Главная / Директору-завучу / Методическая разработка: "Программно-методическое обеспечение развития профессионально-творческой компетентности педагога начального образования"

Методическая разработка: "Программно-методическое обеспечение развития профессионально-творческой компетентности педагога начального образования"

УДК 371.123 (043.3)


ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Тутолмин



Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущего учителя ориентирован на формирование и развитие у студента-педагога творческой готовности и соответствующей дидактической подготовленности, отражает современное представление о нормах и ценностях профессиональной деятельности учителя. Однако желание идти по пути творчества в собственной педагогической деятельности наталкиваются на отсутствие опыта творческой педагогической работы.

Одной из задач педагогического образования, ориентированного на формирование и развитие профессиональных компетенций будущего учителя, становится пересмотр профессионального мировоззрения и приобретение нового образовательного опыта, творческого поведения, развития творчески значимых личностных качеств. Решению этой задачи будет разработка такой образовательной программы, которая способствовала бы созданию творчески развивающего образовательного пространства, нгасыщенного инновационными идеями и технологиями, организованного так, чтобы содействовать творческому саморазвитию студента-педагога.

Характерной особенностью программы становится обогащение дидактической составляющей творчески развивающего образовательного пространства педагогическими ситуациями, в которых заложен алгоритм творческого преобразования опыта поведения и педагогической деятельности будущего учителя.

Другой особенностью программы формирования и развития профессионально-творческой коспетентности педагога начальеного образования выступает «личностно-развивающий» подход (Л.М. Митина), основными компонентами которого являются:

-знания в области креативной психологии и педагогики;

-творческие умения;

-творческая готовность.

Принципиально важным моментом в разработке программы является профессионально-творческая направленность всех её составляющих, с учётом нормативно-заданного и индивидуально-избирательного компонентов учебно-творческой деятельности и функциональной структуры личности студента-педагога. Суть данного принципиального положения заключается в обеспечении связи программы с практикой школьной жизни и гармонизации объективных требований и индивидуально-психологических позиций студента-педагога.

Важной характеристикой программы является вариативность её освоения в соответствии с индивидуальными наклонностями и потенциальными возможностями студентов. Следование принципу вариативности (=творческой преференции) способствует созданию полифункциональной среды, в которой каждый студент-педагог получает возможность свободного выбора индивидуально-творческого маршрута (=траектории) освоения педагогической профессией (=профессионализации).


Содержание авторской программы развития профессионально-

творческой компетентности будущего учителя на этапах пропедевтики, систематики, креатики


Психолого-педагогические

дисциплины

ПРОПЕДЕВТИКА: Самопредставление о труде учителя


1.Целеценность педагогического труда

Тема 1. Школа – вчера, сегодня, завтра.

Педагогический класс. Мои ожидания. Знакомство с перспективным планом педагогических занятий (Педагогический дневник).

Тема 2. Учебно-воспитательный процесс в новой современной школе.

Как мыслит ребёнок и как его учат мыслить в школе. Представление об учебном творчестве. Поиск знаний.

Тема 3. Новая школа – новый учитель

Секрет успеха успешного учителя в образовательном процессе – сотворчество. Личный вклад учителя – инновационное обучение.

Тема 4. Педагогика – наука об искусстве воспитания.

Народная, житейская, научная педагогика. Педагогические законы, принципы, правила – ключи к творчеству учителя. Радость учиться – ключ к творчеству ученика. (Словарная работа).

Тема 5. Психология – наука о внутреннем мире человека.

Механизмы развития и творчества личности. Роль сознательного, подсознательного, бессознательного и надсознательного в становлении творческой личности.


2. Организация и стимулирование самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Тема 1. Культура педагогического труда начинается с культуры учебно-познавательной деятельности. Учиться рационально – учиться творчески. Один ум – хорошо, а …. свой – ещё лучше!

Тема 2. Научная организация труда будущего учителя. Особенности умственного труда. Зубрить, усваивать или познавать. Коллективное и индивидуальное познание.


Тема 3. Технология приобретения умения познавать.

От наблюдательности – к самостоятельности. Тренинг адекватности восприятия, оперативности памяти, мобильности воображения, гибкости мышления.


3.Ученическая рефлексия опыта педагогической деятельности

Тема 1. Педагогическая и непедагогическая деятельность. Каждый человек – педагог. Разный опыт у разных людей. Искусство учить и воспитывать.

Тема 2. Опыт правильных педагогических решений. Делать то, что должно! Как по нотам! … хорошо ли это в педагогическом смысле. Правила, традиции, ритуалы, стереотипы – путь от учеников.

Тема 3. Опыт мудрых педагогических решений. Поиск и сомнения – труд души учителя. Любой урок – урок жизни! Идея, замысел, нестандартность, активность, надситуативность, импровизация – путь к ученикам.


4. Ознакомительная педагогическая практика

Тема 1. Школа – в прожекторе учителя будущего. Взгляд на школьную жизнь глазами современного учителя. Кого, чему и как учат в родной школе. Как влиять на школьников, как общаться с ними.

Тема 2. Учитель – под «микроскопом». Основы педагогической деятельности, педагогического общения, педагогической индивидуальности. Педагогические мелочи: педагогическая техника, педагогическая драматургия.

Тема 3. Ученики – «подсолнышки»! Образ ученика в литературе и искусстве. Школьник в трудах педагогов, психологов, писателей. Наблюдаем, взаимодействуем, играем, помогаем учиться и отдыхат


СИСТЕМАТИКА: От самопредставления к самоосознанию


Рефлексивное переосмысление опыта ученичества

Тема 1. Страницы ученичества. В школе прошлого, настоящего и будущего. Моя школа и «школа» школьной жизни.

Тема 2. Многознание. Как объять необъятное. Кто и как учит «чайников» и «гениев».

Тема 3. Сам себе учитель. «Учительский опыт» вчерашнего школьника. Самообразование и самовоспитание учителя.


2. Осознание себя как субъекта педагогического образования

Тема 1. Учитель в моей жизни. Человеческое и профессиональное во мне как учителе.

Тема 2. Смыслотворчество. Учитель, педагог, психолог и я – кем быть? Мой инетерес – к содержанию, методике обучения и воспитания или к ученикам?

Тема 3. Самоопределение. Моё будущее как педагога начинается сегодня. Педагогика – наука и практика: педагогическая литература и живой пример творчества в педагогической деятельности.


3. Проживание содержания педагогического образования в единстве эмоционального, абстрагированного, практического контекстов

Тема 1.Как созидается человек в школе. Познание секретов педагогического мастерства.

Тема 2. Мои педагогические обобщения. Педагогическое общение, педагогическая деятельность, я и мой творческий потенциал.

Тема 3. Педагогическая ситуация. Практическая педагогика. Педагогический конструктор учебно-воспитательного процесса. Театрализация школьной жизни.

КРЕАТИКА: От самоопределения к сморазвитию и самосовершенствованию


1. Актуализация и самореализация профессионально-творческого потенциала студента

Тема «Призвание»

Инсайт-осмысление своих творческих возможностей как педагога.

Тема 2. «Искусство учить … мыслить (по-новому)..»

Рефлексия своего стиля учительской деятельности. Моя школа мышления.

Тема 3. «Искусство сеять вечное, доброе, мудрое»

Формирование творческой компетенции воспитателя. Школа жизни для детей.

Тема 3.» Творческий поиск»

Формирование позиции педагога-исследователя. Идея, замысел, предположение, проект, педагогический эксперимент.

Тема 3. «Творческое поведение»

Обогащение опыта творческой деятельности. Проектирование своей творческой педагогической деятельности. Умение заинтриговать, сотрудничать, импровизировать, осуществлять свой стиль педагогической деятельности.

Тема 4. «Творческое саморазвитие

Рейтинг творчески значимых личностных качеств педагога. Творческое самоопределение. Самоуправление как самоактуализация и саморегуляция творческого состояния. Творческая самореализация.

Тема 5. Самосовершенствование педагога»

Путь к акмэ. Развитие творческого мышления педагога через ТРИЗ. Изучение опыта творческой деятельности учителей-новаторов. Творчество преподавателя, воспитателя.


Спецсеминар

Профессионально-творческая компетентность педагога начального образования

(разработки занятий)


Информационно-методическое обеспечение:

  • учебные пособия: Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2003; Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987; Кан-Калик В.А., Н.Д.Никандров. Педагогическое творчество. – М., 1993; Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М., 2005; Сластёнин В.А., Подымова Л С. .Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997; Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. – М., 1992.

  • монографии: Кашапов П.П. Психология творческого педагогического мышления. – М., 2003; Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. – М., 1988; Тутолмин А.В. Профессионально-творческая компетентность. – М., 2006; Тутолмин А.В. Становление профессионально-творческой компетентности педагога начального образования национальной школы. – М., 2006; Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога. – Глазов, 2007.

  • методические пособия и разработки: Лукъянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. – М., 2004; Митина Л.М., Ефимова Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя. – М., 2003;Коррекционно-обучающщие программы повышения уровня развития учителя /Под ред. Л.М.Митиной. – М., 2001.

  • мультимедийное пособие: Тутолмин А.В. Креативная педагогика и психология в схемах и таблицах. – Глазов, 2005.

  • Разработки курсов-практикумов: Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. – М., 1999; Тутолмин А.В. Педагогическая проницательность. – Глазов, 2003.



Занятие 1. Обзорно-ознакомительное.

Знакомство с членами проблемной группы.

Знакомство с особенностями работы спецсеминара: его научно-исследовательская направленность.

Ход занятия:

Интеллектуальная разминка: «Сканворд-головоломка, кроссворд – за 5 минут» ( Иллюшечкин В.И. Увлекательная педагогика. – М., 1996. – С.7, № 3).

Эмоциональный настрой: игра «Волшебное зеркало». Участники смотрятся в зеркальца и пытаются рассмотреть в себе:

  • свою первую учительницу;

  • самую добрую учительницу;

  • самую требовательную учительницу;

  • самую умную учительницу;

  • себя – какую?

Практикум: упражнение «Каждый – педагог». Каждый участник получает лист бумаги и делит его на четыре части. На ¼ листа нужно записать 10 вариантов ответов на вопрос: «Каким я хочу быть учителем?».

На второй ¼ листа – 10 вариантов ответов на вопрос: «Как обо мне как учителе отозвались бы мои учителя, близкие, друзья?»

Затем, сложив лист так, чтобы записи не были видны, участник передаёт его соседу слева. Тому нужно записать 10 ответов (столбиком) на вопрос: «Каким я вижу своего соседа как учителя- профессионала и человека?» Тоже самое делает затем сосед справа, после чего лист возвращается для индивидуального анализа и осознания себя как субъекта инновационного педагогического образования.

Семинариум: каждый семинарист, на основе изучения полученных данных о себе на» листе мнений» в результате предыдущего упражнения-игры «Каждый – педагог», в течение 15-20 минут письменно излагает в рабочей тетради свои размышления на тему: «Человеческое, профессиональное во мне как учителе».

Деловая игра: «Что делать, как быть?» Участники игры разыгрывают ситуацию из школьной жизни: например, учительница предлагает учащимся экскурсию в природу. Совместные размышления по-поводу конкретного места и времени неожиданно переросли в непримиримый спор отдельных групп школьников. Необходимо найти педагогически эффективное решение проблемы.

РЕЗЮМЕ: Обсуждение вопроса о роли учителя в жизни каждого человека способствует зарождению педагогического мышления будущего учителя.

Инсайт-идея о цели данного занятия. Участники высказывают свои версии.

(Тема занятия: «Каждый – учитель и педагог». Цель занятия: помочь каждому студенту осознать себя как субъекта педагогического образования.


Занятие 2. Смыслотворчество.

Интеллектуальная разминка: Педагогический кроссворд. Инструкция: Сосредоточив визуальное внимание на классную доску, где из листов А4 представлено «поле кроссворда» с ключевым словом- подсказкой, нужно быстро называть слова-версии ответов. Ведущий-преподаватель фиксирует правильные ответы-слова. (В.И.Илюшечкин. Увлекательная педагогика. – Краснодар, 1992. –С.18, № 1)

Эмоциональный настрой: игра «Детоводитель». Каждому участнику предоставляется возможность выбрать одно из направлений, представленных на классной доске:

  • направо пойдёшь – яблоко раздора найдёшь»;

  • налево пойдёшь – в потёмки души попадёшь;

  • прямо пойдёшь – в непролазные дебри познания попадёшь.

Студенты озвучивают свои впечатления-представления в виде интерпретации выбранного направления педагогической деятельности.

Практикум: упражнение «Поиск смысла». На классной доске шутливый афоризм: «Женишься…. А зачем? (или почему?)» Каждый студент, вслед за шутливым заданием житейского порядка, ассоциативно переносит вопросы: «зачем?» и «почему?» в плоскость своего профессионального выбора – учительствования.

В течение 5-7 минут в рабочих тетрадях студенты делают наброски плана участия в дискуссии на тему: «Мои педагогические интересы». Затем разыгрывается дискуссия по секциям: предметники, психологи, педагоги. Руководитель-преподаватель подводит итог.

Семинариум: Студентам предлагается продолжить фразу:

  • Я иду… ( например: в школу);

  • Я иду .. ( на урок);

  • Я иду (( к детям),

а затем построить убедительное, доказательство в пользу своего выбора. В рабочих тетрадях каждый студент готовит заметку в газету на тему: «О смысле труда учителя». После этого руководитель-преподаватель приглашает участников практикума выйти за кафедру и позиционировать свои идеи, отвечая на вопросы коллег-студентов.

Деловая игра: «Пресс-конференция». Группа выбирает двух-трёх студентов, которые будут выступать в роли победителей конкурса «Учитель года». Тема их пресс-конференции: «Объять необъятное». Задача «победителей» - поделиться секретами своего педагогического мастерства. Задача «журналистов» (других участников игры) – выяснить, может ли быть учитель-универсал, сочетающий в себе качества, отвечающие современным требованиям к профессионализму и квалификации педагога.

Итоги пресс-конференции комментируют «телеведущие» (участники игры) каналов РТР, НТВ, СТС и т.д.

РЕЗЮМЕ: В ходе обсуждения вопроса о смысле педагогического труда каждый студент принимает решение, что он будет делать для повышения качества своей профессиональной подготовки.

Инсайт-идея о цели занятия: Студенты высказывают свои соображения.

Цель занятия: поиск смысла и ценности педагогического труда.


Занятие 3. Самоопределение

Интеллектуальная разминка: Головоломка на сообразительность. Инструкция: Все слова-ответы начинаются с буквы «А» (См. В.И.Илюшечкин, Увлекательная педагогика. – Краснодар, 1992, С. 8, № 4). Ведущий-преподаватель отмечает правильные ответы.

Эмоциональный настрой: «Я обо всех, все – обо мне». Участники объединяются в микрогруппы и проводят консиллиум о педагогическом состоянии «пациента»( его потенциальных профессиональных возможностях, прошлом и будущем. «Диагноз» фиксируется в «Карте студента-пациента».

Одновременно с этим, сам студент-пациент наблюдает за работой педагогического консиллиума (из 3-4- человек) и даёт ёмкую характеристику («обзывалку»: клички, прозвища) каждому участнику разминки.

Практикум: упражнение «Посоветуемся». Каждый студент участвует в импровизированном полилоге со своими внутренними голосами (разыгрывают другие студенты):

  • подсознанием ( мечтатель);

  • сознанием (реалистом);

  • бессознательным (бунтарём);

  • сверхсознанием (критиком).

Предметом полилога будут антиномии: Педагогика – наука и практика; Школа, учитель и школьники – в художественной литературе, искусстве и в реальной современной жизни; Успешность и неуспешность педагогической деятельности; Стереотипы и творчество в педагогической деятельности.

Творческое домашнее задание: разработать свой сценарий данного упражнения; представить видеопрезентацию «в лмцах» (инсценировки).

Семинариум: Ведущий-преподаватель зачитывает фрагменты очерка: «За что Иван Грозный сына убил» с предварительной установкой для студентов: по ходу слушания представлять себя в ситуации «педагогической робинзонады», размышлять о том, какова та профессиональная дорожка, которая приведёт к успехам в учёбе и труде, а также – к счастью своему и окружающих – попутчиков на длинном жизненном пути учителя.

Деловая игра: «Сказка – ложь, да в ней намёк….».

Необходимо разыграть фрагмент сказки (например, «Буратино») в которых присутствует педагогический контекст. Каждый студент – сам себе режисёр, т.е. он может предложить просто инсценировать ту или иную ситуацию, описанную в его «Блокноте-сценарии». «Артисты» - студенты, тем не менее, могут разыграть-сымпровизировать сказочную ситуацию на современный лад.

РЕЗЮМЕ: В любом деле, прежде всего, надо определиться в том, Кто Я?… Что могу? … Что хочу?!

Инсайт-идея о цели занятия.

Цель занятия: Определить свой вектор будущей педагогической деятельности.


Занятие 4. Как созидается человек в школе

Интеллектуальная разминка: Педагогический кроссворд с ключевым словом-подсказкой. (В.И.Илюшечкин. Увлекательная педагогика. – Краснодар, 1992. – С.18, № 2.).

Эмоциональный настрой: игра «Контакт». Цель: моделирование условностей реальной школьной жизни. Формируются группы по 3 человека. Внутри каждой группы, в течение 5-7 минут устраивается конкурс юмористов (например, шутки, анекдоты, забавные истории, Ералаш); конкурс воспитательных игр (например, «Ладушки», «Сорока-белобока»).

Ведущий-преподаватель определяет команды-победители.

Затем все участники встают в круг. Кто не успел это сделать быстро, под руководством преподавателя-ведущего образуют жюри. Остальные, по команде (Гонг!), взявшись за руки, начинают двигаться по кругу. Каждый участник будет пытаться предложить всем остальным какие-либо забавные движения, позы, гримассы-маски и т.п., а жюри оценит: чьи примеры-манеры пользуются максимальным успехом. Это инициативные участники. Инициативных приглашают в цент круга, остальные образуют внешний круг. Так образовались две группы: Инициативы и Оппозиции.

Участники внутреннего круга, по-очереди говоря своим партнёрам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что … (звучат варианты экспресс-размышлений). В ответ участники внешнего круга говорят о различии друг от друг («Мы с тобой отличаемся тем, что…»).

Практикум: упражнение: «Педагогические мелочи». Педагогами-мастерами мечтают быть многие, а становятся мастерами своего дела далеко не каждый. Чаще всего «спотыкаются» в начале педагогического пути, там, где меньше всего ожидают, т.е. на мелочах.

Сложно, не имея должного педагогического опыта, избежать многих ошибок. Может именно потому, что к ним то как раз и не готовятся. Разве придёт кому-либо в голову при подготовке к уроку, а тем более – к первому уроку, думать о чём-то, кроме учебного материала, который нужно донести до учащихся! Давайте познакомимся с отдельными педагогическими мелочами, часто встречающимися в педагогической практике школы.

Первое знакомство учителя с учащимися.

В класс входит молодая учительница и после приветствия начинает своё знакомство с учащимися.

  • Белов, - начинает она глядя в журнал.

  • Волков.

  • Жирнов, продолжает она знакомство.

  • Не Жирнов, а Жирнов, - резко обрывает её ученик.

  • Почему ты кричишь?

  • А почему вы искажаете мою фамилию? Ударение ставится не на первом слоге, а на втором, - горячо объясняет мальчик.

  • Это не принципиально, - после паузы произносит учительница, - лучше бы сидел как следует.

  • Для кого не принципиально, а для меня вот принципиально, - вновь вскакмвает ученик, - лучше бы читать научилась, - переходит он уже на грубость.

  • Ты мне мешаешь вести урок, выйди из класса!

  • И не подумаю, - следует ответ Жирнова. – Сама начала, а теперь всё на меня сваливает…

Преподаватель-ведущий знакомит студентов с завязкой проблемной ситуации; кульминационный момент её разрешения и саму развязку ситуации предлагается разыграть экспромтом двум студентам из групп «Инициативы» и «Оппозиции».

Завершается упражнение рефлексией каждого студента о том, что мастерство учителя начинается, как это не странно, с педагогических мелочей.

Творческое домашнее задание: «Креативный СТЭМ». Вспомнить из своей школьной жизни ситуации, в которых педагогические мелочи, такие как например,.: использование учителем замечания, требования, просьбы и т.д., - помогали достигать воспитательного и образовательного эффекта. Записать сценарий репризы с педагогическим и антипедагогическим эффектом. Подготовить (отрепетировать с напарником( «завязку» репризы для разыгрывания экспромтом другими студентами версий разрешения данных проблемно-конфликтных ситуаций.

Семинариум: «Иллюстративное объяснение». Тема урока: «Край, в котором я живу» ( «Моя Республика»). Каждому студенту предлагается выступить с предложением о плане будущего занятия с использованием при этом аудиовизуального материала и учебно-методических наглядных пособий. (Например, каждая фраза, произносимая «студентом-учителем» сопровождается: включением диапроектора, магнитофона или видеомагнитофона. Кроме того учебная информация может демонстрироваться многоканально: через диапроектор, видеомагнитофон, компьютер, мультимедийный проектор).

Обсудив предложения участников семинариума, ведущий-преподаватель выбирает наиболее подготовленного студента для проведения фрагмента урока. Дебютант-учитель в течение 3-5 минут рассказывает о предложенной учебной теме, используемом иллюстративном материале. Остальные семинаристы высказывают свои пожелания.

Затем 2-3 студентам предоставляется набор рисунков, картин, плакатов, слайдов, диафильмов, видеофильмов, кино фрагментов, учебно-наглядные пособия об Удмуртии для проведения запланированного занятия.

После комментированной имитации уроков все участники высказывают свои впечатления.

Завершающим этапом упражнения будет инсайт-идея о том, что разнообразие источников информации создаёт ситуацию новизны и, несмотря на большую информационную насыщенность, такой урок учениками буде воспринят с интересом и оставит хорошее впечатление.

Деловая игра: «Индивидуальный стиль». Стиль поведения учителя должен быть индивидуальным. Мы сразу ощущаем скованность человека, когда он живёт по извне взятым моделям- образцам. Поэтому свой стиль во всём: и в одежде, и в делах, и в поступках – надо искать.

Студентам предлагается вспомнить свой положительный опыт, когда уверенность в себе приводило к успеху.

Затем - припомнить те случаи из жизни, когда следование чужим образцам приводило к обезличиванию себя, оказалось неуместным, неэффективным.

Участники делятся на тройки и поочерёдно приглашаются в виртуальную костюмерную. По ходу игры в каждой тройке каждый участник дважды побывает художником-модельером и один раз – моделью. (Задача художников-модельеров – придумывать костюм (головной убор) для модели и дать имя костюму (например, Белоснежка, Прекрасная няня, Домомучительница и т.п.) Затем нужно придумать и подготовить сценку для одной наиболее удачной модели в тройке, группе. Разыгрывается сценка-испровизация.

А теперь – конкурс! Группы-тройки студентов по очереди выходят и изображают свою сценку, остальные – зрители пытаются угадать персонаж и название костюма, вокруг которого разворачивается сюжет сценки.

В заключение предлагаются несколько вопросов для размышления:

  1. Как бы вы чувствовали себя, если бы жили в найденном образе?

  2. Пришёл ли кто-нибудь из вас к пересмотру своего стиля поведения и деятельности?

Надеемся, что некоторым участникам удалось прикоснуться к своему подлинному «Я».

РЕЗЮМЕ: Эффект школьного созидания Человека образованного и культурного во многом зависит от личности и профессионального мастерства учителя.

Инсайт-идея о теме и цели занятия.

Цель занятия: Знакомство с секретами педагогического мастерства.


Занятие 5. Коммуникативная компетентность учителя

Интеллектуальная разминка: Педагогический кроссворд с ключевым словом-подсказкой (Илюшечкин В.И. Занимательная педагогика.- Краснодар, 1992. – С. 19. № 3).

Эмоциональный настрой: Игра «Телеграф»

Студенты делятся на две-три группы. Участники группы берутся за руки. По команде ведущего-преподавателя передаётся «телеграмма» посредством пульсации пожатий руки партнёра и передачи её по кругу. Если ведущий посылает телеграмму вправо, то в результате он должен получить им же посланную телеграмму слева. Чем быстрее дойдёт телеграмма, тем выше невербальная коммуникативность и сплочённость группы.

Варианты телеграммы: - . - .. - … - …. - ….. ;

_ ….. _ …. _ … _ .. _ .;

_ _ . _ . _ _ _ … _ _ _ _ …. и т.д.


Практикум: Общение – ежедневный труд.

Студентам предлагается представить, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в это слово использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

(например: О – объединение, Б – близость, Щ - щедрость, Е – единение, Н – необходимость, И – искренность )

Студенты выполняют работу в тетрадях самостоятельно или в парах. Затем идёт обсуждение результатов микроисследования.

Семинариум: Коммуникативное творчество учителя.

Обычно люди (учителя) используют единственную сенсорную систему для установления контакта с людьми (детьми, учащимися). Однако, необходимо расширять спектр приёмов, для того чтобы установить контакт со всеми учениками ( с теми, кому нужно «видеть» то, что вы говорите; с теми, кому нужно слышать» вас; и с теми, кто хочет вас «чувствовать».

Семинаристы разбиваются на три проблемные группы: визуалов, аудиалов, кинестетиков. Ведущий-преподаватель раздаёт каждой группе таблички с нейрологическими и поведенческими индикаторами (=признаками), используемыми учениками и учителями.В течение 10-15 минут каждая группа размышляет о том, каким образом можно обогатить уроки с детьми при помощи визуальных, аудиальных, кинестетических средств обучения и воспитания? Что это за средства?

Затем идёт деловой разговор о том, каким образом можно установить контакт, как можно удержать внимание учеников. В процессе обсуждения ведущий-преподаватель приглашает за кафедру отдельных студентов, задаёт вопрос: все остальные следят за глазами студента – куда они обращаются за ответом.

Далее организуется шеринг на тему: «За что мы благодарим».

Домашнее задание: Завести книгу благодарности и внести туда список будущей благодарности окружающим.

Деловая игра: Коммуникативная готовность учителя.

Студенты получают бланки со списком и кратким описанием качеств, важных для межличностных отношений. Каждый в рабочей тетради производит ранжирование десяти качеств по своему усмотрению. Затем, в течение 5-7 минут идёт обсуждение в парах, в результате которого происходит уточнение индивидуальных ранжирований. После этого студенты разбиваются на 2-3- группы и, в течение 10-ти минут обсуждают, дискутируют, сорят по поводу самых важных (первые места, ранги) и несущественных качеств. Результаты коллективно-группового обсуждения, как и предыдущая работа в парах, заносится в рабочие тетради участников.

Ведущий-преподаватель приглашает «к барьеру» капитанов команд и открывает дискуссию, не вмешиваясь в её ход в течение 5-7- минут. Фокус-группа обеих команд может принимать в дискуссии самое активное участие. (Желательно ход дискуссии записывать на видео).

В завершение игры ведущий-преподаватель анализирует доминирующие качества у участников дискуссии, затем знакомит с эталонным ранжированием, оптимально способствующих качеств для обеспечения основных коммуникативных функций учителя: влияния (как формирования), организации (как побуждения) и передачи информации.

РЕЗЮМЕ: Одним из важнейших факторов профессиональной успешности труда учителя является его коммуникативная культура, включающая такие интегральные качества как: эмпатичность, рефлексивность, общительность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность.

Инсайт-идея: о теме и цели занятия.

Цель: Дать представление о некоторых секретах коммуникативного творчества.


Занятие 6. Коммуникативное творчество учителя

Интеллектуальная разминка: Головоломка на "А" (В.И. Илюшечкин. Занимательная педагогика. - С. 8, 4).

Эмоциональный настрой: Игра "Каверзные вопросы"

Студенты становятся в круг. По команде ведущего-преподавателя студенты, по кругу, задают партнёру слева каверзный вопрос конфликтного характера. Партнёр-собеседник пытается построить краткий ответ так, чтобы снять напряжение межличностного общения.

Затем он сам задаёт каверзный вопрос партнёру слева. И так по - кругу.

(Можно ускорить игровой цикл за счёт поочерёдного расположения в круге "инициаторов" и "оппозиционеров". Тогда вопросы задают " оппозиционеры").

Практикум: "Выигрышные отношения".

Мы можем влиять на людей и на их отношение к нам. Комплименты в отношениях: Разыгрывается сценка "волшебный стул". Затем студентами обсуждается вопрос о том, как чувствуют себя "практикантки", принимая комплименты, какие комплименты они предпочитают, а какие - беспокоят. Каждому участнику практикума предлагается, на сегодня, выдать 3 комплимента. При этом нужно обязательно обратить внимание на ракцию партнёра.

Активность в общении. Обсуждаем, какие действия отличают активного (например: первые здороваются, просят принять в игру и т.д.). Ведущий-преподаватель предлагает для выработки активности в общении, всем участникам попробовать себя в роли активного.

Запечатление в отношениях. Импритинг - это "зарубки" на память, вызывающие конкретную реакцию (например, вспомните запах свежеиспечённого хлеба … улыбку на лице любимого человека … вашу любимую песню … прикосновение друга). Улыбка, прикосновение, похвала - по ним мы узнаём каждого партнёра индивидуально, опытным путём.

Однако и со стороны детей существуют способы для получения о взрослых и учителей, младших и сверстников желаемой реакции: подразнить, поклянчить, "забыть" сделать то, что просил учитель. Кроме того, на успех в общении влияет то, как выполняются роли "говорящего" и "слушателя", использование словесного и бессловесного компонентов общения.

Упражнение: студенты делятся на тройки. Первый - говорящий, второй - слушатель, третий - наблюдатель. Задача говорящего - уговорить слушателя куда-то пойти (или рассказать о чём-либо). Слушатель слушает и реагирует. Наблюдатель следит за происходящим. Затем роли меняются.

(Можно поэкспериментировать: говорящему встать за спиной слушателя и "нашёптывать", т.е. менять топоному взаимодействия).

Семинариум. "Словесные действия".

Давайте поразмыслим и составим Таблицу простых словесных воздействий на:

- внимание (призыв "Будь внимателен, повышение голоса, стук ручкой по столу …);

- мышление (объяснять, отделываться …);

- память (узнавать, утверждать …);

- чувства (упрекать, ободрять …);

- воображение (удивлять, предупреждать …);

- волю (просить, приказывать …).

Знаете ли вы, что смысл слов может резко расходиться со смыслом бессознательно преследуемой целью. Например:

  • учитель приказывает фразой: "Таня, сейчас ты мне очень нравишься!";

  • просит: "Я поставлю вам тройку?",

  • узнаёт: "Вы откроете тетради, чтобы я проверила?"

Однообразие словесных действий приводит к тому, что например, девочка, а затем студентка, которая всегда упрекает, становится авторитарной учительницей, и даже мальчик, затем юноша-студент, который очень любит всех удивлять (или наоборот, критиковать), остаётся "односторонне развитым" учителем. Кроме того, однобоко развиваются и дети, невольно копирующие шаблоны речи учителя.

Давайте расширять гамму своих словесных воздействий. Выполним следующее упражнение: "Контекстное влияние"

"Будете списывать завтра на контрольной - шпаргалки отберу, и двоек не миновать!" Задание: Произнесите эту фразу, используя различные словесные действия:

- вы хотите избежать этого и предупреждаете учеников;

- вы абсолютно уверены, что так оно и будет, и утверждаете это;

- вы всегда разрешали пользоваться шпаргалками, но на контрольную к вам придёт завуч, и вы этим удивляете учащихся;

- вы объясняете это ученикам, ещё не знающим, что у вас списать невозможно;

- вы упрекаете Иванова, Петрова, Сидорова, которые накануне контрольной в "открытую" готовят "бомбы".

Инсай-идея! Речь учителя может и должна быть разнообразной по интонации и контексту.

Деловая игра: "Угол зрения".

Играют три студента, каждый из которых в игре может пользоваться только одним словесным воздействием. Начинается игра, например, на тему: Третий лишний?! От участников требуется придерживаться в сценке единственно заданного словесного действия, куда бы ни повернул ход беседы, и что бы ни происходило вокруг. Для этого играющим нужно воспринимать ситуацию всегда под одним углом зрения.

Образец: Татьяна (всегда узнающая - Светлане):

- Ты сегодня позвонишь Ивановой?

Андрей (всегда упрекающий - Татьяне):

- Что ты пристала к ней. Она уже устала.

Светлана (всегда приказывающая - Андрею):

- Отойди от нас!

Андрей (всегда упрекающий - Светлане):

- И это ты говоришь мне?

Светлана (всегда приказывающая - Татьяне):

- Повтори!

Татьяна (всегда узнающая - Андрею):

- Ты не отойдёшь от нас?

РЕЗЮМЕ: В педагогическом общении слово важно не только само по себе (как носитель смысла), но и как инструмент влияния на учащихся. В отличие от бытового, обыденного общения учитель должен, воздействуя на детей словами, реализовывать сознательную постановку задач воздействия: на волю, воображение и т.д.

Инсайт-идея о теме и цели занятия.

(Тема: Секреты педагогического общения

Цель: Познакомить и отработать приёмы словесного влияния на отдельные "отделы психики" учащихся).


Занятие 7. Конфликтология в труде учителя

Интеллектуальная разминка: "Умозаключения" (Л.М.Митина, Н.С.Ефимова. Интеллектуальная гибкость. - М., 2003. - С. 99. (1-5).

Эмоциональный настрой: "Совместимость"

Все участники становятся в круг. Ведущий-преподаватель приглашает кого-либо из участников и предлагает ему последовательно подходить к каждому, стать спиной к спине, не касаясь. Ведущий проводит рукой сверху-вниз в промежутке между спинами.

Комментарий: У идеальных партнёров по общению обычно после движения руки спины как бы притягиваются. У конфликтогенов - наоборот, спины могут отталкиваться.

Практикум: "Конфликтогены" Конфликтогенами называют любые слова, действия (или бездействия), приводящие к конфликту. Конфликтогенная неряшливость в общении: например, в автобусе, метро; запанибратство в общественных местах, зачастую, становится источником конфликтогенов.

Представьте себе ситуацию: В Японии при переполненном метро, специальные служащие буквально впихивают людей "как сельдь в бочку" в подошедшую электричку.

Давайте разделимся на две группы: одна разыграет сценку общения при ситуации давки в автобусе "у нас"; другая - подобную сценку в японском метро.

А теперь, давайте разберёмся, почему в подобных ситуациях у одних всё сводится к хамству, у других - к временному неудобству.

А сейчас, каждому из участников предлагается выразительно прочитать миниатюры из книжки . . ….. "Учитель в зеркале психологии".

После чтений зададимся вопросом, как же уберечь себя от ссор, конфликтов? Есть довольно простое и эффективное средство, как избежать ссор. Очень многие ссоры разгораются, словно костёр, из-за взаимных обвинений: "Ты не умеешь себя вести", "Ты всегда так груб", "Ты вечно ничего не понимаешь". Лучше вместо таких фраз почаще делать сообщения, которые не касаются партнёра, а сообщают ему о вашем состоянии (например: "Мне становится тяжело, когда я вижу такое твоё поведение. Я чувствую, как у меня сжимается всё внутри, когда я слышу эти слова"). Такие высказывания не задевают партнёра, и вместе с тем, дают представление о том, что происходит с вами.

Таким образом, партнёр не озлобляется, а имеет возможность спокойно исправить положение, если видит, что зашёл далеко в своих действиях и словах.

Попробуем потренироваться в применении "Я высказываний". Предлагаем вам разделиться на тройки. В каждой тройке вам предстоит подготовить и разыграть короткий спектакль из двух актов:

В первом вы разыгрываете конфликт, выражаемый в "Ты высказываниях" (например: "Ты - мерзавец, дрянь, поганец! …") - (А ты - бездельница, паразитка! …").

Во втором акте представляется тот же конфликт, выраженный в "Я - высказываниях" ("Когда ты кричишь, я с ужасом думаю о том, что станет со мной дальше; Я мучаюсь всякий раз, когда думаю о том, что мне опять предстоит всё убирать за всеми").

Итак, пожалуйста, один участник из каждой тройки будет режиссером- постановщиком, а остальные два - будут разыгрывать спектакль.

В заключение практикума предлагаем вам теперь пользоваться этим волшебным способом в своей жизни, и вы убедитесь, насколько это лучше, чем предъявлять друг другу бесконечные претензии и обвинения, которые убивают хорошие, тёплые отношения между людьми.

Семинариум: "Захреначим! …"Обыденное сознание в ситуации конфликта руководствуется установкой: На каждый конфликтоген в наш адрес мы должны ответить более сильным конфликтогеном, так как:

1. В конфликте нужно одержать победу над противником (например ситуация, когда студентка делает замечание преподавателю на то, что он на доске неправильно записал слово "аккомпенемент" (аккомпанимент), на что преподаватель "прочёл нравоучение" студентке о проверочных словах, приведя в свой аргумент сказуемое "аккомпанировать". Однако, тем самым, он не только усугубил назревающий конфликт, но и расписался в своей безграмотности).

2.Эмоции надо выплёскивать (например, ситуации с прямо противоположным вектором. 1. Некомпетентный педагог-музыкант при слушании игры на музыкальном инструменте своего ученика постоянно дёргается сам, и "дёргает" учащегося при каждой неточности исполнения. 2. Маститый дирижёр оркестра только после репетиционного исполнения оркестром произведения делает скрупулёзный анализ недочётов отдельных исполнителей партий)

Давайте попробуем определиться с основными типами и разновидностями конфликтогенов, наиболее часто встречающиеся в школьной практике. Поработаем в парах. Первая - четвёртая пары составляют конфликтогены превосходства. Вторая - пятая - конфликтогены агрессивности. Третья - шестая - конфликтогены эгоизма (

Теперь, пользуясь знаниями о конфликтогенах, проанализируйте следующую педагогическую ситуацию:

В младших классах дети готовятся к празднику. Учительница с ними обсуждает, как лучше украсить класс. И вдруг маленький Вовочка предлагает:

- А по всему потолку, Марья Петровна, давайте захреначим широкую жёлтую ленту!

Возмущённая учительница ведёт его, плачущего, к директору.

Вы представляете, Василий Прокопьевич, что мне этот маленький хулиган сейчас сказал!

_ Ну и что он сказал?

- Да вот прямо при всём классе: "Давайте, - говорит, - Марья Петровна, захреначим по всему потолку жёлтую ленту!"

-И что вы так расстроились, Марья Петровна!? Не нравится жёлтая, захреначьте красную!"

Для закрепления знания о конфликтогенах, познакомьтесь со стенограммой урока химии в одном из московских классов (на раздаточных листах). Выявите все конфликтогены, фигурирующие во фрагменте урока (См. Сергеев И.С. Там же. - С. 97)

Проанализировав фрагмент урока, пусть "Группа Инициатива" попытается дать ответ на вопрос: Откуда ученики берут стратегию поведения в конфликте? А "Группа Оппозиция" - какой раздел урока выступает "конфликтогенной зоной"

(Ответ: У самого учителя. Контроль и оценивание знаний учащихся).

Деловая игра: "Узнай себя"

Студенты кратко (одним-двумя абзацами) обрисовывают в письменной форме способ поведения и общения в группе (на факультете) различных преподавателей (студентов), не называя при этом их по именам и отчествам. Листочки с такими "характеристиками", без подписи составителя, собираются в колоду и перемешиваются. Затем "записки" зачитываются. Участники пытаются узнать персонажей или самих себя.

Резюме: Общение, как и любая деятельность, подразумевает ваше участие в нём. Здесь нельзя быть просто зрителем. Внимательно слушайте. Можете подпевать! (исполняется песня: "Изгиб гитары жёлтой… ").

Инсайт - идея о теме и цели занятия!?

(Тема: "Проблемы взаимопонимания".

Цель: Организовать игровой тренинг бесконфликтного взаимодействия.)

Задание на дом: Найти методы профилактики и разрешения конфликтов).


Список литературы:

1. Краткий педагогический словарь: уч. справочное пособие / Г.А.Андреев, Г.С. Вяликова, И.А. Тотькова. - М.: В.Секачёв, 2005.

2.  Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. Питер, 2004. - С. 92-95

3. Тутолмин А.В. Профессионально-творческая компетентность педагога начального образования: методологические аспекты [Текст]: монография /А.В.Тутолмин. - М: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А.Шолохова, 2006. – 112 с.

4. Тутолмин А.В. Становление профессионально-творческой компетентности педагога начального образования национальной школы: теория и практика [Текст]: монография / А.В. Тутолмин. - М: МГОПУ им. Шолохова. 2006. – 112 с.

5. Тутолмин А.В. Формирование профессионально – творческой компетентности студента-педагога: методика и анализ эксперимента [Текст]: / А.В. Тутолмин. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко, 2006. – 250 с.






Методическая разработка: "Программно-методическое обеспечение развития профессионально-творческой компетентности педагога начального образования"
  • Директору-завучу
Описание:

Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущего учителя ориентирован на формирование и развитие у студента-педагога творческой готовности и соответствующей дидактической подготовленности, отражает современное представление о нормах и ценностях профессиональной деятельности учителя. Однако желание идти по пути творчества в собственной педагогической деятельности наталкиваются на отсутствие опыта творческой педагогической работы.

 

Одной из задач педагогического образования, ориентированного на формирование и развитие профессиональных компетенций будущего учителя, становится пересмотр профессионального мировоззрения и приобретение нового образовательного опыта, творческого поведения, развития творчески значимых личностных качеств. Решению этой задачи будет разработка такой образовательной программы, которая способствовала бы созданию творчески развивающего образовательного пространства, нгасыщенного инновационными идеями и технологиями, организованного так, чтобы содействовать творческому саморазвитию студента-педагога.

Автор тутолмин Александр Викторович
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 705
Номер материала 33898
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓