Главная / Другое / Методическая разработка Тема: Игровые технологии как фактор профессионального развития студентов

Методическая разработка Тема: Игровые технологии как фактор профессионального развития студентов


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Всероссийский аграрный колледж заочного образования»

(ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»

Группа 453

Методическая разработка

Тема: Игровые технологии как фактор профессионального развития студентов

hello_html_743fca89.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 22


АННОТАЦИЯ

В данной методической разработке рассматривается целостность игровой технологии, в основе которой заложена активизация и интенсификация деятельности студентов среднего профессионального образования.

Методическая разработка содержит конкретные педагогические приемы, методы и задания, а также алгоритм подготовки урока деловой игры и ряд практических рекомендаций.

Эта методическая разработка — для каждого преподавателя, независимо от того, какую дисциплину и на каком курсе он преподает. Игровая технология универсальна: открывать и применять знания можно на любой дисциплине и на всех курсах профессиональной подготовки.









ВВЕДЕНИЕ

Деловая игра отвечает требованиям времени:

обучать - играя, играть - обучая.

Цель методической разработки: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения игровых технологий в образовательном процессе.

Принцип активности обучаемого в процессе образования был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Игровую деятельность как проблему разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн.

Наиболее точно и широко игровой метод обучения описал А.А. Вербицкий, он наиболее точно определил принципы деловой игры, он совершенно прав, говоря, что позволяет студентам приобретать опыт познавательной и профессиональной деятельности, составил структуру или игровую модель, выявил особенность деловой игры. Большой вклад в развитие деловых игр внес Ю.Н. Кулюткин, описавший основные этапы проведения игры.

Чуть позже возникло такое понятие как игровая технология или что означает в нашем понимании процесс реализации игры.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Игровые технологии направлены на получение учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических заданий, задач в создающихся для этого игровых ситуациях.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет функции:

- развлекательную;

-коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты :

  1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

  2. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие.

  3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;

  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части;

- как технологии внеклассной работы .

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  2. учебный материал используется в качестве ее средства;

  3. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  4. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр .

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на:

  • физические,

  • интеллектуальные,

  • трудовые,

  • социальные,

  • психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Классификационные параметры игровых технологий.

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

По характеру содержания: все виды + проникающие.

По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

По организационным формам: все формы.

По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массовая, все категории.

Спектр целевых ориентаций:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.



Деловые игры.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.


Практическое применение игровой технологии наглядно представляю на примере плана урока по дисциплине «Статистика».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ВСЕРОССИЙСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»)


ПЛАН УРОКА

Специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Дисциплина: Статистика

Преподаватель: Клюева Л.В.

Раздел 2. Статистическое наблюдение.

Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения.

Тема урока: Этапы проведения статистического наблюдения.

Цели:

Дидактические (обучающие): расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование и применение умений и знаний, необходимых в практической деятельности, собирать и регистрировать статистическую информацию; работать с информационными ресурсами (интернет-ресурсы) и первичным материалом проведенного наблюдения;

Воспитывающие: воспитание информационной культуры студентов, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности, формирование знаний и умений.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные реше­ния; развитие мотивации учебной деятельности, развитие технических способностей студентов.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, коллективно-мыслительная деятельность (КМД).

Педагогические возможности: стимулирование процесса развития познавательного интереса к учебной дисциплине «Статистика».


Структурно-логическая карта занятия

Этап урока

Ход урока

1. Организация начала занятия. Подготовка обучающихся к работе на занятии. Полная готовность кабинета и оборудования. Постановка проблемы, определение темы и сообщение целей урока. Быстрое включение студентов в деловой ритм.

Задача этапа: обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний и умений

Организационный момент

(4-5 минут)

Добрый день, ребята! Я рада общению с вами, давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся, настроимся на доброжелательный контакт.

Вступительное слово преподавателя по теме урока

(5 минут)

Тема нашего сегодня разговора посвящена организационным формам статистического наблюдения. В России запланировано провести микроперепись населения 2015года.

Как Вы думаете, к какой организационной форме этот вид статистического наблюдения будет относиться: к отчётности или специально организованному наблюдению?

2. Проверка опорных знаний студентов

Задача этапа: Проведение самоконтроля и взаимоконтроля опорных знаний студентов для установления их правильности и коррекция пробелов

Тестирование

(9-10 минут)

Работа с тестами (приложение 1, тестовая технология)

Подведение итогов тестирования

(7 минут)

Самооценка результата проверки опорных знаний студентов, выбор лучшего результата.

3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность обучающихся к активной практической деятельности на основе опорных знаний.

Задача этапа: на основе имеющихся опорных знаний студентов подготовить их к освоению новых знаний, умений, навыков работы.

Определение темы урока, постановка целей, определение плана и этапов деловой игры (5 минут)

Тема нашего занятия – этапы проведения статистического наблюдения.

Цель: научиться собирать заданную информацию и, применяя опорные, знания уметь находить оптимальные решения поставленных задач.

Ввод в деловую игру

(15 минут)

Деловая игра: «Микроперепись населения Российской Федерации 2015года».

Ознакомление с официальными документами на сайте www.gks.ru:

Приказ Росстата от 22.02.2013 № 74
«О проведении федерального статистического наблюдения "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года"»

Приказ Росстата от 30.12.2013 № 503
«Об основных методологических и организационных положениях федерального статистического наблюдения "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года"»

Приложение к приказу №503

Приказ Росстата от 22.04.2014 № 267
«Об утверждении форм документов федерального статистического наблюдения "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года"»
 
Приложение к приказу №267


4. Усвоение опорных знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия обучающихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий

Выполнение деловой игры

(20 минут)

Проверка выполнения рекомендаций при посадке за компьютером.

Задание 1. Используя бланк «Обложка на опросные листы для одного жилого помещения» провести статистическое наблюдение (приложение 2).

Самостоятельное выполнение задания деловой игры.

5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых умений и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся

Проверка результатов

(5 минут)

Просмотр вариантов заполненных бланков по теме занятия.

Анализ полученных результатов.

6. Физкультминутка. Профилактика заболеваний, связанных с работой на компьютерной технике (презентация, здоровьесберегающая технология).

(2 минуты)

7. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации (проблемная технология).

Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме урока. Активная и продуктивная деятельности обучающихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению междисциплинарных связей, коллективная деятельность (развивающая технология, игровая технология) (2-3 минуты)

КМД

(5 минут)

Работа в команде. Объединение полученных результатов в единое целое. Представление полученных результатов (приложение 3)

8. Контроль и самопроверка знаний и умений. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися планируемых результатов обучения.

Анализ и оценка представленных результатов. (2 минуты)(приложение 4)

9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Получение обучающимися информации о реальных результатах умений.

(1-2 минуты).

10. Рефлексия. Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

(2 минуты)

10. Информация о самостоятельной работе студентов во внеаудиторное время. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения задания. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения самостоятельной работы всеми обучающимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. (1-2 минуты).

11. Заключительное слово преподавателя. (1 минута)


Задание на дом: используя Интернет-ресурсы, заполнить оставшиеся незаполненными графы бланка «Обложка на опросные листы для одного жилого помещения».



Информационное обеспечение обучения:

  1. Статистика : учеб. для сред. проф. образования /под ред. В.С.Мхитаряна. – 13-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 304с.

  2. Интернет ресурсы: www.gks.ru:

2.1 Приказ Росстата от 22.02.2013 № 74
«О проведении федерального статистического наблюдения "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года"»

2.2 Приказ Росстата от 30.12.2013 № 503
«Об основных методологических и организационных положениях федерального статистического наблюдения "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года"»

Приложение к приказу №503

2.3 Приказ Росстата от 22.04.2014 № 267
«Об утверждении форм документов федерального статистического наблюдения "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года"»
 
Приложение к приказу №267

Приложение 1к плану урока.

Ф.И.О. студента________________________________________________

Тест

1. Наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений и процессов, называется:

А. История

В. Статистика

С. Философия

2. Общее руководство и методологическое обеспечение проводимых в стране статистических наблюдений осуществляет:

А. Министерство Финансов РФ

В. Госкомстат РФ

С. МНС РФ

3.Способ исследования, при котором необходимую информацию получают из ответов респондентов (людей, отвечающих на вопросы) называется:

А. Опросом

В. Непосредственным наблюдением

С. Документальным наблюдением

4. Перепись населения России – это:

А. Единовременное, специально организованное, сплошное наблюдение

В. Периодическое, специально организованное, сплошное наблюдение

С. Периодическое, специально организованное, не сплошное наблюдение

5. Ошибки регистрации возникают:

А. Только при сплошном наблюдении

В. Только при не сплошном наблюдении

С. Как при сплошном, так и при не сплошном наблюдении.

Количество баллов (правильный ответ – 1 балл)________________________

Ответы: 1 – В, 2 – В, 3 – А, 4 – В, 5 –С.

Приложение 2 к плану урока.

Бланка «Обложка на опросные листы для одного жилого помещения».

Приложение 3к плану урока.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ


КОМАНДЫ № __ «___________________________»


Капитан команды ___________________________________________


Члены команды

Скорость выполнения задания

(от 3 до 5)

Правильность выполнения задания

(от 3 до 5)

Актив

ность участия в команде

(от 3 до 5)

Общее

количество баллов

(макс. – 15,

мин. - 9)

Рейтинг

































Результативность применения игровой технологии

Работа по применению мной методики деловой игры на уроках статистики привела к определённым результатам.

Так как основными целями применения игровой технологии я ставлю интеллектуальное развитие и повышение мотивации, то и результативность я рассматриваю по этим двум параметрам.

Уровень интеллектуального развития, подтверждается достаточно высокими результатами моих студентов в период итоговой аттестации.


Диаграмма итоговой аттестации по дисциплине «Статистика»

за период 20011– 2013 учебные годы



hello_html_14d815aa.gif



Результаты ответов студентов на отдельные вопросы также представлены на диаграммах и отражают, на мой взгляд, результаты применения игровой технологии.

hello_html_m63bbd543.gif












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достоинства применения игровой технологии обучения очевидны. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, игровые технологии обеспечивают прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.

Игровое обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как: 1) учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески; 2) делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения; 3) как правило, более эмоционально вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах, поэтому увлекает обучающихся, формирует серьезный интерес студентов к научному знанию.

К недостаткам игрового обучения можно отнести то, что разработка технологии игрового обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени. 

В целом игра должна сформировать у ее участников определенную совокупность знаний. В сознании игроков должны остаться общие принципы правильного диагностирования ситуаций, в которых имеет место противостояние группы и личности с одной стороны и интересов с другой.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

 

  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие – М.: Просвещение, 2008 год.

  2. Кулюткин Ю.Н. «Мотивация познавательной деятельности». М.: Просвещение 2009 год.

  3. Интернет-ресурсы:

www.statistiks.ru

www.profile-edu.ru

www.pedsovet.org

hello_html_m4d466bb7.png


Методическая разработка Тема: Игровые технологии как фактор профессионального развития студентов
  • Другое
Описание:

В данной методической разработке рассматривается целостность игровой технологии, в основе которой заложена активизация и интенсификация деятельности студентов среднего профессионального образования.

Методическая разработка содержит конкретные педагогические приемы, методы и задания, а также алгоритм подготовки урока деловой игры и ряд практических рекомендаций.

 

Эта методическая разработка — для каждого преподавателя, независимо от того, какую дисциплину и на каком курсе он преподает. Игровая технология универсальна: открывать и применять знания можно на любой дисциплине и на всех курсах профессиональной подготовки.

Автор Клюева Любовь Вячеславовна
Дата добавления 18.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 672
Номер материала 56617
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓