Главная / Другое / Методическая разработка урока-игры по МДК 02.01 на тему "Организация оплаты труда на предприятии" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт" СПО

Методическая разработка урока-игры по МДК 02.01 на тему "Организация оплаты труда на предприятии" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт" СПО

11


ГБОУ СПО «Спасский техникум отраслевых технологий»










Методическая разработка урока-игры на тему «Организация оплаты труда на предприятии»



Разработчик: Захарова Валентина Леонидовна, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Спасский техникум отраслевых технологий», преподаватель I квалификационной категории

















г. Болгар, 2012 год.

Вступление

Важную роль в профессиональной подготовке  студентов   играют  нестандартные формы уроков, т.к. они формируют у  них устойчивый интерес к обучению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нетрадиционная форма урока предполагает нетрадиционные не только структуру урока, но и все этапы его подготовки: замысел, организацию, анализ.

Чаще всего в виде активных форм обучения  применяются игровые технологии. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.  В процессе игры можно выработать у студентов  умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Что касается мотивации, то она заложена в игре по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность. Увлекшись, студент  и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

Такие уроки в основном проводятся  после изучения темы, раздела в виде контрольно-обобщающих уроков, открытых уроков при проведении экономической недели. При разработке содержания игры ставятся игровые и учебные цели, определяется  объем необходимых знаний, функции и роли участников игры, инструкции участникам, критерии оценки.

На  игровых уроках используется преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. 

Таким образом, применение  нестандартных   уроков для подготовки специалистов бухгалтерского учета  позволяют студентам получать знания, умения и навыки, а также развивать память, мышление, творческий потенциал, для реализаций требований, предъявляемых к будущим специалистам. Игровые  технологии позволяют создавать на занятиях непринужденную обстановку и вовлечь студентов в обсуждение серьезных учетно-экономических проблем.


Методическая разработка урока-игры на тему «Организация оплаты труда на предприятии»

Ход урока

1 этап: постановка целей и задач урока- 3 минут.

Преподаватель: Добрый день уважаемое жюри и студенты группы 0511! Я рада приветствовать вас в этом зале на игре «Счастливый случай». ( слайд 1,2)

Эпиграфом к нашей игре я выбрала высказывание известного французского писателя-публициста Анатоля Франса: «Учиться можно только весело…

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом…».( слайд 3)

Цель урока: закрепление теоретических знаний по бухгалтерскому учёту по теме «Организация оплаты труда на предприятии». ( слайд 4)

Достигнуть эту цель мы сможем путём решения следующих задач:

Обучающих:

1. Учить обобщать и систематизировать полученные знания;

2. Учить использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы с целью проверки усвоения теории по данной теме;

3. Учить применять полученные теоретические знания для решения задач;

4. Выбирать оптимальный вариант решения.

5. Учить искать рациональные пути решения задач.

Развивающих: ( слайд 5)

1. Способствовать развитию общеучебных умений;

2. Развивать творческую сторону мышления;

3. Развивать уверенность в себе;

4. Развивать интерес к предмету.

Воспитывющих: ( слайд 5)

1. Воспитывать потребность в знаниях;

2. Формировать навыки умственного труда;

3. Воспитывать культуру общения, взаимопомощи, умения слушать товарища;

4. Воспитывать ответственность за работу в команде.

Для проведения урока мы располагаем следующим оборудованием: ( слайд 6)

1.Программные средства: программы MS Power Point, Microsoft Office Excel, Word, презентации заданий, информационный лист в текстовом редакторе MS Word;

2.Технические средства: ПК учителя; мультимедийный проектор; интерактивная доска; компьютерная презентация игры в формате MS Power Point;

3.Технологическая карта урока;

4. Карта результативности игры;

4. Реквизиты к игре;

5. Призы участникам.


2 этап: мотивация деятельности студентов на уроке - 2 минуты

Преподаватель: Тема «Организация оплаты труда на предприятии» всегда актуальна и важна, ведь с тех давних времён, когда труд сделал из обезьяны человека, его не переставал интересовать вопрос о вознаграждении за труд. Вначале таким вознаграждением была еда и одежда, а с развитием общества увеличились и запросы человека. Сейчас, в условиях рынка, вопрос оплаты труда стоит наиболее остро. Многим работающим в вопросах оплаты труда приходится слепо полагаться на честность работодателей. А вам ребята, очень повезло с профессией, потому что вы всегда сможете проверить правильность начисления вам зарплаты, а может быть и будете её начислять не только себе, но и всему персоналу предприятия. Поэтому так важна эта тема. Прошу вас к нашей игре сегодня отнестись серьёзно! А победителей ждут оценки «отлично»!

А сейчас, позвольте представить вам наше уважаемое жюри: председатель жюри зам. директора по теоретическому обучению Буташнова Н.А., председатель предметно-цикловой комиссии по спец. дисциплинам – Крутилин А.А., преподаватели спец. дисциплин -

В игре принимает участие 2 команды. Слово капитанам - представьтесь, пожалуйста. (капитаны называют команду, представляют её членов и девиз) ( слайд 7,8)

Спасибо.


3 этап: Ход игры

Преподаватель: Итак, мы начинаем нашу игру!!! Игра состоит из 5 геймов.

1 гейм называется «Дальше…Дальше…Дальше…». ( слайд 9)

На 1 гейм-вот шутка

Дана всего одна минутка!

Поспеши и не зевай

Правильный ответ давай!

Внимание на экран! Командам по очереди задаются вопросы. Время ограничено, за каждый правильный ответ 1 балл. Если команда не знает ответа, то быстро говорит: «Дальше».

Вопросы 1 команде:


  1. Какую оплату можно отнести к дополнительной зар. плате? (премии, доплаты, надбавки, 13-ая и 14 з/плата)

  2. Назовите виды сдельной оплаты труда (простая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная, аккордная)

  3. За что начисляется повременная зар. плата? (за отработанное время)

  4. Что представляет из себя сдельная расценка? ( оплата за единицу произведённой продукции)

  5. Как начисляется зар/плата по бестарифной системе труда? (в % от выручки, в % от зар/платы руководителя)

  6. На каком счёте ведётся учет НДФЛ? (счёт 68)

  7. Как ведётся аналитический учёт 70 счёта? (по каждому работнику предприятия)

  8. За счёт каких средств оплачиваются пособия по временной нетрудоспособности? (первые 2 рабочих дня больничного оплачивает организация, оставшиеся дни - Фонд социального страхования)

  9. Назовите размер пособий по временной нетрудоспособности при стаже работы до 5 лет. (60%)

  10. На основании какого документа производится начисление отпускных? (приказ руководителя)

  11. При каких условиях производиться оплата за производство брака? (при производстве брака не по вине работника)

  12. За сколько времени выплачивается выходное пособие? (за 3 месяца)

  13. По какой ставке производится удержание НДФЛ с иностранных лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ? (30 %)

  14. Назовите размер вычета из з/пл при расчёте НДФЛ на 1 и 2 ребёнка? (1400 руб.)

  15. До какого возраста детей действуют налоговые вычеты при расчёте НДФЛ? (до 18 лет или до 24 года при обучении детей в вузе на очном отделении)

  16. Каков размер отчислений в ФСС? (2,9 %)

  17. Назовите размер вычета из з/пл при расчёте НДФЛ на 3 ребёнка? (3000 руб.)


Вопросы 2 команде:

  1. Назовите виды оплаты труда (основная и дополнительная)

  2. Назовите виды повременной оплаты труда (простая повременная и повременно- премиальная)

  3. За что начисляется сдельная зар.плата? (за количество произведённой продукции, объём произведённых услуг)

  4. Что представляет часовая тарифная ставка? (оплата за 1 час работы)

  5. Как начисляется зар/плата по тарифной системе труда? (по установленной часовой тарифной ставке)

  6. На каком счёте ведётся учёт оплаты труда? ( счёт 70)

  7. От чего зависит величина пособия по временной нетрудоспособности? (от стажа работы сотрудника)

  8. За какой период времени учитывается заработок при расчёте больничного? ( за 24 месяца, предшествующих болезни)

  9. Сколько лет хранится депонированная зар.плата работников? (3 года)

  10. При каких обстоятельствах пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100%? (при стаже более 8 лет, при оплате пособий по беременности и родам, при оплате производственной травмы)

  11. Когда выплачивается выходное пособие? (при сокращении работника)

  12. По какой ставке облагается НДФЛ зар.плата работников? (13 %)

  13. По какой ставке производится удержания НДФЛ с дивидендов? (9%)

  14. Каков размер отчислений в ФФОМС? (5,1 %)

  15. На каком счёте ведётся учёт отчислений в фонды социального страхования? (69 счёт)

  16. Какой документ применяется для учёта отработанного работниками времени?(табель учёта отработанного времени)

  17. Какие доплаты применяются при начислении зар. платы? (стимулирующие и компенсационные)


Итак, уважаемое жюри озвучьте пожалуйста результаты 1 гейма.

Преподаватель: Второй гейм называется «Заморочки из бочки». ( слайд 10)

Для этого задания

Приложите все старанья

И победу тот возьмёт

У кого счастливый лот!

Представители команд по очереди вынимают из бочонка вопросы и отвечают на них, цена ответа-1 балл. На обсуждение 1 вопроса (вслух) 30 секунд. Если ответ не верный, то отвечает команда соперников. Один вопрос счастливый: он пустой, а команда получает 2 балла. Это и есть «счастливый случай».

Вопросы: ( слайд 11)


  1. При каком стаже пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 80%? (от 5 до 8 лет)

  2. В какой срок предприятие должно выдать трудовую книжку работнику при его увольнении? (в срок 3 дня)

  3. По какой ставке производится удержания НДФЛ с выигрышей? (35%)

  4. За что производится начисление 14 зар.платы? (за стаж работы)

  5. При каком стаже работы на предприятии положен очередной отпуск? (11 месяцев)

  6. Каков размер отчислений в пенсионный фонд для граждан до 1967 года рождения? (22 %)

( слайд 12)

  1. На каком счёте ведётся учёт возмещений материального ущерба, причинённого работником? (счёт 73)

  2. За что производится начисление 13 зар.платы? (за итоги работы за год)

  3. Каков размер отчислений в накопительную часть пенсий для граждан моложе 1967 года рождения? (6 %)

  4. При каком стаже пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в размере 100%? (более 8 лет)

  5. За какой период времени учитывается заработок при расчёте отпускных? ( за 12 месяцев, предшествующих отпуску)


Итак, уважаемое жюри озвучьте, пожалуйста, результаты 2 гейма.


Преподаватель: А мы переходим к 3 гейму. Он самый загадочный. ( слайд 13)


В жизни окружают нас тайны и загадки.

В гости к вам сейчас пришла

«Тёмная лошадка».

Каждой команде нужно отгадать, о чём говорит ведущий по 4 подсказкам. Максимальное количество баллов -4. За каждую подсказку снимается 1 балл.

Вопросы команде «Всезнайки» ( слайд 14)

1 вопрос. По этой форме оплаты труда расчет с рабочими производится после завершения всего комплекса работ независимо от сроков их выполнения.

2 вопрос. Если выполнение задания требует длительного времени, то выплачивается аванс за текущий месяц с учетом выполненного объема работ.

3 вопрос. Премирование производится за сокращение сроков выполнения задания при качественном выполнении работ.

4 вопрос. Данная система заработной платы стимулирует, прежде всего, выполнение всего комплекса работ с меньшей численностью работающих и в более короткие сроки.

Ответ:(Аккордная форма оплаты труда)

Вопросы команде «Почемучки»: ( слайд 15)

1 вопрос. Эту форма заработной платы применяется при наличии количественных показателей работы, которые непосредственно зависят от данного рабочего или бригады;

2 вопрос. Эта форма заработной платы позволяет увеличить выработку или объем выполненных работ;

3 вопрос. Применяется там, где можно точно вести учета объемов (количества) выполняемых работ;

4 вопрос. При этой форме начисление зарплаты производится за количество произведённой продукции.

Ответ: (Сдельная форма оплаты труда)

Снова слово жюри. С каким же счётом закончили команды 3 гейм?

Преподаватель: А у нас 4 гейм. ( слайд 16)

«Ты-мне, Я-тебе».

Будет весело в игре

По вопросу зададим,

И, конечно, победим!

Это конкурс-домашнее задание. Напротив сидящие обмениваются вопросами, которые заранее заготовили. Отвечает только тот, кому адресован вопрос, команда молчит. Если оппонент не может ответить, то вопрос адресуется команде, но ответ оценивается на балл ниже. Цена вопроса – 2 балла.

Итак, уважаемое жюри озвучьте, пожалуйста, результаты 4 гейма.

А мы приближаемся к финишу! Начинается последний гейм «Гонка за лидером». ( слайд 17) Мы будем рады,

Если вы в «сраженье»
Проявите находчивость свою.

А ваши знанья и везенье

Позволят вам сыграть в «ничью».

На экране - тесты. Балл присуждается тому, кто быстрее ответит. ( слайд 18,19,20,21)

Уважаемое жюри, подведите, пожалуйста, результаты игры. ( слайд 22)

Подведение итогов.Жюри озвучивает результаты. Команда победителей получает оценки «отлично» и призы, команда проигравших- «хорошо» и утешительные призы. ( слайд 23)

Преподаватель: Наша игра завершилась. Спасибо вам за игру. (Провести краткий анализ игры: отметить особо активных, поставить им оценку «отлично», сделать замечания слабым)

В заключение я хотела бы вам сказать, что не смотря на результаты игры, сегодня нет проигравших, ведь каждый из вас сегодня боролся не за себя, а за команду. Вы получили бесценный опыт работы в коллективе, почувствовали ответственность за ближнего. Конечно же не у всех всё получилось, а это значит, что нужно продолжать работать над собой: развивать мышление, повторять забытое, навёрстывать упущенное. Ведь нас впереди ждёт много «Счастливых случаев», надо только их не упустить! Поэтому желаю вам успехов и до новых встреч!!! ( слайд24)

Список  литературы: 

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие под ред. Е.С.Полат.- 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

2. Бухгалтерский учет : деловые игры: учебное пособие/ под ред. д-ра экон. Наук, профессора Н.А. Каморджановой. - М.:Эксмо, 2010.

3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2011.






















Приложение 1

Технологическая карта

конструирования  урока по бухгалтерскому учёту в группе 0511 по профессии «Экономика и бухгалтерский учёт»

с использованием средств информационных технологий. 

Предмет, № группы, специальность

Бухгалтерский  учет, группа 0511 «Экономика и бухгалтерский учет»

Тема урока

урока по теме

Использование ИКТ на уроках бухгалтерского учета по теме «Организация оплаты труда на предприятии»

Ф.И.О. преподавателя

Название образователь-ного учреждения

Захарова Валентина Леонидовна

Преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО «Спасский техникум отраслевых технологий» г. Болгар

Актуальность использования средств ИКТ

  Использование ИТ позволит активизировать индивидуальные  и личностные мотивы  студентов в процессе усвоения учебной информации

  Создание условий  для эффективной реализации  метода проектов

  Формирование умений и навыков      информационно-поисковой деятельности   студентов

Вид урока

Урок-игра

Цель урока

Закрепить теоретические знания по теме «Организация оплаты труда на предприятии»

Тип урока

Урок обобщающего повторения и систематизации знаний


Принципы

Научности, доступности, системности, связь теории с практикой.


Межпредметные связи:

Экономика предприятия, математика, организация технологии отрасли

Задачи урока

 

 

обучающие

развивающие

воспитательные

1. Учить обобщать и система-тизировать полученные зна-ния;

2. Учить использовать ком-пьютерные технологии для самостоятельной работы с целью проверки усвоения теории по данной теме;

3. Учить применять получен-ные теоретические знания для решения задач;

4. Выбирать оптимальный вариант решения.

5. Учить искать рациональ-ные пути решения задач.

1. Способство-вать развитию общеучебных умений;

2. Развивать творческую сторону мыш-ления;

3. Развивать уверенность в себе;

4. Развивать интерес к предмету.

1. Воспитывать потребность в знаниях;

2. Формировать навыки умственного труда;

3. Воспитывать культуру общения, взаимопомощи, умения слушать товарища;

4. Воспитывать ответственность за работу в команде.

Необходимое аппарат-ное  и программное обеспечение

Программные средства: MS Power Point, Microsoft Office Excel, Word, презентации заданий, информационный лист в текстовом редакторе Microsoft Word;

Технические средства: ПК учителя; Мультимедийный проектор; Интерактивная доска; компьютерная презентация игры в формате MS Power Point;

Технологическая карта урока; реквизиты к игре, призы участникам, карта результативности игры.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

время

ЭТАП I

Введение в игру: цели и задачи урока

3 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация презентации игры в среде MS Power Point

Функции преподавателя

Организация деятельности студентов

Форма организации деятельности студентов

Коллективная

ЭТАП II

Мотивация деятельности студентов

2 мин.

ЭТАП III

 Игра «Счастливый случай»

38 мин.




Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация презентации игры в среде MS Power Point

Функции преподавателя

Организация деятельности студентов, демонстрация  презентации

Форма организации деятельности студентов

Коллективная, групповая



1 гейм «Дальше… Дальше… Дальше…»

Командам по очереди задаются вопросы. Время ограничено 1 минутой, за каждый правильный ответ 1 балл. Если команда не знает ответа, то быстро говорит: «Дальше».

2 гейм «Заморочки из бочки»

Представители команд по очереди вынимают из бочонка вопросы и отвечают на них, цена ответа-1 балл. На обсуждение 1 вопроса (вслух) 30 секунд. Если ответ не верный, то отвечает команда соперников. Один вопрос счастливый: он пустой, а команда получает 2 балла. Это и есть «счастливый случай».

3 гейм «Тёмная лошадка»

Каждой команде нужно отгадать, о чём говорит ведущий по 4 подсказкам. Максимальное количество баллов -4. За каждую подсказку снимается 1 балл.

4 гейм «Ты-мне, я-тебе»

Это конкурс-домашнее задание. Напротив сидящие обмениваются вопросами, которые заранее заготовили. Отвечает только тот, кому адресован вопрос, команда молчит. Если оппонент не может ответить, то вопрос адресуется команде, но ответ оценивается на балл ниже. Цена вопроса – 2 балла.

5 гейм «Гонка за лидером»

На экране - тесты. Балл присуждается тому, кто быстрее ответит.

ЭТАП IV

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

2 мин.









Приложение 2

Карта результативности игры «Счастливый случай»

в группе 0511 по профессии «Экономика и бухгалтерский учёт»


п/п

Команда «Всезнайки»

1 гейм

«Дальше…

Дальше…

Дальше…»

2 гейм

«Заморочки из бочки»

3 гейм

«Тёмная лошадка»

4 гейм «Ты –мне, я- тебе»

5 гейм

«Гонка за лидером»

Итог

игры

1

Елатина Даша









2

Еланин Саша









3

Хафизов Марсель









4

Закирова Гулина









5

Юрина Анна









6

Шишкина Надя










ИТОГО:













п/п

Команда «Почемучки»

1 гейм

«Дальше…

Дальше…

Дальше…»

2 гейм

«Заморочки из бочки»

3 гейм

«Тёмная лошадка»

4 гейм «Ты –мне, я- тебе»

5 гейм

«Гонка за лидером»

Итог

игры

1

Петрунина Света









2

Чекалин Алексей









3

Шафигуллин Ильшат









4

Халикова Гульшат









5

Юркова Женя









6

Кислова Люда










ИТОГО:








Председатель жюри:______________










Приложение 3

Инструкционная карта игры (для студентов)


1.Вступительное слово ведущего ( объявление целей и задач игры).

2. Мотивация деятельности студентов

3.Приветствие и представление команд.

4. Игра


Правила проведения игры:


1 гейм «Дальше…Дальше…Дальше…».


Командам по очереди задаются вопросы. Время ограничено 1 минутой, за каждый правильный ответ 1 балл. Если команда не знает ответа, то быстро говорит: «Дальше».

Вопросы 1 команде:

Вопросы 2 команде:

Подведение итого 1 гейма.

2 гейм называется «Заморочки из бочки».

Представители команд по очереди вынимают из бочонка вопросы и отвечают на них, цена ответа-1 балл. На обсуждение 1 вопроса (вслух) 30 секунд. Если ответ не верный, то отвечает команда соперников. Один вопрос счастливый: он пустой, а команда получает 2 балла. Это и есть «счастливый случай».

Подведение итого 2 гейма.

3 гейм называется «Тёмная лошадка».

Каждой команде нужно отгадать, о чём говорит ведущий по 4 подсказкам. Максимальное количество баллов - 4. За каждую подсказку снимается 1 балл.

Подведение итого 3 гейма.

4 гейм называется «Ты - мне, я - тебе».

Это конкурс-домашнее задание. Напротив сидящие обмениваются вопросами, которые заранее заготовили. Отвечает только тот, кому адресован вопрос, команда молчит. Если оппонент не может ответить, то вопрос адресуется команде, но ответ оценивается на балл ниже. Цена вопроса – 2 балла.

Подведение итого 4 гейма.

5 гейм «Гонка за лидером».

На экране - тесты. Балл присуждается тому, кто быстрее ответит.

4. Подведение итогов игры. Краткий анализ действий студентов.

5. Награждение победителей


Методическая разработка урока-игры по МДК 02.01 на тему "Организация оплаты труда на предприятии" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт" СПО
  • Другое
Описание:

  Представленная методическая разработка урока-игры рекомендована при закреплении теоретических  знаний по теме "Учёт оплаты труда на предприятии" МДК 02.01 "Практические основы бухгалтерского учёта источников образования имущества предприятия".

   Она сотавлена по примеру телевизионной игры "Счастливый случай" и включает в себя ход урока, состоящий из последовательных этапов игры, технологическую карту урока, карту результативности игры для жюри,инструкционную карту урока для команд, список литературы.

   Урок проводится  после изучения темы как контрольно-обобщающий.  При разработке содержания игры ставятся игровые и учебные цели, определяется  объем необходимых знаний, функции и роли участников игры, даются инструкции участникам, критерии оценки. 

На  игровых уроках используется преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. 

Всё это  позволяют студентам получать знания, умения и навыки, а также развивать память, мышление, творческий потенциал,умение работать в команде для реализаций требований, предъявляемых к будущим специалистам. 

    

 

 

Автор Захарова Валентина Леонидовна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1759
Номер материала 4400
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓