Главная / Логопедия / Методическая разработка "Использование пальчиковых игр на уроках и логопедических занятиях" (1 класс)

Методическая разработка "Использование пальчиковых игр на уроках и логопедических занятиях" (1 класс)

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида г. Владимира












Использование пальчиковых игр

на уроках и логопедических занятиях

в 1 классе.




Подготовила: Рябцева С.Н.,

учитель-логопед

высшей категории.


















Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают детей и приносят им столько пользы!

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей и педагогов. У ребенка есть врожденная потребность в общении с людьми, и важнейшим способом такого общения является речь. Вот почему правильное ее развитие имеет огромное значение в процессе воспитания детей.

Озорные стихи и считалочки не только позволяют проводить физкультминутки, но и помогают разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

Не стоит забывать, что все дети – фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа.

Если дети уже в младшем возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

«Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость, этого нужно добиваться самим, привнося радость в нашу жизнь», - писал Герхард Бранстер, автор книги «Все радости мира».

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строчек и одновременном движении пальцами формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

Общие рекомендации.


В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, встряхивания, потряхивания и т.д. она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

Движения в суставах также нашли широкое применение в пальчиковых играх. Они весьма благотворно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата. При этом в пальчиковых играх в основном используются активные движения, то есть те, которые ребенок выполняет самостоятельно. Среди них можно назвать движения кистью и пальцами.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания. Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.



Пальчиковые игры на уроках.


Математика.



***

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли в садик погулять.

(пальцем одной руки считаем пальцы на другой,

слегка нажимая на подушечки)

Ходим-ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу.

(указательным пальцем одной руки выполняем

круговые поглаживания ладони другой)

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать.

(считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их)



***

Нарядили ребятки

Свои пальчики в перчатки.

(растопыриваем пальцы обеих рук ладонями наружу)

Раз, два, три, четыре, пять-

Надо всех пересчитать.

(повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы)

Десять пальцев – как отряд,

И костюму каждый рад.

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

(сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действие выполняется обеими руками одновременно)



***

Маленький Тимошка

Гладил ладошки.

И у каждой руки

Сосчитал бугорки:

(указательным пальцем одной руки круговыми движениями поглаживаем ладонь другой руки)

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем на другой считать:

(обводим бугорки у основания каждого пальца)

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

(делаем то же самое для другой руки)



***

Мы по лесенке шагали

И ступеньки сосчитали:

(указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу)

Раз, два, три, четыре, пять-

Очень весело считать!

(раскрываем одну ладонь, расправляем пальцы, ставим ладонь ребром на стол. Указательным и средним пальцами другой руки «шагаем» по расправленным пальцам, поднимаясь вверх, как по ступенькам.)

Раз, два, три, четыре, пять-

Очень весело шагать!

(теперь «шагаем» по пальцам другой руки)




***

Пятнышки есть у божьей коровки.

Давайте погладим ее по головке!

И пятнышки вместе мы посчитаем,

Сколько на крылышке каждом, узнаем.

(легкими круговыми поглаживаниями массируем сначала тыльную, а затем ладонную сторону кисти руки. Повторяем игру для другой руки.)

***

Вот жучок жужжит-кружится,

На цветочек он садится,

(раскрываем ладонь и поглаживаем ее круговыми движениями кончиков пальцев другой руки, сложенных в щепоть.)

Ставит лапки наш жучок

На нарядный лепесток.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем лепестки считать.

(захватывая щепотью поочередно все пальцы, разминаем их от основания до подушечки.)



***

Интересные ребята-

Полосатые котята.

(обеими ладонями показываем уши или усы котят)

Раз! Котенок-озорник –

По столам он прыг да прыг!

Два! Котенок музыкальный –

Песенки поет печально.

Три! Котенок очень тихий –

Ловит мышек очень лихо!

А четвертый наш котенок

Любит спать еще с пеленок!

Ну, а пятый далеко –

Убежал за молоком!

(на каждые две строчки поочередно разминаем пальцы одной руки пальцами другой.)



***

Две мышки залезли в подвал

Тайком, чтоб никто не видал.

Спустились следом подружки –

Три сереньких мышки-норушки.

(сложенными в щепоть пальцами обеих рук изображаем ползающих по столу мышек.)

Первая мышка увидела сыр,

Другая сгрызла его до дыр,

Третья собрала все крошки,

Четвертой осталось немножко,

А пятая гордо сказала:

(сжимаем одну руку в кулак, а с помощью другой руки освобождаем пальцы по одному согласно тексту считалочки.)

«Не вылезу я из подвала,

Пока хозяин квартиры

В подвал не доставит мне сыра!»

(расслабляем кисти рук и отряхиваем их одна о другую.)



***

Съесть хотели апельсин

Пять ребят, а он один.

(делаем круговые движения обеими кистями рук, как будто у нас в ладонях апельсин)

Эта долька – для Наташи,

Эту отдадим мы Саше,

Этой угостим Марину,

Ну, а две дадим Ирине.

Остальные будет кушать

Наша милая Надюша.

(на каждое названное имя пальцами одной руки растираем по одному пальцу другой. Затем повторяем это действие для второй руки.)



***

Как в кармане у Аркашки

Вечно копятся бумажки:

Фантики, билеты –

Все, что есть на свете.

(несколько раз поочередно хлопаем в ладоши и легонько стучим руками по столу.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Нам всего не сосчитать!

(сжимаем руки в кулаки и на счет выпрямляем по одному пальцу на каждой руке.)

***

Наших маленьких ребят –

Пять лохматых медвежат –

Танцевать не приглашают,

Неуклюжими считают.

(соединяем руки кончиками пальцев, ставим запястья на стол и раскачиваем сомкнутые кисти рук вправо-влево.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будут мишки танцевать!

Раз, два, три, четыре, пять –

Всем на лапы наступать!

(на счет соединяем и разъединяем поочередно все пальцы.)



***

На столе моем игрушки

Притаились в тишине.

Пять подарков в день рожденья

Принесли ребята мне.

(круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой.)

Раз – мохнатый мягкий мишка,

Два – зеленый крокодил,

Три – зайчишка-шалунишка,

А четыре – конь один,

Пять – огромная машина

(указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой руки в направлении от основания к кончику.)

С желтым кузовом большим.

Я в него свои подарки

Утром рано положил.

(соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием.)



***

У матрешки нашей Мани

Пять девчоночек в кармане.

(сжимаем руки в кулаки)

Маню раскрываем,

Зину вынимаем.

Вот раскрыли Зину,

Вытащили Нину.

А из Нины мы достали

Чернобровую Наталью.

А внутри Наташи

Засиделась Даша.

Дашу мы раскрыли,

Выпустили Лилю.

(на счет вынимаем из кулаков по одному пальцу одновременно. Если не получается, можно освобождать пальцы поочередно с помощью другой руки.)

Все девчонки из кармана

Вышли в красных сарафанах.

(раскрываем ладони и растопыриваем пальцы, словно показываем матрешек в ярких сарафанах.)




Развитие речи.


Тема: Имена.

***

В каждой из избушек

Живут по пять подружек:

(делаем «домик», соединяя руки кончиками пальцев и основанием ладоней)

Маня, Настя и Полина,

Катерина и Марина,

Соня, Вера, Зинаида,

Василиса, Степанида.

(называем имена и поглаживаем каждый палец, совершая движения от основания к кончику)

Вместе песенки поют,

Дружно, весело живут.

(поглаживаем и потираем ладони одна о другую)



Тема: Птицы.

***

Рано утро издалека

Прилетела к нам сорока.

(соединяем кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями. Машем обеими кистями, как крыльями.)

Стала громко стрекотать,

Длинным хвостиком махать.

(ладони с сомкнутыми пальцами прижимаем друг к другу и наклоняем их вправо-влево)

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

(пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем зернышки» с поверхности стола)




***

Птенчики скворцов зовут:

«Мама, папа! Тут мы, тут!

Принесите нам еды

И немножечко воды.

(собираем пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрываем «клювики»)

Червячков мы поедим,

С вами в небо полетим!»

(соединяем кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястий. Машем кистями, как крыльями.)



***

В гости к нашей сестричке

Весной прилетали птички:

(поднимаем обе руки и машем кистями, изображая крылья птиц)

Эта птичка – совушка,

Ну, а эта – скворушка.

Эта птичка – воробей,

Ну, а эта – соловей.

Это – дятел, это – стриж,

Это же – поющий чиж.

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – свиристель,

Ну, а это издалека

Прилетела к нам сорока.

(называя птиц, поглаживаем, разминаем или растираем поочередно каждый палец)



***

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков.

(складываем пальцы обеих рук в щепоть и «клюем» со стола воображаемых жучков и червячков)

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

(соединяем ладони с сомкнутыми пальцами и поднимаем руки вверх)

Прыг да прыг

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

(опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгиваем» обеими руками над поверхностью стола)


Тема: Растения.


***

Вот белые ромашки –

Нарядные рубашки,

(раскрываем ладонь и поглаживаем ее круговыми движениями сжатых пальцев другой руки)

А рядом одуванчики –

Пушистые обманщики.

(делаем то же самое с другой ладонью)

Как только захочу сорвать,

Им в небо надо улетать.

(расслабляем и встряхиваем кисти обеих рук)




***

Я – большой арбуз усатый,

Я зеленый, полосатый.

(гладим ладонями голову и проводим указательными пальцами под носом, показывая усы)

Греет солнышко бочок.

Я поспел, как только смог.

(наклоняем голову и прижимаемся щекой к ладони. Другой ладонью гладим свободную щеку, изображая, как солнышко греет бочок.)

С грядки вы меня возьмите

И на части разделите.

(указательными пальцами обеих рук проводим несколько раз от макушки до шеи)



***

Сорву я малинку

Насте в корзинку.

Найду земляничку

Полинке – сестричке.

Смородинку в баночку

Соберу для Яночки.

Крыжовник в стакане

Несу я для Вани,

А маленькому Мише

Нарву я спелой вишни!

(на каждые две строчки поочередно растираем пальцы одной руки пальцами другой. Затем меняем руки и все повторяем сначала.)



Тема: Лето.


***

В небе солнышко сияет,

(поднимаем руки вверх, раскрываем ладони и растопыриваем пальцы)

Наши щечки согревает,

(опускаем руки, поглаживаем ладонями щеки)

Носик, руки и бока

Подрумянило слегка.

(обеими руками поочередно поглаживаем нос, руки и бедра)

Ноги тоже у ребят

Понемножку загорят.

(руки с бедер опускаем все ниже, до щиколоток)

Это солнце яркое,

Это лето жаркое!

(снова поднимаем руки с раскрытыми ладонями)




Произношение.


Звук [р].

***

Крот – пузатый толстячок –

Носит серый пиджачок.

(сжимаем руки в кулаки и перемещаем их по столу, медленно поворачивая)

Зернышки грызет и корки,

Под землей он роет норки,

(складываем пальцы обеих рук в щепоть и выполняем собирающие движения подушечками, как будто поднимаем зерна и крошки)

Землю кучкой насыпает

И из норки вылезает.

(соединяем ладони с сомкнутыми пальцами и потираем их одна о другую)



***

Мышка вылезла из норки,

Просит сыра у Егорки.

(одну руку кладем на стол ладонной стороной вниз, другой рукой накрываем первую и прижимаем. Нижнюю руку вытаскиваем из-под верхней. Затем меняем руки.)

Сыра ей не дал Егорка,

Предложил кусочек корки.

(поочередно сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы каждой руки)

«Фи!» - пищит мышонок в норке,-

«Ну и жадный ты, Егорка!»

(встряхиваем расслабленные кисти рук)



***

Как вчера у бабушки

Мы пекли оладушки.

(кладем кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно переворачиваем их на тыльную сторону)

Раз-два, румяные!

Раз-два, горячие!

(ладонью гладим тыльную сторону другой руки, затем меняем руки)

Раз-два, их жарили!

Три – поворачивали!

(повторяем первое движение)

Вкусные оладушки

Ели мы у бабушки!

(повторяем второе движение)



***

Модница муха на рынок пришла.

А выбирала она кружева.

(несколько раз поочередно продеваем пальцы одной руки между пальцами другой)

Ей продавец - паучок показал

Множество кружевных покрывал.

(раскрытыми ладонями гладим поверхность стола, как будто расправляем складки на покрывале)

Закутал ее в покрывало,

И бедная муха пропала.

(одной рукой захватываем другую и стараемся «окутать» ее всю, выполняя круговые движения)






Звук [ л ].

***

Лягушка –попрыгушка,

Глазки на макушке,

А все ее слова –

Только «Ква!» да «Ква!».

А щеки раздувает

И рот свой разевает,

(смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты, которые то раскрываются, то закрываются)

Чтоб комары и мушки

Летели в рот к лягушке.

(одной рукой продолжаем изображать рот лягушки, а пальцами другой поочередно «попадаем» в этот «рот»)



***

Черепашка Соня –

Страшная засоня.

До обеда спала,

В магазин поползла.

Быстро обернулась –

На закате вернулась.

(раскрываем ладонь и медленно «бредем» пальцами по столу, имитируя движения черепашки. Второй ладонью накрываем первую, изображая панцирь.)

Пряник свежий пожевала

Чаем крепким запивала…

Долго Соня – черепашка

В кухне мыла свою чашку.

(складываем ладонь лодочкой, сомкнутыми пальцами другой руки поглаживаем внутреннюю сторону воображаемой чашки)


***

Улитка на дорожке

Выпустила рожки.

(сжимаем одну руку в кулак и выставляем «рожки» из указательного и среднего пальцев. Указательный и средний пальцы другой руки движутся навстречу «улитке»)

Полинку напугала –

Полинка убежала.

(раскрываем ладони и кладем их на стол)

Улитка удивилась

И даже рассердилась:

Ей дома не сиделось,

Так поиграть хотелось!

(поглаживаем тыльную сторону одной руки ладонной стороной другой, затем меняем руки)



Звук [ ж ].

***

Жук залез на лесенку,

Распевает песенку:

(раскрываем ладонь и разъединяем пальцы, ставим ее ребром на поверхность стола. Пальцами второй руки перебираем пальцы первой, словно поднимаемся по ступенькам)

«Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я на лесенке сижу!»

(то «поднимаемся» на «лесенку», то «спускаемся» с нее)

С лесенки жучок упал

И сердито зажужжал:

«Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я под лесенкой лежу!»

(поднимаем обе руки вверх и опускаем их на стол, несколько раз хлопая по поверхности)

Мы жучка поднимем,

Ласково обнимем!

(поглаживаем ладонями тыльные стороны кистей обеих рук)




Звук [ ч ].

***

Чок-чок-чок, чок-чок-чок!

К пастушку бежит бычок.

(«бежим» по столу, постукивая подушечками пальцев)

Пободаться очень хочет,

Может, ему скучно очень.

(на каждой руке выставляем «рожки» из указательного пальца и мизинца и поворачиваем кисти в разные стороны)

Пастушок и не боится –

Даст бычку воды напиться,

(одну руку оставляем в описанном положении, круговыми движениями поглаживаем ее тыльную сторону пальцами другой руки)

За рога его возьмет

И на травку уведет.

(захватываем «рогатую» руку другой рукой и отводим ее в сторону)




Обучение грамоте.


***

После завтрака мы с вами

В лес поедем за дровами.

(сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий)

Пилим – пилим, пилим – пилим!

Быстро мы бревно осилим!

(ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад)

Рубим – рубим, рубим – рубим!

Топором работать будем!

(кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу)

Привезем домой дрова,

Сложим посреди двора.

(выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол)

***

Скачет на коне Егорка

То на горку, то под горку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Весело ему скакать!

(одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними)

Выезжает в чисто поле –

Есть где разгуляться вволю!

(разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь. Повторяем все для другой руки.)



***

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики!

Пополам согните,

В кулачок сожмите!

Раскройте ладошки,

Встряхните немножко!

Чтобы правильно писать,

Надо ручкам отдыхать!

(выполняем все движения согласно тексту)



***

Солнышко яркое в небе сияло,

Лучами своими нас согревало.

(поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук)

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли.

(соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения)

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи.

(поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо – влево)

Солнышко снова на небе сияет,

Жаркие лучики нас согревают.

(снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы – «лучи»)



***

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

Солнце просыпается –

Цветочки раскрываются.

(раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем – «лепестком»)

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

(крепко сжимаем обе руки в кулаки)



***

На каждой ладошке

Есть три дорожки.

Все дорожки мы найдем,

Пальчиком по ним пройдем:

Раз дорожка, два и три -

Пальцем каждую потри!

(указательным пальцем одной руки растираем ладонь другой вдоль линий)



***

Капельки – дождинки

Упали на травинки.

Кап – кап, капельки,

Кап – кап, маленьки.

(раскрываем одну ладонь, подушечками пальцев другой постукиваем по ней, имитируя дождевые капли)

На ладошки дети

Ловят капли эти.

Кап – кап, капельки,

Кап – кап, маленьки.

(делаем то же самое с другой ладонью)

16


Методическая разработка "Использование пальчиковых игр на уроках и логопедических занятиях" (1 класс)
  • Логопедия
Описание:

 

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Одним из видов игр, применяемых на уроках и логопедических занятиях, могут стать пальчиковые игры

Пальчиковые игры являются прекрасным средством начального эстетического воспитания.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Данная подборка пальчиковых игр может быть интересна как учителям так и логопедам, так как содержит разнообразные по тематике упражнения.

Автор Рябцева Светлана Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 364
Номер материала 21443
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓