Большое значение для развития ученика
имеет работа над сонатой — одной из самых важных форм музыкальной литературы.
Подготовительным
этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена служат классические сонатины. Они
знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма,
воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Малейшая
неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или
недодерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становятся
особенно заметными и нетерпимыми. Вследствие этого классические сонатины
чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность
выполнения всех деталей текста.
Гайдн
– родоначальник классической сонатной формы. Старшеклассников нужно знакомить с
обликом Гайдна-композитора и раскрывать основные черты его творчества такие,
как оптимизм, связь с народными истоками, ясность и гармоническая
уравновешенность формы.
Необходимо
также указать на связь фортепианного изложения с квартетно-оркестровой музыкой.
Ученик должен ясно представлять характер звучности – ясная и прозрачная,
подобно звучанию струнного квартета; все аккорды брать и снимать строго
одновременно. Нужно показать ученику как искажает энергичный характер музыки
передерживание звуков в аккомпанементе.
Ученик
должен знать также, что педаль в классических сонатинах и сонатах используется
относительно мало.
Необходимо
углублять представление ученика и о мето-ритмических особенностях творчества
Гайдна. Надо приучать учащихся всегда очень отчетливо ощущать сильные доли
такта.
Если
в средних классах для придания исполнению цельности приходится обычно прибегать
к помощи счетных единиц, то в старших классах следует дать понятие о более
глубоких метроритмических закономерностях, имеющих место в творчестве венских
классиков, а именно о ритмическом пульсе, скрепляющем воедино отдельные разделы
произведения.
Гайдн Соната Ми мажор Финал
Все
отмеченные стилистические черты могут быть раскрыты при прохождении разбираемой
сонаты. Они ярко проявляются уже в первом восьмитакте главной партии. Для его
исполнения важно, чтобы ученик ощутил бодрый, жизнерадостный характер музыки и
гармоническую уравновешенность формы. Необходимо, чтобы он ясно представил и
характер звучности,— она должна быть ясной и прозрачной, подобно звучанию
струнного квартета; все аккорды надо брать и снимать строго одновременно (у
автора знаки staccato поставлены только в верхнем голосе, но их следует
распространить, разумеется, и на аккорды в партии левой руки). Педаль в этом
построении не обязательна; ее можно брать (очень коротко) для подчеркивания
сильных долей такта и акцентированной четверти с форшлагом.
Финал
имеет 3х частную форму, основанную на контрастности тематизма и тонального
плана (крайние части в Ми мажоре, ср.ч. – ми минор).
Тема
танцевальная, в ней ясно ощущается ритмическое начало. Обильные украшения –
морденты – должны исполняться с опорного звука, а не из затакта.
В
первом разделе – 3 периода. Все они связаны интонационно.
В
средней части – драматическая кульминация, ее нужно сыграть очень энергичным,
полным звуком, что ярче выявить грань между ней и первой частью; усложняется
партия л.р. – пульсация 16х, низкий регистр – тембр, уменьшенный септаккорд. Технические
трудности в партии л.р. не должны отвлекать от основной мелодии, нужно
направить слуховое прдставление ученика на мелодический голос в аккордовом
изложении и неповоротливость в л.р. исчезнет. Также нужно направить внимание
ученика на экономность движений при игре октав в л.р.
Заключительный
раздел – повторение первого периода, затем следует новый муз.материал,
Появляются альбертиевы басы, усиливающие стремительность развития и
жизнерадостность музыки. Они представляют техническую трудность для учащихся.
Ясные и отчетливые («говорящие»), они не должны отяжелять звучность. Способы
отработки:
1.
1й палец на верхнем звуке – 5й и 3й играют
стаккато
2.
Перегруппировка
Достижению
цельности мелодической линии при октавном изложении может помочь педаль. Кроме
того, важно тонко рассчитать силу звука: после подчеркнутых октав на форте,
нужно мягко взять октаву «ля», затем «соль-диез», чтобы лучше проинтонировать
полутон и рельефнее сделать crescendo.
Темп
Presto у Гайдна является вторым по скорости. Этот темп встречается в сонатах
20 раз (преимущественно в финалах) и должен исполняться крайне (но не
предельно) быстро. Следует стремиться, чтобы в нем все ноты, украшения и артикуляционные
штрихи звучали ясно и отчетливо, чтобы не было звуковых шероховатостей и
погрешностей.
План методического
анализа:
1. Исполнение
2. Стиль
– классицизм
3. Жанр
– Соната
4. Форма
3х частная, крайние части одинаковы по содержанию, а средний раздел
контрастный. В основе формы лежит принцип сопоставления, контраста. Первая
часть имеет 3 периода, которые связаны интонационно, вторая написана в простой
2хчастной форме, реприза динамическая имеет 2 периода и 4хтактовую коду.
5. Основные
средства музыкальной выразительности: гомофонно-гармоническая фактура,
украшения, альбертиевы басы, гаммообразные пассажи, ритмическое разнообразие,
противопоставление регистров. В кульминации мелодия изложена аккордами.
6. Трудности
– технические и фактурные – пульсация, единство темпа при смене длительностей,
технические при игре пассажей, ротационное движение в аккомпанементе,
соотношение звука. Контрасты образные, тембровые.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.