Главная / Биология / Методическая разработка урока биологии "Происхождение человека" 10 класс

Методическая разработка урока биологии "Происхождение человека" 10 класс


МКОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа им. А.А. Яковлева













ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА





Методическая разработка урока по биологии

для учащихся 10 профильного

химико-биологического и социально-экономического

класса








г. Чухлома, Костромская обл.

2014 г.





Данная разработка посвящена методике организации и проведения урока в профильных (химико-биологических и соцально -экономических) классах на старшей ступени обучения при изучении и закреплении темы «Антропогенез». На данном уроке с учащимися рассматриваются вопросы из ЕГЭ по предметам биология и обществознание.














Методическая разработка урока на тему: «Происхождение человека».

Авторы - составители: Чернова С.Ю., учитель биологии второй квалификационной категории; Николаева И.В., учитель обществознания высшей категории; 2014 г.











Содержание


1.Введение

2.Основная часть

3. Заключение

4.Список использованных источников

5. Приложение





Введение


На определенном этапе развития нашей планеты возникли живые организмы. В результате взаимодействия эволюционных процессов, наследственной изменчивости и естественного отбора появилось огромное разнообразие биологических форм, среди которых имеются чрезвычайно высокоразвитые формы жизни, такие как организм человека.

Становление и развитие в биосфере вида Человек разумный имеет свою историю и обусловлено как биологическими факторами (предмет изучения биологии), так и социальными (предмет изучения обществознания). Тема «Антропогенез» на ЕГЭ по биологии рассматривается в вопросах уровня В ( В8) и уровня С (С4) на ЕГЭ по обществознанию рассматривается в вопросах уровня С (С3).


Основная часть


Характеристика темы:


В курсе предмета биология, на старшей ступени обучения, тема антропогенез рассматривается в рамках изучения Популяционно-видового уровня жизни. На данном уроке закрепляются и углубляются имеющиеся знания учащихся об особенностях и этапах происхождения уникального вида на Земле – Человек разумный. Урок интегрированный (биология и обществознание). Лучшей формой проведения урока по данной теме будет групповая работа учащихся в сочетании с элементами индивидуальной деятельности. Данный урок композиционно делится на две части, первая из которых посвящена проблеме: человек — существо биологическое, вторая: человек — существо социальное.


Тема урока: Происхождение человека


Тип урока: урок – углубления и совершенствования знаний, умений и навыков


Вид урока: урок – исследование


Цель методическая:


Создать условия для выявления происхождения человека, особенностей организма человека, связанных с прямохождением, для выявления движущих сил и этапов эволюции человека; развивать понятия «антропогенез», определить место человека как вида в системе органического мира; развивать умения выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, развивать умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор школьников, осуществлять экологическое и нравственное воспитание учащихся.


Цель образования:


1) обучения: сформировать умение приводить доказательства происхождения человека от животных;
2) развития: изучить принципиальное сходство человеческого организма и организма животных, показать, в чём качественное отличие человека от животных;
3) Воспитания: научить делать выводы на основании сравнений.


Материально- техническое обеспечение урока:


1.таблицы: «Доказательства родства с человекообразными обезьянами», «Этапы происхождения человека»

2.модели палеонтологических находок «Происхождение человека»

3.учебные пособия по биологии и обществознанию,

4.тексты для работ в группах, тексты проблемных ситуаций, «заповеди», для работающих в группе, карточки с фразами об обществе,

5.учебники биологии

6. проектор, компьютер, мультимедийная презентация.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

интегрированный (биология и обществознание).




Цель урока: Закрепление знаний “происхождение человека”, этапы эволюции человека и роли биологических и социальных факторов эволюции человека.

Задачи урока: 1)Формирование научных взглядов о происхождении человека и основных стадиях антропогенеза.

2)развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать критико-следственные связи при изучении антропогенеза.

Эпиграф урока: Мне необходимо разобраться самому!

А чтобы разобраться самому, надо думать сообща.


Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы, методы обучения

Результат

Организационный

Дает учащимся психологическую установку на урок; призывает в ходе общения не бояться высказывать свое мнение, не подавлять инициативу товарищей, стараться быть активными и получить удовлетворение от работы. Я желаю вам хорошего настроения

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей.


Готовность класса к уроку. Положительный эмоциональный настрой учителя и учащихся

Целеполагание и мотивация.


Вадим Шефнер ПЕРВЫЙ МОСТ

...И вот он вырвался из чащи

По следу зверя. Но поток,

В глубокой трещине урчащий,

Ему дорогу пересек.


На берегу другом - добыча,-

Для всей семьи его - еда:

Нетронутые гнезда птичьи,

Косуль непуганых стада...

Себе представив на мгновенье

Закрытый для него простор,

Затылок он в недоуменье

Косматой лапою потер.


И брови на глаза нависли,

И молча сел на камень он,

Весь напряженьем первой мысли,

Как судорогою, сведен.


И вдруг - голодный, низколобый -

Он встал, упорен и высок.

Уже с осмысленною злобой

В ревущий заглянул поток.


И, подойдя к сосне, что криво

Росла у самого обрыва,

И корни оглядев - гнилье!-

Он стал раскачивать ее.

И долго та работа длилась,

И камни падали в обрыв,

И с хрустом дерево свалилось,

Два берега соединив.


И он тропою небывалой

На берег перешел другой,

И пот со лба отер усталой -

Уже не лапой, а рукой.


Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Тема урока «Происхождение человека»

А вы встречались с этим понятием? А как человек появился на Земле?


Что вам известно по теме урока? Чего мы не знаем?


Отсюда, какую цель мы поставим?


Итак: над, чем нам необходимо работать на уроке?




Гипотеза: человек произошел от обезьяны или от человекообразной обезьяны.


Какой план работы? какие вопросы нам необходимо рассмотреть в течение урока? Какие доказательства происхождения человека от животных Дарвин считал наиболее важными? Почему?


Доказать или опровергнуть происхождение человека от человекообразных обезьян.


В конце урока мы должны научиться объяснять происхождение человека в процессе эволюции


А зачем нам это необходимо знать? Где мы будем использовать наши знания?




Заслушивают стихотворение































Ответы учащихся:

Как человек появился на Земле


Тема урока« Происхождение человека»



Гипотезы и теории

происхождения Человека разумного

- эволюционная

- божественная

- эволюция в воде

- пришельцы из космоса.


Выяснить: «Кто является предком человека?» « Под влиянием каких факторов произошло возникновение вида Человек разумный?

Выдвигают гипотезу о том что человек вероятнее всего произошел от обезьяны.





1.Сходство и различия человека с представителями животного мира.

2.Систематическое положение и доказательства.

3.Этапы становления вида.

4.Факторы (причины) эволюции







Диалог

Анализ

Формулировка темы и целей урока в действиях учащихся.


















































Заполнение таблицы в рабочем листке







Актуализация знаний

Кто создал первую искусственную систему животных и растений?



Где К.Линней поместил человека в своей систематике?


Кто первым писал о происхождении человека от человекообразных обезьян? (Презентация слайд №1)

Какие доказательства происхождения человека от животных Дарвин считал наиболее важными? Почему?

Человек и человекообразные обезьяны относятся к классу Млекопитающие, перечислите не менее 3-х доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающих?




Укажите признаки сходства человека и человекообразных обезьян.





Первую искусственную систему животных и растений создал Карл Линней.



К.Линней предположил, что человек относится к отряду Приматы.


Ч. Дарвин «Происхождение видов»







1.сходство строения и систем органов (диафрагма, теплокровность , 4-х камерное сердце)

2.наличие волосяного покрова.

3.развитие зародыша в матке, вскармливание детенышей молоком и забота о потомстве.




1.забота о потомстве,

2.сходно выражение эмоций, 3.расположение лобных пазух, 4.строение верхней и нижней конечности.

Беседа












Анализ информации представленной на слайде презентации






Анализ информации представленной

на таблице-плакате

(на доске)

Определяют систематическое положение Человека разумного как вида







Заполнение рабочих листов











Заполнение рабочих листов

Формирование знаний

Задание 1 ГРУППА№1

Укажите различия в строении человека и человекообразных обезьян. Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее 4-х отличий.







Задание №2 ГРУППА№2

Какие ароморфозные изменения произошли у предков человека в их строении в процессе длительной эволюции? Приведите не менее 3-х изменений



Задание №3 ГРУППА№3

Перечислите этапы становления человека как вида, расставив гипсовые модели в соответствующем порядке




Задание №4 ГРУППА№4

Какое значение имело в последующей эволюции человекообразных обезьян разделение функций между верхними и нижними конечностями, сложившимися у них при жизни на деревьях?







Какие биологические изменения произошли в процессе антропогенеза? В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира?
В чем заключается решительный шаг на пути очеловечивания обезьяны?

Ответы учащихся:

1.преобладание мозгового отдела над лицевым.

2. уменьшение челюстного аппарата.

3.наличие подбородочного выступа на нижней челюсти.

4.уменьшение надбровных дуг.

Под воздействием каких факторов увеличился головной мозг?

Изменился рацион питания: роль животной пищи, питание пресноводной рыбой, моллюсками, питание подземными частями растений, богатыми крахмалом

Ответы учащихся

1.увеличение объема мозга и мозгового отдела черепа.

2 хождение на 2-х ногах, прямохождение и соответствующие изменения в скелете.

3.Освобождение и развитие руки противопоставление большого пальца

4.Редукция волосяного покрова.

Ответы учащихся:

1.протоантропы (предлюди)

2.архантропы (древнейшие люди)

3.палеоатнропы (древние люди)

4.неоантропы (новые люди)




Ответы учащихся:

Наши предки были вынуждены ходить на двух ногах, т.к. передние конечности у них были заняты ношением беспомощных детенышей. Предкам гоминид, обитавших на открытых пространствах, приходилось перемещаться далеко и быстро.

Редукция волосяного покрова: под действием жаркого климата Африки, с целью защиты от высокой температуры и сухости окружающей среды, кожа увлажняется и редуцируется волосяной покров. Это дает возможность охотиться в дневное время.

Ответы учащихся:

Мутации - материал для естественного отбора. Естественный отбор сохраняет особей с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности организмов и образованию новых видов.


Опровержение выдвинутой в начале урока гипотезы, учащиеся формулируют вывод:

«у человека и человекообразных обезьян был общий предок - дриопитеки»

Работа в группах в течение (5-7 мин) с последующим обсуждением результатов исследования.

Группа №1

работа с моделями черепных коробок

группа№2

работа с гипсовыми моделями





группа№3

работа с гипсовыми моделями предков человека




группа №4 работа с гипсовыми моделями конечностей




беседа

Заполнение рабочих листов







Заполнение таблицы




Заполнение таблицы







Заполнение рабочих листов








Заполнение рабочих листов













Подведение итогов1: биологические изменения

в процессе эволюции человека

Обобщение и первичное закрепление знаний

Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

1. (С-9) «Человек – разумнейшее животное не потому, что имеет руку, а потому и имеет руку, что он разумнейшее существо» Аристотель.

Какова основная идея высказывания?

Что лежит в основе антропогенеза? Составим логическую схему социального изменения человека.


2. (В-7) Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) способность к целеполаганию

3) забота о потомстве

4) приспособление к условиям окружающей среды

5) стремление понять окружающий мир

6) общение с помощью членораздельной речи


3. (В-7) Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) стремление объяснить законы природы

3) продолжение рода

4) общение с помощью членораздельной речи

5) приспособление к условиям окружающей среды

6) способность к мышлению


4. (C-7) Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)


5. (C-7) Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?




Ответы

C-7. Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искус ственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Пояснение.

В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

1) понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли);

2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;

3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.

В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

1) чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию;

2) проявлять себя как личность — значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);

3) деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.


C-7. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:


1) объяснение мысли психолога, например: способности обуславливают успешность человека в определённом виде деятельности, т.е. проявиться и развиться они могут только в деятельности. Может быть приведено иное объяснение мысли психолога.

2) предположение, например: данный тезис не отрицает роль природных задатков в развитии способностей человека, но акцентирует внимание на социальных факторах развития способностей. Может быть высказано иное предположение.

3) ответ на вопрос, например: современные учёные полагают, что природные и социальные факторы взаимосвязаны — природные задатки являются основой развития способностей, но определяющими являются всё же со­циальные факторы. Ответ на вопрос может быть сформулирован иначе.


C-7. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения.

Примеры.

1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.

2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя "вторую природу" - культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.




беседа

Составление логической схемы

Подведение итогов

6. Итоговое задание. Заполнить таблицу.


Отличия человека от животного


Человек

Животное

Анатомические особенности



Мышление и речь



Деятельность



Отношение к природе



Орудия труда



Потребности



Семья




Отличия человека от животного


Человек

Животное

Анатомические особенности

Прямохождение, развиты верхние и нижние конечности, периферическое зрение

Изогнутый скелет, конечности сформированы не полностью…

Мышление и речь

Обладает мышлением и членораздельной речью

Существование направляется инстинктами

Деятельность

Может осуществлять сознательную, целенаправленную, творческую деятельность

Все действия изначально запрограммированы

Отношение к природе

Преобразует окружающий мир, создаёт материальные и духовные блага

Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения в своей жизни

Орудия труда

Может изготавливать и использовать орудия труда

Могут использовать подручные предметы. Не изготавливают орудия труда

Потребности

Удовлетворяют материальные и духовные потребности

Воспроизводят только биологическую сущность

Семья

Защита потомства, воспитание, но возможно сознательное уклонение от этого.

Забота о потомстве, защита



Домашнее задание, инструктаж






Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

В чем испытывали затруднения? Как преодолеть возникшие проблемы? Что помогло выйти из затруднения?


























Интегрированный урок по биологии и обществознанию
10 класс (химико-биологический и социально-экономический профили)

ТЕМА_______________________________________________

Цель_______________________________________________

Гипотеза_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто вперые создал искусственную систематику животных и растений? Где поместил человека в своей систематике?_________________________________________________________________

Кто впервые писал о происхождении человека от человекообразных обезьян?________________

___________________________________________________________________________________

Приведите не менее 3-х доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающие:

1)_________________________________________________________________________________

2)__________________________________________________________________________________

3)_____________________________________________________________________________________

Приведите признаки сходства человека с человекообразными обезьянами:

1)_____________________________________________________________________________________2)_____________________________________________________________________________________

3______________________________________________________________________________________

1ГРУППА Установите хронологичекую последовательность антропогенеза

А)новые люди Г)австралопитеки

Б)древнейшие люди Д)древнейшие люди

В)дриопитеки






Какие ароморфозные изменения произошли у древних предков человека в их стоении в процессе длительной эволюции?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________hello_html_5c869f92.gif_________


2ГРУППАЧем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее 4-х отличий.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 ГРУППА Сравните челюсть человекообразной обезьяны и человека. Как изменяется челюсть? С чем связаны эти изменения? К чему привели эти изменения?

1)_____________________________________________________________________________________2)_____________________________________________________________________________________3)_____________________________________________________________________________________4)_____________________________________________________________________________________

4ГРУППА Сравните строение конечности человекообразных обезьян и человека.Как изменяется стопа? Счем это связано? Какие изменения приисходят в строении верхней конечности (руки)?какие возможности открываются перед человеком в сязи с эими изменениями?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД ( подтвердждение или опровержение гипотезы):______________________________________

_______________________________________________________________________________________

АНТРОПОГЕНЕЗ- это__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

СОЦИОГЕНЕЗ-это_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________














15


Методическая разработка урока биологии "Происхождение человека" 10 класс
  • Биология
Описание:

      Методическая разработка урока по биологии на тему:  «Происхождение человека» для учащихся 10 профильного  химико-биологического и социально-экономического класса.  Данная разработка посвящена методике организации и проведения урока в профильных (химико-биологических и соцально -экономических)  классах на старшей ступени обучения при изучении  и закреплении темы «Антропогенез». На данном уроке с учащимися рассматриваются вопросы из ЕГЭ по предметам биология и обществознание. Вопросы по данной теме  на ЕГЭ по биологии рассматривается в вопросах уровня В ( В8) и уровня С (С4) на ЕГЭ по обществознанию рассматривается в вопросах уровня С (С3).

Автор Чернова Светлана Юрьевна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 2016
Номер материала 4819
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓