Выбранный для просмотра документ Обобщающий урок по теме_РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА_9 кл.doc
Скачать материал "Методическая разработка урока химии на тему "Реакции ионного обмена" (9 класс)""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Реакции ионного обмена.ppt
Скачать материал "Методическая разработка урока химии на тему "Реакции ионного обмена" (9 класс)""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Чтоб усовершенствовать разум, надо больше раздумывать, чем заучивать»
Рене Декарт
2 слайд
3 слайд
«цииРеак онноиго меобна»
Цель: Обобщить знания по теме «Реакии ионного обмена»
Задачи: - закрепить знания об электролитах и электролитической диссоциации;
- повторить правила написания уравнений реакций ионного обмена и условиях их протекания;
- закрепить навыки составления ионных уравнений;
- совершенствовать навыки выполнения лабораторных работ, безопасной работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
4 слайд
1 конкурс “Разминка”
1. Какой процесс называют электролитической диссоциацией?
Ответ: Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называют электролитической диссоциацией.
2. Кто является создателем теории электролитической диссоциации? Ответ: Создателем теории электролитической диссоциации является
С.А. Аррениус.
3. Сформулируйте основные положения теории ЭД .
Ответ: І. Электролиты – это вещества, которые в водних растворах или расплавах распадаются на ионы. Атомы или группы атомов, обладающие положительным или отрицательным зарядом, называют ионами; положительно заряженные ионы называют катионами, а отрицательно заряженные ионы – анионами.
ІІ. Ионы отличаются от атомов как по строению, так и по свойствам.
ІІІ. В растворе или расплаве электролита ионы движутся хаотически, а при пропускании электрического тока – приобретают направленное движение: катионы движутся к катоду К(-), анионы – к аноду А(+).
5 слайд
Для двух ребят подарков груз
ИОН взвалил себе на спину:
Для КАТИ ОН – несет свой «ПЛЮС»
Для АНИ ОН – несет свой «МИНУС»
Катя
Аня
6 слайд
4. Какие вещества относятся к электролитам, какой тип химической связи они имеют? Приведите примеры таких веществ.
Ответ: К электролитам относятся кислоты, щелочи, соли.
Это вещества с ковалентной сильнополярной (кислоты) или ионной (щелочи, соли) связью.
Например: кислоты - HCl, HNO3, H2SO4;
щелочи – NaOH, Ba(OH)2;соли – CuSO4, Ca(NO3)2
7 слайд
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться - цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие ...
(ытолсик)
8 слайд
Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем ...
(яанчолещ)
9 слайд
Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
И напомнить мне позволь,
Ну, конечно, это - (… .)
8. Назовите признаки необратимости реакции ионного обмена.
Ответ: реакци идут до конца, если образуется осадок, газообразное или малодиссоциирующее вещество.
10 слайд
2 конкурс “Экспериментальный”
Провести реакцию ионного обмена, соблюдая технику безопасности при проведении опыта, определить, какое условие необратимости данной реакции, сделать вывод, записать уравнение реакции в молекулярном и ионом виде
1-ый ученик: рассказывает о правилах техники безопасности и оказании первой помощи при работе с веществами;
2-й ученик: выполняет опыт;
3-й ученик: рассказывает правила составления реакции ионного обмена;
4-й ученик: записывает на доске уравнения химической реакции в молекулярном и ионном виде.
11 слайд
Задание 1-ой команде
Провести реакцию обмена между веществами: NaOH и НNO3. Рассказать правила техники безопасности и оказания первой помощи при работе с кислотами. Записать уравнения химической реакции в молекулярном и ионном виде. Какое условие необратимости реакции ионного обмена вы доказали?
Задание 2-ой команде
Провести реакцию обмена между веществами: CuSO4 и NaOН. Рассказать правила техники безопасности и оказания первой помощи при работе со щелочами. Записать уравнения химической реакции в молекулярном и ионном виде. Какое условие необратимости реакции ионного обмена вы доказали?
Задание 3-ей команде
Провести реакцию обмена между веществами: Na2CO3 и НCl. Рассказать правила техники безопасности и оказания первой помощи при работе с газообразными и летучими веществами. Записать уравнения химической реакции в молекулярном и ионном виде. Какое условие необратимости реакции ионного обмена вы доказали?
12 слайд
Тестовое задание по теме «Реакции ионного обмена»
Вариант – 1
Задание 1 (тесты – 4 балла)
В какой из указанных групп находятся только катионы:
а) NO3- , Cu2+ , OH- , Fe2+ ;
б) Na+ , Ba2+ , NH4+ , Al3+ ;
В результате диссоциации калий гидроксида образуются ионы:
а) К+ и Cl- б) К+ и SO42-
в) К+ и OH-
3. Какое из веществ в водном растворе диссоциирует с образованием иона Ba2+:
а) Ba(OH)2; б) BaSO4
4. Укажите химическую формулу слабого электролита:
а) H2CO3 б) NaOH в) Na2CO3
Вариант – 2
Задание 1 (тесты – 4 балла)
В какой из указанных групп находятся только анионы:
а) К+ , Cl- , Mg2+ , H+ ;
б) OH- , SO42- , Cl-, PO43- ;
В результате диссоциации натрий сульфата образуются ионы:
а) Н+ и SO42-б) Na+ и OH-
в) Na+ и SO42-
3.Какое из веществ в водном растворе диссоциирует с образованием иона Н+:
а) H2 SO4; б) H2 SiO3
4. Укажите химическую формулу сильного электролита:
а) H2SO4 б) Cu(OH)2 в) H2SO3
13 слайд
Правила Техники безопасности
!
При работе с кислотами и щелочами будьте осторожны. При попадании кислоты на руки или одежду - смойте ее большим количеством воды. Пораженные участки кожи обработайте 5%-ым раствором соды.
При попадании щелочи на одежду или руки, смойте ее большим количеством воды. Пораженные участки кожи обработайте 5%-ым раствором борной кислоты.
Чтобы почувствовать запах вещества, осторожно приблизьте пробирку и, помахивая рукой над отверстием пробирки, вдохните воздух. Нельзя отверстие пробирки близко подносить к лицу – можно вызвать раздражение дыхательных путей.
Если произошел несчастный случай, немедленно обратитесь к учителю.
14 слайд
Правила
составления реакций ионного обмена
1.Записать молекулярное уравнение химической реакции.
2. По таблице растворимости определить растворимость исходных веществ и продуктов реакции.
3. Выяснить, какие реагенты и продукты реакции являются сильными электролитами, а какие – слабыми электролитами или неэлектролитами.
4. В молекулярном уравнении формулы сильных электролитов заменить формулами соответствующих ионов, учитывая при этом индексы и коэффициенты. Сначала записывают катионы, затем – анионы.
5. Записать полное ионное уравнение.
6. Записать краткое ионное уравнение (удалив из обеих частей полученного уравнения одинаковые ионы).
15 слайд
3-й конкурс “ Перевертыши ”
Задание 1 команде
Какие из ионов одновременно не могут находиться в растворе и почему? Подтвердите это соответствующими уравнениями в молекулярном и ионном виде. Вам необходимо решить обратную задачу: по приведенным схемам необходимо составить полное ионное и молекулярное уравнения реакций
а) Fe3+ и OH- б) H+ и SiO32- в) Zn2+ и NO3-
Задание 2 команде
Какие из ионов одновременно не могут находиться в растворе и почему? Подтвердите это соответствующими уравнениями в молекулярном и ионном виде. Вам необходимо решить обратную задачу: по приведенным схемам необходимо составить полное ионное и молекулярное уравнения реакций
а) Ba2+ и CO32- б) H+ и SO32- в) Fe2+ и SO42-
Задание 3 команде
Какие из ионов одновременно не могут находиться в растворе и почему? Подтвердите это соответствующими уравнениями в молекулярном и ионном виде. Вам необходимо решить обратную задачу: по приведенным схемам необходимо составить полное ионное и молекулярное уравнения реакций
а) Zn2+ и S2- б) H+ и OH- в) Ca2+ и NO3 -
16 слайд
Тестовое задание по теме «Реакции ионного обмена»
Вариант – 1
Задание 2 (3 балла)
Определить, является ли необратимой реакция между веществами:
а) NaCl + KNO3
б) CuSO4 + KOH
Записать молекулярное и ионные уравнения реакций.
Вариант – 2
Задание 2 ( 3 балла)
Определить, является ли необратимой реакция между веществами:
а) BaCl2 + Na2CO3
б) Ba(OH)2 + LiCL
Записать молекулярное и ионные уравнения реакций.
17 слайд
4 конкурс «Практикум»
Задача
Рассчитайте массу осадка, который образуется при сливании 208 г 10 %-го раствора хлорида бария с раствором серной кислоты. Запишите полное и краткое ионные уравнения химической реакции. Какой осадок при этом образуется? Является ли данная реакция обратимой? Обоснуйте свой ответ.
18 слайд
Качественные реакции
Качественная (характерная) реакция – химическая реакция, позволяющая определить состав вещества.
Реактив – вещество (ион), которое применяют для определения другого вещества (иона) в растворе исследуемого вещества.
19 слайд
20 слайд
Тестовое задание по теме «Реакции ионного обмена»
Вариант – 1
Задание 3 (3 балла)
Составьте полные ионные и молекулярные уравнения реакций по схемам:
а) Mg2+ + CO32- MgCO3
б) 2H+ + SO32- H2O + SO2
Вариант – 2
Задание 3 (3 балла)
Составьте полные ионные и молекулярные уравнения реакций по схемам:
а) Al3+ + 3OH- Al(OH)3
б) H+ + OH- H2O
21 слайд
Выигрышный путь составляют
вещества - неэлектролиты.
KOH FeCl2 O2
Na2CO3 SO3 H3PO4
Mg Ba(OH)2 HNO3
КРЕСТИКИ - НОЛИКИ
5 конкурс «ИГРОТЕКА»
22 слайд
Задачи:
закрепить знания об электролитах и электролитической диссоциации;
повторить правила написания уравнений реакций ионного обмена и условиях их протекания;
закрепить навыки составления ионных уравнений;
- совершенствовать навыки выполнения лабораторных работ, безопасной работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
23 слайд
Домашнее задание
1. Повторить § 4 – 10;
2. Решить задачу 5 на с. 59.
3*. Составить (по желанию):
- кроссворд;
- игру «Белая ворона» или «Третий – лишний»;
- игру «Крестики – нолики»;
- подготовить сообщение на тему:
«Значение реакций ионного обмена в быту
и промышленности».
24 слайд
Спасибо!
Мы с вами отлично поработали !
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Методическая разработка интерактивного урока химии в 9 классе по теме "Реакции ионного обмена" и презентация к уроку. Используются групповая, индивидуальная формы работы, игровые моменты, демонстрационные опыты, проблемные задания, мультимедийная презентация. Форма проведения урока -игра-соревнование между командами. Данныйурок можно рекомендовать для проведения обобщающих уроков по теме, открытых уроков в рамках недели или декады химии, а также с целью обмена опытом.На уроке осуществляется дифференцированный подход как в процессе повторения, обобщения, так и при сообщении домашнего задания.
6 663 966 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шаймиева Анфиса Рафаиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.