Главная / История / Методическая разработка раздела образовательной программы по истории России в 6 классе Московская Русь в 14 – 16 веках

Методическая разработка раздела образовательной программы по истории России в 6 классе Московская Русь в 14 – 16 веках

hello_html_1ffc1cdb.gifhello_html_1d056206.gifhello_html_m6e67941c.gifhello_html_61bebe55.gif

Министерство образования Нижегородской области

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»











Методическая разработка раздела образовательной программы

по истории России в 6 классе



Московская Русь в 14 – 16 веках













Выполнила:

Быкова Ирина Михайловна









Нижний Новгород

2014

Оглавление:

Пояснительная записка


  1. Цели и задачи раздела



  1. Психолого-педагогическое объяснение специфики

восприятия и освоения учебного материала учащимися в

соответствии с возрастными особенностями

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы


  1. Обоснование используемых в образовательном

процессе по разделу программы образовательных технологий,

методов, форм организации деятельности учащихся

-

  1. Система знаний и система деятельности.


6. Контроль и коррекция результатов


7. Календарно-тематическое планирование по разделу


8. Разработка урока

9. Список литературы



















Пояснительная записка.

Моя работа посвящена методической разработке раздела программы «Московская Русь в XIV-XVI в.» - 12 часов по учебной программе А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной по истории России для 6 класса «История России с древнейших времен до конца XVI».

Основной целью истории является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах развития, важнейших событиях и крупных деятелях Отечественной истории. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, дискуссионную деятельность. Вопросы развития коммуникации и учебного сотрудничества особенно важны. Умение координировать точки зрения и приходить к общему мнению, распределять роли в группе и принимать к исполнению свою роль, умение оценивать свое место в группе, умение принимать оценку своих действии от сверстников и взрослых, умение принимать другие позиции и точки зрения, умение четко формулировать и аргументировать свою позицию, умение слушать и слышать, формулировать и задавать вопрос – вот , в основном, те умения и навыки, которым дети учатся, работая в группе.

Важнейшее умение или компетенция современного ученика – это организация собственной учебной деятельности. Умение работать по алгоритмам различной сложности, планировать свои учебные действия, умение сравнивать свой результат с поставленной целью на основе критериев, предложенных учителем , умение определять границы своего знания, осуществлять оценку и контроль своих действий и результата, на основе критериев данных учителем, рефлексировать собственные учебные действия и действия учебной группы по решению конкретной учебной задачи – вот цели, реализуемые в рамках данной компетенции.

Новизна курса состоит в том, что в нем представлены быт и нравы народа, роль православной церкви, менталитет русского народа. Курс отличается от других курсов, тем, что в нем нет обилия терминов и понятий, чрезмерной насыщенности содержания.









  1. Цели и задачи раздела:

Формирование стройной системы знаний, фактов, событий, явлений о Московской Руси XIV-XVI века.
Образование, развитие и воспитание личности обучающегося через сравнение, анализ, характеристику, исторических личностей, событий того периода.

Задачи:

1). Обучающие :
- формирование первичных ориентиров для национальной и культурной самоидентификации на основе изучения исторического опыта народов России;
- овладение учащимся основными знаниями по истории Московской Руси
XIV-XVI веков;
- раскрытие практической значимости знаний этого периода.

2). Развивающие:
-развитие способностей учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках «Сказание о Мамаевом побоище» отрывки из переписки Ивана
IV с.А. Курбским;
-развивать речь через организацию монологического, диалогического и полилогического общения на уроке;
-развивать логическое мышление через включение обучающихся в разрешение учебных проблем и ситуаций;
-поддержание внимания учащихся через оптимальную смену учебной деятельности

3). Воспитательные:
-воспитание уважения к факторам родной истории;
-воспитание патриотической чувств учащихся и их гражданской позиции;
-воспитание толерантности мышления и нравственных качеств личности;
-умение взаимодействовать друг с другом в ходе самостоятельной работы в группах и парах.

2. Психолого-педагогическое обоснование восприятия и освоения учебного материала обучающихся в соответствии с возрастными особенностями.

Подростковый возраст характеризуется бурной активностью, инициативностью, жаждой деятельности. Развитие логического мышления подростка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что логическое мышление нужно развивать. Полезно использовать опорные конспекты, различные алгоритмы, выполнение заданий не только репродуктивного характера, но и поискового характера. Логические приемы умственных действий: сравнивание, обобщение, анализ, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование могут с успехом применяться на уроках истории в 6 классе. Данные способности возникают не сами по себе, а формируются в процессе школьного обучения. Подросток осваивает на логическом уровне все мыслительные операции. Главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру. Другой особенностью мышления подростков является их способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому, у детей подросткового возраста отмечается возникновение интереса к разнообразным проблемам. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, происходит становление мировоззрения, что связано с интеллектуальным развитием. В этом возрасте у подростков отмечается внутренняя противоречивость в развитии внимания. Объем внимания, его способность длительно сохранять интенсивность и переключаться с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание подростков становиться более избирательным, зависящим от направленности их интересов. Большое значение имеет распределение и устойчивость внимания. Распределение внимания- способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Устойчивость внимания- способность определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Между распределением и устойчивостью внимания необходимо соблюдать баланс. В подростковом возрасте происходит развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. В процессе усложнения обучения и развития интеллектуальных способностей подростки начинают трансформировать учебный материал. Механическая память ухудшается, а логическая приобретает характер организованной и регулируемой .
Активно развиваются творческие способности подростка и формируются индивидуальный стиль деятельности. Стремясь понять сущность явлений подростки задают много вопросов
Все это требует от педагога деликатности, вдумчивости и пристального внимания.

3. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Обучающие будут знать:
Основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Взаимоотношения Москвы и Золотой Орды. Хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Роль православной церкви в становлении российской государственности. Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале
XVI в. Причины Ливонской войны, сущность и последствия опричнины.

Обладать общеучебными умениями:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность(постановка цели, получение, оценка результата)
-осуществлять самостоятельный поиск информации;
-выполнять познавательные и практические задания на уроках. Уметь систематизировать информацию по отдельным темам;
- определять сущностные характеристики исторических деятелей Дмитрия Донского, Ивана
III, Ивана IV.
-поиск нужной информации по заданной теме; перевод информации из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу, из текста в карту)
-объяснение изученного материала на конкретных примерах;
-сравнивать данные разных источников, определять общее и различное;
-определение собственного отношения к изученным событиям;
-уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России в
XIV-XVI веках.

Личностные результаты изучения истории:
-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви, уважения к Отечеству;
-осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края;
-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
-понимание культурного многообразия мира, толерантное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению.

Метапредметные результаты изучения истории:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями(установление причинно-следственных и родовидовых связей);
-использование современных источников информации(Интернет-ресурсов, электронных носителей);
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах(сообщения, эссе, презентация );
-готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе;
-владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные результаты изучения истории:
-формирование уважительного отношения к истории Отечества, развития стремления у обучающихся внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
-овладение целостным представлением об историческом пути народов России;
-формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий;
-развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого;
-создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.

4. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, потребностью в усвоении знаний и умений. Любая технология обладает средствами активизирующими деятельность учащихся. Ведущим способом обучения при работе с разделом становится технология проблемного обучения. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, например, «Разрешите противоречие: почему хан Ахмат стоял на р. Угре в 1480 и не уходил?».
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос : традиционная точка зрения на монголо-татарское иго (Ключевский В.О., Соловьев С.М.) - иго явилось большим бедствием для Руси. Нетрадиционная точка зрения: историк Гумилев Л.Н. – ига на Руси не существовало. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Объясните почему?
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения и выводы из ситуации, сопоставлять факты : сравните правление в Великом Новгороде и Московском княжестве. Сделайте выводы;.
-ставит конкретные вопросы( на общение, обоснование, конкретизацию) Какие обстоятельства предопределили свержение монголо- татарского иго? Конкретизируйте примерами;
- определяет проблемные теоретические и практические задания( например, исследовательские: проведите исследование феодальной войны
XV века.)



Технология управления процессом самостоятельной деятельности школьников.

Эта технология предполагает, что постепенно учитель перестает быть главным носителем новой учебной информации и организует работу учеников таким образом, чтобы они извлекали новые сведения из различных источников исторических знаний.
Вместо вопросов и заданий на освоение исторического содержания учитель будет ставить вопросы, связанные с управлением действиями учеников:
- для выбора(поиска) учениками источников своей учебной познавательной деятельности: например, по какому источнику лучше изучать Куликовскую битву?
-для планирования способов своей деятельности: по какому плану лучше изучать сражение? Как следует определять причины поражения в битве?
-для рецензирования результатов работы одноклассников или самоанализа школьниками своей деятельности. Проанализируйте правильность выполнения задания и при необходимости объясните: какие ошибочные действия вы совершили?

В итоге нужно стремиться к тому, чтобы к концу обучения истории в 6 классе логика освоения нового материала сводилась к:
- постановке учителем заданий на определение учащимися целей, планов, темы учебной работы и их выполнение;
- постановка заданий на выбор источников для выполнения работы, их отбор и предъявление;
- постановка заданий на уяснение способов изучения материала;
- постановка заданий на анализ школьниками результатов своей деятельности, их оценка, анализ и коррекция результатов работы.

Проблемные, поисковые, исследовательские методы формируют творческие способности учащихся. Информационные технологии позволяют перенести центр тяжести на самообразование и учение.
В ходе обучения истории можно применять
технологию сотрудничества (автор Г.К. Селевко), т.е. партнерские отношения между учителем и учеником. При этом стиль общения будет другой: не запрещать, а направлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Здесь учение будет без принуждения, которое характеризуется требовательностью без принуждения, которое основано на доверии: увлеченность, рожденная интересом, желаниями порождает успех; ставка на самостоятельность.

В преподавании истории необходимо применять здоровьесберегающие технологии:
а) рациональная организация труда на уроках истории( смена видов деятельности, смена преподавания, игровая разминка);
б)соблюдение физиологических основ учебного режима(учитывается время проведения урока, утомляемость, проводятся физкультминутки, игровые моменты на уроках истории)
в)производится гигиеническая оценка условий урока( световой режим, проветривание класса);
г) нравственная атмосфера- дружелюбие и уважение к ученикам, уместное использование юмора, исторический экскурс;
д)психологический комфорт- уважение к чужому мнению, доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности.

Технология дифференцированного обучения предполагает щадящий подход к ученикам. В 6 классе на уроках истории можно использовать эту технологию, но выборочно; например, при изучении темы « Правление Ивана IV». Этой теме посвящены 3 урока или « Культура XVI века»- 3урока.
Особенностью этой технологии являются:
- блочная подача материала;
- работа с малыми группами на нескольких уровнях;
- наличие УМК.
Основное условие дифференцированной технологии- повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов(автор Фирсов В.В.)

Методы обучения:
-репродуктивные;
-проблемно-поисковые- самостоятельное открытие или через управляемое открытие, наблюдение, выдвижение гипотез интуитивное и аналитическое мышление;
-эвристический метод( обучать, опираясь на интерес);
-логико-алгоритмический метод( компьютерные презентации, самостоятельные задания, использование компьютера при объяснении нового материала.)

Формы работы:

Фронтальная – совместная работа полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Происходит соревнование, кто больше задаст вопросов или ответит на них.
Групповая работа - решение проблемных ситуаций через группу. Распределение обязанностей в группе способствует складыванию дружеской атмосферы.
Индивидуальная работа - ученик-книга, ученик-тетрадь, консультация учителя во время выполнения самостоятельной работы.
Парная работа: ученик-ученик, один говорит, другой слушает и наоборот.

5. Система знаний и система деятельности.
Знания - средство развития личности ученика.
Система знаний и система деятельности складывается с учетом принципов обучения, познавательных возможностей учащихся данного возраста, уровня абстрактного мышления, подготовки по истории.
1)
Система знаний:
Общенаучные знания: научные знания из исторических источников, хронология, научные тексты (адаптированные)
1-ый уровень-запоминание знаний
2- ой уровень-применение знаний
3-й уровень-применение знаний в знакомой ситуации
4-й уровень-применение знаний в новой ситуации
Перевод учащихся с первого уровня до четвертого происходит постепенно. После объяснения приходит понимание, а потом формируются умения. Усвоение основных обязательных знаний оговорено программой.
Фундаментальные знания по предмету: выявление исторических закономерностей, причинно-следственных связей, анализа, синтеза исторических событий.
2)
Система деятельности.
На основе сопоставительного анализа, предложенного учителем учащихся учатся классифицировать, сравнивать, делать выводы и обобщения
Иногда сами выбирают способ изучения нового материала, самостоятельно читая теоретический материал, разрабатывают новые проекты. В систему познавательной деятельности входят:
а) Общеучебная: составление плана по тексту параграфа, поиск дополнительной информации в Интернете, работа с дополнительной литературой по истории, анализ исторического источника, конспект части параграфа, организация рабочего места, умение работать в группе, слушать других, задавать и отвечать на вопросы.
б) Интеллектуальная деятельность включает в себя умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, оценивать
в) Информационная деятельность: умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с историческими источниками, с помощью компьютерных технологий.
г) Рефлексивная деятельность: умение самостоятельно формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, оценивать результат.
д) Личностная деятельность обеспечивает ориентацию учащегося в социальных ролях, межличностных отношениях.
Преобразующая деятельность: способы выявления противоречий, виды вопросов и методы их задавания, действия в ситуации неопределенности, способы поиска новых путей решения проблем. Например, обоснуйте выбор каждой точки зрения. Задание направлено на развитие общекультурных, ценностно-смысловых компетенций, на выбор действия в ситуации неопределенности. Проявить творчество в создании проекта, т.е. самостоятельный поиск путей решения проблемы.

Самоорганизующая деятельность:
способы самостоятельной постановки целей, техника планирования, виды деятельности, самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, осознание своего предложения. Для определения результативности работы учащегося на уроке используются личные оценочные листы.

6. Контроль и коррекция результатов

Педагогический контроль за усвоением школьниками знаний и овладение умениями является составной частью обучения.
Чтобы обучение было эффективным необходим постоянный контроль за результатами обучения. Располагая сведениями об овладении учениками знаний и умений, можно правильно организовать познавательную деятельность.
В своей деятельности я использую следующие виды контроля : первичный, текущий, итоговый, тематический.
-Первичный контроль определяет наличие и качество знаний, умений, навыков.
-Текущий контроль проводится на первых этапах формирования умений и навыков, что позволяет анализировать процесс становления и получения знаний. Текущий контроль предполагает использование различных форм проверки знаний, умений и навыков учащихся: индивидуальных и фронтальных опросов, регулярное проведение классных и домашних работ, различного рода проверочных работ (исторический диктант, текст, хронологический диктант и др.)
Тематический контроль предполагает проверку усвоения программного материала по наиболее значимым темам.
Тематический контроль проводится сразу же после изучения ключевых тем программы и позволяет выяснить степень овладения учащимся только что изученного материала.

Итоговый контроль является способом проверки достигнутых учащимся знаний и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение. Цель проведения итогового контроля - государственная проверка выполнения требований школьной программы за истекший период работы( учебная четверть, учебный год), получение объективных данных.
Итоговые контрольные работы имеют особое значение для учета успеваемости каждого ученика.
Проверка усвоения знаний на уровне восприятия, осмысления, запоминания, т.е. воспроизведения той суммы знаний, которую получит ученик, от учителя и при самостоятельной работе с учебными пособиями:
- проверка на уровне применения знаний в сходной ситуации, т.е. действия по образцу.

Показатель качества знаний:
-полнота и научность – запас основных сведений, представлений и понятий, правил, определений, отражающихся в государственной программе;
-сознательность усвоения знаний- умения ученика объяснять факты, явления и применять в сходных ситуациях или в ситуациях производить перенос знаний на новую ситуацию;
-системность знаний – прочная связь новых представлений и понятий в сознании ученика с ранее приобретёнными знаниями;
-прочность знаний- сохранение в памяти накопленной суммы знаний и способов деятельности.

Особое значение имеет коррекция выполнения заданий на развитие мышления, интеллектуальных мыслительных операций(анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др.) через решение проблемных вопросов, на умение устанавливать причинно-следственные связи через понимание становления Русского государства. Вместе проверяем, составленные учащимися таблицы, схемы по образцу, вносим дополнительные сведения или исправления. Проверяю умение применять полученные знания на практике, например, выявлять существенные признаки исторических событий



































Календарно-тематическое планирование по разделу

урока

Название
темы

Тип урока

Основное содержание уроков

Методы и приемы

Вид контроля

Д/з

1

Предпосылки объединения русских земель.
Усиление Московского княжества.

Изучение нового материала

Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы

Проблемная ситуация, ИКТ. Методы: словесный
(эвристическая беседа.)
Исследовательский метод:
оценка деятельности
Ивана Калиты

Монологическая, диалогическая речь. Текущий контроль

§ 17
Создать презентацию о И. Калите, раб. тетрадь задание № 1,2

2

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Урок-исследование

Борьба Москвы за политическое первенство, Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша

Точки зрения на Москву, как центр объединения русских земель. Исследовательские методы. Сравнение Москвы и Твери. Оценка Д. Донского, С. Радонежского.

Устный опрос.
Самопроверка.

§ 18
Презентация: Куликовская битва.
раб. тетрадь № 3,4

3

Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV в.

Проблемный урок

Василий I. Феодальная война второй четверти XV века., ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды.
Союз Литвы и Польши. Грюнвальдс-кая битва и ее последствия. Образование русской, украинской и белорусской народности.

Проблемная ситуация об отношениях Москвы, Литвы и Орды. Причины и последствия феодальной войны. Оценка деятельности Василия I и Василия II

Решение проблемной ситуации.
Тесты.

§ 19
раб. тетрадь
№ 2,3 характеристика Василия
II

4

Создание единого русского государства и конец ордынского владычества

Урок- практи-кум

Иван III . Начало борьбы с Новгородом. Присоедине-ние Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоедине-ние Твери. Борьба за возвращение русских земель. Завершение объединения русских земель.

Работа с картой, процесс становления единого Русского государства. Анализ и обобщение превращения Московского княжества в Русское государство.

Взаимопроверка карт.
Моно литическая речь. Работа в парах

§ 20

Составить характеристику Ивана III

5

Московское государство в конце XV- начале XVI века.

Изучение нового материала

Усиление великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества.

Исследователькие методы; работа в группах, и сравнение и анализ судебника 1497 года.

Диалогичес-кая речь, взаимопроверка. Работа в парах

§ 21
Ответы на вопросы документа стр. 182

6

Церковь и государство в конце XV-начале XVI века

Урок решение нравственных задач

Изменение в положении Русской православной церкви. Монастыри и их роль. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим»

Словесный метод (эвристическая беседа). Оценка роли православной церкви. Характеристика взаимоотношений власти и церкви.

Фронтальная проверка

§ 22
Объяснить значение выражения «Москва-Третий Рим»

7

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

Урок -практи-кум

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Укрепление центральной власти. Избранная рада. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военная реформа.

Работа с документами стр. 200-201. Сравнение социально-экономического развития Русского государства в начале XV – в конце XV в.

Устный опрос

§23Письменно объяснить: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне.

8

Внешняя политика Ивана IV

Изучение нового материала

Присоедине-ние Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия. Покорение Западной Сибири, Ливонская война.

Работа с картой « Россия в XVI веке» Ливонская война, поход Ермака. Характеристика успехов России в Поволжье и Сибири и неуспехов в Ливонской войне.

Заполнение контурной карты. Парная работа (вопрос - ответ)

§ 24
Раб. тетрадь
задание № 3,4

9

Опричнина. Окончание царствования Ивана Грозного

Изучение нового материала с элементами практику-ма

Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Опричнина. Итоги царствования Ивана Грозного.

Оценка деятельности Ивана IV с точки зрения нравственных ценностей. Анализ документа стр. 221

Групповая работа. Обмен мнениями об Ивана IV Грозном

§ 25
Написать в тетради характеристику Ивана
IV

10

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIVXVI в.

Проект-ный урок.

Особенности развития русской культуры в XIVXVI веках. Просвещение. Начало книгопечата-ния. Устное народное творчество. Литература XIVXVI веков.

Таблица достижений культуры. Презентация о книгопечатании, литературе.

Защита презентаций.

§ 26
Ответить письменно на вопросы к документу стр. 232.

11

Архитектура и живопись в XIVXV в.

Урок – практическое занятие.

Зодчество в XIVXVвеках. Архитектура Московского государства в XVI веке. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Характеристика памятников архитектуры и живописи. Оценка достоинства архитектуры и живописи.

Монологическая речь, диалогическая речь

§ 27Эссе « Творчество Андрея Рублева или Ф. Грека».






12

Быт и нравы XVXVI века

Урок – практическое занятие.

Город и село. Особенности материальной культуры,быт.

Описание быта различных слоев населения.

Фронтальная проверка.

§ 28
Рисунки одежды и русской избы.

Урок « Московское государство в конце XV начале XVI века»



Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Цели и задачи урока:
Формирование представления о создании нового централизованного государства – Московская Русь.
1)
Образовательные:
а) содействовать пониманию изменения в политическом строе Руси, системе управления страной, появлению нового законодательства;
б) способствовать формированию терминологии: самодержавие, центральные органы власти, судебник, дворяне, Боярская дума;
2)
Развивающие: формировать ключевые компетентности ( предметные, информационные ), способность анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.
3)
Воспитательные: воспитание учащихся в духе уважения и любви к истории своей Родины.

Оборудование урока:
1) Карта « Московское княжество в
XV веке».
2)Учебник «История России Данилова А.А., Косулина Л.Г.
3)Раздаточный материал.
4)Таблицы
5)Выдержки из «Судебника» 1497 г.

Ход урока:
1)
Организационный момент
Учитель: сегодня на уроке мы мысленно побываем в Московском государстве конца XV начале XVI века. Но для этого нам надо вспомнить, что изучали на прошлом уроке?
2)
Актуализация знаний по теме -5 мин.
а)1478 г. - (присоединение Новгорода)
(1458г.) – присоединение Твери
1510 г. - ( присоединение Пскова)
(1514г.) – присоединение Смоленска
1521 г.- ( присоединение Рязани)
Когда и вокруг какого города происходит объединение русского государства? (Москва)
б) Каким было государство Русское, когда пришли монголо-татары? (Раздробленное)
в) Изменилось ли государство в
XIV-XV веке? Какой вывод мы сделаем? (Стало образовываться единое централизованное государство)
г) Какое значение для России имело событие – стояние на реке Угре? Какие признаки единого государства вы заметили? (Падение монголо-татарского ига. Признаки – единый правитель, единая территория, одна столица, сбор налогов со всей территории)

План:

1) Возвышение великокняжеской власти.
2) Органы управления государством
3) Судебник 1497 г.
4) Внутренняя политика Ивана
III

Термины: централизованное государство, Боярская Дума, держава, скипетр, поместье, дворяне, пожилое, Юрьев день, кормление, местничество.

-Чей период правления мы изучаем?
Обратите внимание на доску (портрет Ивана
III)

-Как вы считаете, изменения затронули только внешние границы Московского княжества? ( Нет, не только, присоединение других земель привело и к возвышению великокняжеской власти.)

-Предлагаю вам самим сформулировать цель нашего урока. Работать будем по плану (на доске)

Создание единого государства с центром в Москве: теперь на Руси будет, один правитель – Иван III, представитель династии Рюриковичей. Иван III стремился подчеркнуть свое особое положение. Как он это стремился сделать? Стр. 174 учебника, после прочтения заполняем таблицу.

Верховный орган




Общегосударственные ведомства





Совещательный орган

Проверяем.

Переходим к следующему пункту плана.

Работа в группах: 18 мин.
I группа: Какие изменения произошли в системе правления? Сравните и сделайте выводы. Учебник стр. 175-176.
II группа: Как собрать налоги и пополнить казну? Какие выводы вы сделаете? Стр. 176
III группа: Как создать большое и надежное войско? Стр. 177-178

Ответы учащихся:
I группа: Исследуя этот вопрос мы сделали такие выводы:
1) Появилось единое централизованное государство, что означало:
а) вся власть шла из центра;
б) во главе государства стояли государь – самодержец всея Руси;
в) он имел право издавать законы для всего государства;
г) вести переговоры с другими государствами;
д) объявлять войну, заключать мир;
е) чеканить монету;
ж) возглавлять значительные военные походы.
Из одного из княжеств раздробленного государства Московское княжество превратилось в централизованное Московское государство.

волостели

II группа: Совещательный орган при Великом князе Боярская Дума
Два общегосударственных учреждения: Дворец и Казна.
Казна собирала налоги и таможенные сборы. Казну возглавлял казначей. В Казне хранились государственная печать, государственный архив. Казна занималась и вопросами внешней политики. Вся территория страны делилась на уезды, а уезды на волости и станы.

Уезд возглавлял наместник.

Они собирали налоги, следили за исполнением княжеских указов, чинили суд и расправу.
Наместник оставлял себе судебные пошлины и определенную часть налогов. Это называлось кормлением, т.е. содержание должностного лица за счет местного населения.
Местничество – порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода.
Местничество препятствовало незнатным людям, но одаренным в их продвижении по государственной службе.

III группа: Создание единого государство сопровождалось увеличением численности войска. Когда Иван III получил Новгородские и Тверские земли, он стал переселять ( «испомещать» ) на них людей, которые находились на службе. Их стали называть помещиками, а их владения – поместьями.
В отличие от вотчины, поместье – это условное держание, т.е. земля давалась под условие населения службы московскому князю и не передавалась по наследству.
Помещик не мог: продать, подарить землю. Вместо дружин было создано московское войско, основу которого составляли помещики. Они должны были являться на службу вооруженными, на коне и привести несколько человек с собою, хорошо вооруженных – « конно, людно и оружно». Размеры владений помещика целиком зависели от государя, т.к. ему надо было создать слой населения, на который он мог опереться. Поэтому помещики были заинтересованы в укреплении власти князя и существования единого государства.

Делаем выводы:
1) В системе управления Русскими государстве произошли изменения – укрепилась власть русского князя Ивана III. Он стал самодержцем.
2) В едином централизованном государстве существовал единый орган Казна, который отвечал за сбор налогов.
3)Увеличилось единое войско за счет помещиков, которые должны были являться « конно, людно и оружно»

Третий вопрос: Судебник 1497 года.7 мин.
Почему понадобился общий для всей России Судебник?
О чем свидетельствует данный факт?
Что такое Судебник?

Ответы учащихся: В Судебнике собраны все законы, существовавшие в Московском княжестве. Теперь они становились обязательными для всей территории Русского государства. В Судебнике закреплены изменения, которые произошли в распределении земельной собственности и во взаимоотношениях между землевладельцами и крестьянами.
Этот факт свидетельствует о создании централизованного государства.
В Судебнике 1497 года установлено единый для всей страны срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня (26 ноября) и неделя после. При этом уходя от помещика, крестьянин должен был заплатить пожилое – плата за проживание на земле. Сумма была большая 1 рубль с человека.
Судебник – это свод законов, необходимых для существования единого централизованного государства.

Четвертый вопрос : Внутренняя политика Ивана III.
Работа в парах-5 мин.

Вопросы: на что была направлена внутренняя политика Ивана III?
1)На создание единого централизованного государства
2)Освобождение от зависимости Орды
3)Оформление идеологии Российского государства ( Герб принятый от Византии)
4) Закладываться основы местного самоуправления

Какой вывод сделаем? 3мин.

Вывод: Усилилась власть великого князя Московского. Великий князь Иван III опирался на служивых людей, раздавая им в качестве платы за службу земельные владения. С ростом числа поместий, происходит ограничение крестьянской свободы, прикрепление крестьян к земле.
На уроке:
1)Подведение итогов: Достигнуты ли цели урока?5мин.
Как работали группы и парты?
Что понравилось или не понравилось на уроке?
2)Я узнал(а)….
Я работал(а) над….
Я получил(а) ответы….

Д/з: 2мин
§ 21

















Литература:





1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Морозова А.Ю.
Программы «История России», М. «Просвещение» 2009 г.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г « История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М. «Просвещение» 2011 г.

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г Рабочая тетрадь 6 класс, М. «Просвещение» 2012 г.

4. Данилов А.А., Косулина Л.Г Поурочные разработки 6 класс, М. «Просвещение» 2011 г.

5. Дьяченко В.К. Рывина А.Г. « Коллективный способ обучения: диагностика в диалогах» М. «Народное образование» 2004 г.

6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. « Методика преподавания истории в школе», М «Издательский дом», «Первое сентября» 1999 г.

7. Психология , М «Эксмо» 2004 год.

8 Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» М. «Педагогика» 1998 г.

9. Кириллов В.В. «Отечественная история в схемах и таблицах», М. «Эксмо» 2008 г.













Методическая разработка раздела образовательной программы по истории России в 6 классе Московская Русь в 14 – 16 веках
  • История
Описание:

Моя работа посвящена методической разработке раздела программы   «Московская Русь в XIV-XVI в.» - 12 часов  по учебной программе А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной  по истории России для 6 класса «История России с древнейших времен до конца XVI».Основной целью истории является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути  России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах развития, важнейших событиях и крупных деятелях Отечественнойистории.                                                                                      Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать  и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Автор Быкова Ирина Михайловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1874
Номер материала 16524
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓