Методическая разработка урока
истории в 5 классе
(в соответствии с требованиями
ФГОС второго поколения)
Тема урока: «Персидская держава
«царя царей».
Тип урока:
урок открытия новых знаний и
первичного их закрепления.
Задачи:
Личностные: способствовать формированию основ
социально-критического мышления у учащихся; помочь развитию коммуникативной
компетенции при решении учебно-познавательных задач и работе в парах.
Метапредметные: помочь формированию у учащихся
путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач
развития их логического и исторического мышления; способствовать формированию у
учащихся развитя самостоятельности.
Предметные: развивать умение учащихся самостоятельно
работать с учебником, с текстом документа; продолжить формирование у учащихся
умения работать с атласом и с таблицей.
Образовательная среда:
Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.
Свенцицкая «История Древнего мира». Просвещение, 2013 год; карта «Ново-Bавилонское царство в VII-VI веках до н. э. Образование
Персидского царства в VI веке до н. э.», атлас по истории
Древнего мира для 5 класса, издательство «Картография», 2014 г., раздаточный
материал для работы в парах; презентация к уроку «Персидская держава «царя
царей», рабочие тетради.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие сотрудничества при работе в
группах; способствовать привитию навыков критического мышления.
Метапредметные: развитие речи; умение получать информацию
из учебника, из исторического текста, из атласа; развитие самостоятельности;
Развитие исторического и логического мышления при решении проблемных задач и
вопросов.
Предметные: развитие умения и навыков самостоятельной
работы с учебником и с таблицей.
Формы организации познавательной
деятельности учащихся:
коллективная, индивидуальная, в парах.
Основные понятия, изучаемые на
уроке:
государство, держава, сатрапия,
«бессмертные воины», хазарапат.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация
к учебной деятельности.
Цель:
мотивировать учащихся к учебным действиям.
С
помощью вопросов к предыдущей теме: «Ассирия» подготовить учащихся к изучению
нового материала:
А)
Почему государства Передней Азии мечтали о гибели Ассирии?
Б)
Какой народ возглавил борьбу с Ассирией и разрушил её главный город – Ниневию?
В)
А теперь познакомимся с тем, какую работу на уроке мы с вами сегодня проведём!
(Знакомство с планом урока)
Д)
В конце урока вы должны будете ответить на такой вопрос:
«Почему
Персидскую державу назвали державой «Царя царей»?
3. Первичное знакомство с новым
материалом.
А)
У вас на партах лежат таблицы (см. презентацию), которые вам надо
заполнить, прочитав самостоятельно пункт 1 параграфа 19. Внимательно прочтите
текст, а затем заполните лежащие перед вами таблицы. В этой работе вам также
поможет атлас по Истории Древнего мира, стр. 6 . Вы можете работать в парах,
обсуждать полученное задание.
Б) Что вы узнали, заполняя эту
таблицу?
В)
Посмотрите на карту (см. презентацию): «Образование
Персидского царства(VI в. до н. э.)».
Г)-Лекция-беседа
учителя по второму пункту параграфа.
Д)-Работа
с карточками у доски:
-1
карточка: Прочтите документ: «Лидийский царь Крез,
собираясь войной на персов, получил от лидийца Сандониса следующий совет:
«Царь! Ты собираешься в поход на людей, которые носят кожаные штаны и другую
одежду из кожи; едят же они не столько, сколько пожелают, а сколько у них есть
пищи, так как обитают в земле суровой. Кроме того они не пьют вина,
довольствуясь лишь водой. У них нет ни смоков и никаких полезных плодов».(Из записей
древнегреческого историка и философа Геродота).
-
что можно сказать об условиях жизни персов, об их занятиях, прочитав этот
текст?
-
какое государство было более развитым и богатым – Лидийское
или
Персидское?
-
2 карточка: Прочтите документ: «Перед битвой с
лидийцами Кир поступил вот так: всех вьючных и нагруженных верблюдов,
следовавших за войском, он велел согнать, разгрузить и посадить на них воинов в
одежде всадников.
Затем
он поставил верблюдов впереди войска против конницы Креза, а
А
пехоте велел следовать за верблюдами, а позади пехотинцев расположилось
остальное войско. А верблюдов он поставил потому, что кони боятся верблюдов и
не выносят их вида и запаха.
-
объясните, в чем превосходство военной тактики Кира?(Презентация).
-
каким вы видите военноначальника персов?
Е)
Запишите в тетрадь даты и
термины.(Презентация).
Ж) Игра «Снежный ком»!
Ребята,
сейчас вы самостоятельно изучите материал параграфа 19 п.3 о Дарии Первом.
Затем
вы должны будете доказать, что Персидская держава при Дарии действительно стала
царством стран и страной «Царя Царей».
Для
этого вы по очереди назовете предложения из текста, доказывающие правоту
вышестоящего высказывания.
И) Термины – в тетрадь. (Презентация)
4.
Первичное закрепление.
Игра
«Реставрация».
Смотрим на доску (Презентация).
Перед
вами текст с «утраченными» словами. Вам предстоит заполнить пробелы текста и
отреставрировать его (в тетради записываем слова):
«Персы
проживали в землях недалеко от (1….) залива.
Лидией
правил богатый и алчный царь (2….) .
К
востоку от Лидии простиралось третье могущественное царство – (3….).
(4….)
начал войну с Вавилонским царством и одержал победу над Валтасаром.
Сын
Кира захватил в 525 году государство(5….).
Самым
могущественным правителем Персии стал (6….).
У
правителя персидской державы было огромное количество осведомителей, которых
называли «7….) и (8….) царя».
В
личной охране царя Кира было 10 тысяч «(9….) воинов».
Обсуждаем
ответы учащихся.
5. Информация о домашнем задании.
6. Рефлексия. Для того, чтобы выяснить, как вы усвоили
материал урока, вам необходимо составить
цепочку ваших ассоциаций по теме нашего урока.
Итак
, Древняя Персидская держава – это…
Как
вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?
5. Саморефлексия. Перед вами 3 разноцветных
карточки: - желтая означает : «Я работал активно!», синяя: «Я работал
удовлетворительно!», а красная: «Я сегодня не работал!». Поставьте себе оценку этой
карточкой.
Закончите
предложение:
«Сегодня
на уроке я узнал…».
5. Оценки за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.