Главная / Другое / Урок-семинар по дисциплине "Основы философии" на тему: "Человек как главная философская проблема".

Урок-семинар по дисциплине "Основы философии" на тему: "Человек как главная философская проблема".

Методическая разработка урока-семинара

по дисциплине: «Основы философии»

на тему: «Человек как главная философская проблема»

для студентов 3 курса специальностей «Коммерция (по отраслям), «Право и организация социального обеспечения»



Цели семинара:

  1. Проверить знания студентов гипотез происхождения человека, его сущности, фундаментальных характеристик человека, основополагающих категории его бытия.

  2. Принять активное участие в рассмотрении представлений, взглядов, оценок; осмысления вопросов, волновавших не только философов, но и обыкновенных людей во все времена:

  • о ценностях человеческого существования;

  • о противоречивости человеческой сущности;

  • о цели и смысле жизни;

  • о проблеме свободы и деятельности человека.

  1. Высказать своё мнение, свою точку зрения по обсуждаемым вопросам.

  2. В ходе семинара проследить умение студентов определять социальные позиции человека, связывать философские понятия с современной жизнью.

  3. Воспитывать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой в ходе подготовки к семинару.

Оборудование: ПК, учебники.

На доске эпиграф (немецкого историка культуры, учёного, публициста, поэта и философа – 1744-1803гг):

Если философия хочет

Быть полезной людям,

Она должна сделать человека

Своей центральной проблемой.

Иоган Гердер

План семинара:

  1. Наука и философия о происхождении и сущности человека.

  2. Фундаментальные характеристики человека.

  3. Основополагающие категории бытия.

Ход семинара:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели семинара.

- Сегодня мы поговорим о человеке, его происхождении, сущности и попытаемся раскрыть, какие проблемы таит в себе человек с философской точки зрения.

  1. Работа по плану.

  1. Мы начнём с вопроса: как человек появился на земле? Какие существуют гипотезы о происхождении человека? (выступление студентов).

  2. Какие известны теории (концепции) относительно происхождения человека? (выступление студентов с презентацией).

Вывод: Как отметили выступающие, мы видим, что проблема происхождения человека представляет собой большой научный интерес и вызывает жаркие споры среди учёных.

- Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. его видообразование прекратился со времён появления homosapiens (человек разумный). Значит, эволюция на современном этапе связана с социальной стороной, а, следовательно, будущее человека зависит от сознания нашей культуры и образования.

  1. Что же говорит о происхождении человека философия, т.е. что такое человек и откуда он пришёл в этот мир? (выступление студентов).

- Человек – это высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

  1. В чём же сущность человека? (выступление студентов).

  2. Какой вывод можно сделать о сущности человека? (выступление студента).

Вывод: Однако, мы знаем, что человек как явление богаче сущности. Человек – это биопсихосоциальное существо, и поэтому его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с его существованием.



  1. Так, что же представляет собой человек на индивидуальном уровне? (выступление студентов).

- Какой мы сделаем вывод? (выступление студента, аргументация).

- Да, человек – это живая система, а конкретный человек – это личность.

- В связи с этим давайте вспомним, какой основной вопрос философии?

- Что же значит «Познай самого себя»?

- Что собой представляет человек с точки зрения философии?

- Так что же такое бездомность?

- Как найти этот «философский дом»?

- Как вы понимаете утверждение Франка Камю «Смысл жизни не дан, а задан»?

- У каждого человека свой неповторимый путь, своя жизнь. Но она должна быть осмысленной. В чём же смысл нашей жизни? (выступление студента с презентацией).

- Во все времена философы сталкивались с невозможностью определить человека, хотя всегда были попытки дать такое определение: Человек разумный. Человек делающий. Человек играющий. К. Марс определял человека как животное, производящее средство труда.

Преподаватель предлагает студентам записать в конспекте следующие цитаты:

  • Мы говорим, что смысл жизни может быть обретён в любом возрасте, в любой жизненной ситуации.

  • Человек должен сам придать смысл своему существованию. Помощь извне невозможна (т.е. бесполезна).

  • Смысл жизни не создаётся, а приобретается, потому, что… Человек:

  • Связан с другими людьми, способен воспринимать многообразные смыслы, циркулировать в культуре.

  • Обретает смысл свободным волеизлиянием, личным выбором.

  • Несёт ответственность за избранный смысл и практическую деятельность, вытекающую из него.

  • Поиск смысла жизни является естественным свойством человека как разумного существа.

- Итак: Смысл жизни это ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить. Смысл жизни – это личностная характеристика отношения к жизни, включая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельные включения в социальную жизнь. Соотношение с системой ценностей и детерминированными внутренней личностной мотивацией поступками.

- По выражению Ницше: человек – это животное, которое умеет обещать и т.д.

- Но понятие Человек окончательно и однозначно определить нельзя..., слишком он многообразен и разносторонен в своих мыслях, делах, поступках. И ни под одно из определений он не подходит, ни одним определением не охватывается. Определить его можно только отрицательно.

- Что собой представляют эти 5 – «не». Попытайтесь охарактеризовать человека путём отрицания, ведь это, прежде всего, фундаментальные характеристики человека. (выступление студента).

Вывод: Существование человека как личности означает абсолютную непохожесть его на других. Ибо своеобразие (уникальность) каждого означает, что он отличается от всех других людей.

- Существуют категории бытия человека, определяющие его жизнь. Что это за категории? (Свобода, смысл жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть).

- О смысле жизни мы уже говорили. А что же такое свобода человека? (выступление студента).

- Какой можно сделать вывод? Свободны ли мы? Свободен ли человек? А если он свободен, то, каким образом?

- Рассмотрим категорию человеческого бытия. (Работа с учебником).

- Законспектировать: «Труд – основа нашей жизни. Жизнь человека невозможна без трудовой деятельности. Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем, независимо от того, каким видом трудовой деятельности он занимается. Без активности, которая выражается в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека. А это глубина ума, чувства, сила воображения, воля, способности и, конечно, черты характера. А поэтому трудовая деятельность – это категория социальная, это специфический вид активной деятельности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира.

- Поговорим о творчестве – как категории человеческой жизни. (выступление студентов).

Вывод: Каждый ребёнок в пору формирования его личности должен что-то «увидеть», не важно, что, но чтобы увиденное глубоко запало в душу, в память, в сердце, чтобы произошло прикосновение к миру, родилось изумление пред ним, будь то солнце, пробивающееся через кроны деревьев, или полная луна в бездонном весеннем небе.

- Помните, как у Толстого в романе «Война и мир»: «Соня, Соня! Ну как можно спать? Да ты посмотри, что за прелесть! Ведь такой прелестной ночи почти никогда, никогда не бывало. Нет, ты посмотри, что за луна!» Это слова Наташи Ростовой. Так вот это в философии называется созерцанием – смотрение умом, всей душой, всей человеческой сущностью. С него-то и начинается творчество. А творчество – это образ нашей жизни.

- Помните, как Кулагин в драме Островского «Гроза» - часовщик, механик-самоучка любовался природой вот уже 50 лет и не может налюбоваться этой замечательной красотой.

- Удивительно то, что один человек видит в другом человеке то, что другой не может не только увидеть, но и заметить.

- Что же помогает человеку увидеть, услышать, почувствовать только ему одному, в отличие от других людей. Какое это чувство? Конечно, Любовь. (выступление студента).

- Мы уже писали сочинение-эссе на тему «Любовь». Все молодцы, смогли выразить своё отношение, свои мысли об этом удивительном человеческом чувстве. Я хотела бы предложить зачитать свою работу студенту (Васильеву Альберту).

  • - Среди категорий человеческого бытия рядом с Любовью стоит Счастье. Как же определяется счастье, счастливый человек с философской точки зрения? (выступление студента).

- Когда же человек может чувствовать себя счастливым, что об этом говорит философия? - Счастье - категория нравственная. Как писал Кант - высшее благо в счастье, его надо искать не только в том, что может доставить природа, но и в том. что составляет высшее требование,

т.е. условие, при котором только Разум может признать за существами в мире право на счастье, а именно в нравственном законно образном поведении их.

- Однако, Шопенгауэр мыслил, что счастья в мире нет и его найти невозможно, и считал, что человек счастлив только тогда, когда достиг поставленной цели. А достигнув, встаёт вопрос: «А что дальше» и происходит неизбежное разочарование. – Фрейд связывал проблему счастья с обретением смысла и утверждал, что если бы жизнь не имела никакого смысла, то она потеряла бы всякую ценность.

Вывод: Счастье и смысл жизни. Счастье возможно только тогда, когда человек чувствует свою жизнь осмысленной. Эти два понятия, две категории человеческого бытия очень противоречиво связаны с этическими категориями добра и зла. В идеале смысл и счастье жизни – это достижения человека, который реализует свой лучший потенциал хорошего, доброго, творческого человека, живущего продуктивной жизнью.

- Как вы понимаете философское выражение «Смерть – не конец, а венец жизни». (выступление студента).

  1. Итоги семинара. Выставление оценок.

- Наш семинар подходит к концу. Какой же вывод мы можем сделать о человеке как главной философской проблеме?

- Ещё раз обратим внимание на эпиграф. Сколько бы не развивалась философия как наука, она по-прежнему будет ставить перед собой проблемы:

  • Что такое человек?

  • В чём смысл его существования?

  • Как человеку стать человеком?

- И цель философии будет по-прежнему самой главной: научить человека искусству жизни.

- Человек по-прежнему остаётся величайшей загадкой в мире. И загадка не как животное, не как существо социальное, не как часть природы, а как личность, именно личность. Поэтому весь мир ничто по сравнению с человеком, личностью, с единственным лицом, с единственной его судьбой. И пока существует философия как наука, человек будет для неё загадкой, с его порой неразрешёнными вопросами, с его загадочными проблемами.

- А молодому поколению следует серьёзно задуматься над смыслом жизни, чтобы прожить полноценную жизнь. И только сильная, твёрдо знающая своё место в этом огромном мире личность способна решать проблемы. Каждая личность должна стремиться к идеалу.

  1. Домашнее задание.

Найти и записать определение человека как идеала у следующих философов:

  • Иммануила Канта

  • Маркса и Энгельса

  • Фейербаха



Урок-семинар по дисциплине "Основы философии" на тему: "Человек как главная философская проблема".
  • Другое
Описание:

Тема урока-семинара "Человек как главная философская проблема" в настоящее время является актуальной.

Разговор, составленный на занятии, предусматривает цели, которые побуждают каждого студента задуматься над вечными вопросами философии относительно человека, его происхождении, его бытии, его роли и значимости в обществе.

Готовясь к занятию, студенты должны самостоятельно были глубоко изучить материал о гипотезах происхождения человека, его фундаментальных характеристиках и основополагающих категориях бытия. На занятии каждый студент может принять активное участие в рассмотрении и представлении взглядов, оценок; осмыслении вопросов, волновавших не только философов, но и обыкновенных людей во все времена: о ценностях человеческого существования, о противоречивости человеческой сущности, о цели и смысле жизни, о проблеме свободы и деятельности человека. В то же время каждый студент может высказать свою точку зрения относительно всех этих проблем. В ходе занятия преподаватель обращает внимание на умение студентов правильно определять социальную роль человека в обществе, в том числе и свою собственную, задуматься об отношении студента к своей жизни, о смысле своего бытия.  

Автор Чернышёва Надежда Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 926
Номер материала 49589
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓