Инфоурок Химия Другие методич. материалыМетодическая разработка урока химии в 10 классе по теме: "Предельные одноатомные спирты:строение, номенклатура, классификация, изомерия"

Методическая разработка урока химии в 10 классе по теме: "Предельные одноатомные спирты:строение, номенклатура, классификация, изомерия"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 10 кл. през к уроку о спиртах .pdf

Спирты: строение, классификация, номенклатура, изомерия

Башкатова Г.В.

 Учитель химии ГБОУ СОШНО №367

                       

Что объединяет эти фотографии?

Какие вещества предстоит изучить ?

 Вещества мы не простые

 И известны с древних пор  В медицине применимы:

 Дать инфекции отпор.

 По свойствам мы не так просты,  А называемся ………….

                 

 

Определение состава спиртов

 

        Элементный состав этилового спирта установил А. Лавуазье

        Вам предстоит определить молекулярную формулу спирта, решив расчетную задачу.

 

Составление структуры этилового спирта

C2H6O

                             

           Какая структура соответствует этиловому спирту?

                  Что поможет установить истину?

 

                                                                           

Химический эксперимент

   Опустим натрий в пробирку с этиловым спиртом.

Выделяющийся водород можно поджечь. 

                    2С2Н5ОН + 2 Na = 2 C2H5ONa + H2

 

Спиртами называют производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксильными группами.

               

Классификация спиртов

1.          По числу гидроксильных групп спирты подразделяются на одноатомные (одна группа -ОН) и многоатомные (две и более групп ОН).  Примеры:  двухатомный спирт – этиленгликоль (этандиол)  HO–СH2–CH2–OH  трехатомный спирт – глицерин (пропантриол-1,2,3) 

HO–СH2–СН(ОН)–CH2–OH  

2.          По строению радикалов, связанных с атомом кислорода, различают  спирты: 

предельные, или алканолы (например, СH3CH2–OH)  непредельные, или алкенолы (CH2=CH–CH2–OH)  ароматические (C6H5CH2–OH).

 

Предельные одноатомные спирты

СnH2n+1OH

Спирты могут быть первичными, вторичными или третичными в зависимости от того, при каком атоме углерода находится гидроксильная группа.

Гомологический ряд

 CH3OH метанол (метиловый спирт), 

 C2H5OH этанол (этиловый спирт). 

 

  Все последующие их гомологи имеют изомеры:

  

Виды изомерии

Это интересно!

Метиловый спирт (метанол) более широко известен как древесный спирт,

т.к. раньше его получали

исключительно при сухой перегонке древесины. 

Известный путешественник, Н.Н.Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших ещё добывать огонь, но знавших уже приёмы приготовления хмельных напитков.

В Западной Европе впервые  

« чудодейственный эликсир, делающий                                                              старца - молодым, 

            утомлённого - бодрым, 


                    тоскующего – весёлым »,           Первую                            получил итальянский монах            бутылку                                    алхимик  Валентиус.    водки

изготовил

араб Рагез в

860 году

Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его « аль коголь »,  что означает « одурманивающий ».

 Непредельным одноатомным спиртом является витамин А, важнейшая биологическая функция которого – участие в зрительном процессе 

 

   Обратите внимание на особенности номенклатуры спиртов: 

 

         Самая длинная цепочка атомов углерода номеруется с того конца, к которому ближе гидроксильная группа 

 

         Основой названия спирта является название соответствующего алкана с добавлением суффикса –ол 

 

         После суффикса ставится цифра, указывающая на положение гидроксильной группы. 

 

 

Критерии оценок

Максимальное  количество баллов – 30.

Отметка «5» за 30- 25 баллов; «4» за 24- 18 балла; «3» за 1712 баллов. 

Тест 

 

Проверь себя 1. Спирты: классификация, изомерия, номенклатура

 

             1. Общая формула одноатомных предельных спиртов: 

 

      CnH2n-1OH 

 

CnH2nOH 

 

CnH2n+1OH 

 

CnH2n-2OH 

 

 

             2. Укажите формулу “лишнего” вещества: 

 

     CH3 - CH2 - CH2 - OH 

 

CH3 - OH 

 

HO - CH2 - CH2 - CH2 - OH 

 

CH3 - CH2 - OH 

 

Проверь себя 1. Спирты: классификация, изомерия, номенклатура

 

1.  К предельным одноатомным спиртам относится вещество, формула которого: 

2.  Формула 3-метилпентанола-2: 

Найдите формулу изомера бутанола-1: 

(дополнительное задание)

             Даны вещества: 

             2-метилбутанол-2, 

             пентанол-2,

             пропилэтиловый эфир, 

             2-метилбутанол-1,  2,2-диметилпропанол-1.

 

             Среди этих веществ число изомеров пентанола-1 равно ... 

Домашнее задание

П.20; упр.7 на стр.88

    Дополнительно: составьте структурную формулу 4 –метиметилциклогексан метанол, вещества вызвавшее отравление воды  в штате Западная Вирджиния.

                                                                                                                                                                         

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока химии в 10 классе по теме: "Предельные одноатомные спирты:строение, номенклатура, классификация, изомерия""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Задача к уроку 10 кл.docx

Задача №1

Массовая доля углерода – 52%, водорода – 13%, кислорода – 35%. Относительная плотность по водороду равна 23. Определите молекулярную формулу органического вещества.

Алгоритм решения.

1.     Определите Mr(вещ.) = D(H2) * M(H2)

2.     Рассчитайте число атомов по формуле  n(элемента)= w*Mr : Ar (элемента).  Ответ округлите до целых.

3.      Молекулярная формула вещества

Оценка: по 2 балла за каждую позицию; итого – 6 баллов

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока химии в 10 классе по теме: "Предельные одноатомные спирты:строение, номенклатура, классификация, изомерия""

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Лист заданий для группы1.docx

 Лист заданий для группы №1(6 баллов)

1.     Назовите спирты по систематической номенклатуре: оценка – 3 балла

http://him.1september.ru/2003/07/16-2.gif

 

 

2.     Напишите полуструктурные формулы следующих спиртов: оценка – 3 балла

 

1) 3-метилпентанол-3

 

 

 

 

2) бутанол-2

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока химии в 10 классе по теме: "Предельные одноатомные спирты:строение, номенклатура, классификация, изомерия""

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Карта ответов и аргументов ученика 10.docx

Карта ответов и аргументов ученика 10-а класса к уроку химии _____________________________________________

Задание 2: Составьте полные структурные формулы для спирта состава C2H6O.

Аргументы:

 

 

 

 

 

 

Оценка- 2балла за каждую предложенную структуру.

 

Вопрос: Какая из предложенных структур соответствует истинной структуре этилового спирта?

Ответ:

Аргументы:

 

 

 

Оценка – 2 балла

Вопрос: Предложите классификационные признаки спиртов. Изобразите схему классификации.

Аргументы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка – 12 баллов максимально ( по 2 балла  каждый признак)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока химии в 10 классе по теме: "Предельные одноатомные спирты:строение, номенклатура, классификация, изомерия""

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ План урока.docx

Тема урока: «Спирты». 

 

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

Цели урока:

 

Личностные: проявлять активность, организованность и самоконтроль при использовании частично-поискового метода, работая в группах; уметь определять цель и самостоятельно планировать пути ее достижения. 

 

Метапредметные: уметь работать по заданному алгоритму (по памятке); анализировать полученную информацию и устанавливать причинно-следственные связи; обобщать полученную информацию и формулировать выводы; прогнозировать; владеть умением вступать в речевое общение, аргументировать свою точку зрения, адекватно воспринимать иные мнения и идеи; способностью отвечать на вопросы разного типа; работать в режиме ограниченного времени; согласованно работать в паре, малой группе, адекватно участвовать в коллективной деятельности; безопасно обращаться со спиртами в быту; применять вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкции по применению; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь; выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности.

 

Предметные: Знать определение спиртов, признаки их классификации, строение молекул, гомологический ряд предельных одноатомных спиртов и его общую формулу, виды изомерии и номенклатуру спиртов, физические свойства и понятие «водородной связи». Уметь отличать спирты от веществ других классов по их формулам; называть по структурным формулам и, наоборот, записывать формулы по названию, применяя различные типы классификации и изомерии. Выстраивать гомологический ряд спиртов и составлять формулы изомеров. Применять знания о взаимном влиянии атомов в молекулах и между молекулами. Объяснять влияние водородной связи на свойства спиртов, выявлять связь спиртов с другими классами органических соединений; обобщать полученную информацию и формулировать выводы; прогнозировать свойства спиртов по их строению; оценивать влияние спиртов на жизнедеятельность человеческого организма.

 

                                            

 

Этапы урока

 

 

Основные дидактические задачи этапа

 

 

Приёмы и виды заданий для активизации УУД различных блоков

 

 

Примерное время

 

 

Организационный

 

 

Психологическая организационная подготовка к работе

 

 

Приветствие. Вручение раздаточного материала. Постановка цели и доведение ее смысла до сознания учащихся.

 

 

2 мин

 

 

Подготовка к работе на основном этапе

 

 

Обеспечение мотивации и принятие цели урока. Актуализация субъективного опыта учащихся.

 

 

Демонстрация образцов спиртов и слайдов, определяющих место спиртов в общей классификации органических соединений и классификацию спиртов, непосредственно.

 

 

10 мин

 

 

Усвоение новых знаний и умений

 

 

Обеспечение восприятия, осмысления и первич-ного запоминания изучаемого материала.

 

 

В ходе беседы и на основе рассмотренного материала, предлагается определить:

 

- агрегатные состояния выданных образцов спиртов;

 

-особенности строения молекул, влияющие на свойства спиртов.

 

Устная работа в парах с целью закрепления только что полученной новой информации. На данном этапе учащимся выдается вспомогательный материал «Информационный лист», предлагается воспользоваться текстом учебника.

 

 

10 мин

 

 

Первичная проверка понимания изученного

 

 

Установление правильности и осознанности понимания изученного материала.

 

Выявление пробелов и неверных представлений.

 

Ликвидация пробелов и коррекция неверных представлений.

 

 

Выдается «Лист заданий для обучающихся № 1» (См. приложение).

 

Не исключается индивидуальная помощь учителя. Учителем осуществляется включенный контроль уровня усвоения знаний, по заранее составленным вопросам.

 

 

5мин

 

 

Подведение итогов

 

 

Самооценка и оценка выполненной работы.

 

 

Выполнение письменной разноуровневой самостоятельной работы по алгоритму, изложенному в листе заданий № 2 (см. приложение).

 

Отмечают в листе заданий №1 недостигнутые на уроке цели, сообщают учителю для занесения в лист учета знаний (см. приложение).

 

 

15мин

 

 

Домашнее задание

 

 

Обеспечить понимание обучающимися целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

 

 

Разъяснение и запись домашнего задания.

 

 

3мин

 

 

 
 

 

Содержание приемов и заданий, обусловливающих необходимость совершения УУД на различных этапах урока и описание методики их применения

                                          

 

 

 

Этапы урока

 

 

Деятельность учителя

 

 

Деятельность ученика

 

 

I

 

 

Организационный момент (2мин.)

 

 

Организует учащихся на проведение урока по АСО

 

 

Получают и подготавливают раздаточный материал

 

 

II

 

 

Подготовка к работе на основном этапе

 

(5 минута)

 

 

Постановка цели и доведение ее смысла до сознания учащихся (слайд 1)

 

 

Знакомятся с темой и целями урока

 

 

III

 

 

Усвоение новых знаний (15 минут)

 

 

1. Демонстрирует место спиртов в общей классификации органических соединений (слайд 2).

 

2. Спирты, в свою очередь, тоже можно классифицировать (слайд 3).

 

3. По ходу задает вопросы учащимся:

 

-Что отличает состав спиртов от состава углеводородов?

 

-В состав какой группы атомов входит кислород, отличающий спирты от углеводородов?

 

-Как такую группу атомов мы называем в неорганической химии?

 

-Используя известные вам факты о видах изомерии, предположите виды изомеров у спиртов и поясните ваше предположение.

 

4. Следующими двумя вопросами создаем возможность рассмотрения электронного эффекта в молекулах спиртов и возникновения межмолекулярной водородной связи, оказывающей значительное влияние на физические свойства спиртов:

 

-вспомните, что такое электроотрицательность?

 

-Какой атом в спиртах наиболее ЭО?

 

-Как Вы думаете, в каком направлении в молекуле спирта смещается электронная плотность?

 

- Где самая ЭО часть молекулы?

 

-Какие атомы обеднены электронной плотностью?

 

5. Демонстрирует образцы спиртов, подчеркивая, что в обычных условиях спирты не бывают газообразными.

 

 

1. Рассматривают слайды и образцы спиртов.

 

2. Отвечают на вопросы учителя.

 

3. Анализируют рассмотренный материал, делают выводы о физических свойствах спиртов и причинах, обусловливающих эти свойства.

 

 

IV

 

 

Первичная проверка понимания изученного (5минут)

 

 

1. Организует работу в парах с целью закрепления только что полученной новой информации.

 

2. Отвечает на возникшие вопросы (индивидуально).

 

 

1. Отвечают друг другу на вопросы по новой теме.

 

2. Ответы на вопросы, вызвавшие затруднения, находят в информац. листе или задают учителю.

 

 

V

 

 

Подведение итогов (15 мин)

 

 

1. Организует индивид. работу по заданиям с адаптацией (по алгоритму).

 

2. Работает индивид с учащимися с целью проверки вновь полученных знаний.

 

3. Отмечает уровень знаний в «Листе оценки знаний» (см. приложение и вопросы включенного контроля).

 

 

1.Выполняют письменную разноуровневую самостоятельную работу (по алгоритму).

 

2. Работают индивидуально (устно) по заданиям учителя.

 

 

VI

 

 

Информация о домашнем задании

 

(3 мин.)

 

 

Ответить

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока химии в 10 классе по теме: "Предельные одноатомные спирты:строение, номенклатура, классификация, изомерия""

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования:готовности к саморазвитию. Сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать-еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики-знания подобны камню, лежащему на пути ручья. Без усилий воли, без личного участия камень не сдвинуть.

Иными становятся и задачи учителя-не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, он становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Предлагаемая разработка урока в 10 классе является попыткой проследить путь получения знаний по данной теме. Предлагаю методический комплект урока: план урока с позийий ФГООС, презентацию, лист заданий, текст расчетной задачи, карту ответов и аргументов ученика.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 076 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 579
    • ZIP 1.4 мбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Башкатова Галина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Башкатова Галина Васильевна
    Башкатова Галина Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3804
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 439 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 658 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов