скрябин. Четвертая соната.

Подготовка к уроку:

-предварительно назвать учащимся стихотворения, с которыми им желательно познакомиться к данному уроку;

-заранее выбрать ассистентов учителя для выразительного чтения стихов, распределить между ними стихи для заучивания.



ПЛАН УРОКА.

В начале урока звучит финал Четвертой сонаты А.Скрябина.

Композитор А.Н.Скрябин всерьез рассчитывал преобразовать мир и объединить человечество силою музыки. Россия нуждалась в обновлении, и это обновление было начато Л.Толстым, Достоевским и Чеховым. Высота примера требовала от начинающих жертвенной смелости. У мальчиков и девочек, вступающих в жизнь, горели глаза и захватывало дыхание. Борис Пастернак сумел глубоко пережить дух этого удивительного времени, а затем передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников в написанных им стихах и прозе.

Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак – это тайность», «иносказание», «шифр».

Разве это не предупредительный сигнал для тех, кто отправляется странствовать по морю, название которого «Лирика Бориса Пастернака»?

Приедается все. Лишь тебе не дано примелькаться.

Дни проходят, и годы проходят, и тысячи, тысячи лет…

В белой рьяности волн, прячась в белую пряность акаций,

Может, ты-то их, море, и сводишь, и сводишь на нет.

Сказанное поэтом о морской стихии соотносится с его творчеством: при кажущемся однообразии лирических приливов и отливов – абсолютная неповторимость, непредвиденность поэтических волн, вызывающих изумление и восторг.

Звучит музыка К.Дебюсси. Море. Три симфонических эскиза. «Разговор ветра с морем».

Мчались звезды. В море мылись мысы.

Слепла соль. И слезы высыхали.

Были темны спальни. Мчались мысли,

И прислушивался сфинкс к Сахаре. («Вариация», 1918)

Загадка сфинкса. Загадка поэтического феномена. Может быть, надо вслушаться в звуки моря? Может быть, надо вглядеться в его краски? Не подарят ли они ключ к разгадке?

В осатаненьи льющееся пиво

С усов обрывов, мысов, скал и кос,

Мелей и миль. И гул и колыханье

Окаченной луной, как из лохани,

Пучины. Шум и чад и шторм взасос.

Светло, как днем. Их озаряет пена.

От этой точки глаз нельзя отвлечь.

Прибой на сфинкса не жалеет свеч

И заменяет свежими мгновенно. («Тема», 1918)

Давайте прислушаемся к пастернаковской музыке моря. Разве не гудят строки этого стихотворения? Какой лексический состав помогает услышать этот гул? («Льющееся пиво», «колыханье», «окаченный луной», «чад», «светло, как днем», «озаряет пена», «не жалеет свеч»…). А что еще передают эти слова и выражения? (Луна, свет, озаряет, свечи). Свет и светотень. Поэтическая «светотехника»: вспышки света и аккорды бушующего моря. Свет и музыка. «На сфинксовых губах – соленый вкус туманностей».

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января(10 февраля) 1890 года в Москве в семье художника – импрессиониста, профессора Московского училища Живописи, Ваяния и Зодчества и выдающейся пианистки, которая перестала выступать перед публикой и посвятила себя заботам о муже и детях (их было четверо!). (СЛАЙД №1) Это не означало полного отказа от профессии, она играла ежедневно и по многу часов. Дома устраивались музыкальные вечера, на которых собирались друзья дома. В их число входили художники В.Поленов, И.Левитан, В.Серов. Огромную роль играло знакомство с Л.Толстым, а затем и с А.Скрябиным. (СЛАЙД №2)

Семейный уклад создал пожизненную привычку к ежедневной профессиональной работе. Картины отца, музыкальный мир состояний и образов, возникший во время ежедневных занятий матери были школой, стихией перевоплощения. Борис чувствовал этот язык, он был ему родным, почти разговорным. Он мог стать живописцем , но в 13 лет оставил живопись ради музыки.

Летом 1903 года он был поражен и очарован, услыхав, как на соседней даче А.Н.Скрябин сочиняет третью симфонию. В этой гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке мальчик с изумлением узнавал окружающую природу, гуденье леса, пение птиц. Это открытие стало решением профессионально учиться музыкальной композиции.

«Как вам кажется… у вас есть чувство, созерцание звука в свете? Кажется вам, что звуки светятся цветами?» - это спрашивает у юного Бориса Пастернака композитор Александр Николаевич Скрябин, автор удивительных по богатству фантазии сонат и симфонических поэм, одна из которых – «Прометей» - задумана как музыкально – цветовое произведение: музыка должна сопровождаться в нем цвето – световыми эффектами. (Обратите внимание – 1-я цветомузыка!).

Звучит Скерцо №3 до диез минор, соч. 39 Ф.Шопена

Музыкальные и философские идеи Скрябина, его поиски, эксперименты захватили все существо юного Пастернака, серьезно занимавшегося музыкой и мечтавшего стать композитором. Для него великий импровизатор и мечтатель становится кумиром.

Раздается звонок. Голоса приближаются: Скрябин!

О, куда мне бежать от шагов моего божества? («Девятьсот пятый год», 1925)

Одновременно с гимназией, которую Борис закончил с золотой медалью, он практически прошел курс консерватории. Шесть лет отдано мечте: бесчисленные экзерсисы и музыкальные импровизации, сочинительство и опыты…

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

Я вытянул руки, я встал на носки,

Рукав завернулся, ночь терлась о локоть. («Импровизация», 1915)

И все же мечте не суждено было осуществиться. Неожиданно для отца и матери Борис Пастернак оставил музыку. Требования, которые он с юношеским максимализмом предъявлял к себе, были не выполнимы. Его собственное объяснение: отсутствие абсолютного слуха. (Для того, чтобы стать композитором, не обязательно иметь абсолютный слух, классический пример тому – П.И.Чайковский!).

Звучит Адажио Т. Альбинони.

В 1908 году Борис поступил на философский факультет Московского университета. Увлеченно занимаясь на первых курсах, он в то же время начинает писать стихи и прозу - юноша услышал голос судьбы. Марина Цветаева писала, что ему была свойственна ранняя проницательность, прозрение «своей обреченности на лирику», неусыпное ощущение «судьбы, то есть себя».

Так начинают. Года в два

От мамки рвутся в тьму мелодий,

Щебечут, свищут - а слова

Являются о третьем годе…

Так открываются, паря

Поверх плетей, где быть домам бы,

Внезапные, как вздох, моря.

Так будут начинаться ямбы.

Так ночи летние, ничком

Упав в овсы с мольбой: исполнься,

Грозят заре твоим зрачком.

Так затевают ссоры с солнцем.

Так начинают жить стихом. («Так начинают», 1921)

В 1913 году Борис Пастернак блестяще закончил университет, но и философию, несмотря на явные успехи в этой области, оставляет. (СЛАЙД №3) , (СЛАЙД №4).

Весной 1913года в созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» на началах складчины вышел альманах, в котором напечатаны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал каждый свой новый сборник.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд… (и т.д. до конца!) (СЛАЙД №5), (СЛАЙД №6), (СЛАЙД №7).

Чуткий внутренний слух музыканта помогает Пастернаку воспроизвести звуки пробуждающегося мира природы: сколько их в каждой поэтической зарисовке!

Звучит фрагмент Пятой симфонии П.И.Чайковского (Третья часть. Allegro moderato).

Звуки природы, подобно звукам музыкальных инструментов, входящих в состав оркестра, сливаются в симфонию, которую слышит поэт, да и не только слышит, а и «видит», как его вдохновитель – композитор Скрябин. Вот почему стихи Пастернака наполнены цветом. Вся его лирика – своеобразный атлас цветов со множеством тонов, полутонов и оттенков.

Давайте проведем анализ на лексическом уровне стихотворения «Светает» из сборника «Сестра моя – жизнь» (1917).

Звучит музыка из «Времен года» П.И.Чайковского («Май»).

Чтение стихотворения:

Ты в ветре, веткой пробующем,

Не время ль птицам петь,

Намокшая воробышком

Сиреневая ветвь! ( и т.д. до конца!).

Незамысловато содержание первой строфы, но вглядитесь: можно различить цвета, по крайней мере три цвета: сероватый – цвет оперенья птицы; едва различимый зеленый и сиреневый у соцветий.

Но вот по саду пробегают первые лучи солнца – вторая строфа. «Мильоны синих слез» - синий - главный цвет. Капли – запонки различны и по величине, и по форме. Много оттенков синего!

Третья и четвертая строфы – зарисовка ночного сада: черный цвет ночи, тревожный, глухой аккорд: «забормотал», «в окошко торкался», «ставень дребезжал». И, наконец, заключительная строфа: сад «разбужен» и «обводит день теперешний глазами анемон» (анемоны – цветы необычайно яркие, разноцветные).

По своей композиции стихотворение «Светает» чем-то напоминает сонату, сопровождающуюся цвето – световыми эффектами – «скрябинское» восприятие мира природы. (СЛАЙД №8), (СЛАЙД №9).

Еще одна особенность поэтики – высокая ассоциативность мышления поэта. Вернемся к стихотворению «Импровизация»:

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

Попробуем выстроить ассоциативный ряд: музыкант у рояля – черные и белые клавиши – черный пруд – черные и белые лебеди – «Лебединое озеро» П.Чайковского и так далее…

Здесь будет уместно предложить учащимся выстроить свой собственный ассоциативный ряд. А затем, выбрав самый интересный, записать на доске.

Можно предложить учащимся найти метафоры в стихотворении «Светает», спросить, какие ассоциации они вызывают.

И все-таки главным условием правильного прочтения лирики Пастернака является знание его философской модели «божьего» мира, как он называл природу.

Звучит Всенощное бдение (для смешанного хора, соч.37) – «Свете тихий» - С.Рахманинова. (СЛАЙД №10).

Продолжая разговор о лирике Пастернака, следует обратить внимание учащихся на то, что в рамки одной жизни вместились две революции (1905 и 1917), три войны (первая мировая, гражданская и вторая мировая), годы сталинщины, хрущевской оттепели! (СЛАЙД №11).

Стихи в романе «Доктор Живаго». (СЛАЙДЫ №12, №13).

Беспочвенный политический скандал, получивший во всем мире название «дело Пастернака», напоминал по своим формам худшие явления прошлого. Но поэт всеми силами поддерживал ритм работы: писал стихи, драму о жизни крепостного актера и шире – о судьбе искусства в условиях крепостного права в России. Много времени отнимала огромная переписка со всем миром, он считал нужным отвечать на сотни писем с проявлением внимания и участия. (СЛАЙД №14).

Звучит фрагмент из Пятой симфонии П.И.Чайковского (Вторая часть Andante Cantabile).

Чтение стихотворения «Нобелевская премия».

(СЛАЙД №15).

«Травля добила его», - вспоминал А.Вознесенский и заключал: «Художники уходят без шапок, будто в храм, в гудящие угодья к березам и дубам…»

На опустевшей без хозяина даче на пастернаковском рояле Святослав Рихтер играл Скрябина.

Звучит финал Четвертой сонаты А.Скрябина.



























Название документа мой Пастернак.ppt

Презентация к уроку «Лирика Б.Л.Пастернака» Павлова Тамара Арефьевна, учител...
СОДЕРЖАНИЕ Начало пути. Семья Разнообразие дарований Лиризм и одухотворенност...
Начало пути. Семья Родился в Москве в январе 1890 года в семье художника-импр...
Друзья семьи Среди тех, кто бывал в доме Пастернаков, были Л.Н.Толстой(портре...
Разнообразие дарований От отца и матери будущий поэт унаследовал их таланты: ...
Лиризм и одухотворенность поэзии В созданном несколькими молодыми людьми изда...
В 1914г.выходит 1я книга стихов Пастернака «Близнец в тучах», а в конце 16го ...
Друзья Бориса Пастернака Весной 1914г. Произошла встреча Б.Пастернака с В.Мая...
Искренняя и нежная дружба связывала Б.Пастернака и Анну Ахматову. Возникнув в...
Неразрывность связи человека и природы в лирике Пастернака Б.Пастернак создал...
Природа превратилась в поэзии Пастернака в главного лирического героя У Пасте...
Философская лирика Поэт не перестает удивляться «чуду» жизни и стремится пост...
Переводы С середины 30х годов и до самого конца жизни одним из главных литера...
Стихи в романе «Доктор Живаго Пастернак всю жизнь мечтал о книге, которая «ес...
Цикл стихов открывается стихотворением «Гамлет «Гамлет». Это стихотворение и...
Нобелевская премия 1958 год С 1946 года Б.Пастернак семь раз выдвигался на Но...
Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать На...
Последняя книга стихов В январе 1959 года Б.Пастернак написал свои последние ...
Ссылки Интернет ресурсы http://www.ruthenia.ru/60s/pasternak/biografia.htm ht...
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Презентация к уроку «Лирика Б.Л.Пастернака» Павлова Тамара Арефьевна, учитель р
Описание слайда:

Презентация к уроку «Лирика Б.Л.Пастернака» Павлова Тамара Арефьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия-53» г.Магнитогорска Май 2008г. (презентация была представлена на сайте «Завуч», сейчас в библиотеке архива)

№ слайда 2 СОДЕРЖАНИЕ Начало пути. Семья Разнообразие дарований Лиризм и одухотворенность п
Описание слайда:

СОДЕРЖАНИЕ Начало пути. Семья Разнообразие дарований Лиризм и одухотворенность поэзии Друзья Пастернака Неразрывность связи человека и природы в лирике Философская лирика Переводы Стихи в романе «Доктор Живаго» Нобелевская премия Последняя книга стихов

№ слайда 3 Начало пути. Семья Родился в Москве в январе 1890 года в семье художника-импресс
Описание слайда:

Начало пути. Семья Родился в Москве в январе 1890 года в семье художника-импрессиониста,профессора Училища живописи и выдающейся пианистки,которая оставила выступления ради семьи и детей.

№ слайда 4 Друзья семьи Среди тех, кто бывал в доме Пастернаков, были Л.Н.Толстой(портрет р
Описание слайда:

Друзья семьи Среди тех, кто бывал в доме Пастернаков, были Л.Н.Толстой(портрет работы отца Пастернака), художники В.Поленов, И.Левитан, В.Серов. В доме бывал композитор В.Скрябин. Мальчик увлечен исканиями композитора по созданию цветомузыки

№ слайда 5 Разнообразие дарований От отца и матери будущий поэт унаследовал их таланты: мог
Описание слайда:

Разнообразие дарований От отца и матери будущий поэт унаследовал их таланты: мог стать живописцем, но в 13лет оставил живопись ради музыки За 6лет занятий достиг многого, что все близкие были убеждены: он станет композитором. Однако Борис в 1908году, окончив гимназию с золотой медалью, поступил на философский факультет Московского университета Блестяще закончил университет в1913году, но и философию, несмотря на явные успехи в этой области, оставляет. С 1913года поэзия стала для него делом всей жизни. (На картине работы отца Борис за инструментом)

№ слайда 6 Лиризм и одухотворенность поэзии В созданном несколькими молодыми людьми издател
Описание слайда:

Лиризм и одухотворенность поэзии В созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» вышел альманах, в котором напечатаны его пять стихов. Одним из них Б.Пастернак потом неизменно открывал каждый свой лирический сборник. Февраль. Достать чернил и плакать. Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.

№ слайда 7 В 1914г.выходит 1я книга стихов Пастернака «Близнец в тучах», а в конце 16го – 2
Описание слайда:

В 1914г.выходит 1я книга стихов Пастернака «Близнец в тучах», а в конце 16го – 2я книга «Поверх барьеров». Книга лирики «Сестра моя жизнь»(1917г.) вышла с посвящением М.Лермонтову, который был для поэта «олицетворением творческой смелости и открытий»: Приходил по ночам В синеве ледника от Тамары. Парой крыл намечал, Где гудеть, где кончаться кошмару… «Памяти Демона» Эта книга лирики поставила Пастернака в 1й ряд русских поэтов того времени.

№ слайда 8 Друзья Бориса Пастернака Весной 1914г. Произошла встреча Б.Пастернака с В.Маяков
Описание слайда:

Друзья Бориса Пастернака Весной 1914г. Произошла встреча Б.Пастернака с В.Маяковским, который произвел на него огромное впечатление. Особенно Б.Пастернаку нравилась ранняя лирика В.Маяковского В 1923году в стихотворении «Нас мало , нас, может быть, трое…» Пастернак писал, имея ввиду В.Маяковского, Н.Асеева и себя.

№ слайда 9 Искренняя и нежная дружба связывала Б.Пастернака и Анну Ахматову. Возникнув в 19
Описание слайда:

Искренняя и нежная дружба связывала Б.Пастернака и Анну Ахматову. Возникнув в 1922 году, она не прерывалась до самой его смерти. «Мне кажется, я подберу слова, Похожие на вашу первозданность…» «А.Ахматовой»(1929г.) Стихи, посвященные людям, чья судьба тогда касалась Пастернака, он объединил в сборник «Поверх барьеров». (Портрет А.Ахматовой работы В.Альтмана)

№ слайда 10 Неразрывность связи человека и природы в лирике Пастернака Б.Пастернак создал по
Описание слайда:

Неразрывность связи человека и природы в лирике Пастернака Б.Пастернак создал поэтический язык, позволивший ему выразить тончайшие оттенки чувств и особое ощущение родства с природой. Деревья, только ради вас И ваших глаз прекрасных ради, Живу я в мире первый раз… Мне часто думается – Бог Свою живую краску кистью Из сердца моего извлек И перенес на ваши листья…

№ слайда 11 Природа превратилась в поэзии Пастернака в главного лирического героя У Пастерна
Описание слайда:

Природа превратилась в поэзии Пастернака в главного лирического героя У Пастернака оживали сады, дороги, пространства. Но, оживая, они не отдалялись от человека, а как бы втягивали его в свой мир: «не я про весну, а весна про меня,» «не я про сад, а сад про меня.» Например, «плачущий сад»: Ужасный! – Капнет и вслушается. Все ли один на свете. Мнет ветку в окне, как кружевце, Или есть свидетель… К губам поднесу и прислушаюсь, Все я ли один на свете…

№ слайда 12 Философская лирика Поэт не перестает удивляться «чуду» жизни и стремится постичь
Описание слайда:

Философская лирика Поэт не перестает удивляться «чуду» жизни и стремится постичь ее во всех проявлениях. Жизнь он ощущает как стихию, излечивающую человека от одиночества и страха. Дебюсси «Море». Скерцо № 3 до диез мажор, соч.39 Доверие к жизни, взгляд на нее как на дар Божий – суть философии Пастернака

№ слайда 13 Переводы С середины 30х годов и до самого конца жизни одним из главных литератур
Описание слайда:

Переводы С середины 30х годов и до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. В годы все нараставшего сталинского террора труднее стало отстаивать творческую независимость, право на собственное мнение. Пастернак переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии Шекспира «Отелло», «Гамлет», «Макбет», «Ромео и Джульетта», «Фауста» Гете. (Кстати, трагедию Гете «Фауст» стоит читать именно в переводе Пастернака.)

№ слайда 14 Стихи в романе «Доктор Живаго Пастернак всю жизнь мечтал о книге, которая «есть
Описание слайда:

Стихи в романе «Доктор Живаго Пастернак всю жизнь мечтал о книге, которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести.» Такой книгой для него стал роман «Доктор Живаго», завершенный писателем в 1955г. В течение десятилетий вырисовывались план, герои, название романа. Свое творение он понимал как исполненную миссию. «Я закончил роман, исполнил долг, завещанный от Бога.» Ощущение свободы пронизывает роман. От главного героя осталась тетрадь стихов – о любви, творчестве, земле, небе, жизни и смерти, вере в Бога, освещающей мрак бытия: « Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья…» («На Страстной»)

№ слайда 15 Цикл стихов открывается стихотворением «Гамлет «Гамлет». Это стихотворение и о
Описание слайда:

Цикл стихов открывается стихотворением «Гамлет «Гамлет». Это стихотворение и о шекспировском герое, и о Христе, и о герое романа Юрии Живаго, и о самом авторе романа, трагически ощущающем свое существование, и вообще о человеке в положении Гамлета. Оценка событий, которые происходят в стране, в стихотворении Ю.Живаго «Гефсиманский сад». В нем звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти: «Спор нельзя решить железом, Вложи свой меч на место, человек.» (В.Высоцкий читает стихотворение «Гамлет») (Картина И. Репина «Взятие Христа стражею») (С. Рахманинов «Всенощное бдение») Издание романа было запрещено в течение 30 лет.

№ слайда 16 Нобелевская премия 1958 год С 1946 года Б.Пастернак семь раз выдвигался на Нобел
Описание слайда:

Нобелевская премия 1958 год С 1946 года Б.Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию. В 1958 году она была ему присуждена «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы. Разразился чудовищный скандал, получивший название в прессе «дело Пастернака». То, что почетная награда была обращена в позор и бесчестие, стало для Пастернака глубоким горем. Он вынужден был от премии отказаться (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989 году.

№ слайда 17 Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над к
Описание слайда:

Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Через неделю угроз и травли Пастернак был вынужден отказаться от премии.

№ слайда 18 Последняя книга стихов В январе 1959 года Б.Пастернак написал свои последние сти
Описание слайда:

Последняя книга стихов В январе 1959 года Б.Пастернак написал свои последние стихи: «Во всем мне хочется дойти до самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте… …Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья…» На пороге своего 70летия поэт много работал. Он вел переписку со всем миром, считал нужным отвечать на сотни писем с проявлением внимания и участия. 30 мая 1960г. Б.Пастернак скончался. Перед смертью он сказал: «Вся жизнь была только единоборством с царствующей пошлостью за свободный, играющий человеческий талант.»

№ слайда 19 Ссылки Интернет ресурсы http://www.ruthenia.ru/60s/pasternak/biografia.htm http:
Описание слайда:

Ссылки Интернет ресурсы http://www.ruthenia.ru/60s/pasternak/biografia.htm http://petrov-gallery.narod.ru. Петрович А. Петрович О. Преподавание литературы в гуманитарных классах старшей школы. Москва «Просвещение», 2006 год Владимир Корнилов. Борис Пастернак. Журнал «Смена», рубрика «Силуэты», №4, 2004 Он перешел земли границы… К 100-летию Б.Пастернака. Редкая запись. Звуковой журнал «Кругозор», №2,1990 Евгений Борисович Пастернак . Жизнь художника. К 100-летию со дня рождения Б.Пастернака. Литература в школе. №1, 1990 В.Рогозинский. Лирика Б.Пастернака. Журнал «Рус. и лит. в ср. учебных заведениях Украины», №5, 1988

Методическая разработка урока литературы "Лирика Б.Л. Пастернака"(обзор 2 часа 11класс) и презентация к этому уроку
  • Русский язык и литература
Описание:

  К методической разработке урока литературы "Лирика Б. Пастернака"(обзор 2 часа) предлагается еще и презентация. Цель уроков определила так: показать историю становления Б.Пастернака как поэта, раскрыть своеобразие его личности, суть его философской концепции, основные мотивы его творчества, определить его место и роль в поэтическом процессе 20-го века. Анализируя пастернаковскую поэтику, формировать у ребят представление о синтетичности видов искусства, учить их органично воспринимать ассоциативно сложные метафорические ряды, воспитывать у учащихся преклонение перед красотой поэтического образа и величием творческого духа, наполняя реальным смыслом формулу Ф.М.Достоевского "Красота спасет мир".

 

Автор Павлова Тамара Арефьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2160
Номер материала 27092
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓