Главная / Обществознание / Методическая разработка: "Моя Конституция".( 9 класс)

Методическая разработка: "Моя Конституция".( 9 класс)













Методическая разработка внеурочного мероприятия

по теме: "Моя Конституция".









Автор: Литвина Светлана Леонидовна

учитель общественных дисциплин,

МБОУ "СОШ №2", г.Саянск,

высшая квалификационная категория.













САЯНСК- 2015г.






Методическая разработка внеурочного мероприятия: " Моя Конституция".

Класс : 9 класс

Предмет :  Обществознание

Цели: Расширение и углубление знаний школьников о главном законе страны - Конституции Р.Ф.

  • Воспитание уважения школьников к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ.

  • Приобретение и расширение знаний о правовых и законодательных документах общероссийского и мирового характера.

Задачи:
Формирование гражданско-правовой позиции учащихся, уважения к базовым общечеловеческим и российским ценностям.

  • Развитие самостоятельной мыслительной деятельности школьников

  • Развитие творческих способностей

  • Формирование навыков использования норм права при решении учебных и практических задач.

  • Развитие интересе учащихся к изучению общественных дисциплин.

Прогнозируемые результаты:
1. Положительная динамика роста правовой культуры школьников

2.Рост гражданской компетентности учащихся, их готовности и способности активно и эффективно реализовывать свои гражданские права и обязанности.

3.Формирование уважения к конституционным основам Правового государства.

Формы занятия: работа в группах, игра «Договор», дискуссионный опрос, написание синквейна ,самооценка деятельности.


Основные понятия: конституция, конституционный строй, президент, федеральное собрание, правительство, конституционный суд, арбитражный суд.

План.

       1.  Вводная беседа

2. Что такое конституция?

3. Задачи Конституции.

4. Работа в группах с текстом Конституции:

( Основы конституционного строя РФ, Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Судебная власть

5.Обсуждение.

6. Рефлексия.

ХОД ЗАНЯТИЯ.


эпиграф мероприятия:

Какая Конституция самая лучшая?

Та, которая лучше исполняется.

Л. Берне

 

Приветствие учителя: Добрый день, дорогие друзья! В 2013 году в Российской Федерации отмечается 20-летие принятия главного закона страны- Конституции. 12 декабря 1993 г. Всенародным голосованием была принята конституция Российской Федерации, в которой был сделан выбор в пользу правового государства, свободы и достоинства каждого гражданина России. Сегодня вы узнаете об истории написания и принятия Конституции нашей страны,истории конституционного строительства в России. (Демонстрируются и комментируются учителем слайды №1-7)


Ребята, скажите, пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность?

Какую информацию можно извлечь из паспорта?

Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика?

Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ?


Совершенно верно, таким документом является

самый важный документ для нашего государства- Конституция.


А с чем у вас ассоциируется это слово?

Что такое конституция?

Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров

Конституция – Основной Закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий:

- основы государственного строя;

- организацию государственной власти;

- отношения гражданина и государства.


Как вы это понимаете?

-Все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.

-Перед Конституцией России стоит три задачи:

1.Закрепить и гарантировать права человека. (глава 2 конституция РФ)

2.Упорядочить государственную власть. (глава 2-6,8)

3.Утвердить правосудие. (глава 7)

Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом. Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека.

Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества – принцип разделения властей.

Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека.

 Историческая справка- (сообщение делают ученики по заранее предложенному заданию)

Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест  «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу. В октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы. Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России при первом президенте России- Ельцине Б.Н.( представляются слайды № 8-12)



Игра «Договор».

 

Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагается игра . У каждого на столе лежит подготовленный листок с заголовком «власть» либо «народ». В течение 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат.

 

Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом 12 декабря 1993года.

 

Переходим к  структуре документа.

 

Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из преамбулы (вводная часть), 2-х разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к. Конституция принималась не на один или два года, то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

 

Работа в группах по  основным принципам конституционного строя России:

 

 

Задание 1. Используя ст. 80 Конституции РФ, продолжите предложение. (слайд № 13)


Президент РФ – это …

Президент РФ – это ….

Президент РФ – определяет …

Президент РФ – представляет…


Задание 2. Прочитав ст. 81, 82, 93 Конституции РФ, ответьте на вопросы: (слайд №14)

 

1. Кто может быть избран Президентом РФ?

2. На какой срок избирается Президент РФ?

3.Какие ограничения предусматриваются в Конституции относительно срока пребывания Президента в должности?

 

Задание 3. Используя ст. 83, 84,  86, 87, 88, 89, 90 Конституции, определите полномочия Президента( слайд № 15)

 




Задание 4. Используя статьи 95, 96,97 конституции, определите: (слайд №16)


1.Как формируется Совет Федерации?

2.Сколько депутатов в Государственной думе?

3.На какой срок избирается Государственная дума?

4.Кто может стать депутатом Государственной Думы?

5.Какие ограничения предусматривает Конституция в адрес депутатов?

 

Задание 5. Пользуясь ст. 114, 115, перечислите  "Полномочия правительства РФ "Правительство РФ (слайд №17)

1.

2.

3.

4.

5.

 

Задание 6. Используя статью 119, 125, 127 ответьте на следующие вопросы: (слайд №18)

1. Кто может стать судьей?

2. Какими делами занимается Конституционный суд?

3. Чем занимается Арбитражный Суд?


Таким образом, принципы конституционного строя России:(слайд №19)

  1. Регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение

личности.

2. Составляют исходную правовую базу для последующего содержания самой Конституции и для всей системы российского права.

3. Являются абсолютно неизменными: их нельзя отменить или пересмотреть, пока действует данная Конституция.

Далее предлагаются фронтальные вопросы аудитории, ответившим правильно на большее количество вопросов – призы.

Учитель зачитывает вопрос, вопрос также появляется на экране. Ведущий зачитывает правильный ответ. (слайд №20 )

ВОПРОСЫ:

ОТВЕТЫ

Как с греческого переводится слово «конституция»

С латинского - устройство

Это была самая первая конституция в мире. Назовите ее.

Конституция США, 17 сентября 1787 г.

В какой стране за 20 лет было принято 18 конституций

Франция

Как назывался первый свод (сборник) русских законов?

Русская правда

К недостаткам конституции 1993г. Можно отнести:А) слишком большой круг полномочий Государственной Думы

Б) Слишком большой круг полномочий Президента РФ

В) Слишком большой круг полномочий правительства РФ

Вариант - Б

За 10 мин. до конца мероприятия проводим дискуссионный опрос: Значение Конституции для каждого?

и пишем синквейн на тему "Конституция", например: Конституция Российская, важная, Обязует, защищает, охраняет, Закон суров, но- это закон.(Слайд 21)

 Вывод:

Отличие конституции от других нормативных актов -( слайд 22)


  1. Обладает высшей юридической силой.

  2. Содержит нормы, имеющие прямое действие.

  3. Закрепляет базовые принципы государственного устройства, права и обязанности граждан.

  4. Характеризуется стабильностью.


 Рефлексия:

Разбирая основополагающие вопросы содержания главного закона РФ, работая по вопросам " Моей Конституции" ,оцените результат своей деятельности, своего настроя через рефлексию.( слайд №23).

ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!

Методическая разработка: "Моя Конституция".( 9 класс)
  • Обществознание
Описание:

Данное внеурочное мероприятие расчитано на обучающихся 9-х классов.Цели- Расширение и углубление знаний школьников о главном законе - Конституции Р.Ф.

  • Воспитание уважения школьников к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ.
  • Приобретение и расширение знаний о правовых и законодательных     документах общероссийского и мирового характера.

Задача- Формирование гражданско-правовой позиции учащихся, уважения к базовым общечеловеческим  и российским ценностям.

Формы занятия: работа в группах,  игра «Договор», дискуссионный опрос, написание синквейна ,самооценка деятельности.

Прогнозируемые результаты:
        1.  Положительная динамика роста правовой культуры школьников

    2.Рост гражданской компетентности учащихся, их готовности и способности активно и эффективно реализовывать свои гражданские права и обязанности.

 

    3.Формирование уважения к конституционным основам Правового государства.

 

Автор Литвина Светлана Леонидовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 356
Номер материала 22091
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓