Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока - турнира по теме:

Методическая разработка урока - турнира по теме:

Тема программы: «Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»»



Тема урока:

«Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо» »


Продолжительность урока: 80 минут

Цели урока:

Образовательные цели:

обобщение и закрепление изученного материала.

Развивающие цели:

развитие активности учащихся, познавательной деятельности. Воспитательные цели:

соотносить художественную литературу общественной жизнью и культурой;

совершенствовать культуру речи.


Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизни и творчества Н.А.Некрасова;

  2. Основные темы и мотивы лирики поэта, художественные особенности и своеобразие поэтического языка;

  3. Содержание, систему образов, проблематику поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Учащиеся должны уметь:

1.Анализоровать и интерпретировать художественное произведение;

2. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

3.Устно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде.

Предварительная подготовка преподавателя:

  1. Подготовить карточки с вопросами, тесты к шести турам литературной игры;

  2. Записать музыку на слова Н.А.Некрасова «Ой, полным-полна моя коробушка…»

Предварительная подготовка студентов:

  1. Повторить материал, пройденный по данной теме;

  2. Сформировать две команды;

  3. Выбрать капитанов команд.


Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала

Формы проведения урока: литературная игра: турнир

Формы учебной деятельности студентов: фронтальная, самостоятельная работа студентов в микрогруппах

Методы обучения: репродуктивный, продуктивный: частично- поисковый

Средства обучения:

Портрет Н.А.Некрасова; портреты современников Н.А.Некрасова; иллюстрация к поэме С.В.Герасимова «Пошли»; стихотворения Н.А.Некрасова «Пророк», «Памяти приятеля», «Памяти Добролюбова»; поэма Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»; раздаточный материал.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Предполагаемая

деятельность учащихся на уроке

1. Организационный момент. (2 минуты)

Приветствие студентов,

отметить отсутствующих.

1.Студенты приветствуют преподавателя, дежурный сообщает информацию об отсутствующих.

2.Актуализация знаний студентов.

(5 минут)












    1. Сообщение целей и задач. Обсуждение ее со студентами.

    2. Вопросы преподавателя:

На ваш взгляд, остается ли современной поэма Н.А.Некрасова?

Актуальна ли проблема, поставленная в поэме Некрасовым?

Насколько велико значение поэмы для нас, людей 21 века?


3. Обобщение преподавателя:

Как Некрасов был популярен и уважаем в свое время среди молодежи говорит такой факт. В конце февраля 1872 года на квартиру поэта пришли 3 студента и от имени учащихся ряда учебных заведений вручили Некрасову письмо, под которым стояло 395 подписей. В письме выражалось глубокое уважение к поэту- гражданину и преклонение перед его творчеством. Студенты писали: « Из уст в уста, передавая дорогие нам имена, не забудем мы и твоего имени и вручим его исцеленному и прозревшему народу, чтобы знал он и того, чьих много семян упало на почву народного счастья. Знай же, что ты не одинок, что взлелеет и взрастит семена эти всей своей душой тебя любящая учащаяся молодежь русская».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» и в наши дни остается важным литературным памятником, который позволяет судить о том, как относились к проблеме пробуждения активного народного самосознания писатели – демократы. Не со всеми мыслями Некрасова можно сейчас согласиться: допустимо ли оправдывать убийство одного человека другим каким – либо «высокими соображениями»? Но в искренности стремления поэта хоть как – то облегчить жизнь народа сомневаться нельзя. Поэма – эпопея отразила мучительные раздумья Некрасова о судьбе русского крестьянства в пореформенную эпоху. В произведении поставлена проблема народного счастья. Вспомним, что еще в стихотворении «Элегия» вопрос о «народном счастье» звучал риторически:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?

Поэма Некрасова написана «свободным языком», максимально приближенным к простонародной речи. Свободный и гибкий стихотворный размер открыли возможность передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность, поговорочные обороты. Сейчас, когда наш язык заполонили иностранные слова, эстраду переполняют песни – однодневки, нам, русским людям, чья Родина- Россия, всем, кто желает воспрянуть духом, поверить в себя, никогда не помешает прочесть поэму Некрасова, обратить внимание на любознательность, трудолюбие, мужество, талантливость русского народа.



Студенты совместно с

преподавателем формулируют

цели урока.

Студенты записывают

тему урока, слушают

преподавателя, задают вопросы и отвечают на поставленные вопросы.

.




3.Организация турнира:

(3 минуты)


1.Представление жюри.

( Гости урока – представители администрации техникума).


2.Преподаватель представляет капитанов команд и своего консультанта гостям урока. Дает слово капитанам команд.



Студенты приветствуют гостей урока.


Капитаны объявляют названия своих команд. Команды сидят за отдельными столами.

  1. Проведение

турнира.












































































Ээъжъзхх-


























































































































1 тур. Разминка.

( 9 минут)

Преподаватель зачитывает задание 1-ого тура.


Командам даются карточки с вопросами.

Задание : Какие эпизоды поэмы объединяют следующих персонажей? Какие стороны русской жизни получают отражение в этих эпизодах?

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

1-ой команде:

1. Павлуша Веретенников, дед Вавила, купец из обувной лавочки.

2.Матрена Тимофеевна, Демушка, дед Савелий.

3. Ермил Гирин, Митрий Гирин, Ненила Власьевна.

2-ой команде:

1.Князь Утятин, староста Клим, Агап Петров.

2.Ермил Гирин, купец Алтынников, крестьяне на торговой площади.

3. Адмирал – вдовец, староста Глеб, восемь тысяч крестьян.


Преподаватель объявляет начало 2-го тура.

Консультант раздает командам карточки с заданиями.


Участники команд совещаются друг с другом. Капитаны выбирают члена команды, который готов ответить полно на поставленные вопросы.

2 тур. Тест. ( 9 минут)

Преподаватель зачитывает задания 2-го тура.

Вопросы командам задаются в тестовой форме, оценивается не быстрота, а правильность ответа. Команды отвечают свой вариант ответа на листочках и возвращают учителю. Жюри подводит итоги.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Консультант раздает тесты командам.

Команды отвечают свой вариант ответа на листочках и возвращают консультанту. Жюри подводит итоги, выставляя баллы на листы.(См. Приложение)

Игра со зрителями.

Преподаватель в это время организует игру со зрителями:

(Пока команды думают над вопросами, преподаватель проводит игру со зрителями. Болельщики угадывают персонажей, объясняют приметы и обычаи, описанные автором в поэме. Полученные за правильный ответ баллы зрители могут отдать любой из команд.)

Вся поэма наполнена фольклорным материалом, который поэт собирал « по словечку» в течение 20 лет. Обратили ли вы внимание на приметы старого времени. Мы это сейчас проверим.

Так Матрена Тимофеевна, попав в чужую семью, должна была привыкать к новым традициям:

И встань и сядь с приметою,

Не то свекровь обидится.

Объясните следующие приметы:

1. Кукуй, кукуй, кукушечка:

Заколосится хлеб,

Подавишься ты колосом –

Не будешь куковать!

( Ответ: Кукушка перестает куковать, когда заколосится хлеб(« подавившись колосом»), говорит народ.

2.Весна стоит дождливая,

Давно бы сеять надобно,

А на полях – вода!

Умилосердись, господи!

Пошли крутую радугу

На наши небеса!

( Ответ: Крутая радуга – к ведру, пологая – к дождю)

3. Уж двадцать лет, как Демушка

Дерновым одеялечком

Прикрыт – все жаль сердечного!

Молюсь о нем, в рот яблока

До Спаса не беру.

(Ответ: Если мать умершего младенца станет есть яблоки до Спаса, то Бог, в наказание, не дает на том свете ее умершему младенцу «яблочка поиграть»)

4. Матрена Тимофеевна надела чистую рубаху в Рождество:

За мужем, за заступником,

Я дешево отделалась,

А женщину одну,

Никак, за то же самое

Убили насмерть кольями.




























С голодным не шути!

(Ответ: Нельзя надевать чистое белье на Рождество: не то жди неурожая)

5. Дворового человека, Викентия Александровича, просят рассказать «Про холопа примерного – Якова верного»:

Расскажет он! Послушайте!

Такая память знатная,

Должно быть

Сорочьи яйца ел.

(Ответ: Чтобы иметь хорошую память, нужно есть сорочьи яйца)


Болельщики угадывают персонажей, объясняют приметы и обычаи, описанные автором в поэме. Полученные за правильный ответ баллы зрители могут отдать любой из команд.

(Ответ: Нельзя надевать чистое белье на Рождество: не то жди неурожая.)


3 тур. Конкурс «Живая картина» ( 15 минут)

Преподаватель знакомит с условиями игры 3-его тура.

(Выбирается одна из сцен поэмы.

Команды должны разыграть « живую картину», создать литературный образ.

Жюри оценивает исполнение команд по общему впечатлению. Наивысшая оценка – 5баллов. )

Во время подготовки команд преподаватель продолжает игру с болельщиками.


Команды готовятся и разыгрывают отдельные сцены пьесы, создают литературный образ.

4 тур.

Конкурс « Внимательный читатель» ( 6 минут)

Преподаватель рассказывает о задании 4-го тура.

(Команды получают карточки с текстом отрывков из поэмы Некрасова « Кому на Руси жить хорошо». В них пропущены слова. В течение трех минут учащиеся должны восполнить пропуски. Победителем считается команда, представившая жюри вариант, наиболее близкий к оригиналу. Жюри присваивает 1 балл за каждое угаданное слово.)


Консультант раздает карточки с текстом поэмы Н. Некрасова.

Студенты восполняют пропуски в карточках в течение отведенного времени.

5 тур.

Конкурс «Современники Некрасова» (8 минут)

Преподаватель объясняет условия конкурса 5-го курса и объявляет о начале конкурса капитанов.

(Каждая команда получает конверт, в котором находится четыре конверта, в котором находится четыре портрета ( Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, В.Г.Белинский, Ф.М.Достоевский), четыре карточки с фамилиями современников Некрасова, четыре отрывка из стихотворений поэта.

Задание: подобрать к каждому портрету фамилию и соответствующие строки. За каждый правильный ответ – 2 балла.)


Консультант раздает конверты командам и

дает задание капитанам.

Команды выполняют задания и рассказывают о выполненной задаче.


6 тур.

Конкурс капитанов. (5 минут)

Преподаватель рассказывает о заданиях для капитанов команд.

Студенты внимательно слушают выступления капитанов команд.

7 тур.

Конкурс «Музыкальный»(4 минуты)

Преподаватель объясняет условия конкурса 7 –го тура.

Звучит музыка на слова Н.А.Некрасова «Ой, полным – полна моя коробушка».

Задание: Командам предлагается вспомнить текст песни. Из какой поэмы Некрасова эти строки. За правильный ответ – 2 балла.


Консультант включает

музыку, которую должны узнать команды и вспомнить текст песни.



5.Выступление жюри.( 5 минут)



Преподаватель в конце урока дает слово членам жюри.


Студенты внимательно слушают, переживают.








6.Анализ совместной работы студентов на уроке.

( 5 минут)

Преподаватель анализирует деятельность студентов и предлагает самим ребятам подвести итоги урока письменно по алгоритму:

1.Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

- делало ее более эффективной;

- тормозило выполнения задания;

- не позволяло точно выполнить задание, испортило отношение в группе.

2. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

- в группе сохранилось единство и партнерские отношения;

-единство группы в ходе работы было нарушено.

3. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

- обмен информацией;

- взаимодействие;

-взаимопонимание;

- были равномерно задействованы все уровни.


Консультант выдает капитанам листы с алгоритмом оценки деятельности совместной работы на уроке. Студенты обсуждают и отвечают на вопросы.

Капитаны высказываются, анализируя деятельность своих команд во время урока.

7. Анализ работы по содержанию урока.

( 4 минуты)


Подведение итогов преподавателем. Заключительное слово преподавателя:


Н.А.Некрасов – народный поэт, певец печали и скорби народной однажды написал:

« Любовь к Отечеству заключается прежде всего в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести на алтарь достояние и самую жизнь, в горячем сочувствии ко всему хорошему в нем и благородном негодовании против того, что замедляет путь к совершенствованию…».

Н.А.Некрасов не только писал о народе, глубоко сочувствуя, но и отождествлял себя со всей крестьянской Россией, говоря, мысля и чувствуя как ее народ.


Студенты внимательно слушают.











Приложение.


Лист жюри.

тура

Оценка

Команды

Название:

Капитан:

Капитан:

1. Разминка

За каждый правильный ответ 1 балл.



2.Тест

За каждый правильный ответ 1 балл.



Игра со зрителями

Полученные за правильный ответ баллы зрители могут отдать любой из команд.



3.Конкурс «Живая картина»

Наивысшая оценка – 5 баллов.




4. Конкурс «Внимательный читатель»

1 балл за каждое угаданное слово.



5. Конкурс « Современники Некрасова»

За каждый правильный ответ – 2 балла



6.Конкурс капитанов.

Наивысшая оценка – 5 баллов.




7.Конкурс «Музыкальный»

За правильный ответ – 2 балла.




Общее количество баллов:

















Методическая разработка урока - турнира по теме:
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема программы: «Н.А. Некрасов. «Кому на Руси  жить  хорошо»» (10 класс)

 

 

Тема  урока:

              «Н.А. Некрасов. Кому  на Руси  жить хорошо» »

Тип   урока:          урок  обобщения  и закрепления  изученного материала

Формы  проведения  урока:  литературная игра: турнир

Формы учебной деятельности студентов: фронтальная, самостоятельная работа  студентов в микрогруппах

 

Методы обучения: репродуктивный, продуктивный: частично- поисковый

 

 

Автор Лачугина Людмила Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 344
Номер материала 21906
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓