Главная / Физика / методическая разработка урока Электрический заряд. Электризация. Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения зарядов.

методическая разработка урока Электрический заряд. Электризация. Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения зарядов.

Тақырыбы:Электрлі заряд. Электрлеу. Зарядтарды сақтау заңы.

Тема: Электрический заряд. Электризация.

Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения зарядов.

Цели:

образовательная: изучить понятие “электрический заряд”, его свойства и способы получения электрических зарядов; рассмотреть их взаимодействия; объяснить физический смысл явления электризации; познакомить с законом сохранения электрических зарядов.

воспитательная: способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать; способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

развивающая: пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям; формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).

Тип: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, практический.

Оборудование и материалы: электрометр, электроскоп, эбонитовая и стеклянная палочки, ленты бумажные и полиэтиленовые, кусочки шерсти и шелка, плакаты, янтарь.

Демонстрации к уроку:

1. Демонстрации для изучения электризации тел.

2. Демонстрации для изучения взаимодействия заряженных тел.

3. Видеофрагменты « Два вида электрических зарядов», «Устройство и действие

электроскопа», «Электризация влиянием», «Делимость электрического заряда», «Взаимодействие заряженных тел»

5. Видео - слайд « Янтарь – камень здоровья»

6. Презентация (Электронное приложение 1)

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Роль учителя: организация учебной деятельности, консультирование.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка цели урока. Психологическая подготовка.

  2. Изучение нового материала.

Наблюдение и опыт – важнейшее средство

познания природы

(Галилео Галилей)

На нашем уроке слово “взаимодействие” сегодня одно из ключевых. И мы с вами, для того чтобы решить поставленные задачи, должны взаимно действовать.

На результат хороший не надейся,
Пока меж нами нет взаимных действий!
Научимся терпенью, уваженью
Мы в поисках совместного решенья!

ФАЛЕС (YII – YI в. до н.э.)

АРИСТОТЕЛЬ (384 -322 г. до н.э.)

ГИЛЬБЕРТ (1544 – 1603 гг.)

ОТТО ГЕРИКЕ (11602 – 1686 гг.)

Б. ФРАНКЛИН (1706 – 1790 гг.)

Ф. ГЕЛЬМГОЛЬЦ (1821 – 1894 гг.)

Пробуждение интереса. Разрешите представиться! Начну все по порядку. Жили, были в Греции семь мудрецов…. Самые настоящие мудрецы. Одного из них, по имени Фалес, который жил viivi веках до нашей эры, в богатом и красивом городе Милеете, расположенном в Малой Азии считают основоположником древнегреческой философии, родоначальником античной науки. Как-то шел Фалес по дороге и глядел на небо. Шел, шел, споткнулся о камень и, как был в белом хитоне и сандалиях, упал в грязь. Навстречу ему – женщина. Увидела такое – и давай его поносить: так, мол, тебе, бездельнику, и надо – другие в поле работают, семью кормят, а ты все в небо глядишь. Народ вокруг собрался, смеется. Обиделся Фалес…

На небо он глядел не зря – пытался сообразить, какая будет в будущем году погода. По его размышлениям, вышло, что погода должна быть самой что ни на есть благоприятной для урожая маслин. Он и скупил все прессы для выжимания из маслин оливкового масла. Миновало лето, наступила осень – и впрямь урожай маслин лучше некуда. А масло давить не чем. Пошли жители Милета на поклон к Фалесу (и та женщина вместе сними). Ну, Фалес долго чиниться не стал, продал им прессы с выгодой для себя. А сам усмехается: и от глядения на небо бывает польза!

Фалес считал, что основа всех вещей – вода. И люди, и растения без воды жить не могут. Даже магнит притягивает металлические предметы, думал Фалес, потому, что испускают особую, невидимую воду. Много позже еще один греческий ученый – Аристотель (384-322гг до н.э.) – пытался доказать, что под словом «вода» Фалес подразумевал «душу» вещей. Но сам Фалес ничего подобного не говорил. Под словом «вода» он подразумевал именно воду: жидкую, только невидимую.

Однажды дочь Фалеса пряла шерсть и заметила, что янтарь стал притягивать к себе пушинки, соломинки, клочки шерсти. «Янтарь» по-гречески – электрон. Фалес Милетский первым описал это явление и тем самым начал изучение электризации и электричества.

Стоял Фалес однажды и смотрел, как работают ткачи. Вот развернули они кусок ткани, а ткань слипается точь в точь как нейлоновые рубашки. Озадачило это Фарадея. Взял кусочек шерстяной тряпочки потер об янтарь и янтарю и к тряпочке стали притягиваться мелкие пылинки. Еще раз потер – то же самое.

«Янтарь» - по-гречески «электрон». Поэтому силу, которая притягивает пылинки, Фалес назвал электрической.

Электрон – обработанный кусок янтаря. Чем привлекал янтарь? Теплый камень удивительной красоты, содержащий иногда внутри себя диковинных маленьких насекомых. Обладал одним необычным свойством – он мог притягивать! Он притягивал пылинки, нити, кусочки папируса. И именно этим свойством определялись в древности названия янтаря у разных народов. Так –

  • греки назвали его электрон – притягивающим к себе;

  • римлянехарпаксом, что означает грабитель;

  • персы кавубой, то есть камнем, способным притягивать мякину (остатки колосьев, стеблей и др. отходов при молотьбе).

Историки могут сейчас уверенно сказать, какую пользу извлекали наши древние, да и не столь древние предки из окаменевшей миллионолетней смолы:

видео – слайд «Янтарь»

  • Янтарь считали действенным лекарством (лечит зоб);

  • Косметическим средством (кремы, маски);

  • Янтарные ожерелья, янтарные четки – это защита от дурного глаза, от напасти, от болезней

  • Янтарь — камень здоровья, счастья и солнца;

  • Он дарит красоту и долголетие, привлекает любовь, активизирует сексуальную привлекательность;

  • Янтарь - камень оптимистов. Украшения из янтаря лечат депрессию, приносят бодрость духа и радость;

  • Янтарь – камень счастья, талисман любви;

  • Янтарные бусы были символом супружеского счастья. На Руси и на Востоке невестам дарили бусы из янтаря;

  • Беременным украшения из янтаря гарантировали легкие и удачные роды;

  • Янтарь — это также камень творчества. Он укрепляет веру, оптимизм. Янтарь был и остается великолепным подарком. У греков подарить янтарь означало пожелать счастья.

Видимо, поэтому столь часты на картинах старых фламандцев изображения кормящих мадонн с янтарными ожерельями.

Так использовался янтарь, камень полезный и таинственный, известный уже тысячи лет.

А дальше? Дальше наступил в человеческой истории мрачный период, называемый средневековьем. Все чему учил Фалес и др. мудрецы, начисто забылось.

Только в 1600 году, т.е., ни много ни мало, более двух тысяч спустя, некий Уильям Гильберт (1544-1603)снова потер янтарь о шерсть.

Гильберт был придворным врачом, лечил английскую королеву Елизавету и короля Якова I , а на досуге интересовался магнитами.

Потер Гильберт янтарь о шерсть и тоже увидел, что притягивает янтарь пылинки и всякие мелкие предметы. Как и Фалес, назвал Гильберт эти явления электрическими от того же слова «электрон», т.е. «янтарь». Стал он дальше пробовать. Оказалось, что не только янтарь, но и алмаз, горный хрусталь, смола, стекло, если их шерстью или мехом потереть, проявляют ту, же самую притягательную силу. Гильберт заметил еще кое-что. Электрическая сила в сухом воздухе сохраняется долго, а в сыром совсем не долго.

Об этом и об опытах с магнитами написал Гильберт книгу. И еще, говорил он в этой книге, что магнитные и электрические явления – совсем не одно и то же. В настоящее время ни для кого не является секретом, что все тела природы построены из мельчайших, неделимых уже далее частиц называемых элементарными.

Законы взаимодействия атомов и молекул удается понять и объяснить на основе представления о том, что в природе существуют электрические заряды.

Самое простое и повседневное явление, в котором обнаруживается факт существования в природе электрических зарядов – это электризация тел.

Опыт 1. Электризация тел при трении.

Цель работы: наблюдать способность потертых друг о друга тел притягивать к себе другие тела; установить, что в электризации всегда участвуют два тела.

Оборудование: стеклянная палочка, палочка из оргстекла, кусочек сукна, мелкие кусочки бумаги.

Методические рекомендации. Предложить учащимся потереть палочку из оргстекла о сукно и поднести к заранее приготовленным мелким кусочкам бумаги; наблюдаемое явление объяснить. Обратить внимание учащихся на то, что в электризации всегда участвуют два тела.


Опыт 2. Электризация тел при соприкосновении с заряженным телом.

Цель работы: убедиться, что электризация может происходить при контакте с заряженным телом.

Оборудование: две полоски из полиэтилена, палочка из оргстекла, кусочек сукна.

Методические рекомендации: Предложить учащимся потереть палочку сукном. В свободную руку взять за концы обе полиэтиленовые полоски так, чтобы они были параллельны и соприкасались; подняв, наблюдать их вертикальное расположение. Поднести заряженную палочку к одной из полосок и коснуться ее свободного конца. Отвести палочку в сторону, объяснить наблюдаемое явление; сделать вывод.

Опыт 3. Наблюдение за поведением мелких легких тел – кусочков бумаги – в электрическом поле.

Цель работы: увидеть движение («танец») мелких кусочков бумаги под действием электрического поля.

Оборудование: палочка из оргстекла, кусочек сукна, мелкие кусочки бумаги.

Методические рекомендации. Предложить учащимся расположить на столе бумажные кусочки, потереть палочку о сукно и, поднести ее к кусочкам бумаги, заставить последние «танцевать», перемещая палочку то в одну, то в другую сторону над бумажками. Объяснить увиденное.

Взаимодействие тел, обнаруженное в этих опытах, называются электромагнитным взаимодействием.

Физическая величина, определяющая электромагнитное взаимодействие, называется электрическим зарядом, (обозначается q).

Способность электрических зарядов, как к взаимному притяжению, так и к взаимному отталкиванию объясняется предположением о существовании двух различных видов зарядов.

Видеофильмы 1, 2 –«Два вида электрических зарядов», «Устройство и

действие электроскопа»

Обратимся к истории.

Так, немец Отто фон Герике (1602-1686гг.) прославился на весь мир, построил электрическую машину. Взял шар из серы насадил его на ось. Шар на оси вращается, а его руками натирают. Чем дольше натирать, тем сильнее шар электризуется. До того сильно электризуется, что воздух вокруг шара светиться начинает. Заметил Герике, что если прикоснуться к наэлектризованному шарику другим шариком из серы, поменьше, то маленький тоже электризуется. Если от одного большого шара наэлектризовать, или, как потом стали говорить, зарядить, два маленьких, то такие два шарика друг к другу не притягиваются, а совсем наоборот отталкиваются.

Перенесемся теперь из Европы в Америку. Хочу вас познакомить с американским писателем, ученым и политическим деятелем Бенджамином Франклином (1706-1790гг.). Чем только Франклин на своем веку не занимался! Сначала вместе с отцом делал свечи – надоело. Стал работать в газете. Бросил газету; уехал в Лондон, и некоторое время работал там, в типографии наборщиком. Торговал хлебом, был почтмейстером всех североамериканских колоний. Много раз выступал в качестве дипломата – мирил Англию с ее американскими колониями. Занимался наукой, главным образом электрическими явлениями. Обнаружил, что электричество, полученное от стекла, натертого шерстью, отталкивает электричество, тоже полученное из стекла, но притягивает «другое» электричество, полученное от смолы, потертой мехом. Так и говорили: есть два электричества – стеклянное и смоляное.

Франклин назвал стеклянное электричество положительным, а смоляное отрицательным. Положительное и отрицательное электричества взаимно притягиваются. Франклин считал, что все электрические явления объясняются тем, что существует особая электрическая жидкость. Если этой жидкости избыток, тело заряжено (+), если недостаток, то (-)

(+) электричество отталкивается (+), а (-) отталкивает отрицательное.

Опыт 4. Взаимодействие заряженных тел.

Цель работы: наблюдать притяжение и отталкивание заряженных тел.

Оборудование: две полоски из полиэтилена, кусок сукна.

Методические рекомендации. Предложить учащимся расположить на поверхности стола в непосредственной близости друг от друга параллелельно полиэтиленовые полоски и потереть их сукном. После этого взять полоски в руки и с расстояния 15-20см приближать их. Сделать вывод из наблюдаемого явления.

Потереть одну полоску сукном и с расстояния 15-20см приближать друг к другу сукно и полоску. Наблюдать эффект. Сделать вывод.

Следовательно, между электрическими зарядами одного знака действуют силы отталкивания. Между электрическими зарядами разного знака действуют силы притяжения.

Фильм «Взаимодействие заряженных тел»

Опыт 5. Взаимодействие заряженных тел.

Цель: наблюдать силы притяжения и отталкивания.

Оборудование: полоска полиэтиленовая, полоска бумажная, кусок шелка, ручка пластмассовая, штатив, нить, карандаш.

Методические рекомендации. Предложить учащимся:

  1. Подвесить на двух нитях карандаш к лапке штатива;

  2. Положить полиэтиленовую пленку на стол и натереть ее сукном ацетатного шелка. Поднести полиэтилен и шелк поочередно к концу подвешенного карандаша. Что при этом происходит?

  3. Проделайте опыт с пластмассовой ручкой, бумагой, натирая их о полиэтилен или шелк.

  4. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите их рукой. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу. Взаимодействуют ли они между собой?

Для обнаружения и измерения электрических зарядов применяется электрометр, состоящий из металлического стержня и стрелки, которая вращается вокруг оси. Стержень со стрелкой закреплен в плексигласовой втулке и помещен в металлический корпус цилиндрической формы, закрытый стеклянными крышками.

Опыт:

  1. Натиранием о мех, сообщим электрический заряд эбонитовой палочке, а затем прикоснемся палочкой к стержню электрометра. При соприкосновении заряженного тела со стержнем электрометра электрические заряды распределяются по стержню и стрелке. Силы отталкивания, действующие между одноименными зарядами на стержне и стрелке, вызывают поворот стрелки.

  2. Наэлектризуем эбонитовую палочку еще раз и вновь коснемся ею стержня электрометра. Опыт показывает, что при увеличении электрического заряда на стержне угол отклонения стрелки от вертикального положения увеличивается. Следовательно, по углу отклонения стрелки электрометра можно судить о значении электрического заряда, переданного стержню электрометра.

  3. Установим на столе два одинаковых электрометра. На стержне первого из них укрепим металлический диск и поставим на него второй такой же диск с ручкой из изолятора. Между дисками поместим прослойку из сукна. Взявшись за ручку, совершим несколько движений верхним диском по прослойке и поднимем этот диск. После удаления верхнего диска стрелка первого электрометра отклонится, обнаруживая появление электрического заряда на диске и стержне электрометра. Опыт показывает, что стрелка второго электрометра после прикосновения к стержню вторым диском отклоняется примерно на такой же угол как на первом. Это значит, что в результате электризации при соприкосновении электрические заряды появились одновременно на двух соприкасающихся телах (первый и второй) диски.

  4. Теперь соединим проводником стержни первого и второго электрометров. При этом стрелки обоих электрометров возвращаются в вертикальное положение. Нейтрализация зарядов показывает, что суммарный электрический заряд на двух дисках равен нулю, т. е. это означает, что в результате электризации при соприкосновении на телах всегда возникают электрические заряды, равные по модулю и противоположные по знаку.

Видеофильмы 3, 4, 5 «Электризация влиянием», «Делимость электрического

заряда», «Взаимодействие заряженных тел»

Электрические заряды могут проявляться на телах не только в результате электризации при соприкосновении тел, но и при других взаимодействиях, например под действием света.

В замкнутой системе, в которую не входят извне электрические заряды, и не выходят из нее, при любых взаимодействиях тел остается постоянной.

q1+q2+…+qn=const

Этот экспериментально установленный закон называется законом сохранения электрических зарядов

Этот закон, впервые сформулированный американским физиком Б.Франклином (1706-1790) в 1747 г., был экспериментально обоснован выдающимся английским физиком М.Фарадеем (1791-1867) в 1843 году.


Подобно тому, как люди различаются не только добротой и весом, элементарные частицы имеют кроме заряда и массы ряд других свойств. Но вот что важно: как бы, ни отличались свойства элементарных частиц, заряд, если он вообще есть, одинаков у всех: у электронов, протонов, позитронов, различными могут быть только знаки.

Проявление положительного заряда всегда сопровождается появлением равного по абсолютному значению отрицательного заряда. Ни положительные, ни отрицательные заряды не могут исчезнуть в отдельности один от другого, они могут лишь взаимно нейтрализовать друг друга, если равны по абсолютному значению.

Появление и исчезновение электрических зарядов на телах объясняется переходами элементарных частиц – электронов – от одних тел к другим.

Как известно, в состав любого атома входят положительно заряженное ядро и отрицательно заряженные электроны. В нейтральном атоме суммарный заряд электронов в точности равен заряду атомного ядра. Тело, состоящее из нейтральных атомов и молекул, имеет суммарный электрический заряд равный нулю.

Если в результате какого-либо взаимодействия часть электронов переходит от одного тела к другому, то одно тело получает отрицательный заряд (-q), а второе – равный по модулю положительный заряд (+q).

При соприкосновении двух разноименно заряженных тел обычно электрические заряды не исчезают бесследно, а избыточное число электронов переходит с отрицательно заряженного тела к телу, у которого часть атомов имела не полный комплект электронов на своих оболочках.

Можно встретить частицу без заряда, но заряд без частицы нет – Вы, наверное, помните сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

У Алисы был друг – Чеширский кот. В затруднительных ситуациях он появлялся к ней, причем не весь сразу. Сначала появлялась улыбка и лишь, затем обрисовывалось все остальное. Исчезал он в обратной последовательности, начиная с кончика хвоста и кончая улыбкой, которая оставалась еще некоторое время после того, как все остальное скрылось. «Часто приходилось видеть кота без улыбки, - удивлялась Алиса, но улыбка без кота?

Заряд без частицы – это та же улыбка без кота.

В сущности ведь и люди, если не говорить об их внешности, отличаются друг от друга главным образом по тому, как они взаимодействуют на окружающих людей и какое влияние способно оказать на них окружение.

Вернемся к истории. Много интересных опытов было поставлено. В 1881 году немецкий ученый Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц (1821-1894гг) в своем выступлении на заседании Лондонского химического общества так и сказал: существует, мол, атом электричества (атом – это частичка такая, меньше которой не бывает) и давайте называть этот атом электричества электроном.

qе = 1,6 · 10-19 Кл

видеофильмы «Физика молнии», «Электрический ветер»

III. Закрепление,

Викторина,

Вопрос1, У многих из вас имеются рубашки или платья из искусственного шелка. Почему они прилипают к телу и как устранить это неприятное явление?

Ответ. (Искусственный шелк при трении о тело электризуется и поэтому притягивается к нему, поскольку имеет разноименный с телом заряд. Если шелк прополоскать в антистатической жидкости, то после высыхания на его поверхности образуется проводящая пленка. Образующиеся вследствие трения заряды по этой пленке через тело человека стекают в землю).

Вопрос2. У машин – бензовозов сзади до земли свешивается металлическая цепь. Каково ее назначение?

Ответ. (Во время перевозки бензин в цистерне бензовоза постоянно перемещается, - колеблется, и при этом электризуется. Цепь – это заземление: по ней заряды со стенок бензовоза отводятся в землю).

Фильм «

Проверка знаний и умений.

•  И молния сбегает змеем,//И дали застилает дым… И.Гёте. Фауст.

? Объясните возникновение молнии. При каких условиях  возникает молния?

(Ответ. Воздух в обычных условиях –  диэлектрик. В больших электрических полях происходит пробой  диэлектрика, т.е. ионизация молекул воздуха, и  воздух становится проводником.)

• За молнией следует гром, за громом – дождь. (Китайская пословица.)

? Есть ли ошибка в этой пословице?

(Ответ. Нет.)

• От грозы в воде не спрячешься.

   ? А почему?

  (Ответ. Вода хорошо проводит электричество.)

• Гроза застала в поле – садись на землю.

? Почему?

(Ответ. Обычно гроза ударяет в проводящие предметы, тем более если они выcокие.)

• Молния ударяет в высокое дерево.

? Можно ли прятаться во время грозы под одиноко стоящими деревьями?

(Ответ. Нельзя, т.к. может поразить электрическим током.)

К дальним селам, городам кто идёт по проводам?      Светлое величество – это…  (электричество).

? От какого слова произошло слово электричество?

(Ответ. От греч. слова  hэlektronянтарь, смола.)

• Сколь кошку ни гладь, всё искры летят.

? Почему, когда поглаживаешь кошку, можно увидеть искры?

(Ответ. Вследствие явления электризации.)

• Пряжа с искорками, да все повыскакивали.

? Объясните эту поговорку.

(Ответ. Пряжа при работе электризуется, и из неё выскакивают электрические искры.)

Качественные задачи (фронтально)

Объясните строение атома. Какие виды зарядов существуют в природе?(+ и -) Какой заряд несёт протон? (+); нейтрон? (не имеет заряда); электрон? (-) ;ядро? (+); Одноименные заряды отталкиваются, разноименные – притягиваются. Назовите единицу электрического заряда (Кл).

Кhello_html_m47e622c8.pngаким зарядом обладает неподвижный шарик?  

 





Расследование «Электризация вокруг нас»


  1. Дело в том, что электрические заряды возникают на всех окружающих телах при их трении (или соприкосновении). И заряды разные – двух родов. И нужно знать, как они себя ведут! С проводников заряды стекают в землю, а на диэлектриках остаются.

  2. Значит, если я причесываю или глажу кошку, то на волосах и расческе, шерсти и руке возникают заряды?

  3. Конечно! Но особенно сильно электризуются синтетические материалы. (Обращаясь к 4.) Потри искусственный мех о пластмассовую пластинку и поднеси к нему палец.

  4. Ой! Меня что-то укололо в палец.

  5. Это между мехом и твоим пальцем проскочила искра. Если бы палец мог гореть, возник бы пожар.

  6. Я понял! Электризация – вредное и опасное явление. С ней нужно бороться!

  7. Да, на ткацких и бумажных фабриках обязательно заземляют корпуса станков, увлажняют и ионизируют воздух, чтобы заряды не скапливались, а стекали в землю или нейтрализовались.

  8. А на каких производствах приходится бороться с электризацией?

  9. На сахарных заводах, хлебопекарных и химических, на заводах выпускающих стиральные порошки. Одним словом, везде, где имеют дело с сыпучими веществами.

  10. Скажите, пожалуйста, а существует ли какое-нибудь полезное применение статических электрических зарядов?

  11. Конечно. Вот смотри, это модель установки для электроокраски поверхностей. К металлическому экрану на изолирующей подставке прикреплен лист цветной бумаги, покрытый клеем. Вблизи на жестяной лоток с закругленными краями и изолирующей ручкой насыпаны мелко нарезанные листочки станиоля, изображающие краску. Экран соединен с положительным, а лоток с отрицательным полюсами электрофорной машины. Крутя ручку электрофорной машины можно произвести «электросварку».

  12. Все понятно! «Окрашиваемое изделие вы зарядили положительно, а «капельки краски» - отрицательно. Значит, во-первых, ни одна капелька мимо изделия не пролетает: все они притягиваются к экрану и осаждаются на нем. Во-вторых, окраска получается прочной благодаря электрическим силам притяжения. В-третьих, так как все капельки заряжены одноименно, то во время полета они отталкиваются друг от друга и оседают на поверхности изделия очень равномерным тонким слоем.

  13. Ты все объяснил правильно. Я только хочу добавить, что благодаря всем перечисленным тобой причинам при электроокраске красителя расходуется на 50% меньше, чем при других способах.

  14. А на каких производствах используется электроокраска?

  15. Этим методом окрашивают кузова автомобилей и железнодорожные вагоны. Кроме того, на этом же принципе основаны устройства, наносящие глазурь на керамику (демонстрирует керамическую тарелку), эмаль на металлы (показывает эмалированную кастрюлю) и изоляционный лак на провода (поднимает моток провода в лаковой изоляции).

  16. Где еще используют действие электрических зарядов?

  17. Вы, наверное, слышали, что сейчас во всем мире люди очень активно борются за сохранение окружающей среды?

  18. Сохранение окружающей среды? Что это значит?

  19. Применяя новейшие открытия науки, ученые, инженеры, экологи добиваются того, чтобы промышленные отходы не загрязняли воду, не портили почву. Сейчас я познакомлю вас с электроочисткой воздуха. Представь себе, что мы находимся на тепловой электростанции, работающей на твердом топливе. Раньше вместе с дымом в атмосферу выбрасывались зола, пыль. Сейчас их задерживают, и мы дышим очищенным воздухом. Смотри, как это происходит. Стеклянная труба с наклеенной на нее снаружи полоской станиоля соединена с положительным полюсом электрофорной машины. По центру трубы проходит проволока, к концу которой подвешен тяжелый шар. Под трубой находится кристаллизатор с концентрированной соляной кислотой. Если до кислоты дотронуться палочкой с ватой, смоченной нашатырным спиртом, из трубы пойдет густой белый дым. Теперь присоединим проволоку к отрицательному полюсу электрофорной машины и приведем ее в действие. Дым почти сразу исчезнет.

  20. Все ясно! Частички дыма движутся по трубе, заряжаются от осевой проволоки одноименным зарядом и отталкиваются от нее, под действием же электрического поля, созданного внутри трубы зарядами на станиолевой ленте и проволоке, они летят к стенкам трубы, как имеющим противоположный заряд. Там они оседают; их оттуда периодически счищают.

  21. Молодец, правильное объяснение!

  22. Наверное, можно вмонтировать такой приборчик в форточку и тогда в комнате не будет пыли?

  23. Совершенно верно. Кстати, так очищают воздух, который затем мощными насосами нагнетают в тоннели метро. За каждые сутки в электрофильтре московского метрополитена оседают несколько десятков тонн пыли.

  24. Существуют ли еще какие-нибудь технические применения электрических полей?

  25. Конечно! В электрических полях успешно и быстро сушат древесину, делают искусственный мех, сортируют пшеницу, производят холодное копчение рыбы. Электрические поля выполняют так много полезных дел, что всех их не перечислить.

  26. Спасибо за интересное занятие.

Подведение итога:

Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Тогда он решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие способности в нем проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. С того момента и началось превращение скромного английского школьника в великого ученого.

Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит в вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.

И самое главное, «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» (Дистервег)


Дом зад. § 32, 33, 34

Литература:

1. Пёрышкин А.В. Физика.- М.: Дрофа – 2004г

2. Кабардин О.Ф.Справочник по физике. - М.: Дрофа - 1997г

3. Лукашик В.И Сборник задач по физике. – М.:Яхонт. – 2000г

4. Энциклопедия «Физика». Ч. 1, 2. – М.: Аванта+.

5. Элиот Л. и Уилкокс У. Физика. – 1975г

6. Шиленко А., Шиленко Т. Электроны…- 1989г.

7. Под редакцией Спасского Б.И. Хрестоматия по физике. -1990г.

8. Под редакцией Покровского А.А. Демонстрационный эксперимент по физике. – 1978г.

9. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – 1988г.

10. Перельман Я.И. Занимательная физика. Ч. 1, 2. – Наука – 1972г.

11. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – 1976г.

12. Уокер Дж. Физический фейерверк. – 1979г.

13. Омельченко В.П., Антоненко Г.В. Физика. 2005г.

17


методическая разработка урока Электрический заряд. Электризация. Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения зарядов.
  • Физика
Описание:

В методической разработке урока физики "Электрический заряд. Электризация. Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения зарядов" прослеживается история появления заряда, электрона, рассматриваются способы получения зарядов и их взаимодействий. Легенды и мифы, звучащие на уроке прививают интерес обучающихся к теме и предмету в целом. Опыты, проводимые на уроке подтверждают гипотезы ученых, представленных в данной разработке. Содержание разработки включает материал жизни, деятельности и открытий ученых: Фалеса, Аристотеля, Гильберта, Герике, Франклина, Гельгольца. Закрепление проводится в форме опережающего обучения - расследование "Электризация вокруг нас" Урок интересный. разнообразный. содержательный. 

Автор Клименко Галина Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1147
Номер материала 40191
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓