Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока литературы на тему "Стихотворение в прозе И.Тургенева "Воробей""

Методическая разработка урока литературы на тему "Стихотворение в прозе И.Тургенева "Воробей""

Методический аппарат педагогического проекта

Учебный предмет: литература

Учебный модуль: русская литература XIX века.

Тема занятия: Стихотворения в прозе И.С.Тургенева.

Учебное время: 20 мин.

Цель занятия: осмысления жанрового и тематического своеобразия стихотворений в прозе на основе системно-деятельностного подхода к формированию ключевых компетенций обучающихся.

Задачи проекта:

  • Уточнить и дополнить знания студентов о творчестве И.С.Тургенева, о жанровом и тематическом своеобразии стихотворений в прозе.

  • Совершенствовать умение читать художественное произведение, понимать его; совершенствовать навыки выразительного чтения.

  • Развивать способность чувствовать красоту и богатство родного языка и творчески использовать его возможности.

Средства реализации проекта:

  • Средства оптимизации обучения (мультимедийная презентация).

  • Текст художественного произведения.

  • Комплекс вопросов, направленных на осмысление жанрового и тематического своеобразия стихотворения в прозе.

Форма занятия: комбинированное учебное занятие

Прогнозируемые результаты:

Предметные: осознанные знания о жанровом и тематическом своеобразии стихотворений в прозе, совершенствование навыков выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация; совершенствование элементов художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, автора.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития.

Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, совершенствование разных видов речевой деятельности.

Содержание занятия по литературе

«Стихотворения в прозе И.С.Тургенева»

Этап занятия

Содержание

Мультимедийное сопровождение

Актуализация знаний учащихся и постанов-ка проблемы


Приветствие, представление.

Сообщение концепции занятия: за 20 минут ответить на 20 вопросов.

Беседа с опорой на читательский и жизненный опыт (создание условий для осознанного восприятия нового материала).


Проблемный вопрос: Зачем вообще люди пишут стихи? Почему Тургенев обратился к этому жанру?

Сообщение темы занятия.




hello_html_m51193e26.jpg

Углубление теоретических знаний о творчестве Тургенева, о жанровом и тематическом своеобразии стихотворений в прозе.


Воспроизведение информации о биографии Тургенева с опорой на слайд («чтение слайда»).

Проблемная ситуация: рассказать об авторе, не называя дат и названий его произведений.


Переключение внимания на звуковое (музыкальное сопровождение беседы). Беседа о звучащем романсе («Утро туманное», сл.И.Тургенев, муз. Абаза).

Проблемная ситуация: данный текст является стихотворением или прозой?


Обоснование решения (указание признаков прозаического и поэтического текстов, нахождение этих признаков в предложенном тексте).


Сообщение информации о стихотворениях в прозе с опорой на слайд.



hello_html_m310db27a.jpg


hello_html_m7186ce70.jpg

hello_html_524ab441.jpg

Совершенствование общекультурной и коммуникативной компетенций.

Выполнение упражнения по подготовке к выразительному чтению произведения (тренинг интонирования определённых пунктуационных знаков).





Чтение художественного произведения (у каждого студента книга с произведением, также текст представлен на ряде слайдов).


Краткий анализ прочитанного. Определение темы, идеи, ключевых образов, средств создания образов.

Формулирование вывода о ключевом приёме сборника стихотворений в прозе: антитеза.

Выявление противопоставлений в прочитанном тексте.


Чтение (с опорой на приобретённые навыки) ещё одного стихотворения в прозе.

Формирование мотивации к творчеству: мы – великий народ, нам дан могучий язык.

Умеем ли мы им пользоваться?





Написание даймонда.

Сообщение о правилах создания даймонда, коллективный подбор необходимых слов, выразительное чтение получившегося произведения.

hello_html_m436407dc.jpg


hello_html_m11d37e75.jpg


hello_html_m44009c31.jpg

hello_html_mda943b2.jpg

hello_html_m5dd14412.jpg

Рефлексия


Подведение итогов занятия.

Повторное обращение к проблемному вопросу: зачем люди пишут стихи? Почему Тургенев обратился к такому странному жанру?

Ответы на вопросы:

Что узнали нового о Тургеневе?

Что узнали нового о стихотворениях?

Что узнали нового о себе?


hello_html_m4d466bb7.pnghello_html_m77496fc3.png

5


Методическая разработка урока литературы на тему "Стихотворение в прозе И.Тургенева "Воробей""
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема занятия: Стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева.

Данная методическая разработка  представляет собой комбинированный тип занятия, позволяющий рассмотреть данную  тему на материале стихотворения «Воробей». 

Уникальность проекта в том, что  он  применим в аудитории любого уровня подготовленности, так как содержит необходимую теоретическую базу, а система вопросов и заданий  к рассматриваемому тексту затрагивает важные для всех времён и возрастов философские темы любви, смерти, страха, жизни, борьбы.

Структура занятия включает в себя несколько этапов.

Первый этап предполагает актуализацию знаний учащихся и создание проблемной ситуации посредством столкновения различных мнений.

На основе работы с текстовым и  нетекстовым материалом  организуется  углубление  теоретических сведений учащихся о творчестве Ивана Сергеевича Тургенева, а также о  жанровом  и тематическом своеобразии стихотворений в прозе.

Этап совершенствования общекультурной и  коммуникативной компетенций предполагает подготовку к выразительному чтению текста, собственно само чтение и краткий анализ прочитанного. 

Завершается учебное занятие творческой работой – коллективным созданием стихотворения, осмыслением полученного  опыта  и решением на его основе проблемной ситуации.

Каждый этап данного проекта создаёт предпосылки для достижения цели, реализация которой рассчитана на  формирование  познавательных, коммуникативных, креативных и личностных компетенций:

  • осознанные знания о жанровом и тематическом своеобразии стихотворений в прозе;
  • совершенствование  разных  видов  речевой деятельности;
  • совершенствование элементов  художественно-творческих  компетенций  читателя, слушателя, исполнителя,  автора;
  • освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития.

 

Автор Газалова Ольга Васильевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1257
Номер материала 2794
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓