- Учебник: «Химия (базовый уровень)», Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г.
- Тема: ГЛАВА I. Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей
- 01.10.2020
- 623
- 5
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.
«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию,
делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».
Я.А.Коменский
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам [1]. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности [2]. Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала по химии, является технология развития критического мышления. Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной[3]. Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Данная технология способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей. Развивает мыслительные навыки учащихся, делает образование личностно – ориентированным, помогает связи обучения с жизнью , направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Особенностями этой технологии являются:
· учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
· на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
· стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю[4]. Думать критически ЭТО –
· Проявлять любознательность;
· Использовать исследовательские методы;
· Ставить перед собой вопросы;
· Вскрывать причины и последствия фактов;
· Осуществлять планомерный поиск ответов;
· Сомнение в общепринятых истинах;
· Выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;
· Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клустер):
· Во-первых – это мышление самостоятельное;
· Во-вторых – это мышление обобщенное;
· В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
· В четвёртых – это мышление аргументированное;
· В пятых – это мышление социальное.
Что даёт ТРКМ ученику
- повышение эффективности восприятия информации
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
- умение ответственно относиться к собственному образованию
- умение работать в сотрудничестве с другими
- повышение качества образования
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
Что даёт ТРКМ учителю
- умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей [8]. Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей [5].
Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире [6].
Формы урока ТРКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное [7].
Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
В рамках базовой модели «вызов - осмысление информации - рефлексия» могут быть использованы разнообразные стратегии обучения, достаточно хорошо известные и апробированные в педагогической практике.
В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: «вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)».
1 стадия – вызов. Задачами этой стадии являются:
· самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;
· самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;
· на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?».
Для осуществления вызова можно использовать следующие приемы: рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры, блеф-игру «Верите ли вы, что…»
2 стадия – осмысление новой информации. Учащимся предлагается новая информация, которую они должны отработать. Основными задачами на этом этапе являются:
· организация активной работы с информацией;
· самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными и мнениями.
В качестве методических приемов на 2 стадии предлагается составление маркированных таблиц, таблиц вопросов, взаимоопроса и взаимообучения, составления опорных схем, графиков, рисунков, кубик «Грани», диаграмма Венна-Эйлера и т.д.
3 стадия – рефлексия, размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии. У ученика вырабатывается свое отношение к изученному вопросу или явлению. Методические приемы на этой стадии: возврат к стадии вызова, возврат к ключевым словам, возврат к перевернутым схемам и кластерам, составление стихотворных форм, текста рекламного объявления или для интервью.
Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления , которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.
Текст - это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающей свойствами связности и цельности. Часто учителя мало внимания уделяют развитию умения учащихся работать с текстом. При этом важно помнить, что определяющим при планировании урока является содержательная сторона, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий.
По словам немецкого философа Г. Лихтенберга, люди запоминают мало из прочитанного потому, что слишком мало думают сами. А для этого лучше всего найти в тексте главный смысл и на него последовательно, как на ствол дерева навесить ветви — отдельные детали.
Тщательная проработка текста (иногда его называют «сплошным чтением») — это усвоение его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы. Следует отметить, что прочитать текст — еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить.
Вопрос об усвоении содержания книги часто понимают не совсем правильно. Многие считают, что главное — запомнить содержание прочитанного. Между тем усвоение и запоминание — совершенно разные понятия. Усвоить прочитанное — значит понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу.
Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей. Это непременное условие, а не вопрос вкуса или привычки. Необходимость ведения записей в процессе чтения неотделима от самого существа использования книги в работе, будь то наука или практика.
Не случайно всегда говорится о необходимости чтения «с карандашом в руке». Ведение записей способствует лучшему усвоению прочитанного, дает возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на поиск при повторном обращении к данному источнику.
Облегчает работу не каждая запись. Нередко можно наблюдать, как выписывание тех или иных данных из книг превращается в совершенно бессмысленное занятие, отнимающее время. Рациональными записи могут быть лишь в том случае, если соблюдены некоторые общие требования к их ведению и правильно выбрана их форма.
МАРКИРОВАННЫЙ ТЕКСТ
Прием Инсерт (I – interactive, N – noting, S – system, E – effective, R – reading, T – thinking)- это самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Авторы - Воган и Эстес. Он предназначен для того, чтобы читать текст, сохраняя интерес к теме.
При работе с текстом для обработки содержания предлагаю учащимся справа или слева на полях использовать следующие значки:
" V " - уже знал; " + " – новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы.
Прочитав текст один раз, нужно вернуться к своим первоначальным предположениям, вспомнить, что учащиеся знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
V
+
-
?
Для заполнения таблицы необходимо вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".
РАБОТА С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ
На стадии вызова предлагаю набор ключевых слов для изучения нового материала, а далее по этим словам нужно составить небольшой рассказ и записать его в тетрадях. На эту работу отводится 5 минут. Затем заслушивается 2 – 3 рассказа. Со временем учащиеся могут сами составить набор ключевых слов по новому тексту. На стадии рефлексии ключевые слова могут стать опорой для написания синквейна или сочинения стихотворной формы.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СХЕМЫ «ДРЕВОВИДНЫЕ ГРАФЫ»
Позволяют обработать большой объём информации на основе закона осмысления в форме составления модели, которую в дальнейшем можно использовать на разных этапах учебного познания. Например, при изучении химических свойств этиленовых углеводородов составляем схему, подтверждающую зависимость между строением и свойствами веществ.
Приёмы работы с такой схемой разнообразны – совместное с учителем или самостоятельное составление, работа в парах и группах по её изучению, прямое и обратное действие.
ГЛОССАРИЙ
При работе с новым текстом предлагаю учащимся выявить в тексте неизвестные слова и термины, задать вопросы, составить глоссарий.
КЛАСТЕРЫ
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Этот прием может быть применен на стадии вызова при систематизации информации до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.
Большой потенциал данный прием имеет на стадии рефлексии - это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров.
ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ
Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остаётся живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Известно, что не каждый вопрос является инструментом развития учащихся.
Таблица тонких и толстых вопросов может использоваться на любой из трёх стадий урока. Первоначально учащиеся под руководством учителя осваивают технологию составления «тонких» и «толстых» вопросов с использованием текста учебника, а в последующем делают это самостоятельно. Например, вопросы по теме «Щелочные металлы»:
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Где в периодической таблице расположены щелочные металлы?
Чем можно объяснить различие в химической активности щелочных металлов?
Встречаются ли щелочные металлы в природе в свободном виде? и т.д.
С чем связаны особые меры предосторожности при хранении щелочных металлов, каковы они? и т.д.
Возможно составление толстых и тонких вопросов при выполнении домашнего задания. Такая коллекция вопросов, составленная учащимися, может оказать помощь при организации опроса учащихся, либо взаимоопроса.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Особенно полезна, когда предполагается сравнение трёх и более объектов или несколько вопросов. Например, при обобщении материала по классам углеводородов, предлагаю учащимся по тексту учебника составить следующую таблицу:
Объект сравнения
алканы
алкены
алкины
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Позволяет организовать изучение предпосылок возникновения ведущих теорий химии – периодического закона Д.И. Менделеева и теории строения химических соединений А.М. Бутлерова на основе составления таблицы по соответствующему информационному тексту, к примеру, соответствующего параграфа учебника, либо во время лекционного изложения материала. Например, предпосылки открытия Периодического закона оформляются в виде следующей таблицы:
Что?
Где?
Когда?
Утверждение атомно-молекулярного учения, первые единые определения понятий молекулы и атома, а также атомного веса, который теперь называется относительной атомной массой
Г. Карлсруэ, Германия.
1860 г.
И т.д.
ТАБЛИЦА «ПЛЮС - МИНУС - ВОПРОС».
При изучении некоторых понятий важно подчеркнуть не только отрицательные стороны, но и возможный положительный эффект. Вопросы могут быть составлены двояко. В одном варианте – это серия «тонких» и «толстых» вопросов по изучаемой проблеме, а в другом – вопросы по дополнительной информации, заинтересовавшие ученика при подготовке к занятию, которые он желает задать классу. Например, при изучении коррозии металлов первые колонки данной таблицы после их заполнения учащимися выглядят следующим образом:
+
-
?
При термической обработке стальные листы покрываются тонким трудно отделяемым слоем окалины. Таким листам дают слегка поржаветь, после чего они легко очищаются от окалины.
У древних горцев существовал особый секрет приготовления сверхпрочных и острых клинков, которые легко разрубали не только ткани, но и сухожилия и кости. Оказалось, что изделия на несколько лет закапывали в землю, а затем поржавевшие клинки после специальной обработки приобретали высокую прочность.
Разрушение металлических конструкция и т.д.
ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ БЛЕФ-ИГРЫ «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО»:
1. Д.И. Менделеев отверг теорию электролитической диссоциации? (Да)
2. Азотную кислоту называют «царской водкой»? (Нет)
3. В XIX веке в Петербургской Академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду – водородом кислородовичем? (Да)
4. Кальцинированная сода – это соль кальция? (Нет, это безводный карбонат натрия).
5. Больному для успокоения нервной системы врач выписывает б
6 655 125 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Баймухаметова Батила Тургинбаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72/108 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.