Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка "Современный урок"

Методическая разработка "Современный урок"

Как подготовить современный урок

(в помощь начинающему учителю)


I. Первое, с чего надо начинать подготовку к уроку:

  • четко определить и сформулировать для его тему;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок,

иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока,

которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть

на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.


II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции

урока.


III. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточ-ник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала

Только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.


Подобрать учебные задания, целью которых являются:

  • узнавание нового материала;

  • воспроизведение;

  • применение знаний в знакомой ситуации;

  • применение знаний в незнакомой ситуации;

  • творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом “ от

простого к сложному”. Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  • задания, способствующие закреплению матариала учеником.


IУ. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изум-

ление, восторг учеников — одним словом, то, что они будут помнить, когда

все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие,

красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

У. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать,

в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала — умение найти такую форму

организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся,

а не пассивное восприятие нового.


УI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке,

для чего подумать:

* что контролировать;

* как контролировать;

* как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем

легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся

подлинный интерес учителя к их работе.

У. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств

Обучения. Проверить все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.


УI. Продумать задание на дом: его содержательную часть, а также

рекомендации по его выполнению.


УII. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать

три основные части:

* формальную;

* содержательную;

* аналитическую.

hello_html_m4c5b9e7.gif

Формальная часть выглядит так:


Урок № Дата

Тема:

Цель:

Задачи: обучающие —

развивающие —

воспитывающие —

Оборудование: 1.

hello_html_m461c47a9.gifhello_html_m461c47a9.gif2.

hello_html_m461c47a9.gif3.

Последовательность отдельных этапов урока


К примеру:

Организация — 1 мин.

Самостоятельная работа — 10 мин.

Новый материал — 20 мин.

Демонстрация фильма — 5 мин.

Закрепление — 7 мин.

Задание на дом — 2 мин.


Литература: 1

hello_html_m5a2b4e9c.gifhello_html_m5a2b4e9c.gif2

hello_html_m5a2b4e9c.gif3

(с указанием страниц)


Содержательная часть — состоит из двух частей:

1) тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи,

рекомендации по выполнению домашнего задания. Особенное внимание обратить на то, чтобы учителя в конспекте были выделены другим цветом;

2) таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока де-лают ученики и учитель. Она может выглядить так:



hello_html_m10361eb7.gif Что делают


Этап урока




Ученики



Учитель






Аналитическая часть — заполняется после урока. Указания по этой части даны в методических рекомендациях “Как проанализировать свой собственный урок”.

Методическая разработка "Современный урок"
  • Русский язык и литература
Описание:

Как подготовить современный урок

(в помощь начинающему учителю)

 

        I. Первое, с чего надо начинать подготовку к уроку:

·        четко определить и сформулировать для его тему;

·        определить место темы в учебном курсе;

·        определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок,

иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

·        и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока,

которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть

на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

 

      II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции

урока.

 

      III. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточ-ник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала

Только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

 

           Подобрать учебные задания, целью которых являются:

·              узнавание нового материала;

·              воспроизведение;

·              применение знаний в знакомой ситуации;

·              применение знаний в незнакомой ситуации;

·              творческий подход к знаниям.

      Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом “ от

простого к сложному”. Составить три набора заданий:

·              задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

·              задания, способствующие осмыслению материала учеником;

·              задания, способствующие закреплению матариала учеником.

 

          IУ. Продумать «изюминку» урока.

            Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изум-

ление, восторг учеников — одним словом, то, что они будут помнить, когда

все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие,

красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

          У. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать,

в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

          Главное при группировке материала — умение найти такую форму

организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся,

а не пассивное восприятие нового.

 

          УI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке,

для чего подумать:

       * что контролировать;

       * как контролировать;

       * как использовать результаты контроля.

          При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем

легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся

подлинный интерес учителя к их работе.

          У. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств

Обучения. Проверить все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

 

           УI. Продумать задание на дом: его содержательную часть, а также

рекомендации по его выполнению.

 

            УII. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать

три основные части:

        * формальную;

        * содержательную;

        * аналитическую.

         

      

                         Формальная часть выглядит так:        

 

                         Урок №                                Дата

                         Тема:   

                         Цель:

                         Задачи: обучающие —

                            развивающие — 

                            воспитывающие —

                        Оборудование:  1.                                   

                                                   2.

                                                   3.

                        Последовательность отдельных этапов урока

 

К примеру:

Организация— 1 мин.

Самостоятельная работа — 10 мин.

Новый материал — 20 мин.

Демонстрация фильма — 5 мин.

Закрепление — 7 мин.

Задание на дом — 2 мин.

 

Литература:      1

                          2

                          3

                            (с указанием страниц)

 

            Содержательная часть — состоит из двух частей:

           1) тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи,

рекомендации по выполнению домашнего задания. Особенное внимание обратить на то, чтобы учителя в конспекте были выделены другим цветом;

            2) таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока де-лают ученики и учитель. Она может выглядить так:

 

 

                Что делают

 

Этап урока

 

 

 

Ученики

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

            Аналитическая часть — заполняется после урока. Указания по этой части даны в методических рекомендациях “Как проанализировать свой собственный урок”.

Автор Канцедалова Галина Григорьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 364
Номер материала 44122
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓