Главная / Начальные классы / Методическая разработка урока ИЗО, 2 класс. Тема урока: Филимоновская игрушка.

Методическая разработка урока ИЗО, 2 класс. Тема урока: Филимоновская игрушка.

Методическая разработка урока ИЗО, 2 класс.


Тема урока: Филимоновская игрушка.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька.

  2. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

Развивающие:

  1. Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, «елочки».

  2. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла.

  3. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.

  4. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны.

  2. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.


Оборудование:

  1. Для учащихся:

  • модель для раскрашивания «Филимоновская игрушка»

  • акварельные краски

  • кисти

  • баночка для воды

  • лист бумаги

  • салфетка

  • простой карандаш

  • стирательная резинка

  1. Для учителя:

  • филимоновские игрушки

  • плакаты «Филимоновская игрушка»

  • презентации «Филимоновская игрушка»


План урока (45 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией филимоновских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.


Ход урока: Запись на доске: Филимоновская игрушка.


  1. Организационный момент.

    1. Приветствие класса.

    2. Проверка готовности к уроку.

    3. Смачивание красок.

Как сказку, недосказанную где-то,
Держу в ладонях отзвук старины,
И слышу я у сердца рядом где-то,
Открылась дверь к игрушке и любви.
(Р. Денисова)


  1. Теоретическая часть.

Учитель: Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной, как у жирафа, шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете!

(Учитель демонстрирует филимоновские игрушки)

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времён.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

(Н. Денисов)

Сегодня мы познакомимся с глиняной филимоновской игрушкой. Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона:

Шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл он дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её – в руках – получилась птичка, проткнул дырочки – запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Местные глинистые почвы давали плохой урожай, поэтому развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло. Мастера работали семейно и продавали ее на базаре. Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или «забавки» стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. До глубокой ночи горели могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы.

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается, все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, который не «глушит» краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют «маленькой радугой» или «солнышком».

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине XIX столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно», – говорят филимоновские мастерицы. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

(Учитель показывает презентацию поэтапной росписи филимоновской игрушки. Обращает внимание на особенности филимоновской росписи. Мастер-класс Орловой Е.А.)

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна, потом их обводят красным, затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Несмотря на относительную скупость их палитры, игрушки получаются яркими и веселыми.


Вопрос: Каким узором украшены филимоновские игрушки?

Ответ: Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.


Учитель: В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг – солнце, треугольник – земля, елочки – символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы, символы в узорах способны защитить от зла и несправедливости.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Кофты у барынь и рубахи у солдат обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Обратите внимание, что все игрушки, кроме петушка и павлинчика - свистульки. И во все игрушки можно посвистеть.


Вопрос: А где же свисток?

Ответ: В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.


Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале ХХ века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1950-1980-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сейчас филимоновская игрушка превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц).

Народная игрушка – явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Давайте с вами станем настоящими народными мастерами и распишем модели филимоновской игрушки. Можно скопировать рисунок художника, а можно самим придумать узор.


  1. Практическая часть.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.

  1. Заключительная часть.

В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои модели на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.


Вопрос: Почему игрушка называется филимоновской?

Вопрос: Каковы особенности филимоновской игрушки?

Вопрос: Какие цвета традиционны при росписи игрушки?

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего?


Методическая разработка урока ИЗО, 2 класс. Тема урока: Филимоновская игрушка.
  • Начальные классы
Описание:

Методическая разработка урока ИЗО, 2 класс. Тема урока: Филимоновская игрушка.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1.                Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька.

2.                Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

Развивающие:

1.                Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, «елочки».

2.                Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла.

3.                Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.

4.                Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

Воспитательные:

1.               Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны.

 

2.               Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Автор Сидоровская Елена Станиславовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 992
Номер материала 31782
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓