Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока литературы на тему "Мастерство И.С.Тургенева в изображении Бирюка (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк")" (7 класс)

Методическая разработка урока литературы на тему "Мастерство И.С.Тургенева в изображении Бирюка (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк")" (7 класс)

Мастерство И.С. Тургенева в раскрытии образа Бирюка (по рассказу "Бирюк").

7-й класс

Макурова Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы

МКСКОУ школа-интернат V вида



Цели:

  1. Показать учащимся мастерство И.С. Тургенева в изображении главного героя, раскрытии основных черт его характера.

  2. Учить вдумчивому отношению к писательскому слову.

  3. Выработка навыков аналитического разбора литературного произведения.

  4. Воспитание у учащихся гуманизма, протеста против унижения человеческого достоинства.

  5. Развитие речи учащихся.

Оборудование:

  • портрет И.С. Тургенева;

  • иллюстрации учащихся к рассказу «Бирюк»;

  • рабочие тетради по литературе;

  • методические пособия и критические статьи по творчеству И.С. Тургенева;

  • «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ожегова и Шведовой.

Ход урока

I. Объявление темы и целей урока

Учащиеся записывают в рабочие тетради дату и тему урока.

II. Вопрос на восприятие

Ребята, ничего не удивило вас в этом произведении?

(Ответ: «Удивил финал рассказа. Не ожидали, что Бирюк отпустит вора.»)

Учитель: «Давайте ещё раз перелистаем страницы рассказа и постараемся понять мотивы такого неожиданного для нас поступка».

III. Беседа с классом

Вопрос: В каком жанре написано произведение, которое мы с вами сегодня будем рассматривать?

(Ответ: «Это рассказ. Рассказ – небольшое эпическое произведение, в котором повествуется только об одном поступке героя, об одном событии.В рассказе минимальное количество героев: один, два, реже три.)

Вопрос: Почему книга, в которую включён рассказ, называется «Записки охотника»?

(Ответ: «Во-первых, в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик, близкий самому писателю. Во-вторых, мы знаем, как страстно любил Тургенев охоту, и образ охотника, скитающегося с ружьём по Орловской губернии, позволяет ему наблюдать жизнь этого уголка России.»)

Учитель: Правильно, скитаясь с ружьём, Тургенев накапливал наблюдения за окружающей жизнью.

«Вы ожидаете сейчас выстрела – ничуть не бывало! Успокойтесь... Вы этого выстрела не дождётесь... охотник никуда не стреляет... Он следит не за полётом птицы, а за... золотисто-серыми с белыми краями облаками, он смотрит на стальные отблески воды... Ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда», – писал современник.

Ребята, докажите, пожалуйста, справедливость этих слов.

Далее идёт анализ описания леса и грозы.

Ученик выразительно читает отрывок – описание грозы.

Слово учителя: Если бы Тургенев был художником, он для создания образа грозы взял бы краски; если бы он был композитором, то передал бы нам свои впечатления звуками. Но Тургенев – писатель, а писатель пользуется чем? Правильно, словом. И под пером такого удивительного мастера слова, как Тургенев, слово позволяет нам и увидеть, и услышать одновременно то, о чём он хотел нам рассказать.

Задание классу: найдите художественные средства, с помощью которых писатель передаёт ЗРИТЕЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ от леса (краски, которыми он пользуется).

Учащиеся находят ЭПИТЕТЫ (огромная лиловая туча, длинные серые облака, по твёрдым корням столетних дубов и лип, крупные капли дождя резко застучали и др.)

Учитель: обратите внимание на то,что как хорошему художнику, Тургеневу не хватает семи основных цветов палитры, ему нужны полутона, переходы цвета (лиловая, серые).

Учащиеся находят МЕТАФОРУ (кусты, «залитые мраком»), СРАВНЕНИЕ («дождь полил ручьями»).

Учитель: А теперь давайте попробуем УСЛЫШАТЬ то, что услышал автор в тёмном лесу перед грозой:

  • «ракиты тревожно шевелились и лепетали» (ассонанс)

  • «гроза разразилась» и «трескучий и короткий удар грома раздался тотчас» (аллитерация)

Вопрос классу: А какие изменения в природе ОСЯЗАЕТ (ЧУВСТВУЕТ) рассказчик?

(Ответ: душный жар, влажный холод).

Учитель обращает внимание ребят на то, что описание природы дано в движении и два раза в этом отрывке употреблено слово «внезапно». И так же внезапно почудилась охотнику высокая фигура, словно «выросла из земли». Так впервые появляется главный герой рассказа.

Вопрос: кто же это? (Ответ: Бирюк).

Вопрос: а как он сам себя называет? (Ответ: «Я здешний лесник», а когда барин спросил его имя, ответил: «Меня зовут Фомой, а по прозвищу – Бирюк»).

Словарная работа.

По просьбе учителя подготовленный заранее ученик открывает «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ожегова и Шведовой и зачитывает словарную статью, посвящённую слову «бирюк».

Далее зачитывается примечание самого И.С. Тургенева о значении данного слова.

(учащиеся делают записи в тетрадях)

Вопрос: кто и за что дал леснику такое прозвище? (Учащиеся дают ответ, цитируя текст).

А каким видится лесник рассказчику-охотнику? (Ученики отмечают его высокую фигуру,силу, могучие мышцы, суровое и мужественное лицо, смелый взгляд).

Вопрос: а как Бирюк объясняет охотнику, почему он «никому спуску не даёт»?

(Ответ: «Должность свою справляю, даром господский хлеб есть не приходится»).

Учитель: Расскажите, где и как живёт Бирюк. Каким увидел рассказчик его жилище? (Отвечая на вопрос, учащиеся отмечают бедность, которая видна всюду; «...увидал небольшую избушку», из одного окошечка «тускло светил огонёк», «девочка в рубашонке показалась на пороге»).

Выразительное чтение (описание избы лесника).

Словарная работа: полати – нары для спанья, устроенные под потолком (ученики делают записи в тетради)

Слово учителя: Тургенев в присущей ему манере изображает картину подробно, обстоятельно, не пропуская мелочей и деталей. Поэтому мы находим здесь много имён существительных и прилагательных, хотя, казалось бы, на чём может задержаться взгляд в нищей крестьянской избе, да ещё ночью при слабом свете лучины?

Какой же вывод следует из всего увиденного? (Ответ: «...не весело войти ночью в мужицкую избу»; когда хозяин вышел, автор в другой раз осмотрелся, и «...изба показалась ...ещё печальнее прежнего»).

Задание классу: теперь давайте посмотрим, как раскрывается характер Бирюка в сцене с мужиком-вором.

Краткий пересказ отрывка заранее подготовленным учеником.

Выразительное чтение по ролям диалога Бирюк – мужик-вор в доме лесника.

Вопросы: какие чувства вызывает у автора и у нас, читателей, образ мужика-вора?(Ответ: чувства жалости и сострадания).

  • Бирюку понятны жалобы и просьбы мужика? (Ответ: да!)

  • Как вы думаете, какие чувства борются в душе Бирюка?(Ответ: жалость к крестьянину и чувство долга).

  • Вспомните, как в литературе называют столкновение, борьбу, на которых построено развитие сюжета? (Ответ: конфликт).

  • Так почему же Бирюк всё-таки отпустил мужика? Может, он испугался его угроз? (Ответ: при всей своей правоте Бирюк чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование).

  • Почему вся эта сцена, очень эмоциональная и напряжённая, проходит как бы под аккомпанемент дождя? (Учитель помогает учащимся понять,что картины природы углубляют смысл рассказа, напоминают о том, что ненастье в природе – это ненастье в душе героев рассказа, ненастье всего русского народа).

  • Почему Бирюк отпускает крестьянина именно так – грубо выталкивая? (Ответ: лесник одновременно и злится на крестьянина, и жалеет его. Автор достоверно передал душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания к мужику-вору).

Слово учителя: Ребята! «Бирюк» – один из немногих рассказов в «Записках охотника», где И.С. Тургенев показывает, что долготерпению русских крестьян приходит конец. При первом издании рассказа по требованию цензуры фраза «недолго тебе царствовать» была заменена на «недолго тебе чваниться».

Вопрос: кто и при каких обстоятельствах произносит эти слова? (Отвечая на вопрос, учащиеся находят в «Толковом словаре русского языка» и зачитывают словарные статьи, посвящённые словам «чваниться» и «царствовать»).

Учитель: чего, на ваш взгляд, опасалась цензура?

Дополняя ответы учащихся, учитель сообщает, что Тургенев использует в рассказе приём замещения, адресуя Бирюку слова, предназначенные помещикам.

IV. Заключение. Слово учителя

И.С. Тургенев посвятил свой рассказ простому крестьянину.

«Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал В.Г. Белинский и сам же отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, склонности, – словом, всё то же, что и в образованном человеке».

Слова великого русского критика подсказывали прогрессивным русским писателям путь их творчества. По этому пути шёл и Тургенев.

V. Выставление оценок за урок

VI. Домашнее задание

Подготовиться к тесту по рассказу.


Методическая разработка урока литературы на тему "Мастерство И.С.Тургенева в изображении Бирюка (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк")" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок разработан для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, которые страдают общим недоразвитием речи, имеют ограниченный словарный запас и невыразительное чтение.

Поэтому на уроке ведётся большая словарная работа с привлечением толкового словаря. Учитель заставляет учащихся внимательно вчитываться в содержание текста и делать выводы. На уроке проводится большая работа над выразительным чтением учащихся, которые по ролям читают диалог между мужиком-вором и Бирюком.

Работая над развитием речи учащихся, учитель побуждает учеников отвечать на вопросы подробно, связно, следит за правильностью построения предложений.

Автор Макурова Любовь Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 875
Номер материала 37614
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓