Главная / Биология / Методическая разработка "22 марта- Международный день воды"

Методическая разработка "22 марта- Международный день воды"



Открытое мероприятие по химии, биологии и экологии





22 марта – всемирный день воды

"Путешествие в мир воды"











Разработали:

Преподаватель высшей категории

Бутова М.В.









"Путешествие в мир воды"

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха , тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты-сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты - самое большое богатство на свете .

Антуан де Сент -Экзюпери

Цели:

1. Систематизация знаний учащихся о воде и ее уникальных свойствах.

2. Развитие познавательного интереса.

3. Воспитание экологической культуры.

Учитель:

22 марта объявлен международным днем защиты воды не потому, что ее становится все меньше, а потому, что чистая вода, от которой зависит наша жизнь, становится большой редкостью.

Сегодня мы совершим научно-познавательное путешествие в мир воды', в ходе которого вы сможете показать свои знания в этой области. Поехали…

1 станция – научная.

Никого из нас не удивляет дождь или падающий снег, гладь плавно текущей реки или озера. Другое дело – огромные просторы морей и океанов, водопады, гигантские ледники, сползающие с заоблачных высот, струи гейзеров, подобно фонтанам бьющие из-под земли. От этих красот у любого захватит дух. Но редко кто задумывается над тем, откуда взялись моря или реки, дождь или снег, каковы свойства воды, предстающей в таком разнообразном виде.

Происхождение воды на Земле столь же неясно, как и происхождение самой нашей планеты. Есть несколько гипотез того, откуда взялась вода. В зависимости от ответа на этот вопрос ученые разделились на два лагеря – сторонников метеоритного и сторонников “горячего” происхождения Земли. Первые считают, что Земля вначале была большим холодным твердым метеоритом, вторые – что расплавленным огненным шаром. Сторонники метеоритного происхождения говорят, что вода в виде льдистой или снегоподобной массы входила в состав того самого метеорита, который стал прапрапрадедом Земли. Сторонники “горячего” происхождения утверждают, что вода выделялась, как пот, из разогретого глубинного вещества (магмы) Земли в процессе его охлаждения и отвердения (кристаллизации). Вода просочилась на поверхность и скапливалась в низинах – так постепенно образовывались моря и океаны. А потом, из-за того что Солнце неравномерно нагревало поверхность Земли, начался круговорот воды, появились реки и озера и т.д.

Вода – самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете. Основные физические и химические свойства воды – не правило, а исключение в природе, хотя бы в том смысле, сто в соответствии с положением кислорода в таблице Менделеева свойства воды должны быть совсем другие. Доказано, что вода состоит из водорода и кислорода. Казалось бы, и соединению этих элементов следует оставаться газом. Кстати, многие элементы, соединяясь с водородом, так и “поступают”. Например, его соединения с теллуром (Н2Те), селеном (Н2Sе), или серой (Н2S) при температуре свыше 0о С газообразны. А вода – жидкость! Все свойства воды уникальны, исключительны и аномальны. Поэтому из-за своих качеств это соединение наиболее благоприятно для жизни.

Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле – фотосинтезе. Вода присутствует на Земле не только в водоемах, но и в воздухе, и в почве, и во всех живых существах.

Вода составляет 80 % массы клетки в молодом организме человека или животного и 60 % - в клетках старого. В клетках головного мозга ее 85 %, а в клетках развивающегося зародыша – 90 %. Если человек теряет 20 % воды, то наступает смерть. Правда, не во всех клетках человека содержание воды столь велико. Например, в клетках эмали зубов ее только 10 – 15 %. Много воды в клетках мякоти сочных плодов и листьях растений, но ее очень мало в клетках сухих семян или спорах растений и микроорганизмов, поэтому они могут храниться очень долго, пока опять не обводнятся в условиях, способствующих их прорастанию.

В естественном состоянии вода никогда не свободна от примесей. В ней растворены различные газы и соли, находятся взвешенные твердые частички. В 1 л пресной воды может содержаться до 1 г солей. Чтобы доказать это проведем опыт.

Возьмем два чистых обезжиренных стекла. На одно нанесем несколько капель простой воды (взятой из природного источника), а на другое – дистиллированной (не содержит солей). Выпарим воду со стекол при помощи спиртовки и сравним их. На первом стекле образуется белый налет, который указывает на наличие солей. Чем он интенсивней, тем больше солей растворено в воде.

. Большая часть всей воды на нашей сосредоточена в морях и океанах. Запас пресной воды составляет всего 2 %. Большая часть пресных вод (85 %) сосредоточена во льдах полярных зон и ледников. Возобновление пресных вод происходит в результате круговорота воды.

Тревогу мирового сообщества вызывает загрязнения мирового океана. Ежегодно в тихий океан попадает более 9 млн т отходов, в Атлантический – более 30 млн т. В Мировой океан ежегодно поступает 13 – 14 млн т нефтепродуктов. Одна капля нефти покрывает 20 м2 поверхности; по данным космической съемки, около 30 % поверхности мирового океана покрыто нефтяной пленкой.

На территории России 24 тыс. предприятий выбрасывают вредные вещества в водоемы. Качество воды основных крупных рек России оценивается как неудовлетворительное. Это связано с неудовлетворительной работой очистных сооружений из-за технической отсталости и малой мощности либо с их отсутствием. Около 80 % сточных вод, сбрасываемых предприятиями в реки, не подвергается очистке. В воду попадают излишки удобрений с полей, вызывающие эвтрофикацию водоемов: изменяется химический состав воды, бурно разрастаются водоросли, нарушается биологический круговорот веществ.

. к числу наиболее чистых водоемов не только в России, но и на Земле относится знаменитый Байкал – огромное сибирское озеро, содержащие 1/5 часть всех мировых запасов поверхностных пресных вод. Он существует более 20 млн. лет и сохраняет очень низкий уровень минерализации. Одна из самых чистых рек, отличающихся высокой прозрачностью воды – Ангара. Она берет начало в Байкале и течет на значительном протяжении по каменному ложу.

Из–за техногенного загрязнения фтором, бором, тяжелыми металлами ухудшается санитарное состояние и подземных источников водоснабжения. Естественно, загрязнение природных вод самым непосредственным образом влияет на качество питьевой воды идущей в наши квартиры.

2 станция – познавательная (сотрудник библиотеки)

Учащиеся делятся на 2 команды, проводится викторина «Что, где, когда?»



hello_html_52391fa5.jpg



1.Кто и когда впервые осуществил синтез воды? (А.Лавуазье, 1775год)

2. Какой воздух тяжелее – сухой или влажный? (сухой, т.к. молекулярная масса воды меньше молекулярной массы воздуха)

3.Почему яйцо не тонет в соленой воде? ( потому что плотность соленой воды больше, чем пресной, поэтому больше и выталкивающая сила)

4.Можно ли высушить белье на морозе? ( можно, т.к. лед тоже испаряется)

5. Назовите 8 наименований состояния воды, принятых в метеорологии. (пар, лед, снег, град, иней, туман, тучи, облака)

6.Какой водопад считается самым мощным в мире? (Ниагарский)

7. Почему стальная игла не тонет в абсолютно чистой воде? (ее удерживают силы поверхностного натяжения).

8. В каком органе человека содержится наибольшее и наименьшее количество воды? (стекловидное тело глаза 99% и эмаль зуба 0,2%)

Каждая команда получает задание:

2. ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

hello_html_41b60413.jpg

1.Началом пищевых цепей в водных экосистемах являются:

а) рыбы, б) икра рыб, в) планктон, г) личинки рыб.

2. Эвтрофикация вызывается:

а) кислотными дождями, б) сточными водами, в) ветровой эрозией,

г) разливами нефти.

3. Главным виновником химического загрязнения воды является:

а) водная эрозия, б) ветровая эрозия, в) человек, г) гниение растений.

4. Пригодная для питья вода должна иметь рН:

а) 4, б) 5, в) 7, г) 9.

5. Биоиндикатором загрязненной воды является:

а) аир болотный, б) водяной орех, в) ряска.

6. Причиной обмеления малых рек является:

а) севообороты, б) глубокая вспашка, в) вырубка лесов, г) строительство дорог.

7. Самый лучший метод очистки воды от загрязнения органическими

веществами: а) механический, б) химический, в) биологический,

г) физический.

8. В среднем на одного жителя России в сутки расходуется воды:

а) 120л., б) 150л., в) 170л., г) 200л.

9. Цунами – это:

а) ветер, б) волна, в) сильный ливень, г) крупный град.

10. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании: а) рыб, б) растений, в) микроорганизмов, г) торфа.

(учитель) Озвучим рекорды:

1.Самая длинная река Европы? (Волга)

2. Самая длинная река в мире? (Нил)

3.Самый большой океан? (Тихий)

4. Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)

5.Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

6.Материк, содержащий 80% мировых запасов пресной воды? (Антарктида)

7.Самая полноводная река мира (Амазонка)



3 станция – опытная.(демонстрирует учитель, привлекаются учащиеся)



Опыт №3. Лед и вода.

В стакан с водой помещаем кубик льда, готовим обычную нитку.

Вопрос: можно ли достать лед из стакана, не замочив рук?

Приложим нитку к кубику и посыпаем ее солью, через минуту нитка примерзнет и лед легко достанем из стакана.





Опыт №1. Снег и соль.

На обычную дощечку наливается вода и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда, насыпаем в стакан соль, а ты, дружок, мешать изволь! Считаю я до 10, а ты все палочкой крути! 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10. Примерз стакан химический, процесс ….эндотермический!

hello_html_m4ff4475d.jpg



Опыт №2. Сломанный карандаш.

Этот опыт основан на свойствах воды и света.

Реквизит: стакан, водопроводная вода, карандаш.

Подготовка:

1. Наполним стакан примерно на 2/3 водопроводной водой.

2. Разместим стакан с водой и карандаш на столе.

Начинаем научное волшебство:

1. Держим карандаш перед собой. Объявляем зрителям: "Сейчас я сломаю карандаш, просто опустив его в стакан с водой".

2. Опускаем карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды.

3. Держим карандаш в задней части стакана, дальше от зрителей.

4. Поводим карандашом туда-сюда в воде, держа его вертикально. Спросим у зрителей, что они видят.

5. Достанем карандаш из воды.

Результат

Зрителям покажется, что карандаш сломался. С их точки зрения, та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой.

Объяснение:

Такой эффект возникает благодаря рефракции. Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется зрителям находящимся в одном месте, а сквозь воду - в другом.

4 станция – удивительная



hello_html_6ac74b8e.jpg



Квантовые свойства воды

На молекулярном уровне вода удивляет ещё больше. В 1995 году проводимый учеными эксперимент по рассеянию нейтронов дал неожиданный результат: физики обнаружили, что нейтроны, направленные на молекулы воды, «видят» на 25% меньше протонов водорода, чем ожидалось. Оказалось, что на скорости одной аттосекунды (10 -18 секунд) имеет место необычный квантовый эффект, и химическая формула воды вместо H2O, становится H1.5O!

Есть ли у воды память?

Альтернативная официальной медицине гомеопатия утверждает, что разбавленный раствор лекарственного препарата может оказывать лечебный эффект на организм, даже если коэффициент разбавления настолько велик, что в растворе уже не осталось ничего, кроме молекул воды.

Сторонники гомеопатии объясняют этот парадокс концепцией под названием «память воды», согласно которой вода на молекулярном уровне обладает «памятью» о веществе, некогда в ней растворенном и сохраняет свойства раствора первоначальной концентрации после того, как в нём не остается ни одной молекулы ингредиента.

Международная группа ученых во главе с профессором Мэдлин Эннис (Madeleine Ennis) из Королевского университета в Белфасте (Queen’s University of Belfast), критиковавшая принципы гомеопатии, в 2002 году провела эксперимент, чтобы раз и навсегда опровергнуть эту концепцию.

Результат оказался обратным. После чего, ученые заявили, что им удалось доказать реальность эффекта «памяти воды». Однако опыты, проведенные под наблюдением независимых экспертов, результатов не принесли. Споры о существовании феномена «памяти воды» продолжаются.

Вода обладает множеством других необычных свойств, о которых мы не рассказали в этой статье. Например, плотность воды меняется в зависимости от температуры (плотность льда меньше плотности воды); вода обладает довольно большой величиной поверхностного натяжения; в жидком состоянии вода представляет собой сложную и динамически меняющуюся сеть из водных кластеров, и именно поведение кластеров влияет на структуру воды и т.д.

5 станция – кинематографическая

Просмотр фильма «Путешествие капли воды»

Подведение итогов и вручение призов.



Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – Вода!

Экономь ее и береги –

Грязь, халатность – вот ее враги!

При подготовке мероприятия использованы различные интернет-ресурсы.

Методическая разработка "22 марта- Международный день воды"
  • Биология
Описание:

22 марта - Международный день воды. В этот День мы привлекаем внимание школьников и всех жителей Земли к такому обычному и известному с детства веществу, как вода.Нам кажется, что воды много.Шутка ли 75% земной поверхности покрыто водой, а на деле оказывается, что чистой воды становится все меньше и меньше. Водоемкие производства, перерасход поверхностных и грунтовых вод в быту и на производстве, в сельском хозяйстве ставит нас перед серьезной проблемой дефицита пресной воды. Решить эту проблему можно только тогда, когда каждый человек осознает свою причастность ко всему, что происходит на планете.

Автор Бутова Марина Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 511
Номер материала 40627
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓