Инфоурок Русский язык КонспектыМетодическая разработка урока литературы на тему "Стихотворение в прозе И.Тургенева "Воробей""

Методическая разработка урока литературы на тему "Стихотворение в прозе И.Тургенева "Воробей""

Скачать материал

Методический  аппарат  педагогического  проекта

Учебный предмет:   литература

Учебный модуль:   русская литература XIX века.

Тема занятия: Стихотворения в прозе И.С.Тургенева.

Учебное время:  20 мин.

Цель занятия: осмысления жанрового  и тематического своеобразия стихотворений в прозе на основе системно-деятельностного подхода  к формированию ключевых компетенций обучающихся.

Задачи  проекта:

¾  Уточнить и  дополнить  знания  студентов о творчестве  И.С.Тургенева, о жанровом и тематическом своеобразии стихотворений в прозе.

¾  Совершенствовать  умение  читать художественное произведение, понимать его; совершенствовать навыки выразительного чтения.

¾  Развивать способность чувствовать красоту и богатство родного языка и творчески использовать его возможности.

Средства  реализации  проекта:

¾  Средства оптимизации обучения (мультимедийная презентация).

¾  Текст художественного произведения.

¾  Комплекс  вопросов,  направленных на осмысление жанрового  и тематического своеобразия стихотворения в прозе.

Форма занятия:  комбинированное учебное занятие

Прогнозируемые  результаты:

Предметные: осознанные знания о жанровом и тематическом своеобразии стихотворений в прозе, совершенствование навыков выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация; совершенствование элементов  художественно-творческих  компетенций  читателя, слушателя, исполнителя,  автора.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития.

Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, совершенствование  разных  видов  речевой деятельности.


Содержание занятия по литературе

«Стихотворения в прозе И.С.Тургенева»

Этап занятия

Содержание

Мультимедийное сопровождение

Актуализация знаний учащихся и постанов-ка проблемы

 

Приветствие, представление.

Сообщение концепции занятия: за 20 минут ответить на 20 вопросов.

Беседа с опорой на читательский и жизненный опыт (создание условий для осознанного восприятия нового материала).

 

Проблемный вопрос: Зачем вообще люди пишут стихи? Почему Тургенев обратился к этому жанру?

Сообщение темы занятия.

 

 

 

Углубление теоретических знаний о творчестве Тургенева, о жанровом и тематическом своеобразии стихотворений  в прозе.

 

Воспроизведение информации о биографии Тургенева с опорой на слайд («чтение слайда»).

Проблемная ситуация: рассказать об авторе, не называя дат и названий его произведений.

 

Переключение внимания на звуковое (музыкальное сопровождение беседы). Беседа о звучащем романсе («Утро туманное», сл.И.Тургенев, муз. Абаза).

Проблемная ситуация: данный текст является стихотворением или прозой?

 

Обоснование решения (указание признаков прозаического и поэтического текстов, нахождение этих признаков в предложенном тексте).

 

Сообщение информации о стихотворениях в прозе с опорой на слайд.

 

 

 

Совершенствование общекультурной и  коммуникативной компетенций.

Выполнение упражнения по подготовке к выразительному чтению произведения (тренинг интонирования определённых пунктуационных знаков).

 

 

 

 

Чтение художественного произведения (у каждого студента книга с произведением, также текст представлен на ряде слайдов).

 

Краткий анализ  прочитанного. Определение темы, идеи, ключевых образов, средств создания образов.

Формулирование вывода о ключевом приёме сборника стихотворений в прозе: антитеза.

Выявление противопоставлений в прочитанном тексте.

 

Чтение (с опорой на приобретённые навыки) ещё одного стихотворения в прозе.

Формирование мотивации к творчеству: мы – великий народ, нам дан могучий язык.

Умеем ли мы им пользоваться?

 

 

 

 

Написание даймонда.

Сообщение о правилах создания даймонда, коллективный подбор необходимых слов, выразительное чтение получившегося произведения.

 

 

Рефлексия

 

Подведение итогов занятия.

Повторное обращение к проблемному вопросу: зачем люди пишут стихи? Почему Тургенев обратился к такому странному жанру?

Ответы на вопросы:

Что узнали нового о Тургеневе?

Что узнали нового о стихотворениях?

Что узнали нового о себе?

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы на тему "Стихотворение в прозе И.Тургенева "Воробей"""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема занятия: Стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева.

Данная методическая разработка  представляет собой комбинированный тип занятия, позволяющий рассмотреть данную  тему на материале стихотворения «Воробей». 

Уникальность проекта в том, что  он  применим в аудитории любого уровня подготовленности, так как содержит необходимую теоретическую базу, а система вопросов и заданий  к рассматриваемому тексту затрагивает важные для всех времён и возрастов философские темы любви, смерти, страха, жизни, борьбы.

Структура занятия включает в себя несколько этапов.

Первый этап предполагает актуализацию знаний учащихся и создание проблемной ситуации посредством столкновения различных мнений.

На основе работы с текстовым и  нетекстовым материалом  организуется  углубление  теоретических сведений учащихся о творчестве Ивана Сергеевича Тургенева, а также о  жанровом  и тематическом своеобразии стихотворений в прозе.

Этап совершенствования общекультурной и  коммуникативной компетенций предполагает подготовку к выразительному чтению текста, собственно само чтение и краткий анализ прочитанного. 

Завершается учебное занятие творческой работой – коллективным созданием стихотворения, осмыслением полученного  опыта  и решением на его основе проблемной ситуации.

Каждый этап данного проекта создаёт предпосылки для достижения цели, реализация которой рассчитана на  формирование  познавательных, коммуникативных, креативных и личностных компетенций:

  • осознанные знания о жанровом и тематическом своеобразии стихотворений в прозе;
  • совершенствование  разных  видов  речевой деятельности;
  • совершенствование элементов  художественно-творческих  компетенций  читателя, слушателя, исполнителя,  автора;
  • освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 226 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 616
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 860
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • 01.10.2020
  • 10836
  • 293
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 779
    • DOCX 1.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Газалова Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Газалова Ольга Васильевна
    Газалова Ольга Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 1103
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 239 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 316 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 571 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 643 человека

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Финансовое моделирование и управление инвестиционными проектами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Ключевые игроки и современные тенденции в развитии гостиничных сетей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе