Главная / Русский язык и литература / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ЧЕХОВ И ЛЕВИТАН - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПИСАТЕЛЬ И ВЕЛИЧАЙШИЙ ХУДОЖНИК"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ЧЕХОВ И ЛЕВИТАН - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПИСАТЕЛЬ И ВЕЛИЧАЙШИЙ ХУДОЖНИК"

hello_html_m323487a2.gifhello_html_m5f04e8ec.gifhello_html_m3024b160.gifhello_html_m3024b160.gifhello_html_m3024b160.gifДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ







Методическая разработка



Чехов и Левитан - величайший писатель и величайший художник

131879

РАЗРАБОТЧИК: НОВРУЗОВА Т.М.,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ





КЕМЕРОВО

2014

Пояснительная записка



Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого мероприятия.

Тема посвящена творчеству А. П. Чехова и И. Левитана. Несомненно, она звучит актуально в любое время. Поэтому возрос интерес обучающихся к творчеству этих великих людей России.

При подготовке открытого мероприятия были использованы различные виды самостоятельной работы.

Работа началась с организации изучения поэтического и творческого наследия поэта и художника.

Используемый на открытом занятии материал ограничен временными (хронологическими) рамками. Это объясняется ограниченностью времени проведения занятия (90 мин.).

Если при исследовании некоторых вопросов биографий А.П. Чехова и И. Левитана возникает проблема недостаточности материала или спорной трактовки, то по вопросу их творчества встает другой вопрос – как отсортировать материал, выбрать самое важное, то, что вызовет несомненный интерес обучающихся.

Обучающиеся с огромным интересом занимались поиском материала.

Форма проведения мероприятия объясняется так же многими обстоятельствами: возрастными особенностями первокурсников, уровню их общей подготовки, общей информированностью и заинтересованностью.

В процессе подготовки выяснилось, что обучающиеся не знают, казалось бы самых простых слов русского языка, поэтому мы все время работали не только над выразительностью речи, но и над значением некоторых устаревших слов.

Для иллюстрации выступления была создана презентация.

Данное мероприятие может проводиться ежегодно, так как контингент обучающихся постоянно обновляется.









Содержание методической разработки





РАЗДЕЛ

СТРАНИЦА

1

Пояснительная записка

3

2

Методический блок

5

3

Информационный блок

9

4

Приложения

19





































































Рекомендации по проведению устного журнала



Мероприятие может проводиться как тематическое занятие, так и курсовое мероприятие. В зависимости от этого преподаватель может сокращать представленный в проекте материал, либо использовать полностью.

При подготовке необходимо отобрать обучающихся, обладающих хорошей дикцией и хорошим выразительным чтением. По их выбору им предоставляется возможность принять участие в устном журнале.

Обучающимся, умеющим играть на гитаре или фортепиано, предлагается исполнение музыки. Если таких обучающихся нет, то в процессе проведения мероприятия можно использовать фонограмму.

Необходимо соответствующим образом украсить актовый зал (аудиторию).





































Оснащение мероприятия



  • Портреты Б. Пастернака и А. Блока

  • Столик журнальный

  • Экран

  • Ноутбук

  • Проектор мультимедиа

  • Магнитофон

  • Диски с музыкальным сопровождением мероприятия



























Мотивация мероприятия


Поэзия и творчество всегда играли и играют важную роль в составлении личности.

Поэзия и творчество помогают образно мыслить, тонко воспринимать слово, осмысливать себя в этом мире.

Конец 19 начало 20 веков в русской литературе явление уникальное. Для того, чтобы понять процесс, имевшее место быть на рубеже веков, необходимо иметь представление о творчестве ярких представителей того времени и увидеть переломный момент истории через поэтическое и творческое восприятие.

Таким образом, занятие данной темы необходимо и оно помогает при изучении других предметов гуманитарного цикла.

Обучающая цель мероприятия: знакомство с произведениями через авторскую интерпретацию.

Методическая цель мероприятия: осуществление нестандартных подходов в изучении литературы.

Воспитательные цели:

-раскрытие гуманитарного смысла в интеллектуальном и нравственном развитии личности;

-развитие чувства прекрасного, гордость за свою Родину.

Психологическая цель: повысить самооценку обучающихся, помочь преодолеть застенчивость, неверие в собственные способности.

Хронокарта


Содержание

Время

(мин)

1.

Вступительное слово преподавателя литературы

3

2.

Выступление ведущих (на протяжении всего поэтического вечера)


17

3.

Рассказ о жизни и творчестве с презентацией (на протяжении всего поэтического вечера)


55-60

6.

Заключительное слово директора медицинского училища

5

ИТОГО

85






























































3249186_34bd4e42

Посвящено 150 – летию,

со дня смерти

Антона Павловича Чехова







Чехов и Левитан - величайший писатель

и величайший художник

131879

И.Левитан и А.П.Чехов были ровесниками и познакомились еще в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Как-то зимою Левитан заболел, и его друг - Михаил Чехов - привел своего брата Антона проведать больного. После этого они постоянно встречались в Москве и, видимо, в Звенигороде, где некоторое время работал в больнице Антон Павлович. В это же время Чехов начинал писать свои небольшие юмористические рассказы (еще под псевдонимом Антоша Чехонте).




800px-Melihovo.jpg

Но особенно душевной стала дружба писателя и живописца с 1885 года, когда Левитан вместе с семьей Чеховых провел лето в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино близ Нового Иерусалима (туда же он приезжал на отдых и в два последующих года). Левитан нашел в семье Чеховых теплое, родственное отношение и искреннюю дружескую помощь.


299240

Совместные чтения стихов Пушкина и сатиры Салтыкова-Щедрина, музыкальные вечера, прогулки на природе, веселые игры, организатором которых был неистощимый в своем остроумии Антон Павлович. Все это создавало целительную атмосферу любви к природе, живому слову и искусству.


m2

Необычайно близкими оказались Чехов и Левитан и в каких-то сокровенных основах своего мироощущения, и, соответственно, поэтики творчеств. Левитановское восхищение творчеством писателя как пейзажиста - отдельные описания природы у которого он считал верхом совершенства.

В формировании пейзажного мастерства Чехова большую роль сыграло общение с живописью Левитана. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Пейзажи Чехова подвижны, порой печальны. То же у Левитана:

Где человек у Левитана?

Березы тихо дрогнут у пруда,

И лошаденка тянет неустанно

Худые сани - неведомо куда,

А над безлюдьем светится звезда…


abtg.jpg

Правда, впоследствии, в 1892 году, был в истории дружбы Левитана и Чехова эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с чеховским рассказом "Попрыгунья" (другое название - "Великий человек"). Чехов напечатал рассказ, и Левитан нашел в нем обидные намеки на себя, своих близких, возмутился, вспылил, говорят, даже собирался вызвать Чехова на дуэль... А позже морщился, как от боли, вспоминая всю эту историю.


на садово кудринской

Как мог он так не понять Чехова. Дружба с Чеховым освещала всю его жизнь, и никто, как Чехов, не умел так легко и хорошо разбираться в путанице его порою несвязных, буйных мыслей, чувств. Теперь все кончено, казалось Левитану... Все сильнее грызла его тоска по другу. Хотелось иногда забыть обо всем, пойти к Чеховым. Но как на это решиться? Однажды - это было 2 января 1895 года - заехала к Левитану Таня Куперник, молодая писательница. Она собралась ехать в Мелихово к Чеховым и по дороге зашла посмотреть летние этюды Левитана. Когда Левитан узнал, куда она едет, он заговорил о том, как труден ему разрыв с Чеховым, как хотелось бы по-прежнему поехать к нему в Мелихово.

- За чем же дело стало? Раз хочется, так и надо ехать. Поедемте со мной сейчас!

- Как? Сейчас? Так вот и ехать?

- Так вот и ехать!


Мария павловна Чехова.jpg

"Левитан заволновался, зажегся... и вдруг решился. Бросил кисти, вымыл руки, и через несколько часов мы подъезжали к мелиховскому дому, - вспоминала много лет спустя Татьяна Львовна Щепкина-Куперник. И вот мы подъехали к дому. Залаяли собаки на колокольчик, выбежала на крыльцо Мария Павловна, вышел закутанный Антон Павлович, в сумерках вгляделся, кто со мной, - маленькая пауза - и оба кинулись друг к другу, так крепко схватили друг друга за руки - и вдруг заговорили о самых обыкновенных вещах: о дороге, погоде, о Москве... будто ничего не случилось". Друзья вновь обрели друг друга.

levitan251-312

Крепче, душевнее стала дружба, и Левитан сиял от счастья, когда Чехов, наезжая в Москву, приходил к нему в мастерскую. Так дружба писателя и художника, к их взаимной радости, возобновилась. Чехов подарил живописцу свою книгу с надписью: "Величайшему художнику от величайшего писателя. Милому Левиташе "Остров Сахалин" на случай, если он совершит убийство из ревности и попадет на оный остров. Их самые сердечные отношения сохранились до конца дней художника."


Levitan_Sokolniki_Autumn_1879

Дружба с Левитаном, восхищение его работами, видимо, многое дали и Чехову как писателю и мыслителю. Он готов был "душу отдать за удовольствие поглядеть на теплое вечернее небо, на речки, лужицы, отражающие в себе томный, грустный закат" и особенно любил весну. "Майские сумерки, нежная молодая зелень с тенями, запах сирени, гудение жуков, тишина, тепло - как это ново и необыкновенно, хотя весна повторяется каждый год" (из повести "Моя жизнь"). Подмосковную природу он стал называть левитанистой.

Бабкино

и писал в одном из писем их общему товарищу - архитектору Федору Шехтелю: "Стыдно сидеть в душной Москве, когда есть Бабкино... Птицы поют, трава пахнет. В природе столько воздуха и экспрессии, что нет сил описать... Каждый сучок кричит и просится, чтобы его написал Левитан".

hello_html_m607afb72.png

Перекликаются с творчеством Левитана и такие программно важные для Чехова произведения 1880-х годов, как повесть "Степь", рассказы о детях и животных, в которых важнейшую роль играют образы природы и выражены представления писателя о норме, истинно человечном образе мыслей и чувств.

Золотая осень 1895

"Нужны чистые, поэтические и естественные побуждения, столь же прекрасные, как мир природы... Человек должен быть достоин земли, на которой он живет... Какие красивые деревья и какая, в сущности, должна быть возле них красивая жизнь!" - в подобных утверждениях Чехова, близких к левитановским устремлениям, проявляется нерв, сердце его поэтики.


Осень туман 1898.jpg

В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» (1898) пошлости и мелочам обывательского быта противостоит красота, бесконечность природы и вызываемых ею чувств и мыслей: "Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и все благополучно".

Истра

Еще более едины чувство красоты ночной природы и высокая "чеховско-левитановская" этика в рассказе «В овраге» (1900), где героини в скорбную минуту все-таки верят, что, "как ни велико зло, все же ночь тиха и прекрасна, и все же в божьем мире правда есть и будет, такая же тихая и прекрасная, и все на земле только ждет, чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью"...



chehov_pic_02

Чехову А.П.

Bad Nauheim

31 мая 1898

Как давно я не имел известий от тебя, дорогой Антон Павлович. Ты на что-либо сердишься? или просто писать не хотелось? Это я еще понимаю. Ну, Бог с тобой. Как себя чувствуешь? Ты, наверное, уже у себя в деревне? О тебе я последнее время знал от других. Слышал, что пребывание на юге принесло тебе огромную пользу, чему, конечно, более чем порадовался. Какую погоду застал в Москве?

Я перенес весною тиф; едва не околел. Теперь лечусь здесь, т. е. принимаю ванны и делаю гимнастику. Чувствую себя гораздо лучше. Тоскую здесь ужасно, не с кем слово сказать. Окружен англичанами, которых, кстати, куда ни приедешь в Европу, всюду бездна, как летом мух. Начинаю думать, что в Англии англичан нет, или уж всюду слишком много! Недели через две, вероятно, еду в Россию, куда смертельно хочется. Хоть и дикая страна, а люблю ее!

Как поживают твои? Как успехи Марьи Павловны?

Если тебе лень написать, пусть Марья Павловна черкнет несколько строк.

Дружески жму руку И. Левитан


В 1900 году Чехов потерял близкого друга и родного человека, умер Левитан

15749866_1201176810_481159_185-web

Чехов, как никто другой, знал Левитана, но не оставил о нем никаких воспоминаний... И не потому, что ему нечего было сказать о "дорогом Левиташе". Возможно, что писатель не хотел раскрывать и выставлять публике то близкое и трогательное, что связывало величайшего писателя и величайшего живописца. А, возможно, Антон Павлович считал, что никто не расскажет о Левитане лучше, чем его произведения...






































Список литературы

































































Приложение



Диск с презентацией к проводимому мероприятию







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ЧЕХОВ И ЛЕВИТАН - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПИСАТЕЛЬ И ВЕЛИЧАЙШИЙ ХУДОЖНИК"
  • Русский язык и литература
Описание:

 Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого мероприятия.

Тема посвящена творчеству А. П. Чехова и И. Левитана. Несомненно, она звучит актуально в любое время. Поэтому возрос интерес обучающихся к творчеству этих великих людей России.

При подготовке открытого мероприятия были использованы различные виды самостоятельной работы.

Работа началась с организации изучения поэтического и творческого наследия поэта и художника.

Используемый на открытом занятии материал ограничен временными (хронологическими) рамками. Это объясняется ограниченностью  времени проведения занятия (90 мин.).

Если при исследовании некоторых вопросов биографий А.П. Чехова и И. Левитана возникает проблема недостаточности материала или спорной трактовки, то по вопросу их творчества встает другой вопрос – как отсортировать материал, выбрать самое важное, то, что вызовет несомненный интерес обучающихся.

Обучающиеся с огромным интересом занимались  поиском материала.

Форма проведения мероприятия объясняется так же многими обстоятельствами: возрастными особенностями первокурсников, уровню их общей подготовки, общей информированностью и заинтересованностью.

В процессе подготовки выяснилось, что обучающиеся не знают, казалось бы самых простых слов русского языка, поэтому мы все время работали не только над выразительностью речи, но и над значением некоторых устаревших слов.

Для иллюстрации выступления была создана презентация.

Данное мероприятие может проводиться ежегодно, так как контингент обучающихся постоянно обновляется.

Автор Новрузова Тарана Мамедовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 379
Номер материала 45154
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓