Главная / Начальные классы / Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме: "Эмма Мошковская "Где тихий-тихий пруд"" по программе ПНШ

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме: "Эмма Мошковская "Где тихий-тихий пруд"" по программе ПНШ

Методическая разработка урока литературного чтения,3класс,УМК «Перспективная начальная школа»

Черняева С.И.,МОУ «Октябрьская средняя общеообразовательная школа Белгородского района Белгородской области имени Героя России Ю.А.Чумака»,учитель начальных классов.


Тема урока «Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд»

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представления о том, что поэты и художники открывают нам привычные вещи с иной, неизвестной стороны; способствовать развитию умений находить звукопись в поэтических текстах, понимать смысл использования этого приема; способствовать развитию внимания к слову, воображения, навыков осмысленного и выразительного чтения, навыков внутреннего чтения.

Планируемые результаты: личностные УУД: познают основы для развития творческого воображения, умеют эмоционально воспринимать художественный текст; метапредметные УУД: регулятивные – понимают важность планирования своей деятельности; познавательные – пользуются словарными пояснениями учебника; выделяют в тексте основные части; коммуникативные – входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию; воспринимают мнение о прочитанном произведении сверстников; предметные УУД: научатся различать разные варианты использования звукописи в поэтических текстах, понимать смысл использования этого приема, находить средства художественной выразительности в тексте, осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом.

Образовательные ресурсы: карточки для рефлексии, репродукция картины В.Поленова «Заросший пруд»


Сценарий урока

I. Организационный момент.

Начнём наш урок.

Поэзии тонкие струны

Пусть ласкают нам слух.

II. Актуализация знаний.

- На что похожи эти строчки? (На хокку)

- Совершенно верно. Хокку какого автора вы читали дома? (Бассё)

-Напомните, что такое хокку.

Коммуникативные УУД: слушание и понимание речи одноклассников.

(Чтение хокку учениками. с.25)

- На каком приёме построено стихотворение? (На приёме контраста)

- Какой звук часто встречается в этом хокку?(Звук[ч])

- Какой же приём использует автор? (Звукопись)

III. Введение в тему урока. Постановка цели урока.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи.

Сегодня мы продолжим наблюдать, как поэты используют этот редкий, но очень ценный приём – звукопись. Найдите в оглавлении на какой странице находится стихотворение «Где тихий-тихий пруд», и кто его автор.

IV.Работа по теме урока.

1.Знакомство со стихотворением Э.Мошковской «Где тихий-тихий пруд» .

Первичное чтение учителем. (с.26)

2.Беседа по содержанию. Выборочное чтение.

Личностные УУД: смыслообразованиеобсуждение текста, посвященного тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем).

- Вам понравилось стихотворение? Найдите значение слов, обозначенных звёздочкой в толковом словаре.

- Что необычного в этом стихотворении?

-Какими качествами надо обладать, чтобы так описать этот «тихий пруд»?

- Миша считает, что стихотворение делится на две части: лето и осень. А как считаете вы? Перечитайте и найдите доказательства.

Регулятивные УУД: свободное ориентирование в содержании текста.

- Какое настроение передаёт первая часть стихотворения? Что для поэтессы дождь и листья? (Это живые существа, которые ведут свои беседы?)

- Какой приём использует автор стихотворения? (Олицетворение)

3. Самостоятельное чтение стихотворения.

V. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише-тише,

Деревцо всё выше-выше.

Раз, два,три,четыре,пять,шесть –

Тихо и красиво сесть.


- Как ветерок дул вам в лицо?

- Ветер выл, создавая сильный шум?

- Как было вокруг?

-А какой звук часто повторялся, создавая эту тишину?

-Какой же приём использовался в физкультминутке?

VI. Работа по теме урока (продолжение).

4.Работа в парах: выразительное чтение стихотворения по частям с передачей настроения времени года. Коммуникативные УУД

5. Работа по содержанию. Познавательные УУД: обнаружение приёма звукописи.

- Какие слова и сочетания звуков повторяются несколько раз?

- Какое звуковое впечатление оставляет это стихотворение? Перечитайте первые пять строк. Что вы услышали?

- Миша сказал, что при чтении второй части стихотворения слышишь шелест листвы или дождя. Вы можете прочитать стихотворение так, чтобы и мы это услышали?

- Какой приём использовала поэтесса? (Звукопись)

6.Поход в «Музейный дом».

Регулятивные УУД: умение высказывать свои предположения на основе работы с иллюстрацией.

- Найдите картину, которая соответствует первой части стихотворения.

- Кто её автор и как она называется? (В. Поленов «Заброшенный пруд»)

Какое настроение передаёт картина? Какие ощущения она вызывает? (Тишины и покоя)

VII. Рефлексия

Работа в группах.

- Прочитайте слова, записанные на карточках. Вдумайтесь в них, объясните их смысл.

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое.

Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное.

Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

Постарайтесь следовать этим советам, проявляя наблюдательность и видеть окружающее сердцем.

VIII. Итог урока

- С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? Какие художественные приёмы использует поэтесса? (Олицетворение, звукопись). Что объединяет Эмму Мошковскую и Бассё? (Они обладают особым зрением наблюдательного человека, который любит и ценит окружающий мир.)

Регулятивные УУД: адекватное восприятие оценки учителя.

- Наш урок подошел к концу. У кого оправдались надежды на сегодняшний урок? Достигли ли мы нашей цели?

- Что помогло нам добиться решения поставленной задачи: увидеть то, что трудно увидеть глазами?

Поэты и художники на самые обыкновенные вещи смотрят по-особенному. Мир прекрасен. Всмотритесь, вслушайтесь, вчитайтесь, и он не перестанет удивлять вас.

Закончу урок стихотворением.

Берешь перо, берешь листок,

Фантазий радужный поток

Тебе поможет сотворить

Прекрасный мир.

Дома вы тоже можете попробовать сочинить стихотворение, используя приёмы звукописи, олицетворения, или проиллюстрировать любую часть стихотворения.

IХ. Домашнее задание.

  1. Выразительно читать стихотворение (учебник , с.26)

  2. Отвечать на вопросы учебника (с.26-27)

  3. Творческое задание: рисунок к любой части стихотворения или сочинить стихотворение, используя приём звукописи.





Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме: "Эмма Мошковская "Где тихий-тихий пруд"" по программе ПНШ
  • Начальные классы
Описание:

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме: "Эмма Мошковская "Где тихий тихий пруд"" поможет создать условия для формирования у учащихся представления о том, что поэты и художники открывают нам привычные вещи с иной, неизвестной стороны; способствовать развитию умений находить звукопись в поэтических текстах, понимать смысл использования этого приема; способствовать развитию внимания к слову, воображения, навыков осмысленного и выразительного чтения, навыков внутреннего чтения.

 

Автор Черняева Светлана Ивановна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2084
Номер материала 18984
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓