Главная / Другое / Методическая разработка раздела программы воспитания по образовательному направлению

Методическая разработка раздела программы воспитания по образовательному направлению

Управление образования

городского округа город Шахунья


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Вахтанская средняя общеобразовательная школа







Аттестационная работа

Методическая разработка раздела программы воспитания

по образовательному направлению «Школа актива «АИСТ»



Программа «Радуга добрых дел»

Возраст: 11 – 14 лет

Срок реализации: 2011 – 2014 гг.







Работу выполнила

Корепова Ирина Александровна,

старшая вожатая МБОУ Вахтанской СОШ





Шахунья

2013

Содержание


Пояснительная записка …………………………………………….. 3

Задачи раздела (направления)……………………………………… 6

Воспитательные технологии,

методы и формы организации деятельности …………….. ………. 7

Учебно-тематическое планирование..………………………… … . 10

Содержание изучаемого курса……………………………………. 12

Ожидаемые результаты …………………………………………….. 16

Список литературы …………………………………………………. 18

Приложения …………………………………………………………. 19

Разработка воспитательного мероприятия………………………...

















Пояснительная записка


В условиях демократизации общественной жизни актуальной является проблема формирования лидеров, организаторов, которые в будущем могли бы взять на себя ответственность в решении экономических, социальных и культурных задач развития нашего общества. Как показывает исторический опыт, из школьных активистов вырастают прекрасные специалисты, руководители организаций, предприятий, политические и общественные деятели. Поэтому большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и развития лидерских способностей и качеств детей и подростков через вовлечение их в деятельность детского общественного объединения.

Программа деятельности детского общественного объединения «Радуга добрых дел» разработана в 2012 году и рассчитана на три года. Она ориентирована на учащихся 11 – 14 лет, построена с учётом их возрастных особенностей, интересов и потребностей. Её цель: создание условий для всестороннего развития учащихся в различных сферах жизни через включение их в реальную социально-значимую многопрофильную деятельность.

Программа реализуется по 5 основным направлениям: спортивно-оздоровительному («Спорт и здоровье»), гражданско-патриотическому («Я – гражданин России»), социальному («Жизнь дана на добрые дела!») и досуговому («Добрые волшебники»). Большое внимание уделено образовательному направлению – занятиям школы актива «АИСТ». Разработан учебно-тематический план на три года, согласно которого проводятся занятия с активом детского объединения.

Влияние на формирование и развитие детского коллектива в объединении, выявление и становление лидеров происходит через:

а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок может ощутить себя значимым;

б) добровольное участие в деятельности детского объединения;

в) создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально - адекватным способом;

г) использование различных форм воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;

д) функционирование в детском объединении органов самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.

Знания и практические умения и навыки, которые приобретут члены детского объединения, помогут им при желании продолжить активную деятельность в старших классах, участвовать в ученическом самоуправлении.

Развитие детского самоуправления занимает важное место в воспитательном процессе современной школы и рассматривается как первоочередное условие формирования активной социальной позиции обучающегося. Развитие самоуправления в детском объединении невозможно без ярких самостоятельных личностей школьников, их умения вести за собой, планировать работу и отвечать за неё.

В связи с этим, большую социальную значимость приобретает, прежде всего, задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских объединениях. Эта задача в полной мере способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в новых социально – экономических условиях.

Лидерами не рождаются, ими становятся. Во многих детях есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно.

Образовательное направление программы направлено на решение этой проблемы через вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности, формирование у них активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирование стремления к дальнейшему личностному росту. Образовательное направление реализуется на занятиях школы актива «АИСТ» (активисты интересуются, спорят, творят).

Жизненные планы, ценностные ориентации детей среднего школьного возраста отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни.

В школе актива ребята не только расширяют свои знания о детском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой и проектной деятельности.

Программа включает в себя 30 тем, каждая из которых содержит теоретическую и практическую части. Занятия по образовательному направлению проводятся 2 раза в месяц для актива детского общественного объединения (группа до 15 человек). Продолжительность занятия 45 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. Во время практических занятий ребята работают по направлениям: спортивно-оздоровительному, гражданско-патриотическому, социальному и досуговому. Каждое занятие завершает рефлексия, т.к эмпирическое познание происходит, когда подросток возвращается к проделанному упражнению, анализирует, что он чувствовал, что происходило в группе, как этот опыт может быть связан с другими аспектами его жизни.


Принципы работы Школы актива:

1. Принцип «двух Д»: добровольности и демократизма.

2. Принцип взаимного уважения и доверия.

3. Принцип социально значимой доминанты.

4. Принцип практической ориентированности.

5. Принцип взаимодействия обучающихся и социума.

6. Принцип коллективных целей.

7. Принцип коллективной ответственности.

8. Принцип личной заинтересованности участников.

9. Принцип преемственности (более опытные помогают новичкам).

10. Принцип личностного и коллективного роста.



Поскольку программа направлена на обучение детей среднего школьного возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:

Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.

Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.

Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.

Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.

Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.

Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.







Задачи раздела (направления)


Цель образовательного направления:

развитие лидерских качеств у членов детского объединения через

активное участие в занятиях школы актива, осознание ими своей

социальной роли.


Задачи направления


1. Обучать приемам и методам организации и планирования деятельности, навыкам социальной активности, способам конструктивного общения.


2. Развивать способность самостоятельно организовывать, проводить, анализировать свою деятельность.


3. Формировать навыки работы руководителя, помочь детям развить сильные стороны своего характера.


4. Способствовать интеллектуальному росту и расширению кругозора обучающихся, развитию инициативности, целеустремленности, независимости, ответственности за себя и окружающих.


5. Способствовать развитию коллектива.






















Воспитательные технологии, методы

и формы организации деятельности

В рамках образовательного направления используются следующие воспитательные технологии:

технология коллективного творческого дела (Иванов И.П.) ставит цель воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Творческая деятельность групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Результатом КТД является позитивная деятельностная активность обучающихся.

Технология игрового обучения (Персивал, Эллингтон, Эддинал). Использование готовых, хорошо проработанных игр с прилагаемым учебно-дидактическим материалом позволяет обучающимся ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский). Особенностями игры в подростковом возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность. Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра - хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры. Игра способна вызывать у детей высокое эмоциональное и физическое напряжение. По отношению к познавательной деятельности, она пробуждает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность и позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать.

Технология социального проектирования (метод проектов разработал У. Килпатрик) – технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Проектирование - это процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта. Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных областей. Педагогу в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Проблемы, которые подростки стараются решить с помощью своих социальных проектов, очень разные.

Технология «Тренинг общения». Она позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций, самопознания и самопринятия. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка, его сознания и приемов поведения. В рамках образовательного направления используется классификация методов Ю.К. Бабанского (по их месту в процессе воспитания):

методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;

методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

С помощью методов воспитания развивается и стимулируется собственная активность учащихся. Например, отчет детей о выполнении той или иной деятельности способствует закреплению достигнутых умений, знаний и привычек, а похвала способствует формированию у подростков стремления добиваться поставленных целей.

В процессе воспитания чаще всего задействован не один метод, а группа, потому методами воспитательной работы следует считать определенную систему действий, направленных на достижение поставленной цели.  В образовательном направлении используются следующие методы обучения:

а) по источникам передачи и приобретения знаний, навыков и умений:
   - методы словесные (например, объяснение),
   - методы наглядные (например, демонстрация видеоролика),
   - методы практические (например, упражнение);
б) по основным дидактическим задачам, реализуемым на конкретном этапе обучения:
   - методы приобретения знаний ( например, рассказ),
   - методы формирований навыков и умений (например, игра),
   - методы применения знании, навыков и умений ( например, разработка сценария),
   - методы закрепления, проверки знаний, навыков и умений (например, викторина),
    - методы проблемно – поисковые или творческие ( работа над проектом).

Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе, это может быть диалог, консультация. Практические - на обучении навыкам работы над сценарием, проектом, коллективно-творческим делом. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод.

Формы занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:

  • беседа,

  • игра,

  • коллективно-творческое дело,

  • тренинг,

  • учебное занятие,

  • групповая работа,

  • творческая работа,

  • викторина,

  • конкурс,

  • встреча с интересными людьми,

  • импровизация,

  • мозговая атака,

  • анкетирование.







Учебно-тематическое планирование


Программа образовательного направления состоит из 3 курсов, рассчитанных на смешанную возрастную категорию слушателей. Каждый курс направлен на развитие личностных качеств обучающихся. Курсы взаимосвязаны и построены по концентрическому принципу. В тоже время ребенок может начать постигать лидерское мастерство с любого года обучения.

1. Учебно-тематический план первого года обучения.


п/п

Наименование темы:

Кол-во занятий:

Количество часов:

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие «Давайте познакомимся!»

1

1

1

2

2.

«Учусь понимать себя и других»

1

1

1

2

3.

История детского общественного движения в России.

1

1

1

2

4.

Государственная символика. Символика детских организаций.

1

1

1

2

5.

Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Устав. Законы.

1

1

1

2

6.

Методика проведения сбора отряда.

1

1

1

2

7.

«Шляпа желаний» и коллективное планирование.

1

1

1

2

8.

«Что такое КТД? Традиционные дела»

1

1

1

2

9.

Организация и подготовка мероприятия.

1

1

1

2


ИТОГО:

9

9 ч.

9 ч.

18 ч.


2. Учебно-тематический план второго года обучения.


п/п

Наименование темы:

Кол-во занятий:

Количество часов:

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие «Разбуди в себе лидера»


1

1

1

2

2.

Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия» Викторина «Знаешь ли ты?»

(по программам СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия»)

1

1

1

2

3.

Что такое совет? Зачем нужен план? Планирование основных мероприятий объединения.

1

1

1

2

4.

Методика организации и проведения коллективно-творческих дел.

1

1

1

2

5.

Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения).

1

1

1

2

6.

«Мы – вожатые!» Азы вожатского мастерства.

1

1

1

2

7.

«Школа общения»

1

1

1

2

8.

Основы актёрского мастерства

1

1

1

2

9.

Подготовка и проведение коллективного творческого дела

1

1

1

2


ИТОГО:

9

9 ч.

9 ч.

18 ч.


3. Учебно-тематический план третьего года обучения.


п/п

Наименование темы:

Кол-во занятий:

Количество часов:

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие «Лидер – человек действия».

1

1

1

2

2.

«Лидер и его команда»

1

1

1

2

3.

«Стили работы лидера»

1

1

1

2

4.

«Чемодан лидера»

1

1

1

2

5.

Навыки конструктивного общения.


1

1

1

2

6.

Игра как способ общения.


1

1

1

2

7.

Что такое проект? Социальное проектирование.

1

1

1

2

8.

Учимся подводить итоги (как провести анкетирование, опрос).

1

1

1

2

9.

Работа над социальным проектом. Защита проектов.

1

1

1

2


ИТОГО:

9

9 ч.

9 ч.

18 ч.









Содержание изучаемого курса


Первый год обучения


Теория:

Практика:

Вводное занятие «Давайте познакомимся!»

Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности по программе. Знакомство с детским объединением «Надежда».

Игры на взаимодействие и знакомство, анкетирование. Разучивание гимна детского объединения и песен. Учимся повязывать галстук. Рефлексия.

Учусь понимать себя и других

Психологический портрет личности: темперамент, характер, эмоции. Как управлять своими эмоциями. Можно ли изменить характер.

Тест на наличие хорошего настроения. Инсценировка сказки.

Творческое задание «Создаём «Правила общения». Рефлексия.

История детского общественного движения в России.

Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина. СПО Нижегородской области.

Экскурсия в Дом пионеров. Экскурсия в школьный музей «Рождённые бурей». Викторина по изученному.

Государственная символика. Символика детских организаций.

Понятия «символы», «атрибуты». Государственная символика. Символы России. Символика детских организаций. Геральдика. Значение цветов.

Составление кроссвордов по изученным темам. Разучивание гимна. Деловая игра по теме. Рефлексия.

Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Устав, законы.

Конвенция ООН о правах ребёнка. Устав и законы детского общественного объединения «Надежда».

Работа в группах. Деловая игра «Я и мои права».


Методика проведения сбора отряда.

Что такое сбор отряда. Как заинтересовать ребят на сборе. Что такое разведка добрых дел? О чём говорят на сборе?

Деловая игра, работа в группах. Рефлексия.

«Шляпа желаний» и коллективное планирование.

Что такое планирование и зачем оно нужно? Как интересно провести разведку добрых дел. Как разработать план мероприятий.

«Шляпа желаний». Мозговой штурм. Работа в группах по направлениям. Составление примерного плана по направлениям.

Что такое КТД? Традиционные дела.

Методика конструирования и организация КТД. Что такое традиционные дела? традиционные дела детского объединения, школы.

Организаторское лото. Работа по направлениям. Анализ традиционных дел в группах. Поиск новых идей.

Организация и подготовка мероприятия.

Понятие о целях, задачах, условиях проведения и особенности организации мероприятий.

Работа по направлениям, деловая игра. Рефлексия.


Второй год обучения


Теория:

Практика:

Вводное занятие «Разбуди в себе лидера»

Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности.

Вводная диагностика. Игровой тренинг.

Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия».

Программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Детский Орден Милосердия», «Древо жизни», «Компас» и др.

Работа в группах. Викторина по изученному.

Что такое совет? Зачем нужен план? Планирование основных мероприятий объединения.

Что такое совет? Совет объединения и совет дела. Функции совета, организация работы совета.

Создание советов дела по направлениям. Разработка интересных дел для младших школьников.

Методика организации и проведения КТД.

Что такое КТД? Понятие, структура, виды. Шесть стадий проведения коллективно-творческого дела (по И.П.Иванову).

Работа в группах, организаторское лото. Работа по направлениям: организация и проведение КТД.

Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения).

Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы.

Разучивание и проведение игр (игры на местности, игры-аукционы, словесные игры), составление игротеки. Работа по направлениям: организация игровых и конкурсных программ для младших школьников.

«Мы – вожатые!» Азы вожатского мастерства.

Каким должен быть вожатый? Задачи и цели работы вожатых. Возрастные особенности детей. Чем заинтересовать подшефных ребят?

Заповеди вожатого. Особенности временного детского коллектива. Как придумать мероприятие? Игры и алгоритмы наиболее популярных дел. Клуб вожатых.

Анкетирование «Почему я хочу быть вожатым?» Игра на взаимодействие. Составление игротеки вожатого.

Работа с «Памяткой вожатому от ребёнка». Разработка мероприятия по алгоритму.

«Школа общения»

Слово – главный инструмент успешного человека. Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи.

Подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему. Рефлексия.

Основы актёрского мастерства

«Я - актер: основы актерского мастерства. Выбор амплуа», «Компоненты поведения интонация, мимика, жесты», «Проявление характера персонажа в общении», «Импровизация», «Разработка сценария: этапы работы», «Художественное решение», «Музыкальное сопровождение: передача настроения музыкой»

Работа над ролью-заданием, импровизация, творческое задание «Мой первый сценарий».


Подготовка и проведение коллективного творческого дела

Коллективное творческое дело, методика организации творческого дела. Виды КТД.

Практическое занятие: этапы КТД. Работа по заданному алгоритму: придумываем коллективное творческое дело. Рефлексия.


Третий год обучения


Теория:

Практика:

Вводное занятие «Лидер – человек действия».

Лидер, качества лидера. Самоуправление в детском объединении: понятие, сущность, принципы.

Работа в группах, тренинг, тестирование. Игра-практикум «Как вести за собой?»

«Лидер и его команда»

Понятие «лидер», «команда», взаимоотношения лидера и его команды.

Примерные темы занятий: «Каким может быть лидер», «Разбуди в себе лидера», «Скромность – достоинство королей», «Лидер и доверие», «Развитие навыков принятия и исполнения решений».

Тренинг, игровой практикум на выявление лидеров в группе, определение важных качеств лидера. Рефлексия.

«Стили работы лидера»

Лидерами не рождаются, ими становятся. Секреты успеха настоящего лидера. Как организовать работу в команде. Конфликты и споры. Способы их разрешения.

Тренинг. Игровой практикум по темам «Конфликт или спор?». Рефлексия.

«Чемодан лидера»

Характеристика лидера. Воля и самостоятельность. Без конфликтов не бывает. Правила делового общения. Будь уверен в себе.

Работа с методической и справочной литературой, тренинг, рефлексия.


Навыки конструктивного общения.

Правила межличностного общения. особенности общения и работы с младшими школьниками и пожилыми людьми. Создание позитивных дружеских отношений.

Тренинг на знакомство, представление собеседников. Деловые игры. Вечер дружеского общения, встречи с интересными людьми.

Игра как способ общения.

Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы.

Разучивание игр (массовых, подвижных, интеллектуальных, спокойных, настольных), составление игротеки. Игровой практикум. Тренинг. Игровая конкурсная программа.

Что такое проект? Социальное проектирование.

Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом. Основные требования к проекту. Его структура и основные разделы.

Работа по направлениям: мозговой штурм и выбор лучших идей. Работа по направлениям: разработка социальных проектов по выделенным проблемам.

Учимся подводить итоги.

Формы подведения итогов: анкетирование, опрос. Выбор методик изучения. исследование. Обработка и обсуждение результатов исследования.

Работа в группах «Учимся проводить опрос». Анкетирование, обработка данных. Составление анкет.

Работа над социальным проектом.

Особенности социального проектирования. Как защитить проект и правильно оформить портфолио проекта

Работа над презентацией проекта. Оформление папки и портфолио проекта. Ребята готовят и проводят защиту своих проектов по направлениям. Тренинг. Обсуждение самых интересных моментов работы над проектом, анализ проделанной работы. Рефлексия.












Ожидаемые результаты


Реализация программы образовательного направления позволит каждому подростку включиться в активное обсуждение проблем, приобрести социальный опыт и навыки демократической культуры, организаторские знания и умения, необходимые для практической деятельности в детском коллективе, развить лидерские способности, социальное творчество и инициативу.

Результатом проведения данной программы должно стать:

  • развитие лидерских качеств, самостоятельности;

  • умение подростков работать в коллективе, организовывать и руководить группой сверстников;

  • умение планировать деятельность: собственную, коллективную, генерировать идеи, видеть проблемы, осуществлять выбор целей и механизмов их достижения;

  • формирование умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

  • наличие у подростков чувства социальной ответственности;

  • применение полученных знаний и умений в классе, в школе;

  • развитие детского самоуправления на уровне класса, школы.

Первый год обучения

Занятия первого года обучения носят подготовительный характер, дают общие знания об истории детского общественного движения, о символике государства и объединения «Надежда», о планировании дел в объединении, о традиционных делах и коллективных творческих делах, учат работе в коллективе. Включают в себя формирование творческого коллектива единомышленников, диагностику личности каждого участника.

Второй год обучения

На втором году обучения воспитанники погружаются в разнообразную деятельность, направленную на формирование лидерских качеств, знакомятся с программами СПО-ФДО, основами актёрского мастерства, постигают азы игровой и коллективной творческой деятельности, учатся организовывать игры с младшими школьниками, развивают творческие способности.

Третий год обучения

Третий год обучения дает возможность воспитанникам проявить себя, приобретенные навыки, проявить свои способности. Обучающиеся знакомятся с теорией лидерства, участвуют в тренингах, учатся конструктивному общению, проведению разнообразных игр, занимаются социальным проектированием.

Диагностирование результатов обучения осуществляется посредством трех видов контроля:

  1. вводный контроль – в начале года (тест, беседа, тренинг);

  2. промежуточный контроль – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра);

  3. итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (коллективное творческое дело, беседа, проект).




Список использованной литературы.


  1. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для организации игровых занятий в школе. - СПб., 1992. - 43 с.

  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1998. - 224 с.

  3. Борисова А. Школа лидера// Воспитательная работа в школе.

2007. № 4.

  1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.:Педагогика, 1998. -208с.

  2. Колузаева Н. Г. Организация занятий со школьным активом // Классный руководитель. – 2006. - № 4

  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.

  4. Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – (Воспитание и дополнительное образование детей).

  5. Лутошкин А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: Просвещение, 1981.

  6. Программа СПО ФДО «Лидер». М.: Научно-практический центр,

1992 - 76с.

  1. Стать лидером: сборник методических материалов / Сост. Шишова Н. В., Фимина Г. В., Эрнепесова Н. Г. – Мн., 2006.

  2. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы/ Авт.-сост. В.Н. Иванкова.- М.:ООО «Аквариум принт», К: «Дом печати- ВЯТКА», 2005, 256с.

  3. Тришкина А. «Я – лидер!»: программа// Дополнительное образование и воспитание. – 2006. № 4.

  4. Шаповалова Н. Обучение команды актива ученического самоуправления// Народное образование. – 2007. № 3.

Приложение 1.

Перечень ключевых слов.

Активность – готовность к деятельности и энергичная деятельность, направленная на изменение, преобразование чего – либо.

Взаимоотношения – отношения между людьми в процессе общения и деятельности. Различают ЛИЧНЫЕ (основанные на чувствах – от симпатии до антипатии) и ДЕЛОВЫЕ (партнерские, основанные на деловых контактах) взаимоотношения.

Имидж – образ, своеобразная привычная «роль», в которой окружающие воспринимают человека.

Инициатива – начинание, проявление предприимчивости, стремление и умение действовать самостоятельно.

Коллектив – высший уровень развития группы, когда в ней есть общая цель деятельности, единство, взаимопонимание, стремление помогать другим.

Коммуникация – «делаю общим», «связываю» - процесс передачи информации от отправителя к получателю.

Компромисс – соглашение между различными мнениями, взглядами, достигнутое путем взаимных уступок для пользы дела.

Конфликт – столкновение противоположных мнений, целей, интересов, желаний.

Лидер – Ведущий – Человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу.

Общение – установление контактов на основе совместной деятельности (обмен информацией, выработка взаимодействия, восприятие и понимание другого человека)

Организатор – тот, кто управляет конкретной деятельностью, решает как делать, объединяет людей для совместного дела. Обычно официально назначенного (или избранного) лидера-организатора называют РУКОВОДИТЕЛЕМ или ФОРМАЛЬНЫМ ЛИДЕРОМ.

Престиж – авторитет, влияние, уважение, признание достоинств человека (организации).

Репутация – сложившееся мнение о человеке (организации), его достоинствах и недостатках.

Рефлексия - всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ).

Решение – принятие ответственности за деятельность в неопределенной ситуации (определение способа действия, когда есть несколько путей достижения цели).

Эгоизм – («эго» - я) – предпочтение своих интересов и потребностей вне зависимости от интересов других (часто за их счет).

Эрудиция – глубокие познания, начитанность, познания в какой – либо области науки.

















Приложение 2.

Формы обучения детского актива

и развития социального творчества от А до Я

А

акция, аукцион (форм работы, идей, знаний), академия необходимых наук, азбука знаний от А до Я.

Б

брифинг, беседа, большой сбор, большой (малый) круг.

В

выставка, вертушка общения, встречи с ведущими специалистами, активом других школ, профильных объединений, старого и нового актива, выездная школа актива.

Г

гостиная (тематическая).

Д

дискуссия, диспут, дискуссионные качели, дискуссионная трибуна, день активиста, день открытых дверей для школьного актива.

Ж

журнал-эстафета (опыта работы, тематический)

З

защита (идей, проектов, программ), заочная, зональная школа актива.

И

игра (деловая, ролевая, ситуативная, учебная, ОДИ и др.), инструктаж, игра по станциям, игра-путешествие.

К

конференция (научно-практическая, пресс-конференция), круглый стол, конкурс, клуб (интересных встреч, занятий по интересам, дискуссионный), консультация, корзина грецких орехов.

Л

лекция, лагерь (инструктивный, лагерь актива), лекторий, лаборатория (творческая, проблемная).

М

мастерская, мастер-класс, мозговой штурм, марафон (идей, дел и т. п.).

Н

неделя (активиста, тематическая).

О

открытый микрофон, открытая кафедра, открытый диалог, обмен опытом, обзор литературы (газет, журналов).

П

практическое занятие, практикум, презентация (идей, форм работы и др.), панорама опыта, проблемы и аргументы.

Р

реферат, разброс мнений, работа творческих групп, решение ситуативных задач, рейд дружбы.

С

семинар, смотр, словарь активиста, слет, сбор, секции профильного актива, справочное бюро «Прямая линия».

Т

тренинг, технологии проектирования и моделирования, ток-шоу.

У

устный журнал, университет знаний.

Ф

форум, фестиваль, философский стол.

Х

хобби-центр.

Ц

центр (дискуссионный, тематический, общественного мнения).

Ч

час общения, час вопросов и ответов.

Ш

школа детского актива, школа социального успеха.

Э

эстафета (опыта, знаний и умений).

Я

ярмарка (идей, форм работы, творческих достижений, организаторских умений).

Картотека форм, методов и приемов обучения

Алфавит. Участникам предлагается раскрыть смысл изучаемого понятия, заполнить технологическую карту (в каждую строку с соответствующей буквой алфавита записываются слова, начинающиеся с этой буквы и раскрывающие смысл изучаемого понятия). Работа осуществляется по микрогруппам. После представления каждой группой технологической карты из всех записанных слов выделяется несколько, которые наиболее полно отражают сущность изучаемого понятия (раскрытие темы).

Аквариум. Предназначен для изучения действий участников группы. Ребята делятся на две команды. Первая из них обсуждает пути решения какой-либо проблемы. Вторая команда в это время наблюдает и оценивает действия первой. По окончании выполнения задания проводится обсуждение результатов, а затем члены команды меняются ролями. Метод развивает навыки владения техникой обратной связи, даёт возможность по-иному взглянуть на проблему.

Алгоритм. Участники получают описание различных ситуаций, определяют варианты очерёдности и последовательности их развития, составляют алгоритм действий.

Альтернативный выбор. Приём, позволяющий диагностировать уровень культуры и социальной компетентности подростков с помощью создания воображаемых ситуаций нравственного выбора и анализа предполагаемых (предпринимаемых) действий (оценок).

Брифинг. Представление конкретных ярких фактов и краткого резюме по заданной теме с последующими ответами на вопросы.

Вертушка. Участники разбиваются на несколько малых групп (5-7 человек). Каждая из них получает лист с обозначенной проблемой (вопросом). В течение короткого времени (5-10 минут) в группах идёт обмен мнениями, затем принимается решение, которое записывается на листе бумаги. По общему сигналу группы обмениваются записями, знакомятся с ними, уточняют и дополняют выводы. В заключение работы анализируются результаты.

Дебаты. Обмен мнениями между группами, придерживающимися противоположных взглядов, с целью выработки общих положений.

Деловая игра «Круглый стол». Все участники выступают в роли экспертов по решению актуальной проблемы, поставленной педагогом, который участвует в игре в качестве члена команды. Стиль обсуждения должен быть максимально демократичным. Все участники размещаются по кругу, благодаря чему создаётся атмосфера доверия и доброжелательной соревновательности, исключается критика личностных особенностей авторов любых, даже самых фантастических проектов решения поставленной проблемы. Организуется обсуждение представляемых гипотез, подкрепление их авторской аргументацией, защита своих и оппонирование чужих идей.

Деловая игра «Мозговой штурм». Цель игры – генерация новых идей либо выработка наиболее эффективного, нестандартного, оригинального решения важной проблемы с использованием творческих возможностей «группового интеллекта» и конструктивного оппонирования. Участники игры делятся на три команды: управленцы, генераторы идей (ученый совет, академики, конструкторское бюро и т. п.) и аналитики. Задача первой группы состоит в организации игры, подведении итогов; задача второй группы – генерация и отбор наиболее эффективных идей и предложений. Задача группы аналитиков заключается в выявлении наиболее рациональных, весомых и значимых идей, представленных второй группой, их обсуждение, оценка с позиций эффективности, качества, реальности осуществления и полезности.

Деловая игра «Пресс-конференция». Участники делятся на две команды — экспертов и журналистов-скептиков. Журналисты должны сформулировать вопросы по определенной тематике, на которые экспертам необходимо ответить таким образом, чтобы найти оригинальное решение проблемы.

Деловая игра «Совещание». Здесь каждый из участников выступает в роли специалиста-консультанта. Ведущий координирует игровые действия. Его задача заключается в комплексном решении обсуждаемой проблемы с активным привлечением к этому всех присутствующих «специалистов».

Дискуссия в кругу. Обсуждение вопросов по правилам дискуссии. Поочерёдно каждый участник, высказав свою позицию по тому или иному вопросу, передаёт символический знак (талисман) следующему участнику. На завершающем этапе проводятся уточнения, краткие комментарии, подводятся итоги. Метод активизирует всех участников дискуссии, в том числе пассивных, позволяет принимать и учитывать различные точки зрения, коллективно продвигаться к истине, компромиссу, общему решению.

Индивидуальный маршрут (траектория). Определение направлений, этапов и способов самосовершенствования личности и лидерского роста на основе диагностических показаний и потенциальных возможностей.

Маршрутная игра. Поочерёдное или одновременное (после общего старта и получения инструктажа) продвижение команд по установленному или выбранному маршруту (расписанию), на котором коллективно выполняются разнообразные задания. Правилами игры устанавливаются временные ограничения. Используется единая система оценки выполнения заданий. Оценки фиксируются в заранее выданных командам маршрутных листах и в общей таблице у диспетчера после прохождения каждого этапа. По окончании игры подводятся её итоги.

Мастерская будущего. Каждому участнику предлагается зафиксировать на отдельных листках бумаги «плюсы» и «минусы» (положительные и отрицательные) аспекты обсуждаемой проблемы. После представления результатов работы, формируется несколько микрогрупп, которые разрабатывают и защищают идеальную модель решения обсуждаемой проблемы. На следующем этапе творческие группы определяют конкретные шаги в решении обсуждаемой проблемы, которые можно сделать уже сегодня (реальные действия).

Метаплан. Участникам предлагается сформулировать несколько проблем по заданной теме. Все неповторяющиеся проблемы (вопросы) фиксируются и из них определяются три ведущие. Каждый участник записывает проблемы (вопросы) на отдельных листках бумаги и письменно отвечает на них (на этих же листках). Все листки классифицируются в три раздела (по номерам вопросов). Формируются три микрогруппы, которые анализируют и обобщают результаты индивидуальной деятельности (по одному из вопросов), вырабатывая универсальный вариант. Итоги работы оформляются, комментируются и представляются для общего обозрения.

Метод инструкций. Письменное или устное разъяснение основных позиций, правил, положений, порядка, способов организации тех или иных действий. Используют как заранее подготовленные инструкции, так и составленные самими учащимися, которые могут быть серьёзными и шуточными по форме и содержанию.

Метод кейсов. Предоставление рабочей группе некоторого набора документов, информации в виде конкретных фактов по какой-либо проблеме (ситуации) для дальнейшего обсуждения, анализа и вынесения решения (рекомендаций). Создаёт модель реальной деятельности, позволяющую применить полученные знания.

Метод прогнозов. Разработка прогнозов, предсказаний, суждений о состоянии какого-либо явления, процесса в будущем. Метод связан с планированием, программированием, проектированием, управлением.

Метод ротаций. Назначение руководителей, организаторов, распределение заданий и подбор участников команд для дальнейших коллективных действий на основе рейтинга их компетентности, личных симпатий, готовности и способности работать в тех или иных условиях.

Моделирование. Исследование каких-либо процессов и явлений путём построения и изучения их знаковых, эталонных, экспериментальных или абстрактных моделей, образцов.

Организационно-деятельностная игра. Проблемная деловая игра, в ходе которой участниками осуществляется поиск по обнаружению и постановке проблем. С этой целью проводится обследование системы (в соответствии с темой обучения), в процессе которого выявляются слабые звенья и недостатки. Поиск путей и средств решения проблем идет посредством моделирования и публичной защиты проектов. Для проведения игры формируются микрогруппы, пресс-центр, группа экспертов. В процессе игры снимается позитив и негатив с различных точек зрения на заданную тему, определяется круг проблем и осуществляется поиск путей их решения, разрабатываются модели и проекты деятельности, проводится их защита.

Поиск близких и противоположных понятий. Приём, позволяющий раскрыть сущность того или иного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему.

Проектно-деятельностная ролевая игра «Реклама» с элементами наглядно-демонстрационных и театральных действий. Игра проводится в различных формах, жанрах, стилях. Используются многообразные сюжеты, из таких областей, как искусство, экономика, политика, социальная сфера, культура, охрана здоровья и окружающей среды и др. Особым воспитательным эффектом обладает социальная реклама, затрагивающая сферу человеческих отношений, морали, нравственности, этических и общечеловеческих ценностей и отношений.

Учебная карусель. Комплексное обучение групп участников, поочерёдно сменяющих друг друга. Технология: установочное занятие, деление по группам, работа в малых группах по различным формам и методикам, рефлексия в группах, общий анализ, презентация результатов. Занятия могут проводиться как по одной общей теме, так и по различным. Если группы остаются на местах, то переходы осуществляют тренеры.













Приложение 3.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ЗНАКОМСТВО И ПРИВЕТСТВИЕ

«Приветствие-пожелание»

Работа начинается с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Участники становятся в круг и бросают мяч тому, кому хотят чего-то пожелать и одновременно говорят пожелание на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.

«Здравствуйте»

Участники игры становятся в круг. Ведущий предлагает ребятам поздороваться со своими соседями справа и слева определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия.

Варианты приветствий:

- в России принято пожимать друг другу руку;

- в Италии – горячо обниматься;

- в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;

- в Зимбабве – трутся спинами;

- в Македонии – здороваются локтями;

- в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;

-  у австралийских аборигенов принято тройное приветствие:

а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром.

«Мое имя»

Первый ребенок называет свое имя: следующий, сидящий слева, называет имя первого (далее называть будут имена всех предыдущих участников), а затем свое имя. И так далее по цепочке. Последний участник должен вспомнить имена всех участников.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА КОМАНДНУЮ РАБОТУ, НА КОНТАКТНОСТЬ

«Поздороваться носами»

За одну минуту поздороваться как можно с большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками и т. д.

«Апельсин»

Перекидывая друг - другу мячик, давать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.





«Сплетенные руки»

Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Один выходит из комнаты. Остальные, не отпуская рук, запутываются. Тот, кто был за дверью, должен распутать группу, чтобы все снова встали в круг.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

«Прощание»

В конце занятия ведущий встает, протягивает вперед руку и говорит: «Мне было приятно работать с вами». Затем поднимается следующий участник, говорит что-нибудь типа: «Всем спасибо» и кладет свою руку на руку педагога. Таким же образом поступают все участники (так же можно высказать свои пожелания и предложения).

«Корзина чувств»

Ведущий предлагает представить, что в центре круга стоит воображаемая корзина с чувствами. Каждый участник может взять из корзины то чувство, которое бы ему хотелось сохранить на память о занятии, и оставляет в ней то чувство, которое бы он хотел подарить остальным.

«Дерево»

Каждый участник получает вырезанные из бумаги рисунки: красное, желтое и зеленое яблоко. Необходимо написать на красном яблоке – что больше всего понравилось, было полезным; на желтом – предложения, замечания, пожелания; на зеленом – что было бесполезным, ненужным. Затем заполненные «рисунки» прикрепляются на большом дереве, нарисованном на ватмане.

«Импульс дружбы»

Всем участникам предлагается встать в круг и взяться за руки. Ведущий посылает «импульс дружбы» легким пожатием руки соседа, тот в свою очередь передает его дальше и т. д. пока «импульс» не вернется к ведущему.

УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРОВ

«Карабас»

Участники встают в круг. Ведущий произносит число. Из круга должны выйти, не договариваясь, столько человек, сколько сказал ведущий. Садятся после того, когда ведущий сказал: «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания участники вырабатывают в процессе работы, ориентируясь друг на друга. В начале лучше называть числа 5-7, в середине – 1-2.

«Слон»

Все участники за ограниченное время (1-2 мин.) должны выложить на полу из пуговиц (веток, шишек, скрепок и других мелких предметов) изображение слона. Главное условие – задание выполнять в полной тишине.

Способы разделения участников на пары

Вы можете:

Ø  Рассчитать их на «первый-второй».

Ø  Выстроить их согласно месяцам их рождений, инициалам, росту и рассчитать.

Ø  Раздать разрезанные открытки и образовать пары путем нахождения своей «половинки».

Ø  Попросить детей найти себе пару, например, с таким же цветом глаз, волос, одежды и т. д.

Ø  Разложить в аудитории ленточки разной длины с целью, чтобы все взяли себе по ленточке и нашли партнера, у которого ленточка такого же цвета.

Способы разделения на тройки (другие небольшие группы)

Ø  Приготовить разрезанные (на необходимое количество частей) открытки и раздать их детям, чтобы они составили целую открытку.

Ø  Детям даются названия компонентов салатов. Они должны сделать салат (каждый свой, каждого ингредиента – по одному).

Ø  Группы формируются по знакам зодиака, а потом объединяются в «стихии»: вода, огонь, земля, воздух.

Ø  Группы формируются по геометрическим фигурам. Количество геометрических фигур одинаково и соответствует количеству участников.



Методическая разработка раздела программы воспитания по образовательному направлению
  • Другое
Описание:

Во многих детях есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно.

Образовательное направление программы направлено на решение этой проблемы через вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности, формирование у них активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирование стремления к дальнейшему личностному росту. Образовательное направление реализуется на занятиях школы актива «АИСТ» (активисты интересуются, спорят, творят).

Программа  включает в себя 30 тем, каждая из которых содержит теоретическую и практическую части. Занятия по образовательному направлению проводятся 2 раза в месяц для актива детского общественного объединения (группа до 15 человек). Продолжительность занятия 45 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. 

Автор Корепова Ирина Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 412
Номер материала 42147
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓