Главная / Другое / Методическая разработка "Итоговая аттестация обучающихся"

Методическая разработка "Итоговая аттестация обучающихся"

СЕМИНАР

Итоговая аттестация обучающихся

как одна из форм педагогического контроля

г. Выкса,

2014г.

Содержание

  1. Введение

  2. Для чего нужна итоговая аттестация обучающихся?

  3. Что необходимо проверять?

  4. Как часто необходимо осуществлять контроль?

  5. Какие формы итоговой аттестации лучше использовать?

  6. Какие формы оценки лучше использовать?

  7. Критерии результативности обучения.

  8. Где фиксировать результаты итоговой аттестации?

  9. Что делать с результатами итоговой аттестации?

  10. Как лучше организовать проведение итоговой аттестации обучающихся?

  11. Литература.

ВВЕДЕНИЕ

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели, задачи и результат.

В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и путей совершенствования содержания, методов и организации обучения. Учреждения дополнительного образования детей не боятся заимствования некоторых форм организации учебного процесса, традиционных в общеобразовательной школе. К таковым относится итоговая аттестация обучающихся как одно из направлений педагогического контроля, актуальность которого заключается в необходимости разработки и последующем уточнении критериев оценки результатов обучения.

Целью итоговой аттестации обучающихся является не только повышение результативности образовательного процесса, но и уровня профессионализма педагогических работников.

Итоговая аттестация предназначена для выпускников образовательных программ и для тех обучающихся, кто завершает изучение промежуточного курса программы.

Её основное содержание как одной из форм педагогического контроля заключается в выявлении соответствия реальных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам образовательных программ. Сложность этой процедуры в учреждениях дополнительного образования детей - в её унификации, так как многообразие видов деятельности обусловливает разнообразие критериев оценки освоения образовательных программ. Кроме того, цель данного вида педагогического контроля должна совпадать с целью образовательного процесса и задачами управления им.


ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ?


Итоговая аттестация обучающихся рассматривается в настоящее время как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.

Некоторые педагоги считают основным результатом своей работы успешное выступление своих воспитанников на различного рода конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях. Однако в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся детского объединения, а лишь некоторые, наиболее подготовленные; остальные дети (и их большинство) остаются вне процесса оценки  качества их обучения.

Важность процесса аттестации определяется не только необходимостью для педагога проверки достижения обучающимися определенных результатов. Надо учитывать еще также и желание ребенка получить оценку за свой труд.

Аттестация позволяет выстроить индивидуальную педагогическую траекторию для каждого обучающегося, то есть осуществить индивидуальный подход. Ведь в дополнительном образовании нет четко заданных временных рамок освоения воспитанниками образовательной программы: один может осваивать программу один год, другой - два, третий - три и т.д. Регулярная проверка результатов обучения помогает педагогу понять, на каком этапе сейчас находится каждый воспитанник объединения.

Процесс аттестации дает возможность оценить степень сложности программного материала. Так как педагог дополнительного образования сам устанавливает себе "стандарты", то существует опасность, как упрощения, так и чрезмерного усложнения программного материала. В первом случае аттестация покажет, что дети усваивают материал с трудом, а во втором - очень легко, практически без усилий. Это даст возможность педагогу найти "золотую середину" и скорректировать программу. Ведь обучение только тогда является таковым, когда изучаемый материал дается с небольшим трудом (если с большим трудом - ребенок может потерять интерес к обучению), и ребенок прикладывает для его освоения достаточные усилия.

Правильно организованный и умело осуществляемый контроль помогает лучшему усвоению теоретического материала и воспитывает сознательное отношение к учебной деятельности.

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРОВЕРЯТЬ?

Любая диагностика в объединении дополнительного образования должна определить, во-первых, уровень подготовки каждого ребенка, и, во-вторых, уровень всего детского объединения в целом.

Что необходимо выявить, чтобы стал ясен уровень подготовки каждого ребенка? Ответ на этот вопрос, в принципе, является очевидным для всех педагогов дополнительного образования: проверке подлежат теоретические знания и практические умения и навыки, которые педагог определил в соответствующем разделе своей образовательной программы. Для каждого года обучения в программе четко определено, что обучающиеся должны знать и что они должны уметь. Вот это и служит предметом проверки.

Но не только знания, умения и навыки должны проверяться в ходе итоговой аттестации. Наше государство определяет дополнительное образование детей как "целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ" ("Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ по развитию дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях" //Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16.)  Таким образом, образование сочетает в себе три взаимосвязанных составляющих: обучение, воспитание и развитие. Отсюда вытекает необходимость в каждой образовательной программе выделить, помимо учебных, воспитательные и развивающие цели и задачи. А раз есть такие цели и задачи - их выполнение необходимо проверить. Здесь и начинаются сложности. Если с необходимостью воспитания обучающихся одновременно с образованием педагог еще может примириться, то необходимость проверки воспитания и развития аналогично проверке знаний вызывает в нем решительный протест. Большинство педагогов воспринимает это как что-то сверхъестественное: как можно проверить воспитанность обучающихся, если этот результат отсрочен во времени и проявляется не сразу? На самом деле, для этого существуют  специальные методики, об одной из которых будет рассказано в Приложении 1.

Итак, проверке подлежат три составляющие образовательного процесса: 1) знания, умения и навыки,  2) процесс воспитания,   3) процесс развития.

КАК ЧАСТО НЕОБХОДИМО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬ?

Если нормативные документы учреждения не устанавливают обязательного количественного минимума для проведения аттестации, то эту задачу решает сам педагог. Остановимся на некоторых моментах, которые должны помочь ему выбрать нужную периодичность аттестации.

Итак, первое, что необходимо сделать, когда ребенок пришел в ваше объединение - зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.). Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить достигнутый результат. Выявить начальный уровень помогает предварительная, или начальная аттестация. Она, как правило, проводится в сентябре, когда комплектуется группа. Однако, если к вам пришел ребенок в течение учебного года, он также должен пройти через это испытание. Как конкретно можно провести эту аттестацию, может определить сам педагог как специалист в своей области.

Если рассматривать учебный год в качестве некого самостоятельного отрезка, то оценить успешность воспитанников можно, если знать их уровень в начале года, в середине года и в конце года.

Итоговую аттестацию воспитанников детских объединений желательно проводится 1-2 раза в учебном году: в I полугодии - при учебной необходимости и по желанию педагога, во II полугодии - обязательно.

Сроки проведения итоговой аттестации: в I полугодии - декабрь, во II полугодии - апрель-май.

В середине года проводится текущая аттестация. Она позволит педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с детьми.

И, наконец, в конце учебного года проводится итоговая аттестация, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или если этот год является последним годом обучения, тогда проверяются знания всей программы в целом.

Таким образом, производить итоговую аттестацию обучающихся желательно два раза в учебном году: в середине и в конце. Так будет обеспечено постоянное, непрерывное наблюдение за результативностью обучения, которое называется "мониторинг" (от английского "monitor" - "следить, вести наблюдение"). Между этими проверками педагог может проводить текущий, тематический и любой другой контроль.

Сопоставляя начальный уровень ребенка (результаты предварительной аттестации) и конечный (результаты промежуточной или итоговой аттестации), можно судить о достигнутых результатах. Сопоставление исходного и конечного общего уровня (то есть все воспитанников в целом) позволяет судить о мастерстве педагога.


КАКИЕ ФОРМЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Существующие в настоящий момент нормативные документы предоставляют возможность педагогу использовать любые формы аттестации обучающихся, какие он сочтет нужным. Непременным методическим условием при их выборе является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма итоговой аттестации также должна учитывать возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности.

Отсутствие такой проверки - одно из самых слабых мест всех педагогов, которые проводят итоговую аттестацию. Ведь при проведении соревнования, выставки, концерта и т.п. мы видим, что дети умеют, но не видим, что они знают. Между тем, образование без знания теории - это неполноценное образование, поэтому теоретическая подготовка должна проверяться так же, как и практическая. Здесь можно порекомендовать два пути: либо умения и навыки проверять одной формой, а теорию - другой (возможно, для этого придется проводить еще одно занятие), либо совместить эти два вида проверки в одной форме.

Можно, например, на итоговом занятии провести устный опрос по карточкам, зачет, конкурс творческих работ, а можно - «Турнир знатоков», игру «Крестики-нолики», «Брейн-ринг», консультацию «Тридцать вопросов педагогу». Как правило, спортсменам больше подходит такая форма аттестации как соревнование или выполнение контрольных нормативов, педагогам по декоративно-прикладному творчеству - выставка работ учащихся, музыкальным и танцевальным коллективам - концерт, техническим объединениям - выполнение зачетной работы, туристам - поход, биологам и экологам, педагогам, работающим по военно-патриотической направленности - защита творческих работ обучающихся и т.п. Почти универсальной формой проверки является тестирование. Его можно применить практически в любой направленности хотя бы при проверке теоретической подготовки воспитанников.

Подбирать форму аттестации желательно так, чтобы ребенок видел свой "рост", ему было очевидно, что он продвинулся в своем развитии. По крайней мере, в  Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, одобренной решением коллегии Министерства образования и науки РФ от 06.10.2004 г. № ПК-2, прямо предусматривается "применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые бы помогли ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка" . В качестве примера можно привести выставку работ воспитанника, когда присутствуют все его работы, выполненные в течение года: ребенок сразу видит рост своего мастерства.

Наконец, если мы свободны в выборе форм аттестации, лучше остановиться на той, которая бы была интересной и увлекательной для детей. Здесь подойдут самые разные формы: игра, конкурс мастерства, викторина и т.п. В Приложении 2 представлено наиболее подробное описание ряда форм, которые могут быть использованы педагогами при проведении итоговой аттестации в детском объединении.

Правильный выбор форм итоговой аттестации обучающихся говорит о профессиональном мастерстве педагога дополнительного образования.

КАКИЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Условия, в которых существует сейчас дополнительное образование, предоставляют педагогу право самому выбирать форму оценки обучающихся при проведении итоговой аттестации. Это может быть и обычная пятибалльная система, и система уровней или рейтингов (высокий, средний, низкий), и отметка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"), и разнообразные пиктограммы (кружочки, крестики, рисунки) , и присвоение «званий» разного уровня, вручение «знаков» и «медалей» определенного достоинства и др. Главное, чтобы у воспитанника формировалась адекватная самооценка собственных достижений, базирующаяся на стремлении к достижению еще более высоких результатов.

Во многих случаях форма оценки является "традиционной" для того вида деятельности, к которой относится детское объединение. Так, в спорте и туристско-краеведческой деятельности общефизические навыки могут оцениваться принятыми в этих видах деятельности разрядными показателями, в танцевальных видах дополнительного образования - утвержденной танцевальной федерацией системой оценки, в музыкальном образовании - пятибалльной системой и отметками. В детских объединениях дошкольников, как правило, ею  является веселый рисунок или разноцветные геометрические фигурки.

Если педагог чувствует, что, например, пятибалльная система не может в полной мере отследить уровень достижений ребенка, то можно воспользоваться 10-балльной и даже 100-балльной системой оценки. Некоторые используют также традиционную систему уровней (высокий, средний, низкий), вводя в нее новые элементы: "выше среднего", "ниже среднего" и т.п.

Одним словом, выбор за педагогом. Следует только помнить, что форма оценки должна быть понятна детям и адекватно отражать уровень их подготовки. Чтобы не формировать у детей негативного отношения к оценке (синдром "двоечника"), лучше избегать выставления таких оценок, которые могут вызвать у ребенка такие ассоциации. Действительно, поставив ребенку "два" в рамках пятибалльной системы, мы увидим одну реакцию, а 20 баллов в рамках 100-балльной системы - совсем другую. Как показывает опыт, педагоги, несмотря на имеющуюся у них теоретическую возможность, избегают ставить детям оценки ниже 3 баллов или "неудовлетворительно".

В нашем учреждении согласно "Положению об аттестации обучающихся" общей для всех формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий). Именно в этом виде информация о результатах аттестации подается администрации Центра. Поэтому свою собственную систему оценки педагог обязательно должен соотнести с этими тремя уровнями.

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Нормативные документы учреждения по аттестации обучающихся  могут определять критерии результативности применительно к теоретической и практической подготовке детей, а также к уровню их воспитанности и развития.

Главным критерием уровня теоретической и практической подготовки обучающихся является соответствие его программным требованиям, критерием уровня воспитанности - культура поведения, творческое отношение к выполнению практического задания, культура подачи и оформления своего материала.

"Положение об аттестации учащихся" нашего Детского Центра устанавливает вполне конкретные показатели соответствия теоретической и практической подготовки обучающихся программным требованиям, соотнося их с трехуровневой системой, принятой в учреждении. Так, высокий уровень может получить лишь тот воспитанник, который успешно освоил более 70% содержания образовательной программы, подлежащей итоговой аттестации; средний уровень - от 50% до 70% содержания образовательной программы, итоговой подлежащей аттестации; низкий уровень - менее 50% содержания образовательной программы, подлежащей итоговой аттестации.

Как уже отмечалось выше, для педагогов, как правило, не составляет большого труда оценить уровень практических умений и навыков детей (здесь критерии результативности педагог назовет буквально "с ходу"), а вот с оценкой теоретической подготовки возникают трудности. Как подобрать такой критерий, который бы не превращал запоминание теоретического материала в мучение, но в тоже время отражал знания ребенка в области теории? Исходя из собственного опыта работы, можно посоветовать использовать такой критерий: способность ребенка ответить на простые вопросы по всем темам, изученным за год. Это может быть взято за основу, например, среднего уровня результативности. Если ребенок не знает даже этого, то это - низкий уровень, а если может ответить не на простые, а сложные вопросы по теории, то, безусловно, его следует отнести к высокому уровню.

ГДЕ ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ?

Любой полученный результат обучения обязательно надо зафиксировать. Работа по отражению результатов итоговой аттестации связана с оформлением документов, но, по сути, эта работа не является такой уж сложной.

Как правило, учреждение имеет свою форму для отражения результатов итоговой аттестации, в которой чаще всего выступает протокол установленного образца (см. Приложение 3). Однако он нужен только для подачи сведений администрации, а в рамках своего объединения педагог может разрабатывать и использовать свои формы для фиксации результатов воспитанников. Если он хочет довести результат до каждого ребенка, то это могут быть различные паспорта, портфолио, индивидуальные планы, индивидуальные карты, зачетные книжки, дневники самоконтроля, протоколы и таблицы классификационных соревнований и т.п., куда будут вписываться результаты итоговой аттестаций. Они удобны тем, что каждый ребенок видит свой рост. Но даже в таком случае настоятельно рекомендуется все результаты сводить в какую-нибудь общую ведомость, которая в любом случае остается у педагога: ведь все вышеперечисленные аттестационные документы дети могут забрать домой. И как тогда, по истечении нескольких лет, восстановить итоги аттестации? Если же педагог ограничивается как раз таким одним сводным документом, то перед ним встает задача сделать его простым и удобным в использовании, чтобы не мучиться каждый раз, внося необходимые данные. В этой связи могу вам предложить использовать в своей работе уже разработанную специальную форму протокола, представленную в Приложение 4. Этот протокол удобен тем, что все постоянные данные (название программы, № группы, формы оценки, ФИО обучающихся и т.д.) вносятся в него один раз в несколько лет. Специально предусмотрены колонки для подведения итогов аттестации и действий, предпринятых по ее результатам.

Хочется еще раз подчеркнуть, что фиксация результатов итоговой аттестации крайне необходима, как бы тяжела она не была для педагогов. В некоторых учреждениях дополнительного образования такие ведомости и протоколы широко используются как доказательство качественной работы педагога при прохождении им процедуры аттестации.

ЧТО ДЕЛАТЬ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ?

Полученные результаты итоговой аттестации необходимы для выполнения двух важных действий: во-первых, для перевода обучающихся на следующий год (этап) обучения или оставление их для повторного прохождения данного учебного материала, и, во-вторых, для тщательного анализа самим педагогом, по результатам которого либо в процесс обучения вносятся коррективы (если результаты итоговой аттестации отрицательные), либо принимается решение никаких изменений не вносить (если результаты итоговой аттестации положительные) и продолжать работу в том же успешном ключе.

Перевод обучающихся на следующий год обучения возможен, если они показали достаточный уровень знаний, умений и навыков, то есть освоили программу в необходимой мере. Тем, кто не смог сделать этого, педагог может порекомендовать пройти повторное обучение. Это - первый итог подведения результатов аттестации.

Не будет преувеличением сказать, что любые результаты имею смысл только в том случае, если по ним, после соответствующей обработки, принимаются какие-то решения. Вне зависимости от того, какие результаты показали воспитанники объединения - высокие или низкие, - педагог должен подвергнуть их анализу. Можно предложить педагогам следующие направления анализа и параметры подведения итогов результатов аттестации:

п/п

Направления анализа результатов аттестации обучающихся

Параметры подведения итогов

1

Уровень теоретической подготовки воспитанников в конкретной образовательной области; степень сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности

Уровень знаний, умений, навыков обучающихся

2

Полнота выполнения образовательной программы детского объединения

Количество воспитанников, полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени

3

Выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы

Перечень основных причин невыполнения детьми образовательной программы;
перечень факторов, способствующих успешному освоению образовательной программы

Конечно, педагог может ввести свои собственные направления анализа, например, качество изучения какой-либо темы или успешность выступления на концерте, представлении и т.п. Важно, чтобы результаты итоговой аттестации не оставались бы без внимания, и, в случае необходимости, по ним оперативно бы принимались нужные решения.

Полученная информация ложится в основу анализа образовательного процесса за прошедший учебный год, который используется при планировании работы учреждения в новом учебном году. Проведенный анализ позволяет сформулировать рекомендации для внесения изменений, корректив в образовательные программы педагогов дополнительного образования, в уточнение критериев оценки освоения обучающимися образовательных программ. Кроме того, обретенный опыт позволяет искать пути к совершенствованию организации столь важного периода образовательного процесса.

КАК ЛУЧШЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОВЕДЕНИЕ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ?

Когда педагог определился с выбором периодичности проведения итоговой аттестации обучающихся, форм ее проведения, форм оценки, продумал, где он будет отражать результаты итоговой аттестации, наметил направления их анализа, то перед ним неизбежно встает вопрос: "Как организовать проведение самой процедуры итоговой аттестации?".

Эта деятельность связана в первую очередь с разработкой необходимых для аттестации документов. Необходимо сделать следующее:

  1. Прежде всего, разрабатывается нормативное обеспечение процесса проверки результатов на уровне учреждения дополнительного образования в целом и каждом детском объединении, например, Положение об итоговой аттестации воспитанников учреждения дополнительного образования детей. Пример такого «Положения» приведен в Приложение 5.

  2. На основании Положения и образовательной программы детского объединения далее составляется программа итоговой аттестации, включающая теоретические вопросы и практические задания (предусматриваются их содержание и форма).

  3. Непосредственно для проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители администрации учреждения дополнительного образования, методисты, педагоги дополнительного образования определенного профиля деятельности, имеющие высшую или первую квалификационную категории. Состав аттестационной комиссии утверждается директором учреждения, а также издается соответствующий приказ.

  4. Не менее чем за месяц до проведения итоговой аттестации детского объединения педагог должен в письменном виде представить администрации Центра график проведения итоговых занятий. На основании  представленных заявок  не позже чем за две недели составляется  общий  график проведения итоговой аттестации обучающихся,  утверждённый  директором.  Информация вывешивается на стенд, доводится до сведения всех участников образовательного процесса.

  5. Для педагогов дополнительного образования проводятся индивидуальные консультации по подготовке к процедуре итоговой аттестации обучающихся. На консультациях они знакомятся с требованиями к итоговому занятию, примерной схемой его анализа, критериями оценки результативности. До сведения педагогов доводят общие рекомендации по подготовке детей к итоговому занятию и их самоподготовке, рекомендации в использовании форм итоговых занятий (в том числе – содержание и формы итоговых работ воспитанников), а так же рекомендации по разработке технологической карты итогового занятия.

  6. Завершается итоговая аттестация тщательным педагогическим анализом ее результатов.

В заключение следует отметить, что при правильной педагогической организации процедуры итоговой аттестации, обучающиеся, не только не боятся проверки их знаний и умений, но и стремятся проявить себя как можно лучше перед сверстниками и взрослыми, получить их одобрение и оценку.





ЛИТЕРАТУРА

по вопросам аттестации обучающихся в дополнительном образовании детей


  1. Алиева Л.В. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: (По итогам научно-практической конференции) // Внешкольник. - 2006. - № 11.

  2. Астраханцева С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 3 (89).

  3. Богданова Р.У. К проблеме оценивания результативности в системе дополнительного образования // Внешкольник. - 1997. - № 1.

  4. Буйлова Л.Н. Оценка результативности ЦДЮТ "Бибирево" // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). - 2003. - № 3.

  5. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. - 2004. - № 12.

  6. Гущина Т.Н. Технология педагогической оценки в системе мониторинга дополнительного образования детей // Внешкольник. - 2003. - № 1.

  7. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей: (научно-методический аспект). - Ярославль: Б.и., 2000.

  8. Каргина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования // Внешкольник. - 2006. - № 11.

  9. Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских творческих объединений // Внешкольник. - 2003. - № 4.

  10. Кашепов М.В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования // Внешкольник. - 2007. - № 2.

  11. Костина Э.П. Комплексный мониторинг качества музыкального образования дошкольников // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 3 (89).

  12. Кравченко О.Г. Рейтинговая система оценки достижений в детском объединении по изодеятельности // Внешкольник. - 2007. - № 4.

  13. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Приложение к журналу "Внешкольник". - 2005. - № 11.

  14. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей: (Опыт Государственного образовательного учреждения Ярославской области Центр детей и юношества) // Приложение к журналу "Внешкольник" (Ярославль). - 2005. - № 2.

  15. Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе // Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей в общеобразовательных школах // Дополнительное образование детей: Концепции, локальные акты, технологии управления, методики организации образовательного процесса (Библиотечка журнала "Вестник образования России") - 2006. - № 7.

  16. Носакова Т.В. Особенности мониторинга самоопределения личности обучающегося // Дополнительное образование. - 2004. - № 2.

  17. Педагогический мониторинг в детском объединении дополнительного образования. Серия "Дополнительное образование детей: Мастерство и творчество" Сб. № 4 / Ред.-сост. З.А. Каргина. - М.: СОУО ДОМ, 2005.

  18. Прохвостова И.А. Диагностика обучения и личностного развития воспитанников по программе "Обучение, развитие, игра" // Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - № 6.

  19. Русских Г.А. Технология мониторинга уровня обученности // Дополнительное образование. - 2005. - № 8.

  20. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей/ Под ред. М.Н. Поволяевой. - М.: Б.и., 2000.

  21. Сулейманова Н.И. Диагностика результативности воспитательной системы "Королевство добра" // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 10 (96).

  22. Тарасова Н.П., Косарева Е.П., Чернышёва М.П., Уфимцева Ю.Б. Положение о мониторинговой службе // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 12.



























Методическая разработка "Итоговая аттестация обучающихся"
  • Другое
Описание:

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели, задачи и результат.

В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания.

Итоговая аттестация обучающихся является одним из направлений педагогического контроля, актуальность которого заключается в необходимости разработки и последующем уточнении критериев оценки результатов обучения.

 

Автор Сорокина Мария Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1769
Номер материала 38882
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓