Главная / Классному руководителю / Методическая разработка "Профилактика нарушений осанки"

Методическая разработка "Профилактика нарушений осанки"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бабкинская средняя общеобразовательная школа










Номинация : разработка комплексов игр,упражнений,тренингов,бесед,классных часов компенсирующих учебное утомление.




«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»





Выполнила:

Уткина Н.В.,

педагог – валеолог.




с. Бабка 2006 г.

Пояснительная записка


Здоровье подрастающего человека-это проблема как социальная, так и нравственная. Ребёнок сам должен быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья-это, прежде всего процесс социализации.

Согласно статистике, заболеваемость детей в образовательных учреждениях возросла за последние 5 лет в 2,5 раза.

К числу школьных факторов риска относятся: стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса несоответствие методик и технологий обучения возростным и функциональным возможностям школьников, преждевременное начало дошкольного систематического обучения, несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса и другие.

Сила влияния школьных факторов риска усугубляется тем, что они действуют комплексно и системно, а также длительно и непрерывно.

Анализируя заболеваемость учащихся нашей школы, мы выделили две ведущие формы имеющейся патологии.

К ним относятся: 2001г

Нарушение опорно-двигательного аппарата 44,8%

Нервные заболевания 11,8%

Наряду с наследственной предрасположенностью нарушениям способствуют такие факторы риска, как несоблюдение гигиенических норм - несоответствие размера школьной мебели росту учащихся и связанная с этим неправильная поза во время учебных занятий. Среди функциональных отклонений - это нарушения осанки, среди хронических болезней – плоскостопие, сколиоз, кифоз, лордоз, остеохондроз.

На формирование костно-мышечной системы негативно влияют не только несоответствие размеров школьной мебели росту учащихся, но и чрезмерный вес портфелей и ранцев с учебниками, низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточный вес, а также несформированные двигательные навыки, такие, как осанка, походка, посадка за столом (партой) положение тела во время сна, которые способствуют развитию не только заболеваний костно-мышечной системы, но и внутренних органов и систем.

Большинство детей и подростков недостаточно информированы о значении и последствиях нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата. Важную роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата может сыграть обучение школьников тому, как следует стоять, ходить, лежать во время сна. Нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата являются причинами снижения работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.

В настоящее время мы ведём постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях школы

Представленные комплексы физических упражнений, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.













Цель:


Воспитание у учащихся сознательного отношения

к выполнению правил сохранения осанки.


Задачи:


1.Определить состояние здоровья каждого ученика (раннее выявление отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата).



2.Познакомить учащихся с понятием осанки, признаками правильной осанки и значением её для здоровья.



3.Сформировать у учащихся умения и навыки, ориентированные на сохранение правильной осанки.










Одним из необходимых условий нормального развития костно-мышечной системы является правильная осанка. Кроме того, правильная осанка делает фигуру человека стройной и красивой.

Осанка - это навык, то есть определённый комплекс условных рефлексов, обеспечивающий сохранение привычного положения тела в пространстве. Это положение может быть правильным (хорошая осанка) или неправильным (плохая осанка).

Признаки правильной осанки:

1.Непринуждённо, свободно и прямо держать голову и корпус.

2.Плечи на одном уровне, слегка опущены и отведены назад

3.Живот подтянут.

4.Колени выпрямлены.

5.Грудь несколько выступает вперёд.

Признаки неправильной осанки:

1.Неровный уровень плеч и лопаток.

2.Неравное расстояние от позвоночника до лопаток.

3.Чрезмерный наклон головы вперёд

4.Согнутая (круглая) спина.

Формирование осанки у школьников связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учётом возрастных особенностей развития учащихся. Обучение правильной осанке в 1-5 классах направлено на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний однообразных поз и мало подвижного режима, характерного для учебного труда.

Двигательный режим школьника является обязательной составной частью общего распорядка дня

Распорядок дня и двигательный режим для учащихся, разрабатывается в первую очередь учителем класса

Утренняя гимнастика, как и все физические упражнения укрепляет здоровье школьника, повышает сопротивляемость организма к заразным и простудным заболеваниям содействует воспитанию правильной осанки.

Упражнения для формирования осанки включаются в комплексы утренней гигиенической гимнастики, гимнастики до уроков, физкультурных пауз, физкультурных минуток во время приготовления уроков, а также в уроки физической культуры









































Физические упражнения и игры для формирования правильной осанки


  1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.

  2. «Военный на параде». Вытягивать руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытянув носок вперед и ставя ногу на всю ступню.

  3. «Сядьте по – турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.

  4. «Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.

  5. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не открывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и.п. положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.

  6. Игра – состязание «Перетяни палку». Сесть по-турецки, прислониться друг к другу спинами. В вытянутых вверх руках держать палку. Наклоняясь вперед стараться перетягивать палку в свою сторону. Все это время смотреть на палку.

  7. Игра - состязание «Испугавшиеся лошади». Стать спинами друг к другу, взяться за одну и ту же палку и сделать один шаг вперед, плечи при этом опустить вниз, в спину выгнуть дугой. По сигналу тянуть друг друга в противоположные стороны.

  8. Игра-состязание «С мешком на спине». Наклониться вперед, положить на спину мешок с песком или горохом и развести руки в стороны. По сигналу идти вперед до обозначенной черты и назад. Победит тот, кто не даст мешочку упасть со спины.

Упражнения для укрепления «мышечного корсета»


Эти упражнения применяются с целью развития силы и статической выносливости мышечных групп, которые обеспечивают функцию прямостояния (мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и мышечных групп, не имеющих ведущей роли в сохранении прямостояния (мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи). Упражнения для укрепления «мышечного корсета» целесообразно выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами, резиновыми бинтами.


Упражнения для мышц шеи


1.Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

2.Медленные повороты головы в стороны, руки над головой кисти сцеплены.

3.Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.

4.Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед - отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивление рук.


Упражнения для плечевого пояса


1.Руки вперед (закруглены), кисти касаются друг друга. Отвести левую руку в сторону, правую верх. Предельно прогнуться назад и посмотреть на кисть правой руки; то же, меняя положение рук.

2.Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть верх, предельно прогнуться в трудной части позвоночника; то же с поворотами головы вправо и влево (смотреть на кисти).

3.Круговые движения плечами.


Упражнения для туловища


1.В упоре стоя на коленях поворот туловища направо (налево), отводя правую (левую) руку в сторону до отказа.

2.Повороты туловища в стороны, стоя на коленях, руки в стороны, к плечам, вверх, на пояс; то же, сидя ноги скрестно.

3.В упоре лежа на бедрах прогибание туловища назад.

4.Лежа на бедрах прогнуться, руки вверх, ноги отвести назад («рыбка»).

5.Лежа на спине расслабиться, согнуть ноги и сгруппироваться.

6.Лежа на спине, руки за голову, полностью расслабиться; затем напрячь мышцы всего тела, руки вверх (поясничная часть туловища не должна касаться пола).

7.Лежа на животе, руки вдоль туловища (супинированы), расслабиться; затем, медленно напрягаясь, отвести ноги назад, руки вверх, голова поднята

(«лодочка»).


Упражнения для ног


1.Медленное присоединение, руки за голову (вверх, в стороны); то же в стойке с сомкнутыми носками.

2.Глубокие пружинящие приседания из стойки на носках, ноги врозь.

3.Из стойки на коленях, руки на пояс, встать в основную стойку и опуститься на колени, сохраняя вертикальное положение туловища.

4.Приседание, касаясь руками пяток.

5.Стойка ноги врозь, руки на пояс. Поворот кругом в стойку, скрестив ноги; сесть колени врозь; с поворотом кругом встать в исходное положение.





Комплекс № 1

Корригирующей гимнастики при сколиозах начальной степени.






1.




2.




3.





4.



5.


6.




7.


8.

У зеркала




Стоя у стены




Стоя у стены





Стоя у стены



Стоя у стены


Дыхательное упражнение

Лёжа на животе, ноги вытянуты, руки к подбородку

то же, руки к плечам

То же, руки к подбородку



То же, руки вытянутые

вперёд



То же, руки вытянуты

вперёд в руках мяч




Лёжа на спине, правая рука на груди, левая на животе, ноги

ноги согнуты в коленях




Лёжа на спине, руки за голову





Сидя, руки вверх

Смотреть на пальцы рук


Лёжа на спине, руки за голову, правая нога согнута к животу, левая приподнята от пола.

Основная стойка



Лёжа на спине, отдых

Проверить осанку: лопатки сведены, плечи развести, голову прямо.


Проверка осанки: у стенки касаться пятками, лопатками, ягодицами.


Приседание, скользя спиной по стенке.

Ходьба на носках, палка на лопатках, ходьба на носках палку вверх.

1-2 палку вверх - вдох, 3-4 палку опуская - выдох


Самовытяжение. Подтянуться руками вперёд, ногами назад на 8 счетов


На 1-2-3 отведение локтей назад до сведения лопаток, 4- вернуться в И.П.


Поочерёдное поднимание ног невысоко от пола 1-4 счета каждой ногой


1-4 одновременное поднимание рук с поочерёдным подниманием прямых ног


Разведение прямых рук в стороны с передачей мяча за спиной (руки прямые) на 1-6 счетов.


Также на 1-6 вернутся в И.П.


Спокойное глубокое дыхание, 1-2 вдох поднимать живот и грудную клетку. 3-4-выдох, втягивая живот и грудь.

1-2-3 поочерёдное поднимание прямых ног высоко от пола. Голову приподнять, посмотреть на поднятую ногу (носки на себя) 4-И.П.


1-6 медленно опускаясь, лечь на спину и на 1-6 вставая, сесть руки вверх.


Смена положения ног «пистолет» на1-3 счёта каждой ногой.





Проверка осанки у стенки, касаться пятками лопатками, ягодицами.


20-30секунд



до 30 секунд с 3 х- раз


от 1-3-х мин. каждой ходьбой.

2-3 раза

с 3-х раз


с 3-х раз




с 3 - х раз



с 3-х раз каждой

ногой

с 3-х раз


применять через

каждые

2 упражнения 2-3 раза.

с 3-х раз. каждой ногой.



с 3-х раз.






с 3-х раз










см. №1.



п-п

Исходное положение

Выполнение упражнений

Дозировка

1.

2.


3.


4.

5.


6.



7.



8.



9.



10.




11.



12.



13.



14.



15.


16.



17.



18.

Стоя у зеркала

Стоя у стены


,,


,,

Лёжа на животе, в руках палка.

Руки с палкой вытянутые



Палка за спиной



,,



Сидя в упоре руки сзади.



Сидя, в упоре руки вверх руках палка



Лежа на спине, ноги приподнять невысоко от пола, руки за голову.

Лежа на спине, руки вдоль туловища.


Лежа на спине, руки согнуты за голову, ноги согнуты в коленях.

Лежа на боку, другая рука вдоль туловища, ноги вытянуты.

То же лежа на другом боку.

Стоять на четвереньках, ладони внутрь, руки шире плеч

Стоя на четвереньках, ладони внутрь, руки шире плеч.

Стоя у зеркала

Проверить осанку (лопатки сведены)

Приседание, скользя спиной по стенке, руки вверх

Ходьба на носках, палка на лопатках


Ходьба на носках – палку вверх

Самовытяжение на 8 счетов, вытягивая руки вперед

1 –поднять руки с палкой

2-палку над головой

3-4 исходное положение-выдох

1-2 отвести палку назад «вожжи» (свести лопатки), 3- держать, 4-исх. положение

Поочередное поднимание ног невысоко от пола с отведением палки назад

1-2 поочередное поднимание ног, невысоко от пола с отведением палки назад


От 1 до 10 медленно лечь на спину, опуская палку и медленно подняться, сесть

Имитация работы ног при (кроле) смотреть на палку


1-2 руки вверх – вытянуться - вдох, 3-4 колени к животу, прижимая палкой - выдох

1-2 поочередное выпрямление прямых ног и « пистолет»


1-2 поднимание руки вверх с касанием головы, ноги поднять в «угол» вверх, 3 –держать, 4-отдых



1-2 медленно, сгибая руки, грудью коснуться пола, вытягивая голову вперёд, 3-4 исходное положение.

1-2-3 вытягивая спину, сесть на пятки 4- И. П. «Кошечка»


проверить осанку см. №1

30 сек.

С 3-х раз


От 1до 3-х мин.

С 1-3-х мин.


С 3-х раз.


С 3-х раз



С 3-х раз


С 3-х раз



С 3-х раз




С 3-х раз


С 3-х раз



Дыхательные упражнения 2-3 раза


С 3-х раз



4-6 раз



С 3-раз


С 3-раз




,,


30 секунд


Комплекс №2

Корригирующей гимнастики для занятий дома

Комплекс № 3

корригирующей гимнастики при сколиозах I-II степени.

п-п

Исходное положение

Выполнение упражнений

Дозировка

1.

2

3.




4.


5.




6.



7.


8.


9.


10.



11.

12.


13.

.


14



15.





!6.


17.

18.


19.


21.

Основная стойка

Основная стойка

,, ,, ,,




,, ,, ,,


Стоя руки опущены, в руках палка



Стоя палка на лопатках



Стоя палка на лопатках


Стоя палку вниз


Стоя, палка за спиной


Лежа на животе



То же

Лежа на животе, руки в стороны с гантелями

Лежа на животе, руки согнуты у подбородка, гантели к ногам

Лежа на спине, руки вдоль туловища


Лежа на спине, руки за голову, правая нога согнута к животу, левая приподнята над полом с гантелями

Сидя, руки на пояс


Повторить упр. №. 13

Упор лежа


Стоя, руки на пояс


Корригирующая поза для отдыха

Контроль у зеркала

Приседания у стены

Ходьба на носках, пятках, палка на лопатках вытянувшись (живот подтянуть)

Ходьба на носках (смотреть на палку)

1-2 палку вверх - вдох, смотреть на палку

3-4 выдох, исходное положение

1-2 наклона вперед, голову не опускать, 3-4 исходное положение

Приседание, спину держать прямо, смотреть на палку

1-2 палку вперед - вдох

3-4 опуская - выдох

Отведение палки за спиной (лопатки свести)

Вытяжение, активно напрягая все мышцы. Считать до 10.

«Имитация «брасса»

«Крылышки» до сведения лопаток, голову приподнять

Поочередное поднимание прямых ног невысоко от пола

1-2 руки вверх - вдох;

3-4 возвращение в исходное положение-выдох

«Пистолет», смена положения ног медленно, спину плотно прижать к полу

Поочередное поднимание ног «угол»

Дыхательное упражнение

Сгибание рук в локтях до касания грудью пола

1-2 отводя локти назад - вдох

3-4 исходное положение-выдох: все мышцы расслабить

30 секунд

С 3-х раз




От 1 до 3-х мин.

От 1 до 3-х мин.




С 3-х раз



С3-х раз



С 3-х раз

,,


,,


,,


,,


,,



С 3-х раз каждой ногой



2-3 раза



С 3-х раз каждой

С 3-х раз каждой

ногой


С 3-х раз




2-3 раза

Результаты работы


В течение пяти лет, работая по программе «Здоровье» мы отслеживали результаты медицинских осмотров по ведущей патологии нарушения опорно - двигательного аппарата.

Комплекс лечебно – оздоровительных мероприятий проводили с учетом состояния здоровья каждого ученика:

-физиолечение в школьном кабинете аппаратом «Полюс-2Д» (низкочастотный магнит);

-лечебная физкультура организована в группах здоровья:

1)нарушение осанки;

2)плоскостопие.

-введен III час урока физкультуры;

-учебный процесс в школе начинается каждый день с утренней гимнастики;

-два раза в год осуществляется контроль за подборкой и расстановкой мебели в соответствии с ростом учащихся;

-созданы условия для организации двигательного режима учащихся. Каждую перемену с ребятами занимается педагог – валеолог ЦДТ «Мечта», который подводит подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки;

-организовано сбалансированное питание учащихся по солевому составу, обогащенное витаминами, кальцием;

-все учащиеся школы посещают спортивные секции по волейболу, баскетболу, хоккею и другие.

Большую роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся играют учителя, классные руководители, проводя уроки с позиций здоровьесбережения, беседы, лекции по здоровью, комплексы физкультминуток и другие оздоровительные мероприятия.

Большую роль играет валеологизация образовательного процесса:

-факультатив «Валеология и психология подростка»;

- кружок «Я и моё здоровье».

hello_html_m7235d77e.gif

Методическая разработка "Профилактика нарушений осанки"
  • Классному руководителю
Описание:

Пояснительная записка

 

Здоровье подрастающего человека-это проблема как социальная, так и нравственная. Ребёнок сам должен быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья-это, прежде всего процесс социализации.

Согласно статистике, заболеваемость детей в образовательных учреждениях возросла за последние 5 лет в 2,5 раза.

К числу школьных факторов риска относятся: стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса несоответствие методик и технологий обучения возростным и функциональным возможностям школьников, преждевременное начало дошкольного систематического обучения, несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса и другие.

Сила влияния школьных факторов риска усугубляется тем, что они действуют комплексно и системно, а также длительно и непрерывно.

Анализируя заболеваемость учащихся нашей школы, мы выделили две ведущие формы имеющейся патологии.

К ним относятся:                                                                               2001г 

Нарушение опорно-двигательного аппарата                                   44,8%

Нервные заболевания                                                                         11,8%

Наряду с наследственной предрасположенностью нарушениям способствуют такие факторы риска, как несоблюдение гигиенических норм - несоответствие размера школьной мебели росту учащихся и связанная с этим неправильная поза во время учебных занятий. Среди функциональных отклонений - это нарушения осанки, среди хронических болезней – плоскостопие, сколиоз, кифоз, лордоз, остеохондроз.

На формирование костно-мышечной системы негативно влияют не только несоответствие размеров школьной мебели росту учащихся, но и чрезмерный вес портфелей и ранцев с учебниками, низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточный вес, а также несформированные двигательные навыки, такие, как осанка, походка, посадка за столом (партой) положение тела во время сна, которые способствуют развитию не только заболеваний костно-мышечной системы, но и внутренних органов и систем.

Большинство детей и подростков недостаточно информированы о значении и последствиях нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата. Важную роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата может сыграть обучение школьников тому, как следует стоять, ходить, лежать во время сна. Нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата являются причинами снижения работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.

В настоящее время мы ведём постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях школы

Представленные комплексы физических упражнений, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.

 

 

 

Автор Уткина Наталья Валентиновна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 595
Номер материала 52907
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓