Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодическая разработка "Работа над Финалом Сонаты №30 Ми мажор Й.Гайдна"

Методическая разработка "Работа над Финалом Сонаты №30 Ми мажор Й.Гайдна"

Скачать материал

Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатой — одной из самых важных форм музыкальной литературы.

 Подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена служат классические сонатины. Они знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становятся особенно заметными и нетерпимыми. Вследствие этого классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста.

Гайдн – родоначальник классической сонатной формы. Старшеклассников нужно знакомить с обликом Гайдна-композитора и раскрывать основные черты его творчества такие, как оптимизм, связь с народными истоками, ясность и гармоническая уравновешенность формы.

Необходимо также указать на связь фортепианного изложения с квартетно-оркестровой музыкой. Ученик должен ясно представлять характер звучности – ясная и прозрачная, подобно звучанию струнного квартета; все аккорды брать и снимать строго одновременно. Нужно показать ученику как искажает энергичный  характер музыки передерживание звуков в аккомпанементе.

Ученик должен знать также, что педаль в классических сонатинах и сонатах используется относительно мало.

Необходимо углублять представление ученика и о мето-ритмических особенностях творчества Гайдна. Надо приучать учащихся всегда очень отчетливо ощущать сильные доли такта.

 

Если в средних классах для придания исполнению цельности приходится обычно прибегать к помощи счетных единиц, то в старших классах следует дать понятие о более глубоких метроритмических закономерностях, имеющих место в творчестве венских классиков, а именно о ритмическом пульсе, скрепляющем воедино отдельные разделы произведения.

Гайдн Соната Ми мажор Финал

Все отмеченные стилистические черты могут быть раскрыты при прохождении разбираемой сонаты. Они ярко проявляются уже в первом восьмитакте главной партии. Для его исполнения важно, чтобы ученик ощутил бодрый, жизнерадостный характер музыки и гармоническую уравновешенность формы. Необходимо, чтобы он ясно представил и характер звучности,— она должна быть ясной и прозрачной, подобно звучанию струнного квартета; все аккорды надо брать и снимать строго одновременно (у автора знаки staccato поставлены только в верхнем голосе, но их следует распространить, разумеется, и на аккорды в партии левой руки). Педаль в этом построении не обязательна; ее можно брать (очень коротко) для подчеркивания сильных долей такта и акцентированной четверти с форшлагом.

Финал имеет 3х частную форму, основанную на контрастности тематизма и тонального плана (крайние части в Ми мажоре, ср.ч. – ми минор).

Тема танцевальная, в ней ясно ощущается ритмическое начало. Обильные украшения – морденты – должны исполняться с опорного звука, а не из затакта.

В первом разделе – 3 периода. Все они связаны интонационно.

В средней части – драматическая кульминация, ее нужно сыграть очень энергичным, полным звуком, что ярче выявить грань между ней и первой частью; усложняется партия л.р. – пульсация 16х, низкий регистр – тембр, уменьшенный септаккорд. Технические трудности в партии л.р. не должны отвлекать от основной мелодии, нужно направить слуховое прдставление ученика на мелодический голос в аккордовом изложении и неповоротливость в л.р. исчезнет. Также нужно направить внимание ученика на экономность движений при игре октав в л.р.

Заключительный раздел – повторение первого периода, затем следует новый муз.материал, Появляются альбертиевы басы, усиливающие стремительность развития и жизнерадостность музыки. Они представляют техническую трудность для учащихся. Ясные и отчетливые («говорящие»), они не должны отяжелять звучность. Способы отработки:

1.     1й палец на верхнем звуке – 5й и 3й играют стаккато

2.     Перегруппировка

Достижению цельности мелодической линии при октавном изложении может помочь педаль. Кроме того, важно тонко рассчитать силу звука: после подчеркнутых октав на форте, нужно мягко взять октаву «ля», затем «соль-диез», чтобы лучше проинтонировать полутон и рельефнее сделать crescendo.

Темп Presto у Гайдна является вторым по скорости. Этот темп встречается в сонатах 20 раз (преимущественно в финалах) и должен исполняться крайне (но не предельно) быстро. Следует стремиться, чтобы в нем все ноты, украшения и артикуляционные штрихи звучали ясно и отчетливо, чтобы не было звуковых шероховатостей и погрешностей.

 

 

 

 

 

 

План методического анализа:

1.     Исполнение

2.     Стиль – классицизм

3.     Жанр – Соната

4.     Форма 3х частная, крайние части одинаковы по содержанию, а средний раздел контрастный. В основе формы лежит принцип сопоставления, контраста. Первая часть имеет 3 периода, которые связаны интонационно, вторая написана в простой 2хчастной форме, реприза динамическая имеет 2 периода и 4хтактовую коду.

5.     Основные средства музыкальной выразительности: гомофонно-гармоническая фактура, украшения,  альбертиевы басы, гаммообразные пассажи, ритмическое разнообразие, противопоставление регистров. В кульминации мелодия изложена аккордами.

6.     Трудности – технические и фактурные – пульсация, единство темпа при смене длительностей, технические при игре пассажей, ротационное движение в аккомпанементе, соотношение звука. Контрасты образные, тембровые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка "Работа над Финалом Сонаты №30 Ми мажор Й.Гайдна""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ученый секретарь

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатой — одной из самых важных форм музыкальной литературы.

 

 Подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена служат классические сонатины. Они знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становятся особенно заметными и нетерпимыми. Вследствие этого классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 772 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 782
    • DOCX 151.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ранева Виктория Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ранева Виктория Владимировна
    Ранева Виктория Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10074
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе