Методическая
разработка урока
«Подготовка к
написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Выполнила учитель
русского языка и литературы
Буцкова Светлана Анатольевна.
Москва. 2015 год.
Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.
Задачи:
Образовательные:
·
повторить теоретический
материал по теме: «Приемы сжатия текста»;
·
отработать с помощью
предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на
конкретном тексте, умение выделять главную информацию.
Развивающие:
·
Развивать у учащихся
умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
·
способствовать развитию
быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
·
работать как
самостоятельно, так и в коллективе.
Воспитывающие:
·
воспитывать любовь к
родному русскому языку;
·
формировать навыки
самоконтроля и взаимоконтроля.
Вид урока: урок по развитию речи.
Методы
и приемы обучения:
практические,
проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные,
самостоятельная работа учащихся, устный опрос.
·
Оборудование к уроку:
презентация, аудиозапись текста изложения.
Конспект урока:
1.
Организационный
момент.
Цель: психологически настроить учащихся на
работу в классе, акцентировать их внимание на
работе по развитию речи.
2.
Сообщение цели и
задач предстоящей работы.
Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению
работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого
изложения — развитие речевых способностей учащихся на примере публицистического текста.
Слово
учителя:
ГИА
по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения
к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять
самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и
второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст
разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не
искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут
специальные упражнения.
Фронтальный
опрос учащихся.
Беседа по вопросам:
1.Что
значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом
открываются слайды презентации)
(Сжатое изложение
- краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при
которой исключаются подробности)
2.Почему
на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?
(Подробный пересказ
как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического
запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления
прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение -
запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и
группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене
предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические
способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать
информацию кратко и связно.)
3.Что такое микротема?
(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста,
связанных одной мыслью – абзац.)
Ребята, назовите
основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из
них? Что значит «сжать текст»?
(Это преобразование, при котором текст
заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются
смысловые искажения и утрата значимых положений )
Какие приемы
сжатия текста вам знакомы?
Повторение
теоретического материала.
1. На слайде
мультимедийной презентации появляются приемы сжатия текста. Обращается внимание
на те пункты, о которых обучающиеся не вспомнили (памятки раздаются уч-ся).
1. Исключение
·
вводных
слов;
·
однородных
членов предложения;
·
повторов;
·
однотипных
примеров;
·
риторических
вопросов и восклицаний;
·
цитат;
·
деталей,
которые не влияют на ход авторской мысли;
·
пояснений;
·
рассуждений;
·
описаний;
·
слов,
предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
2. Обобщение или
объединение
·
ряда предложений,
связанных одной мыслью;
·
частей предложений;
·
конкретных, единичных
фактов, событий, явлений;
·
ряда предложений,
связанных одной мыслью;
·
частей предложений;
·
конкретных, единичных
фактов, событий, явлений.
3.
Замена
·
однородных членов обобщающим словом;
·
сложного предложения – простым;
·
части предложения или ряда предложений
общим понятием или выражением;
·
прямой речи – косвенной;
·
части текста одним предложением;
·
части предложения местоимением и т.д..
- Вспомним
алгоритм написания сжатого изложения:
1.
прослушать текст,
определить тему текста (о чем текст);
2.
сформулируйте основную
мысль текста (чему учит текст, ради чего написан);
3.
разбить текст на части,
составить план текста;
4.
определить микротему
каждой части;
5.
найти ключевые слова в
каждой части текста, передающие главную информацию;
6.
подумать, что можно
исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно
обобщить;
7.
обдумать средства связи
между частями;
8.
записать получившийся
(сжатый) текст.
Первое прослушивание текста: восприятие текста на слух: понять текст,
уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.
Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя
между ними большие промежутки).
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего
доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем
свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать
добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя
людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней
работы духа.
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим:
пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит
потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в
помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо
развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время
умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом
заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз
жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и
дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становясь
всё выше, а человек, их центр, мудрее.
( По Д.С.Лихачёву).
157 слов.
1).
Определите тему. Ответьте на вопрос: «О чём текст?» (по ключевым словам).
О проявлении добра
,соучастия и сострадания к окружающим тебя людям.
2). Определите основную мысль. Ответьте на вопросы: «Зачем
автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?»
Человек должен уметь
проявлять добро и сострадание к окружающим его людям, чтобы не потерять свое
человеческое достоинство.
3). Определите стиль текста (коммуникативная задача) и тип речи
(структура текста). Ответьте на вопрос: «Какую коммуникативную задачу
решал автор текста?». Определите
структуру текста.
Автор решает следующую коммуникативную
задачу: рассуждая о нравственных ценностях, автор призывает читателей
увеличивать добро в окружающем мире – в этом заключается самая
большая цель жизни.
Данный
текст - рассуждение, так как соответствует структуре: тезис - доказательства -
вывод. Следовательно, данный текст относится к публицистическому стилю.
Второе прослушивание текста.
1. Разделите текст на абзацы и определите
микротемы. При прослушивании обратите внимание на большие интонационные паузы.
2. Составьте план текста, выделяя микротемы каждой части и
озаглавливая их (по композиционной структуре).
Результаты
совместной работы учителя с классом.
( определение
границ абзацев, формулировка микротем)
Абзацы
|
Микротемы
|
1.Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не
просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую
сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим.
Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не
только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
|
Умение видеть по-доброму
окружающий мир, людей – выражение человеческой сущности, показатель культуры,
результат большой внутренней работы.
|
2.Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба
– это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное
человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное
уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе
соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные
человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
|
Доброта – это человеческое
достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо
развивать в своей душе сочувствие и соучастие.
|
3. Увеличивать добро в окружающем нас
мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из
многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь
решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают
новые силы, становясь всё выше, а человек, их центр, мудрее.
|
Увеличивать добро в
окружающем нас мире – это самая большая цель жизни; умение любить и дружить
делает человека мудрее и сильнее.
|
3.Работа с
текстом. Ответьте на вопросы:
«Какие части текста являются основными?», «Какие способы сжатия текста вы
используете?» Запишите
кратко содержание каждого абзаца
Основной текст
|
Сжатие текста
|
Способы сжатия
текста
|
1.Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не
просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую
сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим.
Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не
только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
|
Мы часто говорим
друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не
просто выражение вежливости. В этих словах мы
выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение
видеть по-доброму окружающих тебя людей - это не только показатель
культуры, но и результат
огромной внутренней работы духа.
|
Обобщение,
исключение.
|
2.Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба
– это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное
человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное
уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе
соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные
человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
|
Обращаясь друг к
другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба -
это порыв души. Отказать человеку в помощи - значит потерять
собственное человеческое достоинство. Равнодушие
к нуждающимся в помощи - это душевное уродство. Чтобы
уберечь себя от него , надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие,
сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие
слабости от потоков, калечащих душу.
|
Обобщение,
исключение, замена.
|
3. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается
самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь
ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба,
разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становясь всё
выше, а человек, их центр, мудрее.
|
Увеличивать
добро в окружающем
нас мире - в этом заключается самая большая цель жизни.
Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу,
которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и
распространяясь на многое, обретают новые силы,
становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
|
Обобщение,
исключение.
|
|
|
|
|
4.Заключительное
слово учителя .
§ При
написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся
от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.
§ Читая
экзаменационную работу, эксперт устанавливает:
1)
соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в
информации о тексте;
5.Самостоятельная
работа с черновиком. Написание
и проверка со словарем созданного текста.
В результате работы над сжатием получился текст:
Пожелание людям
добра - это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою
человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра
другим. Умение видеть по-доброму окружающих тебя людей - показатель культуры, результат
внутренней работы духа.
Просьба - это порыв души. Отказать
человеку в помощи - значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие
- это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от него, надо развивать в своей
душе соучастие и сострадание.
Увеличивать добро в окружающем нас мире - самая большая цель жизни. Любовь и дружба обретают
новые силы , а человек становится мудрее.
( 88
слов)
6.Итоги урока.
Список использованной литературы:
Методическая
литература, использованная для разработки урока:
1.
Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова.
Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и
практика»: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября»,
2010.
2.
Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова.
Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и
практика»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября»,
2010.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.