Главная / Технология / Методическая разработка учебного занятия. Художественно – эстетическое направление. «Прихватка».

Методическая разработка учебного занятия. Художественно – эстетическое направление. «Прихватка».

hello_html_m4c55a3f1.gifhello_html_46803210.gifhello_html_m3a2e04b7.gifhello_html_m360dddaf.gifhello_html_m1912157.gifhello_html_74538c65.gifhello_html_m231a56a8.gifhello_html_223d4bce.gifhello_html_50f2d73.gifhello_html_3f9194b5.gifhello_html_mdd81f12.gifhello_html_4fb1a233.gifhello_html_m5d2a950a.gifhello_html_67e48f93.gifhello_html_m5ed5e101.gifhello_html_m6bb87686.gifhello_html_ca9c860.gifhello_html_m6b0b965.gifhello_html_3a64fcda.gifhello_html_49addeef.gifhello_html_m33aa8c4f.gifhello_html_m59f0327d.gifhello_html_m2b474cf1.gifhello_html_m4254bdd9.gifhello_html_5931705c.gifhello_html_18897fce.gifhello_html_m51eb1d11.gifhello_html_75da8ea0.gifhello_html_m51eb1d11.gifhello_html_m52db5069.gifhello_html_7f1601e3.gifhello_html_2d8a7523.gifhello_html_m7fcde95a.gifhello_html_m79e9382d.gifhello_html_m42535b40.gifhello_html_m4c243c4c.gifhello_html_m51c0e5d2.gifhello_html_4f0ffa89.gifhello_html_m4dd42f72.gifhello_html_180c15af.gifhello_html_m65565dd8.gifhello_html_441e9e56.gifhello_html_m2af7b7b.gifhello_html_m26819bca.gifhello_html_489c277f.gifhello_html_mea4f08c.gifhello_html_m3db70452.gifhello_html_m3db70452.gifhello_html_5ea78446.gifhello_html_3fb1532d.gifhello_html_m2ce2e57a.gifhello_html_76321f19.gifhello_html_m35032fbb.gifhello_html_3d139701.gifhello_html_694e02d5.gifhello_html_8065b37.gifhello_html_1927a500.gifhello_html_m3de41218.gifhello_html_50d44fa6.gifhello_html_3255992c.gifhello_html_7b76f842.gifhello_html_7b76f842.gifhello_html_m6374c0ad.gifhello_html_17dc13df.gifhello_html_m15ab304.gifhello_html_m4e460edc.gifhello_html_1424d908.gifhello_html_5283e577.gifhello_html_5f7f2ed2.gifhello_html_m38adf3e9.gifhello_html_4f0a6c3d.gifhello_html_m4ddac899.gifhello_html_m73751144.gifhello_html_21be7f99.gifhello_html_m23df35b1.gifhello_html_m6958b6bf.gifhello_html_2afb47e5.gifhello_html_54b07e9.gifhello_html_m439b4d7d.gifhello_html_2cf072e6.gifhello_html_79345081.gifhello_html_10594bfe.gifhello_html_5165b4fe.gifhello_html_m421e49d.gifhello_html_2afb47e5.gifhello_html_2afb47e5.gifhello_html_m2e7b5f1a.gifhello_html_m3881bfe1.gifhello_html_m47029796.gifhello_html_m2ddec8df.gifhello_html_2afb47e5.gifhello_html_2afb47e5.gifhello_html_m7a3292eb.gifhello_html_m1b9bec12.gifhello_html_4edda62a.gifhello_html_m2886624b.gifhello_html_30000d6d.gifhello_html_522372c1.gifhello_html_29757c44.gifhello_html_e51fb83.gifhello_html_1c7e82f8.gifhello_html_384fc733.gifhello_html_522372c1.gifhello_html_e51fb83.gifhello_html_4c447aec.gifhello_html_7f95fd73.gifhello_html_37e138d4.gifhello_html_m23df35b1.gifhello_html_30e780cf.gifhello_html_m23df35b1.gifhello_html_m3adae45c.gifhello_html_m44edc295.gifhello_html_m129dbb7.gifhello_html_72d69f0b.gifhello_html_3963de5e.gifhello_html_m456dcc08.gifhello_html_565a7189.gifhello_html_4177a532.gifhello_html_10594bfe.gifhello_html_m5f05abd4.gifhello_html_68dc7e29.gifhello_html_m6084711a.gifhello_html_m114bb118.gifhello_html_4177a532.gifhello_html_10594bfe.gifhello_html_m5f05abd4.gifhello_html_68dc7e29.gifhello_html_m6084711a.gifhello_html_m114bb118.gifhello_html_m1dfa19a8.gifhello_html_m3c69e89a.gifhello_html_1b0c8d8a.gifhello_html_m3080aaba.gif








«Прихватка».

Методическая разработка учебного занятия

Художественно – эстетическое направление.













Митюрева Зоя Антоновна

педагог дополнительного образования

вторая квалификационная категория











Тюмень 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Одним из непременных атрибутов любой кухни является прихватка, которая используется для того чтобы можно было брать в руки горячее. Главное требование к прихваткам — низкая теплопроводность, поэтому они выполняются двухслойными или трехслойными. Что же касается формы и дизайна, то они могут быть разнообразными — квадратными, овальными, в виде рукавицы или в форме фруктов. 


Изделия из ткани и ниток.


Проект «Прихватка». (2 часа)

Приветствие.

Сообщение темы и цели урока.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с народными традициями в изделиях декоративно-прикладного творчества лоскутной мозаики и бытового дизайна.

ЗАДАЧИ:

1.Закрепить умения, исследовать проблему, выделять цель, планировать изготовление прихватки.

2.Развивать творческое мышление, воображение и прививать навыки работы по созданию изделий в технике лоскутной мозаике.

3.Воспитывать любовь к народному творчеству и эстетический вкус.

4.Учить работать в группах.

Оборудование и материалы.

Ручка, карандаш, бумага, картон, линейка. Цветные хлопчатобумажные лоскуты ткани, прокладочный материал (флизелин, синтепон). Отделочные материалы (тесьма, косая бейка, шнур).Нитки, мел, ножницы, тонкие булавки с круглой формой. Швейная машина, утюг.


Этапы урока: проблемы и цели – исследование – идеи – планирование – изготовление - оценка.

  1. Определение потребности в изделиях, выполненных в лоскутной технике.

Упражнение. Ознакомиться с одним из возможных подходов к выявлению потребности людей.

У каждого человека есть потребности, требующие удовлетворения.

Дети индивидуально (по рис.1, рис.2, по таблице потребностей) определяют потребности, требующие удовлетворения, карандашом различают потребность в безопасности и сохранении здоровья.

Упражнение. Интервью. Научиться брать интервью у различных людей. Это нужно для того, чтобы проектируемое изделие максимально соответствовало их потребностям.

Интервью – это опрос одного или нескольких людей по какой – либо теме (слово написано на доске)

Прежде, чем проектировать какое – либо изделие, вы должны как можно больше узнать о тех людях, для которых вы будете его создавать. Один из общепринятых способов – это интервью, или опрос. Данное упражнение поможет вам подготовиться и взять интервью.

Этапы работы.

Учитель спрашивает, кого из перечисленных людей вы будете интервьюировать: у домохозяйки, повара в школьной столовой, бармена в кафе, официанта кафе.

Вы должны продумать, какие вопросы задать опрашиваемому человеку. Рекомендуем примерный план действий.

  1. Прежде всего разбейтесь на группы и составьте список вопросов.

  2. Начните с простых вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Такие вопросы называются закрытыми. «Пользуетесь или нет Вы прихватками?»

  3. Перейдите к открытым вопросам. Такие вопросы задают для того, чтобы узнать мнение людей. «Какой формы прихватками Вы предпочитаете пользоваться?» «Каким должен быть внешний вид прихватки»

  4. Сравните ваши вопросы с вопросами, составленными другими группами.

  5. Задайте друг другу свои вопросы.

При работе на кухне постоянно приходится иметь дело с горячей посудой (кастрюлями, сковородами, чайниками и т. п.). Для того чтобы не обжечь руки, обычно используют прихватки. Они могут самой разнообразной формы, но обязательно должны быть удобными для пользователя.


  • Формулировка задачи. Предлагается детям кратко сформировать задачу: разработать и сшить прихватку в подарок маме или бабушке.


  • Исследование.

Упражнение. Проработка выбранной идеи.

В группах по три-четыре человека. При помощи карандашей, ручки и бумаги дети учатся прорабатывать идеи.

Вам следует продумать все детали проекта. Как представить эскиз прихватки, какие выбрать размеры, способы соединения деталей. В проекте при изготовлении прихватки необходимо учесть размеры.

Чтобы найти лучший способ получения деталей можно экспериментировать, используя для этого обрезки ткани. В ходе проработки идеи хорошо делать эскизы и записи, чтобы отражать те решения, которые вы принимаете.

Упражнение. Планирование изготовления

В группах по три-четыре человека, с помощью ручки, ТТР и бумаги спланируйте изготовление прихватки.

Этапы работы.

  1. Посмотрите на прихватку, находящуюся перед вами.

  2. Обсудите с членами вашей группы, для кого и для чего предназначена эта прихватка.

  3. Оцените, насколько эта прихватка соответствует всем требованиям (критериям).

Теперь продумайте все детали, которые следует учесть при проектировании и изготовлении прихватки.


Способы предоставления результата. Индивидуально заполните таблицы.

Таблица №1 Материалы.

Материалы

Свойства

Наличие (доступность)

Стоимость





Какие материалы вы можете использовать для своего изделия?



Таблица №2 Потребительские качества.

Физиологические

Безопасность

Эстетические

Экономические





Какие потребительские качества вы будете учитывать?


Таблица №3. Способы изготовления.

Что нужно знать о способах изготовления?

Каким способом лучше всего выполнить изделие?

Необходимо ли рассматривать эти вопросы при проектировании изделий?

Почему?




Какие способы вы можете использовать для изготовления вашего изделия?


Для работы можно использовать различные цветные лоскуты ткани и изготовить изделие в лоскутной технике.


Прихватка состоит из прокладочного материала и ткани. Для прокладки используются плотные ткани (бортовка, флизелин, синтепон, фланель и др). Прокладка находится внутри готового изделия. Снаружи ее обшивают различными тканями, теплостойкими, удобными для ухода.


  1. Определение требований.

Первоначальные идеи.





Где взять лоскуты.






Изделия, на которых появились пятна и потертости на видных местах


Изделия, которые вышли из моды или стали малы


Остатки от раскроя швейных изделий

Требования к лоскутам

для изготовления прихватки











Практичность в употреблении



Яркость расцветок


Оригинальность рисунка


Качество








Прямоугольная




Форма прихватки


Круглая


Овальная






Рукавчики


Треугольная










Определение требований (критериев) к изделию (см. упражнение 6)

Простота в изготовлении


Оригинальность

формы


Наличие необходимых инструментов и оборудования

Удобство в пользовании

Требования к изделию


Экономичность

(низкая стоимость)




Привлекательный внешний вид.


Наличие материала


Экологичность










Первоначальные идеи






«Колесо» «Мельница» «Звезда» «Елочка»


Оценка идей и выбор лучшей (табл.11) см.упражнение 10.


Оценка первоначальных идей


Критерии оценки № Идеи

Оригинальность конструкции





Наличие материала





Простота в изготовлении





Владение знаниями и умениями, необходимыми для изготовления





Инструменты и оборудование





Экономичность (вторичное использование)





Соответствие назначению 1 2 3 4

Итого: идея 1 получила ; идея 2 получила; идея 3 получила; идея 4 получила

Вывод: по результатам анализа наибольшее количество (+) получила идея 4- прихватка по схеме «Елочка».


Планирование и изготовление изделия (табл.12)


Карандаши (2М-4М)



Бумага (миллиметровая)

Ткань

Отделочные материалы(тесьма, шнур)


Ножницы, лезвие, металлическая линейка


Тонкие булавки с круглой головкой


Что нужно для работы



Нитки № 40

Иглы № 80,85

Циркуль, линейки (прямоугольные)

Швейная

машина




Технологическая карта


Изготовление прихватки в лоскутной технике


п/п

Последовательность выполнения операций

Эскиз (Приложение 1)

Инструменты и оборудование

1

2

3

4

1

Выполнить чертеж конструкции прихватки



Линейка, карандаш, бумага

2

Изготовить базовое лекало



Карандаш, линейка, ножницы, булавки, картон

3

Подготовить ткань к раскрою


Ткань, утюг

4

Наложить лекало на ткань, сколоть булавками, обмелить, выкроить наружные детали прихватки



Мел, булавки, ножницы

5

Собрать лицевую часть изделия по схеме «Елочка». Швы стачивания разутюжить



Ножницы, булавки, нитки, игла, швейная машина, утюжильная доска, проутюжильник

6

Сколоть наружные детали и прокладку портновскими булавками. Сметать их ручными сметочными стежками




Портновские булавки, ручная игла, нитки

7

Деталь верха и низа сложить лицевыми сторонами внутрь, сколоть, сметать по контуру



Портновские булавки, ручная игла, нитки

8

Обтачать детали прихватки (ширина шва 0,5-0,7 см)

оставляя нестачанным участок 3-4 см (для

вывертывания)




Швейная машина, нитки

9

Срезать уголки припусков, не доходя до строчки обтачки 0,1-0,2 см.


Ножницы

10

Вывернуть прихватку на лицевую сторону, выметать, приутюжить



Ручная игла, нитки, утюг, проутюжильник

11

Скрепить детали верха и низа машинной строчкой и прострочить в соответствии с рисунком



Швейная машина, нитки


Подведение итогов.

По мере изготовления дети свои работы выставляют на общий стенд.

-Посмотрим, какие красивые прихватки вы сделали.

Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и осуждаются все прихватки, выявляются наиболее аккуратные и сделанные со вкусом. Урок можно продолжить конкурсной программой и чаепитием.

Литература.

О.А. Куревина,Е.А.Лутцева -Технология 5 класс Москва Баллас 2012

М.Максимова,М.Кузьмина, Н.Кузьмина- Мозаика лоскутных узоров Москва Эксмо 2009

А.Зайцева-Лоскутное шитье Москва Эксмо 2010

Н.Конышева Программа общеобраховательных учреждений Технология 1-4 классы Смоленск 2011

Технология 5-9 классы Просвещение (Стандарты второго поколения)







Методическая разработка учебного занятия. Художественно – эстетическое направление. «Прихватка».
  • Технология
Описание:
История.
    Это произошло в каменном веке, когда   человек приручил огонь.  Человек переносил   огонь с помощью веток – это первые так   называемые «прихватки». Но всё же начинать   говорить об истории прихватки можно лишь с   появлением ткани.    Самой старой тканью в мире является льняная   ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до н. э. Конечно же, вряд ли льняную ткань использовали для прихваток, но уже можно говорить о том, что если был лён, то существовали и другие материалы.     При раскопках поселений озерных жителей Швейцарии было обнаружено большое количество тканей из лубяных волокон и шерсти. Это послужило еще одним доказательством того, что ткачество было известно людям каменного века (палеолита). При раскопках поселений был открыт целый  ряд культурных слоев, самые нижние из которых датированы каменным веком. Были найдены грубые, но вполне пригодные для использования ткани из лубяных волокон, лыка и шерсти. Можно предположить, что прихватки делались из перечисленных материалов, как впрочем и всё остальное. Необходимой предпосылкой для ткачества является наличие сырья.  В зависимости от местности различались и материалы для прихваток.  И намного позже появилась различная форма прихватки.  

 

 

Автор Митюрева Зоя Антоновна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 760
Номер материала 17952
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓