Главная / Классному руководителю / Методическая разработка проведения информационно-познавательного часа "Течет река Волга...."

Методическая разработка проведения информационно-познавательного часа "Течет река Волга...."


hello_html_6688832.gifhello_html_m13d5c3c9.gif

hello_html_3696c5d8.gifhello_html_3696c5d8.gifhello_html_3696c5d8.gif

Администрация муниципального образования "Лиманский район"

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества П. Лиман"







Воспитательное мероприятие



(методическая разработка для педагогов дополнительного образования, педагогов, организаторов, классных руководителей общеобразовательных учреждений)







Подготовила :

педагог дополнительного образования

Аукина С.А.








р.п Лиман

2014 г.


Объяснительная записка

Данная методическая разработка может быть использована при проведении различных просветительных, воспитательных , массовых мероприятий по экологии, краеведению, как сценарий для внеклассных мероприятий ,классных часов в учреждениях дополнительного и общего образования.

Данное мероприятие рекомендуется использовать при проведении Дней Волги , которые отмечаются в последнюю неделю октября, а также Дня Волги......

Методическая разработка призвана оказать методическую помощь учителям экологии, географии, организаторам, классным руководителям общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.

Мероприятие рассчитано для детей 10-15 лет. Продолжительность 60 минут.

Мероприятие разработано с целью развития экологической культуры учащихся, воспитания бережного отношения к природе , привлечения детей к активным действиям по ее охране и познанию окружающего мира.

Задачи :

Образовательная цель:

- расширить знания учащихся о реке Волга, источнике реки Волги, ее богатствах и ее экологических проблемах, а также о способах решения этих проблем силами подрастающего поколения;

- побудить познавательный интерес к изучению истории реки Волги , к происхождению ее названия;

- расширить представления учащихся о использовании вод реки для нужд человека.

Воспитательная цель:

- воспитывать патриотизм, любовь к Родине, родному краю, его природе; - формировать интерес к истории реки Волги;

-вырабатывать активную жизненную позицию в деле    охраны природы;

- повысить уровень экологической культуры учащихся, создать атмосферу единения зрителей и участников;

- способствовать развитию коммуникативных навыков поведения.

Развивающая цель:

-заинтересовать детей предметом "Экология", "Краеведение", "География";

- обеспечить содержательный досуг детей, настроить их на дальнейшее саморазвитие.

-содействовать укреплению межпредметных связей;

- способствовать развитию у детей творческого мышления, творческой инициативы, речи, памяти, внимания, расширению кругозора .

Форма проведения: экологический информационно-познавательный час;

Методы используемые при проведении мероприятия:

-         словесные (рассказ с элементами поисковой беседы);

-          наглядные (демонстрация иллюстративного материала, просмотр видеоролика, слайдовая презентация и слайдовая викторина);

-         практические (работа с раздаточным материалом )

 Новизна: Новизна мероприятия заключается в организации информационного мероприятия для воспитанников разного возраста.

Актуальность данной разработки в том, что во время мероприятия происходит переосмысление значимости реки Волга в жизни россиян, астраханцев и активизация познавательных интересов в области экологии, краеведения, географии.

Сознательная любовь к Родине начинается с познания нового и интересного об объектах природы родного края. Расширив и углубив знания о реке Волга и ее значении, у учащихся возникает желание стать защитником природы, а возможно и желание получить профессию "Эколог".


Методические приемы:

-         логические ( составление пословиц, выводы, обобщения);

-         организационные (работа групповая, индивидуальная)

-         технические (видеофильм, слайдовая презентация, слайдовая викторина, музыкальное сопровождение)

Оборудование и материалы:

компьютер;

проектор;

экран;

микрофоны;

презентация ;

видеофильм о реке Волга;

тематические буклеты;

слайдовая викторина "Узнай и назови", карточки с заданиями,

стихи, поговорки о Волге;

записи песен о Волге и музыкальных заставок;

жетоны.

Оформление зала:

ткань для имитации реки;

букеты лотоса, макеты лебедей, рыб для оформления сцены;

народные костюмы для ведущих;

Данное мероприятие проводилось в МКОУ ДОД "ЦДТ п. Лиман" с воспитанниками центра и учащимися МБОУ "ЛСОШ №2".

Ожидаемый результат:

- развитие активного познавательного интереса к получению информации о истории реки Волга, ее значении в жизни человека и влиянии человека на экологическое состояние реки;

- утверждение в сознании обучающихся экологических правил поведения в природе;

- желание учащихся принимать активное участие в природоохранных мероприятиях;

- повышение интеллектуальной , творческой активности учащихся;

-расширение зоны творческих возможностей и круга интересов учащихся;

-развитие коммуникативных навыков поведения;

-улучшение эмоционального состояния от участия в мероприятии;

Методическая разработка может быть переработана, видоизменена и проведена в любой другой форме: урока - знакомства, урока - путешествия, праздника, альманаха и т.д.



Методические советы и рекомендации по организации и проведению мероприятия


Для проведения мероприятия необходимо провести большую предварительную работу:

  • определить для кого проводится мероприятие;

  • разработать план проведения мероприятия;

  • Определить последовательность своих действий и действий участников мероприятия;

  • подобрать фото и записать слайдовый фильм о Волге;

  • подготовить презентацию по тексту сценария;

  • подготовить и распечатать информационные буклеты;

  • подготовить слайдовую викторину "Узнай и назови"

  • найти и распечатать тексты стихотворений для дикламирования;

  • найти, распечатать и подготовить конверты с набором слов для составления поговорок о Волге;

  • записать музыкальные заставки, песни;

  • разучить песни о Волге;

  • Разучить тематическую танцевальную композицию;

  • подготовить помещение и декорации для оформления сцены и зала;

  • отрепетировать с учащимися текст сценария;

Проводить мероприятие необходимо в актовом зале или просторном помещении с достаточным количеством посадочных мест и возможностью подключения компьютерной и техники и проектора.

Вариант оформления:

по центру сцены (на стене) экран для трансляции презентации и видеофильма;

по сцене, с одного края до противоположного края, расстелена синяя ткань имитирующая протекающую извилистую реку. По ткани расставлены букетики искусственных цветов лотоса, кувшинок, макеты водоплавающих птиц, рыб.

Фоновая музыка должна звучать на протяжении всего сценария.

Эмоциональный настрой мероприятию придадут музыкальные заставки - современные и старинные песни о Волге, песни в живом исполнении, танцевальные заставки, просмотр слайдового фильма;

Наличие викторины, конкурсов придает мероприятию соревновательный дух, а также личную заинтересованность в усвоении материала.

Стимулирует детей на внимательное прослушивание и запоминание материала наличие призов для самых внимательных участников мероприятия;

Тема Волги неисчерпаема...- это и тема Волги в произведениях писателей и поэтов, художников, музыкантов.... Отдельным мероприятием может быть мероприятие, посвященное экологическим проблемам Волги... и т.д., поэтому не стоит перенасыщать мероприятие информацией и удлинять время его проведения. Необходимо учитывать возрастные особенности детей, менять методы подачи материала.

Особое внимание при проведении конкурсов и викторин необходимо уделить проговариванию, повторению педагогом правильных ответов учащихся, для лучшего запоминания информации другими детьми.

Если педагог играет роль ведущего и находится на сцене, то желательно, чтобы учащийся 1 и учащийся 2 помогали раздавать жетоны за правильные ответы на задания конкурсов и викторин. Это позволит не затягивать этап закрепления усвоенного материала.

В качестве призов можно использовать календари и календарики, магниты с изображением Волги, Лотоса, ценных пород рыб и т.д., сладкие призы.























Структура мероприятия:


Организация мероприятия.

Информационный блок.

Закрепление полученных знаний.

Подведение итогов.



Ход проведения мероприятия "Течет река Волга..."


Организационная часть:

Слайд 1

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята, учителя, гости. Сегодня мы готовы открыть вам тайны реки Волга. Почему именно сегодня? Выбор сегодняшней даты не случаен, посмотрите как много знаменательных дней в октябре:

2 октября - Всемирный день сельскохозяйственных животных.

http://www.nbra.ru/images/stories/ekologia/ecolog_kalendar/56.png

3-10 октября - Неделя в защиту животных.

http://www.nbra.ru/images/stories/ekologia/ecolog_kalendar/57.png

5-6 октября - Всемирные Дни наблюдения птиц.

http://www.nbra.ru/images/stories/ekologia/ecolog_kalendar/58.png

5 октября - День образования Международного (Всемирного) союза охраны природы.

http://www.nbra.ru/images/stories/ekologia/ecolog_kalendar/59.png




6 октября - Всемирный День охраны мест обитаний.

http://www.nbra.ru/images/stories/ekologia/ecolog_kalendar/60.png

Вторая среда октября - Международный День по уменьшению опасности стихийных бедствий.

http://www.nbra.ru/images/stories/ekologia/ecolog_kalendar/62.png

 

14 октября - День Российских заповедников.

http://www.nbra.ru/images/stories/ekologia/ecolog_kalendar/63.png

Последняя неделя октября - Дни Волги.

http://www.nbra.ru/images/stories/ekologia/ecolog_kalendar/64.png

 

Сейчас идет последняя неделя октября, а значит мы не можем не говорить о Волге.

Обращаю ваше внимание, что в конце мероприятия самому внимательному слушателю по итогам викторин и конкурсов будет вручен приз.


(Исполняется тематическая танцевальная композиция)

Информационный блок:

Слайд 2

Ведущий:

Александр Дюма писал: "Каждая страна имеет национальную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек".

Волга одна из красивейших и самая большая река в Европе. Великая русская река. Для России Волга не просто река, не просто вода. Волга – это основа нашего русского государства и русской культуры. Писатели говорят о ней, как о живой, присваивают ей человеческие качества, сравнивают с Родиной – матерью. Река Волга – символ свободы, простора, широты и величия духа русского народа. Красавицу Волгу воспевали поэты, народ слагал о ней песни, художники писали картины. Волга радует нас своей красотой. Летом тысячи людей спешат к Волге, чтобы отдохнуть, поплавать, позагорать, насладиться ее красотой.


( под казацкую песню о Волге на сцену выходят учащиеся в русских костюмах)

Слайд 3

Ученик 1:

Тополя высокие, стройные стоят,

И на Волгу – матушку

С нежностью глядят.

Я хожу по берегу, вижу корабли,

Но они от берега ой как далеки!

Волга, Волга – матушка,

Русская река, города на Волге –

Родина моя!

Ведущий: Ребята, кто знает, как называли Волгу в древности?

Слайд 4

Ученик 2: Великая русская река Волга с давних пор была известна грекам. Первые упоминания о Волге встречаются в трудах древнегреческого историка Геродота.Геродот называет Волгу рекой Оар.. "Волга" означает "светлая".

Ученик 1:Греческий ученый Птолемей в своей «Географии» называл Волгу - Ра ( что означает «Щедрая»). Он жил далеко от Волги, на побережье Африки, в городе Александрии, но и туда доходили слухи о великой реке

Ученик 2: В средние века арабы называли её — «Ийшль» — «Река рек»

Ученик 1: ИТИЛЬ, ЭТИЛЬ, АТИЛЬ... Такие названия реки Волги отмечены в средневековых хрониках. Татары называли её Идиль, монголы Итиль река-рек,

Ученик 2:Арабский ученый Аль-Идриси (XII в.) в своей «Географии» называл Волгу «Русийа» или «Расия»

Ученик 1: Жившие на её берегах финские племена называли реку Волга — «Блистающая», «Светлая»

Ученик 2: Существует версия, что название «Волга» имеет балтийское происхождение от слова valka — «ручей, текущий через болото; небольшая, заросшая травой река»

Ученик 1: Другие ученые считают . что Волга произошло от «волоога»- влага, влажный.

Слайд 5

Ученик 2: Река Волга берет начало от Валдая, в краю лесов и озер, где климат влажен и дожди часты. Ее родина - Тверская область, село Волговерховье. Если от правления села спуститься вниз к болоту, то на высоте 228 метров, можно увидеть деревянный сруб.

Слайд 6

Он поставлен над неглубоким колодцем с родниками прозрачной воды. У колодца надпись:"Исток Волги. Колодец разрушенный немецкими , восстановлен.Июль 1942 года".

Ученик1: Исток Волги знали давно, хотя научно географы подтвердили это только в конце ХIХ века. Деревянный сруб над источником - это маленькая часовенка. Ключ, который хранится в этой часовне, является ключом от Волги.

Ученик 2:

А было так: часовня на болотце 
И окающий говор знатока. 
Отсюда Волга-матушка берется, 
Великая российская река.

Окно воды – само себе начало,
И наши лица виделись в воде. 
О, если есть божественность начала, 
То здесь оно, бесспорно, как нигде.

Да, только здесь, где как глазищи совьи, 
Глядят кувшинки в годы и века, 
И Волга начинается в часовне
Едва приметным пульсом родника.

Слайд 7

Ведущий. Наклонись поближе к земле и прислушайся. Кап-кап-кап, тук-тук-тук... Слышишь звуки, напоминающие удары сердца?

(звучат звуки капающей воды плавно перерастающие в журчание ручья)

Это вырывается из земли маленькая, серебристая струйка воды. От нее веет прохладой даже летом, когда припекает солнце. И вот уже побежал, побежал ручеек, прокладывая путь между кустами и деревьями. Трудно себе представить, что безымянный ручеек превратится в могучую полноводную реку, по ней поплывут корабли и баржи, ее воды наполнят поля и заставят вращаться турбины электростанций. Как жизнь человека начинается с детства, так и наша великая русская река на Валдае начинается с маленького родничка.

Слайд 8

Ученик 1: Маленький ручеек! Вода немного коричневая. Она не течет, а сочится из мхов от подножия невысоких березок, ив, ольхи и болотной травы. Странно называть Волгой ключик, который можно перешагнуть. Над этим ручейком порхают трясогузки, сюда заплывают самые смелые щурята. Это начало Волги, ее исток.

Слайд 9

Ученик 2: А впадает Волга в Каспийское море. Волга принимает около 200 притоков, самые крупные Кама и Ока. В районе Астрахани ширина реки достигает 50 м, а длина ее 3688 км.

Ученик1: Волга не просто река, не просто вода, не просто водный путь. Волга кормилица, она и поит людей, растения, животных. По берегам Волги издавна селились люди. Волга – это исторический путь, где сходятся прошлое и настоящее нашего народа. Много исторических событий связано с великой рекой! Все перевидала Волга. Все пережила. А сколько с Волгой связано имен полководцев, певцов, художников, музыкантов, политических деятелей. Волга неисчерпаема! Е. Евтушенко пишет: " Волга для России больше, чем река...."


Слайд 10 Показ видеофильма о Волге.

Слайд 11

Ученик 2:  Волга – крупнейшая река нашей страны. Волга течет по зоне лесов, затем по лесостепи, степи и далее до Каспийского моря по полупустыни. У Волги очень много крупных притоков. Они питают красавицу реку и делают полноводной (учащийся сопровождает текст показом на карте).

Слайд 12

Ученик 1: На берегах Волги находится 39 республик и областей Российской Федерации, а также множество сел, деревень и поселков, стоит 440 городов, где проживает почти 40% всех российских горожан. Крупнейшие города на Волге: Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. (учащийся сопровождает текст показом на карте).

Ученик 2: На Волге построено много водохранилищ. Тверской порт стал портом пяти морей, порт Оля Астраханской области имеет большое значение в развитии Международного транспортного коридора (МТК) «Север Юг» (учащийся сопровождает текст показом на карте).

Слайд 13

Ученик 1:   Волгу перегородили гигантские плотины нескольких ГЭС. Благодаря этому образовалось несколько водохранилищ: Куйбышевское, Волгоградское, Саратовское, Рыбинское и другие. Энергия Волги идет в Москву, на Урал и в другие места.

Слайд 14

Ученик 2: Волга – река-труженица. Волга и ее притоки многие столетия служат удобным транспортным путем. Волжский путь сближает стоящие на реке города, способствует развитию экономических связей.

Ученик 1:   По Волге сплавляют лес, перевозят нефть. По берегам ведутся разработки песка. Волга дает много рыбы.

Слайд 15

В дельте реки находится знаменитый Астраханский заповедник (учащийся сопровождает текст показом на карте).

Ученик 2: И во всех этих образах Волга удивительна. Щедра и трудолюбива, богата народными промыслами.

Слайд 16

Ученик 1: Животный мир Волги насчитывает около 580- видов. В ней обитает до 75 видов рыб, из них 40- промысловых: вобла, волжская сельдь, лещ, судак, сом, сазан, чехонь, жерех. плотва, густера, налим, окунь, щука. Ценные породы рыб: белуга, осетр, севрюга, стерлядь (учащийся сопровождает текст показом на слайде).

Слайд 17

Ученик 2: В Волге водятся раки, моллюски, лягушки, бобры, ондатры, водоплавающие птицы – цапли, утки (учащийся сопровождает текст показом на слайде).

Слайд 18

Ученик 1: По берегам Волги и в самой реке растет тростник, камыш, кубышка, рогоз и , конечно, лотос (учащийся сопровождает текст показом на слайде).

Ведущий Мы много говорили о том, как прекрасна Волга, чем она богата, но у нее не все так идеально, у нее большие экологические проблемы. Всего 60 лет назад наша волжская вода считалась питьевой. Теперь она очень грязная. Наш дом – река Волга красавица в опасности. С каждым годом вода становится все грязнее. Кто же загрязняет Волгу?

Слайд 19

Ученик 2: Основные источники загрязнения воды связаны с человеком: нефтепереработка, только 1 литр нефти способен отравить миллион литров воды.

Ученик 1: Загрязняет воду транспорт, ядохимикаты пластиковый мусор..

Ученик 2 : По берегам Волги в городах расположено множество заводов и фабрик, которые сбрасывают грязные воды в реку. Рыба в такой грязной воде болеет и погибает.

Ученик 1: Река перегорожена плотинами, поэтому рыбы не могут свободно проходит по течению Волги.

Ученик 2: Вокруг Волги горят леса, они загораются от оставленных костров.

Ученик 1: В бассейне Волги живут 60 млн. человек, которые тоже сильно загрязняют Волгу.

Ученик 2: И взрослым, и детям надо знать правила поведения во время отдыха на природе. Надо беречь природу, любить ее, и она не останется в долгу. Красота лесов, чистый воздух, чистые реки необходимы людям.

Ведущий. Вода – это дар природы. Без воды жизнь на земле невозможна! Пресная, чистая вода ценится очень высоко. О ее чистоте заботится наше государство.

Ученица 2: Ах ты, капелька моя, чистая, прозрачная.

Я хочу, чтоб у тебя, жизнь была удачная.

То не бред, не ерунда: есть счастливая вода,

Только люди – человеки засоряют наши реки.

Им, наверно, невдомёк: губят главный в жизни сок,

Глупые, не понимают, ведь себя же убивают.

Чтоб не быть беде вовеки,

Чистыми должны быть реки.



Слайд 20

Ведущий. Как же мы можем помочь нашей красавице?

Слайд 21

Ученик 1 : Не бросать в воду мусор.

Ученик 2: Не оставлять мусор на берегу. Не сжигать и не закапывать стеклянный, пластиковый , металлический мусор.

Ученик 1: Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды.

Слайд 22

Ученик 2: Не разбрасывать лишние удобрения и ядохимикаты.

Ученик 1: Установить современные очистные сооружения на заводах и фабриках.

Слайд 23

Ученик 2 : Расчищать родники и ручьи.

Ученик 1: Беречь воду.

Слайд 24

Ученик 2: Оберегать растения – не рвать кубышки и другие растения.

Ученик 1: Оберегать животных – не ловить раков, моллюсков, стрекоз.

Ученик2: По – возможности помогать животным:

Слайд 25

1. Зимой во льду делать лунки, чтобы поступал кислород и рыбам было легче дышать.

2. Весной после разлива в лужах погибает много мальков – вылавливать их и в банках или ведрах переносить в реку.

Ведущий: Дети не бросайте мусор в Волгу, не оставляйте его на берегу!

Давайте будем сохранять воду в Волге чистой, для себя и будущих поколений.

Слайд 26

Ученик 1:

РЕКА СВЯЩЕЙНЕЙШАЯ В МИРЕ,

Кристальных вод царица - мать,

Дерзну ли я, на слабой лире

Тебя. О, Волга величать?

Ты образ божий в мире сем!

Россию украшая,

Шуми священная река.

Свою великость прославляя.


Закрепление полученных знаний.

Ведущий:

А теперь мы проверим, кто сегодня был самым внимательным? Я буду вам задавать вопросы по прослушанному материалу, а тот кто правильно ответит на вопрос будет получать жетоны. Тот , кто наберет больше всего жетонов, получит в конце мероприятия приз!

Начинаем!

Слайд 27

1.Вопросы по прослушанному материалу:

1.Как называли Волгу в старину? (Идель, Итиль, Этиль, Ра, Ийшль, Валка, Оар, Рассия, Россия, светлая, щедрая)

2. Сколько притоков имеет Волга? (200)

3.Где берет свое начало Волга? (на Волдайской равнине в Тверской области)

4. Какова длина Волги? (около 3 688 км)

5. Назовите волжский город, где в 1942г. начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны? (Сталинград – Волгоград)

6. Перечислите города расположенные на Волге? (Тверь, Ярославль, Кострома, Рыбинск,Нижний Новгород, Набережные Челны, Чебоксары, Ульяновск, Сызрань, Казань, Энгельс, Камышин, Волгоград, Астрахань, Новгород, Саратов, Самара...)

7. Перечислите растения дельты Волги;

8.Перечислите виды рыб обитающих в Волге;

9.Что угрожает нашей матушке-реке?

10. Что каждый из вас может и должен сделать , чтобы наша река была чище и краше?

(учащийся 1 и учащийся 2 раздают жетоны за правильные ответы)

- Молодцы! Продолжаем дальше...

Слайд 28

2. Составление поговорок о Волге:

Предлагаю вам разделиться на 2 команды (можно и больше). Сейчас я раздам вам по 2 конверта, в которых находятся слова, из которых вам необходимо правильно составить поговорки о реке Волге. Какая команда справится с заданием быстрее и правильнее, получит приз. Получите, пожалуйста, конверты.

(В конвертах по 2 поговорки:

1 конверт - Волга – добрая лошадка, все свезет. Волга – плыть долго.
2 конверт - Не проплывешь Волгу – Родину не увидишь. Волга – всем рекам мать)


Пока учащиеся составляют пословицы звучит песня о Волге)


Первой с заданием справилась команда..... Она составила правильно поговорки:.......(ведущий читает поговорки), у второй команды были такие поговорки о Волге :.......(ведущий читает поговорки)


(учащийся 1 и учащийся 2 дают команде победительнице приз)

Слайд 29

3. Конкурс «Узнай и назови»

- Молодцы! Следующий наш конкурс называется : "Узнай и назови". Перед вами на экране будут появляться слайды, а кто узнает и правильно назовет то, что изображено на слайде получает жетон.

Слайд 30-43

(учащийся 1 и учащийся 2 раздают жетоны за правильные ответы)


Слайд 44

4.Дикламирование стихов

- Много стихов написано поэтами про нашу Волгу.. Предлагаю выйти на сцену тем учащимся, которые смогут за 2 минуты подготовиться и красиво, с выражением прочитать нам стихи о Волге. (Раздаем стихи).

(Пока ребята готовятся звучит музыкальная заставка - песня о Волге)


Ведущий: приглашаю чтецов на сцену

(ребята соревнуются в чтении стихов)


Слайд 45

Подведение итогов.


Ведущий: Я предлагаю вам сейчас посчитать все свои жетоны и выйти на сцену тех, у кого их оказалось больше 5.. Посмотрим у кого же жетонов больше всех? (звучат фанфары)

Поздравляем... сегодня самым(ой) внимательным(ой) оказался (лась)...... Тебе приз...

Ведущий: Вот и подошел к концу наш экологический информационно-познавательный час . Хочется верить, что информация , которую мы подготовили для вас осталась в памяти каждого. Мы надеемся, что вы не будете равнодушными к проблемам реки Волги и каждый из вас будет, стараться относиться к ней бережно! Берегите и любите нашу Волгу -матушку!


















Список источников информации.



1.Азбелева, С.Н., Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней/ С. Н. Азбелева.-  Москва : Советская Россия Русская книга,   1992.  - 605с.

2.Вардугин, В.И, Мифы древней Волги : мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней/ сост. В. И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1996.-686с.

3.Кожина Т. Н..Рек, озер краса, глава, царица...: Волга как прецедентный знак русской культуры./ Т. Н. Кожина, Н. В. Лекомцева.//Русский язык за рубежом- 2003.-№3, http://www.gramota.ru/biblio/magazines/ryzr/rzr2002-03/

4. Прохоров А.М.. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 160.

5. Пятин В.А., Природа и история Астраханского края./ под ред.В.А. Пятина.- Астрахань: Издательство Астраханского пед. ин-та, 1996.-346 с.

Информационные ресурсы:

1. http://www. learningrussian. gramota. ru/ http://newciv. relarn. ru/work/2-41/library/dic/v. htm - Происхождение названия реки Волга

2. http://www.interfisher.ru/volga.html - Описание реки Волга

3.http://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/gde-naxoditsya-istok-reki-volgi/ -

Где находится исток Волги?

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%EB%E3%E0 - Волга, материалы википедии


















первый мост через Волгу.jpeg


































Приложение №1


Поговорки о Волге


Волга – добрая лошадка, все свезет.
Не проплывешь Волгу – Родину не увидишь.
Волга – плыть долго.

Волга – всем рекам мать

В ложке Волги не переедешь 

Волгу переплывет тот, кто опирается на народ.
Нечем платить долгу – ехать на Волгу.
Толокном Волгу не замесишь.
На словах - Волгу переплывет, а на деле – ни через лужу.
Просит осетр дождя, в Волге лежа.

Волга – рекам Родина царица, ни одна не может с ней сравниться.




















Приложение №2

Стихотворения о Волге


ВОЛГА

Мы русские. Мы дети Волги.
для нас значения полны
Ее медлительные волны,
Тяжелые, как валуны.
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена
И Ангара, и Енисей.
Люблю ее всю в нитках света,
Всю в окаймленье ивняка…
Но Волга для России это
Гораздо больше, чем река.
И жить мне молодо и звонко,
И вечно мне шуметь и цвесть,
 
Покуда ты, Россия, есть.

(Евгений Евтушенко)


ВОЛГА
Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.
Своенравная, как птица – вольная,
Все "ключи" собрав наперечет. 

Шумная, бурливая, привольная...
Теплоходы катит по волнам.
По ночам – степенная, спокойная –
Ластится к пологим берегам. 

Города и села умываются
Чистою, прохладною водой.
Радугой веселой улыбаются,
Наполняя душу теплотой. 

Миллионы лет во благо трудится,
Всем вокруг давая право жить.
И пока Земля – планета крутится,
Будет человечеству служить.
(Татьяна Лаврова )


РУЧЕЕК

Не приметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
 
То внезапно в кустах пропадает,
 
И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
 
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Скольких разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.

(Н.Якушев)


НА ВОЛГЕ- РЕКЕ
Лечу, скользя по водной шири.
Недвижны в небе облака.
Что может быть прекрасней в мире
Тебя, великая река?! 

Взлетают чайки, чтобы скоро
Вдали растаять и пропасть.
Неизмеримого простора
Всепобеждающая власть! 

По-русски скромная природа
Чарует тихой красотой,
На синем шелке небосвода
Сияет купол золотой. 

Как чешуя на сонной рыбе,
Как полированная сталь,
Переливаясь, блещут зыби.
Все шире делается даль. 

Перед лицом громадной мощи
Неспешно движущихся вод
Смотрю спокойнее и проще
На то, что душу так гнетет… 

И вот я снова на причале,
Но Волга в море унесла
Мои тревоги и печали,
Которым не было числа. 
(Дмитрий Степанов )




ВНИЗ ПО ВОЛГЕ

Какая ширь, какая даль!..
Не потому ль, не оттого ли
Так жадно просит сердце воли,
И так томит его печаль?! 

Так вот и кинулся ба птицей
Туда - за дальний кругозор,
Где в безднах неба тонет взор -
Над Волгой, русских рек царицей. 

Нет! Это чувство - не печаль:
С ним повстречался я впервые...
Привет тебе, родная даль!..
Тебе - могучая стихия!.. 
(Аполлон Коринфский )



«К Волге»

Конец благополучну бегу!

Спускайте, други, паруса!

А ты, принесшая ко брегу,

О Волга! рек, озер краса,

Глава, царица, честь и слава,

О Волга, пышна, величава!

Прости!.. Но прежде удостой

Склонить свое вниманье к лире

Певца, незнаемого в мире,

Но воспоенного тобой!

Исполнены мои обеты:

Свершилось то, чего желал

Еще в младенческие леты,

Когда я руки простирал

К тебе из отческия кущи,

Взирая на суда бегущи

На быстрых белых парусах,

Свершилось, и блажу судьбину:

Великолепну зрел картину!

И я был на твоих волнах!..


поэт XVIII в. И. Дмитриев







































Приложение №3




Буклет


















Приложение №4






Презентация

"Течет река Волга"






















Приложение №5

Популярные песни о Волге

А я без Волги просто не могу! Музыка Е.Мартынова. Слова А.Дементьева

В кольце Жигулей. Слова и музыка Б. Вахнюка

Весной Волга разольется, р.н.п.

Вечерние звезды. Музыка Ю. Якушева. Слова Б. Дубровина

Вниз по Волге-реке. Слова А. Шаховского

Вниз по матушке по Волге, р.н.п.

Волга - главная река. Музыка А. Киселева. Слова В. Татаринова

Волга - песня сама! Музыка В. Челнокова. Слова И. Олениной

Волга в сердце впадает мое. Музыка Б. Савельева. Слова М. Пляцковского

Волга. Музыка В. Казенина. Слова Ф. Лаубе

Волга-реченька. Музыка Г. Пономаренко. Слова Н. Палькина

Волжская лирическая. Музыка Г. Левкодимова. Слова В. Степанова Волжские зори. Музыка А. Климова. Слова М. Агашиной

Дорогой широкой. Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача Душа России. Музыка А. Абрамова. Слова Р. Плаксина

Если Волга разольется... Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача

Есть на свете река. Музыка Ю. Блинова. Слова В. Семернина

Из-за острова на стрежень, р.н.п. Как по Волге-матушке. Слова и музыка В. Высоцкого. Запись мелодии П. Гринчука

Любовь России. Музыка Ю. Маркелова. Слова Е. Евтушенко

Меж крутых бережков. Слова М. Ожегова

Над Волгой. Музыка В. Голикова. Слова В. Макашева

Над Волгой. Музыка В.Федорова. Слова А. Яшунской

Над Волгой. Слова и музыка А. Краснопольского

Нам не жить без России. Музыка С. Нагибина. Слова И. Олениной

Не страшна мне Волга-матушка. Обработка М. Балакирева. СловаА.Кольцова

Пересохни, Волга-речка, р.н.п.

Песня о Волге. Музыка Б. Мокроусова. Слова С. Острового

Песня о Волге. Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача Песня-Волга. Музыка И. Ефремова. Слова В. Семернина

Разлилася Волга широко, р.н.п.

Сормовская лирическая. Музыка Б. Мокроусова. Слова Е. Долматовского

Спасибо, Волга. Музыка Е. Бикташева. Слова Н. Палькина

Течет Волга. Музыка М. Фрадкина. Слова Л. Ошанина

Ты взойди, солнце красное, р.н.п.

Ты скажи, скажи, Волга-матушка. Слова П. Рублева. Музыка Г. Пономаренко

Утес Степана Разина, р.н.п.

Хорошо на Волге жить, р.н.п.

Эй, ухнем! р.н.п.


Методическая разработка проведения информационно-познавательного часа "Течет река Волга...."
  • Классному руководителю
Описание:

Данная методическая разработка может быть использована при проведении различных просветительных, воспитательных , массовых мероприятий по экологии,  краеведению, как сценарий для внеклассных мероприятий ,классных часов в учреждениях дополнительного  и общего образования.  

    Данное мероприятие рекомендуется использовать при проведении Дней Волги , которые отмечаются  в последнюю неделю октября,   а также Дня Волги......

 Методическая разработка призвана  оказать методическую помощь учителям экологии,  географии, организаторам, классным руководителям общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.

 Мероприятие рассчитано  для детей  10-15 лет.  Продолжительность 60 минут.

 

     Мероприятие разработано с целью  развития экологической культуры учащихся, воспитания бережного отношения к природе , привлечения детей к активным действиям по ее охране и познанию окружающего мира.

Автор Аукина Светлана Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1024
Номер материала 16975
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓