Главная / География / Методическая разработка урока географии по теме: «Природные зоны России: арктические пустыни, тундра»

Методическая разработка урока географии по теме: «Природные зоны России: арктические пустыни, тундра»

Методическая разработка урока географии

по теме: «Природные зоны России: арктические пустыни, тундра»


Цель урока: познакомить учащихся с природной зоной Арктики и тундры, с особенностями природы.

Задачи:

Обучающие

Б: понятия: экстремальная среда обитания, вечная мерзлота, ландшафт.

П: взаимосвязь компонентов природы на примере зоны арктических пустынь и тундры;

У: негативные последствия нерационального природопользования и пути их решения;

Развивающие

Б: умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки природно-хозяйственных зон;

П: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу;

У: оценить значение АПК арктических пустынь и тундр для страны.

Воспитательные

Духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся на основе мировоззренческой идеи целостности и взаимосвязи компонентов природы в системе «Природа-человек-общество». Развивать информационно-коммуникативную и социальную компетентность.


Тип урока- изучение нового материала.

Методы: картографический, сравнительный, проблемный, анализ, частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная.

Ход урока:

  1. Организационный момент урока.

-Проверили готовность к уроку: учебник, атлас, тетради, раздаточный материал.


  1. Актуализация темы.

(презентация о природных зонах Арктики и тундры)

- Тема нашего урока: «Природные зоны России. Арктические пустыни и тундра». Запишите тему урока в тетрадь. На прошлых уроках мы знакомились с различными природно-территориальными комплексами и их компонентами. Опираясь на знания прошлого урока, определите цели нашего урока, т.е. что будем изучать в данных природных зонах? (изучать растения, животные, почвы, климат, рельеф). Вы сейчас определили цель нашего урока, запишите ее в тетрадь.


3. Изучение нового материала.

А) Арктические пустыни.

-После просмотра фрагмента видеофильма об Арктике (или слайдов презентации), называют по одному слову, которое характеризуют Арктику. (Суровость, холод, льды, белые медведи, айсберги). Арктика в переводе с греческого означает медведь, т. к. природная зона расположена под созвездиями Медведиц- Большой и Малой, а еще северный, так как в ручке ковша созвездия Малой медведицы расположена полярная звезда, показывающая направление на север.

- Давайте посмотрим на карту природных зон России. Изучив условные обозначения карты, определите месторасположения арктических пустынь. Выполните задание № 1 «Лови ошибку» (Приложение 1). После выполнения задания, организуется взаимопроверка.

- Возьмите раздаточный материал, где записано задание № 2 «Арктика» (Приложение 2). Используя дополнительный материал и карты атласа, заполните таблицу «Природные зоны» (Приложение 3) и подготовьтесь ответить на вопросы.

Таблица

Природные зоны


Природная зона

Климат

Воды

Почва

Растительный мир

Животный мир














- А теперь проверим записи в таблице. Ученики по- цепочке называют ответы, а учитель задает проблемные вопросы:

  • Почему лето в арктической пустыне холодное? (Угол падения солнечных лучей очень низкий, лучи скользят по поверхности, поэтому не нагревают ее. Влияние подстилающей поверхности: снег отражает солнечные лучи почти на 80%).

  • Почему растительность не имеет сплошного растительного покрова? (Почвы примитивные, маломощные, неплодородные и оттаивают лишь местами летом, большая площадь покрыта льдами).

  • Почему в Арктике преобладают хищники? (Растительный покров очень скуден, пища только в море).

  • Как приспособились животные к суровому климату Арктики? (толстый слой жира под кожей, густой мех, оперение)

  • Почему у многих представителей животного мира окраска белого цвета? (покровительственная окраска делает животное незаметным как для хищника, так и для жертвы)

  • Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за толщиной льда и чистотой снега? (Любое пятно темного цвета поглощает лучи солнца и происходит таяние снега. Спичка, оставленная на поверхности льдины, за сутки углубляется на 1 метр. Много мусора создает опасность разрушения льдины)


Б) Экологическая проблема Арктики.

- -

-Необходимо поговорить и затронуть вопрос экологии. Прочитайте текст задания № 3 (Приложение 4), найдите проблемы северных территорий. Обсудите в парах причинно-следственные связи ( причины подчеркните красным, а следствие зеленым карандашом).

-Назовите только следствия:

  • изменение климата и таяние арктических льдов;

  • загрязнение вод северных морей стоками нефти и химических соединений, а так же морским транспортом;

  • сокращение популяции арктических животных и изменение их среды обитания.

В) Тундра

  • Следующая природная зона имеет происхождение от слова тунтури, что с перевода народов саами означает сопки- невысокие вершины, не покрытые лесом. Слова одного выдающего ученого нашей страны. М. В. Ломоносова об этой природной зоне звучат так ": места мхами зарослые, кроме болот в лесу, каковыми заняты на большей части берега Северного Океана" О какой природной зоне писал Михаил Ломоносов? Эта природная зона, которая расположена южнее Арктики. (Показ по карте) Зона тундры тянется на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. Южная граница тундры в европейской части и в Западной Сибири почти совпадает с Полярным кругом. В восточной Сибири тундра резко отодвинута к северу.  На востоке спускается к югу до побережья Охотского моря.

  • Задание по таблице «Природные зоны»: вам необходимо проверить верные ли данные о компонентах природы тундры записаны в таблицу и заполнить растительный и животный мир, используя стихи Л. Лапцуя (задание № 4) (Приложение 5). Леоинд Лапцуй -это ненецкий поэт, детство, юность и вся жизнь которого прошла в тундре. Родился он в 1932г. в стойбище. Его отец, Василий Лапцуй, был опытным пастухом и охотником. Подростком Леонид Лапцуй рыбачил наравне со взрослыми, был проводником в геологической партии, пас оленей…Мальчик рос трудолюбивым, наблюдательным. - Работать будем индивидуально. (Ученики используют карты атласа и стихи Л. Лапцуя) (Затем проверка).

-Проверим, все ли данные были верны? Что исправили? Какими картами атласа пользовались?

-А теперь, в парах обсудите и составьте проблемные вопросы, используя опорные слова: 1 колонка- озера. 2 колонка- увлажнение, 3 колонка- мерзлота. (примерные вопросы: Почему в тундре много озер? Почему в тундре избыточное увлажнение? Почему почвы мерзлотные? Почему распространена вечная мерзлота? и т.п.)

5. Закрепление изученного. Задание № 5 (Приложение 6) индивидуальная проверочная работа. Распределить предложения в таблицу

Арктические пустыни

Тундра



- Проверим. (Взаимопроверка)

6. Домашнее задание.

- Параграф . В тундре тоже имеются различные экологические проблемы. Работая с текстом «Экологические проблемы тундры» (Приложение 7), подчеркнуть причины проблем красным цветом, а следствия – зеленым.

7. Итог урока.

- Что нового узнали? Какой была цель урока? Достигли ли мы цели? Что осталось невыясненным? (Выставляются оценки)























Приложение 1

Задание № 1 « Лови ошибку»

1.Зона арктических пустынь расположена на крайнем севере России. 2.Арктика – южная полярная область Земли. 3.Две трети арктической территории приходится на Северный Ледовитый океан, самый маленький по размерам океан мира и самый соленый океан. 4.Расположение зоны арктических пустынь: Северный Ледовитый океан, северные моря (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море, Охотское море), острова (Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, остров Сахалин). 5. Реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана: Печора, Обь, Волга, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.


Приложение 2

Задание № 2. «Арктика»

Дополнительный материал: «Арктические пустыни»

Арктическая пустыня - это самая северная из природных зон, характеризуется арктическим климатом. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима, длящаяся 10-11 месяцев и короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров и более. Над океаном бушуют метели, ураганные ветры. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют "холодильником” нашей страны. Летом — полярный день, но тепла мало, почва не успевает полностью оттаять.

Арктические пустыни представляют собой бесплодные земли, скованные вечной мерзлотой. Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней. Почвы очень бедны гумусом. Растительность почти отсутствует и представлена преимущественно лишайниками. Животный мир также беден — там живут белые медведи, белухи, нарвалы, моржи, и тюлени. Летом на скалах — птичьи базары. Их создают чистики, кайры, гагары.

В суровых условиях Арктики одной из главных задач является сохранение тепла, о постоянной борьбе животных с холодом свидетельствует их внешний облик – наличие толстого слоя жира (тюлень), густого меха (песец, северный олень, белый медведь), рыхлого оперения (белая сова) и толстых лап.

Еще одним приспособлением животных Арктических пустынь является белая окраска, которую они приобретают перед зимой (у некоторых животных, например, белого медведя, белая окраска сохраняется круглый год), хищникам она помогает охотиться (быть менее заметными среди белоснежной Арктики), а их жертвам укрываться от опасности.



Приложение 3


Таблица «Природные зоны»


Природная зона

Климат (t летом, t зимой, кол-во осадков, типичная погода)

Воды

Почва (типы почв)

Растительный мир

Животный мир


Арктическая пустыня























































Тундра













Климат- прохладное лето, морозная зима, 300 мм осадков в год, t летом +8+10, t зимой до — 32 (в Сибири), сильные ветры













Много озер, рек, которые впадают в Северный Ледовитый океан. Болот нет.

Тундрово-глеевые, мерзлотные с высоким содержанием гумуса.








Приложение 4

Задание № 3.

Причины подчеркните красным, а следствие -зеленым карандашом.


«Эта земля удивительно красива. Земля фантастических пейзажей, величайшего спектра чувств! Какими только эпитетами не награждали этот край! Это и "Страна ледяных пустынь", и "Безмолвная Арктика". Кажется, что здесь до сих пор продолжается ледниковый период. Но это только, кажется, а на самом деле средняя температура воздуха в летние месяцы возросла, появились открытые водные пространства. Согласно данным 2004г. за последние 30 лет толщина арктических льдов в среднем уменьшилась наполовину. Глобальное потепление угрожает белым медведям, их численность может сократиться на треть в ближайшие полвека. Сокращается и число "птичьих базаров". Каждый год в начале марта детеныши тюленя появляются на свет. В возрасте 3-4 недель, когда маленькие тюлени не могут укрыться от опасности даже в воде, люди отлавливают их на льду тысячами и убивают ради шкурок.  Главным врагом песца является человек. Песец привлекает его своим роскошным мехом. Тысячи и тысячи этих животных уничтожаются ради роскошных шуб. Стали редкими морж, розовая чайка, они внесены в Красную книгу России. Хозяйственная деятельность человека за последние десятилетия для некоторых районов Арктики обернулась настоящей трагедией: основные источники загрязнения являются добывающая промышленность и транспорт, военные объекты, перерабатывающая промышленность, радиоактивное загрязнение Новой Земли, проблемы Северного морского пути»





















Приложение 5


Задание № 4.

Описать растительный мир тундры.

Там в ягельной простерлась пастушья страна -
Стада, словно волны, то буйствуют, то отдыхают. Но нигде не встретить леса или рощи,
Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек
Да в снегу кустарник борозду полощет.

С яростной пургою лишь ерник поспорит…

По склонам ложбинок и впадин
На кочках - веселый наряд.
Березок зеленые пряди
Над самой землею висят…
И всюду алеет морошка.


Назовите животных тундры:

Сидит лисица у норы песцовой,
Спит куропатка под кустом в снегу
Следа мышей во мраке ищут совы,
Крадется волк, согнувшийся в дугу.

Он в тундре живет с незапамятных пор.
И Север представить нельзя без оленя.
Олень - это тундры пятнистый ковер,
Ее вдохновенье, ее откровенье…

когда над тропкой на ветру
живая туча комаров плясала…




















Приложение 6

Здание № 5.

Распределить предложения в таблицу

Арктические пустыни

Тундра





1. Занимают побережье морей Северного Ледовитого океана. 2. Приурочена ко многим островам бассейна Северного Ледовитого океана и отдельным участкам материкового побережья. 3. Многочисленные ледники. 4. Увлажнение избыточное, много болот и озер. 5. Повсеместное распространение многолетней мерзлоты. 6. Часты туманы. 7. Лето короткое, холодное, средняя температура самого теплого месяца менее +4°С. 8. Пространства покрыты щебнем и обломками камней. 9. Почвы мерзлотные. 10. Почвы примитивные, маломощные. 11. Растительность представлена лишайниками. 12.Природа зоны легко ранима. 13. Главное животное- пингвин. 14. Животные: тюлени, моржи, белые медведи, перелетные птицы. 15. Господствуют мхи, лишайники, кустарнички и карликовые деревца.
























Приложение 7

Экологические проблемы тундры.

Причины экологических проблем подчеркните красным цветом, а следствие -зеленым.

Главная особенность северных тундровых экосистем —сплошной моховой покров и редкие кустарнички. Камни покрыты лишайниками. По берегам ручьев низкие и редкие кустики ивы. Ниже — вечная мерзлота, которая этим тонким слоем почвы и растительности в теплое время года прикрыта как одеялом, что предохраняет вечную мерзлоту от таяния.

В течение 10 месяцев все находится в замерзшем состоянии. Полярное лето длится около 40 дней; типичная погода — температура 3...6 °С, моросящий дождь, ветер; в середине этого срока бывает 10... 14 дней с температурой выше 20 °С. Тем не менее за столь короткий вегетативный период тундровые экосистемы успевают завершить круговорот веществ и дать, хотя и небольшую, первичную биологическую продукцию. В тех условиях при температурах 3...6 °С разложение и переработка растительных остатков происходит крайне медленно.

Ключевая роль в круговороте веществ в полярных экосистемах принадлежит северным оленям. Причем количество северных оленей в тундре замечательно согласовано с количеством растительности и действует механизм авторегулировки. При избытке продукции растительности увеличивается количество оленей до необходимого, при недостатке — олени кочуют, а если кочевать уже некуда, сокращается их численность. Кстати, о кочевках оленей. После постройки нефтепровода выяснилось, что олени не могут его пересекать; т.е. физически могли бы, так как он сооружен на бетонных опорах, олени могли бы его либо перепрыгнуть, либо подлезть под трубу снизу. Но они по неизвестным причинам этого не делают и умирают с голоду на уже съеденных пастбищах. Изучив проблему, пришлось переделать трубопровод, снабдив его на маршрутах кочевок оленей широкими и высокими проходами. Из-за деятельности человека (и прежде всего из-за добычи нефти, строительства и эксплуатации нефтепроводов) над многими частями российской тундры нависла опасность экологической катастрофы. Из-за утечек топлива из нефтепроводов происходит загрязнение окружающей территории, нередко встречаются горящие нефтяные озёра и полностью выгоревшие территории, когда-то покрытые растительностью.

Современное общество, явившееся на Север со своей тяжелой техникой за полезными ископаемыми, нарушает равновесие. Тяжелый трактор неизбежно продавливает около 30 см мягкой почвы до мерзлоты и таким образом вскрывает теплоизоляцию, обеспечивая доступ теплого воздуха к мерзлоте в летнее время. Естественно, мерзлота начинает таять и каждое лето протаивает все больше, так как растительность в этих условиях, на температурной границе своего обитания, очень не скоро сможет зарастить этот тракторный след.

Если скорость эрозии будет превышать скорость зарастания , разрушение мерзлых грунтов будет происходить с годами все глубже и глубже с пределом на уровне моря. Иными словами, полуостров Ямал, на котором ныне разрабатываются три крупных нефтегазовых месторождения и который в значительной своей части представляет собой песчаные наносы реки Оби, со временем может превратиться в архипелаг Ямал.



Приложение 8

Оценочный лист обучающегося


Ф. И. ученика (цы) __________________________


Задание 1 «Лови ошибку»

Задание 2

Таблица «Природные зоны»

Задание 3

«Экология Арктики»

Задание 5

«Проблемные вопросы»

Проверочная работа

Дополнительные бонусы

Средний балл
























Методическая разработка урока географии по теме: «Природные зоны России: арктические пустыни, тундра»
  • География
Описание:

Урок знакомит обучающихся с природными зонами России: Арктикой и тундрой На уроке выявляются особенности природы этих зон, взаимосвязи природных компонентов, хозяйственное значение для страны и негативные последствия нерационального природопользования.

Во время занятия обучающиеся ведут самостоятельный поиск, анализ, отбор информации и ее преобразование. 

Тип урока- изучение нового материала.

Методы: картографический, сравнительный, проблемный, анализ, частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная.

 

Автор Савлюк Ирина Олеговна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2024
Номер материала 17980
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓