Главная / Другое / Методическая разработка "Работа над Финалом Сонаты №30 Ми мажор Й.Гайдна"

Методическая разработка "Работа над Финалом Сонаты №30 Ми мажор Й.Гайдна"

Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатой — одной из самых важных форм музыкальной литературы.

Подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена служат классические сонатины. Они знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становятся особенно заметными и нетерпимыми. Вследствие этого классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста.

Гайдн – родоначальник классической сонатной формы. Старшеклассников нужно знакомить с обликом Гайдна-композитора и раскрывать основные черты его творчества такие, как оптимизм, связь с народными истоками, ясность и гармоническая уравновешенность формы.

Необходимо также указать на связь фортепианного изложения с квартетно-оркестровой музыкой. Ученик должен ясно представлять характер звучности – ясная и прозрачная, подобно звучанию струнного квартета; все аккорды брать и снимать строго одновременно. Нужно показать ученику как искажает энергичный характер музыки передерживание звуков в аккомпанементе.

Ученик должен знать также, что педаль в классических сонатинах и сонатах используется относительно мало.

Необходимо углублять представление ученика и о мето-ритмических особенностях творчества Гайдна. Надо приучать учащихся всегда очень отчетливо ощущать сильные доли такта.



Если в средних классах для придания исполнению цельности приходится обычно прибегать к помощи счетных единиц, то в старших классах следует дать понятие о более глубоких метроритмических закономерностях, имеющих место в творчестве венских классиков, а именно о ритмическом пульсе, скрепляющем воедино отдельные разделы произведения.

Гайдн Соната Ми мажор Финал

Все отмеченные стилистические черты могут быть раскрыты при прохождении разбираемой сонаты. Они ярко проявляются уже в первом восьмитакте главной партии. Для его исполнения важно, чтобы ученик ощутил бодрый, жизнерадостный характер музыки и гармоническую уравновешенность формы. Необходимо, чтобы он ясно представил и характер звучности,— она должна быть ясной и прозрачной, подобно звучанию струнного квартета; все аккорды надо брать и снимать строго одновременно (у автора знаки staccato поставлены только в верхнем голосе, но их следует распространить, разумеется, и на аккорды в партии левой руки). Педаль в этом построении не обязательна; ее можно брать (очень коротко) для подчеркивания сильных долей такта и акцентированной четверти с форшлагом.

Финал имеет 3х частную форму, основанную на контрастности тематизма и тонального плана (крайние части в Ми мажоре, ср.ч. – ми минор).

Тема танцевальная, в ней ясно ощущается ритмическое начало. Обильные украшения – морденты – должны исполняться с опорного звука, а не из затакта.

В первом разделе – 3 периода. Все они связаны интонационно.

В средней части – драматическая кульминация, ее нужно сыграть очень энергичным, полным звуком, что ярче выявить грань между ней и первой частью; усложняется партия л.р. – пульсация 16х, низкий регистр – тембр, уменьшенный септаккорд. Технические трудности в партии л.р. не должны отвлекать от основной мелодии, нужно направить слуховое прдставление ученика на мелодический голос в аккордовом изложении и неповоротливость в л.р. исчезнет. Также нужно направить внимание ученика на экономность движений при игре октав в л.р.

Заключительный раздел – повторение первого периода, затем следует новый муз.материал, Появляются альбертиевы басы, усиливающие стремительность развития и жизнерадостность музыки. Они представляют техническую трудность для учащихся. Ясные и отчетливые («говорящие»), они не должны отяжелять звучность. Способы отработки:

  1. 1й палец на верхнем звуке – 5й и 3й играют стаккато

  2. Перегруппировка

Достижению цельности мелодической линии при октавном изложении может помочь педаль. Кроме того, важно тонко рассчитать силу звука: после подчеркнутых октав на форте, нужно мягко взять октаву «ля», затем «соль-диез», чтобы лучше проинтонировать полутон и рельефнее сделать crescendo.

Темп Presto у Гайдна является вторым по скорости. Этот темп встречается в сонатах 20 раз (преимущественно в финалах) и должен исполняться крайне (но не предельно) быстро. Следует стремиться, чтобы в нем все ноты, украшения и артикуляционные штрихи звучали ясно и отчетливо, чтобы не было звуковых шероховатостей и погрешностей.













План методического анализа:

  1. Исполнение

  2. Стиль – классицизм

  3. Жанр – Соната

  4. Форма 3х частная, крайние части одинаковы по содержанию, а средний раздел контрастный. В основе формы лежит принцип сопоставления, контраста. Первая часть имеет 3 периода, которые связаны интонационно, вторая написана в простой 2хчастной форме, реприза динамическая имеет 2 периода и 4хтактовую коду.

  5. Основные средства музыкальной выразительности: гомофонно-гармоническая фактура, украшения, альбертиевы басы, гаммообразные пассажи, ритмическое разнообразие, противопоставление регистров. В кульминации мелодия изложена аккордами.

  6. Трудности – технические и фактурные – пульсация, единство темпа при смене длительностей, технические при игре пассажей, ротационное движение в аккомпанементе, соотношение звука. Контрасты образные, тембровые.



















D:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\Rar$DRa0.106\Гайдн_Соната №30 ми мажор_Страница_6.png



D:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\Rar$DRa0.221\Гайдн_Соната №30 ми мажор_Страница_7.png





D:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\Rar$DRa0.899\Гайдн_Соната №30 ми мажор_Страница_8.png

Методическая разработка "Работа над Финалом Сонаты №30 Ми мажор Й.Гайдна"
  • Другое
Описание:

Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатой — одной из самых важных форм музыкальной литературы.

 

 Подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена служат классические сонатины. Они знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становятся особенно заметными и нетерпимыми. Вследствие этого классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста. 

Автор Ранева Виктория Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 517
Номер материала 53012
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓