Главная / Русский язык и литература / методическая разработка" Системно-деятельностный подход к изучению литературы в старших классах".

методическая разработка" Системно-деятельностный подход к изучению литературы в старших классах".


1.Введение

СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Выдвижение на первый план цели развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, рассмотрение предметных знаний и умений как средств их достижения, находят отражения в Федеральном государственном образовательном стандарте. Акцент переносится на воспитание социально-ориентированной личности, приобретение социального опыта, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Прежняя парадигма образования, когда учитель стоит над учеником и пытается впихнуть в него все знания, изжила себя и не соответствует современным целям. Главная цель деятельности школьника сегодня-это формирование умения учиться; развитие познавательной и творческой активности; живое осмысление прочитанного, овладение содержанием предмета; развитие в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни.





Главные цели современного урока литературы состоят в том, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованиям программ, а смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути и смогли применить свои знания в практической жизни. Эти требования предъявляются ко всем урокам литературы, но всё-таки особенно важны и актуальны они для уроков в старших классах.








Важнейшими средствами для достижения данных целей обучения являются:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной работы, позволяющих раскрыть субъективный характер деятельности уч-ся

-создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе группы, класса;

-стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения задания без боязни ошибиться;

-создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять самостоятельность, избирательность в способах работы;

-создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В выборе путей, педагогических средств важно опираться на сотрудничество. Так как это создаёт ситуацию – позицию « не я» -«я», а «я»- «люди», что совершенствует процесс взаимопонимания, навыки общения, формирует умение соотносить свои действия с действиями других. В ситуации сотрудничества и делового общения происходит саморазвитие и самораскрытие личности.

2. Систематизация научных знаний по заданной теме.

Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как понятие особого рода. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Результатом объединения этих подходов является системно-деятельностный подход. 

Системно – деятельностный подход нацелен на формирование у учащихся системы знаний по предмету (новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя) и  позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Основными дидактическими принципами системно – деятельностного подхода являются:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Системно – деятельностный подход предполагает:

  • признание решающей  роли содержания образования,   способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • учет возрастных, психологических и физиологических   особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

  • гарантированность  достижения планируемых   результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Ученик учится

  • быть субъектом – хозяином - своей деятельности:

  • ставить цели,

  • решать задачи,

  • отвечать за результаты.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственного поиска, необходимо организовать этот поиск, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю …. (формирование мировоззрения)

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться

В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-активную учебную деятельность обучающихся;

-построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.



3. Практическая часть

Начало урока - один из его важнейших моментов - требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы.

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

1. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, внешнего вида учащихся и т.д.)

2. Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»)

3. Актуализация знаний учащихся

1. Рифмованное начало урока

2. Начало урока с элементом театрализации

3. Высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока

4. Пословицы, поговорки, относящиеся

5. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создание проблемной ситуации

Потенциально важным является и выбор определения темы-заголовка урока.

1. Заголовок – метафора
2. Заголовок - вопрос
«За что наказан Демон?» (По поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»)
3. Заголовки, содержащие прием отстранения, освещения знакомого факта под новым углом зрения, в непривычном ракурсе
“Загадки «Слова о полку Игореве»”; Еще одна тайна «Пиковой дамы»
4. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы
«Образ Луки из пьесы М. Горького «на дне». «Святой» или «лукавый»?
5. Заголовок, в котором пропущен(-ы) ключевое(-ые) слово(-а). (Можно побудить учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним)
«Древнерусская литература – фундамент (основа). русской словесности»
6. Самостоятельный выбор наиболее подходящего названия из предложенных вариантов.
7. В заголовке можно расставлять знаки препинания, выражая тем самым собственное отношение к проблеме.

Мне очень нравится работать с эпиграфом на уроках литературы. Так, для урока «Художественный мир А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова» использую высказывания В. Брюсова, Д.С. Мережковского, В.Г. Белинского.

Задание: выберите и запишите в тетрадь тот эпиграф, который наиболее полно отражает тему сегодняшнего урока. Аргументируйте свой ответ. (Прием «Осмысление эпиграфа»).

Путь Пушкина – это общий путь русской литературы, а не личный…            (В Брюсов)
Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся  она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием. (Д.С. Мережковский)

Лермонтов – поэт совсем другой эпохи…его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического нашего общества. (В.Г. Белинский).


Внимание учителей все больше и больше привлекают
активные методы и приемы обучения.

1. Опорные схемы.
2. Диалог.
3. Мозговой штурм.
4. Игровые моменты.
5. Интригующее анонсирование темы.
6. Сравнение и аналогия
7. Использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия и др.
 

Поподробнее остановлюсь на игровом аспекте урока. И здесь нужно вспомнить притчу о трех превращениях духа, о трех стадиях развития личности Фридриха Ницше.
Одна из важнейших задач образовательного процесса: как императив («надо!», «ты должен!») превратить в творческую энергию («самокатящееся колесо»)?
Игровые приемы, несомненно, имеют развивающее значение, бесспорно, активизируют учебный процесс. «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса», - утверждает Шалва Амонашвили.
На уроке литературы игровые моменты пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.

Примерные вопросы игрового характера:
1. А.П. Чехов назвал прозу И.А. Бунина «концентрированным бульоном».
Каков рецепт этого «бульона»?
2. В стилистике Леонида Андреева расскажите сказку про репку.
3. В эпилоге «Отцов и детей» спрятана пушкинская аллюзия. Найдите ее и прокомментируйте.
4. Придумайте алгоритм, помогающий отличать стихи Ф.И. Тютчева и  А.А.Фета.
5. «Накройте праздничный стол» блюдами, которые упоминались в художественных произведениях.
6. В качестве новогодних «подарков» используйте предметы, которые являются важными художественными деталями.
Игра нужна учителю больше, чем ученику.
Она позволяет превратить нашу непростую работу в «самокатящееся колесо»…


Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без
приемов технологии развития критического мышления:
1.  Инсерт
2. Кластер
3. Синквейн
4. Фишбоун
5. Ключевые слова
6. Ассоциативные ряды
7. Перекрестная дискуссия
8. Письменная рефлексия
9. Трехчастный дневник
Остановлюсь на этих приемах  на примере  работы с  произведением А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Приём «Инсерт» заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение:
«+» - «узнал  новое»
«~» - «уже знал»
«-» - «думал иначе»
«?» - «есть вопросы»
Как вы воспринимаете монолог Онегина?
Текст можно промаркировать с позиции:
+ Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями. Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья».
- Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было другое решение. Онегин ошибается, когда говорит: «Но я не создан для блаженства;// Ему чужда душа моя…» Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви.
? Мне трудно определиться в этом вопросе.
Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою».


Теперь перейдем к следующему приёму, который называется «кластер».
Прием «Кластер» - это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда».
При этом между всеми «гроздьями»  должна быть чёткая логическая связь. В любом «кластере»  есть отправная точка, вокруг которой мы будем разветвлять «гроздь». Нашей отправной точкой являются герои романа «Евгений Онегин». Первых «ягод» будет четыре по числу основных героев романа. Последующие «гроздья» содержат характеристики героев с учетом их сюжетных взаимосвязей. Данный приём  помогает учащимся структурировать основные характеристики персонажей изучаемого произведения.
На завершающей стадии  урока можно применить след. методы: синквейн, фишбоун, трехчастный дневник, эссе.
«
Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:
1. Существительное.
2. Прилагательных два (допускаются причастия).
3. Глаголов три (допускаются пояснения).
4. Предложение из четырех слов.
5. Существительное (вывод, обобщение).

Пример 1:
1. Онегин.
2. Скучающий, «лишний».
3. Отвергает, убивает, влюбляется.
4. Онегин отвергает любовь Татьяны.
5. Пессимист.

Пример 2:
1. Татьяна.
2. Скромная, влюблённая.
3. Любит, страдает, мечтает.
4. Выходит замуж за нелюбимого человека.
5. Идеал (поэта).
 

Стратегия  «фишбоун»  позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев произведения. В данном случае эта стратегия помогает более ярко раскрыть образ Евгения Онегина.
«Фишбоун» - «скелет рыбы».

Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.
В голове рыбы ставится «толстый вопрос».
Верхние плавники – это аргументы или причины.
Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.
В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».
В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Могла ли иначе сложиться судьба Евгения Онегина?».

Аргумент 1: «Скука».
Факт 1: «Онегин скучал и в Петербурге, и в деревне, все радости жизни ему рано наскучили».
Аргумент 2: «Душевные метания».
Факт 2: «Онегин искал смысл жизни, его душа не знала покоя».
Аргумент 3: «Любовь».
Факт 3: «Онегина полюбила Татьяна, но он не ответил на её любовь, а когда полюбил, то было уже слишком поздно».
Аргумент 4: «Убийство».
Факт 4: «Онегин убивает на дуэли Ленского,  совершая при этом огромную жизненную ошибку».
Аргумент 5: «Лишний человек».
Факт 5: «Онегин – это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в жизни»
Вывод: «Судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь Татьяны и отказался от поединка с другом. Но разочарование в жизни свело на нет все его положительные устремления .Онегина можно считать глубоко несчастным и одиноким человеком».

Или, например, фишбоун на тему «Каким рисует Достоевский Петербург?» (см. Приложение 1»)

Трехчастный дневник
Письмо Татьяны.
 - Что есть любовь для героини?
 - Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души? Учащиеся заполняют трехчастный дневник. (Эта форма работы может быть выполнена дома)

 

Ключевые слова

Комментарии к ним

Комментарии к комментариям

«Меня презреньем наказать…»

«Моей несчастной доле…», «горького мучения…»

Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна…

.

 

Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций

 

«Только слышать ваши речи…»

«Я твоя…»

«Хранитель мой…»

«Послан богом…»

 

Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство...

«В сновиденьях мне являлся…»

«Чудный взгляд…»

«Воля неба…»

Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».

 

В процессе анализа текста можно ввести элемент «перекрестной дискуссии».
 «Защита героя».
 - Я хочу оправдать моего героя, его поступки.
Попробуйте предложить юношам встать на защиту Татьяны, а девушкам - Евгения. Это может выглядеть так. 

Татьяна

- решительная

- у нее открытое, чистое сердце

- искренняя, чувственная

- не способна предать,

- была бы верной женой…

 

Онегин

- эгоист, причиняет Татьяне боль

- не желает понять душу влюбленной девушки

- не дает шанс ни ей, ни себе

- обрекает себя на одиночество


Онегин

- честный, открытый, благородный человек

- не способен лгать

- не любит ее, ведь сердцу не прикажешь…

 

Татьяна

- живет в своем придуманном мире

- создала себе образ некого идеального мужчину

- слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции…

Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.
 

Данные технологические приемы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.

Считаю применение этих приемов на уроке очень эффективным, позволяющим сохранить активность ученика и сделать чтение или слушание осмысленным.
Следующий прием - кейс-метод, обеспечивающий максимальную мыслительную деятельность.

Кейс-метод - техника обучения, использующая анализ  реальных ситуаций.
Технология метода:
1. Знакомство с материалом
2. Выделение нужной информации
3. Обсуждение в группах возможных альтернативных решений
4. Принятие решения
5. Презентация решений группами
6. Сравнение и анализ принятых решений, подведение итогов

Нетрадиционные формы уроков литературы также способствуют развитию системно-деятельностного подхода.

Наряду с уроками-семинарами, деловыми играми, исследованиями, каждый учитель создаёт свои авторские уроки. Можно привести в качестве примера нетрадиционных уроков следующие:

Урок-встреча ( см.Приложение 2). Урок-раздумье. Урок- поиск. Урок-открытие. Урок защиты позиции. Урок-концерт. Урок-суд. Урок-исследование. Урок-путешествие. 10. Урок-портрет. 11. Урок-конференция. 12.Урок-семинар. 13.Урок-диалог. 14.Урок –творческий отчёт. 15.Урок-дискуссия. 16.Урок-мастерская(см.Приложение 5)






Метод проектов относится к ведущим технологиям системно-деятельностного подхода.
В основе метода проектов лежит: 

развитие познавательных навыков учащихся,
• развитие критического и творческого мышления,
• формирование умений самостоятельно конструировать свои знания,
• формирование умений ориентироваться в информационном пространстве

Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Internet и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц.

При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа следует провести консультационную беседу для всего класса. Так как результаты проекта будут оформлены в единый документ. Класс делится на четыре — пять групп, работу каждой из них организует, направляет и оценивает консультант. В ходе подготовительного этапа консультанты знакомятся с темой, целью, задачами и планом работы. С помощью учителя консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечных результат проекта. Предлагаемый проект имеет значительную ценность и обеспечивает достижение поставленных целей.

Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, рекламный проспект и т.д.

Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя — научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Сегодня можно говорить о создании собственной медиатеки, в коллекцию которой вошли презентации и исследовательские работы моих учащихся(.см. Приложение 3).

Читательские конференции, интеллектуальные игры тоже, безусловно, способствуют развитию творческих способностей, нестандартного мышления учащихся.

Используя различные методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

Учебный диалог-это еще одна технология системно-деятельностного подхода личностно -ориентированного образования, это сложное целое, диалогическое единство, которое реализуется в логической последовательности и взаимозависимости всех частей урока, начиная с осмысления предложенной учителем темы диалога. Это осмысление также имеет свои этапы: выявление темы, выделение аспекта обсуждения темы, ограничение предмета обсуждения в диалоге. С предметом обсуждения в диалоге тесно связана его композиция, которая зависит от типа и направленности диалога. Кроме того, организация учебного диалога предполагает постановку и решение определенных целей и задач. Цели и задачи участников диалога определяют его специфику. Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

· ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;

· учебный диалог строго ограничен по времени;

· если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;

· речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов;

· учебный диалог требует предварительной подготовки.

Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия и ведут класс к более глубокому восприятию произведений, которое, всегда оставаясь личностным, все ближе и ближе приближается вместе с тем к постижению объективного смысла слова писателя.

Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления. Диалогическая форма общения близка по сущности эвристической беседе, анализ которой обнаруживает следующие составляющие: 1) деление проблемы на подпроблемы, 2) выведение одних вопросов из других, 3) контроль за логичностью вопросов и достаточностью их совокупности, 4) учет всех данных для постановки вопросов и решения проблем, 5) обращение к дополнительным данным, 6) непроизвольное и произвольное предположение очередного шага, 7) соотнесение решения и первоначальной проблемы.

В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются. Создаются условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях. Кроме того, способность задать вопрос при диалогической форме общения отражает понимание проблемы.

Интересной была работа в группах по теме «Любимые и нелюбимые герои Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Перед этим уроком была лекция о художественном мировоззрении писателя, его морально-нравственных ориентирах, материалы этого занятия должны были лечь в основу продуктивной деятельности групп. Группы образовывались исходя из того - прочитан роман или нет. Ни для кого не секрет, что немногие ученики вовремя прочитывают «Войну и мир», но постараться включить всех в работу, заинтересовать, вызвать желание прочесть - задача учителя. Группа из ребят, не прочитавших роман, должна была по определенной инструкции создать словесный идеал толстовского героя или же образ нелюбимого героя. Прочитавшие по желанию выбирали героя  романа  и  доказывали,  какой это герой - любимый или нет. Им тоже были предложены опорные вопросы. После выступления группа должна была ответить на вопросы ребят. Об этом класс был предупрежден заранее. Известно, что дать ответ зачастую проще, чем поставить вопрос. Хотелось бы привести некоторые вопросы учащихся: В чём отличие любимого героя от положительного? нелюбимого от отрицательного? Чем отличается зло, совершенное любимым героем, от зла, совершенного нелюбимым героем? Как понимаются слова «война» и «мир» в применении к характеристике любимого и нелюбимого героя? Что роднит Пушкина и Толстого в понимании такого явления как красота? и т.д. ( См.Приложение)



4.Заключение

В ходе реализации системно - деятельностного подхода старшеклассник будет владеть следующими ключевыми компетентностями:

-Уметь приводить доводы, аргументы в доказательство своей точки зрения.

-Уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновывать её, выбрав для этого нужные аргументы из приведённой совокупности фактов.

- Уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения.

-- Уметь извлекать нужную информацию из текста.

--Уметь обобщать факты и делать выводы.

--Уметь сравнить, сопоставить произведения разных эпох.

--Уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе анализа выводы, объясняющие что-либо. Уметь осуществлять выбор из нескольких альтернатив. --Уметь искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов. Уметь определить причины поступков людей (героев художественных произведений)



При применении системно-деятельностного подхода к изучению литературы учащийся овладевает практическими приёмами, логическими операциями, с помощью которых познаётся тот или иной учебный факт. Вот лишь некоторые из них:

-умение найти формулы (афоризмы), определяющие внутренний портрет героя;

-умение работать со словом (для раскрытия или самораскрытия героя произведения);

-определение самозадания (выбор вида домашнего задания в соответствии со своей «высотой»);

-умение сопоставлять произведения разных эпох в решении одной и той же проблемы; (Это умение очень важно выработать у учащихся, так как задание С 4 ЕГЭ по литературе нацелено именно на проверку умения уч-ся сопоставлять произведения. Например: «В чём своеобразие пары «Обломов – Захар»»? Кто из русских писателей XIX века создаёт пары образов «господин– слуга»?.)

-наблюдение над художественными особенностями литературного произведения (Например: «Роль эпиграфов в раскрытии идейного смысла в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и т.п.) Задания такого типа встречаются в С 5 ЕГЭ по литературе.

-умение анализировать поступки героев в сопоставлении с тем «А как бы я?» -формирование умений передать состояние героев через слово (словарно-психологические цепочки), жест, позу, позу, мимику, интонацию; -умение анализировать своё выступление, свою творческую работу и рецензировать ответы и работы других уч-ся.

(Данный вид деятельности просто необходим при подготовке уч-ся к ЕГЭ по литературе. Учитель предлагает уч-ся сочинения и критерии их оценивания. Задача учащихся - поставить оценку за сочинение и прокомментировать её, указав недочёты в сочинении. Это позволит ребятам избежать ошибок, которые они указали при написании собственной работы)

-выразительное чтение наизусть с обоснованием выбора.

Педагогические рекомендации к учителю, использующему системно-деятельностный подход.

Учитель – не тот, кто учит, а тот, у кого учатся, подчас не замечая этого.

Для успешной реализации данной педагогической концепции необходимы следующие профессиональные качества:

- владение теми компетенциями, которым он обучает;

-  умение мотивировать учащихся, включать их в разнообразные виды деятельности, вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавать условия для творческой самореализации учащихся;

-  высокий уровень интеллекта, эрудиции, владение исследовательским и проектным мышлением;

-  владение компьютерными технологиями и умение использовать их в учебном процессе;

- наличие высокой культуры чувств (педагогика словесника – это педагогика экспрессии: слово + чувство);

-  психологическая грамотность (знание основ возрастной психологии обучения, психологии общения, владение методиками проведения психологических тестирований и тренингов);

-  коммуникабельность, нацеленность на творчество;

-  способность к саморефлексии, критическому самоанализу, готовность и желание совершенствовать свою педагогическую деятельность.





5. Список использованных источников.

Литература

1.  Дахин А. Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Сибирский учитель. – 2004. – Вып.№1(31). (www. sibuch. ru/article-php? no=221)

2.  Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все. – М.,1990.

3.  Ильин Е. Н. Искусство общения. – М.,1982.

4.  Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – РГГУ, 2006. (http://www. rsuh. ru/article. html? id=50758).

5.  Золототрубова Н. Н. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для вузов.- Воронеж, 2007.

6.  Кленова Т. И., Ястребов Л. И. Результаты PISA-2006. Обладают ли 15-летние учащиеся необходимой естественнонаучной грамотностью для полноценного функционирования в обществе?// Вопросы интернет-образования.№55 (http://vio/fio/ru/vio_55/cd_site/Articles/art_3_8/htm).

7.  Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах// Педагогика. – 2003. – №2.- С.3-10.

8.  Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Библиотека http://www. koob. ru

9.  Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. – http://www. nekrasovspb. ru/publication/cgi-bin/publ. cgi? event=3&id=22.
















































6.Приложение.

Карточка – задание №1

Любимый герой Л.Н.Толстого, какой он должен быть?

1.Толстовский идеал. Что за этим стоит?

2.Каким должен быть любимый герой Л.Н.Толстого, в чём его истинная ценность?

-черты характера;

-манера поведения;

-отношение к окружающим;

-жизненные цели;

-интересы.

3.Какие художественные приемы вы бы использовали для создания образа такого героя?

4.Каков нравственный уровень такого героя?

Карточка – задание №2

1.Нелюбимый герой Л.Н.Толстого. Что за этим стоит?

2.Каким может быть нелюбимый герой Л.Н.Толстого?

- черты характера;

-манера поведения;

-отношение к окружающим;

-жизненные цели;

-интересы.

3.Какие художественные приемы вы бы использовали для создания образа такого героя?

4.Каков нравственный уровень такого героя?

     Прочитавшие по желанию выбирали героя  романа  и  доказывали,  какой это герой - любимый или нет. Им тоже были предложены опорные вопросы.

Карточка – задание №3

      Любимый герой Л.Н.Толстого в романе «Война и мир»

1.Используя данные анкеты (домашняя работа), представьте героя. (Содержание анкеты:

От лица одного из героев романа заполните анкету:

А) имя-

Б) любимые занятия-

В) что вы цените в людях?-

Г) жизненная цель-

Д) ваш идеал-

Е) ваше отношение к любви, семье, детям-

Ж) способны ли солгать, при каких обстоятельствах?-

З) способны ли на самопожертвование, при каких обстоятельствах?-)

2.Что, на ваш взгляд, позволяет отнести героя к группе любимых?

3.Какие приемы, способы, языковые средства использует автор для создания образа этого героя? Попробуйте найти слова-определения, которые становятся ключом к пониманию сути характера героя.

4. Что, на ваш взгляд, является той почвой, которая впоследствии определит суть характера героя?

Карточка – задание №4

Нелюбимый герой Л.Н.Толстого в романе «Война и мир»

1.Используя данные анкеты (домашняя работа), представьте героя. (Содержание анкеты:

От лица одного из героев романа заполните анкету:

А) имя-

Б) любимые занятия-

В) что вы цените в людях?-

Г) жизненная цель-

Д) ваш идеал-

Е) ваше отношение к любви, семье, детям-

Ж) способны ли солгать, при каких обстоятельствах?-

З) способны ли на самопожертвование, при каких обстоятельствах?-)

2.Что, на ваш взгляд, позволяет отнести героя к группе нелюбимых?

3.Какие приемы, способы, языковые средства использует автор для создания образа этого героя? Попробуйте найти слова-определения, которые становятся ключом к пониманию сути характера героя.

4. Что, на ваш взгляд, является той почвой, которая впоследствии определит суть характера героя?









(Высокий уровень сложности заданий, предполагающий исследовательскую деятельность школьников)

«Антон Павлович Чехов: страницы биографии и творчества»



«В»

Задание: Круг чтения А.П.Чехова. Что можно сказать о студенте гимназии, исследовав список авторов, которыми он интересовался? Проанализируйте воспоминания, исследуйте фамилии авторов данных произведений.



«Говоря о круге чтения брата, Михаил Павлович упомянул, что особое впечатление на него в эти годы произвели "Между молотом и наковальней" Шпильгагена, романы Виктора Гюго и Георга Борна. Читал в это время Антоша и Сервантеса, Бичер-Стоу. В письме двоюродному брату М. М. Чехову, Антон называет его сестру "Лизхен" и в скобках делает примечание: "Сразу видно, что я начитался немецких романов". Читал он в это время также Тургенева и Гончарова. В письме брату Михаилу 6 апреля 1879 года советует: "Привыкай читать. Со временем ты эту привычку оценишь. Мадам Бичер-Стоу выжала из глаз твоих слезы? Я ее когда-то читал, прочел и полгода тому назад с научной целью и почувствовал после чтения неприятное ощущение, которое чувствуют смертные, наевшись не в меру изюму или коринки... Прочти ты следующие книги: "Дон-Кихот" (полный, в 7 или 8 частей). Хорошая вещь. Сочинение Сервантеса, которого ставят чуть ли не на одну доску с Шекспиром. Советую братьям прочесть, если они еще не читали, "Дон-Кихот и Гамлет" Тургенева. Ты, брате, не поймешь. Если желаешь прочесть нескучное путешествие, прочти "Фрегат Паллада" Гончарова..."

Тут примечателен не только рассудительный тон и трезвость суждений, но и это - "в научных целях". В научных целях читал Чехов не только Бичер-Стоу. Он усиленно штудирует Белинского, Писарева, Добролюбова. В воспоминаниях товарища Чехова по гимназии А. Дросси упоминается также Бокль и Шопенгауэр.

Круг чтения Антона был, видимо, достаточно широк, и читал он, надо думать, много. Так, 27 сентября 1876 года Александр советует брату прочитать труд немецкого естествоиспытателя, путешественника и географа Александра Гумбольдта "Космос", а в декабре того же года Антон просит передать брату, что "Космос" он прочел. Несомненно, в тех же научных целях Антон просит Александра прислать ему лекции по химии.

О широте интересов гимназиста-старшеклассника свидетельствует и тот примечательный факт, что он сумел выкроить из своих более чем скудных средств деньги на подписку "политической, ученой и литературной" газеты "Сын отечества". Тут помещались обзоры толстых журналов, театральной жизни Петербурга, статьи о заметных произведениях современной литературы, сообщались научные новости».

1.Бердников Г. П. Чехов. Серия биогр. Жизнь замечательных людей. Вып.19 (549).

Издательство: Молодая гвардия, 1974 г., 512 стр







«В»

Заочная экскурсия дает возможность войти в творческую лабораторию писателя, показать творческий процесс, его характер и особенности. Последние годы своей жизни А. П. Чехов провел в Ялте. Лучше всего о Чехове этих лет расскажет Дом-музей писателя.



Задание: создать презентацию, составить текст и провести заочную экскурсию «Чехов в Ялте».











«В»



Весной 1892 г. Чехов покупает имение в Мелихово и поселяется там с родителями и сестрой Марией. Осуществилась его давняя мечта быть землевладельцем и жить в деревне. Чехов с энтузиазмом берется за обустройство запущенного имения, новая жизнь увлекает его.

Мелиховский период жизни Чехова был насыщен деятельностью. Помимо писательства, Чехов занимается медицинской практикой и общественными делами: строит в Мелихове и окрестностях три школы, колокольню и пожарный сарай, участвует в строительстве шоссейной дороги на Лопасню, добивается открытия почты и телеграфа на лопасненской железнодорожной станции. На свои средства он открывает медицинский пункт в Мелихове, лечит местных крестьян и снабжает их лекарствами, во время холерной эпидемии служит земским врачом, обслуживая 25 деревень. Он также организует посадку вишневых деревьев, засевает деревьями голые лесные участки. В Мелихове у Чехова появляется идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Он отсылает туда более 2 тысяч томов из личной библиотеки, среди которых встречаются экспонаты музейной ценности; в дальнейшем постоянно закупает и посылает новые партии книг. Именно в мелиховский период был написан «Человек в футляре».



Задание: Попробуйте воссоздать картину жизни А.П.Чехова в этот период жизни и напишите сочинение «День в Мелихове».

«В»



Карточка-информатор

Как анализировать письма А.П.Чехова

  1. Познакомьтесь с примечаниями, в которых даются некоторые необходимые пояснения.

  2. Сгруппируйте письма:

    • к родным;

    • к друзьям и товарищам по перу;

    • к деятелям науки и искусства.

  3. Проанализируйте каждую группу писем:

    • какие нравственные, эстетические или общественные проблемы в них затронуты;

    • как решаются;

    • в каком стиле и какими художественными и публицистическими средствами.

  4. Как используются в письмах Чехова шутка, юмор? .какими средствами достигаются?

  5. Продолжите словарик опорных слов.

  6. Обобщите ваши наблюдения и расскажите, каким вы представляете себе А.П.Чехова – человека, писателя, общественного деятеля.



Задание: Используя подборку «Из писем А.П.Чехова (в отрывках)», подготовьте сочинение – рассказ на тему «Каким я представляю себе А.П.Чехова?»





















Приложение 2

(Средний уровень сложности заданий, предполагающий частично-поисковую деятельность школьников)





«Антон Павлович Чехов: страницы биографии и творчества»

«С»



В 1886 году уже были написаны "Смерть чиновника", "Дочь Альбиона", "Толстый и тонкий", "Шведская спичкам, "Жалобная книга", "Хирургия", "Экзамен на чин", "Хамелеон", "Маска", "Налим", "Капитанский мундир", "Унтер Пришибеев", "Злоумышленник", "Горе", "Егерь". Как и многие другие рассказы, они были справедливо отнесены к числу классических произведений русской литературы.



Задание: Объясните, почему сборник рассказов был назван «Пёстрые рассказы»? Как к этим рассказам относились современники?





«Антон Павлович Чехов: страницы биографии и творчества»

«С»



С середины 1884 г., времени окончания университета, до выхода повести «Степь» в начале 1888 г. Чехов создал более 350 произведений. Это период «многописания». В сумме они дают поразительную по многообразию характеров и тем картину жизни России. В рассказах 1885—1887 гг. окончательно определился тип чеховского героя и основной объект изображения: это «средний человек» и повседневная, обыденная жизнь.



Задание: Почему же, несмотря на растущую известность, Чехов был недоволен собой, и отправляется в 1890 г. в Сибирь, а затем на Сахалин? Чем он там занимался? Как результаты его поездки отразились на собственном творчестве и жизни России









Приложение 3

(Минимальный уровень сложности заданий, предполагающий репродуктивную деятельность школьников)

Биография А.П.Чехова . Заполните недостающие сведения в таблице

(в случае затруднения обращайтесь к учебнику):

ДАТЫ

СОБЫТИЯ


В городе Таганроге у Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой (до замужества Морозовой) родился сын Антон.

1867

Был определен в подготовительный класс греческой приходской школы.


1869



Окончил гимназию. Приехал в Москву, поступил на медицинский факультет Московского университета.

1884


Обследование Сахалина.


В "Русской мысли" печатается "Остров Сахалин".

1896



Премьера "Вишневого сада" и чествование писателя в Художественном театре.

Скончался в Баденвейлере. Погребение в Москве, на кладбище Новодевичьего монастыря.







«М»

Родители А.П.Чехова (Павел Егорович и Евгения Яковлевна) не одарили своих детей капиталами, о которых так мечтал глава семьи. Однако они наделили их подлинным богатством - щедро одарили талантом. В самом деле, молодежь была чрезвычайно способная.



Задание: Составьте генеалогическое древо семьи Чеховых, из которого было бы видно, что все члены их семьи были щедро одарены талантами.





«М»

"У меня в детстве не было детства". Об этих годах А. П. Чехов писал Суворину: "Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без галош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший богу и людям без всякой надобности -- только из сознания своего ничтожества, напишите-ка, как этот молодой человек выдавливает по капле из себя раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая".

Задание: На основе прослушанного на уроке материала подготовьте сообщение о воспитании в семье Чеховых





21


методическая разработка" Системно-деятельностный подход к изучению литературы в старших классах".
  • Русский язык и литература
Описание:

 

1.Введение

СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют   пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Выдвижение на первый план цели развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, рассмотрение предметных знаний и умений как средств их достижения, находят отражения в Федеральном государственном образовательном стандарте. Акцент переносится на воспитание социально-ориентированной личности, приобретение социального опыта, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

 Прежняя парадигма образования, когда учитель стоит над учеником и пытается впихнуть в него все знания, изжила себя и не соответствует современным целям. Главная цель деятельности школьника сегодня-это формирование умения учиться; развитие познавательной и творческой активности; живое осмысление прочитанного, овладение содержанием предмета; развитие в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни.

 

 
 
 

Главные цели  современного урока литературы состоят в том, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованиям программ, а  смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути и смогли применить свои знания в практической жизни.  Эти требования предъявляются ко всем урокам литературы, но всё-таки особенно важны и актуальны они для уроков в старших классах.

 

 
 
 

 

 
 

Важнейшими средствами для достижения данных  целей обучения являются:

 - использование разнообразных форм и методов организации учебной работы, позволяющих раскрыть субъективный характер деятельности уч-ся

 -создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе группы, класса;

-стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения задания без боязни ошибиться;

-создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять самостоятельность, избирательность в способах работы;

-создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

 В выборе путей, педагогических средств важно опираться на сотрудничество. Так как это создаёт ситуацию – позицию « не я» -«я», а «я»- «люди», что совершенствует процесс взаимопонимания, навыки общения, формирует умение соотносить свои действия с действиями других. В ситуации сотрудничества и делового общения происходит саморазвитие и самораскрытие личности.

2. Систематизация научных знаний по заданной теме.

Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как понятие особого рода. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Результатом объединения этих подходов является системно-деятельностный подход. 

Системно – деятельностный подход нацелен на формирование у учащихся системы знаний по предмету (новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя) и  позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Основными дидактическими принципами системно – деятельностного подхода являются:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Системно – деятельностный подход предполагает:

·         признание решающей  роли содержания образования,   способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

·         учет возрастных, психологических и физиологических   особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

·         обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

·         разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

·         гарантированность  достижения планируемых   результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Ученик учится

·         быть субъектом – хозяином - своей деятельности:

·         ставить цели,

·         решать задачи,

·         отвечать за результаты.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственного поиска, необходимо организовать этот поиск, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю …. (формирование мировоззрения)

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться

 В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

 -формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 -активную учебную деятельность обучающихся;

 -построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 

 

3. Практическая часть

Начало урока - один из его важнейших моментов - требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы.

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

1. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, внешнего вида учащихся и т.д.)

2. Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»)

3. Актуализация знаний учащихся

1. Рифмованное начало урока

2. Начало урока с элементом театрализации

3. Высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока

4. Пословицы, поговорки, относящиеся

5. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создание проблемной ситуации

Потенциально важным является и выбор определения темы-заголовка урока.

1. Заголовок – метафора
2. Заголовок - вопрос
«За что наказан Демон?» (По поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»)
3. Заголовки, содержащие прием отстранения, освещения знакомого факта под новым углом зрения, в непривычном ракурсе
“Загадки «Слова о полку Игореве»”; Еще одна тайна «Пиковой дамы»
4. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы
«Образ Луки из пьесы М. Горького «на дне». «Святой» или «лукавый»?
5. Заголовок, в котором пропущен(-ы) ключевое(-ые) слово(-а). (Можно побудить учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним)
«Древнерусская литература – фундамент (основа). русской словесности»
6. Самостоятельный выбор наиболее подходящего названия из предложенных вариантов.
7. В заголовке можно расставлять знаки препинания, выражая тем самым собственное отношение к проблеме.

Мне очень нравится работать с эпиграфом на уроках литературы. Так, для урока «Художественный мир А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова» использую высказывания В. Брюсова, Д.С. Мережковского, В.Г. Белинского.

Задание: выберите и запишите в тетрадь тот эпиграф, который наиболее полно отражает тему сегодняшнего урока. Аргументируйте свой ответ. (Прием «Осмысление эпиграфа»).

Путь Пушкина – это общий путь русской литературы, а не личный…            (В Брюсов)
Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся  она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием. (Д.С. Мережковский)

Лермонтов – поэт совсем другой эпохи…его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического нашего общества. (В.Г. Белинский).


Внимание учителей все больше и больше привлекают активные методы и приемы обучения.

1. Опорные схемы.
2. Диалог.
3. Мозговой штурм.
4. Игровые моменты.
5. Интригующее анонсирование темы.
6. Сравнение и аналогия
7. Использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия и др.
 

Поподробнее остановлюсь на игровом аспекте урока. И здесь нужно вспомнить притчу о трех превращениях духа, о трех стадиях развития личности Фридриха Ницше.
Одна из важнейших задач образовательного процесса: как императив («надо!», «ты должен!») превратить в творческую энергию («самокатящееся колесо»)?
Игровые приемы, несомненно, имеют развивающее значение, бесспорно, активизируют учебный процесс. «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса», - утверждает Шалва Амонашвили.
На уроке литературы игровые моменты пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.

Примерные вопросы игрового характера:
1. А.П. Чехов назвал прозу И.А. Бунина «концентрированным бульоном».
Каков рецепт этого «бульона»?
2. В стилистике Леонида Андреева расскажите сказку про репку.
3. В эпилоге «Отцов и детей» спрятана пушкинская аллюзия. Найдите ее и прокомментируйте.
4. Придумайте алгоритм, помогающий отличать стихи Ф.И. Тютчева и  А.А.Фета.
5. «Накройте праздничный стол» блюдами, которые упоминались в художественных произведениях.
6. В качестве новогодних «подарков» используйте предметы, которые являются важными художественными деталями.
Игра нужна учителю больше, чем ученику.
Она позволяет превратить нашу непростую работу в «самокатящееся колесо»…


Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления:
1.  Инсерт
2. Кластер
3. Синквейн
4. Фишбоун
5. Ключевые слова
6. Ассоциативные ряды
7. Перекрестная дискуссия
8. Письменная рефлексия
9. Трехчастный дневник
Остановлюсь на этих приемах  на примере  работы с  произведением А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Приём «Инсерт» заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение:
«+» - «узнал  новое»
«~» - «уже знал»
«-» - «думал иначе»
«?» - «есть вопросы»
Как вы воспринимаете монолог Онегина?
Текст можно промаркировать с позиции:
+ Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями. Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья».
- Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было другое решение. Онегин ошибается, когда говорит: «Но я не создан для блаженства;// Ему чужда душа моя…» Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви.
? Мне трудно определиться в этом вопросе.
Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою».


Теперь перейдем к следующему приёму, который называется «кластер».
Прием «Кластер» - это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда».
При этом между всеми «гроздьями»  должна быть чёткая логическая связь. В любом «кластере»  есть отправная точка, вокруг которой мы будем разветвлять «гроздь». Нашей отправной точкой являются герои романа «Евгений Онегин». Первых «ягод» будет четыре по числу основных героев романа. Последующие «гроздья» содержат характеристики героев с учетом их сюжетных взаимосвязей. Данный приём  помогает учащимся структурировать основные характеристики персонажей изучаемого произведения.
На завершающей стадии  урока можно применить след. методы: синквейн, фишбоун, трехчастный дневник, эссе.
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:
1. Существительное.
2. Прилагательных два (допускаются причастия).
3. Глаголов три (допускаются пояснения).
4. Предложение из четырех слов.
5. Существительное (вывод, обобщение).

Пример 1:
1. Онегин.
2. Скучающий, «лишний».
3. Отвергает, убивает, влюбляется.
4. Онегин отвергает любовь Татьяны.
5. Пессимист.

Пример 2:
1. Татьяна.
2. Скромная, влюблённая.
3. Любит, страдает, мечтает.
4. Выходит замуж за нелюбимого человека.
5. Идеал (поэта).
 

Стратегия  «фишбоун»  позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев произведения. В данном случае эта стратегия помогает более ярко раскрыть образ Евгения Онегина.
«Фишбоун» - «скелет рыбы».

Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.
В голове рыбы ставится «толстый вопрос».
Верхние плавники – это аргументы или причины.
Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.
В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».
В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Могла ли иначе сложиться судьба Евгения Онегина?».

Аргумент 1: «Скука».
Факт 1: «Онегин скучал и в Петербурге, и в деревне, все радости жизни ему рано наскучили».
Аргумент 2: «Душевные метания».
Факт 2: «Онегин искал смысл жизни, его душа не знала покоя».
Аргумент 3: «Любовь».
Факт 3: «Онегина полюбила Татьяна, но он не ответил на её любовь, а когда полюбил, то было уже слишком поздно».
Аргумент 4: «Убийство».
Факт 4: «Онегин убивает на дуэли Ленского,  совершая при этом огромную жизненную ошибку».
Аргумент 5: «Лишний человек».
Факт 5: «Онегин – это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в жизни»
Вывод: «Судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь Татьяны и отказался от поединка с другом. Но разочарование в жизни свело на нет все его положительные устремления .Онегина можно считать глубоко несчастным и одиноким человеком».  

Или, например,  фишбоун на тему «Каким рисует Достоевский Петербург?» (см. Приложение 1»)

Трехчастный дневник
Письмо Татьяны.
 - Что есть любовь для героини?
 - Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души? Учащиеся заполняют трехчастный дневник. (Эта форма работы может быть выполнена дома)

 

Ключевые слова

Комментарии к ним

Комментарии к комментариям

«Меня презреньем наказать…»

«Моей несчастной доле…», «горького мучения…»

Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна…

.

 

Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций

 

«Только слышать ваши речи…»

«Я твоя…»

«Хранитель мой…»

«Послан богом…»

 

Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство...

«В сновиденьях мне являлся…»

«Чудный взгляд…»

«Воля неба…»

Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».

 

В процессе анализа текста можно ввести элемент «перекрестной дискуссии».
 «Защита героя».
 - Я хочу оправдать моего героя, его поступки.
Попробуйте предложить юношам встать на защиту Татьяны, а девушкам - Евгения. Это может выглядеть так. 

Татьяна

 - решительная

 - у нее открытое, чистое сердце

 - искренняя, чувственная

 - не способна предать,

 - была бы верной женой…

 

Онегин

 - эгоист, причиняет Татьяне боль

 - не желает понять душу влюбленной девушки

 - не дает шанс ни ей, ни себе

 - обрекает себя на одиночество


Онегин

 - честный, открытый, благородный человек

 - не способен лгать

 - не любит ее, ведь сердцу не прикажешь…

 

Татьяна

 - живет в своем придуманном мире

 - создала себе образ некого идеального мужчину

 - слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции…

Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.
 

Данные технологические приемы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.

Считаю применение этих приемов на уроке очень эффективным, позволяющим сохранить активность ученика и сделать чтение или слушание осмысленным.
Следующий прием - кейс-метод, обеспечивающий максимальную мыслительную деятельность.

Кейс-метод - техника обучения, использующая анализ  реальных ситуаций.
Технология метода:
1. Знакомство с материалом
2. Выделение нужной информации
3. Обсуждение в группах возможных альтернативных решений
4. Принятие решения
5. Презентация решений группами
6. Сравнение и анализ принятых решений, подведение итогов

Нетрадиционные формы уроков литературы также способствуют развитию системно-деятельностного  подхода.

 Наряду с уроками-семинарами, деловыми играми, исследованиями, каждый учитель создаёт свои авторские уроки. Можно привести в качестве примера нетрадиционных уроков следующие:

Урок-встреча ( см.Приложение 2). Урок-раздумье. Урок- поиск. Урок-открытие. Урок защиты позиции. Урок-концерт. Урок-суд. Урок-исследование. Урок-путешествие. 10. Урок-портрет. 11. Урок-конференция. 12.Урок-семинар. 13.Урок-диалог. 14.Урок –творческий отчёт. 15.Урок-дискуссия. 16.Урок-мастерская(см.Приложение 5)

 

 

 


Метод проектов  относится к ведущим технологиям системно-деятельностного подхода.
В основе метода проектов лежит: 

• развитие познавательных навыков учащихся,
• развитие критического и творческого мышления,
• формирование умений самостоятельно конструировать свои знания,
• формирование умений ориентироваться в информационном пространстве

Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Internet и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц.

При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа следует провести консультационную беседу для всего класса. Так как результаты проекта будут оформлены в единый документ. Класс делится на четыре — пять групп, работу каждой из них организует, направляет и оценивает консультант. В ходе подготовительного этапа консультанты знакомятся с темой, целью, задачами и планом работы. С помощью учителя консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечных результат проекта. Предлагаемый проект имеет значительную ценность и обеспечивает достижение поставленных целей.

Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, рекламный проспект и т.д.

Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя — научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Сегодня можно говорить о создании собственной медиатеки, в коллекцию которой вошли презентации и исследовательские работы моих учащихся(.см. Приложение 3).

Читательские конференции, интеллектуальные игры тоже, безусловно, способствуют развитию творческих способностей, нестандартного мышления учащихся.

Используя различные методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

Учебный диалог-это еще одна технология системно-деятельностного подхода личностно -ориентированного образования, это сложное целое, диалогическое единство,  которое реализуется в логической последовательности и взаимозависимости всех частей урока, начиная с осмысления предложенной учителем темы диалога. Это осмысление также имеет свои этапы:  выявление темы, выделение аспекта обсуждения темы, ограничение предмета обсуждения в диалоге. С предметом обсуждения в диалоге тесно связана его композиция, которая зависит от типа и направленности диалога. Кроме того, организация учебного диалога предполагает постановку и решение определенных целей и задач. Цели и задачи участников диалога определяют его специфику. Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

· ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;

· учебный диалог строго ограничен по времени;

· если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;

· речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов;

· учебный диалог требует предварительной подготовки.

Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия и ведут класс к более глубокому восприятию произведений, которое, всегда оставаясь личностным, все ближе и ближе приближается вместе с тем к постижению объективного смысла слова писателя.

Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления. Диалогическая форма общения близка по сущности эвристической беседе, анализ которой обнаруживает следующие составляющие: 1) деление проблемы на подпроблемы, 2) выведение одних вопросов из других, 3) контроль за логичностью вопросов и достаточностью их совокупности, 4) учет всех данных для постановки вопросов и решения проблем, 5) обращение к дополнительным данным, 6) непроизвольное и произвольное предположение очередного шага, 7) соотнесение решения и первоначальной проблемы.

В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются. Создаются условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях. Кроме того, способность задать вопрос при диалогической форме общения отражает понимание проблемы.

Интересной была работа в группах по теме «Любимые и нелюбимые герои Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Перед этим уроком была лекция о художественном мировоззрении писателя, его морально-нравственных ориентирах, материалы этого занятия должны были лечь в основу продуктивной деятельности групп. Группы образовывались исходя из того - прочитан роман или нет. Ни для кого не секрет, что немногие ученики вовремя прочитывают «Войну и мир», но постараться включить всех в работу, заинтересовать, вызвать желание прочесть - задача учителя. Группа из ребят, не прочитавших роман, должна была по определенной инструкции создать словесный идеал толстовского героя или же образ нелюбимого героя. Прочитавшие по желанию выбирали героя  романа  и  доказывали,  какой это герой - любимый или нет. Им тоже были предложены опорные вопросы. После выступления группа должна была ответить на вопросы ребят. Об этом класс был предупрежден заранее. Известно, что дать ответ зачастую проще, чем поставить вопрос. Хотелось бы привести некоторые вопросы учащихся: В чём отличие любимого героя от положительного? нелюбимого от отрицательного? Чем отличается зло, совершенное любимым героем, от зла, совершенного нелюбимым героем? Как понимаются слова «война» и «мир» в применении к характеристике любимого и нелюбимого героя? Что роднит Пушкина и Толстого в понимании такого явления как красота? и т.д. ( См.Приложение)

 

4.Заключение

В ходе реализации системно - деятельностного подхода старшеклассник будет владеть следующими ключевыми компетентностями:

 -Уметь приводить доводы, аргументы в доказательство своей точки зрения.

-Уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновывать её, выбрав для этого     нужные аргументы из приведённой совокупности фактов.

- Уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения.

-- Уметь извлекать нужную информацию из текста.

 --Уметь обобщать факты и делать выводы.

 --Уметь сравнить, сопоставить произведения разных эпох.

 --Уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе анализа выводы, объясняющие что-либо. Уметь осуществлять выбор из нескольких альтернатив. --Уметь искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов. Уметь определить причины поступков людей (героев художественных произведений)

 

 

При применении  системно-деятельностного подхода к изучению литературы учащийся овладевает практическими приёмами, логическими операциями, с помощью которых познаётся тот или иной учебный факт. Вот лишь некоторые из них:

 -умение найти формулы (афоризмы), определяющие внутренний портрет героя;

 -умение работать со словом (для раскрытия или самораскрытия героя произведения);

 -определение самозадания (выбор вида домашнего задания в соответствии со своей «высотой»);

 -умение сопоставлять произведения разных эпох в решении одной и той же проблемы; (Это умение очень важно выработать у учащихся, так как задание  С 4 ЕГЭ по литературе нацелено именно на проверку умения уч-ся сопоставлять произведения. Например: «В чём своеобразие пары «Обломов – Захар»»?  Кто из русских писателей XIX века создаёт пары образов «господин– слуга»?.)

 -наблюдение над художественными особенностями литературного произведения (Например: «Роль эпиграфов в раскрытии идейного смысла в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и т.п.) Задания такого типа встречаются в С 5 ЕГЭ по литературе.

 -умение анализировать поступки героев в сопоставлении с тем «А как бы я?» -формирование умений передать состояние героев через слово (словарно-психологические цепочки), жест, позу, позу, мимику, интонацию; -умение анализировать своё выступление, свою творческую работу и рецензировать ответы и работы других уч-ся.

 (Данный  вид  деятельности просто необходим при подготовке уч-ся к ЕГЭ по литературе. Учитель предлагает уч-ся сочинения и критерии их оценивания. Задача учащихся - поставить оценку за сочинение и прокомментировать её, указав недочёты в сочинении. Это позволит  ребятам избежать ошибок, которые они указали при написании собственной работы)

 -выразительное чтение наизусть с обоснованием выбора.

Педагогические рекомендации  к учителю, использующему системно-деятельностный подход.

Учитель – не тот, кто учит, а тот, у кого учатся, подчас не замечая этого.

Для успешной реализации данной педагогической концепции необходимы следующие профессиональные качества:

- владение теми компетенциями, которым он обучает;

-  умение мотивировать учащихся, включать их в разнообразные виды деятельности, вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавать условия для творческой самореализации учащихся;

-  высокий уровень интеллекта, эрудиции, владение исследовательским и проектным мышлением;

-  владение компьютерными технологиями и умение использовать их в учебном процессе;

- наличие высокой культуры чувств (педагогика словесника – это педагогика экспрессии: слово + чувство);

-  психологическая грамотность (знание основ возрастной психологии обучения, психологии общения, владение методиками проведения психологических тестирований и тренингов);

-  коммуникабельность, нацеленность на творчество;

-  способность к саморефлексии, критическому самоанализу, готовность и желание совершенствовать свою педагогическую деятельность.

 

 

 

 

5. Список использованных источников.

Литература

1.  Дахин А. Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Сибирский учитель. – 2004. – Вып.№1(31). (www. sibuch. ru/article-php? no=221)

2.  Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все. – М.,1990.

3.  Ильин Е. Н. Искусство общения. – М.,1982.

4.  Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – РГГУ, 2006. (http://www. rsuh. ru/article. html? id=50758).

5.  Золототрубова Н. Н. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для вузов.- Воронеж, 2007.

6.  Кленова Т. И., Ястребов Л. И. Результаты PISA-2006. Обладают ли 15-летние учащиеся необходимой естественнонаучной грамотностью для полноценного функционирования в обществе?// Вопросы интернет-образования.№55 (http://vio/fio/ru/vio_55/cd_site/Articles/art_3_8/htm).

7.  Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах// Педагогика. – 2003. – №2.- С.3-10.

8.  Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Библиотека http://www. koob. ru

9.  Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. – http://www. nekrasovspb. ru/publication/cgi-bin/publ. cgi? event=3&id=22.

 

 

 

 

 

 

 

Автор Смирнова Татьяна Евгеньевна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2215
Номер материала 1684
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓