Главная / Физика / Методическая разработка урока физики на тему: "Реактивное движение" (9 класс)

Методическая разработка урока физики на тему: "Реактивное движение" (9 класс)



Урок по физике "Реактивное движение" в 9 классе

Учитель физики МОУ «СОШ п. Учебный Ершовского района Саратовской области» Звягинцева Л.А.

Аннотация

При составлении данной методической разработки я определила ее цель – показать использование элементов современных педагогических технологий на уроке физики. Современные педагогические технологии на уроке физики способствуют наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методических приемов, помогают нагляднее изложить учебный материал с помощью применения современных технических и информационных средств обучения.

По рабочей программе, которая составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования по физике», рекомендованного Министерством образования РФ в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений 2 часа в неделю в 7, 8, 9 классах, по 5 часов в неделю и 1 элективный курс в 10 профильном классе, 5 часов физики в 11 профильном классе и программы для общеобразовательных учреждений: Физика 7-9 кл. А. В. Перышкина, 2011 г. на изучение темы «Реактивное движение" в 9 классе отводится 1 час. Важно научить применять закон сохранения импульса при решении задач, потому что учащиеся 9 класса участвуют в итоговой аттестации по физике.

Содержание.

Данный урок проводится после изучения темы импульс тела и закон сохранения импульса. Для проверки усвоения знаний закона сохранения импульса, понятий импульс тела в начале урока провожу тест, чтобы выявить уровень усвоения изученного материала. В ходе самопроверки виден результат усвоения  учащимися основных понятий: импульс силы и импульс тела, изменение импульса тела  и закон сохранения импульса тела.

Презентация знакомит учеников с особенностями и основными характеристиками реактивного движения, с историей его развития. На простых примерах (движение надутого шарика, из которого выходит воздух, перемещение некоторых представителей животного мира – кальмаров и осьминогов) выясняем, как возникает реактивная сила. В презентации коротко рассматривается история изучения и использования реактивного движения, успехи нашей страны в освоении космического пространства от запуска первого искусственного спутника земли, полета первого в мире космонавта до создания орбитальной станции и работы на ней в настоящее время.

Вместе с учащимися в ходе урока выясняем, что представляет реактивное движение, принцип работы реактивного двигателя, принцип запуска ракеты на основе применения закона сохранения импульса. Учащиеся занимаются проектной и исследовательской деятельностью, готовят проекты по истории развития космонавтики в России, вступают в диалог при рассмотрении принципа работы многоступенчатой ракеты, показывают значение закона сохранения импульса в развитии техники.

Введение

Большинство учащихся нашей школы выбирают предмет физику для сдачи экзамена в форме ГИА и в дальнейшем получают среднее образование в профильном физико-химическом классе или поступают в Саратовский железнодорожный техникум по специальности технолог, Энгельский механико-технологический техникум по специальности автомеханик, Профессионально-педагогический колледж ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» по специальности технолог. Поэтому мы осуществляем подготовку ребят к основному государственному экзамену по физике.

Тема «Реактивное движение» помогает развить интерес к изучению сложных понятий импульса тела, импульса силы, показывает роль закона сохранения импульса в развитии ракетной техники. Изучение этой темы особенно актуально на примерах жизни и деятельности выдающихся ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева, летчика-космонавта Ю.А. Гагарина. В 1903 году в Петербурге была опубликована статья скромного калужского учителя К.Э. Циолковского "Исследования мировых пространств реактивными приборами". В статье доказывалось, что единственный летательный аппарат, способный проникнуть за атмосферу и покинуть Землю, - это ракета. Циолковский разработал теорию ракеты, дал ей математический расчет, указал наиболее выгодное топливо для неё.

Удивительно насколько точно ученый К.Э. Циолковский определил конкретные детали прорыва в космос. Рассказываю учащимся, что на пресс-конференции в Московском Доме ученых Ю. А. Гагарин засвидетельствовал, что в книге Циолковского хорошо описаны факторы космического полета. Сообщаю ребятам, что по наброскам чертежей Циолковского сконструирован гидрокомбинезон, помогающий перенести перегрузки в космосе. Нашла поддержку и другая мысль ученого – собирать испаряемую космонавтами воду и, охладив, снова запускать её в дело. На основании этих фактов учащиеся убеждаются в важности изучения законов сохранения импульса.

Учащиеся делятся на группы и исследуют особенности и характеристики реактивного движения, историю его развития. Готовят интересные сообщения о жизни и деятельности К.Э. Циолковского, Ю.А. Гагарина, С. П. Королева. Мы побывали с ребятами на Соколовой горе, посмотрели военную технику, экскурсовод сообщила нам о боевой мощи легендарной ракетной установки «Катюша», рассказала о её значении в Победе в Великой Отечественной войне. Об этой экскурсии ребята вспоминали на уроке.

Учащиеся учатся распознавать реактивное движение среди других видов движения, воспроизводят и применяют понятие реактивное движение в конкретных жизненных ситуациях.

Урок «Реактивное движение» имеет огромное значение в воспитании патриотических чувств: любви к Родине, вырабатывает целеустремленность, любознательность, формирует коммуникативные качества личности, умение работать в группе, коллективно участвовать в поиске информации, воспитывает навыки исследовательской деятельности и развивает индивидуальные творческие способности.

Характеристика темы

По рабочей программе на изучение темы « Реактивное движение» отводится 1 час времени. На уроке ставится и реализуется следующая цель:

Цель урока:

  • 1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках физики; показать практическое применение закона сохранения импульса, реактивного движения для объяснения явлений в природе и технике.

  • 2. Развивающая: способствовать развитию у школьников грамотной физической речи, мышления (умения обобщать и систематизировать, строить аналогии).

  • 3. Воспитывающая: содействовать патриотическому, политехническому, экологическому воспитанию, воспитанию ответственности, высокой работоспособности, толерантности и эмпатии.

Учащиеся закрепляют знания закона сохранения импульса, показывают умения решать задачи на нахождение импульса тела, импульса силы, на закон сохранения. Знакомятся с реактивным движением, учатся отличать его от других видов движения, формируют умения в решении тестовых заданий, совершенствуют навыки культуры речи, развивают творческие способности.

Изучение данной темы играет большую роль в формировании качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;воспитание качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

развитие интереса к техническому творчеству.

На данном уроке можно выделить уровни изучения и усвоения учебного материала предыдущей темы, закрепить понятия импульса телы и импульса силы и провести анализ умений решать тестовые задачи. Урок способствует частой смене деятельности, что очень важно для здоровьясбережения.

На уроке применяются различные современные образовательные технологии, и это способствует повышению качества знаний учащихся.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Реактивное движение

  1. ФИО учителя Звягинцева Любовь Анатольевна

  2. МОУ «СОШ п.Учебный Ершовского района Саратовской области»

  3. Учитель физики

  4. Физика

  5. 9 класс

  6. Реактивное движение

  7. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник

Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися результатов:

Личностных:

  • Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.

  • Развивать целостную картину мира.

  • Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

  • Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности за счет рефлексии.

Метапредметных:

  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

  • Самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения задач.

  • Формировать умение работать с ЭОР.

Предметных:

  • Понимать смысл понятия реактивного движения.

  • Уметь описывать и объяснять физические явления на основе реактивного движения

  • Представлять результаты работы в виде презентаций.

  • Приводить примеры практического применения реактивного движения.

  • Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности.


Тип урока: урок открытия нового знания и формирования знаний, умений, навыков, возможности их применения на практике.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютеры с выходом в Интернет.


Структура и ход урока

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

Орг момент


Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих,

слушает

1 мин

2

Самопроеделение деятельности

Целеполагание

http://www.youtube.com/watch?v=q6Xp3PlIdo8

- Посмотрев демонстрацию двух движений: полет воздушного шара и взлет космического корабля ответьте на вопрос: « Чем похожи эти движения?

- А как называется такое движение?

- Какова тема нашего сегодняшнего урока?

План нашей деятельности:

  1. Изучение характеристик реактивного движения

  2. Решение задачи

  3. Защита проекта « Космонавтика сегодня»

  4. Викторина

  5. Тестирование

Смотрят демонстрацию, отвечают на вопросы учителя

3 мин

3

Открытие нового знания

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%E0%EA%F2%E8%E2%ED%E0%FF_%F2%FF%E3%E0

1 группа

Найдите определение реактивного движения

Работает в сети интернет

5 мин


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc799-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_17.swf

2 группа

Приведите примеры реактивного движения

Устройство ракеты

Работают в сети интернет



3 группа « В чем заключается преимущество много- ступенчатой ракеты от одноступенчатой?

Работают по учебнику стр.82




Выступление в группах

Представители от групп выступают, остальные оценивают

5мин

4

Первичное закрепление


- Что такое импульс тела? - Сформулируйте закон сохранения импульса.

- Какие тела взаимодействуют при движении ракеты?

-Запишите формулу закона сохранения импульса для системы тел : ракета, газовая струя. mpvp= mгvг- Выразите из этой формулы скорость ракеты.

- От чего она зависит? Чем больше скорость газа, тем больше скорость ракеты, чем больше отношение массы газа к массе ракеты, тем больше скорость ракеты. Формула справедлива для мгновенного сгорания газов, но это – взрыв. На практике масса газа уменьшается постепенно, для точного расчета используются сложные формулы, которые применяют ученые и конструкторы.

Работают фронтально

3мин

5

Решение задачи


Какую скорость получит ракета фейерверка, если масса ее оболочки равна 600г, масса пороха в ней 15г, а газы вырываются со скоростью 800 м/с

Решают самостоятельно

5

6

Физминутка




1

7

Сообщения учащихся

( подготовлены самостоятельно дома)


Презентации «Развитие ракетной техники» и

« Космические рекорды»

Ученики выступают с сообщениями, остальные слушают

7


Викторина по просмотренным материалам:

  1. Как называется движение возникающее как результат отделения от него какой – либо части?

  2. Назовите ученого, которого считают « Отцом русской космонавтики»?

  3. В каком году Ю.А. Гагарин полетел в космос?

  4. Сколько времени длился первый полет?

  5. Как называлась ракетная установка, которую использовали во время второй мировой войны

  6. Где проводят свои исследования космонавты?

Работают фронтально

3

8

Тестирование

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc772-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Проводится по интерактивной модели

Работают в парах

7

9

Рефлексия


На доске находится картина “Пейзаж деятельности и настроения” картина Левитана “Золотая осень» оцените свою роль и активность на уроке

Высказывают мнение о работе на уроке

Выставляют оценку

3

10

Домашнее задание


§ 23, подготовить сообщение

« Экологические проблемы космонавтики»

Записывают домашнее задание

1


Приложение к плану – конспекту урока

Таблица № 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрацияпрезентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Старт ракеты


Видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=q6Xp3PlIdo8


2

Реактивная тяга

Википедия

Определение реактивного движения. Работа с источником информации

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%E0%EA%F2%E8%E2%ED%E0%FF_%F2%FF%E3%E0

3

Реактивное движение

урок физики 9

Единая коллекция ЦОР

Примеры реактивного движения

Интерактивная модель ракеты

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc799-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_17.swf

4.

Реактивное движение

( урок физики в 9 классе)


Единая коллекция ЦОР

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc772-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html



Заключение

Данный урок проводился мной в рамках недели физики, рассчитан на учащихся, сдающих экзамен по физике в основном для подготовки их в профильный класс. Для решения поставленных задач необходимо использовать презентации, выполненные учащимися. Они помогают подросткам самоутвердиться при решении проблемных вопросов, понять как использовать закон сохранения импульса при решении задач, раскрыть навыки пользования ЭОР, формируют интерес к поиску новых знаний.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется c помощью тестирования при проведении, которого все учащиеся находятся в одинаковых условиях и используют одинаковые измерительные материалы. Принцип тестирования прост. Оценка «5» ставится учеником за правильно выполненные 5 заданий из 6, «4» за 4, «3» за 3, «2» за 2 задания. Таким образом, учащиеся знают, какую оценку они могут получить на уроке и стараются выполнить больший объём работы качественно.

Тестирование используется при текущей проверке знаний, на ГИА и нередко при приёме на работу. Поэтому важно приучить учащихся к технологии тестирования, научить их оперировать знаниями при тестовой форме заданий. В результате учащийся может продемонстрировать учебные достижения на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний.

Данный урок способствовал развитию творческого мышления, изобретательности, формировал умения правильно работать коллективно, развивать критическое мышление, познавательное творчество, собственную оценочную позицию.

Литература:

1)http://festival.1september.ru/articles/580357//

2) http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/04/03/urok-fiziki-po-teme-reaktivnoe-dvizhenie-9-10-klass


3)http://easyen.ru/load/fizika/9_klass/reaktivnoe_dvizhenie_urok_prezentacija/140-1-0-125

4) http://rgantd.ru/vzal/korolev/razdel6.htm

5) videoinformatika.com

6) videouroki.net

7) http://www.pandia.org/text/category/9_klass/













Методическая разработка урока физики на тему: "Реактивное движение" (9 класс)
  • Физика
Описание:

При составлении данной методической разработки я  определила  ее цель – показать использование элементов современных педагогических технологий  на уроке физики. Современные педагогические технологии  на уроке физики способствуют наиболее рациональной организации учебного процесса,  эффективности методических приемов, помогают нагляднее изложить учебный материал с помощью  применения современных технических и информационных средств обучения.

По рабочей  программе,  которая составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования по физике», рекомендованного Министерством образования РФ в соответствии с Базисным  учебным планом общеобразовательных учреждений  2 часа в неделю в 7, 8, 9 классах, по 5 часов в неделю и 1 элективный курс в 10 профильном классе, 5 часов физики в 11 профильном классе и программы для общеобразовательных учреждений: Физика 7-9 кл. А. В. Перышкина, 2011 г. на изучение темы «Реактивное движение"  в 9 классе отводится 1 час. Важно научить применять закон сохранения импульса при решении задач, потому что учащиеся 9 класса участвуют в итоговой аттестации по физике.

Содержание.

 Данный урок проводится после изучения темы импульс тела и закон сохранения импульса. Для проверки усвоения знаний закона сохранения импульса, понятий импульс тела в начале урока провожу тест, чтобы выявить уровень усвоения изученного материала. В ходе самопроверки виден результат усвоения  учащимися основных понятий: импульс силы и импульс тела, изменение импульса тела  и закон сохранения импульса тела.

Презентация знакомит учеников с особенностями и основными характеристиками реактивного движения, с историей его развития. На простых примерах (движение надутого шарика, из которого выходит воздух, перемещение некоторых представителей животного мира – кальмаров и осьминогов) выясняем, как возникает реактивная сила. В презентации коротко рассматривается история изучения и использования реактивного движения, успехи нашей страны в освоении космического пространства от запуска первого искусственного спутника земли, полета первого в мире космонавта до создания орбитальной станции и работы на ней в настоящее время.

Вместе с учащимися в ходе урока выясняем, что представляет реактивное  движение, принцип работы реактивного двигателя, принцип запуска ракеты на основе применения закона сохранения импульса. Учащиеся занимаются проектной и исследовательской деятельностью, готовят проекты по истории развития космонавтики в России,  вступают в диалог  при рассмотрении принципа работы многоступенчатой ракеты, показывают значение закона сохранения импульса в развитии техники.

Введение

Большинство учащихся нашей школы выбирают предмет физику для сдачи экзамена в форме ГИА и в дальнейшем получают среднее образование в профильном физико-химическом классе или поступают  в  Саратовский железнодорожный техникум по специальности технолог, Энгельский механико-технологический техникум по специальности автомеханик, Профессионально-педагогический  колледж ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» по специальности технолог. Поэтому мы осуществляем подготовку ребят к основному государственному экзамену по физике.

 Тема «Реактивное движение» помогает развить интерес к изучению сложных понятий импульса тела, импульса силы, показывает роль закона сохранения импульса в развитии ракетной техники. Изучение этой темы особенно актуально на примерах жизни и деятельности выдающихся ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева, летчика-космонавта Ю.А. Гагарина. В 1903 году в Петербурге была опубликована статья скромного калужского учителя К.Э. Циолковского "Исследования мировых пространств реактивными приборами". В статье доказывалось, что единственный летательный аппарат, способный проникнуть за атмосферу и покинуть Землю, - это ракета. Циолковский разработал теорию ракеты, дал ей математический расчет, указал наиболее выгодное топливо для неё.

Автор Звягинцева Любовь Анатольевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 920
Номер материала 16270
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓