Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка "Обучение сжатому изложению" (9класс)

Методическая разработка "Обучение сжатому изложению" (9класс)





Методическая разработка урока



«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»





















Выполнила учитель

русского языка и литературы

Буцкова Светлана Анатольевна.


Москва. 2015 год.




Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.


Задачи:

Образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;

  • отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;

  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 

  • работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному русскому языку;

  • формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, устный опрос.



Оборудование к уроку: презентация, аудиозапись текста изложения.


Конспект урока:

  1. Организационный момент.

Цель: психологически настроить уча­щихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.


  1. Сообщение цели и задач предстоящей работы.

Цель: дать учащимся подробные реко­мендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого изложения — развитие рече­вых способностей учащихся на примере публицистического текста.





Слово учителя:

ГИА по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения.

Фронтальный опрос учащихся.

Беседа по вопросам:

1.Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации)

(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

2.Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)

3.Что такое микротема?

(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)

Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них? Что значит «сжать текст»?

(Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений )

Какие приемы сжатия текста вам знакомы?

Повторение теоретического материала.

1. На слайде мультимедийной презентации появляются приемы сжатия текста. Обращается внимание на те пункты, о которых обучающиеся не вспомнили (памятки раздаются уч-ся).

1. Исключение

  • вводных слов;

  • однородных членов предложения;

  • повторов;

  • однотипных примеров;

  • риторических вопросов и восклицаний;

  • цитат;

  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

  • пояснений;

  • рассуждений;

  • описаний;

  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.



2. Обобщение или объединение

  • ряда предложений, связанных одной мыслью;

  • частей предложений;

  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

  • ряда предложений, связанных одной мыслью;

  • частей предложений;

  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

  1. Замена

  • однородных членов обобщающим словом;

  • сложного предложения – простым;

  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

  • прямой речи – косвенной;

  • части текста одним предложением;

  • части предложения местоимением и т.д..



- Вспомним алгоритм написания сжатого изложения:

  1. прослушать текст, определить тему текста (о чем текст);

  2. сформулируйте основную мысль текста (чему учит текст, ради чего написан);

  3. разбить текст на части, составить план текста;

  4. определить микротему каждой части;

  5. найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию;

  6. подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить;

  7. обдумать средства связи между частями;

  8. записать получившийся (сжатый) текст.



Первое прослушивание текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).


Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это  не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро  в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становясь всё выше, а человек, их центр,  мудрее.

( По Д.С.Лихачёву). 157 слов. 



1). Определите тему. Ответьте на вопрос: «О чём текст?» (по ключевым словам).

О проявлении добра ,соучастия и сострадания к окружающим тебя людям.

2). Определите основную мысль. Ответьте на вопросы: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?»

Человек должен уметь проявлять добро и сострадание к окружающим его людям, чтобы не потерять свое человеческое достоинство.


3). Определите стиль текста (коммуникативная задача) и тип речи (структура текста). Ответьте на вопрос: «Какую коммуникативную задачу решал автор текста?». Определите структуру текста.

Автор решает следующую коммуникативную задачу: рассуждая о нравственных ценностях, автор призывает читателей увеличивать добро в окружающем мире – в этом заключается самая большая цель жизни.

Данный текст - рассуждение, так как соответствует структуре: тезис - доказательства - вывод. Следовательно, данный текст относится к публицистическому стилю.



Второе прослушивание текста.

1. Разделите текст на абзацы и определите микротемы. При прослушивании обратите внимание на большие интонационные паузы.

2. Составьте план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их (по композиционной структуре).

Результаты совместной работы учителя с классом.

( определение границ абзацев, формулировка микротем)


Абзацы

Микротемы

1.Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это  не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.


Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – выражение человеческой сущности, показатель культуры, результат большой внутренней работы.


2.Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.


Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.


3. Увеличивать добро  в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становясь всё выше, а человек, их центр,  мудрее.


Увеличивать добро  в окружающем нас мире – это самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.





3.Работа с текстом. Ответьте на вопросы: «Какие части текста являются основными?», «Какие способы сжатия текста вы используете?» Запишите кратко содержание каждого абзаца




Основной текст

Сжатие текста

Способы сжатия текста

1.Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это  не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.


Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей - это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.


Обобщение, исключение.

2.Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.


Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба - это порыв души. Отказать человеку в помощи - значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи - это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от него , надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от потоков, калечащих душу.


Обобщение, исключение, замена.

3. Увеличивать добро  в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становясь всё выше, а человек, их центр,  мудрее.


Увеличивать добро в окружающем нас мире - в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.


Обобщение, исключение.


4.Заключительное слово учителя .

  • При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

  • Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:

1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;




5.Самостоятельная работа с черновиком. Написание и проверка со словарем созданного текста.

В результате работы над сжатием получился текст:



Пожелание людям добра - это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение видеть по-доброму окружающих тебя людей - показатель культуры, результат внутренней работы духа.

Просьба - это порыв души. Отказать человеку в помощи - значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие - это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от него, надо развивать в своей душе соучастие и сострадание.


Увеличивать добро в окружающем нас мире - самая большая цель жизни. Любовь и дружба обретают новые силы , а человек становится мудрее.

( 88 слов)

6.Итоги урока.











Список использованной литературы:

Методическая литература, использованная для разработки урока:

  1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

  2. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.



Методическая разработка "Обучение сжатому изложению" (9класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 Готовясь к сжатому изложению, учащимся необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. Цель данной разработки - дать учащимся подробные рекомендации к поэтапному  выполнению работы, способствовать развитию речевых способностей на примере анализа публицистического текста.

Автор Буцкова Светлана Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1621
Номер материала 45686
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓