Главная / Химия / Методическая разработка урока химии на тему "Реакции ионного обмена" (9 класс)"

Методическая разработка урока химии на тему "Реакции ионного обмена" (9 класс)"

Название документа Обобщающий урок по теме_РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА_9 кл.doc

Обобщающий урок-игра в 9-м классе

по теме "Реакции ионного обмена"

На уроке применяются формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная работа, лабораторные опыты, демонстрационные опыты, игры.

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся должны:

- повторить и обобщить материал по теме «Реакции ионного обмена»;

- расширить свои знания об электролитах, электролитической диссоциации,

реакциях ионного обмена;

- совершенствовать навыки по проведению лабораторных опытов и составлению ионных уравнений реакций.

Обобщающий урок-игра по теме “ Реакции ионного обмена ” в 9 классе.

Цель урока:

создать условия для обобщения и углубления знаний учащихся по теме “Реакции ионного обмена ”, используя игру - соревнование, как форму урока.

Задачи урока:

- в занимательной форме повторить, обобщить знания по теме: “ Реакции ионного обмена ”;

- развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;

- углубить представление о реакциях обмена между ионами в растворах электролитов и значении таких реакций;

- создать условия для развития познавательного интереса к предмету;

- воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

Мультимедийный проектор, компьютер, тесты, таблицы (периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и таблица растворимости веществ в воде), оборудование и реактивы для проведения демонстрационных и лабораторных опытов (штатив с пробирками, растворы веществ: NaOH, HNO3, CuSO4, Na2CO3, HCl, AgNO3, BaCl2, H2SO4, FeCl3, индикатор фенолфталеин).


Тип урока: обобщающий.

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.

Форма проведения урока: игра- соревнование.

Эпиграф к уроку: «Чтоб усовершенствовать разум,

надо больше раздумывать, чем заучивать»

Рене Декарт

(Слайд1)

Ход урока

І. Организационно-мотивационный этап

(инициация урока, объявление темы, цели, задачи, формирование групп)

Учитель:

  1. приветствует учащихся;

  2. вместе с учащимися приветствует гостей;

(Слайд 2 – дождливый день)

Я хочу рассказать вам одну самую обычную историю.

Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики, заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!»

А как же, ребята, ток добрался до пассажиров?

Давным-давно, на рубеже XVIIIXIX веков, когда для исследования веществ начали использовать электрический ток, выяснилось, что не только металлы могут проводить ток, это и растворы кислот, и растворы и расплавы щелочей и солей.

Поэтому сегодня на уроке мы с вами постараемся вспомнить все, что учили по данной теме.

Как вы уже, наверное, догадались, речь пойдет не только об электролитах и диссоциации, но и о тех реакциях, которые происходят между ними.


  1. сообщение темы урока (используя упражнение на концентрацию внимания). Учитель: сегодня мы с вами немножко побываем на передаче с Тиной Канделаки в роли «умников и умниц».

На доске зашифрована тема урока «цииРеак онноиго меобна» (Слайд 3).

Кто может ее расшифровать и назвать?

Учащиеся отвечают: «Реакции ионного обмена» (записываем вместе дату, классная работа, тема урока «Реакции ионного обмена»)

  1. формулировка целей и задач урока: (используя упражнение «Посмотрите через левое плечо»). Учитель предлагает учащимся встать, посмотреть через левое плечо, подумать, что каждый из них увидел; а теперь снова посмотрите через левое плечо как можно дальше. Вопрос учащимся: когда вы смогли увидеть больше, в первый или во второй раз? Учащиеся отвечают, во второй раз. Это потому, что у вас была такая цель. Давайте вместе сформулируем цель нашего урока, учитывая то, что тема «Реакции ионного обмена» нами изучена;

  2. формулируются цель, задачи урока, сообщается форма его проведения


Цель: Обобщить знания по теме «Реакии ионного обмена» (Слайд 3).

Задачи: - закрепить знания об электролитах и электролитической диссоциации;

- повторить правила написания уравнений реакций ионного обмена и условиях их протекания;

- закрепить навыки составления ионных уравнений;

- совершенствовать навыки выполнения лабораторных работ, безопасной работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

  1. предлагает объединиться в группы (команды по 4 человека + учащиеся, которые сидят в этом же ряду, что и члены команды, – болельщики данной команды);

  2. представляет членов жюри (из числа учащихся, можно взять старшеклассников).

ІІ. Операционно-исполнительский этап

(групповая и индивидуальная работа)

Учитель: начинаем 1 конкурс.


1 конкурс “Разминка” (5 минут)

(Командам по очереди задается вопрос. За каждый правильный ответ 1 балл.)

Вопросы: (Слайды 4-9)

(Слайд 4)

1. Какой процесс называют электролитической диссоциацией?

(Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называют электролитической диссоциацией).

2. Кто является создателем теории электролитической диссоциации? (Создателем теории электролитической диссоциации является

С.А. Аррениус).

3. Сформулируйте основные положения теории ЭД .

(І. Электролиты – это вещества, которые в водних растворах или расплавах распадаются на ионы. Атомы или группы атомов, обладающие положительным или отрицательным зарядом, называют ионами; положительно заряженные ионы называют катионами, а отрицательно заряженные ионы – анионами.

ІІ. Ионы отличаются от атомов как по строению, так и по свойствам.

ІІІ. В растворе или расплаве электролита ионы движутся хаотически, а при пропускании электрического тока – приобретают направленное движение: катионы движутся к катоду К(-), анионы – к аноду А(+)).



(Слайд 5)

Для двух ребят подарков груз

ИОН взвалил себе на спину:

Для КАТИ ОН – несет свой «ПЛЮС»

Для АНИ ОН – несет свой «МИНУС»

(стихотворение проецируется на экран)

(Слайд 6)

4. Какие вещества относятся к электролитам, какой тип химической связи они имеют? Приведите примеры таких веществ.

(К электролитам относятся кислоты, щелочи, соли. Это вещества с ковалентной сильнополярной (кислоты) или ионной (щелочи, соли) связью. Например: кислоты - HCl, HNO3, H2SO4;

щелочи – NaOH, Ba(OH)2;соли – CuSO4, Ca(NO3)2).

5. (Слайд 7)

Лакмус будет в них краснеть,

Растворяться - цинк и медь.

А мелок в них, посмотри,

Вмиг пускает пузыри!

И опасны для работы

Эти жгучие ...

(ытолсик)

(загадка проецируется на экран)

О каком классе неорганических веществ идет речь? Дать определение понятия «кислота» в свете теории электролитической диссоциации (ЭД).

(Кислоты – электролиты, которые диссоциируют в водных растворах с образованием катионов одного типа - ионов Гидрогена H+).

6. (Слайд 8)

Я растворчик изучал.

Лакмус в нем синее стал.

Поглощал раствор тотчас

Кислый углекислый газ!

Про такой раствор я знаю,

Что среда в нем ...

(яанчолещ)

( загадка проецируется на экран)

О каких веществах идет речь? Дать определение понятия «основание» в свете теории ЭД.

(Основания – электролиты, которые диссоциируют в водных растворах или расплавах с образованием анионов одного типа – гидроксид - ионов OH-).

7. (Слайд 9)

Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.

И напомнить мне позволь,

Ну, конечно, это - … (соль)

(загадка проецируется на экран)

Какие сложные вещества зашифрованы в этой загадке? Дать определение понятия «соль» в свете теории ЭД.

Соли - электролиты, которые диссоциируют в водных растворах или расплавах на катионы металлических элементов и анионы кислотных остатков).

8. Назовите признаки необратимости реакций.

(Реакции идут до конца, если образуется осадок, газообразное вещество или малодиссоциирующее вещество).





(Слайды 10-11)

2 конкурс “Экспериментальный” (8-10 минут)

Каждой команде необходимо провести реакцию ионного обмена, соблюдая технику безопасности при проведении опыта, определить, какое условие необратимости данной реакции, сделать вывод, записать уравнение реакции в молекулярном и ионом виде (ученики работают у доски с карточками) (Слайд 10, 11)

1-ый ученик: рассказывает правила техники безопасности и оказания первой помощи при работе с веществами;

2-й ученик: выполняет опыт;

3-ий ученик: рассказывает правила составления ионных уравнений;

4-ый ученик: записывает на доске уравнения химической реакции в молекулярном и ионном виде (Приложение 1).

(Пока команды готовятся – задание классу “Тестирование” (3-4 минуты)

Каждый ученик выполняет тест (по карточкам – два варианта), в котором необходимо выбрать правильные ответы (Приложение 2) (Слайд 12)


Выступление команд (Слайд 13 – правила работы с кислотами, щелочами, газообразными продуктами реакций), (Слайд 14 –правила написания реакций ионного обмена).

3 конкурс “ Перевертыши ” (5-6 минут)

А звучит задание так: Какие из ионов одновременно не могут находиться в растворе и почему? Подтвердите это соответствующими уравнениями в молекулярном и ионном виде. Вам необходимо решить обратную задачу: по приведенным схемам необходимо составить полное ионное и молекулярное уравнения реакций (Приложение 3). (Слайд 15 – задания командам из Приложения 3)

(Пока команды готовятся – задание классу: (выполняется на листочках). Перед выполнением задания учитель интересуется, все ли рассматриваемые вопросы понятны? Учащиеся с помощью карточек-«смайликов» демонстрируют свое понимание данного вопроса) (Приложение2) (Слайд 16)


4 конкурс “ Практикум ” (5-6 минут)

Каждая команда решает задачу на карточке, кто решил первый, объясняет решение у доски и, соответственно, получает поощрительный балл. (остальные команды сдают задачу членам жюри для оценки) (Слайд 17 – задания командам) (Приложение 4)

Учитель: А теперь давайте посмотрим, как это происходит на практике.

(Демонстрация качественных реакций на ионы Ba2+; SO42-. Введение понятий «качественная (характерная) реакция», «реактив на данный ион». Демонстрация качественных реакций с образованием творожистого серовато-белого осадка AgCl , белого мелкозернистого молочного осадка BaSO4 , красновато – бурого осадка Феррум(III) гидроксида Fe(OH)3 . Знакомство с таблицей определения ионов в растворе (Приложение 8) (Слайды 18, 19)

(hello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gifОпыты демонстрируются с помощью демонстрационного экрана) (Учащимся предлагается записать уравнения этих реакций дома)


5 конкурс “ Игротека ” (3- 4 минуты) (Слайды 18, 19)

Каждой команде предстоит:

а) разгадать кроссворд (за правильный ответ 3 балла) (Приложение 5);

б) выиграть в игре «третий лишний» (за правильный ответ 3 балла) (Приложение 6);

в) найти выигрышный путь в игре «Крестики-нолики» (за правильный ответ 3 балла) (Приложение 7);

Через 3- 4 минуты сдать ответы на задания членам жюри.

(Пока команды готовятся – задание классу: записать полные ионные и молекулярные уравнения реакий по приведенным схемам (Приложение 2) (Слайд 20)

По окончании выполнения учащимися всех 3-х заданий, работы сдаются на проверку.

ІІІ. Рефлексивно-оценочный этап

1. Слово предоставляется жюри (подведение итогов конкурса)

2. Выставление оценок.

IV. Подведение итогов Рефлексия.

Учитель задает вопросы учащимся:

- Что нового узнали вы сегодня на уроке?

- Выполнили ли мы все поставленные задачи? (Слайд 22).

- На сколько активно работал каждый из вас? (учащиеся оценивают свою работу и поднимают сигнальные карточки – «cмайлики»: зеленый - активно, желтый – не достаточно активно, красный - неактивно).

- Учитель оценивает работу класса в целом, работу команд и отдельных учащихся.

5. Постановка домашнего задания (дифференцированно) (Слайд 23)

Учитель предлагает:

1. Повторить § 4 – 10;

2. Решить задачу 5 на с. 59.

3*. Составить (по желанию):

- кроссворд;

- игру «Белая ворона» или «Третий – лишний»;

- игру «Крестики – нолики»;

- подготовить сообщение на тему: «Значение реакций ионного обмена в быту

и промышленности».


Литература

1. Попель П.П., Крикля Л.С. Химия //Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 9 класс. К., издательский центр «Академия», 2009.

2. Шарко В.Д. Сучасний урок: технологічний аспект // Посібник для вчителів і студентів.- К.: СПД Богданова А.М., 2007. – 220с.

3. Рюмина В.Г. Организация интеллектуально-творческих игр учащихся // Химия в школе 2000-№6.

4. Алексеева В.Е. Игра как фактор развития познавательной активности // Химия в школе 2007-№7.

5. Русских Г.А. Проектирование игровой деятельности // Биология в школе 2003- №8.

6. Пичугина Г.А., Штремплер Г.И. Игры - минутки в обучении химии // Химия в школе 2001-№5.





Название документа Реакции ионного обмена.ppt

«Чтоб усовершенствовать разум, надо больше раздумывать, чем заучивать» Рене Д...
«цииРеак онноиго меобна» Цель: Обобщить знания по теме «Реакии ионного обмена...
1 конкурс “Разминка” 1. Какой процесс называют электролитической диссоциацией...
Для двух ребят подарков груз ИОН взвалил себе на спину: Для КАТИ ОН – несет с...
4. Какие вещества относятся к электролитам, какой тип химической связи они им...
Лакмус будет в них краснеть, Растворяться - цинк и медь. А мелок в них, посмо...
Я растворчик изучал. Лакмус в нем синее стал. Поглощал раствор тотчас Кислый ...
Я, конечно, очень нужен. Без меня не сваришь ужин, Не засолишь огурца, Не зап...
2 конкурс “Экспериментальный” Провести реакцию ионного обмена, соблюдая техни...
Задание 1-ой команде Провести реакцию обмена между веществами: NaOH и НNO3. Р...
Тестовое задание по теме «Реакции ионного обмена» Вариант – 1 Задание 1 (тест...
Правила Техники безопасности ! При работе с кислотами и щелочами будьте остор...
Правила составления реакций ионного обмена 1.Записать молекулярное уравнение ...
3-й конкурс “ Перевертыши ” Задание 1 команде Какие из ионов одновременно не...
Тестовое задание по теме «Реакции ионного обмена» Вариант – 1 Задание 2 (3 ба...
4 конкурс «Практикум» Задача Рассчитайте массу осадка, который образуется при...
Качественные реакции Качественная (характерная) реакция – химическая реакция,...
Тестовое задание по теме «Реакции ионного обмена» Вариант – 1 Задание 3 (3 ба...
Выигрышный путь составляют вещества - неэлектролиты. KOH FeCl2 O2 Na2CO3 SO3...
Задачи: закрепить знания об электролитах и электролитической диссоциации; пов...
Домашнее задание 1. Повторить § 4 – 10; 2. Решить задачу 5 на с. 59. 3*. Сост...
1 из 24

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Чтоб усовершенствовать разум, надо больше раздумывать, чем заучивать» Рене Дека
Описание слайда:

«Чтоб усовершенствовать разум, надо больше раздумывать, чем заучивать» Рене Декарт

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 «цииРеак онноиго меобна» Цель: Обобщить знания по теме «Реакии ионного обмена» З
Описание слайда:

«цииРеак онноиго меобна» Цель: Обобщить знания по теме «Реакии ионного обмена» Задачи: - закрепить знания об электролитах и электролитической диссоциации; - повторить правила написания уравнений реакций ионного обмена и условиях их протекания; - закрепить навыки составления ионных уравнений; - совершенствовать навыки выполнения лабораторных работ, безопасной работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

№ слайда 4 1 конкурс “Разминка” 1. Какой процесс называют электролитической диссоциацией? О
Описание слайда:

1 конкурс “Разминка” 1. Какой процесс называют электролитической диссоциацией? Ответ: Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называют электролитической диссоциацией. 2. Кто является создателем теории электролитической диссоциации? Ответ: Создателем теории электролитической диссоциации является С.А. Аррениус. 3. Сформулируйте основные положения теории ЭД . Ответ: І. Электролиты – это вещества, которые в водних растворах или расплавах распадаются на ионы. Атомы или группы атомов, обладающие положительным или отрицательным зарядом, называют ионами; положительно заряженные ионы называют катионами, а отрицательно заряженные ионы – анионами. ІІ. Ионы отличаются от атомов как по строению, так и по свойствам. ІІІ. В растворе или расплаве электролита ионы движутся хаотически, а при пропускании электрического тока – приобретают направленное движение: катионы движутся к катоду К(-), анионы – к аноду А(+).

№ слайда 5 Для двух ребят подарков груз ИОН взвалил себе на спину: Для КАТИ ОН – несет свой
Описание слайда:

Для двух ребят подарков груз ИОН взвалил себе на спину: Для КАТИ ОН – несет свой «ПЛЮС» Для АНИ ОН – несет свой «МИНУС»

№ слайда 6 4. Какие вещества относятся к электролитам, какой тип химической связи они имеют
Описание слайда:

4. Какие вещества относятся к электролитам, какой тип химической связи они имеют? Приведите примеры таких веществ. Ответ: К электролитам относятся кислоты, щелочи, соли. Это вещества с ковалентной сильнополярной (кислоты) или ионной (щелочи, соли) связью. Например: кислоты - HCl, HNO3, H2SO4; щелочи – NaOH, Ba(OH)2;соли – CuSO4, Ca(NO3)2

№ слайда 7 Лакмус будет в них краснеть, Растворяться - цинк и медь. А мелок в них, посмотри
Описание слайда:

Лакмус будет в них краснеть, Растворяться - цинк и медь. А мелок в них, посмотри, Вмиг пускает пузыри! И опасны для работы Эти жгучие ... (ытолсик)

№ слайда 8 Я растворчик изучал. Лакмус в нем синее стал. Поглощал раствор тотчас Кислый угл
Описание слайда:

Я растворчик изучал. Лакмус в нем синее стал. Поглощал раствор тотчас Кислый углекислый газ! Про такой раствор я знаю, Что среда в нем ... (яанчолещ)

№ слайда 9 Я, конечно, очень нужен. Без меня не сваришь ужин, Не засолишь огурца, Не заправ
Описание слайда:

Я, конечно, очень нужен. Без меня не сваришь ужин, Не засолишь огурца, Не заправишь холодца. Но не только лишь в еде - Я живу в морской воде. Если льет слеза из глаза, Вкус припомнишь мой ты сразу. И напомнить мне позволь, Ну, конечно, это - (… .) 8. Назовите признаки необратимости реакции ионного обмена. Ответ: реакци идут до конца, если образуется осадок, газообразное или малодиссоциирующее вещество.

№ слайда 10 2 конкурс “Экспериментальный” Провести реакцию ионного обмена, соблюдая технику
Описание слайда:

2 конкурс “Экспериментальный” Провести реакцию ионного обмена, соблюдая технику безопасности при проведении опыта, определить, какое условие необратимости данной реакции, сделать вывод, записать уравнение реакции в молекулярном и ионом виде 1-ый ученик: рассказывает о правилах техники безопасности и оказании первой помощи при работе с веществами; 2-й ученик: выполняет опыт; 3-й ученик: рассказывает правила составления реакции ионного обмена; 4-й ученик: записывает на доске уравнения химической реакции в молекулярном и ионном виде.

№ слайда 11 Задание 1-ой команде Провести реакцию обмена между веществами: NaOH и НNO3. Расс
Описание слайда:

Задание 1-ой команде Провести реакцию обмена между веществами: NaOH и НNO3. Рассказать правила техники безопасности и оказания первой помощи при работе с кислотами. Записать уравнения химической реакции в молекулярном и ионном виде. Какое условие необратимости реакции ионного обмена вы доказали? Задание 2-ой команде Провести реакцию обмена между веществами: CuSO4 и NaOН. Рассказать правила техники безопасности и оказания первой помощи при работе со щелочами. Записать уравнения химической реакции в молекулярном и ионном виде. Какое условие необратимости реакции ионного обмена вы доказали? Задание 3-ей команде Провести реакцию обмена между веществами: Na2CO3 и НCl. Рассказать правила техники безопасности и оказания первой помощи при работе с газообразными и летучими веществами. Записать уравнения химической реакции в молекулярном и ионном виде. Какое условие необратимости реакции ионного обмена вы доказали?

№ слайда 12 Тестовое задание по теме «Реакции ионного обмена» Вариант – 1 Задание 1 (тесты –
Описание слайда:

Тестовое задание по теме «Реакции ионного обмена» Вариант – 1 Задание 1 (тесты – 4 балла) В какой из указанных групп находятся только катионы: а) NO3- , Cu2+ , OH- , Fe2+ ; б) Na+ , Ba2+ , NH4+ , Al3+ ; В результате диссоциации калий гидроксида образуются ионы: а) К+ и Cl- б) К+ и SO42- в) К+ и OH- 3. Какое из веществ в водном растворе диссоциирует с образованием иона Ba2+: а) Ba(OH)2; б) BaSO4 4. Укажите химическую формулу слабого электролита: а) H2CO3 б) NaOH в) Na2CO3 Вариант – 2 Задание 1 (тесты – 4 балла) В какой из указанных групп находятся только анионы: а) К+ , Cl- , Mg2+ , H+ ; б) OH- , SO42- , Cl-, PO43- ; В результате диссоциации натрий сульфата образуются ионы: а) Н+ и SO42- б) Na+ и OH- в) Na+ и SO42- 3.Какое из веществ в водном растворе диссоциирует с образованием иона Н+: а) H2 SO4; б) H2 SiO3 4. Укажите химическую формулу сильного электролита: а) H2SO4 б) Cu(OH)2 в) H2SO3

№ слайда 13 Правила Техники безопасности ! При работе с кислотами и щелочами будьте осторожн
Описание слайда:

Правила Техники безопасности ! При работе с кислотами и щелочами будьте осторожны. При попадании кислоты на руки или одежду - смойте ее большим количеством воды. Пораженные участки кожи обработайте 5%-ым раствором соды. При попадании щелочи на одежду или руки, смойте ее большим количеством воды. Пораженные участки кожи обработайте 5%-ым раствором борной кислоты. Чтобы почувствовать запах вещества, осторожно приблизьте пробирку и, помахивая рукой над отверстием пробирки, вдохните воздух. Нельзя отверстие пробирки близко подносить к лицу – можно вызвать раздражение дыхательных путей. Если произошел несчастный случай, немедленно обратитесь к учителю.

№ слайда 14 Правила составления реакций ионного обмена 1.Записать молекулярное уравнение хим
Описание слайда:

Правила составления реакций ионного обмена 1.Записать молекулярное уравнение химической реакции. 2. По таблице растворимости определить растворимость исходных веществ и продуктов реакции. 3. Выяснить, какие реагенты и продукты реакции являются сильными электролитами, а какие – слабыми электролитами или неэлектролитами. 4. В молекулярном уравнении формулы сильных электролитов заменить формулами соответствующих ионов, учитывая при этом индексы и коэффициенты. Сначала записывают катионы, затем – анионы. 5. Записать полное ионное уравнение. 6. Записать краткое ионное уравнение (удалив из обеих частей полученного уравнения одинаковые ионы).

№ слайда 15 3-й конкурс “ Перевертыши ” Задание 1 команде Какие из ионов одновременно не мо
Описание слайда:

3-й конкурс “ Перевертыши ” Задание 1 команде Какие из ионов одновременно не могут находиться в растворе и почему? Подтвердите это соответствующими уравнениями в молекулярном и ионном виде. Вам необходимо решить обратную задачу: по приведенным схемам необходимо составить полное ионное и молекулярное уравнения реакций а) Fe3+ и OH- б) H+ и SiO32- в) Zn2+ и NO3- Задание 2 команде Какие из ионов одновременно не могут находиться в растворе и почему? Подтвердите это соответствующими уравнениями в молекулярном и ионном виде. Вам необходимо решить обратную задачу: по приведенным схемам необходимо составить полное ионное и молекулярное уравнения реакций а) Ba2+ и CO32- б) H+ и SO32- в) Fe2+ и SO42- Задание 3 команде Какие из ионов одновременно не могут находиться в растворе и почему? Подтвердите это соответствующими уравнениями в молекулярном и ионном виде. Вам необходимо решить обратную задачу: по приведенным схемам необходимо составить полное ионное и молекулярное уравнения реакций а) Zn2+ и S2- б) H+ и OH- в) Ca2+ и NO3 -

№ слайда 16 Тестовое задание по теме «Реакции ионного обмена» Вариант – 1 Задание 2 (3 балла
Описание слайда:

Тестовое задание по теме «Реакции ионного обмена» Вариант – 1 Задание 2 (3 балла) Определить, является ли необратимой реакция между веществами: а) NaCl + KNO3 б) CuSO4 + KOH Записать молекулярное и ионные уравнения реакций. Вариант – 2 Задание 2 ( 3 балла) Определить, является ли необратимой реакция между веществами: а) BaCl2 + Na2CO3 б) Ba(OH)2 + LiCL Записать молекулярное и ионные уравнения реакций.

№ слайда 17 4 конкурс «Практикум» Задача Рассчитайте массу осадка, который образуется при сл
Описание слайда:

4 конкурс «Практикум» Задача Рассчитайте массу осадка, который образуется при сливании 208 г 10 %-го раствора хлорида бария с раствором серной кислоты. Запишите полное и краткое ионные уравнения химической реакции. Какой осадок при этом образуется? Является ли данная реакция обратимой? Обоснуйте свой ответ.

№ слайда 18 Качественные реакции Качественная (характерная) реакция – химическая реакция, по
Описание слайда:

Качественные реакции Качественная (характерная) реакция – химическая реакция, позволяющая определить состав вещества. Реактив – вещество (ион), которое применяют для определения другого вещества (иона) в растворе исследуемого вещества.

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20 Тестовое задание по теме «Реакции ионного обмена» Вариант – 1 Задание 3 (3 балла
Описание слайда:

Тестовое задание по теме «Реакции ионного обмена» Вариант – 1 Задание 3 (3 балла) Составьте полные ионные и молекулярные уравнения реакций по схемам: а) Mg2+ + CO32- MgCO3 б) 2H+ + SO32- H2O + SO2 Вариант – 2 Задание 3 (3 балла) Составьте полные ионные и молекулярные уравнения реакций по схемам: а) Al3+ + 3OH- Al(OH)3 б) H+ + OH- H2O

№ слайда 21 Выигрышный путь составляют вещества - неэлектролиты. KOH FeCl2 O2 Na2CO3 SO3 H3
Описание слайда:

Выигрышный путь составляют вещества - неэлектролиты. KOH FeCl2 O2 Na2CO3 SO3 H3PO4 Mg Ba(OH)2 HNO3 КРЕСТИКИ - НОЛИКИ 5 конкурс «ИГРОТЕКА»

№ слайда 22 Задачи: закрепить знания об электролитах и электролитической диссоциации; повтор
Описание слайда:

Задачи: закрепить знания об электролитах и электролитической диссоциации; повторить правила написания уравнений реакций ионного обмена и условиях их протекания; закрепить навыки составления ионных уравнений; - совершенствовать навыки выполнения лабораторных работ, безопасной работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

№ слайда 23 Домашнее задание 1. Повторить § 4 – 10; 2. Решить задачу 5 на с. 59. 3*. Состави
Описание слайда:

Домашнее задание 1. Повторить § 4 – 10; 2. Решить задачу 5 на с. 59. 3*. Составить (по желанию): - кроссворд; - игру «Белая ворона» или «Третий – лишний»; - игру «Крестики – нолики»; - подготовить сообщение на тему: «Значение реакций ионного обмена в быту и промышленности».

№ слайда 24
Описание слайда:

Методическая разработка урока химии на тему "Реакции ионного обмена" (9 класс)"
  • Химия
Описание:

Методическая разработка интерактивного урока химии в 9 классе по теме "Реакции ионного обмена" и презентация к уроку. 
Используются групповая, индивидуальная формы работы, игровые моменты, демонстрационные опыты, проблемные задания, мультимедийная презентация.
Форма проведения урока -игра-соревнование между командами. 
Данныйурок можно рекомендовать для проведения обобщающих уроков по теме, открытых уроков в рамках недели или декады химии, а также с целью обмена опытом.
На уроке осуществляется дифференцированный подход как в процессе повторения, обобщения, так и при сообщении домашнего задания.

 

 

Автор Басюк Татьяна Григорьевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 3703
Номер материала 1705
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓