Целеполагание и мотивация.
|
Вадим Шефнер ПЕРВЫЙ МОСТ
...И вот он
вырвался из чащи
По следу зверя.
Но поток,
В глубокой
трещине урчащий,
Ему дорогу
пересек.
На берегу другом
- добыча,-
Для всей семьи
его - еда:
Нетронутые
гнезда птичьи,
Косуль непуганых
стада...
Себе представив
на мгновенье
Закрытый для
него простор,
Затылок он в
недоуменье
Косматой лапою
потер.
И брови на глаза
нависли,
И молча сел на
камень он,
Весь напряженьем
первой мысли,
Как судорогою,
сведен.
И вдруг -
голодный, низколобый -
Он встал, упорен
и высок.
Уже с
осмысленною злобой
В ревущий
заглянул поток.
И, подойдя к
сосне, что криво
Росла у самого
обрыва,
И корни оглядев
- гнилье!-
Он стал раскачивать
ее.
И долго та
работа длилась,
И камни падали в
обрыв,
И с хрустом
дерево свалилось,
Два берега
соединив.
И он тропою
небывалой
На берег перешел
другой,
И пот со лба
отер усталой -
Уже не лапой, а
рукой.
Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
Тема урока «Происхождение человека»
А вы встречались с
этим понятием? А как человек появился на Земле?
Что вам известно по теме урока? Чего мы не знаем?
Отсюда, какую цель мы поставим?
Итак: над, чем нам необходимо работать на уроке?
Гипотеза: человек
произошел от обезьяны или от человекообразной обезьяны.
Какой план работы? какие вопросы нам
необходимо рассмотреть в течение урока? Какие
доказательства происхождения человека от животных Дарвин считал наиболее
важными? Почему?
Доказать или
опровергнуть происхождение человека от человекообразных обезьян.
В конце урока мы должны научиться объяснять происхождение человека в
процессе эволюции
А зачем нам это необходимо знать? Где мы будем использовать наши
знания?
|
Заслушивают стихотворение
Ответы учащихся:
Как человек появился на Земле
Тема урока« Происхождение человека»
Гипотезы и теории
происхождения
Человека разумного
- эволюционная
- божественная
- эволюция в воде
- пришельцы из космоса.
Выяснить: «Кто является предком человека?» « Под влиянием каких
факторов произошло возникновение вида Человек разумный?
Выдвигают гипотезу о том что человек вероятнее всего
произошел от обезьяны.
1.Сходство и различия человека с представителями
животного мира.
2.Систематическое положение и доказательства.
3.Этапы становления вида.
4.Факторы (причины) эволюции
|
Диалог
Анализ
|
Формулировка темы и целей урока в действиях учащихся.
Заполнение таблицы в рабочем листке
|
Актуализация знаний
|
Кто создал первую
искусственную систему животных и растений?
Где К.Линней поместил человека в своей
систематике?
Кто первым писал о происхождении
человека от человекообразных обезьян? (Презентация слайд №1)
Какие доказательства
происхождения человека от животных Дарвин считал наиболее важными? Почему?
Человек и
человекообразные обезьяны относятся к классу Млекопитающие, перечислите не
менее 3-х доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающих?
Укажите признаки сходства человека и
человекообразных обезьян.
|
Первую искусственную систему животных и растений
создал Карл Линней.
К.Линней предположил, что человек относится к отряду
Приматы.
Ч. Дарвин «Происхождение видов»
1.сходство строения и систем органов (диафрагма,
теплокровность , 4-х камерное сердце)
2.наличие волосяного покрова.
3.развитие зародыша в матке, вскармливание детенышей молоком и забота
о потомстве.
1.забота о потомстве,
2.сходно выражение эмоций, 3.расположение лобных пазух,
4.строение верхней и нижней конечности.
|
Беседа
Анализ информации представленной на слайде презентации
Анализ информации представленной
на таблице-плакате
(на доске)
|
Определяют систематическое положение Человека разумного как вида
Заполнение рабочих листов
Заполнение рабочих листов
|
Формирование знаний
|
Задание 1 ГРУППА№1
Укажите различия в
строении человека и человекообразных обезьян. Чем отличается скелет головы человека
от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее 4-х отличий.
Задание №2 ГРУППА№2
Какие ароморфозные изменения произошли у
предков человека в их строении в процессе длительной эволюции? Приведите не
менее 3-х изменений
Задание №3 ГРУППА№3
Перечислите этапы становления человека как
вида, расставив гипсовые модели в соответствующем порядке
Задание №4 ГРУППА№4
Какое значение имело в
последующей эволюции человекообразных обезьян разделение функций между
верхними и нижними конечностями, сложившимися у них при жизни на деревьях?
Какие
биологические изменения произошли в процессе антропогенеза? В чем
проявляется значение мутаций для эволюции органического мира?
В чем заключается решительный шаг на пути
очеловечивания обезьяны?
|
Ответы учащихся:
1.преобладание мозгового отдела над лицевым.
2. уменьшение челюстного аппарата.
3.наличие подбородочного выступа на нижней челюсти.
4.уменьшение надбровных дуг.
Под воздействием каких факторов увеличился головной
мозг?
Изменился рацион питания: роль животной пищи, питание пресноводной рыбой,
моллюсками, питание подземными частями растений, богатыми крахмалом
Ответы учащихся
1.увеличение объема мозга и мозгового отдела
черепа.
2 хождение на 2-х ногах, прямохождение и
соответствующие изменения в скелете.
3.Освобождение и развитие руки противопоставление
большого пальца
4.Редукция волосяного покрова.
Ответы учащихся:
1.протоантропы (предлюди)
2.архантропы
(древнейшие люди)
3.палеоатнропы
(древние люди)
4.неоантропы (новые люди)
Ответы учащихся:
Наши предки были вынуждены ходить на двух ногах, т.к. передние
конечности у них были заняты ношением беспомощных детенышей. Предкам гоминид,
обитавших на открытых пространствах, приходилось перемещаться далеко и
быстро.
Редукция волосяного покрова: под действием жаркого климата Африки, с
целью защиты от высокой температуры и сухости окружающей среды, кожа
увлажняется и редуцируется волосяной покров. Это дает возможность охотиться в
дневное время.
Ответы учащихся:
Мутации - материал для естественного отбора. Естественный отбор
сохраняет особей с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию
приспособленности организмов и образованию новых видов.
Опровержение выдвинутой в начале урока гипотезы, учащиеся
формулируют вывод:
«у человека и человекообразных обезьян был общий предок - дриопитеки»
|
Работа в группах в течение (5-7 мин) с последующим обсуждением
результатов исследования.
Группа №1
работа с моделями черепных коробок
группа№2
работа с гипсовыми моделями
группа№3
работа с гипсовыми моделями предков
человека
группа №4 работа с гипсовыми моделями конечностей
беседа
|
Заполнение рабочих листов
Заполнение таблицы
Заполнение таблицы
Заполнение рабочих листов
Заполнение рабочих листов
Подведение итогов1: биологические изменения
в процессе эволюции человека
|
Обобщение и первичное закрепление знаний
|
Задания для подготовки к ЕГЭ по
обществознанию.
1. (С-9) «Человек – разумнейшее животное не потому, что имеет руку, а потому и
имеет руку, что он разумнейшее существо» Аристотель.
Какова основная идея высказывания?
Что лежит в основе антропогенеза? Составим
логическую схему социального изменения человека.
2. (В-7) Иван выполнял задание по теме: «Человек как
результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника
черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной
природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей
среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
3. (В-7) Представьте, что Вы помогаете учителю
классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат
биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с
признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) стремление объяснить законы природы
3) продолжение рода
4) общение с помощью членораздельной речи
5) приспособление к условиям окружающей
среды
6) способность к мышлению
4. (C-7) Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер,
утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три
суждения-объяснения.)
5. (C-7) Известный психолог, читая студентам лекцию
о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве
от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите,
отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей
человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных
факторов в развитии способностей человека?
|
Ответы
C-7.
Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали,
что личностью является каждый человек, не подвергшийся искус ственной
изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную
точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
Пояснение.
В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены
аргументы, например:
1) понятие «личность» подразумевает те
качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в
структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли);
2) на формирование личностных качеств влияет
общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;
3) под влиянием социальной среды и
конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную
социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.
В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены
аргументы, например:
1) чтобы «являться личностью», недостаточно
просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную
позицию;
2) проявлять себя как личность — значит,
выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя
люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);
3) деградирующие индивиды (в том числе
алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать
человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.
C-7. Известный психолог, читая студентам
лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в
отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога.
Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии
способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных
и социальных факторов в развитии способностей человека?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие
элементы:
1) объяснение мысли психолога, например:
способности обуславливают успешность человека в определённом виде
деятельности, т.е. проявиться и развиться они могут только в деятельности.
Может быть приведено иное объяснение мысли психолога.
2) предположение, например: данный тезис не
отрицает роль природных задатков в развитии способностей человека, но
акцентирует внимание на социальных факторах развития способностей. Может быть
высказано иное предположение.
3) ответ на вопрос, например: современные
учёные полагают, что природные и социальные факторы взаимосвязаны — природные
задатки являются основой развития способностей, но определяющими являются всё
же социальные факторы. Ответ на вопрос может быть сформулирован иначе.
C-7.
Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится
человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать три
суждения-объяснения.
Примеры.
1. Человек является биосоциальным существом
и его формирование как личности возможно только в обществе людей.
2. Человек обладает мышлением,
членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в
обществе.
3. Человек в процессе своей деятельности
преобразует окружающую действительность, творя "вторую природу" -
культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других
людей.
|
беседа
|
Составление логической схемы
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.