Главная / Биология / Методическая разработка тематического классного часа "Жизнь без сигарет"

Методическая разработка тематического классного часа "Жизнь без сигарет"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«МАГНИТОГОРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

им. Н.И. Макарова»











«Жизнь без сигарет»



(методическая разработка тематического классного часа)



























Магнитогорск

2010



Рассмотрена на

заседании п/к «Химия»

Протокол № 3 от 08.11.2009г.



















Председатель п/к «Химия»

___________ Петровская Н. А.







Автор: Буркарт М. М. – преподаватель биологии





Рецензент: Петровская Н. А. – председатель п/к «Химия»,

преподаватель высшей категории



Рецензия

На методическую разработку тематического классного часа «Жизнь без сигарет» Буркарт Марины Михайловны, преподавателя биологии и классного руководителя группы БК-07-2.

Методическая разработка была предложена преподавателем как вариант классного часа в системе работы по здоровьесберегающему воспитанию студентов колледжа.

Буркарт М.М. считает, что самая главная цель в работе по данному направлению классного руководителя – воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Особую роль играет этап демонстрации, где студенты наглядно могут увидеть эффект воздействия табачного дыма.

Разработка классного часа соответствует предъявляемым требованиям, учитель использует компьютерные технологии, технологию сотрудничества, педагог только направляет ход мероприятия, студенты становятся его активными участниками.

Данная методическая разработка рекомендована к использованию в воспитательном процессе.









Председатель п/к «Химия» Петровская Н. А.







План тематического классного часа

Тема: «Жизнь без сигарет»

ЦЕЛИ:

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

  • Рассмотреть факторы здоровья и составляющие образа жизни;

  • Через игру показать пагубное влияние табакокурения на подростковый организм

Оборудование: компьютер, проекционный экран, оборудование для эксперимента, раздаточный материал - рекомендации «Как бросить курить», рисунки, плакаты, эпиграфы.

Форма проведения классного часа: беседа с элементами игры.

Содержание и план проведения классного часа:

Этап классного часа

время

Деятельность классного руководителя

Деятельность студентов

1.организационный момент

1 мин.

Приветствие учащихся, проверка подготовленности к занятию

Приветствие преподавателя, проверка подготовленности к занятию

2. вступительное слово

10 мин.

Беседа о факторах здоровья, составляющих образа жизни, знакомство с результатами анкетирования группы

Устные ответы на поставленные вопросы, чтение сообщений


3. игра в командах

20 мин.

Знакомит участников игры с этапами викторины.

Активное участие в игре, чтение сообщений

4. проведение эксперимента

3 мин.

Демонстрация опыта

Помощь в проведении эксперимента

5. подведение итогов игры

1 мин.

Жюри подводит итоги игры


6. заключительный этап

5 мин.

Подведение итогов классного часа

Знакомство с рекомендациями «Как бросить курить»



Вступительное слово учителя

20 ноября – день рождения Конвенции о правах ребенка. В ст. 6 Конвенции сказано, что:

  1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

  2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Для того, чтобы все дети могли достичь, по возможности, наивысшего уровня здоровья и пользоваться наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, в ст. 24 предусмотрены практические шаги, которые должны предпринять страны после подписания и ратификации Конвенции. В частности, страны обязуются сокращать детскую смертность, развивать первичную медико-санитарную помощь, бороться с болезнями и недостаточность массой тела, обеспечивать дородовой и послеродовой уход, распространять информацию, касающуюся здоровья, и развивать профилактические службы.

Мы воспринимаем обыденно и привычно связку таких понятий, как здоровье. Несмотря на то, что в системе лечебных учреждений производится также и профилактика, врач все-таки имеет прямое отношение не здоровью, а к болезни, ее лечению.

От чего зависит здоровье человека в первую очередь?

Учащимся предоставляется возможность самим поразмышлять над вопросом.

Медики выделяют несколько главных факторов реального здоровья:

  • Наследственность,

  • Качество и своевременность медицинского обслуживания,

  • Внешняя среда (качество воздуха, питьевой воды, пищи) и т.д.

Но решающим фактором здоровья человека является его образ жизни – он определяет до 60% здоровья. Под образом жизни мы понимаем и режим, и характер питания, и занятия физкультурной, и водные процедуры, и, что очень важно, отсутствие потребления таких вредных веществ, как алкоголь, табак, наркотики. Образ жизни, казалось бы, легче всего поменять, ведь он зависит только от нас. А на образ жизни ребенка больше всего влияют его родители.

Больше половины наших детей ежедневно подвергаются вопиющему нарушению своих прав. Как? Они вынуждены вдыхать табачный дым. Но прежде, чем переходить к конкурсной программе, узнаем немного об истории использования и распространения табака.

Сообщение студента.

Курение табака возникло еще в глубокой древности. В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы – взрослые и дети – держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцами растения. Выяснили, что «дикари» традиционно используют листья для частного вдыхания дыма.

Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия.

Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев «табакко» и … нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили испанский королевский двор.

Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший посол в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово «никотин» - так называют основной компонент табака, самый ядовитый.

Постепенно курение стало « путешествовать» по Европе, дошло до Росси, но активного распространения не получило, пока царевич Петр Алексеевич, постоянно общавшийся с чужеземцами, не научился курить.… А потом он стал царем и начал, как известно, вводить в России «европейские» порядки, в том числе и пропагандировать курение.

При Петре I в России появились первые табачные фабрики. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.

В XIX в. в обществе существовали довольно строгие правила этикета. Если в доме устраивался бал или прием, для курения отводилось специальное помещение – отдаленная комната или кабинет хозяина. Если бы кто-то вздумал закурить за столом или в танцевальном зале, такого гостя немедленно перестали бы принимать. Курить в гостиной при дамах было просто непозволительно: в курительной комнате, разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же редкостью, как сказочная Баба-Яга. Даже курение на улице считалось неприличным.

С табачным зельем в давние времена велась жестокая борьба. В конце XVI в. в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии, в назидание потомству, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. А Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России при Михаиле Федоровиче уличенных в курении в первый раз наказывали палочными ударами, во второй – отрезанием носа или ушей.

Игра в командах.

А теперь я представляю вам 2 команды, которые собрались здесь обсудить очень серьезную проблему.

Попрошу команды представиться, сообщить свой девиз и показать эмблему (команды, состоящие из 5 студентов, сообщают свои названия и девизы, а жюри из числа студентов оценивает данный этап).

I - Этап - «Верю – не верю»

На проекционном экране поочередно появляются утверждения; задача игроков, прочитав утверждение, согласится или нет с ним. Жюри за верный ответ выставляет 1 балл.

  1. В России курят 70% мужчин. (Да).

  2. От курения людей погибает больше, чем в ДТП. (Да, 270 тысяч погибает от курения, 35 тысяч от ДТП).

  3. Россия занимает 1 место в мире, по производству сигарет (Нет, 1место – Китай, 2место – США, 3место – РФ).

  4. В России сигареты стоят дороже, чем в странах Запада. (Нет, в Европе пачка стоит 5 евро, у нас такая же 20р.)

  5. 600 человек за час умирает в мире от сигарет. (Да).

  6. В России за час умирает от сигарет 3 человека. (Да).

  7. Никто не ведет статистику смертей от курения. (Нет, в Лос-Анджелес, на бульваре Санта Моника, установлено табло, отсчитывающее количество умерших от пристрастия к сигарете. Начинается отчет 1 января, а заканчивается 31 декабря каждого года, цифра успевающая «набежать – впечатляет»).

  8. В мире есть город, где никто не курит. (Да. Оттава – город для некурящих. По решению властей с 1 сентября 2001 года курение запрещено во всех общественных местах, больницах, в зданиях, где размещаются органы государственной власти, в ресторанах, а также барах и частных клубах. Исключается также отведение специальных мест для курения. Следят за выполнением запрета сотрудники правоохранительных органов. Штрафовать нарушителей начали с 4 сентября. Первое нарушение обходится примерно в 250 канадских долларов, последующие – до 5000канадских долларов. Поддерживают новый закон общественные организации, медики и профсоюзы. Все они не только заботятся о здоровье своих сограждан, но и борются против социальной расточительности: распространение курения ведет к увеличению заболеваний, что оборачивается большими затратами на больничные, а также возможными исками к фирмам, не предупредившим своих сотрудников о вреде курения на рабочем месте.).

  9. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере. (Да).

  10. В 1934 в г. Ниезца компания молодежи устроила соревнования – кто выкурит больше папирос. Двое победителей не смогли получить приз, так как скончались, выкурить 60 папирос. (Да).

II - Этап.

Продолжая тему, попробуйте сделать антирекламу курению. Придумайте четверостишия на заданные рифмы.

  1. Зря - нельзя – бросай – меняй.

  2. Вред – бред – табак – рак.

  3. Курить – вредить – береги – беги.

  4. Сигареты – конфеты – будишь – не забудешь.

Для зрителей можно устроить показ рисунков, чтение высказываний по заданной тематике.



III - Этап.

Сейчас многие очень рано начинают курить, но знаете ли вы, к чему это приводит? Предлагаю, подумав 5 минут, как можно подробнее рассказать о влиянии табака на организм.





Сообщение студента.

Влияние курения на организм.

Широкое распространение курения связано со способностью содержащегося в табаке вещества – никотина – оказывать на центральную нервную систему человека своеобразное эйфорическое действие, которое сводится к ощущению приятного возбуждения, какого-то душевного подъема, легкости.

В первую очередь курение наносит вред сердечно-сосудистой системе и органам дыхания. Под влиянием никотина происходит спазм сосудов и перерождение их внутренней оболочки, к уменьшению просвета сосудов и ухудшению кровотока в различных частях тела. Далее это ведет к инфаркту – нарушению питания определенного участка сердечной мышцы с его омертвением.

Никотин обладает раздражающим действием на надпочечники, которые вырабатывают адреналин. Выделяясь в повышенном количестве во время курения, адреналин приводит к повышению артериального давления. Этот эффект длится примерно 20 минут. В дозах, близких к смертельным, никотин вызывает угнетение дыхательного центра. Смерть при отравлении никотином наступает от паралича дыхания. Наблюдаются при этом и судороги.

Среди эффектов никотина следует отметить и вызываемый им спазм привратника желудка: результатом этого является нарушение нормального прохождения пищи, нарушение секреции желудочного сока, приводящие к гастриту и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Эндартериит – это заболевание, проявляющееся в виде так называемой «хромоты». Мышцы ног во время ходьбы страдают от недостатка кислорода и накопления вредных продуктов обмена вещества, и проявляется это в виде онемения и боли.

Страдают от курения и сосуды, расположенные непосредственно под кожей. Это приводит к нарушению питания, преждевременному старению, потере кожей нормального здорового вида. Одновременно кожа приобретает характерную желтоватую окраску, связанную с отравляющим действием содержащихся в табаке вещества.

Неблагоприятное воздействие курения на органы дыхания связано прежде всего с прямым раздражением слизистой оболочки табачными смолами. Голосовые связки приходят в состояние хронического воспаления, они утолщаются, становятся более грубыми, что ведет к изменению тембра голоса.

В легких курильщиков происходит ослабление иммунитета: уменьшается количество нейтрализующих микробов, снижается активность поглощающих фагоцитов. В результате у курящих особенно легко развивается воспаление легких, увеличивается их склонность к туберкулезу. У курящих подростков объем грудной клетки отстает на 25 % от показателей некурящих.

Неблагоприятное влияние курение оказывает на половую сферу. У курящих мужчин выявлено уменьшение в крови уровня полового гормона. У курящих женщин увеличивается менструальный цикл. Плацента у курящих беременных с трудом справляется со своей функцией. У них выше вероятность преждевременных родов или выкидышей. Средняя масса новорожденных на 200-250 граммов ниже, смертность – на 40% выше.

В целом курение приносит организму такой вред, что продолжительность жизни у курящих сокращается примерно на 8 лет.

Геннадий Касмынин писал:



Утром наполнить спешу никотином

Хилые легкие. Пусть похрипят.

Так я воюю и с медициной,

И с утвержденьем: «Курение – яд!».

Это непросто: щеки обвисли,

Сердце в груди совершает прыжки.

Выпали волосы. Спутались мысли.

Руки дрожат. Под глазами мешки.

Но с ненавистными журналом «Здоровье»,

Что издается на радость ханже,

Вплоть до победы биться готов я.

Врач успокоил: «Недолго уже».









Эксперимент.

В трубку, установленной на штативе, вставляется сигарета и поджигается. С помощью наноса имитируется процесс курения. Заранее в трубку помещается кусочек чистой ваты и дым от сигареты, проходя через вату, оставляет след. Эту вату и показывают всем присутствующим.



Подведение итогов.

Жюри подводит итог игры. Ведущий в конце раздает всем письменные рекомендации.

Рекомендация «Как бросить курить».

Как бросить курить.

Чтобы решиться отказаться от курения навсегда, нужно подобрать веские аргументы. Лучше не принимать быстрого спонтанного решения. Можно наметить какую-то дату и в оставшееся до неё время «морально» готовиться к отказу от курения и немного тренироваться:

  • Не докуривать сигарету до конца, оставляя последнюю треть, ведь самые вредные компоненты табачного дыма находятся именно в ней;

  • Не затягиваться сигаретой;

  • Стараться ежедневно сокращать количество выкуриваемых сигарет на 1-2 штуки;

  • Не курить на пустой желудок;

  • Никогда не курить за компанию;

  • При возникновении острого желания закурить постараться пережить этот «приступ» без сигарет.

Кроме физиологической зависимости у курильщиков существует и психологическая зависимость – курить в определенное время, в определенном месте, за каким-то делом и пр. Эти стереотипы нужно ломать. Следует придумать другие привычки.

Первые дни без сигарет пережить нелегко. Чтобы отказ от курения протекал легче, можно выполнять некоторые несложные рекомендации:

  • Нужно пить больше жидкости: воды, соков, некрепкого чая с лимоном;

  • Не пить крепкий чай или кофе – это обостряет тягу к сигарете;

  • Каждый день съедать ложку мёда – он помогает печени очистить организм от вредных веществ;

  • Активно двигаться – физкультура не только отвлекает от курения, но и очищает дыхание;

  • Ежедневно принимать душ;

Что же выигрывает человек, отказавшись от курения?

  • Через неделю улучшается цвет лица, пропадает неприятный запах от кожи, от волос, от дыхания;

  • После первого месяца становится легче дышать, исчезает головная боль, повышается вкусовая чувствительность;

  • За полгода улучшается спортивные показатели – пульс становится реже, уже можно задерживать дыхание на долгое время, а значит, человек в хорошей форме;

  • Можно сосчитать, сколько денег уже сэкономлено, и сделать на сэкономленные деньги себе подарок;

Не следует делать отказ от курения самоцелью. Цель – добиться здоровья, силы, красоты, умения управлять собой, своим настроением и поведением самостоятельно, без помощи сигарет.



Спасибо большое за ваше активное участие. Я желая вам крепкого здоровья. До свидания.















Методическая разработка тематического классного часа "Жизнь без сигарет"
  • Биология
Описание:

 Данная методическая разработка  предложена  как вариант  классного часа  в системе работы по здоровьесберегающему воспитанию студентов колледжа.

Самая главная цель  в работе  по данному направлению  классного руководителя – воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Особую роль а тематическом классном часе играет этап демонстрации, где студенты наглядно могут увидеть эффект воздействия табачного дыма.

 

Разработка классного часа  соответствует   предъявляемым требованиям, используются компьютерные технологии, технологию сотрудничества, педагог  только направляет ход мероприятия, студенты  становятся его активными участниками.

Автор Буркарт Марина Михайловна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 633
Номер материала 11523
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓