Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ЧЕХОВ И ЛЕВИТАН - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПИСАТЕЛЬ И ВЕЛИЧАЙШИЙ ХУДОЖНИК"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ЧЕХОВ И ЛЕВИТАН - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПИСАТЕЛЬ И ВЕЛИЧАЙШИЙ ХУДОЖНИК"

Скачать материал

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

 

 

 

Методическая разработка

 

Чехов и Левитан - величайший писатель и величайший художник

               13 1879

РАЗРАБОТЧИК: НОВРУЗОВА Т.М.,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

КЕМЕРОВО

2014

Пояснительная записка

 

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого мероприятия.

Тема посвящена творчеству А. П. Чехова и И. Левитана. Несомненно, она звучит актуально в любое время. Поэтому возрос интерес обучающихся к творчеству этих великих людей России.

При подготовке открытого мероприятия были использованы различные виды самостоятельной работы.

Работа началась с организации изучения поэтического и творческого наследия поэта и художника.

Используемый на открытом занятии материал ограничен временными (хронологическими) рамками. Это объясняется ограниченностью  времени проведения занятия (90 мин.).

Если при исследовании некоторых вопросов биографий А.П. Чехова и И. Левитана возникает проблема недостаточности материала или спорной трактовки, то по вопросу их творчества встает другой вопрос – как отсортировать материал, выбрать самое важное, то, что вызовет несомненный интерес обучающихся.

Обучающиеся с огромным интересом занимались  поиском материала.

Форма проведения мероприятия объясняется так же многими обстоятельствами: возрастными особенностями первокурсников, уровню их общей подготовки, общей информированностью и заинтересованностью.

В процессе подготовки выяснилось, что обучающиеся не знают, казалось бы самых простых слов русского языка, поэтому мы все время работали не только над выразительностью речи, но и над значением некоторых устаревших слов.

Для иллюстрации выступления была создана презентация.

Данное мероприятие может проводиться ежегодно, так как контингент обучающихся постоянно обновляется.

 

 

 

 

Содержание методической разработки

 

 

РАЗДЕЛ

СТРАНИЦА

1

Пояснительная записка

3

2

Методический блок

5

3

Информационный блок

9

4

Приложения

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

методический 
блок

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по проведению устного журнала

 

Мероприятие может проводиться  как тематическое занятие, так и курсовое мероприятие. В зависимости от этого преподаватель может сокращать представленный в проекте материал, либо использовать полностью.

   При подготовке необходимо отобрать обучающихся, обладающих хорошей дикцией и хорошим выразительным чтением. По их выбору им предоставляется возможность принять участие в устном журнале.  

  Обучающимся, умеющим играть на гитаре или фортепиано, предлагается исполнение музыки. Если таких обучающихся нет, то в процессе проведения мероприятия можно использовать фонограмму.

   Необходимо соответствующим образом украсить актовый зал (аудиторию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оснащение мероприятия

 

*  Портреты Б. Пастернака и А. Блока    

*  Столик журнальный

*  Экран

*  Ноутбук

*  Проектор мультимедиа

*  Магнитофон

*  Диски с музыкальным сопровождением мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация мероприятия

 

Поэзия и творчество всегда играли и играют важную роль в составлении личности.

Поэзия и творчество помогают образно мыслить, тонко воспринимать слово, осмысливать себя в этом мире.

Конец 19 начало 20 веков в русской литературе явление уникальное. Для того, чтобы понять процесс, имевшее место быть на рубеже веков, необходимо иметь представление о творчестве ярких представителей того времени и увидеть переломный момент истории через поэтическое и творческое восприятие.

Таким образом, занятие данной темы необходимо и оно помогает при изучении других предметов гуманитарного цикла.

Обучающая цель мероприятия: знакомство с произведениями через авторскую интерпретацию.

Методическая цель мероприятия: осуществление нестандартных подходов в изучении литературы.

Воспитательные цели:

-раскрытие гуманитарного смысла в интеллектуальном и нравственном развитии личности;

-развитие чувства прекрасного, гордость за свою Родину.

Психологическая цель: повысить самооценку обучающихся, помочь преодолеть застенчивость, неверие в собственные способности.

Хронокарта

 

Содержание

Время

(мин)

1.

Вступительное слово преподавателя литературы

3

2.

Выступление ведущих (на протяжении всего поэтического вечера)

 

17

3.

Рассказ о жизни и творчестве с презентацией (на протяжении всего поэтического вечера)

 

55-60

6.

Заключительное слово директора медицинского училища

5

ИТОГО

85

 

 

 

 

Информационный блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3249186_34bd4e42

Посвящено 150 – летию,

со дня смерти

Антона Павловича Чехова

 

 

 

 

 

 

Чехов и Левитан - величайший писатель

и величайший художник

131879

И.Левитан и А.П.Чехов были ровесниками и познакомились еще в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Как-то зимою Левитан заболел, и его друг - Михаил Чехов - привел своего брата Антона проведать больного. После этого они постоянно встречались в Москве и, видимо, в Звенигороде, где некоторое время работал в больнице Антон Павлович. В это же время Чехов начинал писать свои небольшие юмористические рассказы (еще под псевдонимом Антоша Чехонте).

 

 

 

800px-Melihovo.jpg

Но особенно душевной стала дружба писателя и живописца с 1885 года, когда Левитан вместе с семьей Чеховых провел лето в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино близ Нового Иерусалима (туда же он приезжал на отдых и в два последующих года). Левитан нашел в семье Чеховых теплое, родственное отношение и искреннюю дружескую помощь.

 

299240

Совместные чтения стихов Пушкина и сатиры Салтыкова-Щедрина, музыкальные вечера, прогулки на природе, веселые игры, организатором которых был неистощимый в своем остроумии Антон Павлович. Все это создавало целительную атмосферу любви к природе, живому слову и искусству.

 

m2

Необычайно близкими оказались Чехов и Левитан и в каких-то сокровенных основах своего мироощущения, и, соответственно, поэтики творчеств. Левитановское восхищение творчеством писателя как пейзажиста - отдельные описания природы у которого он считал верхом совершенства.

В формировании пейзажного мастерства Чехова большую роль сыграло общение с живописью Левитана. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Пейзажи Чехова подвижны, порой печальны. То же у Левитана:  

Где человек у Левитана?

Березы тихо дрогнут у пруда,

И лошаденка тянет неустанно

Худые сани - неведомо куда,

А над безлюдьем светится звезда…

 

abtg.jpg

Правда, впоследствии, в 1892 году, был в истории дружбы Левитана и Чехова эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с чеховским рассказом "Попрыгунья" (другое название - "Великий человек"). Чехов напечатал рассказ, и Левитан нашел в нем обидные намеки на себя, своих близких, возмутился, вспылил, говорят, даже собирался вызвать Чехова на дуэль... А позже морщился, как от боли, вспоминая всю эту историю.

 

на садово кудринской

Как мог он так не понять Чехова.  Дружба с Чеховым освещала всю его жизнь, и никто, как Чехов, не умел так легко и хорошо разбираться в путанице его порою несвязных, буйных мыслей, чувств. Теперь все кончено, казалось Левитану... Все сильнее грызла его тоска по другу. Хотелось иногда забыть обо всем, пойти к Чеховым. Но как на это решиться? Однажды - это было 2 января 1895 года - заехала к Левитану Таня Куперник, молодая писательница. Она собралась ехать в Мелихово к Чеховым и по дороге зашла посмотреть летние этюды Левитана. Когда Левитан узнал, куда она едет, он заговорил о том, как труден ему разрыв с Чеховым, как хотелось бы по-прежнему поехать к нему в Мелихово.

- За чем же дело стало? Раз хочется, так и надо ехать. Поедемте со мной сейчас!

- Как? Сейчас? Так вот и ехать?

- Так вот и ехать!

 

Мария павловна Чехова.jpg

"Левитан заволновался, зажегся... и вдруг решился. Бросил кисти, вымыл руки, и через несколько часов мы подъезжали к мелиховскому дому, - вспоминала много лет спустя Татьяна Львовна Щепкина-Куперник. И вот мы подъехали к дому. Залаяли собаки на колокольчик, выбежала на крыльцо Мария Павловна, вышел закутанный Антон Павлович, в сумерках вгляделся, кто со мной, - маленькая пауза - и оба кинулись друг к другу, так крепко схватили друг друга за руки - и вдруг заговорили о самых обыкновенных вещах: о дороге, погоде, о Москве... будто ничего не случилось". Друзья вновь обрели друг друга.

levitan251-312

Крепче, душевнее стала дружба, и Левитан сиял от счастья, когда Чехов, наезжая в Москву, приходил к нему в мастерскую. Так дружба писателя и художника, к их взаимной радости, возобновилась. Чехов подарил живописцу свою книгу с надписью: "Величайшему художнику от величайшего писателя. Милому Левиташе "Остров Сахалин" на случай, если он совершит убийство из ревности и попадет на оный остров. Их самые сердечные отношения сохранились до конца дней художника."

 

Levitan_Sokolniki_Autumn_1879

Дружба с Левитаном, восхищение его работами, видимо, многое дали и Чехову как писателю и мыслителю. Он готов был "душу отдать за удовольствие поглядеть на теплое вечернее небо, на речки, лужицы, отражающие в себе томный, грустный закат" и особенно любил весну. "Майские сумерки, нежная молодая зелень с тенями, запах сирени, гудение жуков, тишина, тепло - как это ново и необыкновенно, хотя весна повторяется каждый год" (из повести "Моя жизнь"). Подмосковную природу он стал называть левитанистой.

Бабкино

 и писал в одном из писем их общему товарищу - архитектору Федору Шехтелю: "Стыдно сидеть в душной Москве, когда есть Бабкино... Птицы поют, трава пахнет. В природе столько воздуха и экспрессии, что нет сил описать... Каждый сучок кричит и просится, чтобы его написал Левитан".

Перекликаются с творчеством Левитана и такие программно важные для Чехова произведения 1880-х годов, как повесть "Степь",  рассказы о детях и животных, в которых важнейшую роль играют образы природы и выражены представления писателя о норме, истинно человечном образе мыслей и чувств.

Золотая осень 1895

"Нужны чистые, поэтические и естественные побуждения, столь же прекрасные, как мир природы... Человек должен быть достоин земли, на которой он живет... Какие красивые деревья и какая, в сущности, должна быть возле них красивая жизнь!" - в подобных утверждениях Чехова, близких к левитановским устремлениям, проявляется нерв, сердце его поэтики.

 

Осень туман 1898.jpg

В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» (1898) пошлости и мелочам обывательского быта противостоит красота, бесконечность природы и вызываемых ею чувств и мыслей: "Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и все благополучно".

Истра

Еще более едины чувство красоты ночной природы и высокая "чеховско-левитановская" этика в рассказе «В овраге» (1900), где героини в скорбную минуту все-таки верят, что, "как ни велико зло, все же ночь тиха и прекрасна, и все же в божьем мире правда есть и будет, такая же тихая и прекрасная, и все на земле только ждет, чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью"...

 

 

chehov_pic_02

Чехову А.П.

Bad Nauheim

31 мая 1898

Как давно я не имел известий от тебя, дорогой Антон Павлович. Ты на что-либо сердишься? или просто писать не хотелось? Это я еще понимаю. Ну, Бог с тобой. Как себя чувствуешь? Ты, наверное, уже у себя в деревне? О тебе я последнее время знал от других. Слышал, что пребывание на юге принесло тебе огромную пользу, чему, конечно, более чем порадовался. Какую погоду застал в Москве?

Я перенес весною тиф; едва не околел. Теперь лечусь здесь, т. е. принимаю ванны и делаю гимнастику. Чувствую себя гораздо лучше. Тоскую здесь ужасно, не с кем слово сказать. Окружен англичанами, которых, кстати, куда ни приедешь в Европу, всюду бездна, как летом мух. Начинаю думать, что в Англии англичан нет, или уж всюду слишком много! Недели через две, вероятно, еду в Россию, куда смертельно хочется. Хоть и дикая страна, а люблю ее!

Как поживают твои? Как успехи Марьи Павловны?

Если тебе лень написать, пусть Марья Павловна черкнет несколько строк.

Дружески жму руку И. Левитан

 

В 1900 году Чехов потерял близкого друга и родного человека, умер Левитан

15749866_1201176810_481159_185-web

Чехов, как никто другой, знал Левитана, но не оставил о нем никаких воспоминаний...  И не потому, что ему нечего было сказать о "дорогом Левиташе". Возможно, что писатель не хотел раскрывать и выставлять публике то близкое и трогательное, что связывало величайшего писателя и величайшего живописца. А, возможно, Антон Павлович считал, что никто не расскажет о Левитане лучше, чем его произведения...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

*   Журнал “Великие имена”, выпуск № 27, 2009 г.

*    Журнал “Художественная галерея”, № 56, 2010 г.

*   ИД “Искусство”, № 17, 2009 г.

*   http://www.library.taganrog.ru/chehov/beseda.html

*   http://a-chekhov.ru/photo_gallery/gallery-4/page-1/photo-61/

*   http://zlv14.narod.ru/levitan/Levitan_v_Babkino.html.htm

*   http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000031/st021.shtl

*   http://isaak-levitan.ru/good.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Диск с презентацией к проводимому мероприятию

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ЧЕХОВ И ЛЕВИТАН - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПИСАТЕЛЬ И ВЕЛИЧАЙШИЙ ХУДОЖНИК""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого мероприятия.

Тема посвящена творчеству А. П. Чехова и И. Левитана. Несомненно, она звучит актуально в любое время. Поэтому возрос интерес обучающихся к творчеству этих великих людей России.

При подготовке открытого мероприятия были использованы различные виды самостоятельной работы.

Работа началась с организации изучения поэтического и творческого наследия поэта и художника.

Используемый на открытом занятии материал ограничен временными (хронологическими) рамками. Это объясняется ограниченностью  времени проведения занятия (90 мин.).

Если при исследовании некоторых вопросов биографий А.П. Чехова и И. Левитана возникает проблема недостаточности материала или спорной трактовки, то по вопросу их творчества встает другой вопрос – как отсортировать материал, выбрать самое важное, то, что вызовет несомненный интерес обучающихся.

Обучающиеся с огромным интересом занимались  поиском материала.

Форма проведения мероприятия объясняется так же многими обстоятельствами: возрастными особенностями первокурсников, уровню их общей подготовки, общей информированностью и заинтересованностью.

В процессе подготовки выяснилось, что обучающиеся не знают, казалось бы самых простых слов русского языка, поэтому мы все время работали не только над выразительностью речи, но и над значением некоторых устаревших слов.

Для иллюстрации выступления была создана презентация.

Данное мероприятие может проводиться ежегодно, так как контингент обучающихся постоянно обновляется.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 772 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 331
    • DOCX 2.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Новрузова Тарана Мамедовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Новрузова Тарана Мамедовна
    Новрузова Тарана Мамедовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13361
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 334 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 705 человек

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сельский и индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе