Методическая
разработка внеурочного мероприятия
по теме: "Моя Конституция".
Автор: Литвина Светлана Леонидовна
учитель общественных дисциплин,
МБОУ "СОШ №2", г.Саянск,
высшая квалификационная категория.
САЯНСК- 2015г.
Методическая
разработка внеурочного мероприятия: " Моя Конституция".
Класс
: 9
класс
Предмет
: Обществознание
Цели: Расширение
и углубление знаний школьников о главном законе страны - Конституции Р.Ф.
- Воспитание
уважения школьников к закону, праву на основе изучения положений
Конституции РФ.
- Приобретение
и расширение знаний о правовых и законодательных документах
общероссийского и мирового характера.
Задачи:
Формирование гражданско-правовой позиции учащихся, уважения к базовым
общечеловеческим и российским ценностям.
- Развитие
самостоятельной мыслительной деятельности школьников
- Развитие
творческих способностей
- Формирование
навыков использования норм права при решении учебных и практических задач.
- Развитие
интересе учащихся к изучению общественных дисциплин.
Прогнозируемые результаты:
1. Положительная динамика роста правовой культуры
школьников
2.Рост гражданской компетентности учащихся, их готовности и
способности активно и эффективно реализовывать свои гражданские права и
обязанности.
3.Формирование уважения к конституционным основам Правового
государства.
Формы занятия:
работа
в группах, игра «Договор», дискуссионный опрос, написание
синквейна ,самооценка деятельности.
Основные
понятия:
конституция, конституционный строй, президент, федеральное собрание,
правительство, конституционный суд, арбитражный суд.
План.
1. Вводная беседа
2. Что такое конституция?
3. Задачи Конституции.
4. Работа в группах с текстом Конституции:
( Основы конституционного
строя РФ, Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Судебная власть
5.Обсуждение.
6.
Рефлексия.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
эпиграф мероприятия:
Какая
Конституция самая лучшая?
Та,
которая лучше исполняется.
Л. Берне
Приветствие учителя: Добрый
день, дорогие друзья! В 2013 году в Российской Федерации отмечается 20-летие
принятия главного закона страны- Конституции. 12 декабря 1993
г. Всенародным голосованием была принята конституция Российской Федерации, в
которой был сделан выбор в пользу правового государства, свободы и достоинства
каждого гражданина России. Сегодня вы узнаете об истории написания и принятия
Конституции нашей страны,истории конституционного строительства в России. (Демонстрируются
и комментируются учителем слайды №1-7)
Ребята, скажите, пожалуйста,
какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность?
Какую информацию можно извлечь
из паспорта?
Скажите, а какой документ
будет подтверждать ваше положение ученика?
Как вы считаете, а у
государства может быть подобный документ?
Совершенно верно, таким
документом является
самый важный документ для
нашего государства- Конституция.
А с чем у вас ассоциируется
это слово?
– Что такое конституция?
Итак,
КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).
Сам
термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Рим
обозначали важнейшие указы императоров
Конституция
– Основной Закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической
силой, определяющий:
-
основы государственного строя;
-
организацию государственной власти;
-
отношения гражданина и государства.
Как
вы это понимаете?
-Все
принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не
могут ей противоречить.
-Перед
Конституцией России стоит три задачи:
1.Закрепить
и гарантировать права человека. (глава 2 конституция РФ)
2.Упорядочить
государственную власть. (глава 2-6,8)
3.Утвердить
правосудие. (глава 7)
Первая задача означает, что в
Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность
естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым
сообществом. Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная
защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране
не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить
эти права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства
и свободы человека.
Выполнение второй задачи
требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение
в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное
«изобретение» человечества – принцип разделения властей.
Третья задача требует такой
организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в
России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать
независимой и сильной властью, способной защитить права человека.
Историческая
справка- (сообщение делают ученики по заранее предложенному заданию)
Необходимо возвратиться в
прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. С
середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя.
Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно
в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была
даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не
был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского
самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была
установить Конституция. В годы правления Александра III развитие
конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к
Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора,
Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который
даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной
власти – Государственную думу. В октябре 1917 г. произошел октябрьский
переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики
принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г.,
1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли
пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав
граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены
назад, деформированы. Положение в стране меняется после путча в августе 1991
г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся
условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в
стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот
проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России
была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории
России при первом президенте России- Ельцине Б.Н.( представляются слайды №
8-12)
Игра «Договор».
– Для выяснения, а как же
все-таки проходило утверждение документа, предлагается игра . У каждого на
столе лежит подготовленный листок с заголовком «власть» либо «народ». В течение
2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и
обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при
составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие
достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат.
– Примерно так создавалась и
Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом 12 декабря
1993года.
Переходим
к структуре документа.
Конституция РФ достаточно
сложный и большой документ: он состоит из преамбулы (вводная часть), 2-х
разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к. Конституция
принималась не на один или два года, то предусмотрено для дальнейшего
совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения –
это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр
Конституции».
Работа в группах
по основным принципам конституционного строя России:
Задание
1. Используя ст. 80 Конституции РФ, продолжите предложение.
(слайд № 13)
Президент РФ – это …
Президент РФ – это ….
Президент РФ – определяет …
Президент РФ – представляет…
Задание
2. Прочитав ст. 81, 82, 93 Конституции РФ, ответьте на вопросы:
(слайд №14)
1. Кто
может быть избран Президентом РФ?
2. На
какой срок избирается Президент РФ?
3.Какие ограничения
предусматриваются в Конституции относительно срока пребывания Президента в
должности?
Задание
3. Используя ст. 83, 84, 86, 87, 88, 89, 90
Конституции, определите полномочия Президента( слайд № 15)
Задание
4. Используя статьи 95, 96,97 конституции, определите: (слайд
№16)
1.Как
формируется Совет Федерации?
2.Сколько
депутатов в Государственной думе?
3.На
какой срок избирается Государственная дума?
4.Кто
может стать депутатом Государственной Думы?
5.Какие
ограничения предусматривает Конституция в адрес депутатов?
Задание
5. Пользуясь ст. 114, 115,
перечислите "Полномочия правительства РФ "Правительство РФ
(слайд №17)
1.
2.
3.
4.
5.
Задание
6. Используя статью 119, 125, 127 ответьте на следующие
вопросы: (слайд №18)
1. Кто
может стать судьей?
2.
Какими делами занимается Конституционный суд?
3. Чем
занимается Арбитражный Суд?
Таким образом, принципы
конституционного строя России:(слайд №19)
1. Регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое
положение
личности.
2.
Составляют исходную правовую базу для последующего содержания самой Конституции
и для всей системы российского права.
3.
Являются абсолютно неизменными: их нельзя отменить или пересмотреть, пока
действует данная Конституция.
Далее предлагаются
фронтальные вопросы аудитории, ответившим правильно на большее количество
вопросов – призы.
Учитель зачитывает
вопрос, вопрос также появляется на экране. Ведущий зачитывает правильный ответ. (слайд №20 )
№
|
ВОПРОСЫ:
|
ОТВЕТЫ
|
1.
|
Как
с греческого переводится слово «конституция»
|
С
латинского - устройство
|
2.
|
Это
была самая первая конституция в мире. Назовите ее.
|
Конституция
США, 17 сентября 1787 г.
|
3.
|
В
какой стране за 20 лет было принято 18 конституций
|
Франция
|
4.
|
Как
назывался первый свод (сборник) русских законов?
|
Русская
правда
|
5.
|
К
недостаткам конституции 1993г. Можно отнести:А) слишком большой круг
полномочий Государственной Думы
Б)
Слишком большой круг полномочий Президента РФ
В)
Слишком большой круг полномочий правительства РФ
|
Вариант
- Б
|
За 10
мин. до конца мероприятия проводим дискуссионный опрос: Значение Конституции
для каждого?
и
пишем синквейн на тему "Конституция", например: Конституция
Российская, важная, Обязует, защищает, охраняет, Закон суров, но- это закон.(Слайд
21)
Вывод:
Отличие конституции от других
нормативных актов -( слайд 22)
1.
Обладает высшей юридической силой.
2.
Содержит нормы, имеющие прямое действие.
3.
Закрепляет базовые принципы государственного устройства, права и
обязанности граждан.
4.
Характеризуется стабильностью.
Рефлексия:
Разбирая
основополагающие вопросы содержания главного закона РФ, работая по вопросам
" Моей Конституции" ,оцените результат своей деятельности,
своего настроя через рефлексию.( слайд №23).
ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.